УДК 37.013.73
© Н.А. Перекусихина
Ценностно-целевые приоритеты русского космизма как мировоззренческой основы образовательного процесса
Автор обосновывает обращение педагогической науки к ценностным приоритетам русского космизма; предлагает классификацию основных ценностных отношений личности (к себе самому, другим равноправным субъектам и Миру), позволяющую раскрыть систему целей образования в контексте философии русского космизма.
Ключевые слова: аксиологический подход, ценностные основания педагогики, русский космизм.
© Ы.Л. Регвкш1кЫпа
Value and aim priorities of the Russian cosmism as a world outlook basis
of educational process
The article substantiates the appeal of pedagogical science to value priorities of the Russian cosmism; he proposes a classification of personality’s main value relations (to itself, to other equal subjects and to the world) that allows to reveal a system of educational aims in the context ofphilosophy of the Russian cosmism.
Keywords: axiological approach, value foundations ofpedagogy, the Russian cosmism.
Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. Философия является теоретической платформой как осмысления педагогического опыта, так и создания педагогических концепций.
В зависимости от определенной философской концепции изменяется и система ценностей, которые, являясь квинтэссенцией философского миропонимания, конкретизируются в воспитательном идеале, а впоследствии - в образовательных целях, подлежат усвоению всеми участниками образовательного процесса.
В настоящее время определены некоторые философские учения, которые выступают как методологические основания для педагогических концепций, а именно: прагматизм, экзистенциализм, неопозитивизм, диалектический материализм и др. На наш взгляд, в данный перечень правомерно было бы внесение такого философского учения, как русский космизм, поскольку многие авторы при определении ценностных основ образования в качестве философско-методологической основы обращаются к идеям русского космизма (Н.А. Асташова [1], И.А. Колесникова [8], А.В. Хуторской [17] и др.). В частности, С.А. Иванов констатирует, что «идеи русского космизма несут в себе эпистем-ный, аксиологический, мировоззренческий, ин-
струментальный и психотерапевтический смысл, поэтому обладают мощным потенциалом для полноценного личностного развития каждого человека» и могут «обогатить философско-методологическую основу универсального образования и естественно-научного как его части» [6, с. 119]. Н.В. Исакова отмечает, что данное философское направление имеет глобальный, всеобъемлющий и всепроникающий характер, вследствие чего многие идеи русского космизма «можно использовать для создания качественно нового мировоззрения, предполагающего осознание человеком своей сознательно-активной роли в объективном ходе исторического процесса» [7, с. 15].
Заслуживает внимания и утверждение Л.В. Фесенковой о том, что идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, поскольку оказываются в русле напряженных поисков истины о человеке и мире, определяя особенности мировоззренческой позиции нашего современника и выражаясь в феномене «космичности сознания», обусловленном наступлением космической эры [14, с. 361-362].
Несомненная востребованность мировоззренческих идей русского космизма в педагогической науке (в частности, идей Н.А. Бердяева, КН. Вентцеля, В.И. Вернадского, Н.К. и Е.И. Рерих, В.С. Соловьева и других), привела к тому, что в настоящее время на их основе начинают формироваться целые педагогические направления, в частности, «ноосферное образование» и «гуманная педагогика».
Аксиологический подход к исследованию педагогической реальности, являясь одним из приоритетных в настоящее время, ориентирует на диалог представлений о сущности такого понятия, как «ценность» с тем, чтобы в наибольшей степени удовлетворить потребности педагогической теории и практики. В самом общем представлении ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим перед всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением [15, с. 507]. Опираясь на исследование И.В. Бабуро-вой, можно утверждать, что в рамках педагогической науки ученые все активнее обращаются к категории «отношение» («ценностное отношение») и, проводя исследования, опираются на отношенческий подход: «в явном или неявном виде данный подход присутствует в тех концепциях воспитания, где цель воспитания предлагается достигать путем воспитания отношений личности к важнейшим объектам действительности» [2, с. 18].
Данная точка зрения позволяет рассматривать понятие «ценность» как равнозначное понятию «ценностное отношение личности» — особому виду взаимосвязи между объектом и субъектом (или между субъектами), который обусловлен положительной значимостью объекта для субъекта (выявляемой в процессе их взаимодействия) и определяет направленность личности.
