УДК 37.022
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ВУЗА
КАНТАЕВА ГУЛЬНУР ГУСМАНОВНА
Ст. преподаватель Педагогического Института Международного университета Астана
Астана, Казахстан
СОН ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА
Ст. преподаватель каф. Филологических дисциплин НАО " Медицинский университет Астана" Астана, Казахстан
Аннотация. В статье анализируются психолого-педагогические проблемы формирования дидактической культуры у будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Дидактическая культура включает совокупность знаний, умений, ценностных ориентаций и педагогических подходов, необходимых для эффективного взаимодействия с учащимися. Формирование дидактической культуры сталкивается с рядом проблем, таких как недостаточная мотивация студентов к осознанному профессиональному развитию, отсутствие практико-ориентированного обучения, сложности в адаптации к профессиональной деятельности и преодолении психологических барьеров. Авторы рассматривают методы и условия, способствующие развитию дидактической культуры, включая организацию рефлексивной среды, внедрение проектных и интерактивных методов обучения, а также роль наставничества. Статья подчеркивает важность интеграции теоретических и практических знаний для полноценного формирования педагогической компетентности.
Ключевые слова: дидактика, теория обучения, дидактическая культура, будущий учитель, обучающиеся, образовательное пространство.
Современные социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в Казахстане и на глобальной арене, способствуют формированию новых общественных и экономических ценностей. Политическая и экономическая ситуация оказывает влияние на образовательную политику, что приводит к изменению акцентов глобализации, демократизации и интернационализации в сторону восстановления национальных образовательных традиций, возрождения значимости и роли педагога. Профессиональное педагогическое образование занимает ключевое место в поддержке успешной модернизации общественной жизни и обновлении системы профессиональной подготовки педагогов.
Профессия педагога уникальна и занимает важное место в любой культуре мира. Современное высокотехнологичное информационное общество предъявляет новые требования к личности и профессиональным качествам педагога, способного эффективно воспитывать и обучать молодое поколение.
Зарождение и оформление инновационных процессов, происходящих в образовательных организациях в последние годы, свидетельствует о повышении степени развития профессиональной свободы, творческой самореализации личности педагога, появлении тенденции открытости, обращенности к педагогическому наследию, создании гибких саморазвивающихся систем профессиональной подготовки и переподготовки педагогов. [4, с. 327] Значимость школьного учителя переоценить невозможно, и именно поэтому все чаще в научно-педагогическом сообществе идет речь о качестве профессиональной педагогической подготовки. Основываясь на теорию М.С. Кагана, который сущность культуры представляет, как «определенную форму сосредоточения духовной энергии человечества в единстве с
совокупностью идеально-практических способов и результатов освоения и преобразования мира» [1, с. 69].
Считая профессиональную культуру частью общей культуры, мы, опираясь на исследования В.А. Кан-Калика [2], Н.Д. Никандрова [8], Б.Т. Лихачева [5], представляем профессиональную культуру будущего учителя как интегративное качество личности, обусловленное множеством компонент, таких как: профессиональные ценности, знание, компетентность, мышление, поведение и мастерство, базирующейся на существующем уровне развития общества, общественных отношений, жизнедеятельности людей, системе ценностей, личностных качествах, полученных в ходе образования, воспитания и развивающейся в ходе профессиональной деятельности.
А.Ф. Меняев пишет, что педагогическая культура «реализуется через совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, умений, связанных с профессиональной деятельностью, готовность к их применению в образовательном процессе» [7, с. 105]. То есть понятие профессиональной культуры значительно шире понятия «компетентность», включает ее в себя и дополняет профессиональными ценностями и профессиональным поведением, в то время как профессиональная компетенция определяет способность и готовность к определенному виду деятельности в пределах профессиональных задач.
Поскольку в современных условиях образовательная парадигма определяет главную цель образования и воспитания как «реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала» [3, с. 171], то формирование современного видения профессиональной культуры будущего учителя, выявление ее структурных компонент, условий формирования становится явным проблемным полем педагогических исследований.
Важное место в профессиональной культуре педагога занимает её дидактический компонент, определяющий способности будущего учителя к применению закономерностей усвоения знаний, умений, навыков и формированию компетенций, обучающихся в процессе учебной деятельности. Этот компонент охватывает:
• ценностные дидактические установки, формирующие подход будущего учителя к образовательной деятельности;
• широкий набор компетенций, включающий умение ставить цели и задачи педагогической деятельности, мотивировать учащихся (воспитанников) к образовательной активности;
• навыки обеспечения информационной основы учебной деятельности;
• способности к разработке рабочих программ, созданию методических и дидактических материалов, а также принятию обоснованных педагогических решений;
• умения по организации педагогической деятельности.
