ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37 П 27
Н. А. Перекусихина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ РУССКОГО КОСМИЗМА В КОНТЕКСТЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена научному обоснованию системы педагогических идей русского космизма как источника обновления и развития современного образовательного процесса. Систематизированы основные философские положения русского космизма XIX - начала XX в., получившие развитие на современном этапе становления научного мировоззрения, представлены цель, задачи, принципы и направления образования в контексте философско-педагогических взглядов рассматриваемого направления.
Ключевые слова: философские основания педагогических идей русского космизма, система педагогических идей русского космизма, духовное самосовершенствование.
Abstract. The paper deals with the problem of theoretic significance of pedagogical ideas of Russian cosmism as a potential of renewal and development of modern educational process. The philosophical fundamentals of Russian cosmism of the XIXth - the beginning of the XXth centuries viable nowadays are systematized; general and specific aims, principles and trends of modern education in the above context are determined.
Index terms: philosophical fundamentals of pedagogical ideas of Russian cos-mism, the system of pedagogical ideas of Russian cosmism, spiritual self-development.
Позитивные изменения в обществе возможны только в связи с изменениями в сфере сознания людей и зависят от организации соответствующего образовательного процесса. Идея мыслителей русского космизма относительно того, что образование должно стать приоритетным направлением государственной политики, вернув себе изначальный смысл - содействовать становлению человека как творца будущего, способного ускорить эволюцию общества и Вселенной, придав ей осознанный характер, является чрезвычайно востребованной в связи с обновлением современной системы образования.
Русский космизм представляет собой направление русской философии, отображающее «уникальный тип мировосприятия, выражающийся идеей всеединства всего сущего со Вселенной, гармонией человека и Космоса, а также необходимостью продолжения продуктивных функций сознания в целях достижения бессмертия человека и человечества» [8, с. 4].
Возникновение русского космизма было подготовлено всем ходом развития отечественной культуры, философии и науки. Его основой явились идеи обожения космоса, содержащиеся в православии. Свою роль в формировании нового мировосприятия сыграли также философские взгляды античного космизма и восточных учений. В целом русский космизм как философское направление сформировался в конце XIX - начале XX в. и имел немало последователей, среди которых Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, К. Н. Вентцель, В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, В. С. Соловьев, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский и др. В советское время наукой целенаправленно разрабатывалась тема космической экспансии, и лишь в конце XX в. произошло не только возрождение, но и дальнейшее развитие идей русского космизма в их органичной взаимосвязи.
В основе рассматриваемой философской системы лежит представление о единстве и целостности всех уровней бытия - личностного, социального, космического; об эволюционной направленности развития Вселенной, а следовательно, и человека; о ведущей роли в эволюции человека будущего. В свете этих положений проблема эволюции Вселенной напрямую связана с проблемой человеческого воспитания и самовоспитания, поскольку лишь эволюционирующий, самосовершенствующийся и в физическом, и в духовно-нравственном плане человек способен взять на себя ответственность за судьбу планеты, предотвратить глобальный кризис и вывести мир на новый виток развития.
