известия вгпу
Establishment of Soviet school in the context of the conflict betweenPeople's Commissariats for Nationalities and Education (1918-1923)
The article deals with the period when the confessional schools of the southern Urals were controlledby the Soviet educational authorities, while in the country it had happened before. There were two tendencies for the future: the growth of national (Tatar, Bashkir, etc.) schools supported by the new Soviet state (People's Commissariat of Nationalities) and the construction of the United Soviet labor school (People's Commissariat of Education).
Key words: People's Commissariat of Education, People's Commissariat ofNationalities, confessional schools, the Muslims, Muslim commissariats.
(Статья поступила в редакцию 27.01.2017)
А.в. липатов, в.с. Меркурьева, фа. такташева
(волгоград)
государственная и общественная поддержка семей военнослужащих в годы великой отечественной войны:
на материалах сталинградской области
На основе широкого архивного документального материала дается анализ деятельности государственных органов и общественных движений по социальному обеспечению семей фронтовиков и инвалидов. Приводится широкий пласт фактического и статистического материала, который позволяет выявить роль государства в повышении уровня жизни населения Сталинграда и области. Охарактеризованы формы социальной помощи фронтовикам и их близким.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинградская битва, Сталинград, социальная поддержка, фронтовики.
Великая Отечественная война - важнейшая героическая страница истории нашей страны. Безусловно, в эти тяжелейшие годы все силы страны были брошены на защиту Оте-
чества. Это обусловило в тылу жесточайшую экономию, нарушение привычных экономических связей и социальных практик, бытовых условий существования советских людей. Однако, несмотря на все трудности военного времени, руководство страны понимало необходимость защиты мирных граждан и адресной социальной помощи наиболее незащищенным категориям населения.
В рамках социальных мероприятий Советская власть уделяла особое внимание членам семей военнослужащих (фронтовикам, их жёнам, осиротевшим детям) и инвалидам Великой Отечественной войны. Как и любой другой регион страны, подвергшийся нападению и разорению со стороны фашистской Германии, в сталинграде и области практически не было семьи, которую бы не коснулись военные события. Поэтому социальная поддержка и помощь в условиях военного времени, разорения города и области и утраты части или всего материального благополучия были жизненно необходимы для населения.
Наиболее уязвимые и незащищённые категории населения военного города и области имели право на особые дотации со стороны советского государства (пособия по инвалидности, льготы за потерю кормильца, компенсации сиротам и т. д.), а также могли рассчитывать на элементарную помощь своих земляков, более трудоспособных, имеющих свободное время, а главное - желание оказать помощь нуждающимся. Работа с семьями военнослужащих не прекращалась ни на день. В первые месяцы после завершения сталинградской битвы для многих эти средства правительственной поддержки и адресной помощи были единственным источником существования и возвращения к прежней жизни [1].
Среди основных направлений социальной политики области следует особо отметить пособия и льготы инвалидам войны и труда, фронтовикам, имеющим увечья, и семьям фронтовиков. Кроме того, необходимо было решать вопрос трудоустройства нуждающихся граждан. Это было и первоначальной потребностью самой администрации города, и желанием самих жителей, вынужденных вопреки условиям военного времени содержать свою семью.
Безусловно, важна была и социальная адаптация людей, переживших большие потери (гибель близких, утрата имущества), физические травмы, долгие месяцы лишений и
© Липатов А.В., Меркурьева B.C., Такташева Ф.А., 2017
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
страха. Этот процесс в большинстве случаев основывался на деятельности добровольцев среди населения города. Жители объединялись в бригады («черкасовское движение», «тимуровские отряды»), оказывали адресную помощь, проводили месячники по оказанию помощи семьям фронтовиков и инвалидам.
В трудные военные годы руководство города и области взяло под свой контроль все общественные инициативы и вело отчётность, стараясь придать работе органов социальной поддержки жителей Сталинградской области более организованный характер. Меры контроля, регулирования и распределения материальных благ среди семей военнослужащих позволяли людям продолжать существование в условиях войны и включаться в борьбу против захватчиков.
