Научная статья на тему 'Педагогические характеристики социального взаимодействия курсантов'

Педагогические характеристики социального взаимодействия курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / КУРСАНТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / СИСТЕМНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ИННОВАЦИЯ / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS / CADETS / SOCIAL INTERACTION / COMMUNICATION SKILLS / PRACTICE / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / OF SYSTEMATIZED THINKING / INNOVATION / MILITARY SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безматерных Алексей Николаевич, Иванов Игорь Викторович, Агаев Руслан Сейранович

Статья посвящена исследованию педагогических характеристик социального взаимодействия курсантов на разных этапах их профессионального становления. Формирование и развитие коммуникативных навыков в ходе профессиональной подготовки будущих офицеров рассматриваются как форма социального взаимодействия. Предлагается технология реализации междисциплинарных связей на основе формирования у курсантов системности мышления и применения предметных знаний на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безматерных Алексей Николаевич, Иванов Игорь Викторович, Агаев Руслан Сейранович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical characteristics of social interaction among cadets

The article is devoted to pedagogical characteristics of social interaction among cadets. Formation of communication skills in the course of officers' professional development is considered to be as a form of social interaction. The authors suggest a technology of interdisciplinary connections implementation on the basis of systematized thinking formation and the abilities to apply their subject knowledge in practice.

Текст научной работы на тему «Педагогические характеристики социального взаимодействия курсантов»

Педагогика

УДК 378.1

А.Н. Безматерных*, И.В. Иванов **, Р.С. Агаев ***

Педагогические характеристики социального взаимодействия курсантов

Статья посвящена исследованию педагогических характеристик социального взаимодействия курсантов на разных этапах их профессионального становления. Формирование и развитие коммуникативных навыков в ходе профессиональной подготовки будущих офицеров рассматриваются как форма социального взаимодействия. Предлагается технология реализации междисциплинарных связей на основе формирования у курсантов системности мышления и применения предметных знаний на практике.

Ключевые слова: педагогические характеристики, курсанты, социальное взаимодействие, коммуникативные навыки, практическая деятельность, междисциплинарные связи, системность мышления, инновация, военный специалист.

A.N. Bezmaternykh*, I.V. Ivanov**, R.S. Agayev***. Pedagogical characteristics of social

interaction among cadets. The article is devoted to pedagogical characteristics of social interaction among cadets. Formation of communication skills in the course of officers' professional development is considered to be as a form of social interaction. The authors suggest a technology of interdisciplinary connections implementation on the basis of systematized thinking formation and the abilities to apply their subject knowledge in practice.

Keywords: pedagogical characteristics, cadets, social interaction, communication skills, practice, interdisciplinary connections, of systematized thinking, innovation, military specialist.

В настоящее время государству требуются войска, активно вовлечённые в общественную жизнь, необособленные от социальных связей. В условиях нарастания мультимедийной активности общества интенсивность коммуникативной деятельности курсантов увеличивается. Задача военной образовательной организации усложняется переходом от формирования деятельностной способности профессионального взаимодействия к обучению работе на опережение в поле неопределенности факторов социализации.

Исследователи процесса подготовки специалистов к предстоящей профессиональной деятельности в современных условиях, определяя характеристики и содержание коммуникативной деятельности, основным аргументом в пользу развития системы непрерывного образования

* Безматерных, Алексей Николаевич, начальник службы Пермского военного института внутренних войск МВД России, Пермский военный институт внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 614030, г. Пермь, улица Гремячий Лог, 1. E-mail: aleksej.bezmaternyx@ mail.ru.

** Иванов, Игорь Викторович, преподаватель Пермского военного института внутренних войск МВД России, Пермский военный институт внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 614030, г. Пермь, улица Гремячий Лог, 1, г. Пермь. E-mail: ivanovigorvikt@gmail.com. Тел.: 8 (919) 456-54-68.

*** Агаев, Руслан Сейранович, преподаватель Пермского военного института внутренних войск МВД России, Пермский военный институт внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 614030, г. Пермь, улица Гремячий Лог, 1. E-mail: agaev_ruslan77@mail.ru.

* Bezmaternykh, Alexey Nikolaevich, head of service of Perm Military Institute of Interior Forces for Ministry Internal Affairs of Russia (PVI VV MVD of Russia). Address: Russia, 614030, Perm, Gremyachy Log str., 1. E-mail: aleksej.bezmaternyx@mail.ru.

