Научная статья на тему 'Организационно-управленческая деятельность военного специалиста в области автоматизированного управления войсками'

Организационно-управленческая деятельность военного специалиста в области автоматизированного управления войсками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационно-управленческая / управление / организация / деятельность / знание / умение / навык / компетенция / organization and management / management / organization / activities / knowledge / ability / skill / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Успаленко Вадим Борисович, Плотникова Евгения Григорьевна

В статье рассмотрены понятия «управление», «организация и организационно-управленческая деятельность». Проведен анализ взглядов исследователей на формирование управленческих и организационных качеств руководителей, в т.ч. военных специалистов, который позволил сформулировать обобщённое определение организационно-управленческой деятельности руководителя. Выделены мероприя-тия и компетенции, необходимые для осуществления организационно-управленческой деятельности специалистами в области автоматизированного управления войсками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Успаленко Вадим Борисович, Плотникова Евгения Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and management of military specialist in the field of automated control of troops

The article discusses the concept of management, organization and managerial ac-tivity. It contains analysis of the views of researchers on the formation, management and organizational leadership including military experts, which allowed us to formulate a generalized definition of the organizational-administrative activity of the head. Particular attention is paid to selection of activities and competencies required to implement organizational and managerial activities of specialists in the field of automated control of troops.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческая деятельность военного специалиста в области автоматизированного управления войсками»

(найденная оценка уравнения регрессии статистически надежна).

Связь между Р-критерием Фишера и ^статистикой Стьюдента выражается равенством:

Выводы. Изучена зависимость У (КГ) от X (ЭГ). На начальном этапе была выбрана парная линейная регрессия. Оценены её параметры методом наименьших квадратов. Статистическая значимость уравнения проверена с помощью коэффициента де-

терминации и критерия Фишера. Установлено, что полученные результаты в 99.44% общей вариабельности У (КГ) объясняется изменением X (ЭГ). Параметры исследуемого явления статистически значимы.

Таким образом, определение уровней подготовки к применению информационных и коммуникационных технологий у военнослужащих позволит выявить компоненты, на которые необходимо акцентировать внимание в большей степени при организации непрерывной подготовки военнослужащих в области ИКТ.

Список литературы

1. Дегтерев, В. А. Интеграция в системе непрерывной подготовки специалистов социальной сферы // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3 [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=6490 (дата обращения: 17.09.2018).

2. Зольников, И. В. Педагогическая подготовка персонала безопасности к профилактике противоправного поведения молодёжи во время спортивно-массовых мероприятий : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Зольников Игорь Валерьевич. - Казань, 2013. - 21 с.

3. Лавина, Т. А. Информационно-коммуникационная подготовка в системе непрерывного педагогического образования // Педагогическая информатика. - 2005. - № 2. - С. 41-50.

4. Клепацкая, И. Н. Внедрение метода компьютерного тестирования при оценке знаний по иностранному языку в условиях военного вуза // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (5). - С. 83-85.

5. Соболева, Е. В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. - № 2. - Т. 5. - С. 129-136.

6. Стрельцов, Р. В., Фёдоров, Р. Ю. Информационные и коммуникационные технологии как средства обучения курсантов военных вузов внутренних войск МВД России // Евразийский Союз Учёных (ЕСУ). - 2015. - № 9 (18). - С. 50-52.

© Стрельцов Р.В., Зольников И. В., Лавина Т.А., Аханов И.В., 2018

УДК 378.14

В.Б. Успаленко, Е.Г. Плотникова

Организационно-управленческая деятельность военного специалиста в области автоматизированного управления войсками

Organization and management of military specialist in the field of automated control of troops

УСПАЛЕНКО, Вадим Борисович, заместитель начальника кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 614030, Пермь, ул. Гремячий лог, 1. Тел.: 89824972777. E-mail: va-dim_ usp@mail.ru.

USPALENKO, Vadim Borisovich, deputy head of the department of computing software and automated systems, the Perm military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation. Address: Russia, 614030, Perm, Gremyachiy Log str., 1. Ph.: 89824972777. E-mail: vadim_usp@mail.ru.

ПЛОТНИКОВА, Евгения Григорьевна, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук, Пермский военный институт войск национальной гвардии Россий-ской Федерации, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 614030, Пермь, ул. Гремячий лог, 1. Тел.: 89024719159. E-mail: plotnikovaeg@mail.ru.

