же позволят быть уверенным в том, что его профессиональный арсенал пополнен дополнительным ресурсом, который даёт нейропсихологический подход в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.
Библиографический список
1. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106). - URL: http://base.garant.rU/2565085/#ixzz3EWNARtCD (дата обращения: 09.09.2014).
2. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2-х ч. Ч. 1 / Н. Н. Малофеев. - М.: Печатный двор, 1996. - 182 с.
3. Степанова, О. А. Развитие теории и практики инклюзивного образования в России / О. А. Степанова // Теория и практика инклюзивного образования в России: сб. науч. статей I Международной научно-практической конференции, 17 мая 2012 года. - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2012 . - С. 78-86.
4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для вузов / А. В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
5. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. - СПб.: Питер, 2006. - 80 с.
6. Репина, Н. В. Основы клинической психологии / Н. В. Репина, Д. В. Воронцов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 480 с.
7. Инклюзивное образование: методология, практика, технология - 2011: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 20-22 июня 2011 / под ред. С. В. Алёхиной. - М.: МГППУ, 2011.
8. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2008.
9. Семаго, М. М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка: комплект рабочих материалов / М. М. Семаго [и др.]; под общ. ред. М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999. - 138 с.
10. Глухов, В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности психологов / В. П. Глухов. - М.: Астрель, 2007. - 224 с.
© Платонова М. С., 2014
УДК 37.04+37.02
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ
К. И. Султанбаева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье представлены сведения о становлении и развитии начального образования на Алтае и в Хакасско-Минусинском округе во второй половине XIX века. На основе архивных материалов охарактеризованы разные типы начальной школы, характерные для сибирских регионов в прошлом.
Ключевые слова: история начального народного образования, миссионерская школа, сельско-волостная школа, церковно-приходская школа, учительский персонал, коренное население.
В период реформирования системы образования большое значение имеет историко-педагогический опыт, содержащий бесценные сведения об истоках и путях развития народного образования и просвещения в Сибири, в частности, в Хакасии. Среди исторических и историко-педагогических работ, посвящённых изучению данного вопроса, заслуживают внимания труды учёных дооктябрьского, советского и постсоветского периодов: А. В. Адрианова, В. А. Асочакова, В. Ф. Афанасьева, А. П. Беликовой, Д. Г. Жолудева, Е. В. Ким, Л. Р. Кызла-сова, А. Н. Мохова, Т. Б. Соломатиной, В. Л. Соскина, Я. И. Сунчугашева, С. П. Ултургашева, Ф. Ф. Шамахова, А. И. Шилова, Н. С. Юрцовского и др. Если основные сведения о зарождении первых просветительно-образовательных учреждений в сибирском крае содержатся преимущественно в официальных отчётах государственных чиновников и статистических справочниках разных обществ (архивах), то материалы о становлении системы начального образования в Саяно-алтайском крае имеются в отдельных работах просветителей, сборниках научных трудов и журналах.
Национальное (народное) образование как целостная, динамически развивающаяся система отражает ценностно-смысловые нормы всеобщей народной и элитарной культуры, воспроизводит социокультурные ценности и нормы, принятые в конкретно-историческое время. Каждое педагогическое новообразование в историко-педагогическом смысле служит своеобразной вехой исторического этапа или критериальной оценкой прогрессивности того или другого явления.
Для истории национального образования Сибирского края такой вехой может служить 1839-й год, когда православное духовенство получило указание открывать школы для крестьянских детей на Алтае, входившем в состав Томской губернии. Результатом инициативы Синода стало открытие новых начальных училищ при церкви, однако из-за низкой их эффективности среди крестьян и сельских жителей они большого распространения не имели. В архивах Хакасии, к сожалению, нет полных сведений о количестве школ, учителей и учащихся в них за этот период.
