Научная статья на тему 'Межкультурное обучение в вузе: методология партисипативного управления'

Межкультурное обучение в вузе: методология партисипативного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПАРТИСИПАЦИЯ / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПАРТИСИПАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INTERCULTURAL TARGETED EDUCATION / MANAGEMENT / PARTICIPATION / PARTICIPATIVITY / PARTICIPATIVE APPROACH / PARTICIPATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Светлана Леонидовна

Рассматриваются основные концептуальные положения модернизации высшего профессионального образования в целом, и языкового образования в частности. Определяется специфика межкультурного обучения в вузе, фиксируются его цели, задачи, особый акцент делается на проблеме управления данным процессом. Управление рассмотрено с позиций партисипативности, доказана необходимость разработки теоретических основ и методико-технологического обеспечения партисипативного управления как стратегии реализации межкультурно-ориентированного обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercultural Teaching in Higher Education: Method of Participation Management

Main concepts of modernizing higher professional education as a whole and language education in particular are discussed. Specifics of intercultural communication in the higher school is defined, its goals and tasks are defined and the problem of managing the process is focused. Management is considered as participation, the necessity of theoretical basis and methodology of participative management as a strategy of intercultural targeted education is proved.

Текст научной работы на тему «Межкультурное обучение в вузе: методология партисипативного управления»

УДК 378.147 ББК 74.58

С.Л. Суворова

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рассматриваются основные концептуальные положения модернизации высшего профессионального образования в целом, и языкового образования в частности. Определяется специфика межкультурного обучения в вузе, фиксируются его цели, задачи, особый акцент делается на проблеме управления данным процессом. Управление рассмотрено с позиций партисипативности, доказана необходимость разработки теоретических основ и методико-технологического обеспечения партисипативного управления как стратегии реализации межкультурно-ориентированного обучения в вузе.

Ключевые слова: межкультурно-ориентированное обучение, управление, партисипа-ция, партисипативность, партисипативный подход, партисипативное управление.

го со

о ^р

о

со ^

О О

В нормативных документах, посвященных вопросам модернизации российской системы образования, отмечается, что государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм. В соответствии с современными потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования с вариативными формами управления. Для достижения нового качества профессионального образования предполагается: создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений; устранение сегментации профессионального образования; его структурная и институциональная перестройка; модернизация направлений подготовки специалистов с учетом международных стандартов для формирования предложения, соответствующего перспективному спросу на рынке образовательных услуг; инновационная ориентация планов профессионального обучения при эффективном сочетании аспектов универсализации, специализации и регионализации и др.

Исходя из названных приоритетных направлений модернизации формулируется основная цель высшего профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Тенденции модернизации отечественного высшего профессионального образования являются основанием для появления соответствующих научных исследований. Современными учеными указывается, что прогностическая модель модернизационных процессов при своей разработке нуждается в помещении в более широкий контекст методов исследований, объектом которых должно явиться универсальное, адаптивное, инновационное образование, в значительной степени формирующее общественный прогресс. Модернизационные процессы в области языкового образования связаны, прежде всего, с требованием воспитания бикультурного би-

лингва, человека не только владеющего иностранным языком, но и способного быстро адаптироваться к особенностям культуры народа, говорящего на изучаемом иностранном языке. Поэтому преподавание иностранных языков в вузе все более ориентируется на современные достижения культурологии образования. Эти положения в значительной мере определяют приоритетность межкультурного обучения в вузе и означают отказ от доминирования обучения умениям оперировать лингвистическим материалом в пользу обучения диалогу между представителями разных лингвосоциумов с целью развития социально активной и самостоятельной личности обучающегося. Представляется аксиоматичным, что понятия «языковое образование», «межкультурная парадигма» и «межкультурное обучение» составляют единое терминологическое поле общей проблемы: преподавания и изучения современных родных и неродных языков и культур, а языковое образование и межкультурное обучение рассматриваются как сопряженные и одновременно автономно функционирующие компоненты целостной системы. Многие ученые сходятся во мнении об определенной условности разграничения понятий «языковое образование» и «межкультурное обучение».

Межкультурное обучение рассматривается в настоящее время как необходимое условие успешной реализации языкового образования и формирования вторичной языковой личности, способной к речевому взаимодействию на межкультурном уровне. Такая способность неизбежно происходит в режиме усвоения фактов культуры в процессе использования языка как средства общения и овладения языком как средством общения на основе усвоения фактов культуры. Формирование «третьей» культуры личности осуществляется в учебном процессе на основе ее базовой культуры через «межкультурное обучение», имеющее целью создать у обучающихся новое культурное созна-

ние - способность при контактах с другой культурой понять иной образ жизни, иные ценности, по-иному подойти к своим ценностям и отказаться от существующих стереотипов и предубеждений.