Кроме того, дидактический компонент включает дидактические способности и реализацию современных дидактических принципов, что особенно важно в условиях изменяющихся целей, содержания и методов обучения, которые адаптируются к требованиям общества на каждом новом этапе его развития.
Осознание профессионально-значимых и востребованных педагогических качеств существенно изменяется в современных условиях развития образования: это мы наблюдаем и в образовательных стандартах, профессиональном стандарте педагога. Все вышеизложенное требует актуализации формирования профессиональной культуры будущего учителя и ее компонентов - дидактической культуры, разработки современных требований к структуре и процессу ее формирования. Логично предположить, что дидактическая культура является результатом познания, освоения и применения в педагогической практике дидактических законов.
Исторический анализ показывает, что термин «дидактика» впервые был использован немецким педагогом В. Ратке и довольно длительное время использовался параллельно с термином «педагогика» в одинаковых значениях. В том же значении пользовался этим
понятием и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592- 1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика».
В нашей стране термин «дидактика» трактуется как искусство обучения. За рубежом такое понимание не получило широкого распространения, и сам термин «дидактика» используется редко, хотя дидактическая мысль и вопросы, связанные с обучением, активно развиваются. Для глубокого анализа каждого из направлений педагогической деятельности и их эффективного объединения выделяются отдельные педагогические дисциплины, такие как теория обучения и теория воспитания. Педагогическая дисциплина, которая рассматривает обучение на теоретическом, обобщающем уровне, именуется «Теория обучения» или «Дидактика».
Таким образом, дидактика представляет собой педагогическую теорию обучения, обосновывающую содержание, методы и организационные формы учебного процесса. Основные вопросы, на которые дидактика стремится дать ответ, это: «чему учить?» и «как учить?». Однако, для их решения возникает множество других, не менее значимых вопросов: «как протекает процесс обучения и какие закономерности ему присущи?», «кого учить?», «с какой целью учить?» и «где учить?».
Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, необходимо систематизировать подход к формированию целей, подбору содержания, форм, методов и средств обучения для каждой отдельно взятой дисциплины, теме дисциплины, урока. Все это - слагаемые дидактической системы, которая включает в себя следующие элементы: цель и задачи обучения (преподавания); содержание обучения; методы и средства обучения; формы организации обучения; результаты обучения называется дидактической системой.
Рассматривая дидактические концепции, П.Ф. Каптерев пишет: «...методика существовала уже давным-давно, а дидактики еще не было, еще не появился педагог, который стал бы выше вопросов об обучении латинской грамматике, молитвам, церковным песнопениям, риторике, арифметике, а спросил бы себя: каковы правильные, истинные педагогические начала всего обучения, всем школьным предметам, начала, которые педагогу, как преподавателю, нужно соблюдать всегда и всюду?
Ведь есть некоторые начала преподавания, общие многим, если не всем, предметам, изучаемым в школах. Нельзя ли их выделить, выяснить и сформулировать на помощь учителям в их профессиональной деятельности и на благо учащимся и школам? С постановки таких вопросов возникла дидактика» [6, с. 99]. Определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения на основе определенной концепции обучения являются дидактические принципы - основные аксиомы построения учебного процесса, объективно отражающие важнейшие закономерности процесса обучения. Дидактическими принципами являются: принцип наглядности; принцип сознательности и активности; принцип доступности; принцип научности; принцип индивидуального подхода; принцип систематичности и последовательности; принцип прочности в овладении знаниями; умениями и навыками; принцип связи теории с практикой.
Таким образом, дидактика в течение почти трех столетий развивалась как прикладная наука, функция которой заключается в использовании специально адаптированных философских, психологических, социологических и других знаний для решения конкретных задач обучения и развития обучающихся.
В настоящий период, по оценкам ученых происходит дифференциация научно-дидактического и педагогического знания, постепенно появляется совокупность исследований, раскрывающих специфические особенности отдельных направлений обучения
в высшей школе. Возникает множество факторов, которые можно сгруппировать в два крупных блока: социокультурные факторы, которые обусловливают развитие дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе с учетом социального заказа и особенностей политического и социально-экономического развития общества и государства.
Установление взаимосвязи «наука - высшее образование - производство» приводит к развитию проблематики и актуализирует проведение исследований, раскрывающих различные аспекты образовательного процесса, появляются различные концепции и подходы к образовательному процессу в высшей школе; внутри научные факторы, оказывающие влияние на развитие дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе. Они связаны с кадровым потенциалом образовательной организации, материально-технической базой, качеством подготовки абитуриентов и т.п.
