Научная статья на тему 'Автошколы как инструмент профессионального образования и мотивации молодежи для задач обеспечения безопасности дорожного движения'

Автошколы как инструмент профессионального образования и мотивации молодежи для задач обеспечения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1305
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОШКОЛА / ВОДИТЕЛЬ / ДТП / SCHOOL OF MOTORING / DRIVER / TRAFFIC ACCIDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко П.А.

Рассматривается возможность снижения числа жертв дорожно-транспортных происшествий из-за нарушений ПДД водителями за счет изменения системы их подготовки придания российским автошколам статуса государственных средств обеспечения безопасности дорожного движения, реализующих общесистемную идеологию профессионального образования и мотивации молодежи к законопослушному поведению в дорожной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper looks at possibility of reducing the number of traffic accident victims due to drivers breaking traffic rules through changing the system of training drivers, namely granting Russia’s schools of motoring the status of state means of ensuring traffic safety which put into practice the system-wide ideology of professional education and motivating the youth for law-abiding behaviour in the traffic environment.

Текст научной работы на тему «Автошколы как инструмент профессионального образования и мотивации молодежи для задач обеспечения безопасности дорожного движения»

Автошколы как инструмент профессионального образования и мотивации молодежи для задач обеспечения безопасности дорожного движения

П. А. Кравченко,

д-р техн. наук, профессор, научный руководитель Института безопасности дорожного движения СПбГАСУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член РАТ

В российской системе обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) по фактору «водитель» совершается до 60-70 % дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Снижение этого «законсервированного» процента равнозначно включению в системный механизм ОБДД дополнительного, прежде не используемого и существенного ресурса предупреждения дорожно-транспортного травматизма в нашей стране. Такое включение можно осуществить, если придать российским автошколам статус государственных средств ОБДД, реализующих общесистемную идеологию профессионального образования и мотивации молодежи к законопослушному поведению в дорожной среде. Зарубежный опыт относит такой формат статуса автошкол к наиболее эффективным средствам обеспечения дорожной безопасности.

О концепции организации и управления системами подготовки водителей

В системах обеспечения безопасности дорожного движения многих стран мира, в том числе в России, ответственность за совершение ДТП несут, как

правило, их непосредственные участники. При этом нередко вне поля зрения остаются многие факторы (причины), способствующие созданию предаварий-ных ситуаций, но не контролируемые государством и обществом.

В России к числу таких причин относят низкое качество автошкольной подготовки водителей транспортных средств, связанное, в первую очередь, с отсутствием юридически строгих требований к ее организации. Аварии в дорожном движении России по вине водителей составляют, как указано выше, 60-70 % от общего числа ДТП и приводят к гибели порядка 80 человек ежедневно (рис. 1, 2). Это обстоятельство позволяет поставить перед обществом и государством проблемные вопросы: какие дефекты имеет действующая организация автошкольной подготовки в России, в первую очередь, концептуальные, как устранить недостатки и эффективно использовать скрытый потенциал автошкол для снижения уровня дорожной опасности по фактору «водитель».

Начнем с мотивационной составляющей качества подготовки водителей. Во многих странах получение водительских прав молодыми членами общества

»тр

ЙЧ »11 км

■ ДТП ■

Рис. 2. Количество ДТП из-за нарушений ПДД водителями, число погибших и раненых (с сайта www.gibdd.ru)

давно превратилось в стандарт современного образа жизни. Тяга молодежи к вождению транспортного средства формируется самой природой молодости и выступает одним из фундаментальных факторов, способных обеспечить высокий результат любого социально значимого для государства образования. Однако специфика макрофактора «молодежь» такова, что он, включая в себя множество других более мелких факторов, затрудняет его исследование в интересах задач ОБДД. На сегодня фактор обстоятельно описан только в социологических терминах, малозначимых для исследуемой темы, но очевидно значимых на последующих шагах ее развития.

Стремление подавляющей части молодежи России пройти обучение в автошколах (АШ) как отдельный фактор повышения БДД никогда не привлекал внимания российских специалистов. Но он - по мировому опыту - должен рассматриваться государством в качестве основного механизма профильного образования и воспитания (мотивации) молодежи как участника систем ОБДД. Соответствующая деятельность, как и деятельность обучающая, должна организовываться в АШ на общих и общеизвестных принципах, главным из которых следует считать принцип системного управления, в рассматриваемом случае — мотивационным состоянием обучающихся, т. е. управления, осуществляемого «по факторам», предупреждая выход каждого из них за допустимые границы. В связи с этим мотивационный фактор должен быть так же формализован, как и любой другой фактор, причем не интуитивно и не произвольно, а логически строго, отталкиваясь от формализованного описания назначения системы подготовки водителей.