** Ivanov, Igor Viktorovich, lecturer of Perm Military Institute of Interior Forces for Ministry Internal Affairs of Russia (PVI VV MVD of Russia), candidate of pedagogical sciences, Address: Russia, 614030, Perm, Gremyachy Log str., 1. E-mail: ivanovigorvikt@gmail.com. Address: 614030, Perm, Pisarev street, 56B-154. Ph.: 8 (919) 456-54-68.

*** Agayev, Ruslan Seyranovich, lecturer of Perm Military Institute of Interior Forces for Ministry Internal Affairs of Russia (PVI VV MVD of Russia). Address: Russia, 614030, Perm, Gremyachy Log str., 1. E-mail: agaev_ruslan77@mail.ru.

© Безматерных А.Н., Иванов И.В., Агаев Р.С., 2016

Педагогика

выделяют социальное взаимодействие [5, 9]. Инновационные процессы требуют увеличения объёма практических действий и нестандартных способов решения новых задач. Рассмотрение социокоммуникативного компонента инноваций в обществе с позиции прикладной деятельности курсанта дает основание сделать вывод о необходимости формирования обучающейся системы для профессиональной подготовки военных специалистов [5, 6].

С точки зрения межличностных отношений, при осуществлении профессиональной правоохранительной деятельности в качестве характеризующего аспекта социального взаимодействия учёные выделяют коммуникативную компетентность сотрудников, обусловленную особенностями системы отношений и самой личности [2]. Между тем рассмотрение процесса социокультурного развития личности как поэтапного - от формирования мировоззренческих убеждений на основе позитивного мышления к выстраиванию целостной картины мира - позволяет говорить об особом влиянии на условия протекания этого процесса новых характеристик социального взаимодействия курсантов, связанных с информатизацией общества [1].

Высокая технологичность процессов информационного обмена выступает основополагающим принципом эффективности функционирования системы управления войсками. При этом распространение компьютерных сетей в технических системах Вооружённых Сил и связанная с ним стандартизация объектов деятельности военнослужащего (вооружение, микропроцессорная техника, системы связи, программное обеспечение, документы и др.) формируют единое пространство субкультурного взаимодействия с ярко выраженными признаками социального характера. Л.И. Лурье отмечает: «Проектируя будущее, необходимо осознавать смысл "культурных универсалий педагогики" в современном техногенном обществе как способ моделирования целостной картины будущего мира» [7, с. 195].

В теории управления классическое понятие «автоматизация технологических процессов» оставляет главенствующее положение за человеком. Однако компьютерные сети всё больше подчиняют структуре своего функционирования алгоритмы производства. При этом с позиции научного изучения философской проблематики человека и техники уже можно говорить о превалировании материальных средств обеспечения производственной деятельности над самим создателем этих средств. Рассмотрение педагогических категорий теории и методики профессионального образования через призму естественного протекания процессов информационного метаболизма человека и информационного развития общества исключает возможность ситуации подобного гипотетического противостояния.

Необходимость организации эффективного обучения в современных условиях на основе естественного познания гармонично вписывается в общую канву образовательной идеологии. Множество трудов исследователей проблем военного образования посвящены педагогическим особенностям преемственности в передаче профессионального опыта. «Современная деятельностная образовательная парадигма требует смещения акцентов в обучении от трансляции готового знания к развитию способностей» [3, с. 17]. В учебном процессе дидактические акценты необходимо смещать от значимости правильного решения в сторону развития способностей самостоятельного поиска правильного решения. Важно не давать курсанту готовые результаты и навыки выполнения изученных правил для достижения результата, а формировать способность самому выводить и формулировать эти правила.

Компьютерная индустрия повсеместным распространением продуктов своей деятельности на долгие годы снабдила отечественную систему обеспечения безопасности государства техникой и программами. Эксплуатация, обслуживание и ремонт средств вычислительной техники предполагают изучение инструкций, не содержащих в себе теоретических положений технических дисциплин и системных знаний. «Как знание технического устройства ещё не даёт нам знания о его предназначении, так и знание цели еще не дает нам знания о средстве, с помощью которого она достигается» [10, с. 43]. Поэтому, например, для устранения неисправности нет необходимости в изучении китайского языка: курсантов надо учить искать закономерности в технических процессах и физических явлениях.

