Научная статья на тему 'Педагогические методы воспитания гражданственности у студенческой молодёжи'

Педагогические методы воспитания гражданственности у студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / CIVILITY / CIVIC ENGAGEMENT / CIVIC EDUCATION / ACTIVE CITIZENSHIP / SELF-AWARENESS / SELF-REGULATION AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова В. Н.

Статья посвящена проблемам формирования гражданственности. Автор показывает, как методами активного воспитательного воздействия и при каких условиях формируется новый тип молодёжи, степень развития личности, при котором усвоенные гражданские ценности социума являются жизненным императивом. Деятельность такой молодёжи будет направлена на преобразование окружающей действительности под влиянием внутреннего побуждения действовать во благо своей страны и людей, живущих в ней. Автор делает вывод, что именно в студенческом возрасте происходит расширение круга мотивов, потребностей, закрепляются способы поведения в коллективе, формируется установка на активную гражданскую позицию, проецируется на образовательную и профессиональную деятельность чувство гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING METHODS IN CIVIC EDUCATION OF YOUNG STUDENTS

The article deals with some problems of formation of civility. The author shows how active methods of education influence the upbringing the youth, and studies under what conditions a new type of youth and the development of a personality is carried out. The research on the whole investigates civic values of the society, which are treated for this research as most vital. The activities of the youth are aimed at transforming the surrounding reality under the influence of internal motivation to act for the good of the country and the people living in it. The author concludes that it is in the student’s age that the expansion of the range of motives, needs, fixed ways of behaving in the team, happen. The work shows how an active civil position is formed, when projected on the educational and professional activities of civic engagement. Citizenship is seen as due to the process of education internal mounting of the individual student to social objects.

Текст научной работы на тему «Педагогические методы воспитания гражданственности у студенческой молодёжи»

УДК 378

Kartashova V.N., postgraduate, teacher, Mozdok Mechanics and Technology College (Mozdok, Russia),

E-mail: [email protected]

TEACHING METHODS IN CIVIC EDUCATION OF YOUNG STUDENTS. The article deals with some problems of formation of civility. The author shows how active methods of education influence the upbringing the youth, and studies under what conditions a new type of youth and the development of a personality is carried out. The research on the whole investigates civic values of the society, which are treated for this research as most vital. The activities of the youth are aimed at transforming the surrounding reality under the influence of internal motivation to act for the good of the country and the people living in it. The author concludes that it is in the student's age that the expansion of the range of motives, needs, fixed ways of behaving in the team, happen. The work shows how an active civil position is formed, when projected on the educational and professional activities of civic engagement. Citizenship is seen as due to the process of education internal mounting of the individual student to social objects.

Key words: civility, civic engagement, civic education, active citizenship, self-awareness, self-regulation and students.

В.Н. Карташова, соискатель, преподаватель специальных дисциплин, Моздокский механико-технологический

техникум, г. Моздок, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Статья посвящена проблемам формирования гражданственности. Автор показывает, как методами активного воспитательного воздействия и при каких условиях формируется новый тип молодёжи, степень развития личности, при котором усвоенные гражданские ценности социума являются жизненным императивом. Деятельность такой молодёжи будет направлена на преобразование окружающей действительности под влиянием внутреннего побуждения действовать во благо своей страны и людей, живущих в ней. Автор делает вывод, что именно в студенческом возрасте происходит расширение круга мотивов, потребностей, закрепляются способы поведения в коллективе, формируется установка на активную гражданскую позицию, проецируется на образовательную и профессиональную деятельность чувство гражданственности.

Ключевые слова: гражданственность, гражданская активность, гражданское воспитание, активная гражданская позиция, самосознание, саморегуляция, студенческая молодёжь.

В настоящее время проблема воспитания достойной молодёжи давно переросла из педагогической в общегосударственную. Государство делает особый акцент на развитие молодёжной политики (Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения РФ в XXI веке»). В этой связи приоритетным направленем в развитии соверменного общества становится гражданское воспитание. Недостаточно получить образование и профессию, необходимо воспитать такую личность, которая будет с любовью и уважением трудиться на благо Родины. Возможно, пора вспомнить полузабытые лозунги соцалистических соревнований и направить их на развитие страны и достойную жизнь её граждан. Однако это невозможно сделать без желания самого человека, а значит его надо формировать и развивать. Для теории гражданского воспитания фундаментальное значение имеет раскрытие содержания понятия «гражданственность». Гражданственность формируется вместе с личностью и неотделима от содержания внутреннего «Я». Это уровень интериоризации гражданских ценностей. Это такая степень духовной свободы личности, при которой социальные и общегосударственные нужды совпадают с его внутренней мотивацией.