военное время потребовало перестройки всей жизни в стране, что повлекло за собой изменение многих правовых норм, регулирующих вопросы социальной защиты некоторых категорий населения. Так, во время войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись очередные и дополнительные отпуска [9, с. 178]. Таким образом проявлялась политика всеобщей мобилизации на дело всеобщей помощи фронту: стране грозила опасность, и каждый человек должен был это понимать. Однако запрещалось привлечение к обязательным сверхурочным работам беременных женщин, начиная с шестого месяца беременности, а также кормящих матерей в течение шести месяцев кормления.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» признавал необходимым мобилизацию трудоспособного городского населения для работы по месту жительства на производстве и строительстве и устанавливал, что мобилизации подлежат мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и на предприятиях [11. Л. 191]. Мобилизация не распространялась на женщин, имеющих грудных детей, детей в возрасте до восьми лет, при отсутствии других членов семьи, обеспечивающих уход за ними.
На защиту интересов семьи и ребенка был направлен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О порядке на-
значения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» [9, с. 177-178]. Вопросы о назначении таких пособий решались в трехдневный срок со дня получения заявления от семьи военнослужащего. Пособие назначалось специальной комиссией при районном (городском) исполкоме Советов депутатов. Семьи убитых, умерших или пропавших без вести военнослужащих продолжали получать пособие вплоть до назначения им пенсии.
Выполняя распоряжения правительства, Сталинградский горком ВКП(б) отмечал, что органами социального обеспечения города за 1941 - 1942 гг. была проделана большая работа по обеспечению семей военнослужащих всем необходимым. 14168 семей получали государственное пособие, 3826 членов семей было устроено на работу на предприятия и в учреждения Сталинграда [10. Л. 61]. Однако в работе комиссий были выявлены и некоторые недостатки. Так, в Сталинграде насчитывалось 612 случаев неправильного назначения государственного пособия, по которым было незаконно выплачено семьям мобилизованных 6825 руб. [Там же]. Имелись также факты нарушений со стороны руководителей заводов, учреждений и организаций: не всегда своевременно и в достаточном объеме оказывалась помощь семьям мобилизованным, например в снабжении их топливом. В исполкоме горсовета жалобы и заявления членов семей военнослужащих рассматривались несвоевременно, срок рассмотрения некоторых жалоб по квартирным вопросам затягивался до двух и более месяцев. Исполкому горсовета и гороно также было предложено расширить сеть детских домов и детских площадок, в первую очередь, для детей военнослужащих, мобилизованных в армию, трудоспособные члены семей которых заняты на производстве, в учреждениях и организациях.
Для организации летнего отдыха детей было принято постановление Сталинградского горкома ВКП(б) от 19 июня 1942 г. «О пионерских лагерях для детей фронтовиков» [12. Л. 97]. В связи с этим планировалось организовать дневные пионерские лагеря для физически ослабленных детей в возрасте от 8 до 12 лет, детей многодетных работниц на базе Городского сада для Ерманского, Дзержинского и Ворошиловского районов, а также на базе районного парка Краснооктябрьского района. городской комитет по делам физкультуры и спорта был обязан направить в лагеря руководителей физкультурных кружков и необходи-
мый спортивный инвентарь. Работа оздоровительных лагерей была построена таким образом, чтобы большая часть времени была отведена физической подготовке детей и включала в себя походы, спортивные соревнования, полевые работы в пригородных хозяйствах, сбор лекарственных трав.
После окончания Сталинградской битвы деятельность руководства области по социальному обеспечению семей военнослужащих активизировалась. В соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 28.04.1943 г. в области была проведена перерегистрация семей военнослужащих, в том числе и в районах области, подвергшихся оккупации. Вопросы об устранении недостатков в деле оказания помощи семьям фронтовиков обсуждались на заседании исполкома облсовета с участием председателей исполкомов райсоветов 26.04.1943 г. По приказу ЦК ВКП(б) были сформированы отделы государственного обеспечения, которые навели порядок в деле выплаты пособий, пенсий, трудоустройства, а также материально-бытового обеспечения. И уже на 1.07.1943 г. более 130 тыс. семей воинов-сталинградцев получали государственное пособие [5. Л. 11].
