Научная статья на тему 'Проблема гуманизации в деятельности директора современной школы'

Проблема гуманизации в деятельности директора современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / СРАВНЕНИЕ / СУЩНОСТЬГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HUMANIZATION / MANAGEMENT / ANALYSIS / COMPARISON / HUMANIZATION APPROACH ESSENCE / EVALUATION / KEY PERFORMANCE INDICATORS / MEASURES OF PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Ирина Викторовна

Рассматриваются актуальные аспекты гуманизации современного образования. Освещаются вопросы гуманизации образовательного процесса как необходимого фактора модернизации образования в современной школе. Выделены организационные условия, способствующие гуманизации обучения и воспитания в общеобразовательной организации. Рассмотрена роль директора школы в гуманизации образовательного процесса. Проанализированы противоречия, возникающие при решении стратегических задач образования в школе, продиктованных нормативными документами, регулирующими деятельность современной общеобразовательной школы. Предложены административные механизмы внедрения гуманизации в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HUMANIZATION IN THE ACTIVITIES OF THE HEADMASTER IN MODERN SCHOOL

The relevant aspects of humanization of modern education are discussed. Issues concerning the humanization of the educational process as an essential factor in the modernization of education in modern general education school are outlined. Institutional conditions concerning the humanization of education and upbringing in general education facilities are highlighted. It discusses the role of the school’s principal in the humanization of the educational process. All contradictions that arise during the execution of the strategic educational objectives motivated by normative instruments that regulate the activities in general education school are analyzed. The administrative mechanisms of humanization implementation in general education schools are suggested.

Текст научной работы на тему «Проблема гуманизации в деятельности директора современной школы»

РАЗДЕЛ 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 371.113

Горбунова Ирина Викторовна

аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, e-mail: krauze@pspu.ru

ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Irina V. Gorbunova

Postgraduate Student of the Department of Theoretical and Applied Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 614990, 24, Sibirskaja, Perm, Russia, e-mail: krauze@pspu.ru

THE PROBLEM OF HUMANIZATION IN THE ACTIVITIES OF THE HEADMASTER IN MODERN SCHOOL

Аннотация. Рассматриваются актуальные аспекты гуманизации современного образования. Освещаются вопросы гуманизации образовательного процесса как необходимого фактора модернизации образования в современной школе. Выделены организационные условия, способствующие гуманизации обучения и воспитания в общеобразовательной организации. Рассмотрена роль директора школы в гуманизации образовательного процесса. Проанализированы противоречия, возникающие при решении стратегических задач образования в школе, продиктованных нормативными документами, регулирующими деятельность современной общеобразовательной школы. Предложены административные механизмы внедрения гуманизации в школе.

Ключевые слова: гуманизация, управление, анализ, сравнение, сущность гуманистического подхода, оценка деятельности, показатели, критерии оценки деятельности.

© Горбунова И.В., 2019

Abstract. The relevant aspects of humanization of modern education are discussed. Issues concerning the humanization of the educational process as an essential factor in the modernization of education in modern general education school are outlined. Institutional conditions concerning the humanization of education and upbringing in general education facilities are highlighted. It discusses the role of the school's principal in the humanization of the educational process. All contradictions that arise during the execution of the strategic educational objectives motivated by normative instruments that regulate the activities in general education school are analyzed. The administrative mechanisms of humanization implementation in general education schools are suggested.

Key words: humanization, management, analysis, comparison, humanization approach essence, evaluation, key performance indicators, measures of performance.

Феномен «гуманизация» применительно к процессу администрирования образовательным учреждением означает встраивание в управленческое решение и деятельность личности учителя и ученика как базовой стратегической цели.

Процесс управления связан с деятельностью людей для достижения определенных результатов, где остро стоит вопрос о приоритетах выбора цели и средств ее достижения. Процесс гуманизации управления образовательным учреждением ориентирован на то, чтобы учитель и ученик всегда выступали как цель и никогда - как средство.

Стратегическая задача современной школы - обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Она реализуется созданием модели управления качеством образования в школе, включающей: внедрение в образовательный процесс современных, передовых технологий; создание творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования; сочетание администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления; эффективное управление всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно -методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.

