Научная статья на тему 'Из истории становления системы народного образования в Сибири'

Из истории становления системы народного образования в Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ НАЧАЛЬНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF PRIMARY EDUCATION / МИССИОНЕРСКАЯ ШКОЛА / MISSIONARY SCHOOL / СЕЛЬСКО-ВОЛОСТНАЯ ШКОЛА / VILLAGE-DISTRICT SCHOOL / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / CHURCH-PARISH SCHOOL / УЧИТЕЛЬСКИЙ ПЕРСОНАЛ / КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / TEACHERS' STAFF / ABORIGINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанбаева Клавдия Ивановна

В статье представлены сведения о становлении и развитии начального образования на Алтае и в Хакасско-Минусинском округе во второй половине XIX века. На основе архивных материалов охарактеризованы разные типы начальной школы, характерные для сибирских регионов в прошлом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанбаева Клавдия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FACTS OF THE PUBLIC EDUCATION SYSTEM’S GENESIS IN SIBERIA

The article presents researches on the genesis of public primary schools in Altai and KhakasMinusinskiy Siberian regions in the second half of the 19th сentury. On the bases of archives the article describes different types of primary schools that existed in the past in Siberian regions.

Текст научной работы на тему «Из истории становления системы народного образования в Сибири»

же позволят быть уверенным в том, что его профессиональный арсенал пополнен дополнительным ресурсом, который даёт нейропсихологический подход в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.

Библиографический список

1. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106). - URL: http://base.garant.rU/2565085/#ixzz3EWNARtCD (дата обращения: 09.09.2014).

2. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2-х ч. Ч. 1 / Н. Н. Малофеев. - М.: Печатный двор, 1996. - 182 с.

3. Степанова, О. А. Развитие теории и практики инклюзивного образования в России / О. А. Степанова // Теория и практика инклюзивного образования в России: сб. науч. статей I Международной научно-практической конференции, 17 мая 2012 года. - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2012 . - С. 78-86.

4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для вузов / А. В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

5. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. - СПб.: Питер, 2006. - 80 с.

6. Репина, Н. В. Основы клинической психологии / Н. В. Репина, Д. В. Воронцов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 480 с.

7. Инклюзивное образование: методология, практика, технология - 2011: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 20-22 июня 2011 / под ред. С. В. Алёхиной. - М.: МГППУ, 2011.

8. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2008.

9. Семаго, М. М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка: комплект рабочих материалов / М. М. Семаго [и др.]; под общ. ред. М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999. - 138 с.

10. Глухов, В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности психологов / В. П. Глухов. - М.: Астрель, 2007. - 224 с.

© Платонова М. С., 2014

УДК 37.04+37.02

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ

К. И. Султанбаева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены сведения о становлении и развитии начального образования на Алтае и в Хакасско-Минусинском округе во второй половине XIX века. На основе архивных материалов охарактеризованы разные типы начальной школы, характерные для сибирских регионов в прошлом.

Ключевые слова: история начального народного образования, миссионерская школа, сельско-волостная школа, церковно-приходская школа, учительский персонал, коренное население.

В период реформирования системы образования большое значение имеет историко-педагогический опыт, содержащий бесценные сведения об истоках и путях развития народного образования и просвещения в Сибири, в частности, в Хакасии. Среди исторических и историко-педагогических работ, посвящённых изучению данного вопроса, заслуживают внимания труды учёных дооктябрьского, советского и постсоветского периодов: А. В. Адрианова, В. А. Асочакова, В. Ф. Афанасьева, А. П. Беликовой, Д. Г. Жолудева, Е. В. Ким, Л. Р. Кызла-сова, А. Н. Мохова, Т. Б. Соломатиной, В. Л. Соскина, Я. И. Сунчугашева, С. П. Ултургашева, Ф. Ф. Шамахова, А. И. Шилова, Н. С. Юрцовского и др. Если основные сведения о зарождении первых просветительно-образовательных учреждений в сибирском крае содержатся преимущественно в официальных отчётах государственных чиновников и статистических справочниках разных обществ (архивах), то материалы о становлении системы начального образования в Саяно-алтайском крае имеются в отдельных работах просветителей, сборниках научных трудов и журналах.

Национальное (народное) образование как целостная, динамически развивающаяся система отражает ценностно-смысловые нормы всеобщей народной и элитарной культуры, воспроизводит социокультурные ценности и нормы, принятые в конкретно-историческое время. Каждое педагогическое новообразование в историко-педагогическом смысле служит своеобразной вехой исторического этапа или критериальной оценкой прогрессивности того или другого явления.

