Научная статья на тему 'Педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе'

Педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2896
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова О. Н.

Сочетание новейших информационно-коммуникационных технологий и большой опыт накопленных педагогических технологий позволит существенно улучшить качество подготовки водителей массовой категории «В». Категория «В» (право на управление легковым автомобилем) потеряла любительский характер, она должна стать профессиональной вместе с другими категориями («С», «Д», «Е»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical and information-communication technologies in driving school training

The author claims that a combination of newest information-communication technologies and wide experience of accumulated pedagogical technologies will allow improving essentially the training quality of drivers of mass category "B". Category "B" (the right to drive a passenger car) has lost its amateur character nowadays, it should become professional alongside with the other categories ("C", "D", "E").

Текст научной работы на тему «Педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе»

3. Знания, навыки и умения переходят из цели обучения в средство формирования компетенции. Основным средством учебной деятельности следует считать:

• на первой стадии схему ориентировочной основы предметно-специфического действия (внешний носитель);

• на второй стадии схему ориентировочной основы действия — СхООд в виде учебных компетенций (внутренний носитель);

• на третьей стадии ориентировочную основу деятельности — ООД, представляющую собой нормативно одобренный обобщенный способ образовательно-профессиональной деятельности, присвоенный (индивидуализированный) субъектом учения (обучающимся).

4. Формирование учебных и учебно-профессиональных компетентностей обусловливает вовлеченность в учебно-профессиональную деятельность интеллектуально-познавательной, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности. Данное положение детерминирует структуру учебно-профессиональной компетентности наличием мотивационно-ценностного, когнитивного (интеллектуально-познавательного), операционально-деятельностного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов, образующих компетентность как систему.

5. Обоснованная модель психолого-дидактического (конструктивно-трансформативного) механизма формирования учебно-профессиональной компетентности (конструкция-трансформация мак-роструктурных единиц образовательно-профессиональной деятельности) является внутренним психологическим процессом, который опосредует внешнюю деятельность субъекта учебно-профессиональной деятельности, проявляясь во владении компетенциями.

Список литературы

1. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование: монография / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. — 170 с.

2. Марютина, Т.М. Введение в психофизиологию: учеб.-метод. пособие / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. — М.: МПСИ, Флинта, 2001.

3. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие для вузов / В.Д. Шадриков. — М.: Логос. 1996. — 320 с.

4. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. — М.: Академия, 2006. — 240 с.

5. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Т.В. Габай. — М.: Академия, 2003. — 240 с.

6. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография / А.А. Вербицкий. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.

УДК 37.01:629.33

О.Н. Филатова, аспирантка

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе

В современном российском обществе быстрым темпом растет число автовладельцев. Но, к сожаленью, таким же быстрым темпом растет и число дорожно-транспортных происшествий. В России дорожно-транспортные происшествия (ДТП) ежегодно уносят жизни около 35 тыс. человек, что сопоставимо с населением областного города. Помимо этого каждый день в России в ДТП погибают 2-3 ребенка.

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года .№ 100 была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Цель — сократить число погибших в ДТП в 1,5 раза и на 10 % уменьшить число пострадавших. Эта программа должна кардинально изменить учебный процесс российских автошкол [1, с. 44].

Чему учить и как учить будущих водителей в последние годы вызывает споры среди специалистов. Автор считает, что современные автомобили настолько сложны по устройству, что их изучение нужно свести до минимума, а основную часть отвести на изучение Правил дорожного движения, Безопасности дорожного движения, анализу ДТП, проблеме культуры и дисциплины водителей на дорогах. Педагогические и информационно-коммуникационные технологии должны стать неотъемлемой частью процесса обучения в автошколах.

Идея разработки педагогических технологий современного образования заключается в необходимости перехода от объяснения к пониманию, от социального контроля к развитию и самоконтролю, от управления к самоуправлению.

Теория и методика профессионального образования

Современная педагогика определяет педагогические технологии воспитания как пооперационно организованную деятельность преподавателя, взаимодействующего с учащимися в целях достижения оптимальным путем некоторого стандарта поведения и деятельности. Основными составляющими технологии воспитания являются: педагогическое общение, педагогическое требование, педагогическая оценка и создание успеха, педагогическое разрешение конфликтов, организация индивидуальной и групповой деятельности.

Сегодня проблемы нравственности выходят на первый план, и в этом нет ничего удивительного. Ни одно общество не может нормально существовать без каких-либо общепризнанных моральных норм и принципов. Подлинная нравственность имеет общечеловеческий характер.

Автор считает, что нравственное воспитание должно быть включено в программу обучения в автошколах и идти наравне с профессиональной подготовкой. Если водитель будет знаком с элементарными правилами морали и нравственности, то культура на российских дорогах будет улучшаться.

Образ жизни человека, его отношение к другим людям, самому себе в значительной степени определяются его морально-нравственными качествами. Мораль и нравственность — это совокупность правил общежития, поведения людей, определяющих их обязанности по отношению друг к другу и к обществу. К морально-нравственным качествам относятся патриотизм, коллективизм, отношение к работе, товарищам, детям и т. д. [2, с. 188].

Водителей, ведущих высокоморальный образ жизни, отличает чувство долга, высокая дисциплинированность, добросовестное выполнение своих служебных обязанностей. За рулем автомобиля такой водитель благожелательно относится к другим участникам движения, заботится об их безопасности, строго соблюдает Правила дорожного движения.

Культурный водитель своей манерой езды создает вокруг себя культурное пространство, которое в свою очередь воспитывает других участников дорожного движения. Чем больше таких водителей будет на дорогах, тем быстрее Россию можно причислить к ряду цивилизованных стран.

