Научная статья на тему 'Теория и технология воспитания культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа'

Теория и технология воспитания культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА / THEORY / TECHNOLOGY / TRAINING CULTURE OF THE COMPETITIVE INTERACTIONS / COLLEGE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Хазова Снежана Александровна, Бегидова Светлана Николаевна, Демкина Елена Владимировна

Категория личностной культуры (культуры конкуренции, конкурентных отношений, конкурентных взаимодействий и пр.) позволяет в полной мере отразить и социально-экономические, и морально-нравственные составляющие того качества, которое обеспечивает россиянину конкурентоспособность в современном мире. Культура конкурентных взаимодействий определит способность личности участвовать в конкуренции не только экономически целесообразными, юридически приемлемыми, но и морально оправданными способами. В связи с этим целью нашего исследования стали разработка и обоснование модели воспитания культуры конкурентных взаимодействий личности в процессе среднего профессионального образования. Теоретическими аспектами моделирования стали уточненные и конкретизированные представления о сущности и содержании культуры личности, функциях культуры и критериях культурного поведения, целях и средствах межличностного взаимодействия и конкурентных отношений. Методологически проектируемый педагогический процесс базируется на выявленных механизмах и психолого-педагогических условиях воспитания личностной культуры конкурентных взаимодействий. Технологическое содержание модели представлено совокупностью этапов, на которых последовательно, в процессе освоения содержания специально разработанного курса элективных дисциплин, реализуется дидактический инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Хазова Снежана Александровна, Бегидова Светлана Николаевна, Демкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY AND TECHNOLOGY OF COLLEGE STUDENT’S TRAINING THE CULTURE OF COMPETITIVE INTERACTIONS

Category of personal culture (culture of the competition, competitive relations, competitive interactions, etc.) allows the Russian to fully reflect social, economic and moral components of that quality which provides competitiveness in the modern world. The culture of competitive interactions defines that the personality is able to participate in the competition by using not only economicaly expedient and legally accepted, but also morally justified ways. In this regard, we pursue aims here to develop and justify the model of training the culture of competitive interactions of the personality in the course of secondary professional education. The theoretical aspects of modeling include the specified and concretized ideas of essence and content of the personality’s culture, functions of culture and criteria of cultural behavior, the purposes and means of interpersonal interaction and the competitive relations. Methodologically projected pedagogical process is based on the revealed mechanisms and psychologic and pedagogical conditions of training the personal culture of competitive interactions. The technological maintenance of model is presented by set of stages at which didactic tools are implemented in consecutive order, in the course of learning specially developed course of elective disciplines.

Текст научной работы на тему «Теория и технология воспитания культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа»

УДК 377.5 ББК 74.470 Л 33

И.В. Лебедева

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Норильского педагогического колледжа; E-mail: snkhazova@gmail.com

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: begidovasn@mail.ru

Е.В. Демкина

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета доцент кафедры социальной работы и туризма; E-mail: demkina72@mail.ru

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

(Рецензирована)

Аннотация. Категория личностной культуры (культуры конкуренции, конкурентных отношений, конкурентных взаимодействий и пр.) позволяет в полной мере отразить и социально-экономические, и морально-нравственные составляющие того качества, которое обеспечивает россиянину конкурентоспособность в современном мире. Культура конкурентных взаимодействий определит способность личности участвовать в конкуренции не только экономически целесообразными, юридически приемлемыми, но и морально оправданными способами. В связи с этим целью нашего исследования стали разработка и обоснование модели воспитания культуры конкурентных взаимодействий личности в процессе среднего профессионального образования. Теоретическими аспектами моделирования стали уточненные и конкретизированные представления о сущности и содержании культуры личности, функциях культуры и критериях культурного поведения, целях и средствах межличностного взаимодействия и конкурентных отношений. Методологически проектируемый педагогический процесс базируется на выявленных механизмах и психолого-педагогических условиях воспитания личностной культуры конкурентных взаимодействий. Технологическое содержание модели представлено совокупностью этапов, на которых последовательно, в процессе освоения содержания специально разработанного курса элективных дисциплин, реализуется дидактический инструментарий.

Ключевые слова: теория, технология, воспитания культуры конкурентных взаимодействий, обучающихся колледжа.

