Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ С СООБЩЕСТВОМ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ С СООБЩЕСТВОМ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НАЧАЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА / TEACHER / TEACHING STAFF / PUBLIC EDUCATION / ZEMSTVO INSTITUTIONS / ELEMENTARY PUBLIC SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чупилко Юлия Александровна

Статья посвящена проблеме формирования педагогических кадров сельских школ во второй половине XIX - начале XX вв. На примере с. Шушенского Минусинского округа - одного из густонаселенных и экономически развитых населенных пунктов Южной Сибири показано, что, в связи с увеличением количества начальных школ, в пореформенной России возникла необходимость в педагогических кадрах, подбор которых, в общем носил достаточно случайный характер. В Минусинском округе проблема кадров осложнялась несколькими причинами: отдаленность территории, отсутствие кадрового резерва, отсутствие системы подготовки кадров, незначительное жалование, содержание учителей за счет сообществ и т.д. «Текучка», дефицит кадров приводили к низкой квалификации учителей. На основе разных источников, в том числе архивных, реконструированы биографии некоторых учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING STAFF OF RURAL SCHOOLS: PROBLEMS OF FORMATION AND RELATIONS WITH THE COMMUNITY MINUSINSKY DISTRICT OF THE YENISEI PROVINCE (THE SECOND HALF OF THE XIX-EARLY XX CENTURIES)

The article is devoted to the problem of the formation of pedagogical personnel in rural schools in the second half of the XIX - early XX centuries. On the example of v. Shushensky of Minusinsky District - one of the densely populated and economically developed settlements of Southern Siberia, - it is shown that, due to the increase in the number of primary schools, in post-reform Russia there was a necessity for teaching staff, the selection of which, in general, was of a rather random nature. In the Minusinsk Okrug, the personnel problem was complicated by several reasons: the remoteness of the territory, the lack of a personnel reserve, the absence of a personnel training system, low salaries, the maintenance of teachers at the expense of communities, etc. The "turnover", the shortage of personnel led to low qualifications of teachers. Based on various sources, including archival ones, the biographies of some teachers have been reconstructed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ С СООБЩЕСТВОМ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)»

ГИМАДЕЕВ ТИМУР ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета. GIMADEEV, TIMUR V. - Ph.D. student, Kazan (Volga Region) Federal University (Timur.Gimadeev@yahoo.com).

УДК 94(47).08:373 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-34-38

ЧУПИЛКО Ю.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ С СООБЩЕСТВОМ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

Ключевые слова: учитель, педагогические кадры, народное образование, земские учреждения, начальные народные училища.

Статья посвящена проблеме формирования педагогических кадров сельских школ во второй половине XIX - начале XX вв. На примере с. Шушенского Минусинского округа - одного из густонаселенных и экономически развитых населенных пунктов Южной Сибири показано, что, в связи с увеличением количества начальных школ, в пореформенной России возникла необходимость в педагогических кадрах, подбор которых, в общем носил достаточно случайный характер. В Минусинском округе проблема кадров осложнялась несколькими причинами: отдаленность территории, отсутствие кадрового резерва, отсутствие системы подготовки кадров, незначительное жалование, содержание учителей за счет сообществ и т.д. «Текучка», дефицит кадров приводили к низкой квалификации учителей. На основе разных источников, в том числе архивных, реконструированы биографии некоторых учителей.

CHUPILKO, Y.A.

TEACHING STAFF OF RURAL SCHOOLS: PROBLEMS OF FORMATION AND RELATIONS WITH THE COMMUNITY MINUSINSKY DISTRICT OF THE YENISEI PROVINCE (THE SECOND HALF OF THE XIX-EARLY XX CENTURIES)

Key words: teacher, teaching staff, public education, zemstvo institutions, elementary public schools.

The article is devoted to the problem of the formation of pedagogical personnel in rural schools in the second half of the XIX - early XX centuries. On the example of v. Shushensky of Minusinsky District - one of the densely populated and economically developed settlements of Southern Siberia, - it is shown that, due to the increase in the number of primary schools, in post-reform Russia there was a necessity for teaching staff, the selection of which, in general, was of a rather random nature. In the Minusinsk Okrug, the personnel problem was complicated by several reasons: the remoteness of the territory, the lack of a personnel reserve, the absence of a personnel training system, low salaries, the maintenance of teachers at the expense of communities, etc. The "turnover", the shortage of personnel led to low qualifications of teachers. Based on various sources, including archival ones, the biographies of some teachers have been reconstructed.