В начале 1943 г. в Сталинграде были взяты на учет 2 тыс. семей военнослужащих, проведены мероприятия по оказанию им необходимой помощи [14. Л. 36 об.]. Например, была проведена проверка состояния материального обеспечения целого ряда семей военнослужащих, многим из них оказана конкретная помощь: 150 семей снабдили топливом, 173 человека было устроено на работу, 150 семей обеспечено жилплощадью, 210 детей военнослужащих определены в детские ясли, в том числе на круглосуточное обслуживание, 585 детей устроены в детские сады, более 200 детей отправлены в детские дома области, 2238 детей военнослужащих обеспечены общественным питанием, 12 тыс. детей получили продуктовые подарки [Там же. Л. 38]. Предприятия и учреждения города отчислили однодневный заработок в фонд помощи семьям военнослужащих. В Краснооктябрьском районе Сталинграда для 11 крайне нуждающихся детей фронтовиков было организовано дополнительное питание [Там же].
В частности, отделом государственного обеспечения по Баррикадному району Сталинграда было учтено 407 семей фронтовиков, из которых 144 семьи получали пособия, также были устроены на работу члены 353 семей, не работали по инвалидности, нетрудоспособ-
ности и по другим причинам члены 54 семей, учтено 40 многодетных семей (по 5 - 6 детей в семье). Семьям военнослужащих была оказана помощь: выдано 2900 руб. единовременного пособия, обуви и одежды - 600 предметов, детям выдано 392 путевки в Калачевский санаторий, из них 92 путевки выдано бесплатно, 70 детей фронтовиков были устроены в детские ясли, нуждающимся школьникам выдано 34 пары обуви [15. Л. 10].
Разбор заявлений членов семей военнослужащих на получение государственного пособия, как правило, производился своевременно. При наличии всех документов пенсии и пособия назначались в положенный по закону срок. В то же время наблюдались некоторые трудности в снабжении членов семей фронтовиков обувью и одеждой. В отделе государственного обеспечения Баррикадного района к августу 1943 г. лежало 167 заявлений об оказании материальной помощи, но отдел не был в состоянии удовлетворить эти требования, т. к. не имел никаких фондов и финансовых возможностей. Это было обусловлено трудностями военного времени и тяжелыми социально-экономическими условиями существования. На учете состояло и 154 школьника, которые особенно нуждались в зимней, а главное - теплой одежде и обуви, и этот вопрос также долгое время оставался нерешенным.
Путем мобилизации местных ресурсов семьям военнослужащих оказывалась большая помощь продовольственными и промышленными товарами, многим из них предоставлялись квартиры, выдавались в личное пользование скот и птица. В 1943 г. руководство области пошло на крайние меры: в период еще продолжавшейся войны, когда все продовольствие направлялось на фронт, Сталинградский обком ВКП (б) и облисполком выделили в районы области 112 т хлеба для продажи особо нуждающимся семьям военнослужащих [5. Л. 9].
Семьи военнослужащих, проживавшие в сельских районах, освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога, от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции. Так, от сельхозналога были освобождены 83452 семьи (на сумму 39, 590 тыс. руб.) [7. Л. 2]; от обязательных сельхозпоставок освобождены 52821 семья [3. Л. 12]. Однако данное положение нередко нарушалось: в ходе проверки в 1943 г. от уплаты налога были освобождены только 2790 семей [6. Л. 15].
Кроме того, в годы войны семьи фронтовиков были освобождены от уплаты обяза-
тельного военного налога: в 1943 г. не платили его 190078 членов семей (общая сумма -47,9 тыс. руб.) [6. Л. 15].
В разрушенном войной Сталинграде особенно плохо дело обстояло с жильем. По итогам проведенной в августе 1943 г. проверки выяснилось, что только 97 семей военнослужащих проживали в частном секторе и далеко не все дома были благоустроены должным образом. Остальные семьи проживали в помещениях летнего типа - палатках, общежитиях, землянках и т. д. Из указанных 97 семей более подготовлены к зиме и обеспечены сносным жильем были лишь 36 семей, 48 семьям требовалась срочная помощь в приобретении стройматериалов и проведении ремонта, у 13 семей жилье было совершенно неблагоустроенным, в нем можно было находиться только до первых дождей или морозов [7. Л. 10 об.].
Баррикадный РК ВКП(б) 18 августа 1943 г. обсуждал вопрос о подготовке к зиме, обеспечении жильем, строительными материалами и продуктами питания семей военнослужащих и вынес соответствующее постановление, направленное на решение основных бытовых проблем. Из жен фронтовиков, не работающих на предприятиях и в учреждениях города, были созданы две бригады для оказания помощи в ремонте квартир. Также к строительным и ремонтным работам было решено активно привлекать отдельные хозяйственные и профсоюзные организации, которые до того времени не уделяли никакого внимания вопросам оказания помощи семьям фронтовиков и возложили всю работу на отдел государственного обеспечения [17, с. 89]. В целом семьи военнослужащих было необходимо обеспечить теплой одеждой и обувью на зиму, особенно детей школьного возраста, чтобы они могли посещать школу.
