Джабборов Иброхим Рахматович,
соискатель кафедры истории таджикского народа ТГУПБП
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ ВИДНОГО УЧЕНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ С.А. РАДЖАБОВА
В истории таджикского народа немало выдающихся личностей, которые своей деятельностью, патриотизмом и любовью к Родине внесли огромный вклад в процветание Таджикистана.
Одной из таких выдающихся личностей был академик Соли Ашурходжаевич Раджабов, известный учёный, организатор науки и высшего образования, государственный и общественный деятель, который всю свою жизнь посвятил служению Родине. Он был одним из тех людей, которые ценили человеческие качества, такие как честь, долг, справедливость, патриотизм, преданность избранной профессии.
С.А. Раджабов относится к плеяде ярких деятелей истории, политики, науки, литературы, культуры и просвещения Таджикистана советской эпохи, которые внесли бесценный вклад в нашу культуру и государственность.
Соли Ашурходжаевич как человек, учёный-правовед и организатор науки прожил достойную жизнь и внес заметный вклад в историю науки, культуры и просвещения таджикского народа в XX веке. Ему довелось управлять первым университетом Таджикистана в 50-е - 60-е гг. прошлого столетия, переживая вместе со всей республикой один из самых важных этапов её истории.
Деятельность С.А. Раджабова на посту ректора - это апогей его служения Таджикскому государственному университету и юридической науке, которым он посвятил весь свой талант и мастерство учёного и руководителя. В его биографии отражено большинство значимых исторических событий времени, в которое он жил, основные особенности этого исторического периода, науки и культуры той эпохи. В этом плане личность академика С.А. Раджабова как педагога-просветителя, учёного и управленца представляет значительный интерес.
Прослеживая жизненный и творческий путь С.А. Раджабова, его можно разделить на следующие этапы:
1) учёба в советских школах (школе I ступени и школе-коммуне в Худжанде, школе-интернате и педтехникуме в Ташкенте), которую он сочетал с бурной общественно-политической деятельностью в пионерских и комсомольских организациях (1917-1930);
2) деятельность в аспирантуре, Научно-исследовательском институте советского строительства и права в Ташкенте, затем работа в Ташкентском юридическом институте в качестве преподавателя, заведующего кафедрой, заместителя директора
по учебной и научной работе, директора, преподавательская работа на юридическом факультете Среднеазиатского государственного университета имени В.И. Ленина в Ташкенте (1931- 1956);
3) административная деятельность в качестве ректора Таджикского государственного университета имени В.И. Ленина (1956-1971);
4) деятельность в научно-исследовательских учреждениях Таджикистана: Главной научной редакции ТСЭ, Отделении общественных наук и президиуме АН Таджикской ССР (1971-1990), а также его творческое наследие.
Начальный этап жизнедеятельности Соли Ашурходжаевича Раджабова в предвоенные годы (особенно ташкентский период его жизнедеятельности) пока достаточно не изучен. Поэтому мы поставили цель проследить формирование как политического, так и научного мировоззрения С. А. Раджабова в контексте становления и расцвета советской школы, отечественного высшего образования и советской юридической науки в Средней Азии в 20-е - 30-е гг. ХХ в.
Соли Ашурходжаевич Раджабов родился 10 ноября 1912 г. в Ходженте (ныне г. Худжанд) в многодетной семье махсидуза (кустаря-сапожника) со средним социальным статусом. Его отец, Раджабов Ашурходжа, был ремесленником, просвещённым человеком. Мать, Бифазилат Раджабова, была образованной женщиной -биотун. Она хорошо владела арабским языком и в своём доме обучала детей и женщин города Ходженда. В семье Раджабовых воспитывались четверо детей -Дадо, Саломат, Соли и Мархамат. Несмотря на трудные годы, Ашурходжа Раджабов старался всем детям дать образование. Социальным лифтом для становления личности С.А. Раджабова стала Октябрьская революция 1917 года.
Первоначальное образование Соли Ашурходжаевич получил в начальной советской школе, которая находилась в гостиной бая Мирзаханова рядом с базаром Панчшанбе, и в доме Эргашабой-бача в его родном квартале (махалля) Пуларкиш. Как отмечает известный историк, академик Зариф Шарифович Раджабов (двоюродный брат Соли Ашурходжаевича): «Советские школы были открыты в конфискованных Советской властью домах ходжентских баев и бывших чиновников туземной администрации... После победы Советской власти в Ходженте дом Эргашбоя был конфискован и в нём была открыта советская школа, в которой впоследствии мы - я, Латиф и мои двоюродные братья Соли и Дадо-получили первоначальное образование. Нашим директором и учителем стал Шарифджон Раджабов. Преподавая нам грамматику, математику и географию, Ш. Раджабов много рассказывал о текущем моменте, о триумфальном шествии Советской власти в нашей стране» (1, 19, 45).
