Научная статья на тему 'Педагогические кадры детских домов в 40-е годы ХХ века (на материалах среднего Урала)'

Педагогические кадры детских домов в 40-е годы ХХ века (на материалах среднего Урала) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уфимцева М. А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением детских домов и интернатов Среднего Урала педагогическими кадрами в период Великой Отечественной войны и первой послевоенной пятилетки: материальные и социальные условия труда воспитателей и вожатых, меры, предпринятые правительством для ликвидации кадрового голода. Многие использованные исторические источники впервые вводятся в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические кадры детских домов в 40-е годы ХХ века (на материалах среднего Урала)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ДЕТСКИХ ДОМОВ В 40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ СРЕДНЕГО УРАЛА)

© Уфимцева М.А.*

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением детских домов и интернатов Среднего Урала педагогическими кадрами в период Великой Отечественной войны и первой послевоенной пятилетки: материальные и социальные условия труда воспитателей и вожатых, меры, предпринятые правительством для ликвидации кадрового голода. Многие использованные исторические источники впервые вводятся в научный оборот.

Детские школьные интернаты и детские дома были особыми типами воспитательных учреждений, возникших во время Великой Отечественной войны. Десятки тысяч детей были эвакуированы из прифронтовой полосы вглубь страны. Многие юные жители Ленинграда, Калининградской, Сталинградской областей, Украины, Эстонии, Карелии оказались на Среднем Урале. Только в Свердловскую область за время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 годы из прифронтовой полосы было эвакуировано 129 500 детей, что вызвало значительный рост сети детских учреждений. В Свердловской области к 1943 году было уже 88 детских домов, из них 56 школьных. В следующем году было открыто еще 14 [1]. Создавались как школьные, так и дошкольные учреждения.

Забота о детях стала частью идеологической и хозяйственно-организаторской работы советских органов, одной из первоочередных общегосударственных задач. Особо остро для детских учреждений стояла кадровая проблема.

Большинство директоров детских домов, учителей и воспитателей ушли на фронт. Эвакуированные интернаты и детдома прибывали на новые места, как правило, при далеко неполном штате воспитателей, а нередко и без директоров. Кроме того, расширение сети детских учреждений, резко возросший контингент детей, нуждавшихся в государственном обеспечении, потребовали увеличения педагогического персонала. Немало учителей, ушедших на заслуженный отдых, пригласили на работу в детдома и интернаты. По комсомольским путевкам сюда направлялись также комсомольцы-активисты, студенты педагогических учебных заведений [2].

Часто вместе с эвакуированными детскими домами приезжали и взрослые, порой, больше, чем требовалось по штату. Возникали кадровые дис-

* Аспирант.

пропорции: где-то кадров не хватало, а где-то был избыток. Перераспределение было затруднительным, так как взрослые приезжали вместе со своими детьми, для которых не было мест при переводе родителей на другую работу. А без своих детей матери ехать отказывались.

Немаловажную роль играл подбор руководителей интернатов и детдомов. От понимания ими своего педагогического и нравственного долга, умения справиться с возложенными обязанностями во многом зависело состояние обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей. Особенности контингента и хозяйственные трудности предъявляли к руководящим кадрам более высокие требования, чем в условиях мирного времени. Поэтому на руководящую работу в детдома и интернаты привлекались опытные учителя, выпускники педагогических учебных заведений, воины, вернувшиеся с фронта по ранению и прежде работавшие в школе, хозяйственники, имевшие склонности к воспитательной работе. Все директора детских учреждений входили в номенклатуру горкомов и райкомов партии и утверждались на заседаниях бюро РК, ГК ВКП(б) и исполкомами рай(гор)советов [3].

Вся воспитательная работа в интернатах осуществлялась заведующими, педагогами и пионервожатыми. Штаты интернатов были почти в два раза меньше штатов детских домов, заведующим и воспитателям интернатов все время, за редким исключением, приходилось работать без выходных дней, без регламентированного рабочего дня. Большинство педагогов жило вместе с детьми в одной с ними комнатах [4]. Таким образом, выполняя по существу круглосуточную работу.

Педагогический труд воспитателя в интернате являлся весьма сложным и разнообразным, так как задачей педагога - воспитателя была организация комфортной жизни детей в интернате. Педагог в своей группе должен был следить за обучением каждого ребенка в школе и помогать ему. Он развивал самодеятельность детей, вовлекал их в посильный полезный труд. Воспитатель обязан был следить за питанием каждого ребенка, за его личной гигиеной. Педагог сам мыл малышей, вел переписку с родителями, чинил белье.

