Научная статья на тему 'Педагогические модели партисипативной подготовки студентов педагогических вузов'

Педагогические модели партисипативной подготовки студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИСИПАЦИЯ / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕС-КАЯ ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / ПАРТИСИПАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / PARTICIPATION / PARTICIPATIVENESS / PEDAGOGICAL PARTI-CIPATIVENESS / PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS PARTICIPATIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкитина Н.С., Касаткина Н.С.

Введение. Статья посвящена проблеме партисипативной подготовки студентов педагогических вузов. В статье представлено авторское определение понятия «партисипативная подготовка студентов педагогических вузов», под которым понимается система подготовки (теоретическая, методическая, практическая), целью которой является формирование партисипативной компетентности, отражающей новые субъект-субъектные отношения учителя и ученика, характеризующиеся равноправием, сотрудничеством, соуправлением, общими интересами, взглядами и ценностями, творчеством и педагогической эмпатией. Цель статьи показать особенности партисипативной подготовки студентов педагогических вузов. Практическая значимость результатов исследования заключается в их использовании преподавателями высшей школы при организации процесса профессиональной подготовки будущих учителей. Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретические методы: прогнозирование, теоретико-методологический анализ; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, самооценка, эксперимент, анализ, статистические методы. Результаты. Выявлены и апробированы процессная и компетентностная модели партисипативной подготовки студентов педагогических вузов и условия их эффективного функционирования, проведен анализ и сделаны выводы. Обсуждение. Подчеркивается, что результатом исследования является эффективная организация партисипативной подготовки студентов педагогических вузов через процессную и компетентностную модели. Заключение. Делается вывод о том, что актуализация партисипативной подготовки студентов педагогических вузов будет способствовать процессу профессиональной подготовки будущих учителей. Основные положения: определены методологические подходы к организации партисипативной подготовки студентов педагогических вузов; показаны особенности функционирования процессной и компетентностной моделей партисипативной подготовки студентов педагогических вузов; представлена технология организации партисипативной подготовки студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РEDAGOGICAL MODELS OF PEDAGOGOCAL UNIVERSITY STUDENTS PARTICIPATIVE TRAINING

Introduction. The article is devoted to the problem of pedagogical university students’ participative training. The article presents the author's definition of the concept "pedagogical university students’ participative training", which is understood as a system of training (theoretical, methodological, practical), the purpose of which is of participative competence formation, reflecting new subject-subject relations between teacher and student, characterized by equality, cooperation, co-management, common interests, views and values, creativity and pedagogical empathy. The purpose of the article is to show the features of pedagogical university students’ participative training. The practical significance of the research results lies in their use by teachers of higher education establishments in the organization of future teachers’ professional training process. Materials and methods. The main research methods are theoretical methods: forecasting, theoretical and methodological analysis; empirical methods: survey, observation, self-assessment, experiment, analysis, statistical methods. Results. The process and competence models of pedagogical university students’ participative training and the conditions of their effective functioning are revealed; the analysis is carried out and conclusions are drawn. Discussion. It is emphasized that the result of the study is effective organization of pedagogical university students’ participative training through process and competence models. Conclusion. It is concluded that the actualization of the system of organization and support of pedagogical universities students’ participative training will contribute to the process of future teachers professional training. Highlights: Methodological approaches to the organization of pedagogical university students’ participative training are defined; Features of functioning of process and competence models of pedagogical university students’ participative training are shown; The technology of organization of pedagogical university students’ participative training is presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические модели партисипативной подготовки студентов педагогических вузов»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.73.85.014

УДК 378.937 ББК 74.480.26

Н. С. Шкитина1, Н. С. Касаткина2

^RCID № 0000-0003-4778-5717 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: shkitinans@cspu.ru

2ORCID № 0000-0003-4619-0463 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kasatkinans@cspu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПАРТИСИПАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме партисипативной подготовки студентов педагогических вузов. В статье представлено авторское определение понятия «партисипативная подготовка студентов педагогических вузов», под которым понимается система подготовки (теоретическая, методическая, практическая), целью которой является формирование партисипативной компетентности, отражающей новые субъект-субъектные отношения учителя и ученика, характеризующиеся равноправием, | сотрудничеством, соуправлением, общими интересами, взглядами и ценностями, творчеством и педагогической эмпатией. Цель статьи — показать особенности партисипативной подготовки студентов педагогичес-^ ких вузов. Практическая значимость результатов исследования заключа-I ется в их использовании преподавателями высшей школы при организа-| ции процесса профессиональной подготовки будущих учителей. ^ Материалы и методы. Основными методами исследования являют-

^ ся теоретические методы: прогнозирование, теоретико-методологический

анализ; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, самооценка, эксперимент, анализ, статистические методы.