В Дзержинском районе Сталинграда в августе 1943 г. насчитывалось 1600 семей военнослужащих [5. Л. 121]. Работа отдела государственного обеспечения дзержинского райисполкома строилась следующим образом: поступающие заявления членов семей военнослужащих рассматривались специальной комиссией в течение 4 дней с момента поступления, а после заводились личное дело, учетная карточка и лицевой счет на получение пособия или пенсии. С февраля по август 1943 г. всего было принято заявлений на получение пособия или пенсии от 803 семей, из которых 57 выбыли в другие районы города. На 21 августа 1943 г. в районе числилось 746 семей, по-
лучающих пособия и пенсии. Также сотрудники отдела вели учет писем с запросами фронтовиков о розыске семей и на каждый запрос в 3-5-дневный срок давали ответ [Там же].
Одним из основных направлений работы отдела было оказание повседневной помощи семьям военнослужащих в трудоустройстве в учреждения и на предприятия области. Так, в 1943 г. направлены на работу 30442 человека по области, по Сталинграду - 10941 человек [Там же. Л. 17]. При этом необходимо отметить, что многие сами устраивались на работу, пройдя обучение, повышали свою квалификацию и переходили на более высокие должности. Так, жена фронтовика Архипова поступила на лесозавод чернорабочим, а затем стала мастером; на этом же заводе 92 жены фронтовиков были переведены на высшие разряды [Там же. Л. 17]. Сталинградским горисполкомом были организованы курсы для бухгалтеров, которые окончили 55 членов семей военнослужащих, которые затем работали в учреждениях города. Однако оставались нетрудоустроенными по 40 районам 6583 чел. [Там же]. В большинстве случаев причиной было наличие малолетних детей, которых негде было оставить на время работы.
Семьи фронтовиков не просто пассивно принимали те немногие блага, которые давали им государство и общество, а сами активно трудились и участвовали в общественной жизни. Так, с осени 1941 г. в Сталинградской области стали появляться женсоветы, состоявшие в большинстве своем из жен офицерского и начальствующего состава и действовавшие при районных военкоматах, районных и сельских советах [2. Л. 253]. В сфере их деятельности находились, прежде всего, помощь семьям военнослужащих, их поддержка, обеспечение и трудоустройство. Женсоветы сотрудничали с сельскими советами и оказывали поддержку отделам государственного обеспечения. Чаще всего жены советских солдат являлись передовиками производства как в городах, так и в сельской местности, а также активными участниками мероприятий, проводимых местными партийными, советскими и хозяйственными организациями.
Многие жены фронтовиков, работавшие на заводах, предприятиях, в совхозах и колхозах, своим трудом значительно улучшили материально-бытовые условия своих семей. Так, в Сталинграде крановщица завода «Красный Октябрь» Мельникова зарабатывала 2 тыс. руб.; Чернышова из рядовой была выдвинута на должность бригадира-грузчика и
получала 3 тыс. руб. [3. Л. 8]. В Ленинском районе в колхозе «II пятилетка» Калинина, имевшая 8 детей, работала чабаном и являлась лучшей колхозницей в районе: она заработала большинство трудодней, на которые смогла получить достаточное количество хлеба, чтобы обеспечить семью на всю зиму [Там же].
В августе 1943 г. в Дзержинском районе было устроено на работу на предприятия 165 человек. Жена фронтовика Мельникова устроена в «главсоль», а ее трое детей записаны в школу; жена фронтовика Дивгун - на метизный завод, двое ее детей определены в детсад. Жена военнослужащего горохина устроена на работу на райпищекомбинат, а ее дети - один на детплощадке, другой в детском саду.