Для истории национального образования Сибирского края такой вехой может служить 1839-й год, когда православное духовенство получило указание открывать школы для крестьянских детей на Алтае, входившем в состав Томской губернии. Результатом инициативы Синода стало открытие новых начальных училищ при церкви, однако из-за низкой их эффективности среди крестьян и сельских жителей они большого распространения не имели. В архивах Хакасии, к сожалению, нет полных сведений о количестве школ, учителей и учащихся в них за этот период.

Изучение архивных материалов свидетельствует, что школьное дело в Саяно-алтайском крае начинает развиваться с 1860-х годов после отмены крепостного права, в период большого общественно-педагогического движения в России, когда вся прогрессивная интеллигенция и разночинцы по доброй воле «пошли в народ». Чрезвычайно интересный архивный документ «Алтайский сборник» (издание «Общества любителей исследования Алтая») даёт общее представление о состоянии народного начального образования на Алтае в конце XIX века безотносительно к этническим группам населения [1]. В предыдущем же выпуске данного сборника имеются статистические сведения о национальной и вероисповедальной (то есть конфессиональной) структуре

населения г. Барнаула от 26.03.1895 г. В соответствии с данным документом, национальный состав сибирского города конца XIX века представлен следующим образом: русские, мордвины, зыряне (коми), киргизы (совр.-казахи), татары, чуваши, латыши, евреи, поляки, немцы, даже французы и греки. Большинство населения составляли русские (22 524 чел.), другие национальности представлены незначительным количеством: коми - 186 чел., татары -107 чел. и т. д. [2, с. 48-49].

Материалы третьего «Алтайского сборника» содержат статистические данные о количестве начальных школ, учителей и учащихся всех 114 зарегистрированных по анкетам школ, состояние школьных помещений и библиотек. В соответствии с анкетными вопросами членов Общества любителей исследования Алтая (далее, Общества) представлены отчёты учителей об их материально-финансовом положении, отношении алтайских крестьян к школе.

Анализ полученных из 114 школ сведений осуществлялся членами Общества в сравнении с данными статьи П. А. Голубкина, опубликованной в 1890 году в историко-статистическом сборнике «Алтай». Почему это важно? В статье-отчёте П. А. Голубкина значатся примерно 259 школ, в сборнике же анализу подвергнуты сведения, присланные самими учителями из 114 школ. Как следует из отчётов, в Алтайском крае к концу 1890-х гг. имелись такие типы школ, как сельско-волостные, церковно-приходские, грамоты, горнозаводские, миссионерские, казачьи и одна частная (Константиновская) [2, с. 5]. Низшим типом школ была школа грамоты, которая давала азы чтения, письма и счета за два года обучения. Общее представление об этих типах школ можно получить из их краткой характеристики, представленной таблице.

Таблица

Сведения о начальных школах Алтайского края по состоянию на 1894-1895 уч. год

Тип школы Общее количество Длительность обучения Финансирование Основные признаки

Сельско-волостная 38 3 года Губернский земский сбор, сельские, волостные общества. Существует с 1860-х гг., находится в ведомстве МВД и МНП, даёт льготы по отбыванию воинской повинности; в целом учителя имеют достаточную подготовку

Церковно-приходская 41 3 года Губернский, волостной сбор по фактическому распоряжению епархиального училищного совета, частично сельские общества и частные лица Существует с 1887 года, находятся в ведении духовенства, даёт льготы по отбыванию воинской повинности; учителями работают неподготовленные лица

Грамоты 16 1-2 года Фактически распоряжается епархиальный училищный совет, частично сельские общества и частные лица Находится в ведении духовенства, льгот воинской повинности не даёт, учителями работают случайные лица или псаломщики без соответствующего образования

Горнозаводская 8 3 года Главное управление Алтайского округа Существует с прошлого столетия, регулируется Положением от 04.08.1836 г.; непосредственно инспектирует управление Барнаульским горным училищем; даёт льготы по отбыванию воинской повинности; учителями работают подготовленные лица

Миссионерская 5 1-2, редко 3 года Алтайская духовная миссия В ведомстве Алтайской духовной миссии; обучение исключительно религиозное на русском языке; учащиеся в основном киргизы и калмыки (алтайцы); свидетельств на воинскую льготу не даёт. Учителями работают миссионеры, в педагогическом отношении слабо подготовленные

