Научная статья на тему 'НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИНУСИНСКОМ УЕЗДЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ'

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИНУСИНСКОМ УЕЗДЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ / ПРИХОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / PUBLIC EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / PARISH SCHOOL / CHURCH-PARISH SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чупилко Юлия Александровна

Статья посвящена истории формирования системы народного образования и просвещения в Минусинском уезде Енисейской губернии в периоды интенсивных преобразований в области просвещения и науки в России в конце XIX - начале XX вв. Рассмотрены типы учебных заведений, существовавших в регионе, изучен педагогический состав; проанализировано влияние образования на крестьянское население региона. Многие из церковно-приходских школ существовали только на бумаге для отчетов. Показано, что нередким было такое явление, когда жители деревень, в которых уже были церковно-приходские школы или школы грамоты, просили об открытии у них министерских школ, поскольку считали, что в первых дети получают недостаточно знаний. К началу XX века крестьяне все больше понимали необходимость и потребность в образовании. В училищах даже сложилась тенденция отказывать в приеме учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULAR EDUCATION IN MINUSINSK COUNTY OF YENISEI PROVINCE IN THE XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES

The article is devoted to the history of the formation of the system of public education and enlightenment in Minusinsk county of Yenisei province in the periods of transformations in the field of education and science in Russia in the end of XIX - beginning of XX centuries. It considered the types of educational institutions that existed in the region, it researched the pedagogical staff; it analyzed the influence of education on the peasant population of the region. Many of the church-parish schools existed only on paper for reporting. It was shown that this phenomenon was not uncommon when residents of villages that already had parochial or literacy schools asked them to open ministerial schools because they thought that in the first place children did not receive enough knowledge. By the beginning of the XX century, peasants increasingly understood the necessity and demand for education. In schools, there is even a tendency to refuse to accept students.

Текст научной работы на тему «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИНУСИНСКОМ УЕЗДЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ»

4. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф.101. Оп.1. Д.348. Л.2 об.

5. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. - СПб., 1864.

6. ГАУО. Ф.101. Оп.1. Д. 34. Л.3; Д. 442. Л.5; Д. 2399. Л.8.

7. ГАУО. Ф.101. Оп.1. Д. 1059. Л.12.

8. ГАУО. Ф.101. Оп.1. Д. 1430, Л.27.

9. ГАУО. Ф.101. Оп.1. Д. 542.

10. ГАУО. Ф. 101. Оп.1. Д. 890, Л.Л.1-9 об.; 1982. Л.6.

11. ГАУО. Ф.101. Оп.1. Д. 1102. Л.66.

12. ГАУО. Ф.101. Оп.1. Д. 2443. Л. 32.

13. ГАУО. Ф.101. Оп.1. Д.1757. Л. 96.

14. Безгин И.Г. Симбирская губернская гимназия (1786-1887). - СПб., 1888. - С. 230-236.

15. ГАУО. Ф.101. Оп.1 Д. 542.

16. ГАУО. Ф.101. Оп.1. Д. 898.

