Психолого-педагогические науки
• • •
45
Примечания
1. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н. А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с. 2. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1991. Т.2. - 768 с. 3. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы (1-3 классы) / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1983. - 112с. 4. Очерки русской культуры XVII века. Духовная культура / Под ред. А. В. Арциховского. - М.: Изд-во Моек, ун-та, 1979. - 344 с. 5. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. // Российская газета, 23 января 1996. 6. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание // Сов. педагогика, №12, 1965. - С.30-39.
УДК 373.2.02
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
©2о°8 Магомедов А.М., Садрудинова М.Ц., Иманалиев О.И.,
Рамазанова Б.М., Умаргаджиев Р.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В сегодняшней дошкольной педагогике существует зависимость между полнотой знаний о сущности обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которыми располагают теоретики и практики, и их осведомленностью о психофизическом развитии ребенка. В этой связи большое значение приобретает проблема взаимосвязи умственного и физического воспитания детей до школы, ставшая перед педагогической наукой и практикой дошкольного воспитания. Поиск путей ее решения заставляют обращаться к мировому и отечественному опыту разработки данной проблемы.
In present-day preschool pedagogy the dependency exists between fullness of the knowledge about the essence of the preschool children’s education and upbringing, which disposed by theorists and practical workers, and their knowledge about children’s psycho-physical development. In this connection, the problem of interrelations between children’s mental and physical education before school gains the importance. Searching for the ways of its solving makes the teachers to address to the world and domestic experience in the development of the given problem.
Ключевые слова: дошкольники, воспитание физическое, умственное, комплексная программа.
Keywords: preschool children, education physical, mental, comprehensive program.
В истории русской классической педагогики важное место занимают педагогические идеи Петра Францевича Лесгафта (1837-1909), педагога, анатома и врача, одного из основоположников школьной гигиены и вра-
чебно-педа-гогического контроля в физическом воспитании. Свою прогрессивную и оригинальную педагогическую систему он построил на уровне передовой для своего времени и науки. Его научные труды слу-
46
Известия ДГПУ, №2, 2008
жат для нас одним из основных источников изучения современной П. Ф.Лесгафту теории и практики физического воспитания и представляют собой систему дидактических положений о взаимосвязи умственного и физического воспитания.
Ему принадлежат разработки: о
единстве физических и психических процессов в организме человека и необходимой связи физического воспитания с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым; роли кинестетических ощущений в образовании двигательных представлений; систематизации физических упражнений в соответствии с возрастными особенностями детей; роли врача и педагога в физическом воспитании; роли подвижных игр в физическом воспитании и др.
Следует подчеркнуть, что, создавая свою систему физического воспитания, П. Ф. Лесгафт не ограничился указанием общих теоретических положений. Будучи одним из лучших специалистов в области анатомии, биологии, антропологии, педагогики, истории и теории физического воспитания и тесно связывая свою научную деятельность с практикой, ученый разработал основные принципы, содержание и методы взаимосвязанного умственного и физического воспитания.
Но решение этой непростой задачи предполагало тщательное программирование познавательного материала с учетом соблюдения определенного порядка в сочетании умственных и физических упражнений. К этому педагогическая наука еще не была готова. Придавая большое значение возрастным, половым, индивидуальным особенностям физического развития личности, П. Ф. Лес-гафт отмечал, что сама природа ребенка требует смены одного занятия другим, поэтому необходимо уравновешивать умственные и физические занятия, распределяя их таким образом, чтобы они действительно служили отдыхом друг другу, поддержи-
вали бодрость и восприимчивость ребенка.
