Научная статья на тему 'Критерии развития личностного потенциала специалистов'

Критерии развития личностного потенциала специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONAL POTENTIAL / ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ / WORK ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Миронов Алексей Геннадьевич, Захаров Сергей Владимирович

Актуальность настоящей работы обусловлена потребностями в исследованиях критериев развития личностного потенциала специалистов в условиях современных тенденций развития профессионального образования. В процессе исследования авторами определено, что личностный потенциал специалиста, обладающего сформированными общепрофессиональными и профессиональными компетенциями состоит из ценностных ориентаций, психологических свойств личности, психологических и социальных особенностей, профессионально-значимых личностных качеств, трудового потенциала и творческой активности. Личностный потенциал предполагает способность не только к профессиональным формам творчества, но и к социальным, потребность в которых в условиях глубоких политических и социально-экономических преобразований в нашем обществе становится все более очевидной. Определено, что современные тенденции развития профессионального образования предопределяют создание нового стереотипа личности специалиста, умеющего уметь мысленно опережать реальные производственные ситуации, анализировать их и принимать своевременные компетентные, профессиональные зрелые решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Миронов Алексей Геннадьевич, Захаров Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR DEVELOPMENT OF THE PERSONAL POTENTIAL OF SPECIALISTS

In the process of research, the authors found that the personal potential of a specialist with well-formed professional and professional competences, consisting of value orientations, psychological properties of the individual, psychological and social characteristics, professionally significant personal qualities, labor potential and creative activity. Personal potential implies the ability not only to professional forms, but also to social ones, but in those cases when they become more and more obvious. It is determined that modern trends in the development of vocational education, skills, abilities, abilities, abilities, abilities and skills.

Текст научной работы на тему «Критерии развития личностного потенциала специалистов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-3-140-152 УДК 378.14

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ

личностного потенциала специалистов

Цыплакова С.А., Миронов А.Г., Захаров С.В.

Актуальность настоящей работы обусловлена потребностями в исследованиях критериев развития личностного потенциала специалистов в условиях современных тенденций развития профессионального образования. В процессе исследования авторами определено, что личностный потенциал специалиста, обладающего сформированными общепрофессиональными и профессиональными компетенциями состоит из ценностных ориентаций, психологических свойств личности, психологических и социальных особенностей, профессионально-значимых личностных качеств, трудового потенциала и творческой активности. Личностный потенциал предполагает способность не только к профессиональным формам творчества, но и к социальным, потребность в которых в условиях глубоких политических и социально-экономических преобразований в нашем обществе становится все более очевидной. Определено, что современные тенденции развития профессионального образования предопределяют создание нового стереотипа личности специалиста, умеющего уметь мысленно опережать реальные производственные ситуации, анализировать их и принимать своевременные компетентные, профессиональные зрелые решения.

Ключевые слова: профессиональное образование; личностный потенциал; трудовая активность; профессиональная деятельность.

criteria FOR DEVELOPMENT OF THE PERSONAL

Potential of specialists

Tsyplakova S.A., Mironov A.G., Zakharov S.V.

In the process of research, the authors found that the personal potential of a specialist with well-formed professional and professional

competences, consisting of value orientations, psychological properties of the individual, psychological and social characteristics, professionally significant personal qualities, labor potential and creative activity. Personal potential implies the ability not only to professional forms, but also to social ones, but in those cases when they become more and more obvious. It is determined that modern trends in the development of vocational education, skills, abilities, abilities, abilities, abilities and skills.

Keywords: professional education; personal potential; work activity; professional activity.

Введение

Личностный потенциал специалиста, обладающего сформированными общепрофессиональными и профессиональными компетенциями состоит из ценностных ориентаций, психологических свойств личности, психологических и социальных особенностей, профессионально-значимых личностных качеств, трудового потенциала и творческой активности.

Мотивационное ядро личности профессионала является системообразующим фактором развития личностного потенциала, определяя роль в квалифицированной профессиональной деятельности, и является продуктом этой деятельности.

Мотивационно-целевая сфера профессиональной деятельности включает в себя следующие составные элементы:

- призвание;

- намерения;

- потребность в профессиональном труде;

- профессиональная направленность;

- профессиональные притязания;

- осознанное отношение к труду.

