УДК 37.045
Тырина М.П.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
В статье рассматривается проблема развития дидактической культуры учителя физической культуры. Дидактическая культура выступает предметом научно -практических конференций и чтений, педагогических семинаров, темой программ профессиональной подготовки и повышения квалификации, аспектом рецензирования. Дидактическая культура как цель, условие, фактор эффективности педагогического процесса нередко встречается в уставах, программах развития, образовательных программах, визитных карточках образовательных учреждений и функциональных обязанностях их руководителей. Подчеркивается, что в отечественной психолого-педагогической литературе накоплен определенный теоретический потенциал для исследования и формирования дидактической культуры учителя.
Ключевые слова: дидактическая культура учителя.
Дидактическая культура - часть профессионально-педагогической культуры учителя, важный элемент модели современного педагога, в том числе учителя физической культуры.
Овладение основами дидактической культуры является стрежневой задачей профессионального образования, поскольку она предопределяет результативность основных видов деятельности педагога. От уровня дидактической культуры зависит широкий круг профессионально окрашенных новообразований личности и деятельности педагога: его гуманистическая профессиональная направленность, профессионально значимые личностные качества, способности, умения и навыки. Развитая дидактическая культура учителя определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных педагогических ситуациях, обеспечивает эвристичность дидактического мышления, позволяет выходить на уровень дидактического культуротворчества и формирования педагогических технологий.
Дидактическая культура является фактором управления качеством образования в условиях нового витка его стандартизации. Развитие дидактической культуры - это важный компонент образовательной стратегии и тактики. С дидактической культурой преподавателя коррелируется эффективность обновлённой системы высшего педагогического образования и многоуровневой системы подготовки будущего учителя. Дидактическая культура связана с проблемой проектирования индивидуальных образовательных маршрутов школьников. Акцентируется значение дидактической культуры в усвоении эмоционально-духовного компонента содержания образования. Взаимодействие дидактической культуры педагога и культуры учащегося выступает механизмом развития одаренности учащегося.
fä Biological Bulletin 151
Формирование дидактической культуры учителя характеризуется как путь индивидуализации обучения. Указывается на роль дидактической культуры в компьютеризации учебного процесса. Дидактическая культура расценивается как четкий ориентир развития образовательной системы, а определение средств и ресурсов формирования дидактической культуры педагога признается важной задачей, стоящей перед педагогическим сообществом.
В отечественной психолого-педагогической литературе подчеркивается деятельностное начало и процессуальная природа дидактической культуры. Авторы доказывают ее способность воплотить максимальный уровень дидактического познания педагогической действительности, отразить логику развития педагогической мысли, резюмировать опыт обучения. Российские исследователи высвечивают диалогическую и творческую потенции рассматриваемого вида педагогической культуры. Дидактическая культура связывается с реализацией общих и конкретных закономерностей обучения. Учитывается вклад дидактической культуры в диалектику содержания образования. Дидактическая культура считается формой, средой, условием сотворчества субъектов образовательного процесса. Интерес к дидактической культуре часто интегрируется с андрагогической проблематикой.
Дидактическая культура дифференцируется российскими авторами как общественное явление и как субъективная личностная характеристика педагога. Общественный характер дидактической культуры усматривается в том, что она включает предметные результаты деятельности предшествующих поколений ученых в области дидактики. Дидактической культурой называется совокупность способов, методов, технологий деятельности в процессе обучения.
Дидактическая культура педагога в разрезе личностных качеств описывается как требуемый на данном историческом этапе общественного развития уровень дидактических способностей, которыми должен обладать педагог, степень его способности и готовности осуществлять обучающую деятельность. Дидактическая культура предстает сегодня как профессионально-личностное образование, уровень творческой самореализации учителя, его ценностная установка. Дидактической культурой называется интегральное качество личности, обеспечивающее продуктивную педагогическую деятельность.
Совокупным субъектом дидактической культуры обозначен сам процесс обучения, школа, университет, методический институт, образовательное учреждение вообще, образовательная система и общество в целом. Индивидуальным субъектом дидактической культуры считаются учитель, автор учебного пособия, программист, педагог дополнительного образования, вузовский преподаватель. В контексте данной статьи субъектом дидактической культуры является учитель физической культуры. Иногда в исследованиях дидактическая культура предстает как культура учебной деятельности, тогда ее
субъектом выступает школьник, студент, будущий шахматист. Отмечается своеобразие дидактической культуры каждого учителя. В то же время подчеркивается необходимость общности дидактической культуры субъектов образовательного процесса.
В отечественных психолого-педагогических работах акцентируются взаимозависимости дидактической грамотности, дидактической компетентности и дидактической культуры педагога как последовательных ступеней в профессиональном развитии. Даются разные варианты субординации дидактической культуры, компетентности и мастерства. В большей их части дидактическая культура включает в себя дидактическую компетентность.
Формирование и развитие дидактической культуры выступает малоизученным аспектом проблемы. Этот процесс описывается как преодоление педагогом собственной индифферентности, уход от устоявшихся стереотипов обучающей деятельности и овладение новыми способами профессиональной самореализации. Авторы вводят дидактическую культуру в систему результативно-целевых ориентиров профессионально-педагогического образования, но иногда связывают ее в большей степени с теоретической составляющей содержания профессиональных дисциплин. Звучат некоторые принципы формирования дидактической культуры в университете. Разрабатываются первые учебные пособия, ориентированные на развитие дидактической культуры.
Однако задача развития дидактической культуры связывается преимущественно с деятельностью системы повышения педагогической квалификации. Проблемы повышения дидактической культуры учителя анализируют в связи с изучением вопросов организации внутришкольного контроля. Она признается предпосылкой эффективной работы администрации с педагогами общеобразовательной школы.
Как фактор развития дидактической культуры предлагается смыслоди-дактическая подготовка будущих учителей. Формами развития этого вида культуры называются творческие группы учителей, кафедральные методические семинары, дистанционные педагогические сообщества. Актуализируется необходимость разработки индивидуальных и инновационно-рефлексивных форм освоения дидактической культуры. Учитывается роль рейтинга педагогов в развитии этого интегративного профессионального свойства. Признается вклад учебников и учебных пособий по дидактике. Первостепенное значение придается соответствию их содержания и структуры новым требованиям.
Дидактическая культура выступает предметом научно-практических конференций и чтений, педагогических семинаров, темой программ профессиональной подготовки и повышения квалификации, аспектом
Biological Bulletin 153
й)
рецензирования. Дидактическая культура как цель, условие, фактор эффективности педагогического процесса нередко встречается в уставах, программах развития, образовательных программах, визитных карточках образовательных учреждений и функциональных обязанностях их руководителей.
Таким образом, в отечественной психолого-педагогической литературе накоплен определенный теоретический потенциал для исследования и формирования дидактической культуры учителя.
Как цитировать:
Тырина, М.П. (2015). Дидактическая культура учителя физической культуры.
Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 5 (1а), 150-153. © Тырина, 2015
Users are permitted to copy, use, distribute, transmit, and display the work publicly and to make and distribute derivative works, in any digital medium for any responsible purpose, subject to proper attribution of authorship.
[МЖ^И]
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License