Научная статья на тему 'Педагогические основы совершенствования технической подготовки юных вратарей в футболе'

Педагогические основы совершенствования технической подготовки юных вратарей в футболе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1098
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ФУТБОЛ / FOOTBALL / ПОДГОТОВКА ВРАТАРЕЙ / TRAINING OF GOALKEEPERS / СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ / SENSORY SYSTEMS / ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА / VESTIBULAR SYSTEM / ЗРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / VISUAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бугулов Алан Гаврилович

Статья посвящена проблеме совершенствования процесса технической подготовки юных вратарей в футболе, анализу разнообразия и сложности техники игры для футбольных вратарей, обоснованию сенсорных систем, необходимых во все периоды тренировочных занятий. Поскольку движения вратаря не цикличны, мало предсказуемы, то исключение специфических занятий по технике игры вратаря в течение долгого времени приводит к частичной или полной потере голкиперских навыков, к потере «чувства траектории мяча». Тренировки вратаря в основном индивидуальные, но в некоторых случаях, например, в начале переходного периода, на этапе фундаментальной подготовки, а также перед тренировками вратарь может заниматься с остальными игроками, осуществляя при этом в основном характерные упражнения. Однако количество таких совместных занятий незначительно. Наряду с хорошими двигательными способностями к прыжкам, бегу, ловкости, должны быть максимально сформированы зрительная и вестибулярная сенсорные системы. Вместе с основами техники, такими, как ловля мяча справа и слева, при разнообразных траекториях полета мяча после прямых и резаных ударов, верхом и низом и других позиций, вратарю необходимо освоить технику владения мячом стоя и в движении, одной и обеими руками и т.д. Усвоению более сложных элементов игры вратарю помогут такие упражнения из гимнастики и акробатики, как падение и приземление, управление верхней частью тела в различных положениях. Комплекс условий совершенствования технической подготовки юных тренеров меняется в зависимости от характера периода тренировки. Чрезмерная нагрузка для юных вратарей нежелательна и может быть в определенном смысле даже опасной. Количество тренировок определяется конкретными условиями подготовки, а также состоянием сенсорных систем вратаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бугулов Алан Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF IMPROVING THE TECHNICAL TRAINING OF YOUNG GAMES IN FOOTBALL

The article is devoted to the problem of improving the technical training of young goalkeepers in football, analyzing the diversity and complexity of the game technique for football goalkeepers, justifying the sensory systems necessary during all periods of training sessions. Since the goalkeeper's movements are not cyclical, they are not predictable, the exclusion of specific exercises in the technique of playing the goalkeeper for a long time leads to a partial or complete loss of goalkeeper skills, to the loss of the "sense of the trajectory of the ball." Goalkeeper training is mostly individual, but in some cases, for example, at the beginning of the transition period, at the stage of fundamental training, and before training, the goalkeeper can deal with the rest of the players, while performing mostly typical exercises. However, the number of such joint activities is insignificant. Along with good motor abilities for jumping, running, dexterity, visual and vestibular sensory systems should be formed as much as possible. Together with the basics of technique, such as catching the ball to the right and left, with a variety of trajectories of the ball after direct and cut blows, on top and bottom and other positions, the goalkeeper needs to master the technique of holding the ball standing and moving, with one and both hands, e. Assimilation of more complex elements of the game goalkeeper will help such exercises from gymnastics and acrobatics, as falling and landing, control of the upper body in different positions. The complex of conditions for improving the technical training of young coaches varies depending on the nature of the training period. Excessive pressure for young goalkeepers is undesirable and can be, in a certain sense, even dangerous. The number of training is determined by the specific training conditions, as well as the state of the sensory systems of the goalkeeper.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы совершенствования технической подготовки юных вратарей в футболе»

педагогические науки

Бугулов Алан Гаврилович ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...