Исходя из этого, гражданственность - степень развития личности, при которой усвоенные гражданские ценности социума являются жизненным императивом. Понятие гражданственность тесным образом связано с понятием гражданская активность, т.к. проявления гражданственности человека возможно только при его активной деятельности. Гражданская активность - деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности под влиянием внутреннего побуждения действовать во благо своей страны и людей, живущих в этой стране, это способ саморегуляции человека, основанный на глубоких внутренних убеждениях.

Содержание понятия «гражданское воспитание» включает в себя не только знание определённого набора норм и правил поведения, но и превращение их в личностно-значимые ценности, по мере усвоения которых индивид сознательно осуществляет саморегуляцию своей активности и осуществляет морально осознанный выбор в единстве внешней деятельности и внутренней потребности. Гражданско-патриотическое воспитание граждан, при котором ключевой частью становится подготовка молодёжи к гражданской активности и продвижению государственной политики, жизнедеятельности по государственным основам, развивает и создаёт гражданское общество, которое зависит от патриотизма самого индивида.

Опорой в нашем исследовании стала концептуальная идея о том, что гражданское регулирование поведения личности и её активность обусловлено взаимоотношением между личностью и социальными институтами, включёнными в систему воспитания, образования и социализации данной личности (Л.А. Саенко) [1].

Важным показателем развития гражданственности будет такая саморегуляция поведения, которая обеспечит самостоятельное добровольное соблюдение гражданско-правовых ценностей. Сформированная гражданская позиция у молодёжи в дальнейшем будет способствовать развитию активности, мобильности не только в обычной деятельности (профессиональной, творческой и др.), но и в период попадания человека в трудную жизненную ситуацию (например, безработица) [2].

В большинстве исследований, посвящённых саморегуляции поведения студенческой молодёжи, (Е.В. Бондаревская, Н.А. Са-вотина, А.К. Якимович и др.) ведущая роль принадлежит системе воспитания. Однако, несмотря на все значительные изменения в поведении личности, на практике далеко не всегда молодые люди соблюдают усвоенные ими нормы и ценности. Причина такого диссонанса кроется в специфике соотношения уровня сформированных знаний и категорий гражданской активности и внутренней потребности (мотивации) в них. Данная проблема была предметом исследования ряда учёных (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская и др.), но, несмотря на то, что единого мнения по данному вопросу нет, авторы сформулировали такое поведение молодёжи как «баланс реального и внутреннего побуждения личности». То есть в силу индивидуальных особенностей личности и формирующей среды лишь у части молодых людей «слово не расходится с делом», то есть они могут мотивировать свою деятельность, и она не противоречит их реальному поведению.

Несмотря на приоритет формирования гражданского воспитания, единый системный подход по данной проблеме до сих пор отсутствует. «Для реализации поставленной государством задачи педагогика как наиболее подходящий инструмент социализации граждан подвергает качественному изменению содержание гражданственности студенческой молодёжи. В первую очередь эти изменения должны коснуться методологических подходов к формированию осознанного отношения к политико-правовым нормам государства, а также уровню гражданской культуры студенческой молодёжи», - отмечает З.Я. Капусина [3].

Ставя перед собой такую непростую задачу, как выбор подходящих, современных методов для формирования гражданственности, мы понимали, что традиционные подходы не вполне

отвечают реалиям сегодняшнего дня, и смоделировали так называемые методы активного воспитания, необходимые для реализации социально-значимого потенциала студенческой молодёжи: (формирующие, социализирующие, проективные). Формирующие методы заключаются в передаче информации о принципах и нормах государственной политики. Они могут выражаться в разных видах групповой активности: от мозгового штурма до деловой игры. В результате использования формирующих методов происходит усвоение принципов, норм и ценностей гражданского поведения, анализ нравственного выбора. Столкновение разных точек зрения, а затем анализ определённой проблемы позволяет освободиться от стереотипного мышления и найти оптимальное решение проблемы. Перевести индивидуальную активность через ряд формирующих этапов в коллективную, то есть научить работе в команде, способствовать развитию профессиональной компетенции, способностей к креативному сотрудничеству, развитию коммуникации.