Цель статьи

Исследование критериев развития личностного потенциала специалистов как способности не только к профессиональным формам творчества, но и к социальным, потребность в которых в условиях

глубоких политических и социально-экономических преобразований в нашем обществе становится все более очевидной.

Описание исследования

Социально-профессиональная ориентация выпускников высших учебных заведений, как будущих специалистов в своей профессиональной деятельности, выступает как феномен сознания, предрасположенности личности к занятию определенного места в обществе.

Как критерий предпочтения социального положения считается выбор направлению подготовки. Кроме того, социальная ориентированность выражается в оценке не только возможных перспектив избранной профессиональной деятельности личности и достигаемой посредством ее социального положения, но и образования. Таким образом, ценности образования и профессии составляют один из важнейших показателей, по которому можно судить о социальной ориентированности личности.

Рассмотрим более подробно основные компоненты личностного потенциала специалиста.

Система социально-психологических особенностей личности включает понятие индивидуальности.

По определению В.С. Мерлина, индивидуальность - это единичность, неповторимость, уникальность, специфичность человека при сопоставлении его с другими людьми; это сложное многоуровневое образование, все элементы которого, взаимодействуя, образуют единое целое - интегральную индивидуальность.

В структуре человеческой индивидуальности можно выделить темперамент - сферу личности, обнаруживающуюся в инстинктах, рефлекторных и эмоциональных реакциях человека, психическую активность, как тенденцию личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию действительности, эмоциональность, как обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения различных чувств, аффектов и настроений. Данный комплекс качеств отражает

наследственные качества личности, являющиеся постоянными, неизменными и мало податливыми к воздействиям воспитания и среды.

Важнейшим компонентом (характеристикой) личностного потенциала специалиста является активность в производственном процессе.

Активность, как личностное образование, выражает особое состояние человека и его отношение к деятельности, ее уровень и характер. Это устойчивая готовность и способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями и целями.

Трудовая активность - наиболее общее выражение качественной стороны, оценки трудовой деятельности специалиста. Сущность трудовой активности - в единстве побудительных мотивов личности и ее деятельности. Выделяется три аспекта проявления активности человека в труде.

Первый аспект связан с функционированием человека в технологическом процессе производства. Он характеризует труд как функциональную деятельность, ее результативность обеспечивается интенсивностью, слаженностью исполнения производственных операций. В личностной структуре работника эти характеристики трудовой деятельности сопряжены с его способностями выполнят работу определенной квалификации.

Второй аспект связан с функционированием человека в с теме производственных отношений. Здесь проявляется степень согласования общественных и личных интересов, уровень оптимальности в развитии отношений товарищеской взаимопомощи. В процессе трудовой деятельности этот аспект находит отражение в стоянии исполнительской дисциплины.

Третий аспект связан с особенностями функционирования регулятивного механизма деятельности. Этом механизм сопряжен с личностным развитием специалиста, со степенью индивидуализации его общественной сущности. Данный аспект активности характеризуется соотношением мотивов труда, степенью осознания и направленностью объективных потребностей и интересов. Трудовая активность работника в этом случае формируется не только в про— 143 —

цессе производства, но и в сферах досуга, семьи, общественно-политической деятельности и т.п.

Главным критерием активности является уровень развития деятельности работника как свободной социальной деятельности. В сфере производства деятельность человека становится свободной по мере исключения его из технологического процесса и превращения деятельности в активную, которая требует от работника мобилизации и развития его личных способностей.

Факторы, определяющие активность работника в труде, заключены не столько в производительных силах, сколько в производственных отношениях, т.е. в социально-экономических формах организации труда. Главные стимулы деятельности человека, основные причины, определяющие его активность в развитии производительных сил, надо искать в отношениях его к другим людям, к обществу.