References and Sources

1. Ustav uchebnyh zavedenij, podvedomyh universitetam. SPB, 1804.

2. Central'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (CGIA). F.733. Op.39. D.1967. L.43.

3. Galenin B.G. Carskaya shkola. Gosudar' Nikolaj II i imperskoe russkoe obrazovanie. - M., 2014.

4. Gosudarstvennyj arhiv Ul'yanovskoj oblasti (GAUO). F.101. Op.1. D.348. L.2 ob.

5. Ustav gimnazij i progimnazij vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. - SPb., 1864.

6. GAUO. F.101. Op.1. D. 34. L.3; D. 442. L.5; D. 2399. L.8.

7. GAUO. F.101. Op.1. D. 1059. L.12.

8. GAUO. F.101. Op.1. D. 1430, L.27.

9. GAUO. F.101. Op.1. D. 542.

10. GAUO. F. 101. Op.1. D. 890, L.L.1-9 ob.; 1982. L.6.

11. GAUO. F.101. Op.1. D. 1102. L.66.

12. GAUO. F.101. Op.1. D. 2443. L. 32.

13. GAUO. F.101. Op.1. D.1757. L. 96.

14. Bezgin I.G. Simbirskaya gubernskaya gimnaziya (1786-1887). - SPb., 1888. - S. 230-236.

15. GAUO. F.101. Op.1 D. 542.

16. GAUO. F.101. Op.1. D. 898.

МАКЕЕВА ИРИНА ФЕДОРОВНА - старший научный сотрудник музея «Симбирская классическая гимназия», Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» (ifmakeeva@mail.ru)

РОМАНОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор Ульяновского государственного университета (wwr@bk.ru).

MAKEEVA, IRINA F. - Senior Researcher, Museum "Simbirsk Classical Gymnasium", Museum-Reserve "Rodina V.I. Lenin " (ifmakeeva@mail.ru).

ROMANOV, VALERY V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor of Ulyanovsk State University (wwr@bk.ru).

УДК 94(47).08:37.014.69(908)

ЧУПИЛКО Ю.А.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИНУСИНСКОМ УЕЗДЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Ключевые слова: народное образование, система просвещения, приходское училище, церковно-приходская школа.

Статья посвящена истории формирования системы народного образования и просвещения в Минусинском уезде Енисейской губернии в периоды интенсивных преобразований в области просвещения и науки в России в конце XIX - начале XX вв. Рассмотрены типы учебных заведений, существовавших в регионе, изучен педагогический состав; проанализировано влияние образования на крестьянское население региона. Многие из церковно-приходских школ существовали только на бумаге для отчетов. Показано, что нередким было такое явление, когда жители деревень, в которых уже были церковно-приходские школы или школы грамоты, просили об открытии у них министерских школ, поскольку считали, что в первых дети получают недостаточно знаний. К началу XX века крестьяне все больше понимали необходимость и потребность в образовании. В училищах даже сложилась тенденция отказывать в приеме учащихся.

CHUPILKO, Y.A.

POPULAR EDUCATION IN MINUSINSK COUNTY OF YENISEI PROVINCE IN THE XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES

Keywords: public education, education system, parish school, church-parish school.

The article is devoted to the history of the formation of the system of public education and enlightenment in Minusinsk county of Yenisei province in the periods of transformations in the field of education and science in Russia in the end of XIX - beginning of XX centuries. It considered the types of educational institutions that existed in the region, it researched the pedagogical staff; it analyzed the influence of education on the peasant population of the region. Many of the church-parish schools existed only on paper for reporting. It was shown that this phenomenon was not uncommon when residents of villages that already had parochial or literacy schools asked them to open ministerial schools because they thought that in the first place children did not receive enough knowledge. By the beginning of the XX century, peasants increasingly understood the necessity and demand for education. In schools, there is even a tendency to refuse to accept students.

В условиях преобразования в системе образования в современной России обращение к проблеме формирования образовательных учреждений в отдаленном регионе Южной Сибири актуально, поскольку позволяет выявить соотношение единства и многообразия образовательных форм и учреждений в дореволюционной России. Несомненно, для полного изучения формирования системы образования на разных исторических этапах в России необходимы региональные исследования проблемы.

Значительный вклад в изучение региональных особенностей народного образования внесла досоветская историография. В это время появились работы, содержащие статистические данные. Монографии Абрамова Я.В. [1], Оносовского А. [2] освещают историю становления школ в Енисейской губернии. Работы Бакай Н.Н. [3], Росновского М.Д. [4] посвящены истории учебных заведений. Первой работой обобщающего характера стала книга Юрцовского Н.С. «Очерки по истории просвещения в Сибири» [5]. Появились работы, в которых отдельно проанализирована система народного просвещения в отдельных губерниях Сибири конца XIX - начала XX вв. В работах Панчукова А.П. [6], Шамахова Ф.Ф. [7] система образования анализируется с позиции марксистско-ленинской идеологии. Значение экономических и политических изменений регионального уровня для создания общеобразовательных школ выявлено в «Очерках из истории школы и просвещения Восточной Сибири в 1897-1917 гг. (на материалах Иркутского и Бурятской АССР)» Максимовой Н.М. и Падалко Д.А. [8].