В настоящее время в России перед сельскими школами остро стоит проблема нехватки кадров - опытные учителя по определенным причинам из них уходят, а молодые педагоги, не видя перспектив, в лучшем случае, предпочитают город, в худшем - оставляют профессию в самом начале карьеры. Изучением проблем подготовки, численности, социокультурных характеристик педагогических кадров в регионе историки стали заниматься не так давно. Наиболее известны работы Федоровой В.И., которая проблему нехватки кадров считает важнейшей причиной, сдерживающей развитие народного образования [1]. В работе Бибиковой В.В. проведен анализ деятельности педагогических учебных заведений, учительских курсов по подготовке кадров учителей для школ региона в 1920-е годы [2]. В коллективной монографии «Очерки народного образования Красноярского края XVII - начало XXI вв.» изучены подготовка педагогических кадров, вклад отдельных деятелей в развитие образования, дана социокультурная характеристика учительства [3].

Целью данной статьи является анализ особенностей формирования педагогических кадров в сельских школах Минусинского округа в пореформенный период.

Принятие в 1864 г. «Положения о начальных народных училищах» и «Положения о земских учреждениях» открыло историю массовой начальной школы в России. Если в 1864 г. здесь насчитывалось 39 начальных учебных заведении, то к 1895 г. их количество достигло 220 [3, с. 57]. Подавляющее большинство начальных школ были сельскими. В связи с увеличением количества школ, возникла необходимость в педагогических кадрах, подбор которых, в общем носил достаточно случайный характер. Учителями назначали по рекомендации исправников из отставных канцелярских служителей, коллежских, губернских секретарей и пр. [4, с. 9-10].

Шушенское приходское училище Министерства народного просвещения (МНП) открылось 12 февраля 1861 г. [5, л. 21]. Содержалось училище на средства крестьян всей волости на

основании п.8 ст. 51 Общего положения о крестьянстве, согласно которому «... ведению сельского схода, между прочим, подлежат совещания и ходатайства об обучении грамоте».

Первым учителем в с. Шушенском Минусинского уезда стал Доминик Викентьевич Пржигодский (1835 - ?) из дворян Ковенской губернии. Он окончил полный курс Шавельской гимназии в 1854 г., что давало ему возможность начать службу в первом классном чине коллежского регистратора. Службу Доминик Викентьевич начинал в штате палаты государственных имуществ Курляндской губернии 22 марта 1856 г. В Енисейскую губернию был переведен 18 апреля 1857 г., где служил на разных должностях до увольнения в отставку 29 мая 1894 г. [6, л.1об.]. 17 декабря 1860 г., согласно прошению Енисейского гражданского губернатора, Д.В. Пржигодский был определен учителем Шушенского приходского училища МНП. В отчете «О состоянии Шушенского приходского училища за 1861 г.» отмечалось, что учителем его с 12 февраля 1861 г. является «коллежский регистратор Доминик Пржигодский Ковенской губернии из дворян. 27 лет. Римско-католического вероисповедания» [7, л.43]. В 1862 г. он был переведен секретарем в Минусинское общее окружное управление, а на его место был определен коллежский секретарь Иван Ильич Гончарский (1835- ?) родом из Херсонской губернии, г. Одесса, дворянин, сын надворного советника, получивший образование в Красноярском и Ачинском уездных училищах [8, л.л. 220об, 221]. В 1864 г. на должность учителя Шушенского приходского училища был назначен губернский секретарь Сергей Брюховецкий, который в 1866 г. был назначен на должность старшего учителя Минусинского приходского училища, а на его место назначили младшего учителя Минусинского приходского училища, губернского секретаря Василия Михайловича Ляторовского (1830- ?) родом из Каменец-Подольской губернии Каменецкого уезда с. Терликовец, сына священника [9, л.л. 50-56].

Заметим, что сельское население довольно неохотно отпускало детей в школу ввиду настороженного отношения к чиновникам. Дети же их попросту боялись. Лишь со временем ситуация стала меняться, и родители стали отправлять учиться не только мальчиков, но и девочек. Поскольку многие учителя были семейными людьми, их жены за особую плату обучали девочек рукоделию [4, с. 9-10].