PLOTNIKOVA, Evgenia Grigorievna, professor of the department humanities and social sciences, the Perm military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 614030, Perm, Gremyachiy Log str., 1. Ph.: 89024719159. E-mail: plotnikovaeg@mail.ru.

В статье рассмотрены понятия «управление», «организация и организационно-управленческая деятельность». Проведен анализ взглядов исследователей на формирование управленческих и организационных качеств руководителей, в т.ч. военных специалистов, который позволил сформулировать обобщённое определение организационно-управленческой деятельности руководителя. Выделены мероприя-тия и компетенции,

необходимые для осуществления организационно-управленческой деятельности специалистами в области автоматизированного управления войсками.

Ключевые слова: организационно-управленческая, управление, организация, деятельность, знание, умение, навык, компетенция.

The article discusses the concept of management, organization and managerial ac-tivity. It contains analysis of the views of researchers on the formation, management and organizational leadership including military experts, which allowed us to formulate a generalized definition of the organizational-administrative activity of the head. Particular attention is paid to selection of activities and competencies required to implement organizational and managerial activities of specialists in the field of automated control of troops.

Keywords: organization and management, management, organization, activities, knowledge, ability, skill, competence.

В современных условиях развития общества имеют место угрозы национальной безопасности страны различного характера. Возрастающие объёмы информации и развитие технологий её обработки во всех сферах деятельности человека смещают вектор угроз от традиционных к информационным. В целях обеспечения безопасности страны на силовые структуры возлагаются задачи по эффективному противодействию угрозам. Повышаются требования к оперативности принимаемых решений и доведению их до подчинённых подразделений. Следствием этого является необходимость применения в военном деле информационных технологий и наличие у офицеров высокого уровня профессиональной подготовки с целью обеспечения реализации эффективного управления.

Анализ профессиональной деятельности специалистов информационных технологий показал, что эффективное выполнение служебно-боевых задач подраз-делениями информационных технологий основывается на комплексных глубоких знаниях базовых, специальных и военно-профессиональных дисциплин. Одной из важных составляющих являются знания, умения и навыки в области организационно-управленческой деятельности. Поэтому одной из актуальных целей является подготовка специалистов информационных технологий, готовых осуществлять организационно-управленческую деятельность.

В общем виде управление - это процесс формирования поведения системы с целью достижения определенной цели посредством информационных воздействий, вырабатываемых группой людей, человеком или устройством [7].

М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедури определяют управление как особенный вид деятельности, преобразующий неорганизованную толпу в целенаправленную производительную и эффективную группу. Они отмечают, что управление - это процесс организации, планирования, мотивации и контроля с целью формулирования и достижения целей организации благодаря труду других людей [4].

Вопросам формирования управленческих качеств будущих военных специалистов придаётся немалое значение, т.к. система военного управления является одним из важнейших факторов укрепления военной безопасности страны. Надо сказать, что само словосочетание «военное управление» давно закрепилось в научном и политическом языке. В «Энциклопедии военных и морских наук» конца XIX в. можно найти одно из первых его толкований: «Военное управление охватывает многочисленные и разнообразные отрасли, для руководства которыми

учреждаются соответствующие специальные органы» [11, с. 50].

По мнению А.Г. Ермишяна, в идеале военное управление представляет собой составную часть военного искусства, обеспечивается созданием и функцио-нированием открытых военных организационно-технических и автоматизированных (автоматических) систем управления различного характера и назначения [2].

Военное управление - гораздо более широкая категория. Для понимания сути военного управления необходимо определиться в ключевых понятиях.

Мы понимаем управление как вид человеческой деятельности, заключающейся в целенаправленном и сознательном воздействии на людей, объекты и - через них - на процессы в интересах придания им требуемых параметров функционирования и развития [9]. Слово «военное» характеризует всё, что связанно с армией и войной. Военное управление представляет собой властно-распорядительную функцию должностных лиц и органов государственной власти по управлению людьми, занятыми военной деятельностью. Оно является особым видом социального регулирования, обеспечивающим создание, сохранение и развитие военной организации (в широком смысле слова) в качественном и количественном отношении, соответствующей реальным угрозам, а также поддерживающий режим её деятельности.