Сегодня системы ОБДД в России обладают и множеством других принципиальных недостатков. Например, в приложении к рассматриваемой теме - качества организации подготовки водителей в нашей стране — даже не озвучены и не сформулированы цели подготовки, в то время как они являются строго задаваемым «входным сигналом» в систему подготовки. Именно поэтому в системе ОБДД цели изначально должны быть строго согласованными с требованиями к результату деятельности АШ - владению водителями приемами обеспечения личной безопасности и безопасности пешеходов, с требования-

ми к состоянию сопутствующих транспортных процессов. Если бы подготовка водителей осуществлялась целенаправленно - согласованно с целями, т. е. в автошколе реализовывался бы качественный управляемый учебный процесс, то уже самой организационной формы было бы достаточно, чтобы существенно снизить уровень дорожной опасности по фактору «водитель» и управлять им. Следствием отсутствия системно установленной формулы целей является то, что сегодня в АШ нет потребности даже в определении самого понятия «качество подготовки водителей». Это обстоятельство, в свою очередь, ведёт к тому, что и учебные программы, и методики организации и управления обучением изначально не ориентированы на освоение знаний и обучение устойчивым навыкам их применения для предупреждения попадания в опасные ситуации и парированию уже возникших ДТП. В то же время подобный опыт используется в стандартах подготовки водителей во многих развитых странах, например, в Швеции и Германии.

К фундаментальным недостаткам российской системы подготовки во-

дителей следует отнести и отсутствие механизма исполнения Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (декабрь 1995 г., № 196), определяющего осуществление любой деятельности в сфере обеспечения дорожной безопасности, влияющего на ее уровень исключительно в формате деятельности по «предупреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий» (ст. 2). Неопределенность целей автошкольной подготовки вполне способна быть причиной возникновения ДТП. С одной стороны, это означает, что требуемый механизм ее организации не соответствует законодательной норме: она не исполняется сегодня и не исполнялась никогда прежде. С другой - федеральный закон сам — как инструмент ОБДД — не предупреждает такую значимую причину, способную вызывать тяжкие ДТП!

Следствием небрежности в определении целей подготовки водителей, отсутствия целенаправленного воздействия на процесс их подготовки, даже неиспользования в системных целях определения термина «качество» и критериев его оценки объясняют то,

что в действующей практике принципиально значимые для обеспечения БДД положения образовательных методик тщательно не исполняются и не сопровождаются необходимым отслеживанием. Им как инструменту «изготовления» водителей не присвоен статус норматива хотя бы в самой образовательной организации - норматива, обязательно реализуемого в учебном процессе. Поскольку такое исполнение и отслеживание не предусмотрено государственными нормативами, оно, как правило, мало интересует руководителей АШ, оставляя им приоритетом исключительно заботу о финансовом состоянии АШ.

Для АШ не определён нормативами и обязательный уровень требований к точности воспроизводства образовательных методик, к их оценке, к методам реализации и контроля, а также к критериям обеспечиваемого качества подготовки по отдельным составляющим.

К неопределенным и не наблюдаемым надзорными органами функционально обязательным элементам автошкольной подготовки относятся требования к подсистемам программного, технического, методического, информационного и иного функционально необходимого обеспечения учебного процесса; к общей квалификации руководителей учебных заведений, организующих и осуществляющих подготовку водителей; к квалификации работников Госавтоинспекции, экзаменующих слушателей и принимающих решение о выдаче водительских удостоверений, и т. д.

Множественность накопившихся годами не устраняемых недостатков в профессиональной подготовке водителей и сложность указанных выше новых многочисленных задач общей проблемы организации подготовки водителей свидетельствует об одном: ее структурный или организационный формат несовершенен и не способен выполнять функции средства обеспечения БДД.