Следующий метод воспитательного воздействия - социализирующий, то есть формирующий понимание и систематизацию социальных требований. Данный метод выражается в субъектной деятельности студентов, связанной с реализацией навыков социализации. Они позволяют выстраивать модели профессиональной или общественной деятельности, в результате чего формируется психологическая готовность к таким видам деятельности, развиваются навыки организационной работы, лидерские качества. Проектный метод - это такой комплекс мер, при которых перед студентами ставится проблемная ситуация, способствующая возникновению мотивации. Происходит активизация проблемно-поисковых свойств личности, что в свою очередь приводит к мотивированному участию в самоуправлении. В результате этого формируется готовность к совместному решению учебно-воспитательных задач. Работа в коллективе способствует развитию таких важных качеств личности как умение

действовать слаженно в интересах коллектива, прислушиваться к чужому мнению и уважать позицию друг друга. Итак, использование методов активного воспитания способствует: развитию общей студенческой компетенции; интеграции индивидуальной активности в коллективную; развитию способностей от коммуникативных до организаторских; построению процесса воспитания с учётом требований современной молодёжной политики РФ; развитию личностно значимых качества студентов (навыки коммуникации, активная жизненная и гражданская позиция, умение работать в коллективе, быть востребованным на рынке профессиональных услуг); формированию гражданской позиции в соответствии с государственным заказом социума.

Таким образом, выделенные нами методы позволяют обосновать показатели гражданской позиции личности - формирование гражданской активности студентов должно проходить с использованием активных методов воспитания. Следовательно, для осуществления гражданского воспитания необходимо комплексное воздействие на личность студента. Развитие единства сознания и поведения. В целом анализ научных исследований, посвященный гражданскому воспитанию, показал, что именно в студенческом возрасте происходит расширение круга мотивов, потребностей, закрепляются способы поведения в коллективе, формируется установка на активную гражданскую позицию, проецируется на образовательную и профессиональную деятельность чувство гражданственности. Гражданственность рассматривается как обусловленная процессом воспитания внутренняя установка личности студента на социальные объекты. Опосредованная переживаниями, состраданием и совместной радостью, гордостью за свою страну, выраженную в совместной деятельности и гражданской активности через соучастие и внутреннюю потребность. То есть это комплекс таких значимых проявлений личности, как гражданское поведение и нравственные представления.

Библиографический список

1. Саенко Л.А. Институциональные факторы изменения социальных отношений безработных. Диссертация ... доктора социологических наук. Ставрополь, 2011.

2. Саенко Л.А. Молодёжь на рынке труда: предпочтения, проблемы, перспективы. Аспирантский вестник Поволжья. 2011; 3 - 4: 189 - 193.

3. Капустина З.Я. Социальный педагог: гражданственность профессионала: учебно-методическое пособие. Москва, 2012. References

1. Saenko L.A. Institucional'nye faktory izmeneniya social'nyh otnoshenij bezrabotnyh. Dissertaciya ... doktora sociologicheskih nauk. Stavropol', 2011.

2. Saenko L.A. Molodezh' na rynke truda: predpochteniya, problemy, perspektivy. Aspirantskij vestnik Povolzh'ya. 2011; 3 - 4: 189 - 193.

3. Kapustina Z.Ya. Social'nyjpedagog: grazhdanstvennost'professionala: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 30.04.15

УДК 004.7:37.02:378.016

Konopko E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Computer Science, North-Caucasus Federal

University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Khudoverdova S.A., senior teacher, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

AN OVERVIEW OF OPEN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN UNIVERSITIES. In this article we have presented an overview of open educational technologies used in the educational process in a university. We have also analyzed modern educational organizations, which have electronic systems and learning platforms that meet the necessary requirements, forms and methods of teaching students in the modern system of education. In the course of the work we have analyzed free software that is usually used in educational organizations. The investigation of the application of computer training programs and electronic educational resources has been done. As a result, we concluded that the use in higher education e-learning technologies is beneficial to the psychological and pedagogical aspect of the educational process, including the development of individual abilities of students and teachers.

Key words: open educational technology, free software, information and learning environment, computer programs, electronic educational resources.

Е.А. Конопко, канд. пед. наук, доц. каф. информатики, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

С.А. Худовердова, ст. преп. каф. информатики, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

ОБЗОР СИСТЕМ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

В данной статье представлен обзор систем открытых образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе вуза. В статье также проанализированы используемые в настоящее время образовательными организациями электронные системы и платформы обучения, отвечающие требованиям, формам и методам обучения студентов в современной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.