Нам представляется, что для педагогической теории и практики наиболее применимо следующее структурирование ценностных отношений личности (каждое ценностное отношение представляет собой группу ценностей, характеризующуюся одной направленностью):
-ценностное отношение к миру (Абсолюту); данная группа ценностей может включать такие ценности, как вера в Высшую Реальность, постижение смысла своей жизни и места в Мире, выход за пределы повседневности и взгляд на свою жизнь с позиции вечности, внутреннюю гармонию и сопричастность Мирозданию; в самом общем плане отношение к Миру характеризуется включенностью человека в Мир как нечто большее, чем он сам, осознание человека себя частью Мироздания, Универсума;
- ценностное отношение к самому себе; ценности, заключенные в данную группу отражают понимание человеком того, какие объекты (реальные и идеальные) будут способствовать удовлетворению человека жизнью. Они являются результатом самоотождествления,
выяснения образа «реального Я», а также конструирования «идеального Я», движения от «реального Я» к «идеальному Я», т.е. самосовершенствования;
- ценностное отношение к другим, отличным от себя; группа ценностей, характеризующих отношение человека к Другим (не только людям, поскольку некоторые авторы (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) говорят о необходимости субъектификации личностью иных живых существ), предполагает наличие в ценностно-смысловой сфере личности ценности Другого (человека, группы, человечества, Планеты, любого живого существа...) как субъекта, имеющего свои чувства, мысли, желания, возможности, т.е. человек рассматривает Другого как равноправного партнера по общению и взаимодействию.
Данная систематизация ценностей является развитием идеи С.Л. Рубинштейна, который, характеризуя человека как субъекта, выделил три его основных отношения - к миру, к другим людям и к себе [12, с. 308]. Предложенная структура ценностных отношений, на наш взгляд, является наиболее адекватной современным представлениям о природе человека, ее возможно применить как для систематизации личностных ценностей, так и для группировки социальных ценностей, которые отражаются в ценностно-целевых приоритетах образования.
Анализ характерных черт русского космизма привел к определению трех аксиологических системообразующих акцентов, позволяющих установить ценностно-целевую направленность образования и соответствующих представленной классификации ценностных отношений.
Первый акцент - идея взаимосвязи Человека и Космоса как основание всего мировоззрения русского космизма.
Еще О.Д. Куракина в 1993 г. предложила трактовку русского космизма как «мировоззрения живого нравственного Всеединства человека, Человечества и Вселенной в их отношении к Творцу и Творению» [9, с. 9]. В свою очередь,
З.Н. Хабибуллина уточнила, что при характеристике русского космизма нужно исходить из двух его существенных сторон, первая из которых связана с богословской проблемой отношения Творца и творения (Бога и мира), в рамках которой проводится различие между Абсолютным началом, человеком и космосом, а вторая сторона связана с тем, что центральным ядром отечественной философии является концепция
«всеединства», из которой вытекают практически все другие построения отечественных мыслителей [16, с. 7].
Таким образом, определяющим во взаимоотношениях Человека и Космоса является феномен «всеединства», смысл которого исследователями русского космизма понимается как:
• «органическое целое», каковым воспринимается как Вселенная в целом, так и каждый ее элемент;
• органическая включенность человека в систему универсальных мировых связей [10, с. 4];
• рассмотрение бытия человека не только в социальном или только в природном плане, а в контексте бытия в целом [5, с. 11].
Основной характеристикой данного явления в контексте педагогического целеполагания, на наш взгляд, должно явиться «постоянное ощущение человеком своей органической, неразрывной и действенной связи с космосом» [7, с. 15].
Второй акцент — осмысление сущности Человека, его места и миссии в мироздании.
С.П. Позднева и Р.В. Маслов определяют в качестве главной проблемы русского космизма связь двух миров — космоса и внутреннего мира человека [11, с. 105], следовательно, человек в русском космизме всегда рассматривается не как отдельная индивидуальность, и даже не как человек «социальный», а как «человек космический», органичная часть космического единства, способная реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания.
Доминирующая в русском космизме «космическая точка зрения» на человека и происходящее на Земле приводит к пониманию человека, неограниченного рамками привычного и близкого земного окружения при решении мировоззренческих и смысложизненных проблем.
Стремление рассматривать человека в связи с остальным миром как органической целостностью приводит к изменению представлений о предназначении человека. Необходимо понимать, что движущей пружиной философского поиска русского космизма является эсхатологическая устремленность к «новому небу и новой земле» (идея Апокалипсиса как возвещения будущего Царствия Божьего). Исходя из этого, Рогулин В.Е. смысл русского космизма определяет следующим образом: спасение и преображение мира, его целенаправленная эволюция в качественно новое, более совершенное состояние на основе эволю-
ционного совершенствования главного субъекта этого процесса — человека [13, с. 21]. Этот смысл обусловливает как активное освоение человеком космического пространства, так и предшествующую этому процессу эволюцию человечества, заключающуюся в физическом совершенствовании и духовно-нравственном преображении.