При низкой зарплате и сложности воспитанников наблюдалась постоянная текучесть персонала. С 1 октября 1944 по октябрь 1945 года в Свердловской области сменилось 90 вожатых [5].

Воспитатели не редко уходили с дежурства, чтобы отправить весточку домой, оставляя детей без присмотра. Многие воспитатели детских домов и интернатов своих проблемы ставили выше заботы и опеки над детьми. Молодые воспитатели играли с воспитанниками в карты на деньги или на еду [6].

Среди обслуживающего персонала детдомов нередко встречались случайные люди. Порой местные власти вынуждены были в качестве преподавателей и воспитателей использовать спецпереселенцев. Среди бывших крестьян специалистов соответствующего профиля не было, и с детьми ра-

ботали люди, далёкие от педагогики. Для организации и функционирования детдомов и школ в условиях спецссылки производились ежемесячные 2-процентные отчисления из зарплаты спецпереселенцев. Нерегулярная выдача зарплаты, задержка выплат в адрес РОНО были основной причиной того, что до детских домов эти средства не доходили.

Помещения, выдаваемые под интернаты не всегда отвечали санитарным и бытовым требованиям. Порой это были здания бывших пионерских лагерей, клубов, школ. Здания плохо отапливались или не отапливались совсем, не имели туалетов и душевых. Все эти проблемы приходилось решать работникам интернатов. Поэтому в тяжелых условиях военного лихолетья на организацию воспитания практически не оставалось времени: необходимо было решать вопросы питания, организации жилья, находить воспитанникам одежду, средства личной гигиены, налаживать учебную деятельность.

Помощь в организации воспитательной работы детским домам и интернатам должна была оказывать пионерская и комсомольская организации.

Существовало две категории пионервожатых: «Платные» и «Добровольцы». Платные пионервожатые получали заработную плату за свою деятельность, они занимались исключительно пионерской работой, в отличие от «добровольных» пионервожатых, которые совмещали пионерскую работу с каким-либо другим видом труда, это могли быть учителя, молодые рабочие заводов, старшеклассники. Добровольным пионервожатым либо доплачивали за их работу, либо они занимались пионерской деятельностью бесплатно. Нередко было принудительное назначение добровольных пионервожатых, поэтому часто эта категория вожатых халатно относилась к своей работе.

Средняя заработная плата пионервожатых составляла в годы войны 368 рублей в месяц при этом килограмм ржаного хлеба в 1943 году в Свердловске стоил 160 рублей, сахар - 800 рублей за кг, дороже продукты стоили лишь в Ленинграде [7].

Женщин среди пионервожатых было 60 %. По социальному происхождению большинство из них выходило из рабочей среды - 50 %, меньшая часть из крестьянства - 32 %, служащие составляли 20 %. Образование большинства «платных» и «добровольных» пионервожатых было неполное среднее, средне специальное, 7-ми летняя школа. У многих был небольшой опыт пионерской работы, 2-3 года, а у большинства пионервожатых, пришедших на пионерскую работу в годы войны, вообще не было опыта [8]. Все это, в конечном счете, оказывало непосредственное влияние на качество и масштабы пионерской работы, как в городах, так и в селах Свердловской области. Соответственно, говорить о систематической методической работе не приходилось.

Успех перестройки пионерской работы в большей степени зависел от того, как удавалось решить вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров. В 1942 году ЦК ВЛКСМ запретил снимать, перемещать и освобождать от работы старших пионервожатых без санкции обкома ВЛКСМ. Мо-

билизованные пионервожатые обязаны были проработать на этой должности не менее 3-х лет. Пионервожатые объявлялись номенклатурными работниками Обкома ВЛКСМ [9].

Чтобы обеспечить пионерские отряды кадрами пионервожатых, в начале войны бюро ЦК ВЛКСМ издает постановление от 29 января 1942 года, посвященное вопросу руководства пионерскими организациями, созданию необходимых условий для подготовки и переподготовки кадров пионерских работников [10].