Затем, в 1920 году Соли Ашурходжаевич продолжил учёбу в новой советской школе - в Ходжентской школе-коммуне, созданной на базе бывшей русско-туземной школы. Наряду с Соли Раджабовым первыми учениками школы-коммуны были Б. Гафуров, Д. Расулов, Б. Дадобаев, М. Вахобов, Х Юсупов, Х. Мавлонбеков, З.Ш. Раджабов, С. Умаров и др. В ней обучалось 50 детей трудящихся. Но количество желающих учиться в этой школе- интернате с каждым днем увеличивалось, и число ее воспитанников в 1924 году достигло почти 300 человек (2, 35-36). Именно в процессе обучения в школе-коммуне проявились его безусловная
целеустремленность и наличие врождённых способностей к серьёзной интеллектуальной деятельности.
Соли Ашурходжаевич уже в возрасте 10 лет вступил в Детскую пионерскую коммунистическую организацию. Пионерская организация сыграла большую роль в деле развития политической активности и общественно-политическом воспитании С.А. Раджабова. Вскоре он становится пионерским вожатым 5-го отряда имени М.И. Калинина. По мнению А. Кадырова, первый пионерский отряд в Северном Таджикистане возник в начале 1924 года. Весной 1924 г. здесь уже насчитывалось 8 пионерских отрядов, из них два кишлачных (2, 45). Руководителем одного из отрядов являлся С.А. Раджабов, тогда в его отряде было 30 пионеров. В те годы перевод учеников школ из октябрят в пионеры осуществлялся в дни праздников, в особенности 7 ноября, в День Великой Октябрьской социалистической революции, в торжественной обстановке. Торжественное мероприятие принятия в ряды пионеров осуществлялось на школьной линейке, при участии инспектора комитета комсомола города Ходжента по делам пионерских организаций Мирзоджона Аюбджонова (3, 23).
Жизнь сложилась так, что 14-летний С. А. Раджабов выехал на учёбу в Ташкент, в ташкентский интернат «Арпо-Поя», который стал его настоящей жизненной школой и началом биографии .
Интернат был подлинно интернациональным учебным заведением. В нём воспитывались представители почти всех национальностей, народов и народностей Средней Азии.
В своих записях, письмах, воспоминаниях с благоговением вспоминает Соли Ашурходжаевич своих первых учителей - П. И. Пальмина, Н. Крямчеву, Лапина, Горянова, необыкновенно умного, образованного и отзывчивого Л.Б. Гентылло, который за свой независимый характер был выслан царём в Ташкент. Именно эти учителя сыграли значимую роль в формировании его мировоззрения. В течение 2-х лет он стал личностью с мировоззрением, лидером комсомольской ячейки.
При встречах, разговорах, за столом он вспоминает своих товарищей - Джамола Усмонова (преподавал в Ташкентском педагогическом институте), И. Имомова (продолжившего после интерната учёбу в медицинском институте и ставшего широко известным в Узбекистане врачом), Азама Мирбабаева (крупного узбекского журналиста), Тулкуна Рустамова (работавшего в ЦК комсомола республики и возглавившего впоследствии одну из республиканских газет) (4, 4).
Читая дневник С. А. Раджабова, можно судить о том, каким суровым и голодным временем были те годы. Очень часто дети видели, как в Ташкенте хоронили убитых басмачами и баями комсомольцев, активистов из ремесленников и дехкан. Похороны превращались в демонстрацию классовой и интернациональной солидарности.
Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей , формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.
В архивных материалах встречаются и другие эпизоды - дети никогда не ели досыта. Настоящим праздником для детей интерната была отправка на сельхозработы - «за картошкой» в Янги-Юльский район. После работы детям раздавали картофель, и они им были довольны. Его запекали в голландской печке и съедали сообща со смехом и шутками. И кажется, что для них не было на свете еды вкуснее, чем печёная картошка.
Мало кто из воспитанников интерната получал помощь от родителей, не получал её и С.А. Раджабов. Но ребята, жившие в Ташкенте, не забывали своих друзей. Приносили еду из дома, на праздники забирали товарищей к себе.