При прогнозировании развития трудовой активности необходимо обращать внимание на стимулы активности, заключенные в процессе труда, которые создают условия для непрерывной актуализации накопленного у специалиста личностного потенциала. Стимулы активности дифференцируются на две группы. Это, во-первых, стимулирование за счет совершенствования объективного процесса развития производительных сил (техническое перевооружение, реконструкция, замена ручного труда и т.д.), объективно отражающегося в повышении содержательности труда, его разнообразия, снижения доли неквалифицированного труда. Другой важный стимул трудовой активности - процесс совершенствования производственных отношений, при котором работники превращаются в субъект этих отношений.

В условиях комплексной автоматизации и механизации производства результативность труда зависит не столько от физических усилий, сколько от интеллектуальных, умений обеспечить бесперебойную слаженную работу автоматических линий, от умения включиться в коллективный труд, осуществлять определенные управленческие функции. Таким образом, возникает потребность в социальных способностях специалиста.

Творческая активность как высшая форма трудовой активности связывается с качественными изменениями трудовой деятельности и характеризующую степень раскрытия универсальных сущностных сил человека

Творческая активность - это средство целостной личности, дня которой труд имеет самостоятельную ценность..

Творческий интеллектуальный уровень - это относительно устойчивая структура умственных способностей. Сущностными характеристиками творческого интеллектуального потенциала является умение мыслить диалектически, что предполагает стихийный, операционный, эвристический и диалектико-эвристиче-ский уровни.

Стихийный уровень определяется неумением выделения и использования приемов умственной интеллектуальной деятельности, регуляция которой осуществляется без рефлексии в сознании.

Операционный уровень определяется умением осознанно применять приемы логического мышления при решении задач различного уровня сложности. Владение этими приемами определяет логическую культуру специалиста и выступает обязательной ступенью в развитии операционной структуры творческого мышления.

Эвристический уровень определяется последовательностью организации поискового процесса, владением не только формально-логическими операциями мышления, но и применением их совокупности как стратегии поиска решения задач.

Диалектико-эвристический уровень происходит через осознанное применение диалектического мышления. Диалектика учит мыслить гибкими, развивающими понятиями, позволяет понять сложные явления в их внутренних и внешних связях, в постоянном развитии.

Диалектический метод познания сводится к осознанному применению приемов диалектического мышления:

- широкая ориентация в содержании проблемы;

- всесторонне изучение объекта, предмета;

- варьирование признаками предмета, объекта в целях выявления наиболее сущностных из них;

- определение взаимосвязи различных сторон и свойств в предмете.

Исследование показало, что основными проблемами в развитии творческого мышления будущего специалиста являются:

- низкий уровень обобщения знаний;

- незнание логических приемов мышления;

- незнание общей логики научного поиска;

- незнание путей, способов и стратегий решения эвристических задач.

В творческую профессиональную деятельность рабочего, специалиста входят:

1. Изобретательность - умение выдумать, генерировать новые полезные идеи.

2. Умение проводить анализ.

3. Технические знания.

4. Широкая специализация.

5. Математические знания.

6. Умение принимать решения в нестандартных ситуациях.

7. Знание новых технологий организации производства.

8. Умение анализировать информацию о полученных результатах.

Выделяется четыре основных этапа в структуре творчества:

1. Осознание, постановка, формулирование проблемы, выявление основополагающих противоречий, выражающих ее сущность.

2. Нахождение принципа решения проблемы, задачи, формирование опорной гипотезы, идеи, замысла.

3. Обоснование и развитие найденного решения, его теоретическая, конструкторская и технологическая разработка.

4. Собственно практическая проверка гипотезы, реализация проекта, изобретения, его представление.

Таким образом, интеллектуальность специалиста имеет прямое отношение к показателю его творческой активности, однако не менее значимую роль при этом играют интеллектуальные умения. К ним можно отнести:

- способности к синтезу нового, к генерации идей и использованию нестандартных способов деятельности;

- высокий уровень базовых знаний, их системность, высокий уровень обобщения, отвечающий требованиям образованности, высокой культуры, профессиональной компетенции,

- способность переноса знаний и способов действий в новые нестандартные ситуации, в сферу творческой профессиональной деятельности.

В творческом интеллектуальном потенциале одной из существенных характеристик является способность к рефлексии, регуляции своего мыслительного процесса.