Казачья 5 3 года Средства казачьего войскового хозяйственного управления В ведомстве войскового начальства; обучение по программе сельско-волостных школ; учителя не имеют достаточной подготовки

Частная 1 до 3-х лет Владелец завода И. К. Платонов Подчинена училищной администрации наравне с волостными и сельскими школами; учителя подготовлены удовлетворительно

Представленные в таблице сведения о разных типах начальной школы на территории Алтая в конце XIX века иллюстрируют наличие системы начального образования, хотя и не сформированной окончательно. Однако по указанному документу оказалось сложно выявить данные о процентном соотношении этнических и русскоязычных представителей, владеющих грамотой. Зато в этом же документе дан анализ качества начального образования по следующим критериям:

- санитарно-гигиенические условия школьных помещений: место расположения, наличие собственного здания, учебная площадь, обслуживание теплом, характер освещения, обеспеченность питьевой водой, мебель для учащихся и учителя, наличие специального туалета и пр.;

- учительский персонал: состав, степень подготовки (образование, опыт), материальное положение и другие параметры;

- учащиеся: состав, численность, распределение по школам, число оканчивающих и т. д.;

- средства, на которые содержится школа.

Выявленное общее состояние всех типов школ Алтайского края по означенным критериям в целом можно охарактеризовать как неудовлетворительное, за исключением одной частной школы. Ко второй половине XIX века относится высказывание г. Страннолюбского по поводу грамотности в Сибири, «где процент грамотных для русского населения составляет 5-6, а для инородческого даже 2 процента, где одна школа приходится, по официальным данным последнего времени, на 2 486 человека, расселённых по деревням, отстоящим одна от другой на десятки, даже сотни верст» [цит. по: 1, с. 2]. Довольно трудно в отношении рассматриваемого периода говорить о целостной и стабильно развивающейся системе образования в Сибирском крае.

Рассмотрим, какие выводы получены специалистами Общества любителей исследования Алтая. Прежде всего, статистические данные о 114 школьных зданиях и помещениях показали, что 69 из них располагались в церковной ограде или по соседству с церковью. С точки зрения санитарно-гигиенических условий, эти школы отнесены как наиболее благоприятно расположенные, в отличие от тех, что находились в непосредственном соседстве с кабаком и одна школа - рядом с помещением для заключённых. Только частная школа была расположена вблизи рощи и реки, что отвечало педагогическим условиям. Из 114 школ лишь 60 имели сад, огород или двор, где ученики могли бы играть.

Большинство школ составляли сельско-волостной тип учреждений (76,3 %), статус церковно-приходских имели всего лишь 14 школ с прилегающими к ним дворами или садом, но при этом сад принадлежал церкви, школа не могла им пользоваться. Одним из неутешительных выводов, данных специалистами Общества любителей исследования является следующий: «Самый же большой процент никуда не годных, дырявых, протекающих крыш падает на школы миссионерские - 60 % и школы казачьи - 40 %». Школы с промерзающими стенами составили 24,4 %, и в большинстве снова - миссионерские школы - 60 %, затем следуют сельско-волостные - 28,5 %, церковно-приходские - 23,3 %, грамоты - 23 %, казачьи - 20 % [1, с. 14]. «Во многих школах настолько холодно, что дети должны сидеть в шубах, а в некоторых и это невозможно, приходится отпускать детей домой» [1, с. 18]. В выводах сказано о том, что классные помещения в сельских школах Алтайского округа тесны, темны, грязны и недостаточно освещены. С недостатками разного характера на первом месте оказались школы духовного ведомства. «Строго говоря, из всех 114 школ, сведения о которых доставлены их учителями, нет ни одной, которая удовлетворяла бы всем минимальным требованиям школьной гигиены» [1, с. 33] - такой общий вывод был дан специалистами в аналитическом докладе.

При изучении квалификации учительского персонала (всего представлено 106 школ или 92,9 %) специалисты анализировали образовательный уровень, состав по типам школ, зарплата учителей и т. д. Важнейшим критерием стал образовательный уровень учителей и их помощников: к категории «достаточный уровень» отнесены педагоги, окончившие учительскую или духовную семинарии, реальное училище, классическую гимназию (не ниже 7-го класса), институт, гимназию, епархиальное женское училище, а также педагоги, получившие домашнее образование и выдержавшие экзамен на звание «домашней учительницы». К категории «недостаточная подготовка» отнесены лица, не окончившие духовную семинарию, гимназию, реальное училище, окончившие горное Барнаульское училище, городские и уездные училища, духовные и светские низшие школы, окончившие и не окончившие женскую прогимназию и проч.