С 1880 г. учителями приходских училищ стали назначаться воспитанники Красноярской учительской семинарии. Положение учителя в обществе было непростым. Во-первых, небольшое жалованье не могло обеспечить достойное материальное положение. Во-вторых, имела место социокультурная дистанция между учительством и местным населением, поскольку часть учителей были католиками, выходцами из западно-украинских земель, чиновниками, дворянами. В-третьих, отношения с «образованной части» общества с крестьянским населением все еще не ладились. Учитель высшей категории Бибикова В.В. в своей монографии выделяет несколько причин такого отношения населения к сельскому учителю. Первая причина - это содержание школы, в том числе предоставление квартиры учителю, что ложилось на плечи крестьян. Особенно это вызывало недовольство у тех, чьи дети в школе не обучались. Вторая причина состояла в том, что крестьяне не видели особой пользы от образования, поскольку сельский ребенок практически не имел возможности продолжить обучение после окончания приходской или министерской школы. Третья причина, по мнению автора, была связана с тем, что государство не защищало учителя социально и материально. Четвертая причина - отчуждение учителя от общества, ввиду его социального происхождения. Основную часть выпускников школ повышенного типа составляли выходцы из семей служащих, мещан, купцов, священников. И лишь очень небольшая их часть были детьми крестьян [2, с. 6].

Деятельность школ находилась под государственным контролем. По этому поводу известный общественный деятель, этнограф, экономист Чудновский С.Л. писал, что полицейская власть желала, чтобы народные учителя подчинялись ей. В своей известной работе «Енисейская губерния: к трехсотлетнему юбилею Сибири (статистико-публицистические этюды)» он описал случай, когда по инициативе учителя в с. Бейском Минусинского округа были собраны средства на ремонт здания училища, однако полиция изъяла у него деньги, лист с записями о пожертвованиях и начала следствие по поводу того, что деньги собирались без дозволения со стороны полиции. В другом случае вновь прибывший в с. Белое Енисейского округа выпускник Красноярской учительской семинарии учитель Черепанов попал в опалу за то, что не примкнул к так называемой «верхушке» местного общества. Волостной заседатель настоял на том, чтобы

собрать сход о решении прекратить платить жалованье учителю и отправить его в отставку за то, что он водит дружбу с государственными ссыльными преступниками, ведет разгульный образ жизни и т.д. [10, с.172-173.].

Впрочем, это был редкий случай. Одна из самых известных в с.Шушенском политическая ссыльная Н.К. Крупская вспоминала: «...Учитель тянулся к местной аристократии: попу, паре лавочников. Дулись они в карты и выпивали. К общественным вопросам интереса у учителя никакого не было.» [11].

Что мешало формированию дружественного и доверительного контакта сельского учителя с сельским обществом? В.В. Бибикова отмечает, в частности, «кочевой» образ жизни учителя, который не задерживался подолгу на одном месте [2, с.7]. Выпускники учительских семинарий -по большей части горожане, - не были приспособлены к жизни в селе, а семинаристы из крестьян, привыкнув к городу, воспринимали должность учителя в деревне как повинность, которую они должны отбыть за свое бесплатное воспитание в семинарии. Конечно, были и те, кто был предан своей профессии, но таких учителей было меньшинство [12, с. 9-10].

В выпускной характеристике будущего учителя Шушенского приходского училища Владимира Петровича Стародубцева, составленной 5 июля 1896 г. классным наставником Д.В. Никитским, сказано, что Стародубцев в течение 3-х лет обучения показал «редкий пример твердости характера, рассудительности, безукоризненного прилежания и трудолюбия». «Как учитель, Стародубцев, - говорится в характеристике, - должен быть выдающимся, тем более что обязательность его характера, неунывающее настроение духа невольно расположат к нему не только детей, но и обывателей той местности, где будет его школа, о которой, я уверен, Стародубцев больше будет заботиться, чем о себе». Выше была приведена характеристика Крупской Н.К. на местного учителя, речь в ней шла о В.П. Стародубцеве. Такая характеристика, данная Крупской, резко отличается от положительного отзыва Никитского о своем ученике. Что же произошло с Владимиром Стародубцевым за первые годы после окончания семинарии, если учитывать, что обе характеристики правдивы? Можно предположить, что, выйдя из семинарии с ее строгим режимом и учебой, еще молодой 19-ти летний человек почувствовал себя вне контроля. Впрочем, женившись, он стал вести «оседлый» семейный образ жизни, и стал одним из лучших учителей в уезде [13, с.10].