Начиная с периода учёбы в ташкентском интернате, ещё совсем юный С. А. Раджабов подчинил себя жёсткому режиму, главным требованием которого был максимум результата. Эта требовательность к себе стала его жизненным принципом. Первое время он не раз плакал от отчаяния, т.к. не успевал приготовить задание к следующему уроку из-за незнания русского и узбекского языков. Но мальчик не отступал. От месяца к месяцу юный Соли учился всё успешнее. Процесс обучения свидетельствует о его безусловной целеустремлённости и наличии врождённых способностей к серьезной интеллектуальной деятельности.
В Ташкенте он как член комсомола сочетал учёбу с общественной работой. Он принимал самое активное участие в ликвидации неграмотности населения, руководил политкружками на кожзаводе и на механическом заводе им. Ильича, ряд лет работал пионервожатым в школах города.
Как один из лучших воспитанников интерната, он был послан в педагогический техникум. В 1926 году он по направлению Ташкентского уездного комитета комсомола поступил в Ташкентский институт просвещения, впоследствии преобразованного в педагогический техникум.
Именно в техникуме проявились его лидерские качества. Влияние учителей Соли Ашурходжаевича имела отклик в его сердце. Он поддерживал новые веяния, принесённые Октябрьской революцией, и являлся их полным сторонником. В то же время продолжал развивать организаторские способности, которые проявлялись в активном участии в комсомольской ячейке. Являясь студентом педагогического техникума, он неоднократно избирался секретарём комсомольской организации. Таким образом, на него легла ответственность в деле укрепления комсомола.
После успешного окончания педагогического техникума С.А. Раджабов в 1931 году направляется на работу в ЦК комсомола, в отдел детской коммунистической организации, и возглавляет методический дом. Соли Ашурходжаевич активно включился в дело воспитания подростков в пролетарском духе, в духе борьбы с предрассудками и пережитками. Он как комсомолец-активист способствовал налаживанию работы комитетов всеобуча, советов культурного строительства, советов школ. Принимал участие в организации и проведении субботников по ремонту и приспособлению помещений под школы, учёту детей школьного возраста, месячников просвещения, налаживал политико-воспитательную и культурномассовую работу и т.д.
Следует констатировать, что в те годы комсомольская организация, несмотря на то, что она была превращена в послушную исполнительницу волевых решений
компартии, являлась ближайшей её помощницей в деле построения социалистического общества, одним из основных базисных звеньев и верной опорой советской политической системы. Комсомол сыграл важную роль в общественно-политической жизни края. Поэтому работа в органах Коммунистической молодёжной организации сыграла определённую роль в деле формирования политических взглядов, в особенности марксистского мировоззрения С. А. Раджабова.
Большим событием для комсомольца С. А. Раджабова было участие в качестве делегата в работе 1 съезда комсомола республик Средней Азии.
Организаторские способности способствовали выдвижению его на руководящие должности комсомольской организации. Так, например, с 1931 г. начался крупный этап его общественно-политической деятельности, важной составной частью которой являлась работа в центральных органах комсомола. С. А. Раджабов исполнял должность заведующего школьным отделом краевого бюро детской коммунистической организации Средазкрайкома ВЛКСМ. Работая в этой должности, он тесно контактировал со Средазбюро РКП (б), которым руководил известный революционер, партийный и государственный деятель К. Бауман (будущий секретарь ЦК ВКП (б)). Редкие встречи, беседы с ним были огромной радостью для С.А. Раджабова и сыграли важную роль в становлении его деловых качеств. В те годы С. А. Раджабов уже начал писать научные статьи. Они публиковались на страницах газет «Маориф», «Укитувчи» и др (4, 5).
В двадцатые и тридцатые годы в Средней Азии шло бурное становление национальных кадров. Пресса боролась за социалистическую культуру, за преобразование отсталого, опутанного феодальными пережитками края. Приверженность к комсомольской организации - основному резерву дальнейшего роста коммунистической партии - неоднократно способствовала его продвижению по служебной лестнице. Анализ данных показывает, что в первой половине 30-х гг. карьерный рост С.А. Раджабова в общественной и партийной сфере происходил более активно, чем в профессиональной сфере, и это в значительной степени свидетельствует о важной роли выдвиженческого фактора.
Выдвиженчество - привлечение в систему государственного управления представителей местных народов. С начала 20-х гг. в Советском государстве организовывалось выдвижение передовых рабочих и крестьян на руководящую работу в государственные, хозяйственные, кооперативные, профсоюзные и другие органы. В марте 1921 года на Х съезде РКП(б) было дано указание «о расширении национального представительства в органах власти и управления». В результате в
1923 году на основе декрета №130 Туркестанского ЦИКа началась коренизация государственного аппарата. 15 августа 1923 года создаётся постоянная комиссия по коренизации при Совнаркоме Туркестана (5). Государственные и партийные органы, учитывая то, что Соли Ашурходжаевич являлся выходцем из семьи кустаря, выдвигали его на различные должности в комсомольских органах.