Современный период изучения системы народного образования представлен работами, носящими информационный характер. Существующие работы, имеющие отношение к истории образований в Енисейской губернии, выполнены в рамках обзора культурной жизни региона, и имеют фактографический характер (Бердников Л.П., Мешалкин П.Н.) [9, 10]. Одной из последних опубликованных научных работ по истории образовании в Сибири является монография Зверевой К.Е. и В.А. Зверева «Как Сибирь училась читать: школа, грамотность и книга в русской деревне конца XIX - начала XX века» [11]. В работе дана характеристика и динамика грамотности сельского населения Сибири в период модернизации деревенского общества. В монографии красноярского историка Быкони Г.Ф. прослеживается процесс формирования, выявлены факторы и условия, методы и результаты образовательной системы на территории Приенисейского края [12]. Его коллега Федорова В.И. рассматривает региональную образовательную систему в формате социальной истории, анализирует дореволюционную демографическую статистику с точки зрения влияния уровня грамотности на процессы социальной стратификации [13].

Становление системы народного образования в рамках отдельных округов (в частности Минусинского) не рассматривалась исследователями. Целью данной статьи является рассмотрение и изучение становления системы народного образования в отдаленных регионах страны на примере Минусинского округа Енисейской губернии.

XIX век ознаменовался усилением внимания правительства к народному образованию. 8 сентября 1802 г., в соответствии с «Манифестом об учреждении Министерств», образовано Министерство народного просвещения. Впервые в России стала вырабатываться единая государственная политика и формироваться нормативно-правовая база в сфере образования и науки. В следующем году опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», а в 1809 г. утвержден «Устав учебных заведений подведомственных университетам». Новая система школьного образования включала в себя четыре типа учебных заведений: училища приходские, училища уездные, гимназии и университеты.

Приходские училища с одногодичным курсом обучения учреждались во всех приходах городов и сел, подчинялись волостному управлению. В г. Минусинске одноклассное приходское училище было открыто в 1850 г. В 1881 г. оно было переименовано в городское трехклассное училище, позднее (1902 г.) - преобразовано в четырехклассное [14]. Здание училища принадлежало городу, им же осуществлялось его содержание и ремонт.

Училища содержались на средства самого населения, поэтому регулярно осуществлялись общественные сборы с крестьян. Нередким было явление, когда сходы уменьшали содержание училищ и сокращали жалованье учителям. В отчете о состоянии и общем ходе учебного дела в приходских училищах Ачинского и Минусинского округов за 1885 г. описывается такая ситуация: Идринский волостной сход хотел уменьшить содержание двух училищ на 2/3, что, по сути,

означало закрыть училища. Такая мера была необходима в виду увеличения жалованья волостному писарю более 1000 руб. в год. Но благодаря ходатайству штатного смотрителя училищ перед начальником Енисейской губернии, «проделка писаря, старавшегося всеми средствами устроить свое собственное материальное положение», не осуществилась [15]. Также средства на содержание училищ поступали от частных лиц. Так, потомственный почетный гражданин г. Минусинска Иннокентий Михайлович Сибиряков приобрел книги и необходимые учебные пособия для девяти училищ Минусинского округа общей суммой 500 руб. Почетный блюститель Аскызского училища Иннокентий Петрович Кузнецов купил для училища здание за 1500 руб. [15].