Воспитательная функция педагогического процесса проявляется в том, что обучение постоянно. Основная задача преподавателя — максимально использовать воспитательные возможности педагогического процесса для формировании у обучаемого лучших качеств.

Воспитание в педагогическом процессе обеспечивается, в первую очередь влиянием на обучаемого личности педагога, а также преподаватель владеет педагогическими технологиями.

Тот факт, что общество живет в информационном поле, в настоящее время является общепризнан-

ным. Термин «информация» — наиболее употребляемый в науке, технике, быту. Это обусловлено тем, что информированность, осведомленность играют очень важную роль в жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всех людей в целом. Слова Талейрана: «Кто владеет информацией — владеет миром» — наполняются сейчас не только политическим, но в большей мере экономическим и социальным смыслом.

Увеличение объема циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, обрабатывать и преобразовывать, поэтому это становится одним из основных умений человека. Во-первых, ему нужен гораздо больший объем знаний, чем несколько десятилетий назад. Во-вторых, полученные специалистом знания довольно быстро устаревают. Это значит, что современному человеку необходимо перманентное образование, что подразумевает готовность к самостоятельному добыванию новых знаний.

Информационно-коммуникационные технологии — это совокупность методов, устройств и процессов, используемых обществом для сбора, обработки и распространения информации [3, с. 29].

Использование компьютерных средств позволяет получить первичную информацию не только от преподавателя, но и с помощью интерактивных обучающих программ, которые помогут учащимся автошкол освоить:

• правила дорожного движения (ПДД);

• устройство автомобиля;

• основы безопасности дорожного движения.

Автор статьи использует в работе CD-диски:

«Правила дорожного движения 2006 г.» (Г. Гро-

маковский, С. Бачманов, Я. Репин и др.). Этот диск содержит экзаменационные билеты и тематические задачи (официальное электронное издание); правила дорожного движения; дорожные знаки и разметка; правила применения дорожных знаков и разметки; методику проведения квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами экзаменов;

«Уроки вождения» (В. Мамаев). В жанре мультимедиа предоставлена полная база ПДД на реальных примерах; начало движения и маневрирования; нарушения ПДД; общие обязанности водителя. Особенности курса: огромное количество видеороликов, снятых на реальных городских дорогах; множество исчерпывающих комментариев; моделирование практически всех ситуаций, в том числе и аварийных;

«Мастерство вождения» (Ю. Амбулатов, С. Зеленин, А. Иванов и др.). Данный диск содержит типичные аварийные ситуации, проанализировав которые учащиеся могут избежать дорожно-транспортных происшествий. Если каждый водитель будет знать, что ждет его «за поворотом», то

авария, к которой ведут складывающиеся обстоятельства, не состоится.

Компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы контроля и самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческого характера обучения [3, с. 35].

Использование средств массовой информации, в том числе и Интернет-ресурсов позволят преподавателю и учащимся быть в курсе изменений в соответствующей области знаний. К фундаментальным технологиям, используемых в сети Интернет, относится гипертекст и гипермедиа. В сети Интернет можно работать с информацией в режиме online, или скачав ее из сети, — offline. На сайтах Интернета можно найти новости, статьи, изменения в ПДД, статистику, информацию по устройству любого автомобиля, общественные проекты, форумы, книги и журналы и много другой полезной информации. Участие в форумах и общественных проектах позволят высказать свое мнение, задать интересующий вопрос, найти нужную информацию. Владея ИКТ, учащиеся могут продолжать свое образование в последующей своей профессиональной деятельности.

По мере совершенствования технологий роль преподавателя заключается в том, чтобы не только владеть всеми современными ИКТ, но и уметь самостоятельно отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, помочь учащемуся выбрать тот ресурс, который бы учитывал индивидуальные особенности и способности конкретной личности.

Безусловно, применять ИКТ в автошколе необходимо, но не следует забывать о «живом» общении в процессе воспитания личности, которое является основой существования человеческого общества.

Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них представлены наиболее обобщенные требования к этике общения «ученик — педагог». Они связаны с нравственным ядром личности и проявляют понимание ею смысла педагогической деятельности и характера взаимоотношения всех участников целостного педагогического процесса.

Одним из важнейших стимулов человеческой деятельности являются личные отношения, складывающиеся между людьми. Эти отношения представляют собой основной способ выражения педагогических требований. Единые педагогические требования как социально-культурные нормы поведения и выражения отношения относятся ко всему содержанию жизни людей, любому виду их деятельности.

Применение педагогических и информационно-коммуникационных технологий помогут становлению профессиональных качеств будущих водителей. Профессиональный водитель — это залог безопасности на дорогах. Такой водитель не просто безупречно управляет автомобилем, но и диктует правила поведения на дорогах другим участникам дорожного движения. И чем больше будет профессиональных водителей, тем быстрее будет меняться ситуация на российских дорогах.

Список литературы

1. Проблемы профессиональной подготовки водителя // Сб. науч. статей Всероссийской научно-практической конференции. — Елабуга: ЕГПУ, 2007. — 80 с.

2. Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 224 с.

3. Кручинина, Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе / Г.А. Кручинина. — Нижний Новгород: ННГУ, 2000. — 128 с.

УДК 378.146

И.В. Осипова, канд. пед. наук, доцент Ю.В. Осколкова, ст. преподаватель

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

выявление уровня готовности педагога профессиональной школы к творческой профессионально-педагогической деятельности

В системе начального профессионального образования идет поиск нового содержания и технологий обучения и воспитания. Эффективность этого процесса значительно зависит от готовности и способности педагогов и мастеров профессионального обучения к творческой деятельности.

В связи с этим была поставлена цель — изучить самооценку творческих способностей педагогов системы начального профессионального образования.

Для реализации данной цели была разработана анкета самооценки данных способностей. При формировании позиций, по которым осуществля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.