В качестве философской основы построения системы педагогических идей можно представить следующие положения русского космизма, подтвержденные научными данными и соответствующие современной гуманистической образовательной парадигме:
• представление о Космосе как целостной био-энерго-информацион-ной системе и об органическом единстве Человека и Человечества как неотъемлемых компонентах данной системы, подтверждающееся гипотезой о существовании единого материально-энергетического субстрата и информационно-энергетического поля Вселенной, что подразумевает развитие по универсальным космическим законам, а также взаимозависимость и взаимовлияние частей и целого. Данное положение обосновывает необходимость формирования у человека нового качества - космического сознания (духовности), гарантирующего сохранение гармонии Мироздания;
• положение о внутренней противоречивости человека, соединяющего в себе высшую и низшую природу: с одной стороны, человек - уникальный Микрокосм, свободное творческое существо, с другой стороны, все его духовные качества находятся в потенции, в нераскрытом состоянии, современный человек несовершенен, в нем преобладает низшая природа. Разрешение этого противоречия философы-космисты видят в воспитании всесторонне самосовершенствующегося человека, стремящегося к преображению собственной природы через освобождение и выявление «высшего Я» посредством труда и творчества, через гармонизацию взаимоотношений с Человечеством и Космосом;
• представление о человеке как «разуме» Вселенной, созданном ею в ходе длительной эволюции, предназначенном для ускорения эволюционных процессов, представляющем собой, по существу, повышающий его энергетику преобразователь энергетически низких импульсов в более высокие путем духовного воздействия на единый материально-энергетический субстрат Вселенной. Данный процесс должен в будущем привести к одухотворению не только человека, но и всей Вселенной через переход человечества в «лучистое» состояние и обретение власти над материей, что определяет образование как становление человека - творца будущего;
• положение о глобальном синтезе как единственном способе эволюционирования, который предстоит осуществить человеку в себе самом путем трансформации своей низшей животной природы и подчинения ее бессмертному «высшему Я», развившись в свободную творческую личность, максимально раскрывшую свой внутренний духовный потенциал и осознавшую единство с миром. Синтез как принцип организации общества должен быть также реализован в Человечестве через преобразование его в духовное братство, действующее во имя Общего Блага и создающее ноосферу как коллективный Духовный мир, энерго-информационное поле, связывающее человечество и планету. Во Вселенной синтез должен проявиться через создание более гармоничных и цельных связей между всеми ее компонентами, а в науке - через интеграцию науки, искусства и религии в единую метанауку. Данное положение обосновывает правомерность построения образовательного процесса как процесса гармонизации личности и ее взаимосвязей с Человечеством и Мирозданием.
Грандиозная цель человеческого существования, заключающаяся в осознании и принятии на себя ответственности за воссоздание мира в единстве и гармонии, по мнению представителей данного философского направления, касается каждого человека, так как обновление мира всегда начинается с собственной души.
Педагогическая мысль русского космизма направлена на становление опережающего потенциала в эволюционировании человечества, тем
самым обусловливая своеобразное понимание образовательного процесса как непрерывного движения ребенка к максимальному совершенству, к идеалу Космической Гармонии и Красоты посредством творения себя и мира.
Основной «точкой роста» современной образовательной системы должно стать формирование нового космического мировоззрения детей и педагогов, появление новых смысложизненных ориентиров в результате осмысления каждым человеком грандиозности своего существования и предназначения.
Вследствие этого задачами образования будут являться:
• формирование космического сознания ребенка (духовности), представляющего собой сознание, расширенное до информационного поля сверхсознания и подсознания, непосредственно связанное с разумом Вселенной (Божественным Разумом), обладающее гибкостью, цельностью, руководствующееся идеалами высокой нравственности и духовной культуры, служением общему благу и космической эволюции человечества;
• создание у ребенка потребности в постоянном самосовершенствовании как основы всего образовательного процесса;
• выявление и творческое развитие индивидуальных способностей каждого ребенка на фоне гармоничного развития всей личности, поскольку каждый человек является в мир с целью выполнения своей особой миссии и расцвет индивидуальных способностей служит залогом ее успешного выполнения;
• построение педагогического процесса на основе глобального синтеза, предполагающего как введение мировоззренческого смыслообразующего компонента во все элементы образовательного процесса, так и проведение практических занятий, ставящих целью гармонизацию психики ребенка, создание общинной среды, в которой реализуются и моделируются положительные общественные связи, использование различных способов восприятия реальности при проведении учебных и внеурочных занятий.
Формирование космического мировоззрения должно сочетать содержательную и деятельностную стороны. Содержательная сторона образовательного процесса может быть представлена в виде знаний научномировоззренческого характера о законах Космоса, о гармоничном единстве человека, Человечества и Вселенной, о необходимости поддерживать и развивать исходное единство. Содержательный компонент образования включает следующие аспекты:
• предоставление обширного материала для изучения биографий великих людей);
• помощь в осознании понятия Высшего (принцип наличия идеала);
• формирование представления о Человеке как Микрокосме, пришедшем на Землю для выполнения своей личной миссии по освобождению планеты и людей из плена смерти и незнания;
• создание условий для исследования ребенком своего личностного потенциала и возможностей «высшего Я», а также изучения способов самосовершенствования (принципы учета самоценности и самобытности каждого ребенка и самосовершенствования);
• воспитание положительного творческого отношения к любому виду труда (принцип творческого труда);
• помощь в осознании ценности духовных взаимоотношений,
• обучение нормам высоконравственных человеческих отношений (принцип воспитывающей среды);
• предоставление знаний о Природе, о законах взаиморазвития с ней (принцип общения с Природой);
• формирование целостной картины мира, а следовательно, и богатого внутреннего содержания (принцип синтеза способов познания мира).
