УДК - 93.94
Мухаббат Д. преподаватель кафедра педагогики и психологии Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмеммеда Азади
Ашхабад, Туркменистан.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Аннотация: В статье отражены представления о педагогических функциях в образовательном процессе. Средства, методы и технологии основаны на синтезе гуманитарных, социальных и естественнонаучных знаний. Они проявляются в образовательной практике в условиях демократии и гуманизации образования. Креативная функция образования интегрирует педагогические смыслы идеи общей безопасности, которая ориентирует на образ человека.
Ключевые слова: образование, педагогические функции, креативность, гуманизация.
Muhabbet D.
Lecturer
of the Departments of Pedagogy and Psychology Turkmen National Institute of world languages named after Dovletmemmet Azadу
Ashgabat, Turkmenistan.
FACTORS AFFECTING THE EFFECTIVENESS OF EDUCATION
Abstract: The article reflects the ideas of pedagogical functions in the educational process. The tools, methods and technologies are based on the synthesis of humanitarian, social and natural science knowledge. They are manifested in educational practice in conditions of democracy and humanization of education. The creative function of education integrates the pedagogical meanings of the idea of common security, which focuses on the image of a person.
Keywords: education, pedagogical functions, creativity, humanization.
Педагогика гуманитарного значения развивающей образовательной функции ориентирована на воспитание чувства личной безопасности, для которого характерна рефлексия. Реализация образовательных функций основывалась на научных достижениях антропологии, физиологии и психологии, отражающих взаимосвязь между умственным и физическим трудом. Обоснование продолжительности рабочего дня, причин снижения
работоспособности, наиболее благоприятных условий для преодоления усталости, требований к преподаванию и методам преподавания, психической и нравственной гигиене, жизни и работе преподавателя были построены на основе выяснения факторов, влияющих на образовательный процесс. Мы рассматриваем три типа педагогических функций: гуманитарную, социальную и рефлексивную.
Гуманитарный тип педагогических функций
Гуманитарный тип педагогических функций помог понять роль учителя в создании безопасной образовательной среды, у которого вырабатывалась привычка к умственному труду, избеганию переутомления, разрушению организма, чередованию умственного и физического труда (принцип меры), формированию духовных потребностей учащихся (гигиеническое, физическое, нравственное воспитание). Введение гигиенического просвещения в школьную программу потребовало взаимодействия учителей, врачей, психологов, пропагандирующих здоровый образ жизни, для повышения личной безопасности на основе поддержания работоспособности. Гуманитарная основа сберегающей функции образования основана на идеях экологичных методов обучения школьников и студентов, отражении гармонии физического и нравственного воспитания в педагогике, важности физического воспитания. Учебные заведения и университеты ввели в учебную программу предметы, способствующие физическому и эстетическому воспитанию (танцы, гимнастика, музыка). Реализация педагогических функций гуманитарного типа осуществлялась через учебные пособия, практическую направленность образования в рамках курса всестороннего и гармоничного развития личности.
Педагогические функции социального типа
Этот тип характеризуется становлением и развитием государственности на фоне социальной, экономической и культурной отсталости страны, неспособностью людей брать на себя ответственность за собственную жизнь, неосознанной потребностью человека в обновлении традиционных форм, средств и методов осуществления безопасной жизнедеятельности. Этот тип характеризуется пониманием социальной значимости развивающей функции образования. Этому способствовали рост научно-технического прогресса, потребность общества в трудовых ресурсах, которые обеспечивали высокую производительность и технологичность производственных процессов, основанных на освоении норм и правил обеспечения безопасности, актуализация проблем воздействия человека на природу.
Отличительной особенностью данного типа является обогащение социальных и гуманитарных знаний научными достижениями в контексте взаимоотношений человека с внешней средой. Целью образования населения является обеспечение безопасности с точки зрения охраны труда, окружающей среды, гражданской обороны. Здоровьесберегающая функция образования реализовывалась в рамках гигиенического, физического,
нравственного, эстетического, экологического, трудового, гражданского воспитания.
Рефлексивный тип педагогических функций
Этот тип характеризуется осознанием социальной и гуманитарной значимости творческой функции образования студента, которая была способна минимизировать негативное влияние социальных, техногенных и природных факторов на индивидуальное и общественное развитие.
Росла значимость человека, возрастала его инициатива и ответственность за саморазвитие, современное производство, жизнь, здоровье, безопасность. Образовательная политика переходила от лечебно-профилактических мероприятий к учебно-воспитательным.
Реализация педагогических функций рефлексивного типа актуализировала потребности в обучении подрастающего поколения. Преподавателям приходилось использовать методы и инструменты, позволяющие интенсифицировать учебный процесс с меньшими затратами времени и усилий учащихся, минимизировать и нейтрализовать опасности, риски отклонений в состоянии здоровья.
Гуманитарная парадигма образования раскрывает педагогический смысл педагогических функций в образовательном процессе, основанном на охране здоровья, обеспечении физического, психического и социального благополучия. Социальная парадигма образования раскрывает педагогические функции в освоении социальных норм, регулирующих его отношения в окружающей среде. Рефлексивный тип педагогических функций раскрывается при реализации социально-гуманитарного образования, которое реализуется как для общества, так и для личности, способной к самореализации и достижению жизненных целей. Средства, методы и технологии обеспечения качества образования основаны на синтезе гуманитарных, социальных и естественнонаучных знаний, которые проявляются в образовательной практике в условиях демократии, гуманизации общества и образования.
Педагогическая рефлексия выявляет функциональную целостность концептуальных и когнитивных представлений, ориентированных на проблему обеспечения безопасных условий в воспроизводстве жизнеспособного поколения. Она определяет возможность теоретического и технологического осмысления образовательной практики в контексте качества образования, исходя из интересов человека, семьи, общества и государства.
Использованные источники:
1. Карпова Е. Е. Профессиональные навыки в преподавании. Журнал Психологии, 1 (10). Стр. 12-15.
2. Кисляков Н.М. Экопсихология в образовании. Человек экологии. 2 (12) стр. 234-237.
3. Воронина М.А. Психологические основы преподавания. Теории и практики педагогики (7) стр. 34-56.