Изучение архивных материалов свидетельствует, что школьное дело в Саяно-алтайском крае начинает развиваться с 1860-х годов после отмены крепостного права, в период большого общественно-педагогического движения в России, когда вся прогрессивная интеллигенция и разночинцы по доброй воле «пошли в народ». Чрезвычайно интересный архивный документ «Алтайский сборник» (издание «Общества любителей исследования Алтая») даёт общее представление о состоянии народного начального образования на Алтае в конце XIX века безотносительно к этническим группам населения [1]. В предыдущем же выпуске данного сборника имеются статистические сведения о национальной и вероисповедальной (то есть конфессиональной) структуре
населения г. Барнаула от 26.03.1895 г. В соответствии с данным документом, национальный состав сибирского города конца XIX века представлен следующим образом: русские, мордвины, зыряне (коми), киргизы (совр.-казахи), татары, чуваши, латыши, евреи, поляки, немцы, даже французы и греки. Большинство населения составляли русские (22 524 чел.), другие национальности представлены незначительным количеством: коми - 186 чел., татары -107 чел. и т. д. [2, с. 48-49].
Материалы третьего «Алтайского сборника» содержат статистические данные о количестве начальных школ, учителей и учащихся всех 114 зарегистрированных по анкетам школ, состояние школьных помещений и библиотек. В соответствии с анкетными вопросами членов Общества любителей исследования Алтая (далее, Общества) представлены отчёты учителей об их материально-финансовом положении, отношении алтайских крестьян к школе.
Анализ полученных из 114 школ сведений осуществлялся членами Общества в сравнении с данными статьи П. А. Голубкина, опубликованной в 1890 году в историко-статистическом сборнике «Алтай». Почему это важно? В статье-отчёте П. А. Голубкина значатся примерно 259 школ, в сборнике же анализу подвергнуты сведения, присланные самими учителями из 114 школ. Как следует из отчётов, в Алтайском крае к концу 1890-х гг. имелись такие типы школ, как сельско-волостные, церковно-приходские, грамоты, горнозаводские, миссионерские, казачьи и одна частная (Константиновская) [2, с. 5]. Низшим типом школ была школа грамоты, которая давала азы чтения, письма и счета за два года обучения. Общее представление об этих типах школ можно получить из их краткой характеристики, представленной таблице.
Таблица
Сведения о начальных школах Алтайского края по состоянию на 1894-1895 уч. год
Тип школы Общее количество Длительность обучения Финансирование Основные признаки
Сельско-волостная 38 3 года Губернский земский сбор, сельские, волостные общества. Существует с 1860-х гг., находится в ведомстве МВД и МНП, даёт льготы по отбыванию воинской повинности; в целом учителя имеют достаточную подготовку
Церковно-приходская 41 3 года Губернский, волостной сбор по фактическому распоряжению епархиального училищного совета, частично сельские общества и частные лица Существует с 1887 года, находятся в ведении духовенства, даёт льготы по отбыванию воинской повинности; учителями работают неподготовленные лица
Грамоты 16 1-2 года Фактически распоряжается епархиальный училищный совет, частично сельские общества и частные лица Находится в ведении духовенства, льгот воинской повинности не даёт, учителями работают случайные лица или псаломщики без соответствующего образования
Горнозаводская 8 3 года Главное управление Алтайского округа Существует с прошлого столетия, регулируется Положением от 04.08.1836 г.; непосредственно инспектирует управление Барнаульским горным училищем; даёт льготы по отбыванию воинской повинности; учителями работают подготовленные лица
Миссионерская 5 1-2, редко 3 года Алтайская духовная миссия В ведомстве Алтайской духовной миссии; обучение исключительно религиозное на русском языке; учащиеся в основном киргизы и калмыки (алтайцы); свидетельств на воинскую льготу не даёт. Учителями работают миссионеры, в педагогическом отношении слабо подготовленные
Казачья 5 3 года Средства казачьего войскового хозяйственного управления В ведомстве войскового начальства; обучение по программе сельско-волостных школ; учителя не имеют достаточной подготовки
Частная 1 до 3-х лет Владелец завода И. К. Платонов Подчинена училищной администрации наравне с волостными и сельскими школами; учителя подготовлены удовлетворительно
Представленные в таблице сведения о разных типах начальной школы на территории Алтая в конце XIX века иллюстрируют наличие системы начального образования, хотя и не сформированной окончательно. Однако по указанному документу оказалось сложно выявить данные о процентном соотношении этнических и русскоязычных представителей, владеющих грамотой. Зато в этом же документе дан анализ качества начального образования по следующим критериям:
- санитарно-гигиенические условия школьных помещений: место расположения, наличие собственного здания, учебная площадь, обслуживание теплом, характер освещения, обеспеченность питьевой водой, мебель для учащихся и учителя, наличие специального туалета и пр.;
- учительский персонал: состав, степень подготовки (образование, опыт), материальное положение и другие параметры;
- учащиеся: состав, численность, распределение по школам, число оканчивающих и т. д.;
- средства, на которые содержится школа.