Т.В. Бернюкевич подчеркивает, что в центре внимания русского космизма стоит вопрос: «Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и даже обрести бессмертие?» [4, с. 5]. Данный вопрос является основополагающим и для педагогической науки, поскольку именно образование, ставящее своей целью возвышение и усовершенствование человеческой природы, поднятие сознания человека на общечеловеческий и космический уровень способно дать ответ — возможно ли создание «качественно нового мировоззрения, предполагающего осознание человеком своей сознательно-активной роли в объективном ходе исторического процесса» [7, с. 15].
Третий акцент - необходимость рассмотрения Человечества в своей совокупности как единого субъекта эволюционного процесса, что актуализирует не только проблему взаимоотношений Человечество - Космос, но и взаимоотношений людей друг с другом, а также взаимоотношений с иным разумом — Природой.
Согласно взглядам Н.В. Башковой, общей для космистов интенцией является стремление к гармоничному соединению человечества — сознательным и добровольным действием - с общеэволюционным потоком космической жизни [3, с. 174], при этом человечество именно как единое целое выступает основным элементом общей эволюции органического мира.
В свою очередь, В.Е. Рогулин подчеркивает, что «свой космический долг человечество может выполнить, действуя только как единая семья всех народов» [13, с. 25]. Русскими космистами отвергаются любые формы человеческой разобщенности, отстаивается принцип всечеловечно-сти, причем для русского космизма характерно понимание этого единства.
Вследствие этого, в основе мировоззрения как результата образования, опирающегося на идеи русского космизма, должно находиться осознание своей доли ответственности за благополучие родной планеты и человеческого рода.
Идеалом общества для русских космистов является Человечество как совокупность свободных личностей, устремленных в едином
творческом порыве к божественной Красоте и Гармонии в соответствии с универсальными космическими законами эволюции. Данный идеал, провозглашенный философией русского космизма, настолько глобален, что заключает в себе цели и смыслы не только нынешнего, но и многих будущих поколений землян, и стремление к нему бесконечно. Грандиозная цель человеческого существования, заключающаяся в осознании и принятии на себя ответственности за воссоздание мира в единстве и гармонии, по мысли русских космистов, касается каждого человека, т.к. обновление мира всегда начинается с собственной души.
Идеалом же человека в данном аксиологическом контексте выступает творческая личность, свободная от эгоистических желаний и устремлений, осознавшая свою ответственность перед Космосом и Человечеством, постоянно стремящаяся к обретению максимального единства и гармонии с ними. Вследствие этого центральным компонентом образования должен быть поиск и обретение ребенком собственного жизненного смысла, своей жизненной цели в контексте осознания смысла бытия человечества и всего Мироздания в целом.
Исходя из данных мировоззренческих посылок, целью образования становится развитие у ребенка способности к всестороннему самосовершенствованию через творческое созидание собственной личности и совершенствованию мира через внешнее творчество.
Задачи образования, отражающие аксиологические идеи русского космизма, можно сформулировать следующим образом:
- воспитание ребенка как гражданина Вселенной; результатом должно явиться осознание человеком общности своей жизни с жизнью космической;
- воспитание ребенка как свободной творческой личности (развитие индивидуальности, личного самосознания); результатом должно явиться осознание индивидом смысла своей жизни во взаимосвязи со смыслом существования человечества и мира;
- воспитание ребенка как члена общества (развитие социального сознания) и как части природного сообщества; результат - осознание человеком своего единства с человечеством как совокупностью индивидуумов, поднимающейся к более высоким формам гармонического существования, и единства с жизнью Планеты.
Многие русские космисты (К.Н. Вентцель,
В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и др.) придавали глобальное значение обра-
зованию, которое должно вернуть себе изначальный смысл и назначение - способствовать становлению человека как творца будущего. Аксиологические идеи русского космизма, постепенно становясь составляющей педагогики XXI в., неизменно будут этому способствовать.
Литература
1. Асташова Н. А. Аксиологическое образование современного учителя: методология, концепция, модели и технологии развития: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Брянск, 2001. - 498 с.
2. Бабурова И.В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе: ав-тореф. дис. .д-ра пед. наук. - Смоленск, 2009. - 45 с.
3. Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма. - М.: КомКнига, 2007. -224 с.
4. Бернюкевич Т.В. Русский космизм: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский: учеб. пособие. - Чита: ЗабГГПУ, 2007. - 112 с.