Исполком облсовета провел в 1943 г. ряд мероприятий по расширению сети детских садов и яслей и учреждений общественного питания. В детских садах число мест увеличилось на 2450 единиц; постоянными детскими яслями обслуживалось 20 тыс. детей, сезонными площадками - 101 тыс. детей, из них 95% -дети фронтовиков [6. Л. 18]. Отделами государственного обеспечения устроено в детские сады и ясли более 20 тыс. детей фронтовиков, вновь организовано 138 столовых, из них 40 -специальных детских, которыми было охвачено 29486 членов семей фронтовиков [Там же].
Посильную помощь в устройстве детей военнослужащих в детские учреждения оказывали органы образования. Для улучшения питания детей было выдано 1100 детских продуктовых пайков. Более 80 детей получали молоко на детской молочной кухне. Выдано на 7 тыс. руб. талонов на обувь и одежду, 572 талона на разные вещи; 5 детей фронтовиков, не имеющих родителей, отправлены в детский приемник-распределитель с последующей отправкой в детские дома [5. Л. 121 об.]. Было также организовано оказание медицинской помощи семьям военнослужащих. В 50 случаях по заявлению членов семей или тимуровских команд оказывалась медицинская помощь на дому.
В Дзержинском районе Сталинграда активно действовали две тимуровские команды, которые оказывали помощь семьям военнослужащих. Тимуровская команда №1 (пионервожатая Шестопалова) помогала 9 семьям; ребята приносили воду, рубили дрова, присматривали за маленькими детьми. Тимуровская команда школы № 4 (пионервожатая Романова) помогала 5 семьям [Там же. Л. 122 об.].
Помощь семьям военнослужащих в хозяйственном и бытовом устройстве оказывал
сельскохозяйственный банк, который выдавал долгосрочные кредиты на покупку скота, сумма которых в 1943 г. составила 300 тыс. руб. Через государственные органы в колхозах семьям предоставлялись крупный и мелкий скот, птица, различные корма для животных.
Кроме того, государственные органы социального обеспечения осуществляли ремонт квартир, предоставление новых квартир для семей военнослужащих, оказывали помощь в заготовке топлива, ремонте одежды и обуви.
Большую поддержку в материальном и бытовом устройстве семей военнослужащих социальные органы получали со стороны общества. За счет добровольных отчислений в области был создан общественный фонд помощи нуждающимся семьям. В 1943 г. в фонд поступило денежных средств в сумме 3463750 руб., продовольствия - 3371,66 т, промтоваров -13398 предметов; из этого фонда получили помощь 68913 семей [7. Л. 4].
Еще одной формой привлечения общественности стали проводимые в области месячники помощи семьям военнослужащих, во время которых проверялись их материально-бытовые условия, обеспечивался больший охват детей обучением в школе, велась подготовка к зиме, создавались денежные и продовольственные фонды на предприятиях, учреждениях, колхозах.
В соответствии с решением обкома, горкома и горисполкома в сентябре 1943 г. во всех районах города были созданы специальные комиссии, которыми были намечены практические мероприятия месячника (с 15 сентября по 15 октября 1943 г.) по оказанию помощи семьям военнослужащих Сталинграда. На предприятиях и в учреждениях города и области, в участковых комитетах в районах проводились собрания рабочих и служащих, где были избраны постоянно действующие комиссии по оказанию помощи семьям фронтовиков. Всего по городу создали 142 таких комиссии. Во всех районах области силами общественности, партийного, профсоюзного и комсомольского актива провели обследование семей военнослужащих, в результате таких семей оказалось 11719, из них получающих пособие - 6474 [5. Л. 135].
Всем семьям, в первую очередь, была оказана помощь в ремонте существующих квартир или переселении из ветхих блиндажей и землянок в более обустроенное жилье. Силами черкасовских бригад и общественности города было отремонтировано 1234 квартиры и отстроено 133 дома [Там же. Л. 129]. Таким об-
разом, более 300 семей военнослужащих смогли переехать из временного жилья и неприспособленных помещений в более благоустроенные квартиры. Остальные семьи получили необходимые для ремонта стройматериалы (кровельное железо, оконные переплеты, стекло, гвозди, краску и т. д.).
В распоряжение районных комиссий было предоставлено большое количество необходимых вещей - одежды, обуви и предметов первой необходимости, которые также были распределены между членами семей военнослужащих на основании поступивших заявлений. Во время месячника было выдано: обуви детской - 3606 пар, женской - 247 пар, мужской -33 пары; одежды - 11938 предметов; пальто -138 штук, валенок - 74 пары; одеял - 36 штук, постельных принадлежностей - 118 штук. Нуждающимся семьям военнослужащих также были выданы различные продукты питания, а особенно нуждающимся оказана денежная помощь - на эти цели было выделено 145900 руб. [5. Л. 129 об.].
