Научная статья на тему 'Педагогические идеи Н. И. Пирогова в контексте модернизации Российской системы образования'

Педагогические идеи Н. И. Пирогова в контексте модернизации Российской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ЛЮДЬМИ / СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА УЧАЩИХСЯ / RISING GENERATION EDUCATION / TO LEARN TO BE PEOPLE / CONSCIOUS DISCIPLINE OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Александра Ивановна

Рассматриваются педагогические идеи Н.И. Пирогова по организации системы образования, ее задачах и функциях. Выделяется главная из них «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.I. PIROGOV'S PEDAGOGICAL IDEAS IN A CONTEXT OF MODERNISATION OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

N.I. Pirogov's pedagogical ideas after the education system organisation, its problems and functions are considered. «All is allocated main of them preparing be useful citizens should to learn at first to be people».

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи Н. И. Пирогова в контексте модернизации Российской системы образования»

подготовки определяется, во-первых, требованиями культурно-ценностного подхода к социально-педагогическому проектированию, предусматривающими: восстановление рефлексии участников проектировочного процесса; опору на профессиональное самоопределение субъектов проектировочного процесса относительно собственных ценностей, норм и условий реализации проекта; полисубъектность как ориентацию на проявление и актуализацию по возможности всех профессионально-деятельностных позиций в команде проекта; выстраивание деятельностных коопераций между субъектами проектирования (организация инновационной команды); встраивание проекта в существующую социокультурную ситуацию.

Во-вторых, эта специфика обусловлена смыслом командной работы над проектом, который заключается в достижении синергетического эффекта от объединения групповых усилий, знаний и выработки групповых решений, т. е. в достижении состояния, при котором целое больше, чем сумма составляющих его частей.

Предложенные формы подготовки к инновационной деятельности способствуют переходу региональной системы образования в новое качество — обучающегося региона.

В понимании автора обучающийся регион — это регион, где создаются условия для постоянно-

го пополнения знаний, экспериментирования, совершенствования качества образования и общественного интеллекта, использования возможностей командного управления.

К основным факторам, обеспечивающим становление региона как обучающегося и самоорганизующегося, относятся следующие: выявление и осознание отличительных особенностей менеджеров коллективов различных организаций региона, а также характеристик усвоения ими информации; стимулирование коллективного межотраслевого обучения; поощрение повышения образовательного ценза менеджера (специалиста) и приобретения личного мастерства; развитие концептуальных (стратегических) компетенций субъектов региона; формирование у менеджеров способностей к системной организации своей деятельности и умений к развитию этих способностей у своих сотрудников.

Таким образом, обучающийся регион можно рассматривать как идеальный тип самоорганизующегося региона, в котором территориальное сообщество политическими, юридическими и организационными средствами воплощает идею «образование через всю жизнь» и активно участвует в выявлении и решении проблем, установлении стратегических направлений развития региона, в «своеобразном увеличении объема коллективного разума».

УДК 371

А.И. Марченко, канд. пед. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Н.И. ПИРОГОВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время попытки решения педагогических проблем современного образования зачастую не приводят к ожидаемым результатам. Можно перечислить многие новшества и разного рода системы («опорные сигналы», «теория погружения», «программированное обучение», «педагогическое сотрудничество», «проблемное обучение» и т. п.), которыми успешно переболели, и те, которые сегодня настойчиво внедряют в российскую систему образования (ЕГЭ, компетентностный подход и др.). Однако любые инновации ничего не стоят, если они не приводят к укреплению фундамента системы. Именно этого и нельзя сказать о захлестывающих отечественную систему образования волнах перестройки и модернизации, поскольку они не укрепляют, а чаще размывают фундаментальные основы

34

образования, по существу представляющего собой социально-генетический механизм общества.

В этой связи педагогические идеи Н.И. Пирогова, высказанные им в еще в XIX веке, как никогда оказываются актуальными и в наши дни.