Последовательное обращение к межкультурной парадигме исследования процессов преподавания и изучения языков и культур требует переосмысления методологии и понятийно-категориального аппарата с позиций межкультурного обучения в вузе, изменения функциональной нагрузки основных составляющих образовательного процесса: его целей, задач, содержания, методов, принципов, средств и приемов обучения. Особое положение в названной парадигме занимает управление интересующим нас процессом. Исследованию управления как феномена, в том числе педагогического, посвящено достаточно много научных работ, обобщение которых позволяет трактовать управление как: науку - систему упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления; искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации; функцию - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты; процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе»; аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Научная экстраполяция семантики термина «управление» на предмет нашего исследования - процесс межкультурного обучения в вузе - приводит нас к вполне закономерному выводу о необходимости отказа от принципа суперпозиции, при котором рассматривается каждый отдельно взятый объект (эле-

га

о ч: о

>

ю о

го m о ü о

m

^

О О

мент) сложной системы и его влияние на всю систему и на отдельно взятые фрагменты в пользу принципа совершенствования (универсальности), который подразумевает выработку (нахождение) наиболее масштабируемой (универсальной), совершенной методологии поведения субъекта управления. Реализация такого принципа при учете специфики межкультурного обучения в вузе (приоритетности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в культурно-языковом режиме) возможна и целесообразна при партисипативном управлении данным процессом. Кратко охарактеризуем основные составляющие терминосистемы теорий партисипатив-ности и партисипативного управления.

Как нами было установлено ранее [1; 2], введение термина «партисипа-ция» в широкий научный обиход связано с именем Леви-Брюля. В современных философских и культурологических исследованиях партисипация рассматривается в аспекте субъектно-объектных отношений. Существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «партисипация». В философии пар-тисипация рассматривается обобщенно как универсальная экзистенциальная интенция, органически присущая человеку и являющаяся основополагающей антропологической константой. В смыс-логенетической культурологии парти-сипация понимается широко: не только как стремление ощутить себя частью некоей большой социальной общности, но и вообще как всякое ситуативное снятие субъектно-объектных отношений. В педагогических исследованиях и литературе, посвященной проблеме управления, существует несколько подходов к трактовке термина «партиси-пация», под которым понимается:

• альтернатива авторитарности, дирек-тивности, принуждения;

• процедура совместного принятия решений, совместная постановка целей;

• совместное решение проблем, участие рядовых членов организации в

планировании и осуществлении организационных изменений.

Понятие «партисипативность» соотносится с такими категориями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность» и функционирует в исследованиях, в центре которых находятся управленческие аспекты деятельности. Понятие парти-сипативности употребляется в нескольких основных значениях, а именно: как организационная идея, принцип управления организацией (И.А. Баткчева, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.М. Свистунов и др.); как управленческий феномен, заключающийся в участии рядовых сотрудников в управленческих процессах (Е.Е. Вершигора, О.С. Виханский, А.И. Наумов, А. Уилкинс и др.); как метод мотивации и организации членов коллектива (Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, Дж.К. Лафта, П.В. Малиновский и др.); как средство повышения качества управленческих решений в организации (В.В. Глущенко, И.И. Глущенко, Б. Кар-лоф, М. Клод и др.). Партисипативность в рамках нашего исследования означает взаимодействие субъектов куль-туросообразного образовательного процесса, обусловленное действием культурного механизма соуправления функционированием межличностной и межкультурной коммуникации как компонентов профессиональной подготовки.

Проблема управления образовательным процессом рассмотрена достаточно всесторонне в исследованиях Т.Ф. Лошаковой, К.А. Нефедовой, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой и др. В настоящее время появляются исследования, предметом которых являются социальное и культурное творчество обучаемых, участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью и др. Упомянутые факты свидетельствуют о необходимости разработки теоретических основ и механизмов реализации партисипативного управления.

Термин «participative management» дословно означает «управление, осно-

ванное на участии». Ключевой термин «участие» подразумевает различные формы участия субъектов образовательного процесса в управлении. Кроме того, партисипативное управление означает вовлечение участников данного процесса в управление, то есть субъекты всех уровней организации участвуют в установлении целей, в принятии решений, в анализе и решении проблем.