Управление войсками - это целенаправленная деятельность командиров, штабов, начальников служб по поддержанию боевой готовности частей (подразделений), подготовке их к бою (выполнению служебно-боевых задач) и руководству ими при выполнении поставленной задачи.

Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495, определено: единоначалие - один из основных принципов строительства военной организации в целом, руководства ею и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Исходя из всесторонней оценки обстановки, командир (начальник) имеет право единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение [5].

Управление подразделениями (личным составом) организуется и осуществляется в соответствии с решением командира. Результатом реализации принятого командиром решения является выполненная служебно-боевая задача. Выполнение полученной задачи включает: организацию (принятие решения, рекогносцировку, постановку задач, планирование, организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения, управления); подготовку командования, штаба и подразделений к выполнению полученной задачи; практическую работу в подразделениях (контроль исполнения поставленных задач и оказание помощи) и другие мероприятия.

Г.П. Щедровицкий отмечает: «Организация это конструирование, но конструирование относится к нечеловеческим элементам, а организация есть фактически конструирование на уровне людей. Можно сказать, что организационная работа и есть конструирование организации». Но это не только конструирование. По мере развития организационно-управленческой деятельности в неё втягиваются другие деятельности: планирование, проектирование, программирование, прогнозирование.

Управление - сложная, системная и комплексная деятельность, которая, объединяет вокруг себя другие деятельности, подчиняет их своей логике, комплексно и системно их организует.

По мнению Г.П. Щедровицкого, организационную работу можно включать в управленческую деятельность, рассматривать организацию как средство решения управленческих задач [6].

Организация выполнения полученной задачи начинается с получения задачи и включает: принятие решения; проведение рекогносцировки (при необходимости); по-становку задач подчинённым; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

По мнению А. В. Карпова, любой специалист всегда включается в среду организации, в систему управления, занимая в ней определённое место (руководителя или исполнителя). Эффективность его деятельности, а в конечном итоге жизненного успеха, достигается знанием организационных и управленческих закономерностей. Изучение управленческой деятельности с психологической стороны затруднительно, поскольку здесь предметом исследования является такая «неосязаемая», трудноуловимая сфера, как психическая реальность. Основополагающий принцип познания управленческой деятельности - требование сочетания анализа её объективированного (внешнего) и имплицитного (внутреннего) содержания [3].

Организационная и управленческая деятельности рассматриваются как абсолютно равноправные, но связанные между собой области. Организацию и управление нельзя рассматривать отдельно друг от друга ни теоретически, ни практически. Организация не может быть реализована без грамотного и профессионального управления, а управление не может существовать без организации. Следовательно, организация предполагает наличие управления, а управление - организацию.

Организационно-управленческая деятельность (далее - ОУД) по своей сущности и происхождению носит общественно-исторический характер. Она отражает активность психики личности, требует за-

трат её энергии, является процессом взаимодействия личности с социумом.

ОУД - особый вид деятельности, который начал изучаться, описываться и нормироваться, начиная со второй половины XX в. До этого времени управление трактовалось как «искусное действие» - индивидуальное мастерство человека или группы людей.

Непосредственно деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение осознанно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта.

Как отмечает в своём исследовании А.Ю. Ша-байкин, ОУД означает деятельность по организации и управлению, осуществляемую в группах людей, входящих в социальные общности различных величин и качеств и предполагающую организацию их жизнедеятельности, руководство и управление ими. Он рассмат-ривает ОУД как деятельность, упорядочивающую структуры и процессы [10].

По мнению А.В. Субботина ОУД, офицера можно рассматривать как составляющую часть профессиональной деятельности, направленной на координацию мероприятий, выполняемых подразделением, и управление подчинённым личным составом [8].

Т.В. Данилова отмечает, что ОУД руководителей включает следующие роли: специалиста, администратора, организатора, коммуникатора, воспитателя и обще-ственного деятеля одновременно в одном лице. Руководители осуществляют организацию, планирование, мотивирование, координирование, контроль деятельности сотрудников, а также самостоятельно принимают и организуют исполнение организационно-управленческих решений [1].

Итак, анализ литературы показал, что среди авторов нет единого взгляда на понятие ОУД. Существует множество мнений об определении ОУД, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Позиция каждого исследователя определяется тем, с какой стороны рассмотрена ОУД. Выделив общее из нескольких концепций, под ОУД мы будем понимать целенаправленную деятельность руководителей по формированию поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком (группой людей) с целью достижения поставленных целей. Ключевой составляющей в ОУД является процесс принятия решения и обеспечение его реализации.