Николай Иванович Пирогов родился 13(25) ноября 1810 года в Москве. Всего у его родителей было 14 детей, выжили шестеро. Он с детства проявлял интерес к медицине, поэтому по призванию поступил на медицинский факультет, Московский университет Н.И. Пирогов окончил одним из лучших по успеваемости.

Научная работа по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно доставили ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии. Однако Николай Иванович Пирогов

к славе хирурга прибавил и славу педагога и произвел решительную операцию в науке воспитания. Ни одна педагогическая статья в XIX веке не наделала такого шума, как статья 46-летнего профессора-медика Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», опубликованная в весьма далеком от вопросов педагогики журнале «Морской вестник» в июне 1856 г. Ее перепечатывали другие издания, даже «Журнал министерства народного просвещения». Статья была переведена на немецкий и французский языки, в Париже ее выпустили отдельной книгой. Почему такая популярность?

Подвергая резкой критике сложившуюся в феодальной России систему образования и воспитания подрастающих поколений, Пирогов обратился к русскому обществу с призывом вникнуть в свой «нравственный быт», «задать себе вопросы: в чем состоит цель нашей жизни, какое наше назначение, чего должны искать мы?» Главной бедой отечественного воспитания ученый назвал совершенный разлад с направлением, которому следует общество. Для ликвидации этого разлада необходимо сделать образование и воспитание общечеловеческим, естественным, непринужденным. Касаясь в данном контексте гражданского воспитания, Николай Иванович подчеркивал, что «все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми», при этом в стране должны быть обеспечены одинаковые права и одинаковые выгоды воспитания для всех будущих граждан. Именно общечеловеческое воспитание способно обеспечить человеку веру, вдохновение, нравственную свободу мысли, упражнения в самосознании. На этой основе развивается способность к убеждениям, способность жертвовать собой, светлое и торжественное вдохновение, без которого нет воли, ум слаб и близорук [1, с. 251].

Пирогов осмелился сказать самую простую мысль: школа должна растить не чиновника, не единицу для замещения некоей великой должности в государственном аппарате, не юриста, а прежде всего человека. «Вникните и рассудите, отцы и воспитатели! — взывал Пирогов. — Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми! И вдруг все поняли: школа не может быть отдана на откуп одному из министерств, школа принадлежит обществу, она должна быть на виду. Школа обязана готовить «истинного человека», обладающего широкими научными познаниями, высокими нравственными убеждениями, свободной и твердой волей, способного устоять от соблазна современного общества».

Взошедший на престол после падения Севастополя, Александр II уволил Н.И. Пирогова со всех занимаемых им должностей. Возмущенный К.Д. Ушинский писал: «Может ли быть, чтобы такие люди долго оставались без дела, когда каж-

дый день их жизни, потерянный для государства, есть величайшая потеря, ничем не вознаграждаемая» [2, с. 402-403].

Министр просвещения Норов предложил Пирогову стать попечителем Одесского учебного округа, а затем и Киевского. Николай Иванович взялся за эту работу с энтузиазмом, с научной дотошностью, основательно. Каждая его статья была не просто педагогическим рассуждением, а была критикой нравов крепостного общества.

В то время в России, как и в других странах, розги были не просто орудием наказания, а символом принуждения, своеволия грубой силы. Пирогов пишет статью «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?» [3, с. 87-92]. Он выступил против сословной школы и ранней профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство с целью снизить уровень общего образования молодежи, отстаивал идею воспитания высоконравственного человека с широким умственным кругозором, восстал против ранней, преждевременной специализации детей, указал, что основанием последующего профессионального образования должно быть широкое общее образование. В соответствии с целью воспитания — воспитать человека — он предложил проект школьной системы по принципу единой школы из нескольких ступеней, доступной для любого сословия. Чтобы облегчить получение высшего образования неимущим, Пирогов предложил уменьшить плату за обучение. В своих циркулярах по учебному округу он обращал внимание на применение новых методов преподавания, которые бы будили мысль учащихся, развивали их умственные способности, предлагал привлекать к преподаванию в высших учебных заведениях крупных ученых [4, с. 237-240].