Владимир Петрович Стародубцев (1877 - 1924) родился в Туруханске Енисейской губернии в семье почтового служащего, учился в Красноярской учительской семинарии, подрабатывал частными уроками, перепиской, постоянно обращаясь в дирекцию семинарии с просьбой об оказании ему материальной помощи. В годы Первой русской революции Стародубцев вел агитационные беседы среди крестьян, и 29 января 1907 г. он был арестован. 25 июня 1907 г. по приказу министра внутренних дел учителя сослали на 2 года в Енисейский уезд под гласный надзор полиции. Отсидев два месяца в минусинской тюрьме и четыре месяца в красноярской, Стародубцев 27 июля 1907 г. с арестантской партией прибыл в Енисейск. К нему приехала жена с тремя детьми. Освобожден он был досрочно 15 февраля 1909 г. и 25 мая прибыл в Красноярск. С 1 октября 1909 г. его допустили к учительской службе, но при условии строжайшего наблюдения за его деятельностью. Ему вменили в обязанность «не только обучение детей, но и религиозно-нравственное их воспитание». Возвратившись в Минусинский уезд, В.П. Стародубцев некоторое время работал учителем в селах Табат, Абаканское, Шушенское, а с 1914 г. - в селе Каптырево, где и умер 22 июня 1924 г.

Мерой повышения статуса и престижа профессии учителя была система награждений и поощрений. Служащие учебного ведомства награждались орденами четырех степеней имени Святой Анны, Святого Станислава и Святого Владимира, знаками отличия за беспорочную службу, золотыми и серебряными медалями на Александровской ленте [14, с. 243]. Так, учитель Минусинского четырехклассного училища Иван Павлович Денисов, закончивший курсы в Оренбургском учительском институте, был награжден орденами Св. Анны III степени и Св. Станислава III степени, бронзовой медалью за 1-ю Всероссийскую перепись населения 1897 г., серебряной медалью в память царствования императора Александра III [15, л.117 об.].

В 1908 г. к серебряной медали для ношения на груди на Станиславской ленте за усердное и ревностное исполнение учительских обязанностей были представлены учитель-заведующий Каратузского 2-х классного сельского училища Минусинского уезда Семен Лысяков, учитель-

заведующий Новоселовским 2-х классным училищем Александр Мелентьев [16, л.11], в 1909 г. -учитель-заведующий 2-х классного Курагинского приходского училища, коллежский регистратор из крестьян Иван Павин. В 1911 г. к серебряной медали с надписью «За усердие» для ношения на Александровской ленте на груди были представлены: учитель-заведующий Ермаковским 2-х классным приходским училищем Евгений Васильев, учительница Идринского 2-классного училища Елизавета Каныгина, учительница Каратузского 2-х классного училища Мария Попова [15, л. 69]. За труды в народном образовании к серебряной медали для ношения на груди на Станиславской ленте были представлены: учитель Тесинского 2-х классного начального училища Минусинского уезда Павел Устюгов, учитель Александровского начального училища Минусинского уезда Иван Зимин. К серебряной медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте были представлены: учитель-заведующий Ермаковским 2-х классным училищем Минусинского уезда Евгений Васильев, учитель Больше-Сейского одноклассного начального училища Минусинского уезда Гордей Отыргашев, учитель Усть-Есинского одноклассного начального училища Минусинского уезда Кирилл Шулбаев, учитель Соленоозерского одноклассного начального училища Минусинского уезда Иван Кочетаев, учительница Идринского 2-х классного училища Елизавета Каныгина, учительница Каратузского 2-х классного училища Мария Попова [15, л.л. 83-87]. В 1913 г. к серебряной медали на Станиславской ленте были представлены: учитель Александровского одноклассного начального училища Иван Зимин, исполняющий обязанности заведующего Бейского 2-х классным приходским училищем Александр Назаров [15, лл. 110].