Выявленное общее состояние всех типов школ Алтайского края по означенным критериям в целом можно охарактеризовать как неудовлетворительное, за исключением одной частной школы. Ко второй половине XIX века относится высказывание г. Страннолюбского по поводу грамотности в Сибири, «где процент грамотных для русского населения составляет 5-6, а для инородческого даже 2 процента, где одна школа приходится, по официальным данным последнего времени, на 2 486 человека, расселённых по деревням, отстоящим одна от другой на десятки, даже сотни верст» [цит. по: 1, с. 2]. Довольно трудно в отношении рассматриваемого периода говорить о целостной и стабильно развивающейся системе образования в Сибирском крае.
Рассмотрим, какие выводы получены специалистами Общества любителей исследования Алтая. Прежде всего, статистические данные о 114 школьных зданиях и помещениях показали, что 69 из них располагались в церковной ограде или по соседству с церковью. С точки зрения санитарно-гигиенических условий, эти школы отнесены как наиболее благоприятно расположенные, в отличие от тех, что находились в непосредственном соседстве с кабаком и одна школа - рядом с помещением для заключённых. Только частная школа была расположена вблизи рощи и реки, что отвечало педагогическим условиям. Из 114 школ лишь 60 имели сад, огород или двор, где ученики могли бы играть.
Большинство школ составляли сельско-волостной тип учреждений (76,3 %), статус церковно-приходских имели всего лишь 14 школ с прилегающими к ним дворами или садом, но при этом сад принадлежал церкви, школа не могла им пользоваться. Одним из неутешительных выводов, данных специалистами Общества любителей исследования является следующий: «Самый же большой процент никуда не годных, дырявых, протекающих крыш падает на школы миссионерские - 60 % и школы казачьи - 40 %». Школы с промерзающими стенами составили 24,4 %, и в большинстве снова - миссионерские школы - 60 %, затем следуют сельско-волостные - 28,5 %, церковно-приходские - 23,3 %, грамоты - 23 %, казачьи - 20 % [1, с. 14]. «Во многих школах настолько холодно, что дети должны сидеть в шубах, а в некоторых и это невозможно, приходится отпускать детей домой» [1, с. 18]. В выводах сказано о том, что классные помещения в сельских школах Алтайского округа тесны, темны, грязны и недостаточно освещены. С недостатками разного характера на первом месте оказались школы духовного ведомства. «Строго говоря, из всех 114 школ, сведения о которых доставлены их учителями, нет ни одной, которая удовлетворяла бы всем минимальным требованиям школьной гигиены» [1, с. 33] - такой общий вывод был дан специалистами в аналитическом докладе.
При изучении квалификации учительского персонала (всего представлено 106 школ или 92,9 %) специалисты анализировали образовательный уровень, состав по типам школ, зарплата учителей и т. д. Важнейшим критерием стал образовательный уровень учителей и их помощников: к категории «достаточный уровень» отнесены педагоги, окончившие учительскую или духовную семинарии, реальное училище, классическую гимназию (не ниже 7-го класса), институт, гимназию, епархиальное женское училище, а также педагоги, получившие домашнее образование и выдержавшие экзамен на звание «домашней учительницы». К категории «недостаточная подготовка» отнесены лица, не окончившие духовную семинарию, гимназию, реальное училище, окончившие горное Барнаульское училище, городские и уездные училища, духовные и светские низшие школы, окончившие и не окончившие женскую прогимназию и проч.