Таким образом, дидактика в современном образовательном процессе призвана обеспечить эффективное взаимодействие различных форм, методов и средств обучения, на которых строится система педагогического взаимодействия между обучающимся и педагогом. Это взаимодействие отражается в учебных планах, программах и учебно-методическом обеспечении дисциплин.
Основные функции дидактики сегодня включают исследование и выявление закономерностей обучения в образовательном процессе, а также разработку рекомендаций для повышения его эффективности в зависимости от внешних и внутренних условий (таких как уровень подготовки обучающихся, их психологические особенности, ресурсы и т. д.). Обучение должно приводить к значимым результатам, достигаемым благодаря оптимально выбранным педагогом подходам, принципам и содержанию образования, а также использованию соответствующих методов и средств.
Таким образом, требуется не только совершенствование методики преподавания, но и переход на уровень дидактического творчества, формирования педагогических технологий, обеспечивающих актуальный уровень образовательного процесса и его продуктивность.
Разрыв между уровнем подготовки будущих учителей и требованиями времени побуждает к поиску возможностей профессионального роста педагогов, актуализации их профессиональных знаний и способностей в текущих социальных условиях. Иными словами, речь идет о выделении феномена «дидактическая культура учителя» в качестве интегрирующей составляющей профессиональной культуры.
На современном этапе развития дидактики с точки зрения философии образования деятельность педагога давно вышла за рамки обычного урока. Современный учитель для грамотного построения учебного процесса должен мыслить более масштабными категориями. Претерпели изменения и дидактические принципы современного обучения, обусловливающие отражение закономерностей обучения, проектирование содержания обучения, требований к конечному результату, особенности действий и коммуникаций педагога и обучающегося.
Классические принципы дидактики оставаясь актуальными при организации урочной деятельности, претерпевают изменения применительно ко всему процессу обучения на той или иной образовательной ступени.
Очевидно, что этот вопрос находится на этапе изучения и обсуждения и привлекает внимание многих педагогов. Организация процесса обучения в современной высшей школе в последние годы стала очень актуальной. В частности, современными учеными-педагогами отмечается компетентностная ориентация образовательного процесса, его информатизация и индивидуализация, диверсификация форм, методов и технологий обучения. Это привело к накоплению большого количества новых дидактических фактов, пока еще не получивших полного научного осмысления.
Современное состояние дидактики высшей школы многими исследователями определяется как «переходное». Ключевой особенностью классической науки стало расширение междисциплинарных и проблемно-ориентированных подходов в исследовательской деятельности. Понимание происходящих изменений в дидактике высшей
школы связано с процессами модернизации высшего образования в Казахстане и накоплением значительного объема научных данных, которые изменяют традиционные взгляды на образовательный процесс в вузах. В связи с этим в последние годы всё большее внимание в исследованиях уделяется развитию профессиональной культуры педагогов, включая её важную составляющую — дидактическую культуру.
Однако остаются недостаточно разработанными некоторые методологические аспекты, в частности методология и практика формирования дидактической культуры будущих учителей в условиях профессионального образования в педагогических вузах. Также отсутствуют теоретические и практические разработки, направленные на формирование дидактической культуры учителей гуманитарных дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб: Петрополис, 1996. - 415 с.
2. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В.А. Кан-Калик.
- М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
3. Карпачева, Т.В., Карагльцева А.Р. Изучение вопросов экологической безопасности в педагогической мастерской / Т.В. Карпачева, А.Р. Карагльцева. - Наука и Образование, 2019. -№ 2. - С.171
4. Корепанова, Е.В. Организация исследовательской деятельности будущего педагога в пространстве высшей школы / Е.В. Корепанова // Современному АПК - эффективные технологии: материалы Международной научно-практической конференции, посвященная 90-летию д.с/х.н., проф., заслуженного деятеля науки РФ, Почетного работника высшего професси-онального образования РФ, В.М. Макаровой, 11-14 декабря 2018. - Ижевск, Ижевская ГСХА, 2019. - С. 326-330
5. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, Юрайт, 1998.
- 464 с.
6. Логвинов, И.И. Дидактика: история и современные проблемы: монография / И.И. Логвинов. - М.: БИНОМ. «Лаборатория знаний», 2012. - 205 с.
7. Меняев, А.Ф. Категории дидактики: монография / А.Ф. Меняев. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: МИРБИС, 2010. - 341с.
8. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педагогика. -1998. - № 3. - С. 3-10.