Рефлексивное управление как базовое основание процесса гуманизации управления образовательным учреждением включает в себя этическую вовлеченность субъектов образовательного процесса, аксиологическую интериоризацию и интерсубъективный подход, ориентацию в стратегии управления на повышение самостоятельности исполнителей, где принципами должны являться терпимость к ошибкам и инакомыслию, предоставление максимальной самостоятельности, гуманизация условий трудовой деятельности.

На практике при оценке деятельности директора школы учитываются прежде всего формальные показатели, к примеру, возможность и умение директора школы достаточно быстро и периодично получать данные, объективно характеризующие работу школы, дающие возможность своевременно обнаружить отклонение от принятых норм. Эта возможность может быть реализована через периодическую проверку знаний учащихся, уровня их воспитанности, через наблюдение уроков, внеучебных занятий, посредством графика успеваемости и т. п.

Противоречие в достижении этого показателя заключается в том, что, являясь одним из основных показателей (мы говорим о заданном уровне баллов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ школьниками), он заставляет директора сделать выбор: либо поступить в интересах ученика, либо выполнить показатель «любой ценой». Опрос, проведенный среди двадцати пяти директоров школ одного из районов города Перми, о том, как бы они поступили со школьником 9 -го класса, у которого мотивация учиться практически отсутствует и уровень знаний по предметам низок, привел к таким результатам: 63 % опрошенных ответили, что постарались бы договориться с его родителями о переходе в другое учебное заведение; 25 % опрошенных ответили, что постарались бы не допустить его до итоговой аттестации с перспективой остаться на второй год в 9 -м классе; и только 12 % готовы «тянуть его на аттестат», так как жалеют родителей и учащегося, понимая, что такой школьник может «обрушить» показатель по школе.

Таким образом, анализируя позицию руководителей по заданной ситуации, можно сделать вывод: объективные показатели сегодня намного важнее индивидуального подхода к личности учащегося. Важнейшая гуманистическая задача школы - социализировать и адаптировать личность ребенка - подчиняется необходимости формально выполнить заданные показатели.

Возможность максимального использования этих показателей администрацией школы, своевременной их оценки (переработки) и принятия решений о возможном изменении режима работы. Это предполагает наличие у руководителя школы достаточно высокой педагогической квалификации, знания современных достижений педагогической науки и практики, а также требований окружающей жизни.

Здесь остается только добавить, что требования окружающей жизни будут более важны, нежели высокая педагогическая квалификация руководителя, так как план по улучшению показателей будет строиться, скорее всего, на ужесточении условий для всех участников образовательного процесса.

Достаточная деловая квалификация учительского коллектива, способность педагогов с учетом условий критически оценить и изменить содержание и

методы своей работы - это условие производное, так как восприимчивость педагогов к указаниям администрации пропорциональна ценности и объективной необходимости этих указаний и воспитывается стилем работы директора школы.

В этом случае гуманизация «пропадает» по отношению к учителям -стажистам, которым сложно перестроиться на новые методы обучения в силу многих причин. Как ни странно, их воспитанники показывают высокие результаты (особенно это касается начальной школы), при этом педагог не применяет современных интерактивных методов обучения.

Способность школьного коллектива к самоорганизации, самостоятельному урегулированию конфликтов, устранению отрицательных отклонений в процессе работы без вмешательства администрации. Этот своеобразный автоматизм, очевидно, может быть достигнут лишь в результате длительного четкого управления школой со стороны директора.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе изменился социальный состав. Мы придерживаемся подхода, в котором управление школой рассматривается как взаимодействие администрации, трудового коллектива, учащихся, родителей, общественности, различных организаций и ведомств по реализации познавательных, воспитательных целей и целей развития учащихся на основе решения кадровых, материально-финансовых, организационных, педагогических и других задач. Решая эти задачи, по сути, мы создаем условия для организации учебно-воспитательного процесса. Решение каждой из перечисленных задач основывается на анализе, принятии управленческого решения, целеполагании, планировании и прогнозировании, организации исполнения, контроле.