Одним словом, педагогический персонал школ Алтайского края отличался разношёрстным составом и разным уровнем педагогической подготовки. Выделим из объёмного материала основные умозаключения исследователей, характеризующие положение учительства Алтайского края в конце XIX века: «Мы видим, что преподавателей с достаточной подготовкой меньше половины (48,6 %)... Из преподавателей учителей - 60 % и учительниц - 47 (43,9) %... Образовательный ценз учительниц выше, чем учителей, а именно, с достаточной подготовкой учительницы составляют 61,7 %, а учителя только - 38,3 %» [1, с. 36]. Если проанализировать состав учителей и их квалификацию по разным типам школ, то «самый неудовлетворительный учительский персонал находится в школах духовного ведомства. Учителя церковно-приходских школ без достаточной подготовки составляют 68,6 %; школ грамоты даже - 85,7 %; миссионерских - 80 %. Большинство учителей - псаломщики, многие не окончили курса даже в низших светских или духовных училищах. Количество учеников у таких преподавателей очень разнообразно: 5, 6, 8, 9., а в школе Боровской (Касмолинской вол. Барнаульского округа) 83 ученика» [1].
В документе сказано, что «самый большой процент преподавателей с достаточной подготовкой имеют школы сельско-волостные - 76,3 % (соответственно без достаточной подготовки - 23,7 % школ). Достаточный уровень подготовки имеют 88,9 % учителей и 65 % учительниц. Также школы горнозаводские достаточно подготовленных преподавателей имеют 75 %... Среднее количество учеников 37,3 в сельско-волостных школах, учеников менее 19 нет ни в одной школе, крайние колебания от 30 до 82» [1, с. 38]. Тщательное изучение анкет, отражающих разные аспекты школьного дела и составленных самими учителями Алтайского края, показало их бедственное материальное положение, о чём исследователи не преминули сказать: «В среднем на одного преподавателя приходится 184 руб. 50 коп. в год. Жалованье, получаемое преподавателями школ Алтайского округа, менее, чем в земских губерниях (ср. Московскую, Новгородскую губ.)». Показано, что в «Московской губернии средний оклад преподавателя 300 руб. после трёхлетней
службы, исключая Московский уезд, где преподаватели при вступлении в должность получают уже 300 руб., кроме того, все учителя сельских школ через известный промежуток времени получают прибавку...» [1, с. 40]. В Алтайском же округе учителя никаких наград и прибавок не имели. При этом 33,8 % учителей на собственные деньги снимали квартиры.
Бедственное положение сельского сибирского учителя не позволяло ему выписать какой-либо профессиональный журнал или газету: «Это самое тягостное, что испытывают учителя сельских школ, лишённые интеллигентного общества» [1, с. 41]. Далее в аналитическом отчёте сказано: «Из 114 школ периодические издания получаются всего в 11 школах (9,6 %), а 103 школы (90,4 %) не имеют ни газеты, ни журнала». Авторы снова выделяют миссионерские и церковно-приходские школы как не имеющие библиотек. Любопытным моментом является также внимание к Закону божьему как обязательному программному предмету во всех типах школ. Выяснилось, что его преподавали в сельско-волостных школах священники и как законоучителя получали одинаковое содержание в 60 рублей в год. В горнозаводских школах священники (законоучителя) получали по 72 рубля, а один - даже 80 рублей. В 29 церковно-приходских школах его преподавали священники, в четырёх -дьяконы, причём все безвозмездно. А в школах грамоты и части церковно-приходских школ не известно, кто занимался преподаванием Закона божьего. Не поступило сведений из казачьих и части миссионерских школ, также из единственной частной школы.
Сведения, полученные об учащихся школ, оказались неполными, так как не все учителя дали ответы; статистической обработке подвергались данные по 112 школам с 3 647 учащимися. Изучение этих данных показало, что в 1890 году по сравнению с 1889 годом увеличилось число учащихся, включая девочек (больше всего их оказалось в частной школе). Сельско-волостные и церковно-приходские школы стали более востребованными: в них число учеников в среднем возросло на 7,5 человек. В миссионерских и казачьих школах, наоборот, обнаружилось сокращение численности учеников - в среднем на 8,6 и соответственно на 9 человек. Дети переселенцев посещали школы чаще, нежели дети сибиряков-старожилов. Почти во всех сельско-волостных школах девочки обучаются вместе с мальчиками.