I.V. Lebedeva

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Teacher of the Norilsk Teacher Training College; E-mail: snkhazova@gmail.com

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo, the Adyghe State University; E-mail: snkhazova@gmail.com S.N. Begidova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Social Work and Tourism of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adygei State University; E-mail: begidovasn@mail.ru

E.V. Demkina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Social Psychology of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University, Associate Professor of Social Work and Tourism; E-mail: demkina72@mail.ru

THE THEORY AND TECHNOLOGY OF COLLEGE STUDENT'S TRAINING THE CULTURE OF COMPETITIVE INTERACTIONS

Abstract. Category of personal culture (culture of the competition, competitive relations, competitive interactions, etc.) allows the Russian to fully reflect social, economic and moral components of that quality which provides competitiveness in the modern world. The culture of competitive interactions defines that the personality is able to participate in the competition by using not only economicaly expedient and legally accepted, but also morally justified ways. In this regard, we pursue aims here to develop and justify the model of training the culture of competitive interactions of the personality in the course of secondary professional education. The theoretical aspects of modeling include the specified and concretized ideas of essence and content of the personality's culture, functions of culture and criteria of cultural behavior, the purposes and means of interpersonal interaction and the competitive relations. Methodologically projected pedagogical process is based on the revealed mechanisms and psychologic and pedagogical conditions of training the personal culture of competitive interactions. The technological maintenance of model is presented by set of stages at which didactic tools are implemented in consecutive order, in the course of learning specially developed course of elective disciplines.

Keywords: the theory, technology, training culture of the competitive interactions, college students.

Процессы, происходящие в сферах экономического, политического, социального развития общества, ориентируют гуманитарные науки на те или иные предметы и цели исследований, задают критерии для определения практической значимости результатов этих исследований. Соответственно, в последние десятилетия в России все больше исследований посвящается изучению условий, детерминантов, факторов, механизмов и закономерностей развития конкурентоспособности личности (А.А. Деркач, Л.М. Митина, В.И. Шаповалов и др.).

С другой стороны, становление, формирование, развитие личности, ее функционирование осуществляется в определенной культурной среде. Образование, воспитание детерминируются культурой общества, определяющей их характер, цели, содержание. Общественная культура плюс индивидуальная культура субъектов образовательного процесса «создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации» [1 и др.].

Современное образование в России номинально провозглашается

важнейшим элементом культуры общества, однако на практике не всегда структура и содержание образования соответствуют структуре современной культуры общества. Новые цели и ценности образования, соответствующие и содержанию общественной культуры, и требованиям конкурентного мира, не определены достаточно четко [1]. Тем не менее, система образования, создавая подрастающему поколению россиян условия для освоения способов и способностей действовать, самореализовываться, занимать лидерские позиции в конкурентном мире [2], должна опираться на нравственные основы человеческого бытия, на общечеловеческие гуманистические достижения культуры. Это позволит новому поколению россиян, с одной стороны, реализовать потребности в самоактуализации, проявлении собственной индивидуальности, собственных преимуществ, с другой - сохранить собственную культурную идентичность, менталитет, остаться членом того общества, в котором он родился и вырос. Не случайно к ведущими качествам, обусловливающим конкурентоспособность человека, ученые относят не только лидерские, деловые и творческие способности и свойства, но и гуманистические, нравственные: социальную ответственность, готовность к демократическому общению, толерантность и нравственный императив [3-5 и др.].

На наш взгляд, именно категория личностной культуры (культуры конкуренции, конкурентных отношений, конкурентных взаимодействий и пр.) позволяет в полной мере отразить и социально-экономические, и морально-нравственные составляющие того качества, которое обеспечивает россиянину конкурентоспособность в современном мире. Культура конкурентных взаимодействий определит способность личности участвовать в конкуренции

не только экономически целесообразными, юридически приемлемыми, но и морально оправданными способами. В связи с этим целью нашего исследования стали разработка и обоснование модели воспитания культуры конкурентных взаимодействий личности в процессе среднего профессионального образования.

Теоретическими аспектами моделирования стали уточненные и конкретизированные представления о сущности и содержании культуры личности, функциях культуры и критериях культурного поведения, целях и средствах межличностного взаимодействия и конкурентных отношений. Методологически проектируемый педагогический процесс базируется на выявленных механизмах и психолого-педагогических условиях воспитания личностной культуры конкурентных взаимодействий. Технологическое содержание модели представлено совокупностью этапов, на которых последовательно, в процессе освоения содержания специально разработанного курса элективных дисциплин, реализуется дидактический инструментарий.

Конкуренция представляет собой взаимодействие между субъектами, при котором они состязаются за общие, причем ограниченные, условия существования, функционирования (ресурсы, потребителей и пр.) (Г. Бейтсон, В.И. Ильина, В.В. Попков, Л.В. Степанов и др.). Достижение успеха в конкуренции обеспечивается не только экономическими (в том числе, ценовыми) преимуществами организаций, но и личностными свойствами сотрудников (А. Мазин, В.В. Попков, Ю.Б. Рубин и др.). Важнейшим из этих свойств выступает культура конкурентных взаимодействий.

Культура в широком смысле представляет собой совокупность преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности (идеи и

ценности, способы деятельности и модели поведения и пр.) (М.А. Ари-арский, И.В. Воробьева, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган и др.). Личностная культура отражает присвоение, интериоризацию человеком того или иного содержания общественной культуры. Как интегративное качество, она представляет собой систему характеристик, (соответствующих элементам культуры - знаний и представлений, ценностных ориентаций и установок, привычек и стереотипов поведения, способов деятельности и пр.), обеспечивающих человеку гармонию с обществом и не исключающих возможность (и, даже, обусловливающих) индивидуальное самосовершенствование (А.И. Арнольдов, О.С. Газман, Б.С. Ерасов, В.И. Жернов и др.).

Анализ сущности, содержания, видов общественной и личностной культуры, а также современных представлений о закономерностях, алгоритмах и этике конкуренции позволяет определить культуру конкурентных взаимодействий специалиста как личностное качество, интегрирующее ценностные ориентации, установки, знания, способы поведения, общения и деятельности личности, обеспечивающие эффективное сотрудничество и соперничество в условиях конкуренции, ориентированные на достижение экономических целей рациональными и этически приемлемыми средствами.

При выделении структуры и содержания культуры конкурентных взаимодействий мы опирались на традиционные представления исследователей о компонентах общественной и личностной культуры (М.А. Ариарский, А.И. Арнольдов, Ж. Бодрийяр, И.А. Волгина, О.С. Газман, В.И. Ильина, Ю.Б. Рубин, Л.В. Степанов и др.), а также исходили из следующих положений конкурентологии:

1) конкуренция между специалистами проявляется и на рынке

труда (в том числе, отраслевом), и на рынке конкретной сферы, отрасли народного хозяйства (определенных товаров, услуг, работ). На рынке труда субъектами конкуренции выступают работники (специалисты), которые, теоретически, свободны в выборе работодателя, вида работы, и работодатели, которые вольны нанимать/увольнять специалистов. Центральным объектом конкуренции между специалистами является: определенные виды работ и/или должности; привлекательные сегменты рынка труда; информация о вакантных рабочих местах, требуемой рабочей силе и т.п. (А. Барышникова, Л.А. Костин, Ю.Б. Рубин и др.);

2) профессиональная деятельность может носить как индивидуальный, так и коллективный характер, в связи с чем правомерно говорить об индивидуальной и коллективной конкуренции. В первом случае субъектами конкуренции будут выступать отдельные специалисты, во втором - случае субъекты конкуренции коллективные, по крайней мере, одним из субъектов будет трудовой коллектив (организация, учреждение, отдел и пр.). Специалисты, являясь участниками коллективной трудовой деятельности и в совокупности представляя единый субъект конкуренции с другими профессиональными группами или индивидуумами, тем не менее, могут конкурировать между собой. Объектами этой конкуренции могут выступать: лидерство в группе, определенная часть коллективной работы и др.; взаимоотношения внутри коллективного субъекта конкуренции будут характеризоваться диалектическим единством соперничества и сотрудничества (Ж. Бодрийяр, С. Большаков, В.С. Буланова, И.А. Волгина, М. Лукашенко, В.В. Попков и др.);

3) конкурентные взаимодействия - это взаимодействие субъектов экономических отношений в условиях конкурентного рынка;

единство воздействий и совместных действий субъектов конкуренции. То есть, единство двух типов активности участников, «доля» (представленность) каждого из которых варьируется в зависимости от вида конкуренции (видовая, предметная), типа субъектов (индивидуальные, коллективные), объектов и предметов, целей соперничества и т.п. (Г.Б. Клейнер, А. Мазин, З.Т. Макоев, Л.В. Степанов и др.). Ведущими характеристиками (признаками) конкурентного взаимодействия специалистов (в условиях добросовестной конкуренции) являются: наличие субъектов -конкурентов; наличие объектов и предметов конкуренции (основания для соперничества); возможность

повышать информированность относительно ситуации на рынке, конкретной конкурентной ситуации, их изменении; возможность альтернативного (экономического) поведения в зависимости от степени владения рыночной информацией; возможность приобретать и свободно демонстрировать конкурентные преимущества (ценовые и неценовые) (В.И. Ильина, А. Мазин, А. Шеленков и др.).

Исходя из этого, нами определены следующие структурные компоненты и содержание культуры конкурентных взаимодействий личности (ККВ) (таблица 1).

Культура обеспечивает социальную организацию, регулирование жизнедеятельности общества

Таблица 1

Структура и содержание личностной культуры конкурентных взаимодействий

Структура ККВ Содержание ККВ

Аксиологический ориентация и установки на общечеловеческие гуманистические ценности, на выбор нравственно приемлемых целей и средств конкурентных взаимодействий, на сотрудничество, на прогрессивное развитие профессиональной сферы, общества, государства, на обеспечение пользы потребителям, на собственное саморазвитие, самореализацию

Когнитивный знания в области морально приемлемых целей, средств и методов конкуренции, в сфере рыночной информации, в области правовых основ конкуренции, критериев выбора оптимальных решений, способов продвижения профессиональных услуг

Рефлексивный способность анализировать, оценивать и корректировать (в соответствии с нравственными, экономическими и юридическими критериями) собственные цели, средства и методы конкурентных взаимодействий, собственные конкурентные преимущества, определять на этой основе возможности для их расширения

Коммуникативный способность к сотрудничеству в условиях соперничества, к неконфликтному общению, владение вербальными и невербальными средствами и методами коммуникации

Деятельностный способность выбирать рациональный тип конкурентного поведения, отбирать и реализовывать совокупность средств и методов конкуренции, достигать поставленных целей, способность эффективно презентовать себя объектам конкуренции

посредством реализации следующих ориентационной, познавательной, функций: креативной, регулятив- семиотической (М.А. Ариарский, ной, информационной, ценностно- И.В. Воробьева, В.Е. Давидович,

Таблица 2

Критерии сформированности личностной культуры конкурентных взаимодействий

Критерии ККВ Содержание критериев ККВ

Ценностно-ориентационные моральная нормативность выбора целей, средств и способов поведения, общения, деятельности в условиях конкуренции

Познавательно-информационные освоенность системы знаний о морально оправданных и экономически целесообразных ценностных ориентирах, целях и способах конкурентных взаимодействий; их экстериоризация в поступках и действиях

Регулятивные склонность и способность к анализу и коррекции собственных целей, средств, методов, действий в ситуациях конкуренции

Семиотические владение эффективными вербальными и невербальными средствами и способами коммуникации с субъектами и объект-субъектами конкуренции в условиях соперничества и сотрудничества

Креативные достижение целей конкурентного экономически, юридически и морально оправданными средствами и методами, способность к приобретению дополнительных неценовых конкурентных преимуществ

Ю.А. Жданов, В.И. Жернов, М.С. Каган и др.). Соответственно, правомерно говорить о следующих критериях сформированности личностной культуры конкурентных взаимодействий (таблица 2).

Каждый критерий характеризуется несколькими показателями, определяющими выбор средств и методов диагностики и оценки сфор-мированности культуры конкурентных взаимодействий личности.

Анализ научной литературы по вопросам формирования разных видов и типов индивидуальной культуры личности, а также по проблемам обеспечения эффективности участия специалистов в конкурентных взаимодействиях позволяет рассматривать в качестве механизмов формирования культуры конкурентных взаимодействий следующие: конкурентное мышление (Г.В. Бе-режнов, М.В. Попова, В.В. Ветрова, В.Н. Дружинин и др.), коммуникативный опыт (М.М. Бахтин, М.Ю. Горбухова, Л.В. Павлова и др.), ценностная определенность личности в контексте культуры конкурентных взаимодействий (Т.М. Буякис,

Е.П. Никитин и Н.Е. Харламенко-ва, Л.В. Павлова и др.), стремление к успеху (С.Н. Бегидова, Г. Мюр-рей, С.А. Хазова и др.), самоидентификация как субъекта конкурентных взаимодействий (Н.И. Кашина, Л.И. Михайлова, В.С. Мухина и др.), конкурентная активность личности (М.А. Ариарский, С.Н. Бегидова, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.). Актуализация указанных механизмов предполагает построение образовательного процесса с опорой на следующие принципы:

- аксилогичности, акмеологич-ности, коммуникативности, куль-туросообразности, проблемности, интегративности образования;

- установки на равноправие вариативных решений, на толерантность к неопределенности и оригинальности, на мобильность и самореализацию во взаимодействии;

- аутентичности коллективных взаимодействий, культурно-конкурентной адаптации личности во взаимодействиях, культивирования успеха и наличия эталонов в конкурентных взаимодействиях

Таблица 3

Технология воспитания культуры конкурентных взаимодействий

ЭТАПЫ

Подготовительный

Цель Преимущественное развитие когнитивного и аксиологического компонентов культуры конкурентных взаимодействий

Задачи — формирование системы знаний о сущности и содержании, целях и способах конкуренции (на рынке образовательных услуг, на рынке труда); о культуре личности, межличностных взаимодействий, общения, профессиональной коммуникации; о гуманистических ценностях как ориентирах конкурентного взаимодействия; — обеспечение осознания сущности и содержания понятия «культура конкурентных взаимодействий специалиста»

Механизмы конкурентное мышление, ценностная определенность личности в контексте культуры конкурентных взаимодействий, идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий

Дидактический инструментарий — проблемные лекции, лекции-пресс-конференции интегративного, ценностно-ориентированного содержания; дискуссии и профессиональные бои; проблемные семинары, связанные с решением теоретических задач: по творческому освоению знаний и проектированию ситуаций их применения; по освоению ценностного и поведенческого содержания различных социально-профессиональных ролей в условиях конкуренции; этические беседы; создание ситуаций нравственного выбора; метод положительного примера

Проектировочный

Цель Совершенствование когнитивного и формирование деятельностного компонентов культуры конкурентных взаимодействий

Задачи — освоение способов целеопределения и целепостроения конкурентных взаимодействий; — освоение алгоритма подготовки и осуществления конкурентных взаимодействий; — ознакомление со способами и приемами разработки стратегий и тактик конкурентных взаимодействий