Второй этап правительственных реформ в сфере образования произошел в 1860-х годах. 19 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», согласно которому цель училищ определилась следующим образом: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [16]. Местное епархиальное начальство распоряжалось на местах открывать церковно-приходские школы там, где не было школы земской. Срок обучения в таких школах составлял три года. Заведовали этими школами церковные служители.

В этот период образование получило религиозный оттенок и на первое место вышли вопросы «народной нравственности». Священнослужители говорили о пользе грамотности и необходимости таких школ в церквях, на сельских сходах, в домах, при исполнении треб. Школы стали появляться, и некоторым священникам удалось открыть реальные школы, а не существовавшие только на бумаге, что нередко встречалось. В селе Курагинском была открыта церковно-приходская школа на 20 учеников, учителем стал дьячок, просуществовала она три года. Другие церковно-приходские школы в округе закрылись в то же время либо годом ранее [17]. Но все же благодаря реформам, в некоторых селениях округа жители добились того, что открыли свои училища: в Шушенской волости в селах Каптыревском и Бейском, в Тесинской - в селе Курагинском, в Абаканской - в селах Никольском и Идринском, но самостоятельно устроилось только курагинское училище, остальные остались в подчинении волостным правлениям и волостным училищам. В Шушенском приходское училище было открыто 12 февраля 1861 г. Специального здания школа не имела, для занятий общество арендовало частный дом. Собственное здание училище приобрело лишь в 1873 г. Училище было одноклассное, его посещали 24 мальчика и 5 девочек; в 1866 г. - 16 мальчиков и 3 девочки; в 1868 г. в училище насчитывалось 27 учеников [18]. Учили здесь Закону Божьему, чтению, чистописанию, арифметике.

На 1 января 1885 г. в Минусинском округе училища были в селах Новоселовском, Тесинском, Абаканском, Ндринском, Шушенском, Бейском, Каптыревском, Аскизском, Усть-Абаканском, Каратузском, Таштыпском и на заводе Гусевых. Обучались в них 527 мальчиков и 168 девочек, из них 35 детей инородцев [15]. Все училища были подчинены штатному смотрителю Ачинского и Минусинского округов, который постоянно находился в г. Ачинске. Смотритель объезжал училища с целью ревизий и проверок раз в три года. Но, как отмечается «поездка составляла...веселую прогулку» [17]. Редкие визиты оправдывались недостатком средств на поездки. В связи с этим, в 1884 г. все волости Минусинского округа составили приговоры, по которым обязались возить смотрителя бесплатно и давать ему квартиру с питанием.

В конце XIX в. получили развитие частные школы, которые открывались местными промышленниками, заинтересованными в грамотных кадрах для работы на производстве. Например, в Шушенской волости таких школ было две. Все они впоследствии были переименованы в приходские училища. Мариинское училище размещалось при стекольном заводе Гусевых (с. Знаменка) и содержалось на средства Марии Александровны Гусевой. В 1885 г. здесь обучалось 39 учеников. После отъезда Гусевой и закрытия стекольного производства (1896 г.) училище было ликвидировано. Александровское училище открылось при винокуренном заводе братьев Даниловых (с. Знаменка) [19].

Крестьянское население понимало необходимость обучения детей грамоте, но не все крестьянские семьи могли учить своих детей, поскольку не имели на это материальной возможности и не могли обойтись без детского труда в семейном хозяйстве во время полевых работ, а в зимнее время некоторые ученики не посещали занятия из-за отсутствия теплой обуви и одежды. В отчете Каптыревской церковно-приходской школы отмечалось: «Отношение населения 4-х деревень прихода к школе почти враждебное, смотрят на школу, как на предмет, гнетущий их

и не приносящий никакой пользы». В отчете по Субботинской школе написано: «К школе (которая официально еще не открыта) местное население относится почти враждебно. Это можно заключить по следующим обстоятельствам: на неоднократные предложения открыть школу местное население всегда откладывало решение этого вопроса на год...» [20]. По сельским приходским училищам не отмечалось фактов исключения учащихся. Педагогический состав применял такие меры по исправлению поведения учащихся, как замечание или выговор, оставление после занятий и в крайних случаях приглашали родителей для оказания содействия училищу в воспитании детей [15].