С целью предварительного определения уровня сформированности способности самостоятельно выявлять закономерности методом групповых экспертных оценок и коллективного обсуждения нами проведен констатирующий эксперимент в учебной группе курсантов и в группе офицеров. Гипотеза эксперимента заключалась в том, что действующие методики обучения курсантов не в полной мере способствуют формированию у них способности самостоятельного поиска требуемого результата в нестандартных начальных условиях. Следовательно, необходим механизм активизации системной мыслительной деятельности. «А это - формирование у него (обучающегося - Авт.) нестандартного мышления, способности в минимальные сроки осваивать принципиально новые идеи, законы и технику, действовать грамотно в нестандартных ситуациях...» [4, с. 44].

Безматерных А.Н., Иванов И.В., Агаев Р.С. Педагогические характеристики социального...

В качестве примера рассмотрим первый этап эксперимента. Следует отметить, что в целях достижения достоверности и обоснованности результатов экспериментальному воздействию подвергались штатная группа курсантов второго курса, обучающихся по специальности «Специальные радиотехнические системы», и учебная группа офицеров, проходящих подготовку на курсах повышения квалификации, специализирующихся в области эксплуатации инженерно-технических средств охраны важных государственных объектов (т.е. группы с выраженным математическим уклоном). Испытуемым в обеих группах дано одно и то же простое задание - выполнить математическое действие сложение дробей:

и вывести правило:

Первая часть задания условная. Известно правило - для сложения дробей необходимо привести дробь к общему знаменателю. С выполнением второй части задания большая часть испытуемых не справилась. Возникшие сложности можно описать следующими педагогическими характеристиками социального взаимодействия.

1. Целеполагательная. Убежденность в нецелесообразности формирования способности самостоятельно выводить правила. Непонимание значимости развития системного мышления в виду доступности и известности готовых частных правил. Испытуемые утверждают, что правила нужно лишь запомнить, а в дальнейшем применять на практике без какой-либо критической оценки. Иными словами: «Читай инструкцию! В ней все написано!».

2. Смыслообразующая. Непонимание того, что требуется выполнить в задании. Вместо попыток найти правило, испытуемые применяют само правило путем замены неизвестных переменных натуральными числами в дроби. То есть, по сути, выполняют проверку правила.

3. Когнитивная. Отсутствие явных алгоритмов решения подобного рода задач в интеллектуально-эмпирическом наборе испытуемых, а также их недостаточный исследовательский навык в пространстве абстракций инициируют потерю интереса к получению результата.

Один из вариантов выведения правила:

1. Представляем выражение уравнением вида:

2. Умножаем обе части уравнения на один и тот же множитель:

abx = ab

3. После сокращения получаем:

abx - а + b

4. Выражаем:

а+Ь

х -

ab

На втором этапе эксперимента были даны задания по выявлению закономерностей в области эксплуатации и администрирования сетевых устройств, а также задание на построение структурно-логической схемы определения причин типичных сбоев в работе специализированного программного обеспечения и электронных устройств (компонентов) комплексов инженерно-технических средств охраны.

Промежуточные результаты научного поиска решения курсантами подобного рода задач в совокупности формируют технологическую педагогическую характеристику социального взаимодействия. На рис. 1 показан пример траектории прикладной деятельности, требующей предметных знаний на стыке дисциплин, по реализации алгоритма поиска и устранения неисправности цифровой видеокамеры.

Педагогика

........... Информатика,

вычислительная гехннка н управление,-.-'

Радиотехника

Электротехника

ь—" .....

__________ I / .............." ч

.■:;:________^......:

Ч.

.....„.....Л......

Инженерная геометрия \ и компьютерная \ графика "

I А.........

^-йн«-таг

■"'*'■----------------------- ЭД

Блок оцифровки I

Релаксационный генератор

Тиристор ..* _

Резпсюр

Кондеисашр

Коигроллср

Комна ротор

''•рператюнний

\усилн1«ль

I | Датчик 1 координаты

Бнпашфный

нк '1::'

Электроника .....■'

Рис. 1. Технология реализации междисциплинарных связегЧ е прикладной деятельности

Анализ результатов выполнения заданий, кроме целеполагательной, смыслообразующей, когнитивной и технологической характеристик процесса формирования системности мышления, позволил нам выделить в отдельную группу ряд субъективных характеристик, обусловленных психофизиологическим происхождением, требующих дополнительных изысканий с позиции психологии познавательной деятельности человека. Кроме того, нам представляется ошибочным исследование процесса формирования системности мышления без всестороннего рассмотрения педагогических, психологических и исторических категорий социальной антропологии, связанных с менталитетом современного человека.