Накопленный отечественный [1-5] и зарубежный [5-9] опыт подготовки водителей различных видов транспортных средств связывает их качественную подготовку к моменту окончания учебы в начальных профессиональных автошколах с приобретением навыков операторов опасных подвижных объектов, высокого уровня профессиональных знаний обучающихся и допустимо устойчивых навыков управления этими объектами во всех возможных видах их движения при использовании по назначению, а также в любых средах, в том числе в климатических, и в любое время суток. Именно наличием таких знаний и навыков выпускников автошкол определяется качество их подготовки. Но профессиональная составляющая должна дополняться в автошколах личностной мотивационной составляющей, чего сегодня автошколы не делают. Последняя способна формироваться в автошкольных процессах, причем, что является большим плюсом, с чистого листа, т. е. с начала процесса обучения. Механизм мотивации подпитывается желанием обучающихся приобрести необходимые навыки управления внутренней дисциплиной, законопослуш-

ности и понимания ответственности за надлежащее поведение в дорожной среде. В смежных областях транспорта, например в воздушной [5], профессиональная подготовка включает три подсистемы: квалификационную (операторскую), воспитательную и психофизиологическую. В автотранспортной сфере реально и в низком качестве используется лишь первая из названных.

Качество подготовки водителей в изложенном толковании естественно может быть обеспечено в соответствующей образовательной среде, которая определяется и уровнем ее профессиональной организации, и дисциплиной регулярного воспроизводства учебного процесса, качественными подсистемами его функционального обеспечения (учебно-методического, мультимедийного, информационного, лабораторного, кадрового, финансового и др.) и качественными учебными и мотиваци-онными программами.

Всё сказанное позволяет определить необходимое толкование всех функционально значимых терминов, целей и задач концепции обеспечения качества подготовки водителей в следующем виде:

• цель концепции — создать и обеспечить реализацию в АШ систем качества как инструмента гарантированного обеспечения требований программ профессиональной и мотивационной подготовки водителей транспортных средств, обеспечить приобретение обучающимися в учебном процессе функционально необходимых знаний и умений ими пользоваться, операторских навыков управления транспортным средством, а также дисциплины поведения в дорожном движении.

• задачи концепции — формализовать термин «назначение государственной системы автошкольной подготовки», обосновать ее образовательные и мотивационные цели подготовки, систему показателей (критериев) качества процесса подготовки водителей, организовать подсистему мониторинга текущих результатов деятельности региональных систем автошкол, изложенных в терминах обеспечиваемого качества подготовки водителей и подсистем; способствовать организации взаимодействия автошкол региона на принципах саморегулирования, опираясь на потенциал региональных институтов гражданского общества - ассоциаций, союзов и т. п.; использовать

опыт различных региональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей (вузов, колледжей, автошкол), опыт зарубежных стран по обеспечению непрерывности процесса повышения качества действующих программ (СД!£-технологии), разработки и реализации дополнительных образовательных программ повышения квалификации преподавателей автошкол, сотрудников ГИБДД, экзаменующих выпускников, проекты современных программ профессиональной подготовки водителей для участия в конкурсах программ, например, в рамках Федеральных целевых программ повышения БДД; создать и обеспечить реализацию механизма регулярного обмена опытом подготовки водителей транспортных средств в рамках специализированных конференций, семинаров, круглых столов; и наконец, разработать технологию многократного воспроизводства найденных механизмов функционирования отдельно взятой автошколы и региональных систем автошкол в целом.

Неэффективность реализуемых сегодня технологий управления процессами подготовки водителей не позволяет быстро создать систему организации, соответствующей изложенной концепции. Как ее создать, в общем понятно. Достаточно начать с соблюдения закона, приняв в качестве основного принципа системную организацию автошкольной подготовки водителей и управление ее состоянием, реализацией механизма слежения за состоянием, способного обеспечить упреждающее обнаружение причин возникновения недопустимых по требованиям безопасности («опасных») отклонений параметров учебного и мотивационного процессов от их штатных значений, и включение заранее созданных средств подавления отклонений. Таких механизмов, банков нештатных ситуаций и факторов, снижающих дорожную опасность, в Российской практике ОБДД на сегодня нет, и их нужно безотлагательно разрабатывать.