УДК 378.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВРАТАРЕЙ В ФУТБОЛЕ

© 2018

Бугулов Алан Гаврилович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования процесса технической подготовки юных вратарей в футболе, анализу разнообразия и сложности техники игры для футбольных вратарей, обоснованию сенсорных систем, необходимых во все периоды тренировочных занятий. Поскольку движения вратаря не цикличны, мало предсказуемы, то исключение специфических занятий по технике игры вратаря в течение долгого времени приводит к частичной или полной потере голкиперских навыков, к потере «чувства траектории мяча». Тренировки вратаря в основном индивидуальные, но в некоторых случаях, например, в начале переходного периода, на этапе фундаментальной подготовки, а также перед тренировками вратарь может заниматься с остальными игроками, осуществляя при этом в основном характерные упражнения. Однако количество таких совместных занятий незначительно. Наряду с хорошими двигательными способностями к прыжкам, бегу, ловкости, должны быть максимально сформированы зрительная и вестибулярная сенсорные системы. Вместе с основами техники, такими, как ловля мяча справа и слева, при разнообразных траекториях полета мяча после прямых и резаных ударов, верхом и низом и других позиций, вратарю необходимо освоить технику владения мячом стоя и в движении, одной и обеими руками и т.д. Усвоению более сложных элементов игры вратарю помогут такие упражнения из гимнастики и акробатики, как падение и приземление, управление верхней частью тела в различных положениях. Комплекс условий совершенствования технической подготовки юных тренеров меняется в зависимости от характера периода тренировки. Чрезмерная нагрузка для юных вратарей нежелательна и может быть в определенном смысле даже опасной. Количество тренировок определяется конкретными условиями подготовки, а также состоянием сенсорных систем вратаря.

Ключевые слова: физическая культура, футбол, подготовка вратарей, сенсорные системы, вестибулярная система, зрительная система.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF IMPROVING THE TECHNICAL TRAINING OF YOUNG GAMES IN FOOTBALL

© 2018

Bugulov Alan Gavrilovich, senior lecturer, department of physical education, North Ossetian State University Named K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the problem of improving the technical training of young goalkeepers in football, analyzing the diversity and complexity of the game technique for football goalkeepers, justifying the sensory systems necessary during all periods of training sessions. Since the goalkeeper's movements are not cyclical, they are not predictable, the exclusion of specific exercises in the technique of playing the goalkeeper for a long time leads to a partial or complete loss of goalkeeper skills, to the loss of the "sense of the trajectory of the ball." Goalkeeper training is mostly individual, but in some cases, for example, at the beginning of the transition period, at the stage of fundamental training, and before training, the goalkeeper can deal with the rest of the players, while performing mostly typical exercises. However, the number of such joint activities is insignificant. Along with good motor abilities for jumping, running, dexterity, visual and vestibular sensory systems should be formed as much as possible. Together with the basics of technique, such as catching the ball to the right and left, with a variety of trajectories of the ball after direct and cut blows, on top and bottom and other positions, the goalkeeper needs to master the technique of holding the ball standing and moving, with one and both hands, e. Assimilation of more complex elements of the game goalkeeper will help such exercises from gymnastics and acrobatics, as falling and landing, control of the upper body in different positions. The complex of conditions for improving the technical training of young coaches varies depending on the nature of the training period. Excessive pressure for young goalkeepers is undesirable and can be, in a certain sense, even dangerous. The number of training is determined by the specific training conditions, as well as the state of the sensory systems of the goalkeeper.

Keywords: physical culture, football, training of goalkeepers, sensory systems, vestibular system, visual system.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Процесс технической подготовки юных вратарей в футболе представляется как деятельность, эффективность которой выражается в результатах соревновательной деятельности спортсменов. На этапе спортивного совершенствования техническая подготовка юных вратарей в футболе выступает одним из важных компонентов в системе тренировочного процесса в целом. Несомненно, что чем больше факторов учитывается в процессе подготовки вратарей, тем выше эффективность их тактико-технических действий, которые во многом обусловлены деятельностью сенсорных систем.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как показал анализ научно-методической литературы, одним из ведущих направлений технической подготовки юных вратарей на подготовительном этапе тренировки выступает разработка содержания и методологии применения ком-

плекса специальных упражнений и тренировочных механизмов, обеспечивающих моделирование внезапности удара по воротам, а также оптимизации анализаторов сенсорных систем (зрительной и вестибулярной).

По мнению некоторых ученых (М.А. Правдов, С.В. Сафоненко, Г.М. Популо), в настоящее время возникла острая необходимость в преобразовании системы подготовки юных спортсменов в футболе [1, с. 83-87; 2, с. 224-227].