Меха-нзмы конкурентное мышление, конкурентная активность личности, ценностная определенность личности в контексте культуры конкурентных взаимодействий, стремление к успеху

Дидактический инструментарий — проблемные семинары (решение задач по освоению алгоритма организации и осуществления конкурентных взаимодействий; по поиску множественных оригинальных решений учебно-практических проблем в условиях информационной недостаточности и т.п.); метод проектов; выполнение заданий, предполагающих состязательность, рейтинговую оценку качества решений и т.п.; деловые и ролевые игры, в содержание которых заложены нравственные, ценностно-целевые и пр. противоречия

Рефлексивный

Цель Направленное формирование рефлексивного и совершенствование когнитивного и деятельностного компонентов культуры конкурентных взаимодействий

Задачи — организация деятельности обучающихся по анализу собственных целей и ценностей конкурентных взаимодействий, собственных стратегий и тактик конкурентных взаимодействий с точки зрения культурных ценностей, норм, образцов поведения и деятельности

Механизмы коммуникативный опыт, ценностная определенность личности в контексте культуры конкурентных взаимодействий, идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий, стремление к успеху

Продолжение таблицы 3

Дидактический инструментарий — проблемные семинары (решение задач по анализу и оценке целей, методов, тактик и пр. конкурентных взаимодействий); беседы (культурно-ориентированная рефлексия личных стратегий и тактик конкурентных взаимодействий, результатов решения соответствующих проблемных задач); интегративные лекции-разъяснения, лекции-обсуждения; этические беседы, встречи со специалистами; рефлексивные тренинги

Коррекционный

Цель Формирование коммуникативного и совершенствованию когнитивного, рефлексивного и деятельностного компонентов культуры конкурентных взаимодействий

Задачи — освоение способов и методов коррекции целей и ценностей участия в конкуренции; — освоение способов и методов коррекции стратегий и тактик организации и участия в конкурентных взаимодействиях

Механизмы конкурентное мышление, коммуникативный опыт, идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий

Дидактический инструментарий — проблемные семинары (повторное решение творческих задач по моделированию стратегий и тактик конкурентных взаимодействий); деловые и ролевые игры (разыгрывание коммуникативных ситуаций конкурентного взаимодействия в соответствии с разработанными стратегиями и тактиками); организация реального конкурентного взаимодействия обучающихся в рамках производственной практики; дискуссии, профессиональные бои

Поведенческий

Цель Совершенствование коммуникативного и деятельностного компонентов, интеграция всех компонентов культуры конкурентных взаимодействий

Задачи — обеспечение реализации студентами сформированных знаний, ценностей, навыков конкурентных взаимодействий в ситуациях учебно-практической деятельности, а также в ситуациях реальной деятельности.

Механизмы коммуникативный опыт, идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий, стремление к успеху, конкурентная активность личности

Дидактический инструментарий — коммуникативные тренинги; тренинги мотивации достижений; тренинги успешности; — создание ситуаций успеха в конкурентных взаимодействиях в учебной и практической деятельности; деловые и ролевые игры, моделирующие ситуации индивидуальной и коллективной конкуренции (конкуренции-сотрудничества и конкуренции-соперничества); организация реального конкурентного взаимодействия обучающихся в рамках производственной практики.

(С.Г. Аспарина, С.Н. Бегидова,

B.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Т.Н. Добрынина, М.С. Каган, Е.А. Казакова и А.П. Тряпи-цина, В.Н. Мошкин, В.С. Мухина, В.А. Нудько, Л.В. Павлова,

C.М. Платонова, А.М. Столяренко, Л.А. Сундеева и др.).

Соблюдение указанных принципов предполагает соблюдение следующих требований к образовательному процессу: использование ценностных ориентаций как целей и критериев конкурентных взаимодействий; организация овладения студентами культурно-

конкурентными знаниями, освоения алгоритма организации и осуществления конкурентных взаимодействий; создание проблемных ситуаций, ситуаций нравственного выбора, ситуаций успеха в образовании, ситуаций соревновательности; организация культуросообраз-ных конкурентных взаимодействий студентов и культурной рефлексии конкурентных взаимодействий; использование методов и форм активного обучения: деловых и ролевых игр коммуникативного содержания, дискуссий и профессиональных боев, проектов; использование коммуникативных тренингов, тренингов успешности, мотивации достижений; использование методов нравственного воспитания: этических бесед, метода нравственного примера; использование комплекса задач, требующих вариативного решения, оригинального решения, задач с неполными условиями; организация их коллективного решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация педагогических условий (принципов и дидактических характеристик образовательного процесса) обеспечивается технологией воспитания культуры конкурентных взаимодействий (таблица 3).