Результаты. Выявлены и апробированы процессная и компетент-ностная модели партисипативной подготовки студентов педагогических вузов и условия их эффективного функционирования, проведен анализ и сделаны выводы.

Обсуждение. Подчеркивается, что результатом исследования является эффективная организация партисипативной подготовки студентов педагогических вузов через процессную и компетентностную модели.

Заключение. Делается вывод о том, что актуализация партисипа-тивной подготовки студентов педагогических вузов будет способствовать процессу профессиональной подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: партисипация, партисипативность, педагогическая партисипативность, партисипативная подготовка студентов педагогических вузов.

Основные положения:

- определены методологические подходы к организации партиси-пативной подготовки студентов педагогических вузов;

- показаны особенности функционирования процессной и компе-тентностной моделей партисипативной подготовки студентов педагогических вузов;

- представлена технология организации партисипативной подготовки студентов педагогических вузов.

1 Введение (Introduction)

Возникнув в области управления, партисипация начинает представлять собой самостоятельную характеристику профессионально-педагогической подготовки, на современном этапе характеризующуюся демократизацией и гуманизацией

образовательного процесса. Парти-сипация становится частью профессионально-педагогической подготовки, дополняя ее сотрудничеством в управлении.

Партисипативная составляющая является важнейшим элементом педагогического общения и коммуни-

g

а 8

о д

а 3

а Т к № Ж О Й а

О

д

О Т

О

к

0

1

g

е Ж

Т О

№ а

е д

О

кации, характеризующихся субъект-субъектными отношениями, сотрудничеством, диалогом учителя и обучаемых, что подводит нас к заключению, что партисипация должна быть исследована более подробно в профессионально-педагогической подготовке студентов педагогических вузов и в связи с этим требуется создать практико-ориентиро-ванную модель партисипативной подготовки будущего учителя. Педагогическая партисипация базируется на управленческом феномене, что будет представлять для нас некоторую сложность и накладывать определенный отпечаток на подходы к ее исследованию. Следовательно, мы будем рассматривать парти-сипацию как явление, которое, зародившись в управленческой науке, стало универсальным и распространилось на смежные с ним области, в частности на педагогику.

а

| 2 Материалы и методы

| (Materials and methods)

^ В последнее время развитие

^ проблемы партисипативной подго-! товки получило новый импульс. Из-

ти

ки менения, происшедшие в нашей

^ стране, и особенно переосмысление

^ отечественного и зарубежного опы-

та послужили основой для комплексного изучения феномена пар-тисипации как составной части профессионально-педагогической подготовки учителя с учетом современных тенденций развития общества и педагогики [1].

В связи с этим расширяется терминологическое пространство педагогики, так как пересматриваются представления о ряде категорий, их взаимосвязях, что также имеет отношение к использованию термина «партисипация» в педагогической науке, его адаптации к новой среде. Таким образом, решение множества проблем методологии связано с трансформацией понятий, в том числе и понятия «партисипа-тивная подготовка студентов педагогических вузов» [2]. В то же время появляется необходимость перевести ключевые понятия теории партисипативной подготовки в разряд категорий для того, чтобы сделать их единообразными и определить границы использования.

Термин «партисипация» введен в научный обиход Леви Брюлем, который рассматривал партисипацию как переживание целостного единства с другим человеком за счет «эк-

зистенциального природнения» (партисипации). Партисипация, по его мнению, диктовалась стремлением быть в наиболее комфортном психосоматическом режиме, который обеспечивал бы наибольшую адаптацию. На современном этапе такая адаптация могла бы быть определена через понятие «субъект-субъектные отношения».

В философии партисипация рассматривается как всеобщее данное изначально стремление общаться и сотрудничать во время общения, характерное для человека.

Под партисипацией культурологией понимается стремление человека чувствовать себя частью социального пространства через ощущение единства, природнения, через соотношение общего и его части.

В психологии под партисипацией понимается такое психосоматическое состояние, в котором человек начинает ощущать на какое-то время свое единство и слитность не только с похожими объектами, но и с кем-либо изначально противоположным ему.