Таким образом, гипотеза констатирующего эксперимента подтверждается эмпирически, а полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что педагогические характеристики социального взаимодействия курсантов обладают как социокультурными, так и субкультурными свойствами. Вместе с тем следует отметить, что специализация по видам деятельности в подготовке курсантов без междисциплинарного обучения в полной мере не может способствовать формированию системности мышления. Призванные облегчить труд человека новейшие технологии, создавая среду массовой взаимозависимости систем обеспечения жизнедеятельности, культивируют клиповое мышление [8]. В этой связи, образовательные технологии должны обладать той гибкостью, которая позволит не только формировать и развивать у курсантов целостное мировосприятие и системность мышления, но и обеспечит высокую производительность труда в контексте социального взаимодействия.

Список литературы

1. Гейжан, Н. Ф., Кочин, А. А. Социокультурное развитие курсантов и слушателей в процессе преподавания социально-педагогических дисциплин в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 1. - С. 151-156.

2. Иваницкий А. Т., Потлачук, Н. В. Совершенствование коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 3. - С. 128-135.

Большакова Л.В., Яковлева Н.А. Теория проверки статистических гипотез при математико...

3. Иванов, И. В. Формирование у курсантов ИКТ-компетенций средствами междисциплинарных связей автоматизированных комплексов : дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2015. - 160 с.

4. Иванов, И. В. Формирование ИКТ-компетенций в специализированном военном вузе : учебно-методическое пособие. - Пермь: Издательство Пермского ВИ ВВ МВД России, 2016. - 100 с.

5. Каракозов, С. Д., Куликова, Л. Г. Инновационные процессы в поликультурной образовательной среде вуза: социокоммуникативный компонент // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4. - С. 236-239.

6. Кочин, А. А., Горелов, С. А., Михайлов, О. Г. Актуальность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 3. - С. 145-149.

7. Лурье, Л. И. Педагогика призвана распознавать суть событий и явлений, чтобы осмыслить будущее новых поколений // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 191-196.

8. Семеновских, Т. В. «Клиповое мышление» - феномен современности. [Электронный ресурс] // Сайт «Оптимальные коммуникации». - 2013. - 18 фев. - Режим доступа: http://Jarki.ru/ wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 10.10.2016).

9. Темербекова, А. А., Байгонакова, Г. А. Проектирование коммуникативной деятельности студентов в условиях производственной практики // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2. - С. 164-167.

10. Шемякинский, В. М. Культура. Философия. Наука / Уральская академия государственной службы. - Пермь: Издательство «От и до», 2008. - 160 с.

УДК 519.237.3

Л.В. Большакова*, Н.А. Яковлева**

Теория проверки статистических гипотез

при математико-статистическом исследовании педагогических проблем

В статье рассмотрен один из этапов математико-статистического исследования, связанный с проверкой статистических гипотез. Кратко даны общие понятия теории проверки статистических гипотез, приведена классификация гипотез, а также представлена общая схема проверки любой статистической гипотезы. Более подробно рассмотрены гипотезы о параметрах генеральной совокупности: их описание, схема проверки и примеры применения в психолого-педагогических исследованиях.

Статья предназначена в первую очередь для адъюнктов, курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России, занимающихся проведением научных исследований, в которых появляется необходимость проверить правильность того или иного утверждения на основе статистического материала.

Ключевые слова: математико-статистическое исследование, статистическая гипотеза, параметры генеральной совокупности, нулевая и альтернативная гипотезы, статистический критерий, основной принцип проверки статистической гипотезы.

L.V. Bolshakova*, N.A. Yakovleva**. The theory of statistical hypothesis testing with the mathematical-statistical study of educational problems. The article deals with one of the stages of mathematical and statistical research related to the verification of statistical hypotheses. A brief description of the general concepts of the theory of statistical hypothesis testing, hypothesis shows classification, as well

* Большакова, Людмила Валентиновна, кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-48-22; 8-921-984-49-05. E-mail: blv5505@mail.ru.

** Яковлева, Наталья Александровна, кандидат психологических наук, начальник кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-48-22; 8-921-415-22-33. E-mail: kumirova@mail.ru.

* Bolshakova, Lyudmila Valentinovna, candidate of physical and mathematical sciences, the senior lecturer, professor of chair of mathematics and informatics of Saint-Petersburg university of Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 8-(812)-744-48-22; 8-921-984-49-05. E-mail: blv5505@mail.ru.

** Yakovleva, Natalia Alexandrovna, candidate of psychological sciences, chief of chair of mathematics and informatics of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 8-(812)-744-48-22; 8-921-415-22-33. E-mail: kumirova@mail.ru.

© Большакова Л.В., Яковлева Н.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.