Основная педагогическая цель, выдвигавшаяся П. Ф. Лесгафтом, сводилась к научению ребенка наблюдать, анализировать и сравнивать свои движения, выделяя в них отдельные качества. При этом, подчеркивал ученый, необходимо выработать у него стремление к такой активной деятельности, в которой наибольшая работа производилась бы при наименьшей затрате труда, что возможно также и при отвлеченных умственных занятиях
Дошкольная педагогическая наука, базируясь на результатах психологопедагогических исследований последних лет, обосновала задачи образования и воспитания детей до школы, которые заключаются в следующем:
- охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
- обеспечение полноценного,
своевременного и всестороннего психического развития ребенка (познавательных, эмоционально-
волевых процессов, разных видов деятельности);
- воспитание личности ребенка, его творческого потенциала, формирование способностей;
- приобщение детей к общечеловеческим и национально-культурным ценностям.
Для решения этих задач особое значение приобретает создание гибкой, многофункциональной системы дошкольного воспитания, которая смогла бы обеспечить благоприятные условия для обучения, воспитания и развития детей с учетом их психолого-фи-зиологических особенностей.
Это, в свою очередь, поставило ряд новых проблем и перед дошкольными работниками. Одной из них является проблема повышения эффективности физического и умственного воспитания детей до школы.
Психолого-педагогические науки • • •
Положительное решение этой проблемы можно связать со многими факторами, в том числе и с социально-экономическим, культурным развитием общества и с разработкой научно обоснованных положений значения дошкольного детства в становлении личности будущего школьника.
Пристальное внимание к дошкольному детству определило одну из актуальных задач сегодняшнего дня: пересмотр и переосмысление исторического опыта прошлых поколений по организации умственного и физического воспитания в дошкольных учреждениях.
Исторический опыт представляет собой для современного дошкольного воспитания значительную педагогическую ценность и воплощает в себе немало ценных педагогических идей о первоначальном обучении и воспитании малолетних детей. Поэтому без опоры на педагогическую мысль прошлых лет об умственном и физическом воспитании дошкольников не может быть успешной разработки проблем, которые стоят сегодня перед дошкольной педагогикой.
В сегодняшней дошкольной педагогике существует зависимость между полнотой знаний о сущности обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которыми, располагают теоретики и практики, и их осведомленностью о психофизическом развитии ребенка.
Анализ задач воспитания и обучения, определенных в программных документах по дошкольному воспитанию, показал, что первостепенно ставится и решается задача по физическому воспитанию, реализация которой предусматривает организацию и проведение комплекса мероприятий по укреплению здоровья детей.
Будет уместно отметить, что гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни, и искусству - необходимые
47
условия формирования целостной личности.
В этой связи важное значение приобретает проблема взаимосвязи умственного и физического воспитания детей до школы, ставшая перед педагогической наукой и практикой дошкольного воспитания. Поиск путей ее решения заставляет обращаться к мировому и отечественному опыту разработки данной проблемы.
Исторический аспект дает возможность более отчетливо выделить главнейшие исторические этапы и закономерности развития теории и практики умственного и физического воспитания, глубже оценить опыт прошлых лет и определить задачи на будущее.
Существенно изменившаяся программа начального обучения выдвигает новые задачи перед дошкольным воспитанием. Детский сад призван давать детям не только определенную сумму знаний и умений, по и обеспечить общую психологическую готовность ребенка к школе. Такая подготовленность связана со всеми сторонами личности ребенка умственными, эмоционально-волевыми, моральными, физическими и другими качествами.
Важнейшим компонентом общей подготовки ребенка к школьному обучению является умственное и физическое воспитание. В этом плане особое значение приобретают труды выдающихся западноевропейских и русских ученых.
В истории отечественной и зарубежной педагогики имеется значительное количество таких научных идей и практического опыта, которые необходимо изучать не только для обогащения познавательного арсенала современной науки об обучении и воспитании подрастающего поколения. Но, подвергнув историческому, теоретико-эксперимен-тальному анализу и отобрав лучшее, все это можно использовать в реальном педагогическом процессе.
48
Известия ДГПУ, №2, 2008
Проблема умственного и физического воспитания детей до школы уже не раз ставилась в дошкольной педагогике.