Глобальные тенденции зачастую негативно сказываются на образовании. Рыночная экономика требует жесткой конкуренции государств за ресурсы, кроме того, политическая элита стремится обеспечить высокое положение своего государства на международной арене. Бизнес, капиталистическая экономика часто не только не ориентируются на всестороннее общекультурное развитие человека, но и вступают в противоречие с нравственностью и духовностью. Возможность существования и развития общества, напротив, обусловлена только гармоничным развитием личности, когда человек желает использовать и использует свои внутренние нравственные, интеллектуальные, профессиональные ресурсы во благо себе и обществу. В этом смысле между обществом и бизнесом существует объективное противоречие.

Приспособление образования к тенденциям развития экономики вступает в противоречие с нравственными всечеловеческими принципами. Коммерциализация образования, приобретение им рыночной стоимости

приводит к нейтрализации его человекообразующего, нравственно и личностно развивающего значения. Кроме того, еще одно противоречие обнаруживается между вовлеченностью российского государства в общемировые процессы, что требует «подстраивания» российской системы образования под западную образовательную модель, и особенностями российской культуры и образования. Мы можем обозначить также противоречие между необходимостью духовно-нравственного, творческого, профессионального развития и саморазвития человека в процессе получения образования, в том числе и после завершения обучения в учебном заведении, и желанием человека развиваться и саморазвиваться таким образом. Во многом это противоречие обусловлено вторжением бизнеса в духовную сферу (образование, литературу, кино и т. д.), ориентацией молодежи на «нездоровое потребительство» как материальных, так и нематериальных предметов и ценностей и т. д. Заметим также, что в более широкой плоскости данное противоречие может звучать как объективное противоречие между ценностями общества и ценностями личности [3].

В «Общей теории систем» Л. Берталанфи все предметы и явления мира рассматриваются как системы с той или иной степенью целостности. «Семиотическая» непрерывность системы и среды распространяется за пределы собственно структурных особенностей системы, экстраполируясь также и на динамику их развертывания. А изменение системы есть одновременно и изменение ее окружения [8].

Образование понимается нами как система, имеющая в качестве одного из важных элементов гуманизацию. Гуманизация образования в этом случае реализуется через изменение школы как ее системообразующего элемента. Гуманизация образовательного учреждения - это процесс, создающий условия защиты прав каждого человека, его свободного и наиболее полного развития и самореализации.

Деятельность директора школы по гуманизации образовательного процесса в школе имеет два основных направления:

- работа с обучающимися всех ступеней образовательного процесса,

- работа с персоналом образовательного учреждения.

Гуманизация образовательного процесса на уровне обучающихся ориентирована на учет их индивидуально-психологических особенностей в ходе образовательной деятельности:

- учет соответствующего уровня развития ребенка требует стандарта и основной образовательной программы,

- учет индивидуальных особенностей детей требуется в процессе преподавания различных дисциплин,

- формирование и развитие способностей обучающихся происходит в процессе освоения образовательных программ.

Одним из основных принципов преподавания каждого предмета должно стать развивающее обучение, учитывающее разнообразные задатки и способности обучающихся.

В процессе воспитательной работы в школе необходимо формировать у обучающихся в качестве идеологии основные представления о гуманизации. В процессе общения формируются социальные группы с хорошими межличностными взаимоотношениями, что является комфортным для каждого школьника. Здесь важную роль играет грамотно созданная социально-психологическая служба, которая отслеживает все происходящие процессы внутри коллектива школьников.

Использование принципов гуманизации в работе с педагогическим коллективом связано в первую очередь с учетом личностных качеств и стиля работы его членов. Особенно важен процесс гуманизации труда в условиях активизации инновационной деятельности.

Гуманизация труда включает в себя пять взаимосвязанных элементов. Элементы гуманизации труда делятся на два уровня. К первому уровню отнесем организацию и содержание труда. К элементам второго уровня отнесем карьеру, вознаграждение сотрудников, условия труда, возможность развития. Вознаграждение является главным мотивом побуждения к труду работника. Организация и содержание труда взаимосвязаны с условиями труда и оказывают существенное влияние на эффективность труда, на удовлетворенность трудом. Возможность развития профессиональных качеств играет важную роль для работника, она взаимосвязана с содержанием труда и возможностью карьерного продвижения. Карьерный рост влечет за собой повышение вознаграждения за труд.