С. А. Раджабов был послан комсомолом на редакторскую работу в узбекистанской журнал «Вожатый» и вскоре стал его главным редактором. В удостоверении от 26 августа 1932 г., за номером 725, выданном Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи Узбекистана, есть такие строки: «Дано сие тов. Раджабову Соли
в том, что он действительно является ответственным редактором журнала «Вожатый», орган ЦК ЛКСМУз и ответственным руководителем Центральной страницы Детпечати, что подписью и печатью удостоверяется». Данный документ удостоверяется председателем ЦБ ДКО ЦК ЛКСМУз Абдукасимовым (9).
В 1930 году он заканчивает Ташкентский педагогический техникум и получает средне-специальное образование. Отсутствие полноценного высшего образования привело Соли Ашурходжаевича в 1931 году в Институт советского строительства и права при Совнаркоме Узбекской ССР и одновременно на двухгодичное подготовительное отделение аспирантуры. Это было обусловлено также тем, что тогда была острая необходимость в юридических кадрах. Поэтому ЦК ЛКСМ Узбекистана направил С,А. Раджабова на дальнейшее обучение в юридический вузе (6). Обучение в институте явилось отправной точкой для него. Соли Ашурходжаевич показал способность быстрого освоения учебных материалов, приобретения навыков научно-исследовательской работы. Завершив учёбу в Научно-исследовательском институте советского строительства и права при Совнаркоме Узбекской ССР, в 1933-1936 гг. продолжил свою деятельность в качестве аспиранта данного учебного заведения (7).
Советское государство особое внимание уделяло высшим учебным заведениям как научным, учебным и культурно-просветительным центрам. Научные интересы у С.А. Раджабова проявились в студенческие годы. После окончания вуза, наряду с другими выпускниками, он изъявил желание стать аспирантом. В начале 30-х гг. на базе крупных многофакультетных вузов создавались отраслевые институты. В частности, на базе университетов было основано свыше 40 педагогических, медицинских, экономических, юридических и других институтов, при вузах (преимущественно гуманитарных) стали создаваться вечерние и заочные факультеты и отделения, открылись первые самостоятельные вечерние и заочные институты. В Ташкенте был образован Институт советского строительства и права при Совнаркоме Узбекской ССР. Это было первое высшее учебное заведение, осуществлявшее подготовку профессиональных кадров юристов для Узбекской ССР и других среднеазиатских республик. С.А. Раджабов в 1931 году поступил на подготовительное отделение аспирантуры данного института, после окончания которого в 1933-1936 гг. являлся аспирантом Научно-исследовательского института советского строительства и права при Совнаркоме Узбекской ССР (7). Годы учёбы показали его способность к быстрому обучению. Уже на старших курсах аспирантуры он проявил склонность к педагогической работе, вёл занятия со студентами.
И снова напряжённые годы труда, учёбы, необыкновенной требовательности к себе - трёхгодичное отделение аспирантуры Научно-исследовательского института советского строительства и права в Ташкенте, затем работа в Ташкентском юридическом институте в качестве преподавателя, заведующего кафедрой, заместителя директора по учебной и научной работе, директора.
На первую административно-педагогическую должность в Институте советского строительства и права при Совнаркоме Узбекской ССР - заместителя заведующего кафедрой государственного права - Соли Ашурходжаевич был назначен в 1933 году. Эту должность он занимал сразу же после окончания подготовительного
отделения аспирантуры института, что свидетельствует о высокой оценке руководством вуза деловых и интеллектуальных качеств молодого выпускника С.А. Раджабова. Работа в этой должности позволяла ему глубже познакомиться с организацией учебного процесса в институте, ибо кафедра является основным звеном вуза по налаживанию учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы. Соли Ашурходжаевич в институте читал курс лекций по предмету «Учение о государстве и праве» (8). Его лекции всегда отличались широтой взглядов на проблему, эрудицией, глубоким научным подходом и доказательностью.
В те годы как специалист - правовед он активно сотрудничал с правоохранительными органами. Принимал непосредственное участие в проверках уголовных дел по различным преступлениям. Так, 22 мая 1934 г., по специальному поручению уполномоченного по комиссиям Советского контроля по Узбекской ССР, вместе с Огарёвским проверял состояние прохождения уголовных дел по растратам и хищениям в Нарсуде 55 участка, Горпрокуратуре и у нар. следователя 159 участка города Ташкента (9).