Партисипация трактуется как организация сотрудничества между студентами и преподавателем, кото-

рая характеризуется системным совместным планированием и принятием решений о методах, средствах и формах общения, соучастием, делегированием прав, диалогическим взаимодействием, демократическим стилем общения [3].

В педагогических исследованиях по управлению педагогическими системами термин «партисипация» рассматривается как противоположность доминированию, принуждению и авторитарности, реализующаяся в совместном принятии решений, совместном выявлении проблем и вариантов их решения, делегировании прав, а также создании благоприятного для сотрудничества психологического климата [4].

Анализ научной литературы современного периода становления и развития понятия «партисипация» показал, что большинство современных ученых соотносят термин «партисипация» с категориями «участие», «соучастие», «вовлеченность» (У Джек Дункан, У И. Деминг, О. Ирвин, П. Б. Петерсон и др.).

Участие характеризуется как синоним понятия «делегирование», результат демократического стиля управления коллективом или как один

а

о

о д

а 3 и в

н

о

й

а

о

д

о

3 о

и

о

д

е н

3 о

в

а

е

д

а

ж

§

£ а и

и ^

а ж а

а

и

из методов организации коллектива (педагогического в том числе), который способствует сплочению всех членов коллектива через формирование отношений взаимной ответственности и сотрудничества.

Термины «партисипация» и «партисипативностъ» разводятся большинством ученых. Партисипа-тивность рассматривается как организационная идея, принцип управления организацией (И. Е. Ворожей-кин, Д. К. Захаров, В. М. Свистунов); Е. Е. Вершигора, А. И. Наумов, А. Уил-кинс и др.), как управленческий феномен, который заключается в участии рядовых сотрудников в управленческих процессах (Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин, П. В. Малиновский, Н. М. Малиновская и др.); в виде метода мотивации и организации членов коллектива и как средство повышения качества управленческих решений (В. В. Глушенко, И. И. Глу-щенко, Б. Карлофф, З. Е. Старобинс-кий и др.).

Хотя существует много различных трактовок понятия «партисипация», тем не менее нами выделяется ряд общих моментов: партисипация присуща человеку изначально, социальные группы, характеризую-

щиеся субъект-объектными отношениями, практически всегда имеют дело с партисипацией, она означает наличие сотрудничества в том или ином аспекте, демократии и равноправия в деловом сотрудничестве.

На основании анализа исследуемой проблемы мы делаем вывод, что понятие «партисипативность» более узкое понятие, чем понятие «партисипация». Исходя из целей нашего исследования, мы будем ориентироваться на понятие «партисипативность».

Многими учеными разводятся понятия «партисипация» и понятия «соуправление» и «самоуправление» [5]. Ряд авторов выделяют управленческий аспект педагогического общения, который, по их мнению, имеет важное значение при обмене информацией участников коммуникации [6]. Следовательно, такие понятия, как «соуправление» и «самоуправление» становятся необходимыми составляющими педагогического общения.

Некоторые ученые, рассматривая исследуемое нами понятие, делают акцент на культуре управленческого общения и анализируют предпосылки формирования куль-

туры управленческого общения (теоретико-методологические, культурологические, психологические, педагогические), на основании чего они разводят понятия «управление» и «соуправление» [7].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: партисипативность в рамках нашего исследования имеет следующие особенности: во-первых, в определениях, используемых в управленческой сфере деятельности, партисипативность рассматривается как принцип или феномен управления и внимание акцентируется на управлении каким-либо процессом или организацией, в то время как в педагогике партисипативность предполагает, прежде всего, субъект-субъектные отношения, основанные на соуправлении, делегировании полномочий и диалогичности; во-вторых, партисипативность в педагогической деятельности означает в первую очередь определение общих целей, задач и ценностей; в-третьих, педагогическое общение предполагает креативность в организации педагогического процесса как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов; в-четвертых, парти-

сипативность соотносится и пересекается с другим базовым понятием «эмпатия», которое является необходимым условием эффективного ее функционирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методологическими основами исследования проблемы партисипа-тивной подготовки студентов педагогических вузов являются систем-но-деятельностный, партисипатив-ный и компетентностный подходы.