Деятельностная сторона образовательного процесса заключается в формировании умений детей активно совершенствоваться, развивать свои индивидуальные способности, получать удовольствие от творчества и творить в самых разных сферах, общаться со всеми людьми без исключения, везде создавая атмосферу радостного духовного поиска, воспринимать Красоту в Природе во всем ее многообразии. Данная практика касается в равной мере как ученика, так и учителя, поскольку способы совершенствования абсолютно для них одинаковы. Смысл учительства -помочь ученику как можно скорее преодолеть те препятствия, которые преодолевал сам учитель (принцип Учительства).
Процесс самосовершенствования начинается с развития самосознания ребенка как осознания им своего «высшего Я» - духовного центра личности, бессмертной индивидуальности. Я-центр обеспечивает самоорганизацию человека, его целостность, управляя психическими проявлениями и формируя единство сознания, подсознания и сверхсознания. В христианской традиции космизма понятию «высшего Я» идентично понятие Духа Божьего, заключенного в человеке. Дух Божий проявляет себя как голос совести, направляющий человека и помогающий ему сделать правильный выбор.
Основой развития самосознания является самопознание, поскольку «высшее Я» человек может найти в себе только путем осознания своего внутреннего мира. Внутренний мир ребенка должен стать предметом его собственной исследовательской и преобразовательной деятельности не в меньшей степени, чем мир внешний.
На стыке влияний внутреннего (импульсы из «высшего Я») и внешнего (культурные ценности, взгляды и представления окружающих людей) миров рождается собственное мировоззрение ребенка. С позиций целостного подхода процесс формирования мировоззрения личности рассматривается как взаимодействие интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов психики. Вершиной развития трех составляющих мировоззрения должно явиться космическое сознание (духовность) как слияние в целостное единство Высшей Истины, Любви и Воли.
В соответствии с вышесказанным можно выделить волевое, эмоциональное и умственное направления воспитания.
Правомерно говорить о нравственно-волевом воспитании. Нравственные законы, заложенные в мировой культуре, являются отображением Единой Мировой Истины, объективного Нравственного Закона. С одной стороны, ребенок, ориентируясь на сложившиеся в общемировой культуре лучшие образцы морали, постепенно вводит их в свой внутренний мир. С другой стороны, усвоение нравственных законов дает толчок к пробуждению совести как проявлению «высшего Я». С этой точки зрения нравственность не равнозначна духовному развитию, а служит одним из средств духовного роста, позволяя человеку самостоятельно, с опорой на совесть, определять свою линию поведения.
Воля является своеобразным вектором, который может быть направлен на любую цель. Нравственность, в свою очередь, регулирует направление и определяет конечную цель движения - гармонию с собой и Вселенной. К. Н. Вентцель полагал, что воля, при которой личность сознательно ставит себе цели и сознательно стремится к их достижению, есть высшая форма психической активности [3, с. 16-17], причем лучшим средством воспитания воли является целенаправленный настойчивый творческий труд. Русские космисты предполагают, что в будущем возможно дальнейшее развитие воли как появление способности действовать интуитивно, с пониманием космического значения совершаемого поступка.
Предпосылкой возникновения интуитивного способа познания современные исследователи (Н. М. Гаджиева, Е. С. Галанжина, В. И. Мурашов, Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская) считают гармоничное развитие наглядно-образного и логического типов мышления. Н. В. Маслова находит, что в результате мыследеятельности совершается формирование мыслеобраза - индивидуально воспринятого всеми органами чувств целостного образа предмета (явления), что ведет к необходимости развития наглядно-образного и логического мышления в комплексе [5, с. 135].