Человек должен уметь в процессе поиска осуществлять рефлексивную регуляцию мыслительной деятельности, выполнять функции проектирования, конструирования, самоанализа, самоконтроля своих действий.

Критерии рефлексивной активности - высокая степень осознанности умственной деятельности, адекватная самооценка, осознание средств решения, широкое применение аналитико-синтетической деятельности, различных эвристических приемов, произвольная концентрация и переключение внимания, произвольное преодоление трудностей, возникающих в производственной сфере и др.

Результат

Таким образом, исследование критериев развития личностного потенциала специалистов позволяет говорить о том, что современные тенденции развития профессионального образования предопределяют создание нового стереотипа личности специалиста, умеющего уметь мысленно опережать реальные производственные ситуации, анализировать их и принимать своевременные компетентные, профессиональные зрелые решения.

Список литературы 1. Александрова Н.М., Варковецкая Г.Н., Дитяткина Л.А. Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании / Институт

педагогического образования и образования взрослых РАО (Санкт-Петербург). Санкт-Петербург, 2013. 269 с.

2. Булаева М.Н., Лапшова А.В., Петров Ю.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10 (54). С. 220-231.

3. Ваганова О.И. Специальные методы анализа и проектирования содержания обучения // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 9-2 (97). С. 125-129.

4. Колдина М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 256-260.

5. Коняева Е.А. К проблеме проектирования технологии модульного обучения // Методика вузовского преподавания Материалы 5-ой межвузовской научно-методической конференции. Ответственный редактор: Г.С. Шкребень. 2001. С. 146-147.

6. Коняева Е.А. Модульные интегрированные программы начального, среднего и высшего профессионального образования // Вузовское преподавание: стратегия инновационного развития в условиях модернизации высшего профессионального образования материалы 9-й международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. 2009. С.173-174.

7. Коняева Е.А., Коняев А.С. Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 35-45.

8. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9.2 (33). С. 402-412.

9. Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 16.

10. Полунин В.Ю. Проектирование технологии профессиональной подготовки рабочих и специалистов / /В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 373-378.

11. Цыплакова С.А. Аксиологические основы педагогического проектирования // Казанская наука. 2013. № 4. С. 221-224.

12. Цыплакова С.А. Проектная деятельность педагога профессионального обучения // Казанская наука. 2014. № 5. С. 167-170.

13. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 489-493.

14. Barber M., K. Donnelly and S. Rizvi, 2012. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. L.: IPPR. Date Views 04.07.2014 http://www.ippr.org/publication/55/9543/ oceans-of-innovation-the-atlantic-thepacific-global-leadership-and-the-future-of-education

15. Hanushek E.A., 2010. The economic value of higher teacher quality. Working Paper No. 56, National Center for Analysis of Longitudinal Data in Education Research. Date Views 04.07.2014 http://www.urban. org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Aleksandrova N.M., Varkoveckaja G.N., Ditjatkina L.A. Teorija profes-sional'noj didaktiki v pedagogicheskom obrazovanii [Theory of professional didactics in teacher education]. Sankt-Peterburg. 2013. 269 p.

2. Bulaeva M.N., Lapshova A.V., Petrov Ju.N. Proektnoe obuchenie v professional'nyh obrazovatel'nyh organizacijah pri upravlenii kor-porativnym obrazovaniem vzroslyh [Project training in professional educational organizations in the management of corporate adult education]. Sovremennye issledovanija social'nyhproblem. 2015. no. 10 (54), pp. 220-231

3. Vaganova O.I. Special'nye metody analiza i proektirovanija soderzhani-ja obuchenija [Special methods of analysis and design of the content of training]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2011. no. 9-2 (97), pp. 125-129.

4. Koldina M.I. Osobennosti proektirovanija i realizacii individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta studentov pedagogicheskogo vuza [Features of designing and realization of an individual educational route for students of a pedagogical university]. Vestnik Severo-Kavkazskogo gu-manitarnogo instituta. 2013. no. 1 (5), pp. 256-260.

