Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / DIGITAL ENVIRONMENT / THE SPHERE OF DIGITAL EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ослякова Ирина Вячеславовна, Прокопчук Анна Реональдовна, Гаврилова Елена Алексеевна, Фролова Ольга Алексеевна

В данной статье мы проводим анализ педагогических особенностей образовательной деятельности в цифровой среде. Профессия преподавателя стремительно меняется с появлением и развитием разнообразных информационных технологий, без которых современный образовательный процесс в настоящее время видится как нечто устаревшее. Современное образование в школах и вузах активно использует цифровые технологии, достоинства которых заключаются в возможности доступа к учебным материалам из любой точки планеты, разнообразии форм и методов обучения, гибкости и мобильности образовательных ресурсов. Цифровые технологии используются уже в дошкольных образовательных учреждениях, но что, к сожалению, не всегда способствует оптимальному психоэмоциональному развитию детей. Педагогам и администрации необходимо быстро получать информацию, анализировать ее, адаптироваться и доводить до обучающегося, так как это влияет на эффективность деятельности профессиональной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

This article analyzes the pedagogical aspects of education in the digital environment. The job of a teacher and a university tutor is rapidly changing with the emergence and development of various information technologies which have become essential for the contemporary education. Moreover, teaching process seems outdated if no information technologies are implemented. Digital technologies used in modern schools and institutions of higher education allow access to the educational materials from any place of the planet as well as help us be more flexible in the choice of forms and methods of education. Information technologies are even used in preschool education institutions nowadays. This practice, however, doesn't always have a positive effect on the psycho-emotional development of children. The teaching and administrative staff should quickly get information, analyze it, adapt and pass it over to the student since this directly influences the efficiency of the professional education institution.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

Педагогические особенности образовательной деятельности в цифровой среде

Ослякова Ирина Вячеславовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: oslyakova@mirea.ru

Прокопчук Анна Реональдовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: prokopchuk@mirea.ru

Гаврилова Елена Алексеевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: gavrilova_e@mirea.ru

Фролова Ольга Алексеевна,

доцент кафедры иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: malahova_o@mirea.ru

В данной статье мы проводим анализ педагогических особенностей образовательной деятельности в цифровой среде. Профессия преподавателя стремительно меняется с появлением и развитием разнообразных информационных технологий, без которых современный образовательный процесс в настоящее время видится как нечто устаревшее. Современное образование в школах и вузах активно использует цифровые технологии, достоинства которых заключаются в возможности доступа к учебным материалам из любой точки планеты, разнообразии форм и методов обучения, гибкости и мобильности образовательных ресурсов. Цифровые технологии используются уже в дошкольных образовательных учреждениях, но что, к сожалению, не всегда способствует оптимальному психоэмоциональному развитию детей. Педагогам и администрации необходимо быстро получать информацию, анализировать ее, адаптироваться и доводить до обучающегося, так как это влияет на эффективность деятельности профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: цифровая среда, цифровое образовательное пространство, образовательная деятельность, информационные технологии, образовательные ресурсы

Профессия преподавателя стремительно стала меняться с появлением и развитием информационных технологий, без которых современный образовательный процесс видится как нечто устаревшее. Действительно, использование цифровых технологий позволяет решить вопросы, связанные с использованием наглядных пособий, организации мастер-классов, хранения больших массивов информации, проведения прямых трансляций и юридических сделок, упрощает процесс подачи и усвоения материала. Даже в дошкольных образовательных учреждениях не обходится без использования различных гаджетов в виде проекторов, планшетов, умных часов и трекеров, а некоторые дети приобретают навыки обращения со смартфонами раньше, чем научатся говорить или самостоятельно ходить [2]. Несмотря на то, что цифровые технологии и соответственно, цифровое образование, стали восприниматься как ведущие тренды, необходимо рассмотреть все достоинства и недостатки нового образовательного стандарта.

Как отмечает А.Р. Геворкян, на деятельность профессиональной образовательной организации во многом влияет то, в какой степени ее преподаватели и администрация владеют информацией, насколько быстро они могут ее проанализировать, обработать, довести до обучающегося [1].

В условиях, когда страна осуществляет переход к цифровой экономике, особую актуальность обретает потребность в цифровой образовательной среде нового типа, способной функционировать по сетевому принципу. Это позволяет перейти на новый уровень качества управления процессами в образовательной организации, способствуя повышению их эффективности за счет оптимальных и своевременных решений.