Системно-деятельностный подход, являясь общенаучной основой проблемы исследования, представляет возможность рассматривать партисипативную подготовку студентов педагогических вузов как систему в целом и как подсистему общей профессионально-педагогической подготовки, следовательно, требует выявления не только взаимосвязей и взаимозависимости между элементами системы, но и иерархических связей. Партисипативная подготовка студентов педагогических вузов, представляя собой педагогическую деятельность, имеет все ее структурные характеристики, начиная с цели и заканчивая результатом.

Партисипативный подход — теоретико-методологическая стра-

а

го

о д

=

а

3 и

в н о

й о

д го

3 о

вки с

д е

н

3 о

в п е д

а н

нки

т а с

и

,а н и

и к

и

тегия, которая предполагает построение отношений преподавателя со студентами, основанных на сотрудничестве, диалогичности, соучастии, делегировании полномочий, творческом взаимодействии.

Компетентностный подход, являясь практико-ориентированной тактикой, предполагает ориентацию не только на информированность студентов, но и на конструирование ими собственного профессионально-личностного опыта, который в свою очередь должен стать предметом рефлексии, исследования и оценки.

Нами разработана процессная модель партисипативной подготовки студентов педагогических вузов. Она включает в себя три этапа.

I этап — мотивационно-цен-ностный, состоящий из трех последовательных шагов: I шаг — мотивация партисипативной деятельности будущего учителя на социальном, поведенческом и операционном уровнях; II шаг — формирование у студентов ценностей-знаний и ценностей-отношений; III шаг — формирование ценностей-качеств личности.

II этап — содержателъно-дея-телъностный (I шаг — формирова-

ние базовых партисипативных компетенций; II шаг — формирование продвинутых партисипативных компетенций; III шаг — формирование креативных партисипативных компетенций).

III этап — рефлексивно-корректировочный (I шаг — диагностика эффективности процесса формирования партиспативной компетентности; II шаг — прогнозирование и перспективное планирование педагогической деятельности по совершенствованию процесса формирование партсипативной компетентности студентов педагогических вузов).

Процесс формирования партисипативной компетентности будущих учителей рассматривается нами как совокупность двух процессов — процесса преподавания и процесса учения. В связи с этим наша модель включает описание процесса учения, который тоже состоит из трех этапов: I этап — мотивационный (I шаг — осознание потребности в партисипативной деятельности; II шаг — формирование мотива партисипативной деятельности; III шаг — выбор способа реализации мотива). II этап — содержателъно-деятелъностный (I

шаг — составление схемы ориентировочной основы действий; II шаг— определение обучающимися перечня необходимых действий, фиксация выделенного содержания деятельности; III шаг — выполнение действий). III этап —рефлексивно-корректировочный (I шаг — анализ собственной партисипативной деятельности; II шаг — прогнозирование и перспективное планирование своей партисипативной деятельности).

Вторая модель партисипативной подготовки студентов педагогических вузов—компетентностная, которая раскрывает характеристики статических явлений, а не процессуальных. Для современного образовательного процесса характерна подготовка специалиста не узкого, а широкого профиля, что предполагает выделение такого компонента, как творческая деятельность, эмоционально-ценностное отношение как к изучаемым объектам, так и реальной действительности.

На основании современных инновационных разработок состав понятия «партисипативная компетентность» включает в себя: понятия, принципы, процессуальные знания, умения, способности, обоб-

щенные способы действий, а также профессиональные установки и социально-профессиональные качества [8].

Компетентностная модель партисипативной подготовки студентов педагогических вузов состоит из базовых и специальных компетенций. Базовые компетенции отражают специфику партисипативной деятельности, но в самом общем виде: знания природы человеческих потребностей и мотивов, педагогического менеджмента, основ педагогического общения и т. д.; умения реагировать на изменения в развитии личности и коллектива, быстро реагировать в изменяющихся ситуациях, применять демократический стиль общения и др.; качества личности — уверенность в себе, лидерство, оптимизм. Специфика пар-тисипативной деятельности отражается в специальных компетенциях, которые направлены на решение конкретных задач той или этой профессиональной сферы: знания управленческого феномена «партиси-пативность», отличий педагогической партисипативности от данного феномена в сфере управления и т. д.; наличие основных, продвинутых и

а

го

о д

=

а

3 и

в н о

й п

о д

го

3 о

вки с

д е

н

3 о

в п е д

о

а н

нки

т а с

и

,а н и

и к

и

креативных умений. Так, партиси-пативные умения представлены следующими группами:

Основные партисипативные умения:

- партисипативно-перцептив-ные: умение, направленное на чувственное восприятие партнера по общению как индивидуальной самобытной личности; умение выделить положительные качества личности партнера по общению и сконцентрировать внимание на них и др.;

- партисипативно-коммуника-тивные: умение выслушать партнера по общению и понять его точку зрения; умение вести продуктивный диалог во время коммуникации;

- партисипативно-интерактив-ные: умение найти общие ценностные установки, приемлемые для любого представителя социума; умение создавать благоприятную психологическую обстановку, психологический климат, способствующий организации продуктивной совместной деятельности, которая характеризуется добровольностью и заинтересованностью и др.

