Научная статья на тему 'Особенности организации учебно-воспитательной работы в детских домах Сталинградской области в 1943-1945 гг'

Особенности организации учебно-воспитательной работы в детских домах Сталинградской области в 1943-1945 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТСКИЕ ДОМА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ORPHANS / ORPHANAGES / GREAT PATRIOTIC WAR / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркурьева Вера Сергеевна

Рассматриваются основные формы организации учебно-воспитательной работы в детских домах Сталинградской области на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Показаны успехи и достижения, а также некоторые трудности, возникающие в процессе восстановления системы государственных попечительских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меркурьева Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the basic forms of organization of educational work in orphanages of the Stalingrad region at the final stage of the Great Patriotic War. The achievements and success are described, as well as some difficulties in the process of revival of the system of state tutorial institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учебно-воспитательной работы в детских домах Сталинградской области в 1943-1945 гг»

Таким образом, хозяйственная реформа 1965 г. в краткосрочной перспективе дала положительные результаты: показатели выполнения плана восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) были высокими, особенно в сравнении с последующими периодами. Но в 1972-1973 гг. произошла смена экономических ориентиров: Л.И. Брежнев настоял на усиленном развитии тяжелых и добывающих отраслей, оборонной промышленности, сельского хозяйства, усиленном освоении Сибири.

Опыт экономических преобразований показал, что не все экономические рычаги, не все показатели, не все системы были отработаны. Перед плановыми органами, промышленностью, научными учреждениями, практиками были выдвинуты новые задачи. Их своевременное разрешение содействовало бы успешному завершению хозяйственной реформы, развитию тех новых форм и методов руководства, которые бы способствовали неуклонному повышению эффективности социалистического производства.

Список литературы

1. Волгоградская правда. 1968. 22 марта.

2. Государственный архив Волгоградской области (далее ГАВО). Ф. 641.Оп. 4. Д. 185.

3. ГАВО. Ф. 641. Оп. 4. Д. 209.

4. Там же. Ф. 642. Оп. 3. Д. 679.

5. Там же. Д. 682.

6. Там же. Д. 753.

7. Там же. Д. 756.

8. ГАВО. Ф. 4507. Оп. 1. Д. 657.

9. ГАВО. Ф. 642. Оп. 3. Д. 828.

10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). Т. 6. М., 1968.

11. Российский государственный архив экономики. Ф. 4372. Оп. 66. Д. 1456.

12. Центр документации новейшей истории

Волгоградской области. Ф. 113. Оп. 75. Д. 2. * * *

1. Volgogradskaja pravda. 1968. 22 marta.

2. Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskoj oblasti (dalee GAVO). F. 641. Op. 4. D. 185.

3. GAVO. F. 641. Op. 4. D. 209.

4. Tam zhe. F. 642. Op. 3. D. 679.

5. Tam zhe. D. 682.

6. Tam zhe. D. 753.

7. Tam zhe. D. 756.

8. GAVO. F. 4507. Op. 1. D. 657.

9. GAVO. F. 642. Op. 3. D. 828.

10. Reshenija partii i pravitel'stva po hozjajstven-nym voprosam (1917-1967 gg.). T. 6. M., 1968.

О Меркурьева B.C., 2016

11. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv jekonomiki. F. 4372. Op. 66. D. 1456.

12. Centr dokumentacii novejshej istorii Volgogradskoj oblasti. F. 113. Op. 75. D. 2.

Volgograd power engineering enterprises in the conditions of the economic reform of A.N. Kosygin

The article deals with the implementation of the Kosygin economic reform of 1965 at Volgograd power engineering enterprises. The authors characterize the basic measures to prepare the enterprises and change their working conditions. The conclusion about the efficiency of the reform is made in the article.

Key words: economic reform, funds of economic stimulation, labour efficiency, profitability, economic estimation, power engineering enterprises, scientific organization of work.

(Статья поступила в редакцию 15.03.2016)

В.с. Меркурьева

(Волгоград)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ СТАЛИНгРАдСкОй ОБЛАСТИ В 1943-1945 гг.

Рассматриваются основные формы организации учебно-воспитательной работы в детских домах Сталинградской области на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Показаны успехи и достижения, а также некоторые трудности, возникающие в процессе восстановления системы государственных попечительских учреждений.

Ключевые слова: дети-сироты, детские дома, Великая Отечественная война, учебно-воспитательная работа.