Основными направлениями гуманизации труда являются:

- обогащение труда,

- делегирование работникам части управленческих функций,

- четкое разграничение обязанностей каждого сотрудника,

- построение справедливой системы оплаты труда, отражающей трудовой вклад,

- организация непрерывного обучения на предприятии,

- обеспечение безопасных условий труда.

Перечисленные направления гуманизации труда позволяют минимизировать или устранить факторы, оказывающие негативное влияние на функциональное и психологическое состояние человека и процессе труда, повысить удовлетворенность трудом.

В то же время работодатель получает сотрудника с высокой степенью мотивации, приверженности данному предприятию, что влечет за собой снижение текучести кадров, повышение производительности труда, эффективное управление трудом.

На сегодняшний день технократизм в своих различных аспектах в жизни современного общества, а также в управлении персоналом продолжает использоваться и далеко не исчерпал себя. Вместе с тем современный технократизм в какой-то мере предполагает и прямое обращение к человеку. Но в нем учитываются только те качества человека, которые необходимо использовать в интересах решения корпоративных задач, и не всегда с учетом потребностей, возможностей самого человека. Особенности личности здесь не всегда принимаются во внимание. Главное в технократизме - приспособить человека к требованиям профессиональной деятельности.

В отличие от технократизма гуманизация любых процессов предполагает внимание к человеку, признание его определяющей роли в образовательном процессе. Необходимость «гуманизации» работы с педагогическим коллективом связана как с изменением представлений об условиях успешной деятельности организации, так и с изменением содержания труда.

Интеллектуальной деятельностью руководить гораздо сложнее, чем физической. Исключительно административные и экономические методы здесь непригодны. Они не в состоянии в полной мере пробудить и активизировать творческий потенциал людей.

Таким образом, введение эффективного контракта для педагогических работников является сегодня той необходимостью, которая учитывает все сферы интересов работника.

Директор школы, понимая всю ответственность составления грамотного личностно-ориентированного контракта, должен пройти все стадии подготовки и максимально уйти от формализма, который предполагает стандартный трудовой договор: разработать показатели эффективности труда сотрудников, с учетом разработанных показателей внести изменения в положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера, принять локальные нормативные акты, связанные с оплатой труда работника, с учетом мнения профсоюзного комитета первичной профорганизации, конкретизировать трудовую функцию и условия оплаты труда работника и, наконец, разработать индивидуальные трудовые договоры с работниками с использованием показателей и утвержденных критериев эффективности деятельности работников учреждения.

Подобные решения в управленческой деятельности директора позволят заменить формальный подход, опирающийся на современные тенденции, связанные с цифровой экономикой, личностным подходом, связанным с гуманизацией администрирования в образовательном учреждении.

Список литературы

1. Амерханова Н.Э., Матвеева О.В. Гуманизация образовательного процесса [Текст] // Инновационные педагогические технологии: матер. III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8868/ (дата обращения: 27.01.2019).

2. Итоги работы отрасли образования города Перми за 2017-2018 учебный год / под ред. Л.В. Сериковой. - Пермь: ОТ и ДО, 2018.

3. Маркова Ю.С. Социальные противоречия в гуманизации образования. -2016. — URL: http://www.psu.ru/psu/files/4802/markova.doc (дата обращения: 25.01.2019).

4. Плугина М.И., Дзампаева Ж.М. Гуманизация образования: история и современность // Образование и педагогика. - 2015. - № 2 (15). - С. 42-46.

5. Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в России: Материалы I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (26 января 2018 г.). - Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2018. - 133 с.

6. Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года // Пермь: ЗёБРА, 2014. - 47 с.

7. Теоретические и методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. - 480 с.

8. Bertalanffy Ludwig fon. General system theory (Foundatios, Development, Applications). - New York, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.