Одним словом, педагогический персонал школ Алтайского края отличался разношёрстным составом и разным уровнем педагогической подготовки. Выделим из объёмного материала основные умозаключения исследователей, характеризующие положение учительства Алтайского края в конце XIX века: «Мы видим, что преподавателей с достаточной подготовкой меньше половины (48,6 %)... Из преподавателей учителей - 60 % и учительниц - 47 (43,9) %... Образовательный ценз учительниц выше, чем учителей, а именно, с достаточной подготовкой учительницы составляют 61,7 %, а учителя только - 38,3 %» [1, с. 36]. Если проанализировать состав учителей и их квалификацию по разным типам школ, то «самый неудовлетворительный учительский персонал находится в школах духовного ведомства. Учителя церковно-приходских школ без достаточной подготовки составляют 68,6 %; школ грамоты даже - 85,7 %; миссионерских - 80 %. Большинство учителей - псаломщики, многие не окончили курса даже в низших светских или духовных училищах. Количество учеников у таких преподавателей очень разнообразно: 5, 6, 8, 9., а в школе Боровской (Касмолинской вол. Барнаульского округа) 83 ученика» [1].

В документе сказано, что «самый большой процент преподавателей с достаточной подготовкой имеют школы сельско-волостные - 76,3 % (соответственно без достаточной подготовки - 23,7 % школ). Достаточный уровень подготовки имеют 88,9 % учителей и 65 % учительниц. Также школы горнозаводские достаточно подготовленных преподавателей имеют 75 %... Среднее количество учеников 37,3 в сельско-волостных школах, учеников менее 19 нет ни в одной школе, крайние колебания от 30 до 82» [1, с. 38]. Тщательное изучение анкет, отражающих разные аспекты школьного дела и составленных самими учителями Алтайского края, показало их бедственное материальное положение, о чём исследователи не преминули сказать: «В среднем на одного преподавателя приходится 184 руб. 50 коп. в год. Жалованье, получаемое преподавателями школ Алтайского округа, менее, чем в земских губерниях (ср. Московскую, Новгородскую губ.)». Показано, что в «Московской губернии средний оклад преподавателя 300 руб. после трёхлетней

службы, исключая Московский уезд, где преподаватели при вступлении в должность получают уже 300 руб., кроме того, все учителя сельских школ через известный промежуток времени получают прибавку...» [1, с. 40]. В Алтайском же округе учителя никаких наград и прибавок не имели. При этом 33,8 % учителей на собственные деньги снимали квартиры.

Бедственное положение сельского сибирского учителя не позволяло ему выписать какой-либо профессиональный журнал или газету: «Это самое тягостное, что испытывают учителя сельских школ, лишённые интеллигентного общества» [1, с. 41]. Далее в аналитическом отчёте сказано: «Из 114 школ периодические издания получаются всего в 11 школах (9,6 %), а 103 школы (90,4 %) не имеют ни газеты, ни журнала». Авторы снова выделяют миссионерские и церковно-приходские школы как не имеющие библиотек. Любопытным моментом является также внимание к Закону божьему как обязательному программному предмету во всех типах школ. Выяснилось, что его преподавали в сельско-волостных школах священники и как законоучителя получали одинаковое содержание в 60 рублей в год. В горнозаводских школах священники (законоучителя) получали по 72 рубля, а один - даже 80 рублей. В 29 церковно-приходских школах его преподавали священники, в четырёх -дьяконы, причём все безвозмездно. А в школах грамоты и части церковно-приходских школ не известно, кто занимался преподаванием Закона божьего. Не поступило сведений из казачьих и части миссионерских школ, также из единственной частной школы.

Сведения, полученные об учащихся школ, оказались неполными, так как не все учителя дали ответы; статистической обработке подвергались данные по 112 школам с 3 647 учащимися. Изучение этих данных показало, что в 1890 году по сравнению с 1889 годом увеличилось число учащихся, включая девочек (больше всего их оказалось в частной школе). Сельско-волостные и церковно-приходские школы стали более востребованными: в них число учеников в среднем возросло на 7,5 человек. В миссионерских и казачьих школах, наоборот, обнаружилось сокращение численности учеников - в среднем на 8,6 и соответственно на 9 человек. Дети переселенцев посещали школы чаще, нежели дети сибиряков-старожилов. Почти во всех сельско-волостных школах девочки обучаются вместе с мальчиками.