Система государственных попечительских учреждений Сталинградской области серьезно пострадала в годы Великой Отечественной войны. После окончания Сталинградской битвы в

городе и области осталось много детей-сирот, нуждающихся в заботе и внимании. В самые короткие сроки все эти дети должны были отправиться в детские дома, где по мере возможности для них создавались приемлемые условия. Сеть детских домов различных типов и приемников-распределителей сталинградской области постепенно восстанавливалась и работала в это время достаточно эффективно. Наряду с восстановлением материально-технической базы государственных попечительских учреждений происходила организация учебной и внешкольной работы, т. к. одной из приоритетных задач любого детского дома была подготовка воспитанников к будущей самостоятельной жизни.

на заключительном этапе войны воспитательная работа с детьми-сиротами, находящимися в детских домах и приемниках-распределителях, строилась на общих принципах. в частности, специфика работы детских учреждений интернатского типа практически не учитывалась в процессе подготовки кадров педагогических работников. воспитателей для детских домов в те годы готовили не вузы, а педагогические училища. К тому же в регионе не хватало квалифицированных кадров, имеющих педагогическое образование и опыт работы. в то же время работа с воспитанниками детских домов требовала особого подхода. В годы войны и сразу после ее окончания среди воспитанников преобладали дети, пережившие военное время, с деформированной психикой. Они потеряли родителей, часто вся семья погибала буквально на глазах у ребенка. Многие дети имели опыт беспризорной жизни, голодали, болели. В приемники-распределители Сталинграда и области в 1943 г. было доставлено много раненых и истощенных детей. Большинство из них отставали в учебе от своих сверстников. однако в детских домах никакой системы реабилитации детей, пострадавших в военное время, не было.

На время Сталинградской битвы большинство детских домов удалось эвакуировать из города. однако возвращаться им зачастую было уже некуда - здания разрушены, инвентарь утерян. Следовательно, состояние материальной базы большинства государственных попечительских учреждений на заключительном этапе войны еще не позволяло развернуть полноценную учебно-воспитательную работу. Неудовлетворительные бытовые условия, недостаток учебников и отсутствие планомер-

ной воспитательной работы отрицательно сказывались на успеваемости и поведении детей. По данным областного отдела народного образования, из 4 тыс. воспитанников детских домов школьного возраста по всей Сталинградской области в 1943-1945 гг. обучались 3861 человек, из числа которых не успевали в школе 558 детей (14,5%) [2, л. 60]. Однако большинство работников детских домов прилагали усилия для налаживания учебной и воспитательной работы, постепенно выводили ее на более высокий уровень.

Самая низкая успеваемость воспитанников по сравнению с остальными детскими домами Сталинградской области была отмечена в 1945/46 уч. году в Белопрудском детском доме. Здесь находилось 74 воспитанника. Из 53 учащихся в первом полугодии не успевали 25, во втором полугодии - 17. Особенно трудная ситуация сложилась с учащимися 3-5-го классов: из 13 учащихся не успевали 9 человек [Там же, л. 68]. Причиной этого, по мнению инспекторов областного отдела народного образования, была недостаточная профессиональная подготовка воспитателей. Часто они не могли организовать рабочую обстановку для подготовки воспитанниками домашнего задания, не использовали специальную литературу и наглядные пособия, часто сами не имели достаточных знаний.

Организация воспитательной работы в детских домах на заключительном этапе войны также находилась на низком уровне. Воспитатели не изучали индивидуальные особенности детей, не разъясняли правила поведения. Основная проблема заключалась в том, что воспитатели большинства детских домов не прививали детям чувство бережного отношения к одежде и имуществу детского дома. Одним из наиболее серьезных недостатков воспитательной работы в детских домах являлся повсеместный формализм. к сожалению, не чувствовалось семейного уюта и подлинно материнской заботы о сиротах, переживших все ужасы войны и жестокость немцев. Все мероприятия проводились сухо, по команде. так, в Нижнечирском детском доме в столовую дети ходили строем, около столовой выстраивались в очередь, по команде заходили за стол, останавливались каждый около своей тарелки и ждали команды воспитателя, затем начинали есть. таким же образом выходили из-за стола [3, л. 73]. Аналогичная ситуация наблюдалась во многих других детских учреждениях области.