Такая потребность определена разнообразными затормаживающими факторами современной системы физической подготовки и спорта, а также отсутствием наиболее эффективных технологий, направленных на обеспечение достаточного уровня процесса подготовки юных футболистов, в частности вратарей, на всех этапах многолетней тренировочной деятельности.

Одним из ключевых направлений в области технической подготовки вратарей в футболе является учет особенностей восприятия полета мяча зрительным анализатором при различных действиях вратаря, связанных с произвольным выведением тела из равновесия.

Bugulov Alan Gavrilovich pedagogical

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS ... sciences

Анализ методической литературы (В.Ф. Усманов, Д.М. Калугин) [3, с. 168-1171], а также исследований, посвященных проблеме тренировочного процесса вратарей (Г.М. Популо, Н.Н. Назаренко) [4, с. 155-158], показывают, что многие тренеры не создают необходимых условий для комплексного развития функций двигательной и сенсорных систем.

Формирование целей статьи (постановка задания). Главной особенностью совершенствования процесса технической подготовки юных вратарей является отсутствие способностей выполнять длинные передачи и принимать мяч после длинных передач.

Акцент подготовки смещается на ловлю и отражение мячей из центральной зоны перед воротами и на ввод мяча в игру рукой. Кроме того, вратари осваивают арсенал техники полевого игрока и все многообразие техники передвижения.

По нашему мнению данный процесс будет наиболее результативным, если для этого использовать комплекс специальных тренировочных занятий, обеспечивающих соответствующие условия оптимизации функций зрительной и вестибулярной сенсорных систем, так как вестибулярная система взаимодействует на нескольких уровнях своей иерархической организации со зрительной и соматосенсорной системами; три эти системы дополняют друг друга в предоставлении человеку информации, необходимой для его пространственной ориентации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для подготовки юных вратарей необходимо уделять особое внимание зрительной и вестибулярной сенсорной системам. Сенсорная система выполняет следующие основные функции: сигнал ^-обнаружение ^ различение ^ передачу ^ преобразование ^ кодирование ^ детектирование признаков ^ опознание образов.

Специфическая особенность вестибулярной системы состоит в том, как отмечают некоторые ученые (А.С. Ровный, К.В. Судаков, В.М. Смирнов и др.), что «значительная часть перерабатываемой в ней сенсорной информации используется для автоматической регуляции функций, осуществляемой без сознательного контроля» [5;6;7].

Зрительная сенсорная система служит для восприятия и анализа световых раздражений (С.В. Голомазов,

A.А. Кузнецов, Б.Г. Чирва), восприятие величины, формы, цвета предметов, их взаимного расположения [8;9].

При этом особенности функционирования двигательной, зрительной и вестибулярной сенсорных систем при реагировании на сигнал недостаточно исследованы, отсутствуют специально разработанные методики учебно-тренировочных занятий по совершенствованию процесса технической подготовки юных вратарей в футболе.

Это актуализирует необходимость в разработке и экспериментальном обосновании технологии совершенствования процесса технической подготовки юных вратарей в футболе.

«В начале занятий изучают технику передвижения и основные приемы, и способы овладения мячом. Успешное выполнение специальных приемов во многом зависит от готовности вратаря к действию. Одним из факторов такой готовности является целесообразное исходное положение (З Витковски, В.И. Лях), которое позволяет быстро выносить общий центр тяжести за пределы площади опоры и выполнять необходимые игровые действия» [10, с 28-31].

Во время обучения «стойке» необходимо использовать различные упражнения (С.Н. Андреев, Г.А. Адоян,

B.К. Бальсевич), связанные со стартовыми движениями в разных направлениях обычным, приставным и скрещенным шагом, прыжками, падениями, кувырками, перекатами и т.д. [11;12; 13].

Изучение техники владения мячом начинают с ловли 194

мяча двумя руками на месте, в движении и в прыжке. Выполняется серия ударов или бросков мяча рукой с близкого расстояния (6-8 м), с заданной траекторией на вратаря или в сторону от него (1-1,5 м). Постепенно увеличивается сила ударов и расстояние (М.Д. Ашибоков, А.И. Белоус, М.Н. Киржинов), варьируется траектория полета мяча. Параллельно с ловлей осваивают и броски мяча рукой. Вначале даются задания на технику и точность бросков, затем на дальность (с различной траекторией) и точность [14].