Хорошую сознательную дисциплину учащихся Николай Иванович считал важнейшим условием успеха педагогического процесса. В своей статье 1858 года «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?» он принципиально осудил телесные наказания и горячо доказывал, что применение розг уничтожает в ребенке стыд и должно быть отменено.

Педсоветы были разрешены уставом 1828 года, но они существовали лишь на бумаге. Пирогов добился, чтобы они действовали, а директор не пользовался властью безгранично. Николай Иванович первым выдвинул идею о студенческом самоуправлении в гимназиях и университетах.

Осенью 1859 года на Подоле в Киеве была открыта воскресная школа. Н.И. Пирогов в письме императору доказывал, что все люди талантливы и в университеты необходимо принимать не только дворянских детей, но и крестьянских, и евреев, и поляков. Александр II Освободитель, швырнув

35

письмо министру просвещения, проговорил: «Этот лекарь хочет открыть в России университетов больше, чем кабаков!».

В 1861 году Пирогов был уволен с должности попечителя. Прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы. Герцен написал в «Колоколе», что увольнение Пирогова — это «одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся».

Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности [4, с. 236-237].

А Пирогов после отстранения от работы поселился в купленном женой имении Вишня под Винницей. В это время Николай Иванович уже стал членом ряда зарубежных академий и, не востребованный на Родине, выезжал с лекциями в Европу. После возрождения так называемого профессорского института ему предложили взять шефство над русскими учеными, которые обучались за рубежом. Среди них были ставшие потом знаменитыми физиолог Ковалевский, биолог Мечников, историк литературы Веселовский. Но и этого Пирогову было мало. Оставив семью в Гейдельберге, он колесит по Ев-

ропе, изучая состояние высшего образования и публикуя свои наблюдения в статьях «Письма из Гейдельберга». После его смерти газеты писали: «Удивительно то, как человек таких лет и чинов сумел сохраниться во всей своей чистоте и глубине, да притом еще у нас в России».

Память о великом ученом — хирурге и педагоге — сохраняется и сейчас. Ежегодно в день его рождения (13 ноября) присуждаются премия и золотая медаль его имени за достижения в области анатомии и хирургии. В доме, где жил Пирогов, открыт музей истории медицины, его именем названы некоторые медицинские учреждения и улицы, а педагогические идеи Н.И. Пирогова все больше привлекают современников.

Список литературы

1. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. — С. 251.

2. Педагогическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 3. — С. 402-403.

3. Соловейчик, С.Л. Час ученичества / С.Л. Соловейчик. — М.: Детская литература, 1986.- С. 87-92.

4. Константинов, М.А. История педагогики: учебник. — 2-е изд. / М.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабае-ва. — М.: Гос. учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1959. — 500 с.

УДК 378.147:5

Н.В. Чечёткина, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

ПРОФИЛИЗАЦИЯ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

При построении дидактической системы курса «Концепции современного естествознания» (далее КСЕ) особый интерес представляет реализация принципа профессиональной направленности. Однако прежде чем говорить о профессиональной направленности содержания курса КСЕ, раскроем сущность самого понятия «профессиональная направленность».

Принцип профессиональной направленности преподавания заключается в своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программами знаний, умений, навыков и в то же время успешно формируются интерес к данной профессии, ценностное отношение к ней, профессиональные качества. Профессиональная направленность обучения дает возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влия-

36

ют на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности.

Под профессиональной направленностью обучения основам наук В.Г. Соловьянюк понимает систематическое обучение учащихся приемам использования научных знаний учебных предметов для управления производственными процессами и соответствующего конструирования своей профессиональной деятельности [1].

Е.А. Василевская и Р.У. Ахмерова рассматривают профнаправленность как форму специфической межпредметной связи в организации и содержании обучения в вузе и как средство формирования одного из важнейших свойств личности — ее социальную и психологическую направленность на профессиональную деятельность [2, 3].

Б.Н. Мухаметова под профессиональной направленностью обучения понимает ориентацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.