В Свердловске еще до войны по постановлению ЦК комсомола от марта 1940 года была открыта межобластная школа пионервожатых, которая начала подготовку пионервожатых и преподавателей физкультуры для Свердловской, Молотовской и Омской областей с контингентом учащихся в количестве 225 человек. С началом войны систематическая централизованная подготовка пионервожатых прекратилась, что отрицательным образом сказалось на деятельности пионерских организаций. Согласно документам комсомольской организации на протяжении всей войны острой была проблема обеспечения пионервожатыми, организация их подготовки и переподготовки. Решить эту задачу было призвано постановление ЦК ВЛКСМ от 15 сентября 1942 года «О крупных недостатках в работе пионерских организаций и мерах по исправлению этих недостатков», которое обязывало комитеты комсомола разного уровня укомплектовывать кадры пионервожатых за счет учителей, лучших комсомольских активистов, а так же организовать систематическую учебу вожатых с целью повышения их идейно-политического уровня, военно-физической подготовки и практических занятий по вопросам пионерской работы. С 1 июля 1943 года при Свердловском педучилище открывается школа по подготовке пионервожатых. А с 15 августа 1943 года в Свердловске восстанавливают областную школу пионервожатых на 100 человек с 6-ти месячным сроком обучения для повышения квалификации пионервожатых школ и детских домов [11]. Все расходы на обучения брала на себя школа, средства выделял Совнарком РСФСР. Обучающимся оплачивался проезд до школы, проживание. Слушателей обеспечивали учебными и письменными принадлежностями, а также сохранялась зарплата и устанавливалась стипендии [12].

Так же в течение года проводили различные семинары для пионервожатых, на которых заслушивались доклады о работе пионерских организаций различных школ, происходил обмен опытом, проводились практические занятия по различным тематикам: как сделать лыжи, затейничество, о проведении экскурсионной работы, работа с книгой в звене и отряде и другие [13]. Тематику семинаров рекомендовал свердловский обком комсомола [14].

Для пионервожатых детских домов проводились 5-ти дневные, 2-х недельные и месячные семинары как районного, так и городского уровней. Участие в этих семинарах было обязательным, велся строгий учет [15].

По решению Совнаркома СССР штатным старшим пионервожатым была повышена заработная плата с 1 августа 1943 г. Было также установлено, что при переходе штатных старших пионервожатых на преподавательскую работу прежний стаж их работы засчитывается при определении им зарплаты по должности учителя. Примерно через год, 12 мая 1944 г., Совнарком СССР своим постановлением разрешил ЦК ВЛКСМ и Наркомпросам союзных республик восстановить 33 школы по подготовке и переподготовке пионерских вожатых. За учащимися, являвшимися штатными старшими вожатыми школ или пионервожатыми детских домов, на весь период обучения сохранялась заработная плата по месту их работы. Для всех остальных учащихся Совнарком установил стипендию в размере 100 руб. в месяц [16].

Для поддержания здоровья пионервожатых в 1941 году в селе Кашино открывается санаторий. Пребывание в санатории для пионервожатых было бесплатным, оплачивался лишь проезд до санатория (стоимость проезда на автобусе от города Свердловска до Кашино равнялась 5 рублям). Однако получить путевку в единственный санаторий области для вожатых было крайне сложно [17].

Председателей, заместителей и секретарей советов пионерских организаций утверждали Пленумы соответствующих комитетов комсомола. Базой организационно-массовой и инструктивно-методической работы с пионерами и пионерскими кадрами были многочисленные Дворцы и Дома пионеров и школьников, другие внешкольные учреждения. Комитеты комсомола обеспечивали пионерские дружины кадрами старших пионерских вожатых, осуществляли их подбор, расстановку, повышение квалификации и воспитание. Первичные комсомольские организации направляли в пионерские дружины отрядных вожатых, подбирали руководителей кружков, клубов, секций, других объединений по интересам, помогали им в организации жизни пионерских коллективов.

В педагогической деятельности воспитатель и пионервожатые сталкивались не только с трудностями организации жизни воспитанников, но им приходилось решать помимо бытовых психологические проблемы детей. Разный был национальный состав детей: русские, латыши, эстонцы, евреи и другие. Многие из них не знали русского языка. В первые дни пребывания в интернатах встречались случаи травли, особенно эстонцами, евреев [18]. Не редки были случаи побегов детей из детских домов. На 100 учащихся интернатов и детских домов приходилось по 3-5 побега в месяц. Бежали на второй-третий день, в основном дети, не воспитывавшиеся ранее в детском доме, а приведенные из детских приемников или трудовых колоний. Были среди воспитанников бывшие бандиты, воры, с которыми трудно было справиться.

Дети из эвакуированных городов подчас не имели навыков самообслуживания, им тяжело давалась жизнь в интернате, к тому же, пережив ужасы войны, каждый из них требовал индивидуального подхода. Все это услож-

няло работу воспитателей и учителей, а в условиях войны и всеобщего дефицита даже самых необходимых вещей делало эту работу подвигом.