Далеко не во всех детских домах успешно работали пионерские организации. Например, в Нижнечирском детском доме из 96 воспитанников только 18 детей были приняты в пионеры [3, л. 77]. Работающий в детском доме пионервожатый, как установила комиссия областного отдела народного образования, совершенно не соответствовал своему назначению и после проведенной в 1945 г. проверки был освобожден от должности. Новая пионервожатая Ю.Я. Дименкова еще до вступления в должность прошла специальное обучение при обкоме ВЛКСМ.

Практически во всех детских домах области не хватало учебной и художественной литературы (особенно во Фрунзенском, Круглов-ском, Солодчинском, Гмелинском детских домах), не были организованы детские библиотеки. Это происходило потому, что во время Сталинградской битвы при эвакуации детских учреждений их имущество серьезно пострадало и частично было утеряно. Восстановление библиотечных фондов в полном объеме завершилось только к середине 1950-х гг.

Профессионально-трудовое обучение в детских домах сложно было организовать из-за отсутствия материалов, оборудования и обустроенных мастерских. работа кружков и секций к середине 1940-х гг. только начинала разворачиваться. По данным руководства области, практически во всех детских домах были подготовлены к работе следующие кружки: рукоделия, художественного чтения, исторический, хоровой, драматический. И все же начало работы кружков и мастерских постоянно откладывалось. Например, в Урюпинском, Гмелинском, Добринском, Ма-тышевском, Солодчинском и других детских домах к 1945 г. мастерские не были организованы, а там, где они имелись, из-за недостатка оборудования, инструментов, материалов не всегда удавалось наладить их бесперебойную работу.

Несмотря на сложные условия восстановления детских домов, даже в этот период формировался ценный опыт организации внешкольной работы, художественной самодеятельности. Например, в Серафимовичском специальном детском доме работали следующие кружки для воспитанников:

- хореографический, который посещали 45 воспитанников;

- хоровой - 40 воспитанников;

- рукодельный - 38;

- чтецов-декламаторов - 15;

- оборонно-санитарный - 60;

- духовой оркестр - 15;

- драматический - 15;

- физкультурный - 30 [4, л. 6].

Художественной самодеятельностью Се-

рафимовичского детского дома руководила опытный педагог А.Г. Новикова, которая за успехи в работе в 1945 г. была награждена почетной грамотой и ценным подарком.

Больших успехов в воспитательной работе и оздоровлении детей добился педагогический коллектив Дубовского дошкольного специального детского дома. Почти все дети здесь были собраны из блиндажей, землянок, развалин Сталинграда в первые дни после окончания Сталинградской битвы. Испытав все ужасы войны, малыши находились в тяжелом эмоциональном и физическом состоянии (бессонница, истощение, цинга, чесотка, экзема и другие болезни). У многих буквально на глазах были убиты родители и родственники. Однако в результате отличной работы персонала детского дома (четкого соблюдения режима дня, длительного пребывания на воздухе, хорошего питания) дети окрепли. Воспитателям также удалось добиться, чтобы дети были аккуратны, имели опрятный вид. Много внимания уделялось развитию речи детей, т. к. многие воспитанники на момент поступления в детский дом были замкнуты и совсем не разговаривали. Дети часто бывали на прогулках и экскурсиях, ухаживали и наблюдали за домашними животными. Большинство детей хорошо рисовали, лепили из глины. У каждого воспитанника имелся свой альбом с рисунками и аппликациями. Много пособий, дидактических материалов для ознакомления детей с математическими представлениями и игрушек было изготовлено самими воспитателями.

После 1945 г. учебно-воспитательная работа в детских домах Сталинградской области начинает разворачиваться в полном объеме. Первоочередной задачей была подготовка квалифицированных работников, а также повышение квалификации воспитателей, работавших в это время в государственных попечительских учреждениях всех типов. На руководящие должности в детские дома были назначены опытные педагоги, которым удалось организовать работу на местах. В 1945 г. областной отдел народного образования направил опытных сотрудников с большим стажем педагогической работы руководить Подтел-

ковским, Михайловским, Арчединским, Жда-новским, Среднеахтубинским и Белопрудским детскими домами [1, л. 29].

