Научная статья на тему 'Педагогические особенности занятий по физической культуре, способствующие формированию эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет'

Педагогические особенности занятий по физической культуре, способствующие формированию эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фрайфельд И. В.

В данной статье представлены педагогические особенности занятий по физической культуре, влияющие на обеспечение эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фрайфельд И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические особенности занятий по физической культуре, способствующие формированию эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-5 ЛЕТ

© Фрайфельд И.В.1

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В данной статье представлены педагогические особенности занятий по физической культуре, влияющие на обеспечение эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет.

Первостепенность проблемы формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста отмечают многие современные исследователи: медики, физиологи, педагоги, психологи. Эмоциональное благополучие является показателем общего развития ребенка и его психического здоровья (Г.Г. Филиппова), влияет на познавательную сферу, эмоционально-волевую, отношение ребенка к миру, отношения со взрослыми, сверстниками, а также способ переживания стрессовых ситуаций (А. Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова и др.) [3].

Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника включает следующие компоненты:

- эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

- переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта;

- переживание успеха - неуспеха в достижении целей;

- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

- переживание оценки другими результатов активности ребенка.

В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) 2000» среди приоритетных задач выделено «обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения» [2]. Однако в многочисленной педагогической практике работы с дошкольниками возрастает число детей, у которых фиксируется неустойчивое настроение как эмоциональный фон ребенка (возбудимое или депрессивное), недостаток ответственности, повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных,

1 Аспирант

межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни.

В то же время по данным Института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, численность абсолютно здоровых детей к концу ХХ века составила 15 % от общего числа дошкольников. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимое ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Для дошкольного детства характерна потребность в движении (П.М. Якобсон, Ю.Ф. Змановский), если сдерживать активность ребенка, это вызывает изменения в эмоциональном самочувствии ребенка, приводит иногда к «взрывным» эмоциональным реакциям. Если же спокойная деятельность чередуется с разнообразными играми, с прогулками, с физическими упражнениями, то это приводит к улучшению эмоционального тонуса, делает эмоциональное самочувствие и поведение более ровным [1].

Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы. Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.И. Красногорский, Н.И. Касаткин, Н.М. Щелованов и др.), т.е. физическое развитие и эмоциональная сфера дошкольника тесным образом взаимосвязаны. Поэтому решением проблемы формирования эмоционального благополучия, а также укрепления здоровья дошкольников 3-5 лет могут служить занятия по физической культуре.

Анализ программ воспитания и обучения для дошкольного образования показал, что основными целями и задачами занятий по физической культуре для детей 3-5 лет являются освоение и развитие разнообразных видов движений (ходьба, упражнения в равновесии, бег, катание, бросание, ловля, метание, прыжки, ползанье, лазанье), координационных навыков, выполнение различных общеразвивающих упражнений, а также «воспитание у детей умения соблюдать элементарные правила». В большинстве случаев данные цели и задачи не способствуют формированию эмоционального благополучия дошкольников.

В связи с нехваткой кадров в ДОУ занятия по физической культуре очень часто проводят люди, не имеющие специального педагогического образования, или тренера, привыкшие работать со школьниками, поэтому форма организации занятий, подобранные упражнения, стиль общения педагога с детьми зачастую не учитывают возрастных особенностей периода дошкольного детства. В результате дети идут на занятия по физической культуре без желания, занимаются не в полную силу, не выполняются

цели и задачи занятий, а тем более не происходит формирования эмоционального благополучия дошкольников.

Поэтому требуется найти новое обогащенное содержание форм и средств занятий по физической культуре, специальных педагогических методов и приемов, обеспечивающих формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста 3-5 лет.

Нами был предложен комплекс занятий по физической культуре для дошкольников 3-5 лет, максимально учитывающий психологические и физиологические особенности развития детей данного возраста. Данный комплекс состоит из пяти видов занятий, направленных на решение различных задач, но объединенных единой целью: укрепления здоровья и формирования эмоционального благополучия детей:

1. Игровой урок, направленный на формирование и совершенствование базовых физических навыков ребенка, а также формирование и улучшение основных физических качеств.

2. Урок, направленный на укрепление мышц стопы и голени (профилактика плоскостопия) с использованием специального оборудования.

3. Танцевальный урок. Музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения (С.Н. Петрова, Т.С. Лисицкая, А.В. Лото-ненко, И.В. Лифиц и др.).

4. Детскоя йога. Способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоравливает психику, дети становятся добрее, спокойнее, внимательнее.

5. Психогимнастика. Включает обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и приобретение навыков в саморасслаблении.

Данные занятия основываются на следующих социально-педагогических, общеметодических и специфических принципах физического воспитания:

- Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья детей, в то время как эмоциональное благополучие является показателем психического здоровья человека.

- Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности. При решении специфически физкультурных задач решаются также задачи умственного, нравственного, эстетического и эмоционального развития.

- Принцип гуманизации и демократизации. Основан на признании ценности человека, считающий благо человека основным критерием его жизнедеятельности.

- Принцип доступности и индивидуализации. Требует оптимальное соответствие задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся. При проведении занятий педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: уровень физического и интеллектуального развития занимающихся, имеющиеся нарушения здоровья, свойства темперамента, половые различия и др., создавать такие условия, чтобы было комфортно каждому ребенку.

- Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, заставляет опираться на ведущую деятельность конкретного периода развития ребенка, которая определяет его психическое развитие и обуславливает возникновение и формирование психологических новообразований.

- Принцип активности. Ориентация на активную деятельность ребенка, которая основана на интересе, личностном смысле. Переживание оценки педагогом результатов активности ребенка является одним из компонентов эмоционального благополучия. Задача педагога поощрять проявления активности ребенка, хвалить, когда у него что-то получается, стимулировать к последующим занятиям, исключить соревновательный дух проведения занятий и учить детей «соревноваться с самим собой», нужно стараться формировать у детей понятные им мотивы, связанные не только с получением удовольствия в процессе занятий, но и желания стать сильнее, быстрее, смелее и т.п.

- Принцип наглядности. Обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.

- Принцип непрерывности процесса физического воспитания. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий. Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическим правилом: «от простого к сложному».

Все занятия по физической культуре с дошкольниками, предложенные нами, проводятся в игровой форме, при проведении занятий необходимо использовать как можно больше яркого разнообразного оборудования, это

способствует созданию положительного эмоционального настроя в группе, а также переживанию детьми комфорта как отсутствия внешней угрозы.

Занятия имеют общую структуру:

1. Вводная часть - 4-5 мин.:

- приветствие;

- занимательная разминка;

- пристрейч.

2. Основная часть - 15-18 мин.:

- выполнение целей и задач урока.

3. Заключительная часть - 4-5 мин:

- стрейч, дыхательные упражнения, игра малой подвижности (зависит от формата урока);

- подведение итогов занятия;

- совместная уборка оборудования.

При проведении занятий по физической культуре мы используем следующие методы и приемы:

- игровой - введение сказочных персонажей, вхождение в роли героев сюжета, игровые ситуации и сюрпризы;

- творческих заданий - проблемные ситуации, вопросы-«провока-

ции», «дискуссии с героями», двигательные загадки;

- сюжетный - все занятие подчинено одной теме или сюжету («путешествие», «сказка» и т.д.)

Огромная роль в формировании эмоционального благополучия принадлежит педагогу, который должен стать для детей другом-лидером и осуществлять общение с ними «на равных» (В.А. Петровский). В присутствии педагога, а также в ситуациях взаимодействия с ним дети должны чувствовать себя комфортно и безопасно. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, поэтому желательно ввести какой-то «ритуал», который будет повторяться на каждом занятии (приветствие, совместная уборка оборудования).

Для примера приведем технологическую карту занятия по физической культуре для дошкольников 3-5 лет, включающую рекомендации, которые должен учитывать педагог для проведения успешных занятий, способствующих формированию эмоционального благополучия дошкольников.

Подводя итог, следует отметить, что в ходе системного проведения предложенных занятий по физической культуре для дошкольников 3-5 лет, более половины детей, участвовавших в эксперименте, стали реже болеть, более координированными и физически развитыми, более уверенными в себе, самостоятельными, повысилась самооценка, уменьшилось количество «взрывных» эмоциональных реакций, а также исчезли некоторые страхи дошкольников. Дети шли на занятия с удовольствием, легко «расстава-

лись» с родителями на время занятий и приходили радостные, наперебой рассказывая им о своих впечатлениях, успехах и достижениях.

Таблица 1

Технологическая карта занятия

Основные элементы и задачи На что обратить внимание

Подготовка к занятию - наметить задачи, продумать содержание занятия, оборудование, место проведения Учесть этапы обучения. Предусмотреть достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь - внешняя обстановка должна быть комфортна и безопасна для ребенка, удобно разместить пособия.

Разминка - подготовить организм ребенка к нагрузке, вызвать интерес к занятию; продумать целесообразность движений, их разнообразие по видам, нагрузке, темпу, способу выполнения Не допустить длительных, бесцельных движений; дать четкие, краткие организационно-методические указания, продумать ритмическое сопровождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение).

Общеразвивающие упражнения -извлечь наибольшую пользу для организма (правильная осанка, дыхание, темп и т.п.) Предусмотреть название упражнений, их смену для каждого. Продумать разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию и т.д.), различное ритмическое сопровождение (счет, слово, музыка, звук, выполнение в свободном темпе); выделить 1-2 наиболее важных элемента, объяснить детям.

Основные движения - научить выполнять движения в целом на 1-ом этапе, овладеть элементами техники - на 2ом этапе, привить элементы творческого исполнения - на 3-ем Поставить перед детьми посильную задачу, чтобы они переживали успех в достижении целей, создать условия для удобного многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, оценку. Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать у детей желание к выполнению движений.

Подвижная игра - совершенствовать движения, обеспечить пик нагрузки, упражнять в поведении Объяснить игру с учетом возраста детей, новизны игры, распределить роли (на каждом занятии по-разному), использовать всю возможную площадь, добиваться выполнения правил, регулировать нагрузку.

Заключительная часть - восстановить пульс и дыхание Не допускать резкой остановки после бега и др. нагрузочных упражнений; восстанавливать дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа, включением дыхательных упражнений. Может быть использована игра малой подвижности. Следить за эмоциональным состоянием детей.

Таким образом, предложенные занятия по физической культуре, отвечающие всем вышеизложенным требованиям, могут способствовать формированию эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет.

Список литературы:

1. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт. сост. Ю.Е. Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Д.Саулина. - М.: АРКТИ, 2000.

2. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. -М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 214 с.

3. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М. : Академия, 2003. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.