5. Konjaeva E.A. K probleme proektirovanija tehnologii modul'nogo obu-chenija [To the problem of designing modular learning technologies]. Metodika vuzovskogo prepodavanija Materialy 5-oj mezhvuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Methods of University Teaching Materials of the 5 th Interuniversity Scientific and Methodological Conference]. Ed. G.S. Shkreben'. 2001, pp. 146-147.

6. Konjaeva E.A. Modul'nye integrirovannye programmy nachal'nogo, srednego i vysshego professional'nogo obrazovanija [Modular integrated programs for primary, secondary and higher vocational education]. Vuzovskoe prepodavanie: strategija innovacionnogo razvitija v uslovi-jah modernizacii vysshego professional'nogo obrazovanija materialy 9-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Higher Education: the Strategy of Innovative Development in the Conditions of Modernization of Higher Professional Education Materials of the 9th International Scientific and Practical Conference]. 2009, pp. 173-174.

7. Konjaeva E.A., Konjaev A.S. Gotovnost' budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija k primeneniju sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij [Readiness of future teachers of vocational training to apply modern educational technologies]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarst-vennogopedagogicheskogo universiteta. 2013. no. 12, pp. 35-45.

8. Markova S.M. Proektirovanie obrazovatel'nyh sistem: teoreticheskij aspekt [Designing Educational Systems: The Theoretical Aspect]. V mire nauchnyh otkrytij. 2012. no. 9.2 (33), pp. 402-412.

9. Markova S.M. Proektirovanie uchebnyh zavedenij integrativnogo tipa [Designing educational institutions of integrative type]. Vestnik Mininsk-ogo universiteta. 2013. no. 2 (2). P. 16.

10. Polunin V.Ju. Proektirovanie tehnologii professional'noj podgotovki rabochih i specialistov [Designing technology for professional training of workers and specialists]. Vmire nauchnyh otkrytij. 2014. no. 3 (51), pp. 373-378.

11. Cyplakova S.A. Aksiologicheskie osnovy pedagogicheskogo proektiro-vanija [Axiological foundations of pedagogical design]. Kazanskaja nau-ka. 2013. no. 4, pp. 221-224.

12. Cyplakova S.A. Proektnaja dejatel'nost' pedagoga professional'nogo obuchenija [Project activity of professional education pedagogy]. Kazanskaja nauka. 2014. no. 5, pp. 167-170.

13. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions. Life Science Journal. 2014. V. 11. no. 11s, pp. 489-493.

14. Barber M., K. Donnelly and S. Rizvi, 2012. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. L.: IPPR. Date Views 04.07.2014 http://www.ippr.org/publication/55/9543/ oceans-of-innovation-the-atlantic-thepacific-global-leadership-and-the-fu-ture-of-education

15. Hanushek E.A., 2010. The economic value of higher teacher quality. Working Paper No. 56, National Center for Analysis of Longitudinal Data in Education Research. Date Views 04.07.2014 http://www.urban. org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Цыплакова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, зам. зав. кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» ул. Челюскинцев, 9, г. Нижний Новгород, 603000, Российская Федерация сveta-ts@yandex.ru

Миронов Алексей Геннадьевич, доцент кафедры психологии, педагогики и экологии человека, председатель Совета молодых ученых аграрных образовательных и научных учреждений Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»

просп. Мира, 90, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация lexamir13@mail.ru

Захаров Сергей Владимирович, магистрант

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» ул. Челюскинцев, 9, г. Нижний Новгород, 603000, Российская Федерация сveta-ts@yandex.ru

DATA ABOuT THE AuTHORS Tsyplakova Svetlana Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 9, Chelyuskintsev Str., Nizhny Novgorod, 603000, Russian Federation

сveta-ts@yandex.ru SPIN-code: 4755-8775

Mironov Aleksei Gennadievich, Associate Professor ofthe Department of Psychology, Education and Human Ecology, Candidate of Agricultural Science, Docent

Krasnoyarsk State Agrarian University

90, Mira Ave., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

lexamir13@mail.ru

SPIN-code: 9873-0365

Zakharov Sergey Vladimirovich, Master's Degree

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 9, Chelyuskintsev Str., Nizhny Novgorod, 603000, Russian Federation

oveta-ts@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.