Сводный анализ возрастного состава учащихся показал следующее: «Большинство учащихся имеет возраст от 8-11 лет, с 12 лет число учащихся быстро понижается, так что 15-летние составляют всего 1,4 %... Для приёма возраст не определён: 6-летних детей немного - 0,9 %, но они есть в школах сельско-волостных, церковно-приходских, грамоты и казачьих. Самый большой % детей в возрасте 10 лет (19,7 %). По отзывам учителей, крестьяне редко оставляют детей в школе после 12-летнего возраста, отбирая их для полевых и домашних работ, а также отдавая в рабочие к чужим людям» [1, с. 55]. В целом, обобщая полученные сведения, исследователи указывают на требования к личности учителя, от которого во многом зависели успехи детей и желание крестьян отдавать детей на обучение.
Аналогичных материалов, дающих относительно полное представление о состоянии начального образования в конце XIX века на территории Хакасии, мы не имеем. Разрозненные сведения содержат официальные отчёты по Енисейской епархии, отдельные документы Енисейского губернского правления. Одними из первых попытались изучить историю становления и развития национального образования Хакасии местные историки и педагоги: И. С. Окладников, А. Н. Мохов, В. А. Асочаков, К. М. Патачаков. Так, по сведениям К. М. Патачако-ва, пионерами развития школьного дела в Хакасско-Минусинском крае считаются ссыльные декабристы: братья А. П. и П. П. Беляевы, И. В. Киреев, Ф. И. Тютчев, А. И. Фролов, Н. О. Мозгалевский, братья А. А. и Н. А. Крюковы в Минусинске. Первое официальное открытие школы состоялось в Минусинске - административном центре Хакасско-Минусинского округа - 5 марта 1850 года с количеством учеников в 9 душ в начале учебного года и 34 - в конце. В 1853-1854 учебном году в школе обучались 38 учеников, из них четверо были хакасские дети. Эта одноклассная школа позже стала двухклассной с пятилетним сроком обучения [3, с. 169].
Начиная с 1860 года открылся ряд «сельских» школ: Абаканская, Идринская, Никольская, Шушенская, Те-синская, Новосёловская, Бейская, Каратузская и Курагинская. Всего в 1882 году в Минусинском округе, включавшем и территорию современной Хакасии, насчитывалось 13 школ, в том числе две в хакасских селениях: Усть-Абаканская и Аскизская [3, с. 169-170]. По отношению к типам учебных заведений преобладали школы миссионерские, церковно-приходские и министерские.
Из отчёта Енисейской епархии за 1889-1891 учебный год известно, что в епархии всего числились 104 школы, из них церковно-приходских - 73, школ грамотности - 31. Примечательно, что в Усть-Фыркальском улусе примерно в 1889 году была открыта школа для инородческих детей; до этого такие школы существовали в сёлах Чебаковском и Божьеозёрском, которые были открыты годом раньше. Учителем в Усть-Фыркальскую школу приглашён хакас Дмитрий Кобежиков с жалованьем 15 рублей в месяц. В отчётах можно обнаружить достаточно интересные факты, например: «В отчётном году в с. Комском Минусинского округа местный дьякон Иконников назначен учителем, несмотря на решительный отказ прихожан. Занятия начались с 10 января, учащихся было 14 мальчиков и 2 девочки» [4, с. 2]. Вероятно, дьякон как учитель не пользовался авторитетом среди местных жителей. Возраст учеников составлял от 6 до 14 лет. В отличие от Алтайского края, в Минусинском округе преобладали начальные школы духовного ведомства. Сказано, что «в Енисейской епархии было всего сельских школ 137, а остальные - министерские находились преимущественно в городах, а церковные и в деревнях» [4, с. 4].
Сводная таблица, приведённая выше, даёт представление о типах школ, распространённых в Алтайском крае. Из общего количества школ 111 представляли церковно-приходские и школа грамоты, 42 относились к министерским (сельско-волостным), всего - 153 на 6 округов, раскинутых на огромных пространствах с Туру-ханского севера до южного Минусинского края. При этом всего церквей в крае насчитывалось 173, из них лишь 42 имели волостные школы, число церковно-приходских школ составило 95 и т. д. В ряду официальных государственных школ имелись частные школы грамоты, открытые в домах церковнослужителей и крестьян. Сведений о количестве учащихся в данных школах в изученных документах не представлено.