Таким образом, формированию мировоззрения юного Соли Ашурходжаева способствовали несколько важных событий. Во-первых, это вступление в ряды пионерской детской коммунистической организации и работа в качестве пионервожатого школы в Ходженте. Во-вторых, выезд на учёбу в Ташкент, учеба в Ташкентском интернате «Арпо-Поя» (1926-1928 гг.) и в Ташкентском педтехникуме (1928-1931 гг.). Вступление в ряды комсомольской организации, работа в качестве руководителя методического дома отдела детской коммунистической организации ЦК комсомола Узбекистана. В-третьих, ключевым событием в карьере С.А. Раджабова было его участие в работе Среднеазиатской конференции комсомола (1930 г.) и 1 съезда комсомола республик Средней Азии (1931 г.).
Сын кустаря Соли Раджабов достиг небывалых успехов трудовой и общественной деятельности. Благодаря усердию и полученному образованию он стал одним из лидеров комсомольской организации Советского Узбекистана и, анализируя начальный этап его трудовой деятельности, можно констатировать, что полученное образование, организаторские способности способствовали выдвижению его на руководящие должности.
Можно утверждать, что к двадцати четырём годам Соли Ашурходжаевич, окончив учебные заведения (школу-интернат, педагогический техникум и Институт советского строительства и права в Ташкенте), получил полноценное среднее и высшее образование. Учебу сочетал с бурной общественно-политической работой в пионерской и комсомольской организации. Основными факторами, которые способствовали формированию управленческих навыков и обеспечили дальнейший успешный карьерный рост, следует считать: активную общественную деятельность, работу в отделе краевого бюро детской коммунистической организации Средаз-крайкома ВЛКСМ, журналистскую работу, членство в ВЛКСМ, формирование навыков управления, личную целеустремлённость.
Список использованной литературы:
1. Раджабов З. Страницы прошлого (Из воспоминаний ветерана культурного строительства в Таджикской ССР). - Душанбе: Ирфон, 1986. - С. 19, 45.
2. Кадыров А. Создание социалистической культуры в Северном Таджикистане (1917-
1924 гг.). Душанбе: Ирфон, 1977. -С. 35-36.
3. Очилзода А. Субхи Хучанд. - Душанбе: Ирфон, 1987. - С.23.
4. Саидмурадов Х.М., Муллаев М.М. Академик Соли Ашурходжаевич Раджабов. -Душанбе: Дониш, 1987. - С.5.
5. Норжигитова Н.А. Взгляд из Ташкента //http://www.ia-centr.ru/expert/2533.
6. Холджураев Х., Азимов А., Набиев М. Учёный, организатор науки / Ленинабадская
правда. - 2003.- 25 октября.
7. Ленинабадская правда от 25 октября 2003 г.
8. Архив Академии наук Таджикистана. Ф.1, оп. 2а, ед. хр. 57, с.2.
9. Из личного архива академика С.А. Раджабова. Текст удостоверения № 2ЕК,
выданного 22 мая 1934г.
И.Р. Джабборов
Формирование мировоззрения и управленческих навыков видного ученого и общественного деятеля С.А. Раджабова
Ключевые слова: советская школа, коммуна, общественно-политическое воспитание, культурно-массовая работа, учёный-правовед, организатор науки.
В статье прослеживается жизненный путь и основные этапы формирования мировоззрения, управленческих навыков и карьерного роста академика С. А. Раджабова. На основе письменных источников, архивных данных и в особенности личного архива С.А. Раджабова проанализирован начальный этап его учебной и трудовой деятельности. Всесторонне раскрыты годы учебы С.А. Раджабова в школе-интернате, педагогическом техникуме и Институте советского строительства и права в Ташкенте и сочетание им учебы с бурной общественно-политической работой в пионерской и комсомольской организациях.
I. R. Djabborov
Formation of Outlook and Managerial Skills by the Outstanding Scientist and Social
Votary S.A. Radjabov
Key words: Soviet school, commune, social-political upbringing, cultural work with masses,
scientist dealing with law, organizer of science
The author of the article traces back the life way and landmark stages referring to the formation of outlook, managerial skills and career growth by academician S.A. Radjabov. Proceeding from written sources, archive data and S.A. Radjabov's personal archive especially, the author of the article has analyzed the initial stage of his educational and labouring activities. The years of S.A. Radjabov's studies at boarding school, pedagogical secondary professional school, the Instutute of Soviet building and law in Tashkent are disclosed through multifarious facets; combination of studies with stormy social-political work in the pioneer and Komsomol organizations being highlighted in versatile aspects as well.