К этому призывает и всемирный доклад «О предупреждении дорожно-транспортного травматизма» (ДТТ) [8], который утверждает: ДТТ в значительной степени предсказуем, исключая случайности, и предотвратим. Он поддаётся рациональному анализу и противодействию (см. также [9]). По-рассматриваемой теме можно предло-

жить следующий алгоритм действий: сформировать множество факторов, объединенных в массив факторов термином «водитель» (их должно быть много - по опыту Израиля [7], полное множество факторов, влияющих на БДД, превышает 1000, из них 18 отнесены к опасным); в терминах логики определить природу каждого фактора, который может оказаться причиной «опасных» для БДД нарушений норм поведения водителей в дорожной среде; рассмотреть эти «опасные» факторы в двух направлениях. Первые вызваны психофизиологическими особенностями водителя (знал, умел выполнять правильно и имел намерение выполнить правильно), и его нельзя обвинить в недобросовестном отношении к своим обязанностям участника дорожного движения, эти ошибки не зависят от воли и сознания водителя. Вторые - при доказанной недобросовестности - относятся к поведенческим проступкам.

Таким образом, для решения проблемы управления поведением водителей в дорожной среде - предупреждения ошибок и проступков - надо иметь раздельные и обоснованные механизмы, по сути предупреждения тяжких ДТП. В совокупности эти механизмы должны нейтрализовать все обнаруженные опасные факторы с гарантированной строгостью исполнения соответствующих предупреждающих действий, имеющих характер регламентов, т. е. обязательно исполняемых процедур.

Виды возможных отклонений в поведении водителей и средства их предупреждения

В обосновании средств предупреждения отклонений в поведении водителей в соответствии с отмеченными направлениями формирования «опасных» факторов различают два вида подходов [1-3].

Первый основан на признании всех возможных отклонений проступками, связанными с небрежностью, невнимательностью, халатностью, недолжным пониманием собственной ответственности, второй - на признании их ошибками, независимыми от воли и сознания водителя.

Средствами предупреждения отклонений в поведении первого типа могут служить: «силовое» сужение границ допустимых отклонений с последующим принуждением к их предупреждению

прогрессивно нарастающими штрафными санкциями; увеличение числа и ужесточение инструкций по предупреждению; демонстрация эффективности автоматизации систем автомобиля, исполняющих функций водителя в «ручном» управлении (антиблокировочных, противобуксовочных и адаптивных, курсовой стабилизации и креновой устойчивости и т. п.); демонстрация эффективности средств контроля качества обучения - экзаменация, лабораторный практикум, тренажерный тренинг и другие;

Средствами предупреждения второго типа отклонений могут служить: демонстрация эффективности способов обнаружения и нейтрализации факторов, вызывающих при выполнении одной и той же функции более частые ошибки физического, биологического, психического, социального, климатического характера; уменьшение неопределенности в поведении автомобиля средствами его стабилизации, дублирования систем, введения обратных связей; демонстрация эффективности средств уменьшения дефектов эргономического сопряжения водителя с автомобилем и силового (тактильного) сопряжения с каналами управления его положением - тормозным, рулевым, тяговым и т. п.; коррекции методик обучения, вызывающих увеличение частоты ошибок при небольших усложнениях дорожных ситуаций, и профессионального отбора в случаях совершения ошибок в одной и той же ситуации одними водителями и несовершения — другими; специальный тренинг поведения в дорожных ситуациях с нагрузками, превышающими возможности человека и ослабления инстинкта деструктивных действий, средствами психотерапии; усиление средств мотивации в случаях ослабления ее действия на успешность поведения и улучшение методик и квалификации преподавателей в изучении фактов отсутствия у водителей понимания событий, связанных с заблуждением и слабоволием.

Указанный перечень возможных средств предупреждения отклонений в поведении водителей, доведенных в российской практике до соответствующих процедур, еще предстоит освоить и внедрить, дополняя его при необходимости с учетом российской специфики общего поведения (менталитета) водителей в дорожном движении.