Как видно из документов, для обучения хакасских детей предлагались в основном церковно-приходские школы, преследовавшие цели миссионерской педагогики; ведущими задачами этих учебных заведений были религиозное обучение и воспитание. Соответственно из стен таких школ выходили ученики, вызубрившие молитвы и не умеющие грамотно писать и читать, что не мотивировало выпускников этих школ к дальнейшему обучению. Поэтому многие состоятельные хакасы отдавали детей в министерские школы с русским языком обучения. Для выпускников министерских школ перспективу продолжения образования предоставляли Минусинская городская школа, Минусинская женская прогимназия, Красноярская учительская семинария или мужская гимназия, а также Красноярская духовная семинария, наряду с Бийским катехизаторским училищем. Высшее образование среди первых хакасских просветителей получили Н. Ф. Ка-танов, А. В. Барашков, М. И. Райков, С. Д. Майнагашев. Учителями стали Т. А. Сайлотов-Крюков, Г. И. Итыгин, В. Н. Окунев, П. Т. Штыгашев, К. С. Тодышев, А. Т. Казанаков, К. К. Самрин, М. И. Весел-кова-Ултургашева. Каждый из них внёс неоценимый вклад в распространение грамотности и просвещения среди хакасских племён в конце XIX - начале XX вв. К названным именам просветителей добавим К. М. Патачакова, В. А. Асочакова, А. Н. Мохова.
В заключение отметим недостаточную изученность проблемы генезиса национального образования хакасского народа в истории педагогики народов Сибири. Кроме того, в сохранившихся источниках имеются неоднозначные сведения, требующие уточнений и научно-исторической оценки. Опора на историко-педагогические сведения в изучении профессионально-педагогической деятельности в условиях поликультурности и полиэт-ничности обеспечивает объективную научную рефлексию, всесторонний и целостный охват сути рассматриваемой проблемы, поиск способов её эффективного решения.
Библиографический список
1. Алтайский сборник. В 12 т. Т. 3. Издание Общества любителей Алтая. - Барнаул: Типо-Литография при Главном управлении Алтайского края, 1898. - 75 с.
2. Алтайский сборник. В 12 т. Т. 2. Вып. 1-2. г. Барнаул по переписи 26 марта 1895 г. Выпуск 1. Население. / С. П. Швецов. - Барнаул: Типо-Литография при Главном управлении Алтайского края, 1898. - 101 с.
3. Патачаков, К. М. Первые школы в Хакасии / К. М. Патачаков // Учёные записки ХакНИИЯЛИ. Вып. XIII. - Абакан: Красноярское книжное изд-во: Хакасское отделение, 1969. - С. 168-177.
4. Отчёт о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за 1889-1891 учебный год (Перепечатано из «Енисейских Епархиальных Ведомостей», №№ 6-21 за 1892 г.) // Государственный архив Республики Хакасия. Фонд И-2. - Красноярск: Тип. Ал. Д. Жилина, 1892.
© Султанбаева К. И., 2014 УДК 371.314:316.776.2
КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ:
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В. П. Фурманова
Мордовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. П. Огарева
В статье рассматриваются важнейшие категории и понятия межкультурной коммуникации, такие, как «лингвокультура», «интеракция», «культурно-языковая личность». На основе междисциплинарного анализа лингвистических и культурологических теорий делаются лингводидактические выводы, важные для процесса обучения иностранному языку в рамках направлений подготовки бакалавров и магистров.
Ключевые слова: лингводидактическая закономерность, межкультурная коммуникация, лингвокультура, интеракция, культурно-языковая личность.
Обращение к поставленной проблеме вызвано не только её актуальностью, о чём свидетельствует значительное количество опубликованных в последнее время работ, но, скорее, стремлением развести отдельные понятия и выделить лингводидактические закономерности межкультурной коммуникации на основе междисциплинарного анализа. Поэтому ключевой вопрос, весьма значимый для преподавания иностранных языков, заключается в том, чтобы обозначить контуры основных категорий и понятий межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам в рамках бакалавриата и магистратуры.
Данная проблема является весьма сложной и многоаспектной, поскольку её постановка и решение зависят от целого ряда факторов, таких, как: