Научная статья на тему 'Педагогические феномены конкурентоспособности: саморазвитие, физическая культура и конкурентный ресурс'

Педагогические феномены конкурентоспособности: саморазвитие, физическая культура и конкурентный ресурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЙ РЕСУРС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE RESOURCE / PHYSICAL CULTURE / PEDAGOGICAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Владимир Владимирович

Исследованы педагогические аспекты формирования конкурентных качеств личности. Рассматривается влияние механизмов саморазвития и физической культуры как факторов, обеспечивающих конкурентный ресурс студента. Реализована комплексная программа «Спорт и профессия», в которой занятия физической культуры и соревновательной деятельностью активизируют процессы самопринятия и самопрогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Phenomena of competitiveness: self-development, Physical Culture and competitive resource

The pedagogical aspects of competitive personality qualities formation have been analyzed. The influence of the mechanisms of self-development and physical culture as the factors providing student competitive resource has been considered. The complex program “Sport and Profession”, in which physical culture lessons and competitive activity intensify the processes of self-acceptance and self-prediction, has been realized.

Текст научной работы на тему «Педагогические феномены конкурентоспособности: саморазвитие, физическая культура и конкурентный ресурс»

УДК 378.01

Баранов Владимир Владимирович

кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры Оренбургского государственного университета editor@hist-edu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: САМОРАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И КОНКУРЕНТНЫЙ РЕСУРС

Исследованы педагогические аспекты формирования конкурентных качеств личности. Рассматривается влияние механизмов саморазвития и физической культуры как факторов, обеспечивающих конкурентный ресурс студента. Реализована комплексная программа «Спорт и профессия», в которой занятия физической культуры и соревновательной деятельностью активизируют процессы самопринятия и самопрогнозирования.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентный ресурс, физическая культура, педагогический феномен.

Baranov Vladimir Vladimirovich

PhD in Pedagogy, Professor, Head of the Department of Physical Culture of Orenburg State University editor@hist-edu.ru

PEDAGOGICAL PHENOMENA OF COMPETITIVENESS: SELF-DEVELOPMENT, PHYSICAL CULTURE AND COMPETITIVE RESOURCE

The pedagogical aspects of competitive personality qualities formation have been analyzed. The influence of the mechanisms of self-development and physical culture as the factors providing student competitive resource has been considered. The complex program “Sport and Profession”, in which physical culture lessons and competitive activity intensify the processes of self-acceptance and self-prediction, has been realized.

Key words: competitiveness, competitive resource, physical culture, pedagogical phenomenon.

Проблема конкурентоспособности личности в условиях рыночной экономики становиться одной наиболее острых молодежных тематик. Целью данной статьи является рассмотрение процессов, позитивно влияющих на формирование конкурентных качеств студентов вуза, в этой связи применялись методы анкетирования и факторного анализа, были реализованы авторские программы формирования конкурентного ресурса.

В настоящее время представление о конкурентоспособности личности становится более емким. Оно наполняется новыми социальными и личностными смыслами, характеризует актуальный и перспективный результат образования, возможности трудоустройство выпускника, мобильность на рынке труда, длительную успешность профессиональной карьеры и выбор позитивной стратегии достижения успеха. Уже ставшие классическими исследования конкурентоспособного специалиста (работы В.И. Андреева, В.С. Безруковой, А.А. Дергача, В.М. Жураковского, Е.И. Исаева, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.В. Кузьминой, А.М. Новикова) расширены и дополнены исследованиями Ю.В. Андреевой, Л.А. Бодьян, А.В. Гришина, Т.А. Даниловой, С.В. Зверева, Л.В. Курзаевой, Д.А. Мустафиной, Т.А. Сливиной, Л.А. Шепталиной, Ж.А. Шуткиной, А.И. Щербакова.

В то же время выявляются все новые феномены конкурентоспособности. Разносторонние социологические исследования стратегий конкуренции молодежи на рынках труда представляют феномен конкурентного ресурса, который обеспечивает достижение устойчивого конкурентоспособного положения путем формирования адекватной стратегии конкурирования личности на рынке труда на основе сознательно сконструированной модели социально-экономических действий личности в трудовой сфере (М.Н. Овчинникова). В исследованиях таких ресурсов установлена их ис-черпаемость, приводящая к профессиональному выгоранию [1]. Все более глубоко изучается процесс саморазвития как основа конкурентоспособности [2].