В качестве основной задачи современного и качественного цифрового образования выступает построение эффективной среды, в рамках функционирует образовательный процесс. Среди требований, предъявляемых по отношению к образовательной среде нового поколения, выделяют: создание оптимальных условий выбора для образовательного процесса с возможностью его коррекции, разнообразие обучающих инструментов (индивидуального либо группового типа), возможность организации обратной связи, отсутствие возрастных барьеров для обучения.

Цифровой образовательной средой (ЦОС) называют открытую совокупность информационных систем, обеспечивающих выполнение различных образовательных задач [1]. ЦОС следует пони-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

мать как возможность и право использования разных информационных систем в пределах образовательной среды, которые можно заменять или добавлять новые, исходя из актуальных потребностей образовательного процесса.

Использование цифровых инструментов образовательной среды предполагает, что педагогический состав сам владеет необходимыми методами и технологиями разработки учебного материала и его подачи, хранения и трансляции учащимся. Кроме того, от преподавателей требуется продумать формы и методы контроля знаний студентов, которые можно перевести в цифровой формат - на некоторых специальностях без «живого» присутствия невозможно обойтись (например, в медицинских профессиях, когда необходим физический контакт при проведении аускультации, пальпации, манипуляций с медицинскими инструментами или заборе биологического материала), в отличие от математического анализа, где нужно владеть соответствующим аналитическим инструментом без личного контакта.

Цель цифрового обучения состоит не в использовании информационных технологий, потому что это модно на сегодняшний день, а в создании и открытии новых образовательных территорий, помощи обучающимся в знакомстве с различными фактами, явлениями и процессами с разных точек зрения. Поэтому вопрос о создании цифрового образовательного пространства выступает одним из приоритетов современного образования.

Программа «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», представляющая собой единое электронное образовательное пространство России [3], является платформой, сформированной с целью обеспечить доступ к электронной среде для полноценного образовательного процесса из любой точки земного шара.

Условия ЦОС позволяют сформировать у учащихся востребованные в цифровую эпоху качества и умения, задают параметры личностного развития и влияют на их социальный статус в будущем. Среди указанных качеств выделяются: информационная активность, медиаграмотность, способность к глобальному мышлению, стремление к постоянному повышению своего образовательного уровня. Также важно уметь работать в команде, решать творческие задачи, обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности и профессиональной мобильности, воспитывать гражданское сознание и правовую этику.

Использование широкого спектра современных информационных технологий требует от педагога переосмысления учебного процесса относительно изменения практики его организации, выделяя в качестве первоочередной задачи выработку и реализацию нового подхода к его планированию.

Применяя современные интернет технологии, преподаватель получает возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщать его информацией, оперативно выполнять работу по комплексной проверке усвое-

ния знаний. Ярко и необычно поданная информация легче и эффективнее усваивается учащимися, что повышает качество образовательного процесса в целом.

Использование на уроках инструментов цифровой образовательной среды помогает педагогам организовать самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся, за счет чего:

- Повышается качество результатов обучения;

- Усиливается практическая направленность уроков;

- Активизируется познавательная и творческая деятельность;

- Формируются компетенции, необходимые для продолжения образования.

Цифровые технологии способствуют повышению учебной мотивации учащихся, экономят время при подаче и освоении нового учебного материала благодаря интерактивному и наглядному характеру обучения. От современного преподавателя требуется вносить разнообразие в формы работы на занятии и во внеучебное время. Основные задачи педагога в использовании информационных технологий во время занятий состоят в следующем (см. схему):

Рис. 1. Задачи педагога в цифровом образовательном пространстве

При этом развитие личности обучающегося понимается достаточно широко, поскольку включает в себя развитие творческого и конструктивно-поискового мышления, а также - коммуникативных способностей.

За применением информационных технологий в образовательном процессе стоит не только разработка педагогических программных средств различного назначения, связанных с обучением. Необходимо также уделять особое внимание вопросам разработки web-сайтов учебного назначения, методических и дидактических материалов, осуществлять управление реальными объектами, организовывать и проводить компьютерные эксперименты с виртуальными моделями.

Можно сказать, что следствием информатизации образования являются следующие моменты: • Реорганизация форм учебно-методической работы

- Повышение актуальных требований к преподавателю и изменение его роли в образовательном процессе;

- Возрастает роль личностно-индивидуальных особенностей обучающегося;

- Изменяется роль учебного заведения и степень влияния его местонахождения на состав обучающихся;

- Резко увеличивается объем доступных информационных ресурсов.