Во время подворного обхода члены комиссий выявили 53 ребенка-сироты, которые жили в совершенно неприемлемых условиях. Из них 12 детей были определены в Суворовское училище, 21 ребенок - в ремесленные училища, остальные направлены в детские дома [Там же].
Необходимо отметить, что большинство организаций и предприятий города во время месячника оказали посильную помощь семьям фронтовиков, обеспечивая их необходимыми стройматериалами, топливом, продовольственными товарами. Следует особо отметить мясокомбинат, ликероводочный и метизный заводы, кондитерскую фабрику, завод им. Куйбышева и гидролизный завод. Так, по результатам месячника, организованного в сентябре-октябре 1943 г., нуждающиеся семьи получили следующую помощь: деньгами -3319700 руб.; продуктами - 3119,5 т; одеждой - 71359 предметов; обувью - 21812 пар; фуражом - 56900 т.; квартирами - 29098; топливом - 248 84 кв. м; скотом и птицей - 3428 голов, оказана помощь в ремонте домов 134 семьям [Там же. Л. 17]. Трудоустроено более 500 человек, обеспечено общественным питанием взрослых и детей - 16605 чел., возвращено в школы 2268 детей, прикреплено к детским учреждениям - 4631 ребенок [Там же]. Оказана помощь детям фронтовиков: починка обуви и одежды, выдача новых, отпущено в течение месячника 9934 пары обуви и 6159 предметов одежды [Там же. Л. 23]. Это
дало им возможность вновь вернуться в школы, где были для них организованы бесплатные завтраки с общим охватом 10182 школьника [Там же. Л. 17].
Месячники и воскресники по оказанию помощи семьям военнослужащих и инвалидов войны регулярно проводились в Сталинграде и на протяжении 1944 г. В эту работу были вовлечены все крупные организации и промышленные предприятия города, оказывающие посильную помощь. На 1 января 1944 г. на учете в органах социального обеспечения находилась 278861 семья, из них получали государственное пособие 119682 семьи (47,4%) и 15138 (6%) - пенсии [7. Л. 1]. Помимо ежемесячных выплат особо нуждающимся семьям выдавали единовременную материальную помощь: за 1945 г. сумма составила 639058 руб. из республиканского и местного бюджетов и 1423330 руб. - из внебюджетных средств [4. Л. 166]. На 1 января 1944 г. число неработающих семей военнослужащих по городу составляло 3236, из них 1882 - по причине старости или тяжёлой инвалидности, 1370 - имели маленьких детей до 3 лет, 334 - детей от 4 лет и старше [4. Л. 5].
В трудных условиях военного времени и послевоенного восстановительного периода шефская помощь была необходима. Предприятия и общественные организации города и области, взявшие на себя часть ответственности за членов семей военнослужащих, оказывали необходимую поддержку системе государственных органов социального обеспечения. Во многом благодаря им своевременно и эффективно решались бытовые проблемы населения в эти трудные годы. Однако из отчетов отдела государственного обеспечения по улучшению материально-бытового положения семей военнослужащих становятся очевидными бездушно-бюрократическое отношение руководителей хозяйственных организаций к элементарным нуждам семей фронтовиков, неудовлетворительная работа партийных и советских организаций с этой категорией граждан, проживающих в сельских районах области; совершались должностные преступления по отношению к данной категории лиц (когда начислялись и переводились пособия несуществующим семьям, а денежные суммы присваивались чиновниками) [8].
К началу 1950-х гг. жизнь в Сталинграде и области возродилась во всех смыслах этого слова. После грандиозного военного подвига жителям всей страны, и в частности города-героя Сталинграда, предстоя-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ло совершить очередной подвиг - трудовой. Именно на это были направлены меры по социальному обеспечению и организации духовной жизни населения, в том числе и семей военнослужащих.
Семьи фронтовиков, военные, их дети, инвалиды войны - это костяк нового поколения, для которых вся жизнь была поделена на жизнь до, во время и после Великой Отечественной войны. Долю этих людей трудно представить и исчислить в материальных потерях. Анализ документальных источников выявил разнообразные формы поддержки семей фронтовиков: государственные пособия, освобождение от налогов, выдача продовольственных и промышленных товаров, решение жилищных проблем, трудоустройство. В условиях продолжавшейся войны данные меры не только носили эффективный характер, но и являлись показателем развития советского общества.