5. Волошина М.А. Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. - Хабаровск, 2006.
- 18 с.
6. Иванов С.А. Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Екатеринбург, 2001. - 256 с.
7. Исакова Н.В. Феномен глобальности в философии русского космизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. - Краснодар, 2004. - 23 с.
8. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. - Педагогика. - 1995. - № 6. -
С. 84-89.
9. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. - М.: МФТИ, 1993. - 184 с.
10. Плеханов Е.А. Педагогика русского космизма.
- Владимир: ВГПУ, 2004. - 256 с.
11. Позднева С.П., Маслов Р.В. В.И. Вернадский: русский космизм и ноосферное мышление // Ноо-сферное образование в евразийском пространстве. Т. 2. От ноосферного образования - к ноосферной России: в 2-х кн. Кн. 1. - СПб.: Астерион, 2010. -367 с.
12. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - 576 с.
13. Рогулин В.Е. Русский космизм и современное альтернативное движение в поиске новой цивилизационной модели. - Рязань: Изд-во Ряз. обл. ин-та развития образования, 1999. - 188 с.
14. Фесенкова Л.В. Русский космизм сегодня // Философия русского космизма: сб. статей. - М.: Новое тысячелетие, 1996. - С. 360-373.
15. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лут-ченко. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 576 с.
16. Хабибуллина З.Н. Русский космизм: учеб. по- зования // Философия - образование - общество: тру-
собие. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - 120 с. ды научного семинара; под ред. В.А. Лекторского. -
17. Хуторской А.В. Философия русского космиз- М.: НТА «АПФН», 2005. - Т. II. - С. 142-152.
ма как аксиологический базис отечественного обра-
Перекусихина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Владимирского госуниверситета. Е-mail: Perekusihina_Natalia@mail.ru.
Perekusikhina Natalya Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pre school education, Vladimir State University. E-mail: Perekusihina_Natalia@mail.ru.
УДК 373.29371.21:37.15.324-053.4
© И.В.Тимонина, О.Л. Середа, С.В. Мильситова
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в формировании готовности дошкольников к обучению в школе на ступени предшкольного образования
В статье рассматриваются проблемы формирования готовности дошкольников к обучению в школе на этапе предшкольного образования. Авторами предлагается использовать индивидуально-дифференцированный подход в работе с дошкольниками в условиях ДОУ.
Ключевые слова: предшкольное образование, индивидуально-дифференцированный подход, готовность дошкольников к обучению, уровни готовности к обучению, воспитательно-образовательная среда ДОУ, познавательная активность.
© I.V. Timonina, O.L. Sereda, S.V. Milsitova
Implementation of individually differential approach in shaping a readiness of preschool children to school learning at the stage of preschool education
The article deals with the problems in shaping a readiness of preschool children to school learning at the stage of preschool education. The authors offer to use an individually differential approach while working with preschool children in conditions of preschool educational institutions.
Keywords: preschool education, individually differential approach, readiness of preschool children to learning, levels of readiness to learning, educational environment ofpreschool educational institutions, cognitive activity.
Подготовка ребенка к школе в современных условиях сегодня стала особенно актуальной в преддверии введения предшкольного образования. Поиск эффективных способов выравнивания стартовых возможностей первоклассников заставляет ученых и практиков по-новому взглянуть на подготовку ребенка к обучению в школе. Одним из вариантов такого плана мы считаем использование в рамках дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) индивидуальнодифференцированного подхода в формировании готовности дошкольников к обучению в школе.
Проблема учета индивидуальных различий дошкольников и их дифференцированного обучения не одно десятилетие привлекала ученых и практиков, т. к. эта проблема является одной из острых дискуссионных тем в современной теории и практике.
На наш взгляд, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в формировании готовности дошкольника к обучению в шко-
ле помогает решить задачу формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых первокласснику для дальнейшего обучения.
В ходе эксперимента по формированию готовности дошкольников к обучению в школе в воспитательно-образовательной среде ДОУ мы достаточно широко использовали индивидуальнодифференцированный подход, т.к. наряду с учеными и практиками, считали, что степень готовности к школе у каждого дошкольника индивидуальна. Поэтому процесс формирования готовности к школе в практике детского сада мы осуществляли в рамках ВОК (воспитательно-образовательного комплекса) и педагогической студии-класса «СемьЯ успеха», ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, а также с учетом микрогрупп, созданных на основании показателей уровня готовности дошкольников к учебному процессу в современной школе.
Для реализации индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам на практике