Некоторые ученые современности (Е. А. Акимов, В. Н. Бинги, Е. А. Фай-дыш) вслед за мыслителями русского космизма (Н. К. Рерихом, Е. И. Рерих),
предполагают, что мысль имеет материальную природу: негативные мысли имеют разрушительную силу, а положительные привносят гармонию в физический мир, одухотворяя и возвышая его. Таким образом, мысль является таким же инструментом преобразования мира, как и физическая деятельность человека, и главная задача воспитания мышления состоит в том, чтобы прививать детям чувство ответственности за свои мысли и направить данную им силу на созидание личности, человечества, мира.
Педагоги и философы русского космизма (С. Р. Аблеев, А. Г. Андреева) рекомендуют ввести в школьную программу предмет «наука о мышлении». Культура мышления состоит как в умении постоянно направлять свои мысли на доброе, светлое, возвышенное, так и в освобождении от несвоевременных унижающих мыслей.
Высокая эмоциональная культура личности проявляется в двух аспектах: в умении управлять своими эмоциями, освобождаясь от негативных, и в развитии положительных эмоций, а следовательно, и высших чувств, таких, как сострадание, великодушие, любовь, радость от сознания возможности творить добро. По мнению А. Р. Андреевой, именно в беспредельном духовном даянии проявляется главный энергетический закон сохранения жизни на Земле и во Вселенной [2, с. 10].
Необходимым является также физическое воспитание, поскольку мыслители русского космизма видят в физическом теле инструмент «высшего Я», предназначенный для работы духа на физическом плане этого мира. Соответственно, следует заботиться о данном инструменте, поддерживая его в здоровом состоянии. Философия русского космизма определяет внешнюю оболочку как отображение состояния внутреннего содержания, поскольку форму творит дух. Физическое воспитание должно не только ориентироваться на комплексное развитие непосредственно физических данных, но и корректироваться воспитанием нравственноволевой, мыслительной, эмоциональной сфер.
Основным направлением воспитания мыслители русского космизма считали духовное воспитание ребенка и понимали духовность как результат осознанного взаимодействия психики (души, «низшего Я») с духом человека («высшим Я», бессмертной индивидуальностью), который, в свою очередь, находится в неразрывном единстве с информационно-энергетическим полем Вселенной. Духовность как качественное образование постепенно формируется в процессе самосовершенствования ребенка, ориентированного на помощь Вселенной и человечеству в их эволюции. По мнению В. И. Мурашова, всезнание разума, всеобъемлющая любовь сердца, всемогущество воли, бессмертие как непрерывность самосознания определяют духовность человека как Образа и подобия Божьего [7].
Духовность проявляется на разных уровнях. На уровне личности она принимает форму космического сознания, т. е. осознания себя как цельной гармоничной индивидуальности, единой и тождественной на всех этапах своей эволюции, осознания своей личности не как ограниченной пределами земного существования, но как простирающейся в беспредельность по ту и другую сторону этого последнего. Путем воспитания космическое сознание должно быть поднято до таких высот, когда собственное «Я» станет тождественным со Вселенским Разумом [4, с. 7].
На уровне общества духовность воплощена в Культуре. Культура, по выражению С. Р. Аблеева, «алмаз духовного синтеза» [1, с. 12], гармоничное сочетание всех лучших творческих достижений человечества, сконцентрированное и передаваемое последующим поколениям в зашифрованном виде знание о Высшей Истине и Любви.
На уровне Природы, Космоса эквивалентом духовности является Красота. Смысл Красоты во внутренней Гармонии. Притягательность красивого есть притягательность воплощенного духа. Именно в формировании у детей способности воспринимать красоту одухотворенного мира и заключается эстетическое воспитание. Причем понятие Красоты (например, в философии Н. К. Рериха и Е. И. Рерих) распространяется не только на мир природы и рукотворный мир, но и на внутреннюю сущность человека. Умение творить красивые мысли, образы, эмоции служит главным показателем высокой человеческой духовности.