Однако существующая тенденция к безусловному росту физических нагрузок не является единственным средством повышения технической подготовленности к тому или иному виду спорта.

Возможным путем совершенствования технической подготовленности выступает учет особенностей развития функций зрительной и вестибулярной сенсорных систем.

Как мы уже отметили выше, уровень технической подготовки юных вратарей позволит повысить экспериментальная программа, направленная на совершенствование функций вестибулярной и зрительной сенсорных систем путем включения в тренировочный процесс комплекса специальных упражнений.

Для выявления исходного уровня сенсорных систем, а именно - определения остроты зрения, вычисления границ поля зрения нами были использовано физиологическое тестирование с помощью пробы ВНИИФКа, Ромберга, Яроцкого [15].

Далее было проведено также тестирование технической подготовленности с помощью ведения мяча на расстояние 30 м, обводки на дистанции 30 м, челночного бега на дистанцию 100 м, броски мяча на точность и др. были сформированы контрольная (8 чел.) и экспериментальная (10) группы.

При тестировании исходного уровня зрительной и вестибулярной сенсорных систем было выявлено, что у участников эксперимента в контрольной и экспериментальной группах уровень развития этих систем почти одинаковый.

После выявления исходного уровня сформирован-ности исследуемых показателей в экспериментальной группе тренировки проводились по экспериментальной программе, которая представляла собой включение в занятия специальных комплексов физических упражнений, способствующих улучшению зрительной и вестибулярной сенсорных систем.

Упражнения подбирались выборочно из перечня более сложных упражнений и занимали около 15% времени занятия, реализовывались в подготовительной и основной этапах тренировочных занятий. В контрольной группе воспитанники занималась по стандартным программам подготовки.

Помимо стандартных упражнений, разработанных разными исследователями (Е.Н. Бобкова, Е.А. Бобровский, В.А. Зиновьев) [16; 17; 18] и практиками (Х. Вайн, Н.Г. Озолин) [19; 20] в экспериментальной группе использовались следующие упражнения для головы:

- наклоны вперед и назад, наклон к правому, а затем к левому плечу, поворот вправо и влево;

- упражнения для фиксации взора: движения глазных яблок вправо и влево, вверх и вниз несколько раз с чередованием, фиксация взором неподвижного объекта во время выполнения упражнений для головы;

- фиксация взором перемещающегося объекта во время выполнения упражнений для головы;

- позиционные упражнения (быстрые повороты в положении лежа с бока на бок, пребывание в положении стоя и ходьба в сфере с измененной поверхностью опоры и т.д.);

- аэробные упражнения (попеременное касание пальцев ног пальцами рук, быстрые наклоны и повороты туловища и др.).

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Бугулов Алан Гаврилович ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...

При обработке результатов исследования, выявляющих состояние границ поля зрения, а также площадь поля зрения для зеленого, красного и белого цвета для правого и левого глаза, то есть показатели зрительного анализатора, между контрольной и экспериментальной группами наблюдались статистически достоверные различия (степень достоверности р<0,05).

В экспериментальной группе, где в тренировочные занятия включались специальные устройства тренировки зрительного анализатора, заметно увеличились границы поля периферического зрения для правого глаза: зеленый цвет увеличился на 27%; красный цвет почти на 20% и белый цвет увеличился тоже почти на 23%; для левого глаза были выявлены следующие показатели: зеленый цвет увеличился на 23%, красный цвет изменился тоже в большую сторону, т.е. на 28%; а белый цвет увеличился на 20%.

За время проведения эксперимента небольшие изменения показателей произошло также и в контрольной группе: для правого глаза зеленый цвет увеличился на 15%; красный цвет тоже на 8% увеличился; белый цвет увеличился на 15%; для левого глаза показатели тоже немножко выросли: зеленый цвет вырос на 15%; красный цвет увеличился на 11%; белый цвет на 10% тоже вырос, что соответственно, повлекло за собой и рост площади периферического зрения.

В полученных данных границ поля периферического зрения в экспериментальной группе наибольшее приращение произошло в правом глазу для зеленого цвета, что составило около 27%, а в левом глазу приращение составило около 28% для красного цвета.