Важной составляющей образования являлись педагогические кадры. Первый учительский институт был открыт в России в 1872 г., позднее стали открываться учительские семинарии для подготовки учителей начальных школ. Как правило, на первых порах, учителями в Сибири становились люди достаточно случайные, обладавшие минимальным уровнем профпригодности -это были священнослужители, либо ссыльные революционеры [21]. В 1893 г. в Усть-Абаканском училище работали Щербаков Корнелий, Штыгин Георгий, в Ермаковском - Ковалев Александр, в Минусинском III приходском училище - Третьякова Лидия, в Покровском - Завьялова Елизавета [22]. Особым усердием в педагогической деятельности зарекомендовали себя Илья Максимов -учитель Ужурского училища, Вениамин Барташев - учитель Абаканского училища, Иван Фомин и Никифор Потемкин - учителя Тесинского и Аскызского училищ соответственно [15].

Первым учителем Шушенского приходского училища был Доминик Викентьевич Пржигодский, чиновник, родом из семьи польского дворянина Ковенской губернии. Именно с его участием школа в с. Шушенском прошла сложный период становления и могла развиваться дальше. Яков Иванов, ссыльнопоселенец из деревни Означенной Енисейской губернии стал первым учителем Бейской школы. Первым учителем в селе Казанцево стал ссыльнопоселенец Андрей Николаевич Расстегаев, в селе Субботино - псаломщик Дмитрий Дмитриевский [21].

При минусинском училище действовал совещательный орган - педагогический совет (далее - педсовет), на заседаниях которого обсуждались следующие вопросы: поведение и успехи учеников; освобождение от платы за обучение; выписка изданий в библиотеки, составление приемных, переводных, проверочных и выпускных испытаний и обсуждение их результатов; составление расписания уроков и выпускных экзаменов в сельских школах Минусинского уезда. В обязанности педсовета входила выдача свидетельств ученикам, окончившим курс сельских училищ Минусинского уезда. Кроме того, педсовет проводит испытания лицам, желающим экзаменоваться на звание учителя начальных народных училищ. Так, например, решением педсовета из минусинского училища в 1910 г. были отчислены за плохое поведение три ученика, которые, по мнению педсовета, «систематически нарушали дисциплину и упорно не желали изменить свое поведение к лучшему» [14].

До 1909 - 1910 учебного года преподавание учебных предметов велось согласно учебным планам и программам по Положению 31.05.1872 г. С начала 1909 - 1910 учебного года с разрешения главного инспектора училищ Восточной Сибири, исполняющего обязанности попечителя учебного округа от 14.12.1909 г. за № 6521 учебный план был изменен [14]. От пения освобождались ученики, не обладающие музыкальным слухом и голосом. С 1913 г. в городских училищах желающие стали изучать иностранные языки (немецкий, французский). Уроки длились 50 минут, с перерывом на 10 минут между уроками и 40 минут было отведено на обеденный перерыв после третьего урока.

В ежегодных отчетах о состоянии училища велись количественные записи о том, сколько учеников закончили училище и как сложилась их судьба после обучения. Так, из отчета за 1910 г. известно о 20 выпускниках из 26 окончивших курс. Большая часть (9 чел.) осталась жить с родителями и вести домашнее хозяйство. Поступили на службу в различные канцелярии местных учреждений, казначейство (5 чел.), поступили на службу в местную почтово-телеграфную контору (3 чел.), поступили учиться в профессиональные училища, семинарии (3 чел.) [14].