Продвижение по пути возрастания духовности является двусторонним процессом. С одной стороны, высшее «Я» (Дух Божий) «просветляет» человека, с другой - усвоение ребенком нравственных ценностей Культуры, совершенствование им эмоциональной, мыслительной, физической и нравственноволевой сфер значительно ускоряет данный процесс. Высшие качества ребенка, сформированные в результате саморазвития - Любовь ко всему миру, способность к познанию Высшей Истины, творческая Воля как стремление к идеалу - постепенно сливаются в одно целостное качество Любовь-Мудрость-Волю, которое, ассимилируясь индивидуальностью в качестве прожитого опыта, поднимает человека на следующую ступень духовного развития.
Следует иметь в виду, что в русском космизме под воспитанием всегда понималось самовоспитание личности как высшая форма самосовершенствования духовного мира человека, при которой функции воспитателя выполняет он сам, задача же учителя - побудить ребенка к духовному самосовершенствованию, создав для этого оптимальные условия.
Необходимо также помнить, что развитие нравственно-волевой, мыслительной, эмоциональной и физической сфер возможно только практическим путем. Духовность человека, в свою очередь, всегда выражает-
ся в поступках, во взаимоотношениях с окружающими людьми, в общем творческом отношении к жизни.
В настоящее время существует немало интересных разработок, базирующихся на философско-педагогических идеях русского космизма (Боровская ноосферная муниципальная школа-лицей, детский сад «Семицветик» (Троицк), «Школа Жизни» Ш. А. Амонашвили, воскресная школа-студия при Хмельницком культурно-просветительском центре им. Н. К. Рериха) и в разной степени их реализующих.
В качестве примера уникального опыта реализации педагогических идей русского космизма можно представить деятельность общины «Китеж» [6], существующую около 7 лет в Барятинском районе Калужской области. Община, состоящая из нескольких семей, включает в себя и приемных детей. Почти все родители являются одновременно учителями основной (9-летней) малокомплектной школы. «Образование» педагоги-китежане понимают как процесс подготовки личности к полноценной и самостоятельной жизни в мире взрослых. Приоритетным в «Китеже» является духовное направление развития. Духовность создатели общины понимают как умение личности ощущать глубинную связь со всем миром, с человеческим обществом, природой, живыми существами, самим собой. Педагогические идеи русских космистов (в частности, Н. К. Рериха и Е. М. Рерих), положенные в основу педагогической общины, дали возможность получить значительные результаты как в воспитании «нормальных» детей, так и в реабилитации детей-сирот. Подтверждением этому служит тот факт, что бывшие беспризорники через два года пребывания в общине начинают писать стихи, рисовать картины, заниматься спортом и лечить руками.
Трудности воплощения представленного комплекса педагогических идей в современной системе образования связаны, в первую очередь, с необходимостью изменения мировоззрения детей и педагогов, что является сложным и длительным процессом. Однако следует заметить, что педагогические взгляды русских космистов находятся в контексте гуманистической образовательной парадигмы, а следовательно, методы руководства деятельностью детей, формы организации педагогического процесса, стиль педагогических взаимоотношений в гуманистической педагогике будут способствовать реализации педагогических идей русского космизма.
Литература
1. Аблеев С. Р. Учение Живой Этики и новая стратегия системы образования // Три ключа: педагогический вестник. Вып. 2. СПб: «Петроградский и К», 1998. С. 10-23.
2. Андреева А. Г. Педагогические основы духовного воспитания в учении Живой Этики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.
3. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. СПб. М.: Голос труда, 1928. 103 с.
4. Из педагогического наследия К. Н. Вентцеля (1857-1947) // Свободное воспитание. 1993. С. 2-13.
5. Маслова Н. В. Научно-теоретические основы познания и методология ноосферного образования // Три ключа: педагогический вестник. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1999. Вып. 3. С. 131-145.
6. Морозов А. Д. Педагогическая община «Китеж» // Три ключа: педагогический вестник. Вып. 3. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1999. С. 160-164.
7. Мурашов В. И. О значении образования // Школа духовности. 1998. № 5. С. 47-51.
8. Суслов А. В. Нравственные основания русского космизма: авто-реф. дис. . канд. филос. наук. М., 1999. 22 с.