Эффективность использования парти-сипативного управления во многом зависит от правильности использования его принципов:

• добровольный характер участия в управлении посредством работы в малых группах или участия в опросах;

• постоянная помощь и поддержка руководителя малой группе, предоставление необходимой для обсуждения информации;

• работа участников в малых группах должна быть регламентирована, также должен существовать регламент по другим формам участия (выдвижение предложений, участие в межфункциональных проектах и др.);

• отсутствие каких-либо санкций за выдвижение идеи и предложений;

• все наработки должны рассматриваться, необходима обратная связь по любой идее;

• все идеи, нашедшие одобрение, должны внедряться;

• любые достижения участников процесса должны отмечаться, необходимо чтобы участники знали, какие из их наработок оказались ценными и движение в каком направлении приветствуется.

Основными формами участия в пар-тисипативном управлении являются: первый уровень - выдвижение предложений, которые могут выдвигаться как индивидуально, так и в ходе группового обсуждения (так называемый «проблемный семинар»). Данный уровень не требует введения структурных и других изменений в традиционную организацию процесса и может осуществляться непосредственно руководителем. Второй уро-

вень - разработка альтернатив - требует создания специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных групп, которым поручается выполнять конкретное задание. Третий уровень - выбор альтернативы - предполагает, что участие в управлении осуществляется в форме работы специальных групп, координирующих вариативные направления работы.

Механизм партисипативного управления может быть научно обоснован с учетом методологии партисипативно-го подхода, который очень близок концепции «организационное развитие» («organization development»). Суть концепции состоит в том, что развитие какой-либо системы возможно через развитие ее структур (в образовательном процессе - повышение эффективности образовательного процесса через развитие его субъектов). Это требует создания специальных организационных форм и структур. Основной акцент делается на работу малых групп (6-9 человек), в которых обсуждаются проблемы, идет совместный поиск возможных путей их решения, оказывается помощь в реализации принятых решений. Основной механизм обеспечения участия в партисипатив-ном управлении видится в предоставлении возможности обсуждения проблем и поиска их решения (при постановке на систематическую основу - в формате структурных новообразований) и во внедрении практики регламентированного сбора идей и предложений и практики создания межфунциональных групп.

Рассмотрение названных выше положений в ракурсе межкультурного обучения в вузе позволяет сделать следующие принципиальные выводы. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в обучении иноязычной межкультурной коммуникации в режиме партисипативного управления предполагает реализацию соответствующего, партисипативного подхода, под которым мы понимаем такую принци-

га

о ч: о

ю о

пиальную ориентацию исследования данной проблемы, которая представлена совокупностью методов, обеспечивающих анализ, структурирование и функционирование форм совместной культуротворческой деятельности субъектов образовательного процесса на основе соуправления. Партисипативное управление процессом межкультурного обучения в вузе, таким образом, означает: совместное принятие решений о формах, способах и нормах осуществления коммуникации в условиях определенного межкультурного дискурса; создание культурного механизма сотрудничества преподавателя и студентов; актуализацию потенциалов саморазвития участников образовательного процесса в их полисубъектном диалогическом взаимодействии в рамках предложенного межкультурного дискурса. Кроме того, необходимо системное использование соучаствующего стиля в общении.

При партисипативном управлении в центре должны находиться следующие основные направления: открытое культурное и культуротворческое взаимодействие участников образовательного процесса: создание преподавателем условий для культуротворческих практик студентов, реализация студентами потребностей и интересов в межкультурной коммуникации; насыщенность

и аутентичность коммуникативных ситуаций, коммуникативных задач и дискурсов; соуправление процессами порождения, развертывания и протекания коммуникативного акта с реализацией различных коммуникативных стратегий; включение студентов в коллективную коммуникативную деятельность культуротворческого характера.

Таким образом, проведенный анализ основных понятий и возможностей парти-сипативного управления процессом межкультурного обучения в вузе позволил установить, что анализ, структурирование и функционирование форм совместной культуротворческой деятельности субъектов образовательного процесса на основе соуправления является эффективным и целесообразным. Мы рассмотрели возможные направления разработки и реализации теории партисипативно-го управления, декларативность которых, однако, нами не позиционируется. Библиографический список

1. Суворова С.Л. Концепция формирования коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: монография. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 203 с.

2. Суворова С.Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: Дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2005. - 380 с.

го со о

о

со ^

О О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.