Сводный анализ возрастного состава учащихся показал следующее: «Большинство учащихся имеет возраст от 8-11 лет, с 12 лет число учащихся быстро понижается, так что 15-летние составляют всего 1,4 %... Для приёма возраст не определён: 6-летних детей немного - 0,9 %, но они есть в школах сельско-волостных, церковно-приходских, грамоты и казачьих. Самый большой % детей в возрасте 10 лет (19,7 %). По отзывам учителей, крестьяне редко оставляют детей в школе после 12-летнего возраста, отбирая их для полевых и домашних работ, а также отдавая в рабочие к чужим людям» [1, с. 55]. В целом, обобщая полученные сведения, исследователи указывают на требования к личности учителя, от которого во многом зависели успехи детей и желание крестьян отдавать детей на обучение.

Аналогичных материалов, дающих относительно полное представление о состоянии начального образования в конце XIX века на территории Хакасии, мы не имеем. Разрозненные сведения содержат официальные отчёты по Енисейской епархии, отдельные документы Енисейского губернского правления. Одними из первых попытались изучить историю становления и развития национального образования Хакасии местные историки и педагоги: И. С. Окладников, А. Н. Мохов, В. А. Асочаков, К. М. Патачаков. Так, по сведениям К. М. Патачако-ва, пионерами развития школьного дела в Хакасско-Минусинском крае считаются ссыльные декабристы: братья А. П. и П. П. Беляевы, И. В. Киреев, Ф. И. Тютчев, А. И. Фролов, Н. О. Мозгалевский, братья А. А. и Н. А. Крюковы в Минусинске. Первое официальное открытие школы состоялось в Минусинске - административном центре Хакасско-Минусинского округа - 5 марта 1850 года с количеством учеников в 9 душ в начале учебного года и 34 - в конце. В 1853-1854 учебном году в школе обучались 38 учеников, из них четверо были хакасские дети. Эта одноклассная школа позже стала двухклассной с пятилетним сроком обучения [3, с. 169].

Начиная с 1860 года открылся ряд «сельских» школ: Абаканская, Идринская, Никольская, Шушенская, Те-синская, Новосёловская, Бейская, Каратузская и Курагинская. Всего в 1882 году в Минусинском округе, включавшем и территорию современной Хакасии, насчитывалось 13 школ, в том числе две в хакасских селениях: Усть-Абаканская и Аскизская [3, с. 169-170]. По отношению к типам учебных заведений преобладали школы миссионерские, церковно-приходские и министерские.

Из отчёта Енисейской епархии за 1889-1891 учебный год известно, что в епархии всего числились 104 школы, из них церковно-приходских - 73, школ грамотности - 31. Примечательно, что в Усть-Фыркальском улусе примерно в 1889 году была открыта школа для инородческих детей; до этого такие школы существовали в сёлах Чебаковском и Божьеозёрском, которые были открыты годом раньше. Учителем в Усть-Фыркальскую школу приглашён хакас Дмитрий Кобежиков с жалованьем 15 рублей в месяц. В отчётах можно обнаружить достаточно интересные факты, например: «В отчётном году в с. Комском Минусинского округа местный дьякон Иконников назначен учителем, несмотря на решительный отказ прихожан. Занятия начались с 10 января, учащихся было 14 мальчиков и 2 девочки» [4, с. 2]. Вероятно, дьякон как учитель не пользовался авторитетом среди местных жителей. Возраст учеников составлял от 6 до 14 лет. В отличие от Алтайского края, в Минусинском округе преобладали начальные школы духовного ведомства. Сказано, что «в Енисейской епархии было всего сельских школ 137, а остальные - министерские находились преимущественно в городах, а церковные и в деревнях» [4, с. 4].

Сводная таблица, приведённая выше, даёт представление о типах школ, распространённых в Алтайском крае. Из общего количества школ 111 представляли церковно-приходские и школа грамоты, 42 относились к министерским (сельско-волостным), всего - 153 на 6 округов, раскинутых на огромных пространствах с Туру-ханского севера до южного Минусинского края. При этом всего церквей в крае насчитывалось 173, из них лишь 42 имели волостные школы, число церковно-приходских школ составило 95 и т. д. В ряду официальных государственных школ имелись частные школы грамоты, открытые в домах церковнослужителей и крестьян. Сведений о количестве учащихся в данных школах в изученных документах не представлено.