Варианты образовательных целевых установок в подготовке водителей

Водитель, осваивая курсы профессиональной подготовки, должен:

а) знать:

• правовые нормы деятельности (поведения) водителя (ПДД, функции непосредственных участников дорожного движения, системы управления транспортным средством и обеспечения БДД, нормативы ответственности);

• примеры наиболее распространенных отклонений в поведении водителей от установленных правовых норм, результаты и причины этих отклонений, средства их предупреждения;

• психофизиологические механизмы человека и нормативы поведения водителя в системе «водитель — автомобиль — дорога», в системах движения транспортных и пешеходных потоков;

• виды возможного движения автомобиля в дорожной среде и требования к ним Правил дорожного движения;

• элементы конструкции автомобиля, обеспечивающие управление его движением и правила безопасного использования при паркинге, продольном - разгонном и тормозном - движении, криволинейном движении, движении в возмущенной дорожной среде (неровности, темное время суток, климатические возмущения);

• общность функционального назначения конструкций основных агрегатов и систем автомобилей на множестве их частных особенностей;

• особенности нормативных требований к квалификации водителей автомобилей различных категорий;

• характер реакции автомобиля на подаваемые водителем управляющие воздействия и приемы управления ею;

• реакцию организма на действие возбуждающих и наркотических средств.

б) уметь:

• пользоваться знанием правовых норм профессиональной деятельности водителя;

• оценивать причины совершенных ДТП и предаварийных ситуаций;

• удерживать автомобиль в неподвижном состоянии на горизонтальных дорогах и уклонах и начинать на них движение;

• управлять работой систем, агрегатов и вспомогательного оборудования транспортного средства (ТС);

• управлять движением ТС во всех возможных режимах и условиях движения, а также в критических ситуациях (занос, плохая видимость, внезапные неисправности, влияющие на БДД и т. п.), обеспечивая его безопасность для себя, других участников движения и внешней среды;

• оценивать техническое состояние ТС, используя штатные средства конструкции и комплектации автомобиля;

• оказывать первую медпомощь себе и пострадавшим при попадании в ДТП, и т. д.

Целевые установки (ЦУ) и требования к организации и управлению учебным процессом в автошколах

Возможные ЦУ:

• соответствие целевых установок и требований потребностям общества (обеспечением гарантированного качества усвоения программ обучения, закреплением приведенных выше знаний, приобретенных навыков безопасного управления движением автомобиля и поддержания его технического состояния в соответствии с требованиями ОБДД);

• учет реальных личных целей обучающихся - приобрести право управления автомобилем при наличии требуемых знаний и навыков самостоятельного и безопасного управления его движением в реальной дорожной среде и при удовлетворительном знании ПДД, допуская небезопасный контролируемый стиль вождения;

• реализация учебных программ технологиями обучения, необходимыми и достаточными для достижения образовательных ЦУ;

• наличие полного (функционально обязательного) комплекса подсистем обеспечения реализуемых образовательных технологий - нормативного, учебно- и организационно-методического, материально-технического, информационного, кадрового, финансового и др., способных обеспечивать многократно повторяющийся процесс достижения образовательных и моти-вационных целей;

• системное координационное объединение деятельности АШ (регион, город, поселение) на базе принципов саморегулирования;

• открытость систем профессиональной и мотивационной подготовки в каждой отдельно взятой АШ и в систе-

ме АШ для общественности и населения (интернет, СМИ, информационная сетевая среда);

• знание, информировность персонала АШ и обучающихся об учете в АШ зарубежного опыта для демонстрации соответствия (непротиворечивости) собственной организации подготовки этому опыту;

• введение возрастных ограничений (общих и по типам ТС) - трехэтапность получения водительских прав (по примеру США, Канады, Новой Зеландии -ученическое, временное, стандартное); обязательность использования ранних программ обучения участника ДД - сдача школьниками (10-летнего возраста) экзамена на управление велосипедом и скутером (Германия); применение различных тренажерных средств (виртуальных и натурных); использование автошколами методически согласованных с целями учебных программ собственных автодромов или автодромов коллективного пользования (Корея); выбор формы экзамена на автодроме - школьный, муниципальный или иной автодром (автодром общего пользования), без инструктора или полицейского; глубина и полнота учебных программ, (двухгодичные курсы обучения для инструкторов по вождению, Швеция); ежегодная аттестация молодых водителей в обоснованном возрастном диапазоне на наличие (сохранение) приобретенных знаний, навыков и мотивации, и т. д.