К концу 1898 г. в Енисейской губернии было 51 министерская школа, церковно-приходских и школ грамоты - 135. Училось в этих школах свыше 6 тыс. детей, из 43 тыс. детей школьного возраста. Многие из церковно-приходских школ существовали только на бумаге для отчетов. Нередким было такое явление, когда жители деревень, в которых уже были церковно-приходские школы или школы грамоты, просили об открытии у них министерских школ, поскольку считали,

что в первых дети получают недостаточно знаний. К началу XX века крестьяне все больше понимали необходимость и потребность в образовании. В училищах даже сложилась тенденция отказывать в приеме учащихся. Происходило это по причине недостатка помещений для всех желающих учиться [14].

Подводя итоги развития системы народного образования в Минусинском уезде Енисейской губернии в XIX в. нужно отметить, что процесс имел особенности, исходящие из удаленного местоположения региона от центра. Эта удаленность проявлялась в том, что до начала XX в. основным типом народной школы были приходские училища и церковно-приходские школы, которые давали простейшее начальное образование. Только к концу века начало расти количество школ Министерства народного просвещения. Характеризуя на примере Минусинского уезда систему образования в целом, следует отметить, что она требовала перемен, которые в последствии будут связаны с революционными потрясениями 1917 г.

Литература и источники

1. Абрамов Я.В. Наши воскресные школы: их прошлое и настоящее. - СПб., 1900. - 351 с.

2. Оносовский А. Начальные школы г. Красноярска: краткий исторический очерк (до августа 1913 г.)/ Красноярская городская училищная комиссия. - Красноярск, 1914. - 74 с.

3. Бакай Н.Н. Двадцатипятилетие Красноярской губернской гимназии (1968 - 1893 гг.). - Красноярск., 1893. - 133 с.

4. Росновский М.Д. Ольгинский детский приют трудолюбия Красноярского Синельниковского Общества благотворителей и попечения сирот. 1899-1914 гг. Исторический очерк. - Красноярск, 1914. - 55 с.

5. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. - Ново-Николаевск: Сибирское областное государственное издательство, 1923. - 252 с.

6. Панчуков А.П. История начальной и средней школы в Восточной Сибири. - Улан-Удэ, 1959. - 512 с.

7. Шамахов Ф.Ф., ТрофимовП.Л. Из истории сибирской школы (1917-1931 гг.). - Новосибирск, 1976. - 150 с.

8. МаксимоваН.М., Падалко Д.А. Очерки из истории школы и просвещения Восточной Сибири в 1897-1917 гг. (на материалах Иркутского и Бурятской АССР)/ из истории просвещения Восточной Сибири. Иркутск, 1972. - С.81-89.

9. Бердников Л.П. Вся Енисейская власть. - Красноярск, 1995. - 310 с.

10. Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей. - Красноярск, 1995. - 157 с.

11. Зверева К.Е., Зверев В.А. Как Сибирь училась читать: школа, грамотность и книга в русской деревне конца XIX - начала XX вв.: монография. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 237 с.

12. Быконя Г. Ф. История народного образования в Центральной Сибири. XVII - середина XIX в.: монография/ Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 200 с.

13. Федорова В.И. Школа-учитель-общество. Из истории народного образования Енисейской губернии XIX - начала XX вв.: монография. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - 244 с.

14. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.3. Оп.1. Д.72. Л.Л. 44, 58, 63, 67, 79.

15. ГАКК. Ф.3. Оп. 1. Д.1. Л.Л. 7,12, 15, 23 об., 24, 25 об.

16. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. / Под. ред. И.А. Каирова. Т.3. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 879 с.

17. Грамотность и школы в Минусинском округе// Восточное обозрение. - 1889. - № 5. - С.9-10.

18. Архив города Минусинска (АГМ). Ф.30. Оп.1. Д. 56. Л.Л. 13, 50.

19. АГМ. Ф. 30. Оп.1. Д.8. Л.46.

20. АГМ. Ф.17. Оп.1. Д.338. Л.Л. 2,10.