Воспитатели и пионервожатые, стремясь создать благоприятные условия для развития детей, использовали различные педагогические методы. Проводились массовые игры, работали кружки (драматический, хоровой, танцевальный, музыкальный), ребята устраивали концерты самодеятельности. Для организации жизни детских домов устанавливался твердый режим дня, большую воспитательную роль играло привлечение детей к выполнению необходимой работы, связанной с созданием уюта в интернатах. Дети принимали участие в различных видах труда, в таких как самообслуживающий труд, труд на подсобном хозяйстве, труд в колхозах, общественно полезный труд, специальные виды труда. Широко применялось соцсоревнование, педагоги объединяли детей в коллективы, формировали у них общественное мнение вокруг злободневных вопросов жизни. В детских домах создавались детсоветы, которые помогали заведующим и воспитателям в организации дисциплины в повседневной работе с детьми. Выпускались стенгазеты и боевые листки [19].

С конца 1943 года начинается реэвакуация многих интернатов, поэтому общее число воспитанников детских домов и интернатов в Свердловской области постепенно сокращается. Однако с окончанием Великой Отечественной войны кадровая проблемы детских домов не потеряла своей актуальности.

За первую послевоенную пятилетку педагогические кадры детских домов и интернатов продолжают решать те же задачи, что и в военное время.

Сохраняется частая сменяемость вожатых и воспитателей без санкций, списки кандидатов не предоставляются на рассмотрения комитета комсомола. Ряд детских домов функционировал без укомплектованного штата вожатых и воспитателей. В некоторых детских домах не было ни одного пионервожатого [20].

Проблема дефицита кадров связана с тем, что вместе реэвакуацией детей уезжает и персонал интернатов и детских домов. А оставшихся в области специалистов остро не хватает.

Решалась проблема дефицита кадров за счет отзыва работающих не по специальности учителей. Так в Свердловской области насчитывалось в 1945 году 581 человек, работающий не по специальности. В то время как детским домам требовалось порядка 280 специалистов [21]. Часты были случаи совмещения должностей, когда воспитатели детских домов, выполняли функции «добровольных» пионервожатых, получая плату только за ставку воспитателя.

При этом имеющиеся сотрудники детских домов и интернатов не отвечали требованиям, предъявляемым к ним со стороны государства и общества. Педагогические кадры детских домов по уровню культуры, образован-

ности, политической грамотности не годились для воспитательной деятельности. Образование многих пионервожатые было 7-8 классов, хотя требовались вожатые с уровнем образования не ниже средне специального [22].

Повышался профессиональный уровень педагогических кадров детских домов за счет открытия отделений при педагогических училищах, проведения специальных курсов Облоно и семинаров методических кабинетов [23]. Воспитатели детских домов могли заочно поступать в педагогические училища, институты и школы для взрослых. Однако процент таких студентов был крайне низок. В первую послевоенную пятилетку только 14 % сотрудников детских домов получили образование заочно. В открывавшиеся районные отделения педагогических училищ в первые послевоенные годы поступило свыше 130 бывших воспитанников детских домов и интернатов Свердловской области [24]. Более активному поступлению в профильные учебные заведения мешало отсутствие у выпускников детских домов документов, утерянных во время войны и эвакуации.

По комсомольским путевкам и в результате распределения детские дома пополнялись и молодыми специалистами. Однако работа с молодыми кадрами практически не велась. Не проводились вечера, лекции, беседы, молодых воспитателей редко отправляли на семинары и курсы, так как финансовая нагрузка за обучения прибывших сотрудников теперь ложилась на плечи администрации детских домов. Молодые специалисты не спешили вставать на комсомольский учет, так как не желали платить взносы (10 рублей) и участвовать в комсомольских нагрузках [25]. Они с неохотой брались за ведение кружков и другую дополнительную работу и большей степени сосредотачивались на собственной семье и доме. Имелись случаи антипедагогических методов воспитания, приводившие порой к самоубийству воспитанников детских домов [26].

Среди недобросовестных руководителей детских домов и интернатов имелись случаи присвоения и разбазаривания государственного имущества, расхищения продуктов питания, предназначенных для детей. За 1948 год в Свердловской области директорами и завучами детских домов и интернатов был нанесен ущерб бюджету на сумму 49746 рублей [27].

Положение воспитателей, учителей и вожатых было крайне сложным, особенно в сельской местности. Обязательно предоставляемое им жилье либо не давалось совсем либо было в таком состоянии, что жить в подобных условиях было крайне затруднительно. Им не подвозилось топливо, не отоваривались продовольственные и промышленные карточки, задерживалась зарплата [28].