Методы и способы диагностики сформированности культуры конкурентных взаимодействий соответствуют структурным компонентам и критериальным показателям: опрос, анкетирование, тестирование, экспертная оценка. В зависимости от этапа, диагностика проводится в познавательной, проектировочной, рефлексивной, коррекционной, практической деятельности. Оценивание проводится по пятибалльной шкале: от -1 до 3 баллов. Оценка по структурному компоненту выводится как среднее арифметическое оценок по соответствующим критериальным показателям, по интегративному качеству - как сумма оценок по структурным компонентам культуры конкурентных взаимодействий.

В зависимости от результатов оценивания, культура конкурентных взаимодействий студентов может относиться к одному из следующих типов и уровней: антикультура (отрицательный уровень, интервал оценок от -19 до 0 баллов), культурный вакуум (нулевой уровень, сумма баллов равна 0) и, собственно, культура конкурентных взаимодействий (низкий уровень - интервал оценок от 0 до 19 баллов; средний - интервал оценок от 19 до 38 баллов; высокий -интервал оценок от 38 до 57 баллов). Личностная культура каждого уровня может выступать в диссо-нансной или гармоничной форме. Гармоничные формы определяются: как сумма отрицательных баллов по всем критериям (отрицательная гармоничная), как сумма нулевых баллов по всем критериям (нулевая гармоничная), как сумма низких, средних или высоких баллов по всем критериям (соответственно, низкая, средняя или высокая гармоничная). Дисгармоничным формам соответствуют результаты диагностики, получившиеся путем суммирования отрицательных, нулевых и положительных оценок по разным критериям, и могут быть отрицательной, положительной или нулевой дисгармоничной формами.

Программным элементом технологии формирования культуры конкурентных взаимодействий студентов является сквозная модульная система элективных и факультативных курсов под общим названием «Человек в конкурентном мире». Входящие в систему отдельные дисциплины позволяют последовательно осваивать необходимые знания, формировать умения и навыки, осознавать и инте-риоризировать ценности культуры конкурентных взаимодействий. Содержание элективных курсов базируется на содержании обязательных дисциплин учебного плана, дополняя его контекстной информацией. Отдельные модули системы и

Цель - воспитание культуры конкурентных взаимодействий (ККВ)

Педагогические условия воспитания культуры конкурентных взаимодействий (ККВ)

Критерии ККВ

Ценностно-ориентационные

Познавательно-информационные

Регулятивные

Семиотические

Креативные

Структурные компоненты ККВ

аксиологическии

когнитивныи

рефлексивный

коммуникативныи

деятельностныи

Соответствие образования требованиям:

- к организации образовательного процесса;

- к организации деятельности студентов;

- к выбору методов и форм обучения и воспитания

Характеристика ККВ:

- уровни: отрицательный, нулевой, низкий, средний, высокий;

- типы: антикультура, культурный вакуум, культура КН.

- формы: гармоничная, диссонансная

Принципы:

1. Аксилогичность, акмеологичность, коммуникативность, культуросооб-разность, проблемность, интегративность образов.

2. Установка на равноправие решений, толерантность к неопределенности и оригинальности, на мобильность и самореализацию.

3. Аутентичность взаимодействий, адаптация во взаимодействиях, культивирование успеха и наличие эталонов в конкурентных взаимодействиях.

Психологические механизмы

формирования ККВ

1. Конкурентное мышление.

2. Коммуникативный опыт.

3. Ценностная определенность.

4. Стремление к успеху.

5.

Самоидентификация.

6. Конкурентная активность.

1. Подготовительный: формирование когнитивного и аксиологического компонентов ККВ

* 1,3,5

2. Проектировочный: совершенвование когнититивн., формирование деятельност. компонентов ККВ

3. Рефлексивный: формирование рефлексивн., совершенств, когнитив. и деятельн. компонентов ККВ

4. Коррекционный: фориров. коммуникат., совершенств, когнит., рефлекс, и деятельн. компон-в. ККВ

5. Поведенческий: соверершенствов. коммуникат. и деятельност., интеграция всех компонентов ККВ

Результат: способность достигать целей конкурентного взаимодействия экономически рациональными и нравственными средствами

Этапы формирования ККВ

1,3,4,6

2-5

1,2,5

2,4,6

Рис. 1. Модель процесса воспитания культуры конкурентных взаимодействий у студентов

их последовательность соответствуют задачам экспериментального образовательного процесса. В связи с этим в начале элективные дисциплины носят, преимущественно, теоретический характер, а далее строятся в виде практикумов и тренингов.

Модель процесса формирования культуры конкурентных взаимодействий у студентов отражена на рисунке 1.

Модель характеризует процесс воспитания у обучающихся культуры конкурентных взаимодействий посредством взаимосвязанных компонентов (блоков): целе-результативного (компоненты, критерии и уровни

При этом большинство испытуемых характеризовались диссонанс-ными формами ККВ разных типов, а превалирующим уровнем ККВ являлся низкий (таблица 5).