Продвинутые партисипативные умения:

- партисипативно-перцептив-

ные: умение воспринимать партнера по общению как коллегу, равноправного участника совместной деятельности; умение увидеть индивидуальные, возрастные, статусные особенности партнера и др.;

- партисипативно-коммуника-тивные: умение определить психологический климат в группе, найти лидеров и отверженных по информации, представленной партнерами по общению; умение вести продуктивный диалог во время коммуникации; умение организовать соучаствующую совместную деятельность;

- партисипативно-интерактив-ные: умение разрешать конфликты, возникающие во время общения; умение применять педагогическое внушение с целью организации эффективного сотрудничества между партнерами по общению и др.);

- креативные партисипатив-ные умения: умение создавать новые понятия и формировать новые навыки; умение реализовать на практике имеющийся опыт и сформировать на его основе новые комбинации; умение видеть и прогнозировать новую проблему, умение быстро переходить от одной категории к другой, от одного способа решения к друго-

му; умение быстро составлять фразы (экспрессивная беглость); умение быстро переключаться с одного класса объектов на другой (спонтанная беглость); умение решить проблему оригинально (адаптационная гибкость); умение придавать вербальной или визуальной форме задуманные очертания (аудиовизуальная гибкость) и др.

Процессная и компетентностная модели отражают различные стороны партисипативной подготовки будущего учителя.

Итак, под партисипативностью будущего учителя нами понимается профессионально-нравственное качество личности, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения, означающие сотрудничество, обусловленное общими интересами, ценностями, взглядами и характеризующееся творческим подходом и педагогической эмпатией, а также выражающееся в равноправии и со-управлении учителя и обучаемых.

Под партисипативной подготовкой будущего учителя мы понимаем систему подготовки (теоретическая, методическая, практическая), целью которой является формирование партисипативной компе-

тентности, основанной на сотрудничестве, творчестве и педагогической эмпатии.

3 Результаты (Results)

Педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и обобщающего этапов. На основании выделенных критериев и уровней сформированности компетентности студентов педагогических вузов нами была организована экспериментальная работа, которая проводилась на базе ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Для оценки сформированнос-ти партисипативной компетентности у студентов педагогического вуза в соответствии с гипотезой нашего исследования были выбраны следующие критерии: толерантное отношение к участникам учебно-воспитательного процесса, степень развития партисипативных умений, технологическая готовность в применении педагогической партиси-пативности, творческая активность в применении педагогической пар-тисипативности.

По данным начального среза, в ЭГ-1 на адаптивно-репродуктивном уровне сформированности партиси-

g а

о

о д

ж

ж а S к № Ж

о Й Ж

о д

о

S о

к

0

1

g

е Ж

S о

№ Ж

е д

о

пативной компетентности у студен- ного уровня (4,2 %). Количествен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тов педагогического вуза находилось ные характеристики, полученные

более половины учащихся (79,2 %), при итоговом срезе, показывают по-

один обучающийся достиг креатив- ложительный результат (Таблица 1).

Таблица 1 — Оценка уровня сформированности партисипативной компетентности

Table 1 — Assessment of participative competence formation level

Группа Количество человек Уровень сформированности партисипативной компетентности у студентов педагогического вуза

I Адаптивно-репродуктивный II Интерпретационно-конструктивный III Креативный

кол-во % кол-во % кол-во %

ЭГ-1 24 3 12,5 12 50,0 9 37,5

ЭГ-2 22 2 9,0 11 50,0 9 41,0

ЭГ-3 24 3 12,5 13 54,1 8 33,4

Результаты итогового среза подтвердили наличие положительной динамики во всех трех группах. Необходимо отметить, что по результатам итогового среза позитивные изменения в ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 имеют место по всем критериям сформированности партисипативной компетентности, что полностью согласуется с концептуальными положениями нашего исследования, подтверждает правильность выбранной тактики организации педагогического процесса и свидетельствует об эффективности реализации выделен

ных условий. Сравнительный анализ данных начального, промежуточного и итогового срезов позволяет сделать вывод о том, что в результате проведёной экспериментальной работы по формированию партисипативной компетентности количество студентов, владеющих эмпатийной компетентностью на адаптивно-репродуктивном уровне, снизилось в ЭГ-1 на 33,3 %, в ЭГ-2—до 21,2 %, в ЭГ-3—до 23,0 %. Количество студентов, проявивших интерпретационно-конструктивный уровень сформированности парти-

сипативнои компетентности, увеличилось в ЭГ-1 на 33,4 %,в ЭГ-2 — на 36,4 %, в ЭГ-3 - на 40 %. Количество учащихся, достигших креативного уровня сформированности партисипативнои компетентности, увеличилось в ЭГ-1 на 33,3 %, в ЭГ-2 — на 36,4 %, в ЭГ-3 — на 37 %.

Для проверки гипотезы исследования, а также для количественного доказательства научноИ обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования данные, полученные в ходе экс-периментальнои работы, были подвергнуты обработке методами математической статистики. Из всех возможных критериев оценивания выдвинутой гипотезы мы избрали критерий Фишера. Сравнительные данные получены нами с помощью статистического критерия Фишера.

4 Обсуждение (Discussion)

Проведенная нами в ходе исследования экспериментальная работа позволила проанализировать возможность реализации процессной и компетентностной моделей пар-тисипативной подготовки студентов педагогических вузов. Апробированные нами модели позволили не только усовершенствовать теоре-

тическую подготовку студентов, но и сделать их аналогами профессиональной деятельности, прежде всего, за счет формирования умений продвинутого и креативного уровня, входящих в базовые и специальные компетенции, направленные на творческое применение полученных знаний в ситуациях, близких к профессиональной деятельности, что, несомненно, положительно отразилось на уровне сформирован-ности партисипативной компетентности, что и было доказано в ходе экспериментальной работы.

5 Заключение (Conclusion)

В ходе исследования гипотеза о том, что партисипативная подготовка студентов педагогических вузов будет более эффективной, если: 1) общенаучной основой исследования выступает системно-де-ятельностный подход, теоретико-методологической стратегией — пар-тисипативный, а практико-ориенти-рованной тактикой — коммуникативный подход; 2) содержательно-смысловым наполнением выступают процессная и компетентностная модели партисипативной подготовки студентов педагогических вузов; 3) эти модели будут реализованы на

g а

о

0

1

а а

р

s а

s

и в

н

о

й

а

о

i

0

s о

и

с

il

е н

S о

в

п

е

1

о

фоне комплекса педагогических условий, была подтверждена.

Библиографический список

1. Данилова В. В. Система по формированию партисипативной готовности будущего учителя к воспитательной деятельности и условия ее функционирования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. - 861 с.

2. Суворова С. Л. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей : монография. Челябинск : Юж.-Урал. книж. изд-во. 2004. - 131 с.

3. Vasil'yeva V.S., Nikitina Ye.YU. (2018) Case of Teachers' Communicative Competence Development within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Journal of Engineering &Technology, 4.38, 7, 619-627.

4. Никитина Е. Ю., Костюк И. С. Партисипативный подход к развитию графической компетенции будущих инженеров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2014. № 9.1. С. 180-189.

5. Мустаева Н. Г., Тонконог В. В., Ананченкова П. И. Развитие менеджмента инновационных организаций на основе партисипативного управления // Труд и социальные отношения, 2016. № 5. С. 101-115.

6. Матвеева Н. А., Данилова В. В. Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : коллективная монография. Уфа : «Аэтерна». 2015. - 186 с.

7. Шкитина Н. С., Касаткина Н. С., Немудрая Е. Ю., Циулина М. В.. Формирование эмпатийной компетентности магистров педагогического вуза в контексте интерактивных методов обучения // Вестник Челябинского педагогического университета. 2018. № 2. С. 173-181.

8. Упручина Н. Д. Теория и методика развития партисипативного стиля управления учебной деятельностью студентов // Гуманитариум. 2018. № 1. С. 29-30.