С расширением границ поля периферического зрения выросли и показатели площади поля периферического зрения. Следует обратить внимание на тот факт, что для левого глаза как в экспериментальной, так и в контрольной группе, приращение было более заметным, чем для правого глаза.

Однако при этом, в экспериментальной группе увеличение значений всех показателей для правого и левого глаза, а также для всех цветов были почти в 2 раза больше, чем аналогичные показатели в контрольной группе.

Это подтверждает то, что в ходе тренировок не используются специальные упражнения, активизирующие сенсорные системы, и, соответственно, механизмы периферического зрения и зрительные анализаторы неведущего глаза (в нашем случае - левого) слабо вырабатываются.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе экспериментального исследования нами подтверждено, что в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения с положительной тенденцией в технической подготовленности юных спортсменов, что доказывается статистически достоверными изменениями в методиках: ведение мяча на расстоянии 30 метров, обводка на дистанции 30 метров, челночный бег на 100 метровую дистанцию, несколько бросков мяча на точность, комплексные упражнения.

При оценке показателей пробы ВНИИФКа в результате экспериментального исследования были получены следующие данные. В начале эксперимента с заметной реакцией на нагрузку в экспериментальной группе было пять человек, со слабой реакцией на нагрузку было три человека и два человека было со средней реакцией организма на нагрузку.

На завершающем этапе эксперимента было установлено, что в экспериментальной группе два человека перешли из группы со средней реакцией организма на нагрузки в группу со слабой реакцией организма на такие же нагрузки.

Это доказывает факт улучшения устойчивости вестибулярного аппарата. Подобных изменений в контрольной группе не наблюдалось. Преимущество в оптимизации технических действий вратарями эксперименталь-

ной группы объясняется тем, что повышение уровня сенсорных систем, а именно зрительной и вестибулярной, позволяет существенно повысить ориентацию в пространстве, выделить значимую информацию из всех внешних сигналов.

В свою очередь, высокий уровень ориентации в пространстве оптимизирует точность и координацию движений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Правдов М.А. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 5. С. 83-87.

2. Сафоненко С.В., Популо Г.М. Повышение работоспособности юных футболистов на этапе начальной специализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №3 (20). С. 224-227.

3. Усманов В.Ф., Калугин Д.М. Занятия в учреждениях дополнительного образования спортивного направления и формирование самореализации подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №2 (19). С. 168-171.

4. Популо Г.М., Назаренко Н.Н. Социальная значимость и роль подвижных игр на занятиях физической культурой в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №3 (20). С. 155-158.

5. Ровный А.С. Сенсорные механизмы управления точными движениями человека. Харьков: ХаГАФК, 2001. 248 с.

6. Смирнов В.М. Физиология человека: учебник. М.: Медицина, 2002. 426 с.

7. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций. М.: Медицина, 2000. 784 с.

8. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры. М.: Спорт Академ Пресс, 2005. 472 с.

9. Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11-12 лет). М.: Олимпия. 2007. 208 с.

10. Витковски З., Лях В.И. Координационные способности в футболе: Диагностика, прогнозирование развития, тренировка //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 4. С. 28-31.

11. Адоян Г.А. Итоги прошедшего века или эволюция результативности футбола. М.: Спутник 2004. 54 с.

12. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра: книга. для учащихся средних и старших классов. М.: Академия, 2008. 144 с.

13. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России. // Теория и практика физ. культуры. 2004. № 3. С.3-5.

14. Ашибоков М.Д., Белоус А.И., Киржинов М.Н. Футбол. Майкоп: Изд-во АГУ. 2005. 128с.

15. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Псков: Наука, 2003. 256 с.

16. Бобкова Е.Н. Возрастная динамика скоростных способностей мальчиков 11-18лет с учетом гармоничности их физического развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 4. С. 4145.

17. Бобровский Е.А. Развитие детско-юношеского спорта в России // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. №3 (20). С. 145-148.

18. Зиновьев В.А. Особенности педагогической деятельности детского тренера-педагога по футболу // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 2. С.37-41.

19. Вайн Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых. М.: Терра-Спорт, 2004. 244с.

Bugulov Alan Gavrilovich PEDAGOGICAL FOUNDATIONS ..

pedagogical sciences

20. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 2004. 280 с.

Статья поступила в редакцию 30.01.2018 Статья принята к публикации 27.03.2018

196

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.