Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ (АСПЕКТЫ) В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ (АСПЕКТЫ) В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ ОВД / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИКИ ОВД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канокова Ляна Юрьевна

В статье автор указывает на важную педагогическую роль руководителя ОВД в решении задач как внутренних так внешних. Значимыми аспектами педагогической деятельности видятся как обучение и воспитание сотрудников, так и работа с населением, которая направлена на повышение уровня взаимодействия, и формирование положительного образа сотрудника правоохранительных органов. В статье обзорно обозначены направления педагогической работы руководителя ОВД. затрагиваются проблемы. Интерес к данной теме продиктован явной актуальностью данного вопроса. Новизна статьи видится в авторском изложении своей позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канокова Ляна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DIRECTIONS (ASPECTS) IN THE ACTIVITIES OF THE HEAD OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

In the article, the author points out the important pedagogical role of the head of the Department of Internal Affairs in solving problems both internal and external. Significant aspects of pedagogical activity are seen as the training and education of employees, as well as work with the population, which is aimed at increasing the level of interaction, and the formation of a positive image of a law enforcement officer. The article outlines the directions of pedagogical work of the head of the Department of Internal Affairs. problems are being addressed. The interest in this topic is dictated by the obvious relevance of this issue. The novelty of the article is seen in the author's presentation of his position.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ (АСПЕКТЫ) В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_173

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ (АСПЕКТЫ) В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД PEDAGOGICAL DIRECTIONS (ASPECTS) IN THE ACTIVITIES OF THE HEAD OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

КАНОКОВА Ляна Юрьевна,

преподаватель кафедры специально-технической подготовки

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 123. E-mail: kanokova91@mail.ru;

Kanokova Liana Urevna,

Teacher department of Law Enforcement North-Cucasian Institute advanced training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 123 Malbakhova str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360016. E-mail: kanokova91@mail.ru

Краткая аннотация: в статье автор указывает на важную педагогическую роль руководителя ОВД в решении задач как внутренних так внешних. Значимыми аспектами педагогической деятельности видятся как обучение и воспитание сотрудников, так и работа с населением, которая направлена на повышение уровня взаимодействия, и формирование положительного образа сотрудника правоохранительных органов. В статье обзорно обозначены направления педагогической работы руководителя ОВД. затрагиваются проблемы. Интерес к данной теме продиктован явной актуальностью данного вопроса. Новизна статьи видится в авторском изложении своей позиции.

Abstract: in the article, the author points out the important pedagogical role of the head of the Department of Internal Affairs in solving problems both internal and external. Significant aspects of pedagogical activity are seen as the training and education of employees, as well as work with the population, which is aimed at increasing the level of interaction, and the formation of a positive image of a law enforcement officer. The article outlines the directions of pedagogical work of the head of the Department of Internal Affairs. problems are being addressed. The interest in this topic is dictated by the obvious relevance of this issue. The novelty of the article is seen in the author's presentation of his position.

Ключевые слова: Руководитель ОВД, органы внутренних дел, сотрудники ОВД, педагогическое направление, обучение, воспитание, работа с населением.

Keywords: The head of the Department of Internal Affairs, internal affairs bodies, employees of the Department of Internal Affairs, pedagogical direction, training, education, work with the population.

Дата направления статьи в редакцию: 08.04.2022

Введение (постановка проблемы).

Стремительно изменяющиеся условия нашей жизни, политические, экономические и социальные события - существенно влияют на характер задач, которые в своей повседневности должен решать руководитель органов внутренних дел. Немаловажное значение имеет решение задач педагогических, которые выходят за рамки внутреннего обучения, наставничества подчиненных, и также направлены на взаимодействие с населением.

Основное положение материала. Для того, чтобы любая работа была сделано хорошо, работник или сотрудник должен быть хорошо обучен. Естественно, что первоначальная подготовка всегда проводится в учебном заведении, но иногда в правоохранительные органы приходят работать люди, не получившие такую подготовку.

Для начала остановимся и проанализируем почему же важно обучать людей, которые работают в такой важной структуре и по идее уже должны быть подготовлены. Причины кроются в том, что ни одно самое лучшее теоретическое обучение не сделает из сотрудника профессионала без опыта практической деятельности. Пока молодой человек, который только «выпустился» из ВУЗа, не окунется именно в ту атмосферу реальных событий, которая насыщена различного рода процессуальными нормами, соблюдение которых обязательно, бюрократическими проволочками, которые необходимо преодолеть и другими нюансами, он не сможет эффективно выполнять свою работу.

Также в систему ОВД часто приходят сотрудники из других областей, не всегда смежных, например, армейские работники, сотрудники различных силовых структур, или даже гражданские лица. Соответственно, о какой-либо подготовке можно вообще не говорить, в том смысле, что она будет либо узко направленной, либо совсем отсутствовать.

Поэтому задача руководителя стать наставником для данной категории «начинающих» сотрудников. Руководитель должен определить в процессе беседы, возможно какого-то первичного тестирования или просто изучив личное дело, те направления, которые необходимо проработать с каждым индивидуально, что бы данные сотрудники стали не просто пассивными членами команды, но и могли эффективно выполнять свою работу.