Благодаря информационным и телекоммуникационным технологиям, осуществляется модификация характера развития, приобретения и распространения знаний, открываются новые возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, расширяется доступ к общему и профессиональному образованию. Особо стоит отметить изменение роли преподавателей, которые в условиях цифрового образовательного пространства вовлечены в постоянный диалог с обучающимися, что позволяет преобразовывать информацию в знание и понимание. Это возможно в силу того, что происходит активизация познавательной деятельности обучающихся, появляется возможность сочетать различные формы познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, организуется совместная интерактивная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, используются базы данных и лабораторные комплексы с удаленным доступом.

Современное образование активно использует социальные сети и мессенджеры в качестве образовательных ресурсов и проведения удаленных мастер-классов и обучающих тренингов. В частности, во многих школах и вузах преподаватели осуществляют отправку и проверку домашних заданий, проверочных работ, обучающих материалов. Цифровое образование с использованием сетевых технологий характеризуется гибкостью, мобильностью, технологичностью, интерактивностью, ориентацией на восприятие больших потоков информации разного формата.

Благодаря использованию ресурсов цифровой образовательной среды, у современного преподавателя наблюдается сильный стимул для профессионального развития и повышения

качества образования. От педагога требуется умение хорошо ориентироваться в ресурсах глобальной сети интернет, облегчающих его работу и повышающих эффективность обучения.

Ввиду того, что для повышения качества образования необходимо также постоянно повышать профессиональный уровень самих преподавателей, неизбежно формируется вопрос о качестве предоставляемых информационных ресурсов. В настоящее время существует ряд специализированных образовательных платформ для преподавателей школ и вузов, где они могут пройти дополнительные курсы повышения квалификации в удобное для них время. Обмен опытом в пределах такой платформы позволяет корректировать образовательный процесс в соответствии с выявленными проблемами и отве-

тами на поставленные практиком преподавания вопросы.

Современное поколение даже получило наименование «цифровое поколение», т.е. поколение, выросшее на интернет-технологиях, известное как digital natives. Как отмечает Г. Карипова, таким ученикам больше нравятся интерактивные доски и гаджеты, нежели традиционные бумажные учебники и тетради [2]. Для обучения такого поколения привычные методы преподавания теряют свою актуальность, а главной опасностью выступает уход обучающегося в виртуальный мир вместо реального. Обучающиеся могут для обозначения собственных эмоций выбрать целую кучу «смайликов», но будут не в состоянии описать их обычными словами, не смогут правильно толковать мотивы поведения и эмоции другого человека. Поэтому беседы на тему этики, взаимопомощи, личных отношений для подобной аудитории могут носить довольно отстраненный характер, что не будет способствовать формированию эмпатии, социального и эмоционального интеллекта. Родителям современных детей проще дать малышам необычный гаджет, чем отвечать на вопросы или пытаться занять внимание ребенка. Однако платой за такое родительское поведение выступает отсутствие культуры общения, что в более зрелом возрасте чревато более серьезными психологическими проблемами.

Формируя цифровую образовательную систему в образовательной организации, жизненно важно учитывать такие аспекты, как:

- уровень развития ИКТ-компетенции у педагогов;

- возможность внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, воспитательную деятельность и работу служб сопровождения;

- уровень обеспеченности необходимыми техническими ресурсами;

- условия для применения цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;

- возможность открытого доступа к информационным каналам как внутри, так и за пределами локальной образовательной сети;

- непрерывное развитие технической инфраструктуры ЦОС [4].

Таким образом, одной из возникающих при создании цифрового образовательного пространства проблем является техническая: нельзя сказать, что в России в каждом ее уголке есть доступ к интернету и, соответственно, образовательным ресурсам.

Кроме того, в силу возрастных особенностей учащихся наблюдается дополнительный доступ к информации, не имеющей отношения к учебному процессу. Подавляющее большинство несовершеннолетних учащихся больше предпочитает посещать сайты развлекательной, но не образовательной тематики [6].