Каждый офицер прежде всего является руководителем, поэтому в его профес-сиональной деятельности особое место занимает ОУД, формирование готовности к которой осуществляется в процессе обучения. Поэтому одной из важнейших целей реализации образовательных программ военной образовательной организации высшего образования является подготовка выпускников к ОУД в процессе воспитания и обучения.

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего образования, ОУД специалистов в области автоматизированного управления войсками национальной гвардии России включает следующие мероприятия:

- организацию работы коллектива исполнителей, разработку исходных данных и принятие исполнительских решений, определение порядка выполнения работ и контроль их выполнения;

- планирование, организацию, управление и контроль эксплуатации информа-ционных систем (далее - ИС) и автоматизированных систем специального назна-чения (далее - АССН);

- определение рациональных организационно-технических решений, обеспечивающих выполнение требований по эффективности применения ИС и АССН в сфере военного управления;

- организацию информационной безопасности и защиты государственной тай-ны;

- организацию и планирование охраны окружающей среды и экологической безопасности.

ОУД специалистов автоматизации, согласно квалификационным требованиям, включает следующие мероприятия:

- организацию автоматизации управления в органах управления войсками;

- организацию и всестороннее обеспечение служебно-боевой деятельности подразделений информационных технологий войск.

ОУД специалистов информационных технологий подразумевает владение следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК):

- способность организовывать работу и управлять коллективом исполнителей, принимать управленческие решения и контролировать их выполнение, осуществлять воспитательную и обучающую деятельность (ПК-4);

- способность разрабатывать и реализовывать планы работы коллективов, разрабатывать проекты нормативных и организационно-распорядительных до-кументов, методических материалов в сфере профессиональной деятельности, в т.ч. положений и инструкций (ПК-5);

- способность организовывать эксплуатацию ИС и АССН (ПК-6);

- способность находить оптимальные организационно-технические решения по эффективному применению ИС и АССН в сфере профессиональной деятельности (ПК-7);

- способность разрабатывать предложения по обеспечению защиты государственной тайны и ин-

формационной безопасности в служебно-боевой деятельности (ПК-8);

- способность организовывать охрану окружающей среды и обеспечивать эко-логическую безопасность (ПК-9).

ОУД специалистов автоматизации подразумевает владение следующими военно-профессиональными компетенциями (далее - ВПК):

- способность осуществлять управленческую деятельность в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (ВПК-2);

- способность планировать деятельность подразделения информационных технологий, оформлять служебную документацию и вести отчётность в соответствии с профессионально-должностным предназначением (ВПК-4);

- способность организовывать автоматизацию управления в соединении и воинской части, разрабатывать планирующие, распорядительные, отчётные доку-менты по связи и автоматизированному управлению войсками (далее - АУВ), оце-нивать состояния АУВ в органе управления (ВПК-6);

- способность организовывать программно-математическое, информационное и технического обеспечение связи и автоматизированной системы управления (ВПК-7);

- способность организовывать внедрение автоматизированных (информационных) систем, информационных сервисов, осуществлять установку, администрирование, обновление и эксплуатацию общесистемного, прикладного и специального программного обеспечения, применяемого в войсках (ВПК-8).

Выделенные из государственного образовательного стандарта высшего образования и квалификационных требований мероприятия и компетенции, касающиеся ОУД, позволяют определить цели, методы и способы формирования, критерии сформированности готовности специалистов в области автоматизированного управления во-исками национальной гвардии России к осуществлению ОУД.

Список литературы

1. Данилова, Т. В. Педагогическая технология формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России : дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Данилова Татьяна Викторовна.

- СПб., 2014. - 151 с.

2. Ермишян, А. Г. Базис теории военного управления // Вестник Академии во-енных наук. - 2003. - № 1 (2). - С. 70-71.

3. Карпов, А. В. Психология менеджмента : учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.

4. Мескон, М. X., Альберт, М, Хедоури, Ф. Основы менеджмента / 3-е изд.; пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012. - 672 с.

5. Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации : указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495: в ред. указа Президента РФ от 27 декабря 2017 г. № 637 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 47 (1 ч.). - Ст. 5749.

6. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления : хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого. - М.: Дело, 2004. - 208 с.

7. Системный анализ в управлении : учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А.А. Еме-льянов, А.А. Кукушкин; под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

8. Субботин, А. В. Влияние личностных качеств выпускников ракетного училища на успешность организационно-управленческой деятельности: дис. .канд. псих. наук: 19.00.03 / Субботин Андрей Валентинович.

- Ярославль, 2014. - 192 с.

9. Успаленко, В. Б. Суть управления в формировании организационно-управленческих компетенций курсантов // Современная система военного образова-ния и перспективные направления развития войск национальной гвардии Российской Федерации / под общ. ред. В.Ф. Купавского: в 2 ч. - Ч. 2. - Пермь: Изд-во Пермского военного института войск национальной гвардии, 2017. - С. 284-289.

10. Шабайкин, А. Ю. Социально-философский анализ организационно-управленческой деятельности и её оптимизации в современных условиях: дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Шабайкин Александр Юрьевич. - М., 2014. - 179 с.

11. Энциклопедия военных и морских наук / составлена под гл. ред. генерала от инфантерии Леера. -Т. VIII. - СПб., 1897.

© Успаленко В.Б., Плотникова, Е.Г., 2018

УДК: 378 + 316.013, 316.285

Л.В. Шабанов, Д.М. Сотниченко

Проблема противодействия деятельности надгосударственных структур Запада посредством применения компетентностного подхода в образовательной среде российского военного вуза

The counteraction to the activities of the west supranational organizations through the application of the competence approach in the educational environment of Russian military

ШАБАНОВ, Лев Викторович, профессор кафедры общей и прикладной психологии, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии России, доктор философских наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: +79112544804. Электронная почта: lev. shabanov@mail.ru.

SHABANOV, Lev Victorovich, Professor of the Department of General and applied psychology, St. Petersburg military Institute of the Russia National Guard forces, doctor of philosophical Sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: lev.shabanov@mail.ru.

СОТНИЧЕНКО, Дмитрий Михайлович, преподаватель кафедры общей и прикладной психологии, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: +79112954515. Электронная почта: serdmitriy@rambler.ru

SOTNICHENKO, Dmitry Mikhaylovich, lecturer of the Department of General and applied psychology, St. Petersburg military Institute of the Russia National Guard forces. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: serdmitriy@rambler.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современная молодёжь открыта любым влияниям модных западных течений. Благодаря процессам стирания различий, в неолиберальном обществе была активирована система безличного управления, что деформировало и социальные структуры, и идентификационные паттерны личности. Не различая факторов давления среды (война, геноцид, экономическое закабаление, деидеологизация, футуроцид, изменение мировоззрения), национальные государства оказались под угрозой поглощения глобализованными наднациональными объединениями типа «роевые» структуры.

Ключевые слова: глобализация, сетевые и роевые структуры, обобщённые средства управления, средо-вое воздействие.

Today's youth is pressed by to all influences of Western modern trends. Due to those processes the ungoverned condone system was activated in nediberal society and social structure and chef characteristics of personality were neutralized as well. Not understanding the pressures of the environment (war, genocide, economic these processes enslavement, new ideology, futurocide, change in worldview), the national states - opponents of the global confrontation of the 20th century, have found themselves in the situation of critical absorption by globalized supranational associations such as «swarm-structures».

Keywords: globalization, network and swarm structures, generalized controls, environment pressure.

Системные сдвиги современного мира, связанные с переформатированием понимания глобальных проблем и общецивилизационных вызовов, формируют контуры нового будущего, декларируя слоган «Постправда, пост-Запад, постпорядок» (Мюнхенская конференция по безопасности, 2017). И хотя Университет Пенсильвании назвал конференцию в Мюнхене «лучшим брейнштормингом года», кризис международной либеральной демократии, проблемы европейской безопасности и обороны, джихадистские угрозы

и уязвимые места манипулирования информацией, а также безопасность в Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке были всего лишь обозначены. Панацеи для решения всех этих проблем не выработано, напротив, аналитики ограничились заклинаниями о российской угрозе и «западных ценностях». Мы же можем констатировать, что этот «мозговой центр» совершенно неверно определяет факторы средового воздействия на внешне- и внутриевропейскую ситуацию и мыслит схемами «холодной войны» прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.