а «

§

N. S. Shkitina1, N. S. Kasatkina2

^RCID No. 0000-0003-4778-5717 Associate Professor, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shkitinans@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0003-4619-0463 Associate Professor, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: kasatkinans@cspu.ru

rEDAGOGICAL MODELS OF PEDAGOGOCAL UNIVERSITY STUDENTS PARTICIPATIVE TRAINING

Abstract

Introduction. The article is devoted to the problem of pedagogical university students' participative training. The article presents the author's definition of the concept "pedagogical university students' participative training", which is understood as a system of training (theoretical, methodological, practical), the purpose of which is of participative competence formation, reflecting new subject-subject relations between teacher and student, characterized by equality, cooperation, co-management, common interests, views and values, creativity and pedagogical empathy. The purpose of the article is to show the features of pedagogical university students' participative training. The practical significance of the research results lies in their use by teachers of higher education establishments in the organization of future teachers' professional training process.

Materials and methods. The main research methods are theoretical methods: forecasting, theoretical and methodological analysis; empirical methods: survey, observation, self-assessment, experiment, analysis, statistical methods.

Results. The process and competence models of pedagogical university students' participative training and the conditions of their effective functioning are revealed; the analysis is carried out and conclusions are drawn.

Discussion. It is emphasized that the result of the study is effective organization of pedagogical university students' participative training through process and competence models.

Conclusion. It is concluded that the actualization of the system of organization and support of pedagogical universities students' participative training will contribute to the process of future teachers professional training.

s dag

gog

gi ca

0 de ls

Ped dag

gog

goc c

al

1

s

i

dd

de n

s

S

c

a

g

Keywords: participation, participativeness, pedagogical parti-cipativeness, pedagogical university students participative training.

Highlights:

Methodological approaches to the organization of pedagogical university students' participative training are defined;

Features of functioning of process and competence models of pedagogical university students' participative training are shown;

The technology of organization of pedagogical university students' participative training is presented.

References

1. Danilova V.V. (2014) Sistema po formirovaniyu partisipativnoj gotovnosti bu-dushchego uchitelya k vospitatel'noj deyatel'nosti i usloviya ee funkcionirovaniya [Formation system of future teacher readiness to bringing-up activity and its functioning conditions]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya. 6, 861. (In Russian).

2. Suvorova S.L. (2004) Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya kom-munikativno-diskursivnoj kul'tury budushchih uchitelej: monografiya [Theoretical and methodological basis of communicative and discursive culture formation of future teachers; monograph]. Monografiya. Chelyabinsk, Yuzhno-Ural'skoye knizhnoye izdatel'stvo. 131 p. (In Russian).

3. Vasileva V.S., Nikitina E.Yu. (2018). Case of Teachers' Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Journal of Engineering &Technology. 4.38, 7, 619-627.

4. Nikitina E.Yu., Kostiuk I.S. (2014). Partisipativnyy podkhod k razvitiyu graficheskoy kompetentsii budushchikh inzhenerov [Participative approach to future engineers' graphical competence development]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo

I pedagogicheskogo universiteta. 9.1, 180-189. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

g 5. Mustayeva N.G., Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. (2016). Razvitie

^ menedzhmenta innovacionnyh organizacij na osnove partisipativnogo upravleniya [Inno-

^ vation establishments management development on the basis of participative managing].

§ Trudi so-tsial'nyye otnosheniya. 5, 101-115. (In Russian).

¿g 6. Matveeva N.A., Danilova V.V. (2015) Teoreticheskie i prakticheskie aspekty

^ psihologii i pedagogiki: kollektivnaya monografiya [Theoretical and practical aspects of

^ psychology and pedagogy: collective monograph]. Ufa, "Aeterna". 186 p. (In Russian).

7. Shkitina N.S., Kasatkina N.S., Nemudraya E.Yu., Tsiulina M.V. (2018) Formi-rovanie empatijnoj kompetentnosti magistrov pedagogicheskogo vuza v kontekste inter-aktivnyh metodov obucheniya [Empathy competence formation of pedagogical university masters in interactive methods context]. Vestnik Chelyabinskogopedagogicheskogo uni-versiteta. 2, 173-181. (In Russian).

8. Upruchina N.D. (2018) Teoriya i metodika razvitiyapartisipativnogo stilya up-ravleniya uchebnoj deyatel'nost'yu studentov [Development theory and methods of participative style in students' educational activity]. Gumanitarium. 1, 29-30. (In Russian).

e

s dag

gog

gi ca

0 de

s

Ped dag

gog

goc c

al

1

s

i

dd

de n

s

S?

c

a

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.