Примечание: Р(1-4) - показатели достоверности различий между количеством испытуемых с низким уровнем ККВ и с остальными

ККВ), содержательного (психолого-педагогические механизмы и условия воспитания ККВ) и технологического (этапы воспитания ККВ).

Экспериментальная апробация разработанной технологии воспитания ККВ осуществлялась на базе Норильского государственного педагогического колледжа в реальном образовательном процессе в течение 3-х лет. В эксперименте участвовали студенты 1-3 курсов. Результаты проведенного констатирующего исследования позволили выделить контрольную (36 чел.) и экспериментальную (38 чел.) группы, достоверно не различающиеся по исследуемым показателям (таблица 4).

уровнями (Р(1) - с отрицательным, Р(2) - с нулевым, Р(3) - со средним, Р(4) - с высоким). Р(5) - показатели достоверности различий между количеством испытуемых с гармоничными и диссонансными формами ККВ. Р - показатели достоверности различий между результатами Кг и Эг.

Таблица 4

Результаты констатирующего исследования сформированности ККВ

Тип ККВ Уровень ККВ Форма ККВ Количество (%) Р

КГ ЭГ

антикультура отрицательный гармоничная 6,2 5,9 >0,05

диссонансная 8,5 8,7 >0,05

культурный вакуум нулевой гармоничная 4,7 4,9 >0,05

диссонансная 16,9 17,2 >0,05

культура низкий гармоничная 16,8 16,4 >0,05

критериально-диссонансная 12,3 11,9 >0,05

контекстно-диссонансная 12,7 12,4 >0,05

средний гармоничная 3,3 3,1 >0,05

критериально-диссонансная 4,8 5,1 >0,05

контекстно-диссонансная 5,3 5,5 >0,05

высокий гармоничная 1,7 1,9 >0,05

критериально-диссонансная 4,0 3,9 >0,05

контекстно-диссонансная 2,8 3,1 >0,05

Таблица 5

Содержательный анализ сформированности ККВ по уровням и формам культуры (исходные данные)

Характеристики ККВ Количество (%) Достоверность

КГ ЭГ различий

И К К л Отрицательный 14,7 14,6 Р>0,05

Нулевой 21,6 22,1 Р>0,05

Низкий 41,8 40,7 Р>0,05

н <0 и Средний 13,4 13,7 Р>0,05

о £ Высокий 8,5 8,9 Р>0,05

Достоверность различий, Р(1-4)<0,05 Р(1-4)<0,05

Форма ККВ Гармоничная 32,7 32,2 Р>0,05

Диссонансная 67,3 67,8 Р>0,05

Достоверность различий Р(5)>0,05 Р(5)>0,05

Недостаточное количество студентов, характеризующихся положительными, а именно, средним и высоким, уровнями ККВ обусловливает необходимость специальной педагогической работы по ее формированию. Целенаправленная учебная деятельность на первом этапе эксперимента (1 и 2 семестры обучения) осуществлялась в рамках элективных и факультативных курсов «Конкурентный мир: государство, общество, личность», «Личность в условиях конкуренции: культура поведения и общения», «Экономико-правовые основы конкуренции», «Конкуренция: самоменеджмент и самомаркетинг». Воспитательно-образовательная работа осуществлялась на кураторских часах с общей тематикой «Всегда ли цель определяет средства?» и «Соперничество и сотрудничество: хочу и надо». Эффективными педагогическими средствами (приемами, методами, формами организации деятельности) на подготовительном этапе стали: проблемные лекции, лекции-пресс-конференции интегративного, ценностно-ориентированного содержания; дискуссии и профессиональные бои; проблемные семинары, связанные с решением теоретических задач: по творческому освоению знаний и проектированию

ситуаций их применения; по освоению ценностного и поведенческого содержания различных социально-профессиональных ролей в условиях конкуренции; этические беседы; ситуации нравственного выбора; метод положительного примера.

По окончании первого этапа эксперимента был проведен первый контрольный срез с целью определения изменений, произошедших в культурной сфере студентов ЭГ и КГ. Результаты показали, что наметилась тенденция к появлению различий между КГ и ЭК по уровням, типам и формам ККВ.

На втором этапе (третий семестр) образовательный процесс в ЭГ осуществлялся на базе изучения следующих дисциплин: «Жизненное и профессиональное целепо-лагание в условиях конкуренции» и «Практикум проектирования конкурентных взаимодействий». Кураторские часы носили общую тематику «Жизненные цели, жизненные смыслы, жизненные пути». Применялись следующие основные формы и методы обучения и воспитания: проблемные семинары, связанные с решением теоретических и учебно-практических задач по освоению алгоритма организации и осуществления конкурентных взаимодействий; по поиску

множественных оригинальных решений учебно-практических проблем в условиях информационной недостаточности и т.п.; метод проектов; выполнение заданий, предполагающих состязательность, рейтинговую оценку качества решений и т.п.; деловые и ролевые игры, в содержание которых заложены нравственные, ценностно-целевые и пр. противоречия.