Работа в правоохранительной области не всегда предсказуема и зачастую не ясно какие задачи придется решать, то ли это будет раскрытие очередного дела, либо помощь населению в чрезвычайных ситуациях. Однако все же существует определенный круг ситуаций, в которых по закону участие сотрудников ОВД обязательно. Соответственно им, руководитель составляет план действий, в котором четко расписана роль каждого, и в соответствии с которым на наш взгляд и должна проходить подготовка и обучение сотрудников.

Немаловажным аспектом деятельности руководителя, на наш взгляд, является воспитание сотрудников, как необходимый элемент педагогики. Так, в первую очередь важно патриотическое воспитание, и, хотя до недавнего времени это звучало как некий пережиток прошлого, сегодня, данное понятие снова имеет смысл для многих сотрудников. В связи с последними событиями на Украине, наблюдается единение на-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 4(208)

ции, чувство гордости за свою страну, за принадлежность к тем структурам, которые несут освобождение, мир и порядок на братские территории. Поэтому на наш взгляд, задачей руководителя является некая культивация данных ценностей.

Все это накладывает на руководителя обязанность и необходимость обучения, переобучения, доучивания, воспитания, перевоспитания и довоспитания [1]. Все эти задачи представляют собой педагогическое направление управленческой деятельности руководителя ОВД.

Решая данные задачи, руководитель «примеряет» на себя разные роли: аналитика, эксперта, менеджера, где-то «друга», где-то «отца». Все это позволяет определить реальные возможности профессионального обучения и воспитания, оценить их итоги, помогает правильно выстроить весь процесс обучения, пошагово и методично, идя к цели создания полноценного слаженного коллектива, где каждый человек - звено крепкой и нерушимой цепи, где каждый может подменить, помочь и поддержать в трудную минуту жизни или работы. Важно сохранять позитивную психологическую обстановку, когда на работу «хочется» идти, а не «бежать» с нее. По нашему мнению, задачей руководителя, в том числе является создание и поддержание атмосферы профессиональной собранности, спокойствия и готовности к действиям.

Руководитель должен постоянно проводить мониторинг тактико-специальной подготовки сотрудников, готовности их к действиям в чрезвычайных обстоятельствах. Для этого должны проводиться различные учения, «тревоги» и прочее. По итогам таких проверок, оценивается реальная необходимость направления некоторых сотрудников на то или иной обучение, либо в специализированные учебные центры, либо на местах, с закреплением наставника.

Для того что бы реализовать весь комплекс педагогических мер руководитель должен четко понимать всю систему факторов, которые влияют на подчиненный ему коллектив, и уметь выделить из них те, которые можно изменить, ликвидировать, либо использовать.

Данное направление можно назвать внутренним контуром педагогической работы руководителя ОВД.

Однако существует и внешний, который также важен - это работа с населением, гражданскими лицами, ВУЗами и средними учебными заведениями, а также что на наш взгляд самое важное с детьми, начиная с младшего школьного возраста, когда в «маленькие» головы закладываются первые прописные истины, понятия о добре и зле, о правильном и неправильном, хорошем поступке и плохом, категорирование данных понятий и формирование четких установок на правомерное поведение.

Работа с более старшими ребятами также дает определенные ориентиры, предупреждая о возможных опасностях, в которые их, неопытных, могут втянуть, и которые в конечном итоге могут привести не просто к каким-то негативным правовым последствиям, но и просто быть опасными для жизни. Сюда можно отнести «подсаживание» детей и подростков на запрещенные препараты, наркотики, на вещества, которые якобы безопасны, но в конечном итоге способные привести к мгновенному летальному исходу. Здесь важным становится предупреждающее направление работы, что даже ради интереса не стоит пробовать, то, что им предлагается «просто» или «на слабо», учить данную категорию детей четко отстаивать свое нежелание делать то, что им навязывают сделать.

Со студентами направление работы связано по предотвращению привлечения их к экстремистским и террористическим организациям. Ведь как показывает статистика, основной их состав - это молодые люди.

В связи с большим количеством направлений деятельности в работе руководителя ОВД, он может поручить часть данных обязанностей своим сотрудникам, что также положительно скажется на их работе, поскольку они смогут примерить на себя роль наставника, учителя или воспитателя, повысить свой профессиональный уровень, разобраться в корне некоторых проблем.

Таким образом, педагогическое направление деятельности руководителя ОВД достаточно широкое и имеет своей целью ликвидацию пробелов в знаниях как у сотрудников, так и у граждан.

Библиогра фия:

1. Педагогическая функция в деятельности руководителя ОВД, Общая характеристика педагогической функции руководителя - Прикладная юриди-

ческая педагогика в органах внутренних дел URL: https://bstudy.net/986033/pedagogika/pedagogicheskaya_funktsiya_deyatelnosti_rukovoditelya (дата обращения 07.04.2022)

References:

1. Pedagogical function in the activity of the head of the Department of Internal Affairs, General characteristics of the pedagogical function of the head - Applied legal pedagogy in the internal affairs bodies URL: https://bstudy.net/986033/pedagogika/pedagogicheskaya_funktsiya_deyatelnosti_rukovoditelya (accessed 07.04.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.