В целом, в Минусинском округе, несмотря на более высокую плотность населения, проблема кадров осложнялась несколькими причинами: отдаленность территории, отсутствие кадрового резерва, отсутствие системы подготовки кадров, незначительное жалование, содержание учителей за счет сообществ и т.д. «Текучка», дефицит кадров приводили к низкой квалификации учителей. Серьезными проблемами являлись «пестрый» социальный состав педагогических кадров, в числе которых были священники, ссыльные, в том числе политические и пр., сложные отношения с крестьянством, которое в силу традиционалистского мышления, не принимало и не понимало необходимости образования, а также жесткий контроль государства, полиции. Все это мешало школе развиваться вполне успешно.

Литература и источники

1. Федорова В.И. Школа - учитель - общество. Из истории народного образования Енисейской губернии XIX - начала XX вв.: монография. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - 244 с.

2. Бибикова В.В. Педагогические кадры в Приенисейском крае в 20-е годы XX века. - Красноярск: Версо, 2011. - 364 с.

3. Очерки народного образования Красноярского края XVII - начало XXI вв. / Г.Ф. Быконя, В.И. Федорова, С.Н. Ценюга и др.; отв. ред. В.И. Федорова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 580 с.

4. Восточное обозрение. - 1889. - № 5.

5. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 595. Оп. 1. Д.5280.

6. ГАКК. Ф. 141. Оп. 1. Д. 502.

7. Минусинский государственный архив (МГА). Ф. 30. Оп. 1. Д.70.

8. МГА. Ф.30. Оп. 2. Д. 53.

9. МГА. Ф.30. Оп.1. Д. 4.

10. Чудновский С.Л. Енисейская губерния: к трехсотлетнему юбилею Сибири (статистико-публицистические этюды). - Томск: Типография «Сибирской газеты», 1885. - IV. - 195 с.

11. Крупская Н.К. Мой муж - Владимир Ленин. - М.: ЛитРес, 2017. - 580 с.

12. Восточное обозрение. - 1889. - № 20.

13. Историко-этнографический музей - заповедник «Шушенское» (ШМЗ) ШМЗ-НВ 4068/1 Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного учителя села Шушенского В.П. Стародубцева (1877 - 1924 гг.).

14. Мамкина И.Н. Развитие системы общего образования в Восточной Сибири в условиях модернизации (1864 - 1917 гг.). -Чита: ЗабГУ, 2016. - 318 с.

15. ГАКК. Ф.3. Оп.1. Д.72.

16. ГАКК. Ф.3. Оп.1. Д. 116.

References and Sources

1. Fedorova V.I. Shkola - uchitel' - obshchestvo. Iz istorii narodnogo obrazovaniya Enisejskoj gubernii XIX - nachala XX vv.: monografiya. -Krasnoyarsk: Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V.P. Astafeva, 2015. - 244 s.

2. Bibikova V.V. Pedagogicheskie kadry v Prienisejskom krae v 20-e gody XX veka. - Krasnoyarsk: Verso, 2011. - 364 s.

3. Ocherki narodnogo obrazovaniya Krasnoyarskogo kraya XVII - nachalo XXI vv. / G.F. Bykonya, V.I. Fedorova, S.N. Cenyuga i dr.; otv. red. V.I. Fedorova. - Krasnoyarsk: Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V.P. Astafeva, 2014. - 580 s.

4. Vostochnoe obozrenie. - 1889. - N° 5.

5. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya (GAKK). F. 595. Op. 1. D.5280.

6. GAKK. F. 141. Op. 1. D. 502.

7. Minusinskij gosudarstvennyj arhiv (MGA). F. 30. Op. 1. D.70.

8. MGA. F.30. Op. 2. D. 53.

9. MGA. F.30. Op.1. D. 4.

10. Chudnovskij S.L. Enisejskaya guberniya: k trekhsotletnemu yubileyu Sibiri (statistiko-publicisticheskie etyudy). - Tomsk: Tipografiya «Sibirskoj gazety», 1885. - IV. - 195 s.

11. Krupskaya N.K. Moj muzh - Vladimir Lenin. - M.: LitRes, 2017. - 580 s.

12. Vostochnoe obozrenie. - 1889. - № 20.

13. Istoriko-etnograficheskij muzej - zapovednik «Shushenskoe» (SHMZ) SHMZ-NV 4068/1 Abaimova E.V. Materialy k biografii politicheskogo ssyl'nogo uchitelya sela Shushenskogo V.P. Starodubceva (1877 - 1924 gg.).