Здоровье специалиста и его готовность к корпоративному взаимодействию работника становится все более значимыми в предпочтениях работодателей. В этой связи феномен физической культуры получает новые аспекты рассмотрения. Современные социологические и философские исследования О.В. Летуновой, Ф.Р. Туткарова, А.В. Щербины, Tom Verhoeff показали, что конкурентные качества личности, ее конкурентный ресурс связаны с агональной деятельностью, возможностью активно проявить личностные качества в соревновательных и состязательных ситуациях. Наибольшие возможности соревновательной деятельности создают занятия физической культурой и спортом в учебной и внеучебной деятельности [3].

В университетском комплексе Оренбургского государственного университета (ОГУ) на системной долговременной основе проводятся исследования становления конкурентоспособного специалиста. С 2010 г. в ОГУ и его филиалах нами были выполнены педагогические исследования факторов саморазвития студентов как ключевого механизма формирования конкурентного ресурса

личности [4]. В них участвовали 1 347 студентов 1-3 курсов головного вуза и филиалов. Логика исследования предполагала предварительное изучение различных опросников и анкет по теме, выявление инвариантной части содержания этого инструментария, дополнение анкеты позициями, имеющими существенное влияние на процесс саморазвития, по результатам анкетирования был выполнен факторный анализ. Затем была реализована комплексная программа мероприятий, направленных на формирование конкурентного ресурса студента.

Результаты вышеприведенных независимых исследований, а также исследования, проведенные в ОГУ, показали феноменологическую сущность конкурентного ресурса студента. Установлено также, что условия университетского комплекса вносят существенные изменения в формы и содержание процессов, формирующих конкурентный ресурс студента: динамично меняются ценностные ориентиры студенчества, создается новая образовательная культура, активно развивается интегративная образовательная среда, аккумулирующая новый тип ресурсов - ресурс самообразования, развивается особая субкультура студенчества.

Результаты проведенных исследований стали основой авторской педагогической концепции формирования конкурентного ресурса студента в условиях университетского комплекса. Базовым понятием педагогической концепции конкурентного ресурса является термин «конкурентный ресурс студента», который интегрирует как развивающиеся интеллектуальные и физические возможности личности, формирующиеся личностные, социальные и профессиональные компетенции, компетенции самооценки и акмеологические установки мотивации достижений, так и возможности, представляемые образовательной средой университетского комплекса, его социальных партнеров. Конкурентный ресурс студента способен наращиваться в процессе саморазвития в ответ на новые потребности рынка труда, обеспечивая личности преимущества в интенсивности профессионального развития, в сроках адаптации к новым социально-экономическим условиям, в стабильности профессиональной востребованности на протяжении всей профессиональной карьеры, в продуктивной социализации.

Формирование конкурентного ресурса студента характеризуется активизацией механизмов самопринятия и самопрогнозирования, расширением круга компетенций и повышением уровня их сформированности в ответ на изменяющиеся объективные требования профессиональной деятельности и социально-экономические условия.

Авторская педагогическая концепция конкурентного ресурса оснащена исследовательским, стимулирующим и диагностическим инструментарием. Исследовательский инструментарий включает авторскую анкету «Мои ресурсы саморазвития» и процедуры факторного анализа. Стимулирующий инструментарий представлен бально-рейтинговой системой, внедренной в ОГУ. Диагностический инструментарий представлен шкалой конкурентного ресурса, которая соотносит наличие различных ресурсов и степень конкурентоспособности.

Реализация концепции включает программу «Спорт и профессия», которая имеет блочную структуру.

Информационно-теоретический блок - интегрирует спецкурсы взаимосвязанной тематики: «Имидж здоровой конкуренции», «Позитивные стратегии конкуренции в современном мире», «Феномен лидера в профессии», «Здоровье как конкурентное преимущество», «Социальнобиологические основы физической культуры», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», «Исторические основы физической культуры», «Основы семейного физического воспитания» и другие.