21. Седельников В.Г., Тугужекова, В.Н., Артамонова Н.Я., Асочакова В.Н. The Formation of Primary Education in Eastern Siberia: the Example of Shushenskaya Volost // Былые годы. Российский исторический журнал. - 2018. - № 50(4). - С. 1427-1436.

22. ГАКК. Ф.3. Оп.1. Д.10. Л.1об.

References and Sources

1. Abramov YA.V. Nashi voskresnye shkoly: ih proshloe i nastoyashchee. - SPb., 1900. - 351 s.

2. Onosovskij A. Nachal'nye shkoly g. Krasnoyarska: kratkij istoricheskij ocherk (do avgusta 1913 g.)/ Krasnoyarskaya gorodskaya uchilishchnaya komissiya. - Krasnoyarsk, 1914. - 74 s.

3. Bakaj N.N. Dvadcatipyatiletie Krasnoyarskoj gubernskoj gimnazii (1968 - 1893 gg.). - Krasnoyarsk., 1893. - 133 s.

4. Rosnovskij M.D. Ol'ginskij detskij priyut trudolyubiya Krasnoyarskogo Sinel'nikovskogo Obshchestva blagotvoritelej i popecheniya sirot. 18991914 gg. Istoricheskij ocherk. - Krasnoyarsk, 1914. - 55 s.

5. Yurcovskij N.S. Ocherki po istorii prosveshcheniya v Sibiri. - Novo-Nikolaevsk: Sibirskoe oblastnoe gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1923. - 252 s.

6. Panchukov A.P. Istoriya nachal'noj i srednej shkoly v Vostochnoj Sibiri. - Ulan-Ude, 1959. - 512 s.

7. SHamahov F.F., Trofimov P.L. Iz istorii sibirskoj shkoly (1917-1931 gg.). - Novosibirsk, 1976. - 150 s.

8. Maksimova N.M., Padalko D.A. Ocherki iz istorii shkoly i prosveshcheniya Vostochnoj Sibiri v 1897-1917 gg. (na materialah Irkutskogo i Buryatskoj ASSR)/ iz istorii prosveshcheniya Vostochnoj Sibiri. Irkutsk, 1972. - S.81-89.

9. Berdnikov L.P. Vsya Enisejskaya vlast'. - Krasnoyarsk, 1995. - 310 s.

10. Meshalkin P.N. Mecenatstvo i blagotvoritel'nost' sibirskih kupcov-predprinimatelej. - Krasnoyarsk, 1995. - 157 s.

11. Zvereva K.E., Zverev V.A. Kak Sibir' uchilas' chitat': shkola, gramotnost' i kniga v russkoj derevne konca XIX - nachala XX vv.: monografiya. -Novosibirsk: NGPU, 2013. - 237 s.

12. Bykonya G.F. Istoriya narodnogo obrazovaniya v Central'noj Sibiri. XVII - seredina XIX v.: monografiya/ Krasnoyarskij gos. ped. un-t im. V.P. Astafeva. - Krasnoyarsk, 2015. - 200 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Fedorova V.I. SHkola-uchitel'-obshchestvo. Iz istorii narodnogo obrazovaniya Enisejskoj gubernii XIX - nachala XX vv.: monografiya. -Krasnoyarsk: Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V.P. Astafeva, 2015. - 244 s.

14. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya (GAKK). F.3. Op.1. D.72. L.L. 44, 58, 63, 67, 79.

15. GAKK. F.3. Op. 1. D.1. L.L. 7,12, 15, 23 ob., 24, 25 ob.

16. Pedagogicheskaya enciklopediya. V 4-h t. / Pod. red. I.A. Kairova. T.3. - M.: Sovetskaya enciklopediya, 1966. - 879 s.