Следует отметить, что со стороны органов народного образования к середине 1940-х гг. воспитателям детских домов далеко не всегда оказывалась необходимая методическая помощь. Консультации по вопросам организации учебно-воспитательной работы в районах не были организованы на достойном уровне. Методические совещания для воспитателей областной комитет по образованию проводил редко. Для устранения выявленных недостатков Народный комиссариат образования РСФСР в октябре 1945 г. направил сюда методиста для оказания помощи в организации учебно-воспитательной работы и повышения квалификации работников детских домов. в Сталинграде был проведен двухдневный семинар для воспитателей детских домов области, в работе которого приняли участие 80 человек. Кроме того, 15 ноября 1945 г. заведующий областным методическим кабинетом детских домов был вызван на семинар в Москву.

Областной комитет ВЛКСМ провел в Сталинграде 10-дневный семинар для пионервожатых детских домов области. Для налаживания воспитательной работы пионерским организациям всех детских домов были переданы барабаны, горны, знамена, пионерские галстуки и другая атрибутика. Для приобретения музыкальных инструментов областной комитет комсомола выделил 15 тыс. руб. каждому детскому дому [Там же, л. 32].

С 1 октября 1945 г. для детских домов Сталинградской области были выписаны газеты «Пионерская правда» (27 экземпляров), журналы «Пионер», «Вожатый», «Дружные ребята», «Костер» и «Мурзилка» (по 5 экземпляров в каждый детский дом) [там же, л. 23-24].

Среди самых важных направлений улучшения учебно-воспитательной работы в первые послевоенные годы следует отметить:

- регулярное проведение смотров-конкурсов художественной самодеятельности и спортивных соревнований для воспитанников детских-домов;

- контроль со стороны профсоюзных организаций детских домов за воспитанием детей, а также привлечение к работе с воспитанниками квалифицированного персонала;

- организация помощи клубам, дворцам культуры и спортивным организациям в нала-

живании художественной самодеятельности и физического воспитания детей;

- проведение регулярных оздоровительных мероприятий для воспитанников детских домов.

Районные и городские комитеты КПСС, райисполкомы и горисполкомы были обязаны улучшать работу попечительских советов при детских домах, шире привлекать предприятия, организации и общественность к оказанию помощи детским домам в ремонте зданий, заготовке топлива, организации обучения и дальнейшем трудоустройстве воспитанников.

таким образом, следует отметить, что работа по улучшению качества образования и воспитания детей-сирот в государственных попечительских учреждениях Сталинградской области продолжалась в течение всего послевоенного десятилетия. Учебно-воспитательная работа включала в себя несколько направлений. Прежде всего, это организация процесса обучения детей - как правило, воспитанники детских домов посещали обычные общеобразовательные школы, а в задачи воспитателей входил контроль успеваемости и подготовки домашних заданий. Кроме того, при детских домах необходимо было организовать производственные мастерские и приусадебные хозяйства. В трудные послевоенные годы они решали сразу две задачи. Во-первых, обеспечивали воспитанников продуктами и некоторыми вещами, которые производились самостоятельно. Во-вторых, помогали реализовать принцип связи обучения с трудовой деятельностью.

Для того чтобы разнообразить досуг воспитанников детских домов, воспитатели организовывали различные дополнительные занятия и кружки. В дни школьных каникул дети-сироты также не были выключены из общей программы мероприятий, организованных отделом народного образования и комсомольскими организациями. Следует отметить, что в это время, даже несмотря на нехватку квалифицированных кадров воспитателей и трудности бытового характера, воспитанники детских домов получали хорошее образование, воспитание, трудовые навыки.

Список литературы

1. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 126. д. 29.

2. Государственный архив Волгоградской области. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 698.

3. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 113. Оп. 18. Д. 249.

4. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 20. Д. 277.

* * *

1. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-poli-ticheskoj istorii. F. 17. Op. 126. D. 29.

2. Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskoj oblasti. F. R-71. Op. 1. D. 698.

3. Centr dokumentacii novejshej istorii Volgogradskoj oblasti (CDNIVO). F. 113. Op. 18. D. 249.

4. CDNIVO. F. 113. Op. 20. D. 277.

Features of organization of educational work in orphanages of the Stalingrad region in 1943-1945

The article deals with the basic forms of organization of educational work in orphanages of the Stalingrad region at the final stage of the Great Patriotic War. The achievements and success are described, as well as some difficulties in the process of revival of the system of state tutorial institutions.

Key words: orphans, orphanages, the Great Patriotic War, educational work.

(Статья поступила в редакцию 15.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.