Как отмечает И. Демаков, современная школа столкнулась с интересным парадоксом: у выпуск-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ников технических вузов, IT-специалистов, нет педагогических знаний и они никогда не слышали про образовательные стандарты. «Технари» могут работать с оборудованием, но не умеют учить, не находят контакта с учениками и не ставят собственно учебных задач. Педагогические вузы, напротив, выпускают специалистов, хорошо обученных теории педагогики, но слабо ориентирующихся в серьезных информационных технологиях. В школы хорошая современная техника прибывает в классы быстрее, чем педагогические кадры, способные учить с ее помощью [5].

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить следующее. Современное образование делает большую ставку на создание цифрового образовательного пространства, что требует значительных финансовых и временных вложений в техническую часть и подготовку педагогического персонала. Позволяя экономить время, унифицировать материал и облегчить процесс обучения, изменяя в целом роль педагога, цифровые технологии все же имеют некоторые негативные нюансы, которые ставят под сомнение необходимость отказа от традиционного взаимодействия между обучающимся и обучающим. Вопрос цифрового образования следует рассматривать как вопрос понимания педагогом, что именно из цифровых средств обучения следует включить в «живое» занятие. В противном случае, велик риск увлечься техническим прогрессом ради технического прогресса, упустив из виду саму суть образовательного процесса.

Литература

1. Геворкян А.Р. Цифровая образовательная среда: новые возможности для современного преподавателя колледжа // Режим доступа https://xn - j1ahfl.xn-p1ai/library/ tcifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_novie_ vozmozhnosti_155522.html

2. Карипова Г. Совершенствование цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации // Режим доступа https:// www.maam.ru/detskijsad/sovershenstvovanie-cifrovoi-obrazovatelnoi-sredy-doshkolnoi-obrazovatelnoi-organizaci.html

3. Семенова И.В. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога //Режим доступа: https://infourok. ru/cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-faktor-professionalnogo-razvitiya-pedagoga-3841456. html

4. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в услови-

ях реализации ФГОС //Режим доступа: https:// it-school.pw/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos/

5. Цифровая образовательная среда: не только плюсы //Режим доступа: https://spbdnevnik.ru/ news/2019-03-12/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-ne-tolko-plyusy

6. Штарклова А.Ю. Цифровая образовательная среда в профессиональных образовательных организациях: преимущества и недостатки // Режим доступа https://infourok.ru/cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-v-professionalnih-obrazovatelnih-organizaciyah-preimuschestva-i-nedostatki-3688061.html

PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

Oslyakova I.V., Prokopchuk A.R., Gavrilova E.A., Frolova O.A.

MIREA - Russian Technological University

This article analyzes the pedagogical aspects of education in the digital environment. The job of a teacher and a university tutor is rapidly changing with the emergence and development of various information technologies which have become essential for the contemporary education. Moreover, teaching process seems outdated if no information technologies are implemented. Digital technologies used in modern schools and institutions of higher education allow access to the educational materials from any place of the planet as well as help us be more flexible in the choice of forms and methods of education. Information technologies are even used in preschool education institutions nowadays. This practice, however, doesn't always have a positive effect on the psycho-emotional development of children. The teaching and administrative staff should quickly get information, analyze it, adapt and pass it over to the student since this directly influences the efficiency of the professional education institution.

Key words: digital environment, the sphere of digital education, educational activity, information technologies, educational resources.

References

1. Gevorgyan A.R. Digital educational environment: new opportunities for a modern college teacher // Access mode https://xn -j1ahfl.xn-p1 ai/library/tcifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_novie_ vozmozhnosti_155522.html

2. Karipova G. Improving the digital educational environment of preschool educational organizations // Access mode https:// www.maam.ru/detskijsad/sovershenstvovanie-cifrovoi-obrazovatelnoi-sredy-doshkolnoi-obrazovatelnoi-organizaci. html

3. Semenova I.V. Digital educational environment as a factor in the professional development of a teacher // Access mode: https://infourok.ru/cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-faktor-professionalnogo-razvitiya-pedagoga-3841456.html

4. The formation of the digital educational environment of the educational organization in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard // Access mode: https://it-school.pw/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos/

5. Digital educational environment: not only advantages // Access mode:: https://spbdnevnik.ru/news/2019-03-12/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-ne-tolko-plyusy

6. Starklova A. Yu. Digital educational environment in professional educational organizations: advantages and disadvantages // Access modehttps://infourok.ru/cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-v-professionalnih-obrazovatelnih-organizaciyah-preimuschestva-i-nedostatki-3688061.html

о с

u

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.