17. Gramotnost' i shkoly v Minusinskom okruge// Vostochnoe obozrenie. - 1889. - № 5. - S.9-10.

18. Arhiv goroda Minusinska (AGM). F.30. Op.1. D. 56. L.L. 13, 50.

19. AGM. F. 30. Op.1. D.8. L.46.

20. AGM. F.17. Op.1. D.338. L.L. 2,10.

21. Sedel'nikov V.G., Tuguzhekova, V.N., Artamonova N.YA., Asochakova V.N. The Formation of Primary Education in Eastern Siberia: the Example of Shushenskaya Volost // Bylye gody. Rossijskij istoricheskij zhurnal. - 2018. - № 50(4). - S. 1427-1436.

22. GAKK. F.3. Op.1. D.10. L.1ob.

ЧУПИЛКО ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. CHUPILKO, Y.A. - Ph.D. student, Khakass State University named after N.F. Katanov (zykova_yu@mail.ru).

УДК 94(470.57):37

ПАВЛОВА О.С.

УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХГХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА1

Ключевые слова: Уфимское епархиальное женское училище, реформа, духовенство, учебный процесс.

В статье рассмотрена деятельность Уфимского епархиального женского училища во второй половине XIX - начале XX вв., динамика численного состава воспитанниц, характер и основные направления учебно-воспитательной деятельности. Автором проанализированы причины реформы данного вида учебных заведений, предложенные проекты и реализованные мероприятия. Автор приходит к выводу, что содержание учебных программ епархиальных женских училищ и их воплощение в жизнь по своему уровню соответствовали уровню средних светских женских учебных заведений того времени.

PAVLOVA, O.S.

UFA DIOCESAN WOMEN'S SCHOOL IN THE SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY: ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Keyword: Ufa diocesan women's school, reform, clergy, educational process.

In the article considers the activity of the Ufa diocesan women's school in the second half of the XIX - early XX centuries, the dynamics of the number of pupils, the character and main directions of educational activity. The author analyzes the reasons for the reform of this type of educational institutions, proposed projects and implemented events. The author came to the conclusion that the content of the curricula of diocesan women's schools and their implementation in life corresponded to the standards of secondary secular women's educational institutions of that time.

В пореформенный период одним из актуальных направлений реализации нового правительственного курса стало проведение реформы светского и духовного образования. Объектом особого исследовательского интереса в этой связи сегодня является женское духовное образование. Широкий круг работ посвящен изучению различных видов учебных заведений, однако история епархиальных женских училищ остается недостаточно исследованной. Между тем, изучение этого вида учебных заведений представляет несомненный интерес с точки целостного понимания сильных и слабых сторон системы сословного образования дореволюционной России и путей ее совершенствования в условиях новых общественно-политических реалий. Заявленная тема тем более интересна, что в конце XIX - начале XX века впервые за синодальную эпоху были практически поставлены вопросы осуществления реформ как в области церковного управления, так и в сфере церковного образования.

Как известно, до середины XIX века образование в России было сословным. В этой ситуации женские духовные училища представляли собой закрытые учебные заведения для девиц духовного звания, преимущественно сирот [1, с. 87]. Епархиальные женские училища создавались на местах по инициативе духовенства и архиерея и финансировались из местных епархиальных средств. Находились такие училища в ведении епархиального архиерея и Учебного Комитета при Св. Синоде.

Потребность в создании таких училищ отчасти объяснялась тем, что открытые в 1857 году всесословные женские училища (с 1870 г. гимназии и прогимназии) не могли охватить всех девочек соответствующего возраста. В 1869 году в 61 училище I и II разрядов обучались всего 15923 ученицы, из которых лишь 812 - из духовного сословия [2]. Кроме того, по мнению деятелей Православной Церкви, женские училища «не вполне могли быть применимы к воспитанию девиц духовного сословия, как будущих жен и матерей служителей Церкви». Первыми обратили на это внимание представители епископата. Так, по мнению московского митрополита Филарета (Дроздова): «воспитание дочерей духовенства должно быть направлено к тому, чтобы дать

1 Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ № В 19-78

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.