Как видно из документов, для обучения хакасских детей предлагались в основном церковно-приходские школы, преследовавшие цели миссионерской педагогики; ведущими задачами этих учебных заведений были религиозное обучение и воспитание. Соответственно из стен таких школ выходили ученики, вызубрившие молитвы и не умеющие грамотно писать и читать, что не мотивировало выпускников этих школ к дальнейшему обучению. Поэтому многие состоятельные хакасы отдавали детей в министерские школы с русским языком обучения. Для выпускников министерских школ перспективу продолжения образования предоставляли Минусинская городская школа, Минусинская женская прогимназия, Красноярская учительская семинария или мужская гимназия, а также Красноярская духовная семинария, наряду с Бийским катехизаторским училищем. Высшее образование среди первых хакасских просветителей получили Н. Ф. Ка-танов, А. В. Барашков, М. И. Райков, С. Д. Майнагашев. Учителями стали Т. А. Сайлотов-Крюков, Г. И. Итыгин, В. Н. Окунев, П. Т. Штыгашев, К. С. Тодышев, А. Т. Казанаков, К. К. Самрин, М. И. Весел-кова-Ултургашева. Каждый из них внёс неоценимый вклад в распространение грамотности и просвещения среди хакасских племён в конце XIX - начале XX вв. К названным именам просветителей добавим К. М. Патачакова, В. А. Асочакова, А. Н. Мохова.

В заключение отметим недостаточную изученность проблемы генезиса национального образования хакасского народа в истории педагогики народов Сибири. Кроме того, в сохранившихся источниках имеются неоднозначные сведения, требующие уточнений и научно-исторической оценки. Опора на историко-педагогические сведения в изучении профессионально-педагогической деятельности в условиях поликультурности и полиэт-ничности обеспечивает объективную научную рефлексию, всесторонний и целостный охват сути рассматриваемой проблемы, поиск способов её эффективного решения.

Библиографический список

1. Алтайский сборник. В 12 т. Т. 3. Издание Общества любителей Алтая. - Барнаул: Типо-Литография при Главном управлении Алтайского края, 1898. - 75 с.

2. Алтайский сборник. В 12 т. Т. 2. Вып. 1-2. г. Барнаул по переписи 26 марта 1895 г. Выпуск 1. Население. / С. П. Швецов. - Барнаул: Типо-Литография при Главном управлении Алтайского края, 1898. - 101 с.

3. Патачаков, К. М. Первые школы в Хакасии / К. М. Патачаков // Учёные записки ХакНИИЯЛИ. Вып. XIII. - Абакан: Красноярское книжное изд-во: Хакасское отделение, 1969. - С. 168-177.

4. Отчёт о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за 1889-1891 учебный год (Перепечатано из «Енисейских Епархиальных Ведомостей», №№ 6-21 за 1892 г.) // Государственный архив Республики Хакасия. Фонд И-2. - Красноярск: Тип. Ал. Д. Жилина, 1892.

© Султанбаева К. И., 2014 УДК 371.314:316.776.2

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ:

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В. П. Фурманова

Мордовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. П. Огарева

В статье рассматриваются важнейшие категории и понятия межкультурной коммуникации, такие, как «лингвокультура», «интеракция», «культурно-языковая личность». На основе междисциплинарного анализа лингвистических и культурологических теорий делаются лингводидактические выводы, важные для процесса обучения иностранному языку в рамках направлений подготовки бакалавров и магистров.

Ключевые слова: лингводидактическая закономерность, межкультурная коммуникация, лингвокультура, интеракция, культурно-языковая личность.

Обращение к поставленной проблеме вызвано не только её актуальностью, о чём свидетельствует значительное количество опубликованных в последнее время работ, но, скорее, стремлением развести отдельные понятия и выделить лингводидактические закономерности межкультурной коммуникации на основе междисциплинарного анализа. Поэтому ключевой вопрос, весьма значимый для преподавания иностранных языков, заключается в том, чтобы обозначить контуры основных категорий и понятий межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам в рамках бакалавриата и магистратуры.

Данная проблема является весьма сложной и многоаспектной, поскольку её постановка и решение зависят от целого ряда факторов, таких, как:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.