О критериях оценки качества системы подготовки водителей

В каждой отдельно взятой автошколе обоснование критериев качества осуществляется с помощью разрабатываемых моделей, реализуемых в АШ систем подготовки водителей и управления ими, с учетом параметров входных сигналов - целевых (желаемых) и выходных (достигаемых) результатов. Возможные формы критериев, соответствующие здравому смыслу:

• уровень строгости (дисциплина) организации и управления учебным процессом;

• наличие и эффективность применения методик оценки отношений между обучающимися и преподавателями - для каждой системы подготовки водителей;

• наличие и уровень информирования об эффективности механизмов контроля квалификации и ответственности персонала АШ;

• оценка уровня регулярности применения и эффективности методик, используемых в период дорожной адаптации выпускников АШ в интересах «целей» обучения;

• оценка уровня знаний, освоенных навыков и качества (мастерства) управления транспортным средством в неблагоприятных условиях;

• оценка уровня знаний по применению норм транспортного и дорожного права;

• наличие и эффективность методик оценки содержания знаний, приобретенных обучающимися;

• оценка уровня адаптации автошкольных требований к действующим системам статистического учета поведения водителей в реальных условиях дорожного движения.

В заключение

Изложенный в статье материал позволяет сделать следующие выводы.

Макрофактор «молодежь» (собирательный термин множества частных факторов) в российских технологиях обеспечения дорожной безопасности как объект системного государственного внимания к задачам предупреждения развития частных факторов в причины ДТП изучен чрезвычайно слабо и в настоящее время практически не используется в качестве системно обязательного инструмента обеспечения БДД. Следствие этого российского «феномена» - высокая смертность в дорожном движении по фактору «водитель».

В системе профессиональной подготовки водителей транспортных средств необходимо использовать мотиваци-онный потенциал молодежи в обеспечении БДД, который был бы способен обеспечить понимание молодежью высокой ответственности участника системы, необходимости самодисциплины и законопослушания.

Из трех подсистем профессиональной подготовки молодых водителей - квалификационной, воспитательной (мотивационной) и подсистемы психофизиологической подготовки - доминирующим статусом (значимостью) обладает подготовка мотивационная. Профессиональная подготовка подпитыва-ется подготовкой мотивационной и служит «интересным» фоном, на котором осуществляется процесс формирования мотивации обучающейся молодежи.

Автошколы должны быть освобождены от статуса «ларьков» рядовой

бизнес-деятельности и наделены высоким ответственным статусом организаций — участников государственной системы обеспечения БДД по фактору «водитель» с перечнем полномочий, отраженных в Федеральных государственных нормативных документах.

Профессиональное образование водителей ТС любых категорий начинается с ТС категории «В». Первично обучившийся в автошколе к моменту ее окончания должен быть профессионально подготовлен к исполнению и функции водителя и к юридической ответственности за обеспечение безопасности своей жизни, жизни других участников ДД и объектов дорожной и природной среды в объеме, соответствующем программе обучения управлением транспортным средством указанной категории. Последующее обучение управлению транспортными средствами других категорий наращивает формулу ответственности (в практике Германии) с учетом их нового функционального назначения, других инерционных свойств и массо-габаритных параметров, специфики эргономического и инженерно-психологического сопряжения водителя с ТС и других особенностей конструкции ТС и условий планируемой эксплуатации (личной, коммерческой, специальной и т. п.).

Версия изложенных в статье концептуальных размышлений о целях, технологиях, задачах, критериях оценки качества средств подготовки молодежи в АШ может рассматриваться как предмет для дальнейшей дискуссии, поскольку

является вариантом проекта образцовой организации автошкольной подготовки водителей из числа молодых граждан нашей страны и управления процессом их профильного образования и воспитания (мотивации) с целью обеспечения дорожной безопасности. □

Литература

1. Котик М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. М.: Транспорт, 1987. 86 с.

2. Котик М. А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора. М.: Транспорт, 1993. 25 2 с.

3. Ротенберг Р. В. Основы надежности системы водитель - автомобиль - дорога - среда. М.: Машиностроение, 1986. 216 с.

4. Федоров В. А., Кравченко П. А., Чу-ков В. И. Функциональность приобретаемых знаний - фундаментальный принцип формирования программ подготовки и переподготовки водителей транпсортных средств // Автомобильный транспорт.1997. № 11.

5. Сакач Р. В. Безопасность полетов: учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1989. 239 с.

6. Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт, 1989. 367 с.

7. Цижный Э. Все движение автотранспорта контролируется из центра // STOP-Газета. 2005. № 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма / ВОЗ. Женева, 2004.

9. О состоянии безопасности дорожного движения. Европейский доклад / ВОЗ. Копенгаген, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.