Сотрудники детских домов и интернатов продолжали решать вопросы обеспечения воспитанников всем необходимым. Остро не хватало помещений. После войны с целью ликвидации скученности детей увеличивается количество детских домов до 113. В имеющихся помещениях за годы войны не делался ремонт, и они находились в аварийном состоянии. По сравнению с военными годами улучшилось продовольствие. Уже в августе 1945 года на

каждого воспитанника и сотрудника полагалось дополнительно по 2 кг муки и банка консервов. Но продолжали иметь место случаи неотоваривания продовольственных фондов и замены продуктов. Так мясо и рыбу подменяли яичным порошком, консервами и шпигом [29]. Случались и перебои с топливом. Не хватало одежды, обуви, мебели, канцтоваров и много другого. Для решения этих проблем сотрудники детских домов организовывали при детских домах мастерские, устраивали воскресники, привлекая работников местных производств и комсомольцев к ремонту помещений и изготовлению необходимой мебели и инвентаря, заготовке дров. Совместно с местными жителями проходил сбор литературы и игрушек для детских домов. Воспитатели с детьми собирали на зиму ягоды и грибы, трудились на подсобных хозяйствах.

Политико-воспитательная работа проводилась через пионерские сборы, беседы, читки периодической и художественной литературы. По сравнению с военным временем усложнилась тематика пионерских сборов. На место таких распространённых тем периода войны как «Правила личной гигиены», «Как сварить суп», «Как правильно завязать галстук», приходит тематика проблемного характера: «Было ли начало и будет ли конец мира», «Что значит быть культурным», «Кто они - юные герои» и многие другие [30].

Скудные фонды библиотек, отсутствие спортинвентаря и пионерской атрибутики сильно ограничивали воспитателей и вожатых.

В результате проверки работы детских домов в 1948 году и констатации их неблагополучного состояния вводилась должность инспектора - ревизора. Инспектора-ревизоры выбирались из числа лучших учителей с высшим образованием и стажем административно-педагогической работы не менее 7 лет. Один инспектор-ревизор назначался на 13 детских домов. Однако подобная практика оказалась мало эффективна. Не хватало специалистов с указанными требованиями для проведения проверок. Большинство инспекторов-ревизоров отделов народного образования не имели специальной бухгалтерско-ревизорской подготовки и не справлялись с проведением финансовых ревизий в детских учреждениях, так как не могли выявить факты хищений государственного имущества и денежных средств. Не была упорядочена оплата за работу ревизоров. Поэтому ревизии в детских домах Свердловской области проводились органами народного образования нерегулярно [31].

Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, несмотря на кадровый голод и тяжелые материальные условия, детские дома и интернаты продолжали функционировать. Педагоги и воспитатели детских домов старались всеми возможными способами создать благоприятные условия и улучшить жизнь своих воспитанников.

Список литературы:

1. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 5. Д. 69. Л. 93.

2. Синицын А.М. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. - 1969. - № 6. -С. 20.

3. Александрова Г.И. Организация и деятельность детских учреждений в годы Великой Отечественной войны // В сб.: Проблемы социально-политической истории Центрального Нечерноземья. - Тверь, 1993. - С. 116.

4. Константинов Н.А. Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. - М., 1948. - С. 395.

5. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 7. Д. 316. Л. 24.

6. Интернат. Метлино. Война. Метлино // Сб. воспоминаний. - М., 1998. -С 12.

7. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф.1562. Оп. 329. Д. 1489. Л. 259, 357.

8. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 5. Д. 66. Л. 79.

9. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. - С. 36.

10. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 2. Д. 1658. Л. 64, 65.

11. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 2. Д. 1518. Л. 3.

12. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 288. Оп. 1. Д. 1036. Л. 24 об, 25.

13. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 5. Д. 577. Л. 22.

14. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 7. Д. 12. Л. 4.

15. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 5. Д. 66. Л. 3.

16. РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 29. Д. 1663. Л. 3.

17. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 2. Д. 1527. Л. 52.

18. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 2. Д. 1526. Л. 64.

19. В помощь директору детского дома: Сб. док-в и инструкций и метод. материалов / Упр. дет. домов м-ва посвящения. РСФСР. - М., 1948. - С. 31.

20. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 7. Д. 316. Л. 26.

21. Там же. Л. 24.

22. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 7. Д. 319. Л. 26.

23. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 7. Д. 22. Л. 10.

24. Там же.

25. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 7. Д. 319. Л. 26.

26. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 7. Д. 286. Л. 114.

27. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 7. Д. 69. Л. 18.

28. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 7. Д. 316. Л. 27.

29. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 7. Д. 22. Л. 18.

30. Там же. Л. 19.

31. Постановление Совета министров СССР от 26 ноября 1951 г № 4857 «О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы детских домов и усилению контроля за их учебно-воспитательной и финансово-хозяйственной деятельностью» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.libussr.ru/ doc ussr/ussr 4837.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.