14. Mamkina I.N. Razvitie sistemy obshchego obrazovaniya v Vostochnoj Sibiri v usloviyah modernizacii (1864 - 1917 gg.). - Chita: ZabGU, 2016. -318 s.

15. GAKK. F.3. Op.1. D.72.

16. GAKK. F.3. Op.1. D. 116.

ЧУПИЛКО ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. CHUPILKO, YULIYA A. - Ph.D. student of the Khakass State University named after N.F. Katanova (zykova_yu@mail.ru).

УДК 94(47).083:281.93«1900/1919» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-38-43

ДРОБОТУШЕНКО Е.В. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ И НЕРЧИНСКОЙ ЕПАРХИИ «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ключевые слова: православие, Забайкальская и Нерчинская епархия, священник, периодическое издание, публикация, материал, статья, «Забайкальские епархиальные ведомости».

В статье, на основе анализа публикаций в журнале «Забайкальские епархиальные ведомости» за все годы его издания, выделяются особенности отражения на его страницах истории и современного состояния православия в Забайкалье. Проведен контент-анализ публикаций. Отмечается, что журнал содержал значительное количество материалов по истории и современному состоянию православной церкви в регионе. До начала его издания на рубеже XIX-XX вв. основным периодическим изданием Русской Православной Церкви являлись «Иркутские епархиальные ведомости». Однако они, в силу значительной удаленности Забайкалья от епархиального центра - г. Иркутска, а также большого количества различных материалов для публикации по территории Иркутской епархии, содержали недостаточное количество публикаций по Забайкалью. Также «Иркутские епархиальные ведомости» редко и в незначительном количестве попадали в удаленные населенные пункты за Байкалом. «Забайкальские епархиальные ведомости» заняли важнейшее место в социальном пространстве. Они стали «рупором» Русской Православной Церкви в регионе, востребованным и интересным изданием, на страницах которого печатались статьи по самым разным аспектам истории и современности православия в Российской империи и Сибири.

DROBOTUSHENKO, E.V.

TYPOLOGICAL FEATURES OF A PERIODICAL OF TRANSBAIKAL AND NERCHINSK DIOCESE "TRANSBAYKAL DIOCESAN STATEMENTS": SOURCE-STUDY ANALYSIS

Key words: Orthodoxy, Transbaikal and Nerchinsk diocese, priest, periodical, publication, material, article, "Transbaykalsky diocesan statements".

Based on the analysis of publications in the journal "Transbaykalsky diocesan statements" for all the years of its publication, in the article highlights the features of reflecting on its pages the history and current state of Orthodoxy in Transbaikal. It conducted a content analysis of publications. It is noted that the journal contained a significant number of materials on the history and current state of the Orthodox Church in the region. Before its publication at the turn of the XIX-XX centuries, the main periodical of the Russian Orthodox Church was the "Irkutsk diocesan statements". But due to the considerable distance of Transbaikal from the diocesan center - Irkutsk, as well as a large number of different materials for publication on the territory of the Irkutsk diocese, they contained an insufficient number of publications on Transbaikal. Also, "Irkutsk diocesan statements" rarely and in small numbers got to remote localities beyond lake Baikal. "Transbaykalsky diocesan statements" took the most important place in the social space of Transbaikal. They became the "mouthpiece" of the Russian Orthodox Church in the region, a popular and interesting publication that published articles on various aspects of the history and modernity of Orthodoxy in the Russian Empire and Siberia.

История православия в Забайкалье в досоветский период изучена относительно неплохо. Исследователи уделяли внимание самым разным ее аспектам. В частности, изучены количественный состав храмов, монастырей и часовен, кадры священнослужителей, послушников и монашествующих, виды деятельности православной церкви и ее структур и т.д. Однако несмотря на то, что, на сегодняшний день, имеется относительное большое количество исследований по православной истории Забайкалья досоветского времени, можно констатировать, что не все ее аспекты изучены в равной мере. Так, не до конца определена роль в истории православия региона периодического издания Забайкальской и Нерчинской епархии «Забайкальские епархиальные ведомости». Исследователи, несомненно, обращались к ним, как к источнику, но общей характеристики не дали, так же как не оценили важность печатного органа [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.