С целью расширения и углубления научных исследований по вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста в составе Академии, педагогических наук
РСФСР создается Научноисследовательский институт дошкольного воспитания, работу которого возглавляет ученый в области дошкольной психологии А. В. Запорожец.
В дошкольной педагогике прочно утверждалась концепция умственного и физического воспитания детей до школы. Создание нового типа дошкольных учреждений (ясли-детский сад) выдвинуло на передний план актуальную задачу - определить содержание, формы, методы работы с детьми дошкольного возраста, в частности, практическое руководство умственным и физическим воспитанием. Следовательно, ученым необходимо было определить соответственные возрасту педагогические условия физического развития и познавательной сферы ребенка.
Результаты этих исследований подтверждало положение, высказанное в конце 80-х гг. профессором В. И. Логиновой, что исходное элементарное знание доступно нагляднодейственному и наглядно-образному познанию детей. (3-6 лет); на его основе возможно развертывание иерархической системы обществоведческих знаний, каждая клеточка которых - это предмет, созданный человеком.
Существенный вклад в развитии теории, практики умственного и физического воспитания внесли исследования Е. Г. Андреевой, Л. Д. Глазыриной, Л. Гарунович, Г. Г. Петро-ченко, Н. С. Старжинской и др. Ученые показали, что для полноценной взаимосвязи умственного и физического воспитания требуется органическое сочетание прямого обучения детей с особыми формами косвенно-
го руководства, использованием нетрадиционных технологий, которые способствуют развитию собственной активности и инициативы, стимулируют деятельность и развивают творчество. Таким образом:
1. В результате педагогических,
психологических, физиологических
исследований ученых, педагогов, психологов, практиков, с опорой на опыт зарубежных ученых, в России разрабатывалась совершенно новая система умственного и физического воспитания детей до школы. В воспитательно-образовательном процессе четко выделилось взаимодействие двух векторов умственного и физического воспитания, гармоничного развития личности, когда в качестве основополагающего выступает сознательное выполнение ребенком двигательных действий, сознательное овладение ими.
2. Интеллектуальное воспитание дошкольников признается в послевоенные годы первоначальной основой подготовки детей к школе. Педагогический опыт по умственному воспитанию значительно обогатился как по содержанию, так и по формам, методам, средствам обучения. Стали плодотворнее поиски ученых и практических работников в области теории и практики умственного и физического воспитания детей и подготовки их к школе.
3. Творчески использовав опыт зарубежных и русских ученых, белорусские ученые-педагоги создавали научную систему умственного воспитания, отвечающую требованиям формирования всесторонне развитой личности ребенка в новых социаль-но-экономиче-ских условиях.
4. Разработанные учеными, педагогами, психологами концептуальные положения о комплексном и системном подходах к умственному и физическому воспитанию во многом содействовали совершенствованию их системы и содержания в условиях инновационных образовательных процессов.
Психолого-педагогические науки • • •
Ведущими педагогами советского периода (М. Ю. Кистяковской, Т. И. Осокиной, В. П. Спириной, А. Н. Тимофеевой и др.) были разработаны положения подвижной игры, развитие движений детей первого и второПримечания
49
го года жизни, врачебнопедагогический контроль за физическим воспитанием, что позволило научно обосновать алгоритм умственного и физического воспитания на основе принципа единения.
1. Глазырина Д.В. Пути к физическому совершенству. - М.-Н.: Полымя, 1992. - 178 с. 2. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Некоторые проблемы развития познавательных и волевых процессов в дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у школьников. - М.: Просвещение, 1965. - С.15-17. 3. Логинова В.И. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию речи //Дошкольное воспитание. 1973. №4. - С. 13-15. 4. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения для дошкольников. - М.: Просвещение, 1996. - 197 с. 5. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (развитие некоторых основных движений и двигательных качеств)/ Под редакцией М. Ю. Кистяковой. - М.: Просвещение, 1978. - 183 с.