Коммуникационно-корпоративный блок разработан с учетом требований корпоративных Кодексов крупных работодателей региона и предпочтений кадровых агентств. Развитая спортивная база университета определила возможность создания корпоративных групп здоровья, в которых совместно занимаются студенты и преподаватели. Для ОГУ стали традиционными флэшмобы по фитнес-аэробике, в которых активно участвуют и студенты, и преподаватели, и представители работодателей. Важнейшим результатом таких действий мы считаем пополнение конкурентного ресурса студента перспективными и долговременными деловыми и партнерскими связями.

Блок саморазвития нацелен на мотивацию достижений и строился на принципах акмеологии и аксиологии. В теоретической части блока обсуждались вопросы валеологии, активизации интеллектуальной и физической деятельности, идеи вечной жизни, витагенные теории, методы традиционной и нетрадиционной медицины и другие темы, способствующие самостоятельной ориентации личности в информационном пространстве современного представления о стиле и поддержании здорового образа жизни. Научно-исследовательская часть блока была представлена теориями саморазвития человека (К.М. Вазина [5]) и аксиологическими концепциями (А.В. Кирьякова) [6]. Акцент был сделан на проблему ценностного выбора стратегии конкурентной борьбы: накопление

ресурса, адаптация, уничтожение соперника, превосходство над соперником, сотрудничество. Практическая часть блока включала освоения методик самостоятельного занятий физической культурой, диагностики объективных показателей самоконтроля, регулирования работоспособности, профилактики утомления, снижения профессиональных рисков, рисков травматизма в быту и профессии, стратегии преодоления профессиональных кризисов.

Контекстно-игровой блок составил комплекс спортивно-конктекстных игр. Игра включает этапы, ориентированные на создание ситуаций успеха на основе работы «команды победителей».

Блок социальных практик студентов включал освоение идей волонтерского, олимпиадного и параолимпийского движений как форм накопления универсального внепрофессионального конкурентного преимущества. Идеи волонтерского движения были реализованы в рамках XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в Казани.

Досугово-личностный блок включал методические и практические рекомендации «Физическая культура в сфере досуга студентов», которые способствовали привлечению к занятиям физической культурой в свободное от учебы студенческой молодежи. Практическую часть этого блока составили разнообразные мероприятия как традиционной работы секций и лабораторий кафедры физического воспитания, так и многочисленные инновационные формы работы: массовые спортивные праздники с элементами шоу, которые обеспечивают совершенно новые возможности самореализации и самопрезентации как в составе команды, так и индивидуально. В многонациональном Оренбуржье интерес у студентов вызывают национальные и фольклорные виды состязаний и игр. Привлечение студентов к таким мероприятиям, с нашей точки зрения, способствует развитию толерантности, остро необходимой в современном поликультурном профессиональном пространстве.

Блок повышения квалификации преподавателей интегрировал спецкурсы для системы повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов групп и магистров педагогики. Ведущая идея этих занятий состояла в актуализации ценностных ориентиров педагогов. Содержание дисциплин предполагало ознакомление преподавателей с базовыми принципами здоровьесберегающих технологий, разработки успешных личностно-профессиональных стратегий саморазвития, освоения методик командных работ и креативных групп.

По результатам реализованных блоков программы были проведены выборочные повторные анкетирования [4]. Установлен факт интенсификации развития конкурентных качеств у студентов, активно участвовавших в спортивно-контекстных играх и корпоративных группах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Лебедев Ю.А., Большев А.С., Джаруллаев Р.З. Влияние качества жизни на смысложизненные ориентации студентов // Известия Российской академии образования. 2011. № 4.

2. Андреева Ю.В. Саморазвитие как личностный рост в контексте психолого-педагогических стратегий // Образование и саморазвитие. 2012. № 6.

3. Хазова С.А. Конкурентные преимущества современного человека и теоретические основы их достижения в системе образования (на примере образования в области физической культуры и спорта) // Новые технологии. 2011. № 2.

4. Баранов В.В., Белоновская И.Д, Чепасов В.И. Факторный анализ как инструментарий педагогического знания о саморазвитии студента университетского комплекса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2.

5. Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно природный феномен. М., 2006.

6. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.