Список источников и литературы
1. Бондаренко И.В., Липатов А.В. Социальное обеспечение и культурное обслуживание фронтовиков и семей военнослужащих в конце 1940-х - начале 1960-х гг.: на примере Сталинграда - Волгограда // Война в судьбах народа: сб. материалов молодёж. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и приуроченной ко Дню рожд. Выборгского р-на Санкт-Петербурга / сост. В. А. Носов, С. А. Пищулин. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. С. 93-97.
2. Государственный архив Волгоградской области (далее - ГАВО). Ф. 4650. Оп. 1. Д. 4.
3. ГАВО. Ф. Р-4650. Оп. 2. Д. 11.
4. ГАВО. Ф. Р-4650. Оп. 2. Д. 17.
5. ГАВО. Ф. Р-4650. Оп. 2. Д. 3.
6. ГАВО. Ф. Р-4650. Оп. 2. Д. 8.
7. ГАВО. Ф. Р-4650. Оп. 2. Д. 9.
8. ГАВО. Ф. Р-6450. Оп. 2. Д. 4. Л. 12 - 24; Д. 7. Л. 15-18.
9. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1944. М., 1945.
10. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (далее - ЦДНИВО). Ф. 71. Оп. 2. Д. 37.
11. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 12. Д. 8.
12. ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 39.
13. ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 76.
14. ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 82.
15. ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 98.
16. Такташева Ф.А. Социальная поддержка женщин в Сталинградской области в 1943-м - начале 1950-х гг. // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Социально-экономические науки и искусство. 2011. № 9(63). С. 88 - 91.
* * *
1. Bondarenko I.V., Lipatov A.V. Social'noe obespechenie i kul'turnoe obsluzhivanie frontovikov i semej voennosluzhashhih v konce 1940-h - nachale 1960-h gg.: na primere Stalingrada - Volgograda // Vojna v sud'bah naroda: sb. materialov molodjozh. konf., posvjashh. 70-letiju Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne i priurochennoj ko Dnju rozhd. Vyborgskogo r-na Sankt-Peterburga / sost. V. A. No-sov, S. A. Pishhulin. SPb.: Izd-vo SPbGJeU, 2015. S. 93-97.
2. Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskoj oblasti (dalee - GAVO). F. 4650. Op. 1. D. 4.
3. GAVO. F. R-4650. Op. 2. D. 11.
4. GAVO. F. R-4650. Op. 2. D. 17.
5. GAVO. F. R-4650. Op. 2. D. 3.
6. GAVO. F. R-4650. Op. 2. D. 8.
7. GAVO. F. R-4650. Op. 2. D. 9.
8. GAVO. F. R-6450. Op. 2. D. 4. L.12 - 24; D. 7. L. 15-18.
9. Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR. 1938-1944. M., 1945.
10. Centr dokumentacii novejshej istorii Vol-gogradskoj oblasti (dalee - CDNIVO). F. 71. Op. 2. D. 37.
11. CDNIVO. F. 113. Op. 12. D. 8.
12. CDNIVO. F. 71. Op. 2. D. 39.
13. CDNIVO. F. 71. Op. 2. D. 76.
14. CDNIVO. F. 71. Op. 2. D. 82.
15. CDNIVO. F. 71. Op. 2. D. 98.
16. Taktasheva F.A. Social'naja podderzhka zhenshhin v Stalingradskoj oblasti v 1943-m - nachale 1950-h gg. // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Social'no-jekonomicheskie nauki i iskusstvo. 2011. № 9 (63). S. 88 - 91.
State and public support of military families in the years of the Great Patriotic War: based on materials of the Stalingrad region
Based on the archival documentary material, the article deals with the work of public authorities and movements on social support of veterans and peoplewith disabilities. It represents actual and statistic materials which allow finding out the role of the state in raising the standards of living of the population of Stalingrad and the region. The forms of social supportof veterans and their families are characterized.
Key words: Great Patriotic War, the Battle of Stalingrad, Sytalingrad, social support, veterans.
(Статья поступила в редакцию 04.11.2016)