Второй контрольный срез показал, что в ЭК результаты перераспределились в направлении уменьшения количества студентов с отрицательным и нулевым уровнями ККВ, достаточно выраженного уменьшения количества респондентов с диссонансными и, соответственно, увеличения - с гармоничными формами ККВ. В Кг к окончанию второго этапа эксперимента перераспределения студентов по уровням ККВ практически не произошло, но наметилась тенденция к уменьшению количества респондентов с гармоничными и критериально-диссонансными формами ККВ и увеличения - с контекстно-диссонансными формами ККВ внутри уровней.

На третьем этапе (4 семестр) образовательная деятельность осуществлялась в рамках следующих факультативных и элективных дисциплин: «Самореализация личности в конкурентном мире» и «Практикум самоанализа и самодиагностики стратегий и тактик конкурентных взаимодействий». Кураторские часы посвящались саморефлексии и носили общее название «Познай самого себя». Ведущими методами, средствами и формами организации образования выступали: проблемные семинары, связанные с индивидуальным и коллективным решением задач по анализу и оценке целей, методов, тактик и пр. конкурентных взаимодействий; беседы, направленные на культурно-ориентированную рефлексию разрабатываемых

студентами стратегий и тактик

конкурентных взаимодействий, результатов решения соответствующих проблемных задач; инте-гративные лекции-разъяснения, лекции-обсуждения; этические беседы, встречи со специалистами; рефлексивные тренинги.

К окончанию третьего этапа эксперимента в Кг продолжилось некоторое увеличение студентов, характеризующихся контекстно-диссонансными формами ККВ, стало несколько больше респондентов с отрицательным и нулевым уровнями ККВ. В Эг продолжилось снижение количество студентов с контекстно-диссонансными уровнями ККВ; причем таких студентов оказалось достоверно меньше, чем в КГ. И, напротив, студенты ЭГ количественно превосходили Кг по числу респондентов с гармоничными формами ККВ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационные основы решения задач четвертого этапа (пятый семестр) закладывались при изучении дисциплины «Практикум «Работа над ошибками». Кураторские часы с общей тематикой «Принимайте меня таким, какой я есть?» посвящались обсуждению вопросов о важности умений видеть и признавать свои ошибки, о критериях необходимости коррекции своего поведения, установок, целей и ценностей и т.п. Решение задач осуществлялось с применением следующих средств и методов обучения и воспитания: проблемные семинары, предполагающие повторное решение творческих задач по моделированию стратегий и тактик конкурентных взаимодействий; деловые и ролевые игры, предполагающие разыгрывание коммуникативных ситуаций конкурентного взаимодействия в соответствии с разработанными стратегиями и тактиками; организация реального конкурентного взаимодействия студентов в рамках образовательной организации (общественная, творческая, культурно-массовая,

научно-методическая работа и т.д.); дискуссии, профессиональные бои.

На момент четвертого промежуточного тестирования в ЭГ не осталось студентов с отрицательными и нулевыми уровнями ККВ, уменьшилась количественная выраженность критериально-диссонансных уровней ККВ, поскольку за период эксперимента практически все структурные компоненты получили свое развитие. В КГ продолжила нарастать дисгармония в содержании ККВ: как критериальная, так и контекстная. Формирование, своего рода, антиценностей конкуренции привело и к дальнейшему росту числа студентов с отрицательными уровнями ККВ.

На последнем этапе воспитания ККВ образовательная деятельность осуществлялась в процессе освоения содержания дисциплины «Тренинг организации конкурентных взаимодействий» и посредством воспитательной деятельности

на кураторских часах под общим названием «Как выплыть в море конкуренции». Дидактическими средствами решения этапных задач стали: коммуникативные тренинги; тренинги мотивации достижений; тренинги успешности; создание ситуаций успеха в конкурентных взаимодействиях в учебной и практической деятельности; деловые и ролевые игры, моделирующие ситуации индивидуальной и коллективной конкуренции (конкуренции-сотрудничества и конкуренции-соперничества); организация реального конкурентного взаимодействия студентов в рамках производственной практики. Практическая деятельность на данном этапе занимала ведущее место среди средств формирования ККВ студентов.

По окончании экспериментальной работы проводилось итоговая диагностика уровня и содержания сформированности ККВ студентов (таблица 6).

Тип ККВ Уровень ККВ Форма ККВ Количество (%) Р

КГ ЭГ

антикультура гармоничная 8,1 0 >0,05

отрицательный диссонансная 13,1 0 >0,05

культурный гармоничная 2,5 0 >0,05

вакуум нулевой диссонансная 10,9 0 >0,05

гармоничная 9,7 11,3 >0,05

низкий критериально-диссонансная 10,8 0 >0,05

контекстно-диссонансная 11,4 0 >0,05

гармоничная 6,2 38,5 <0,05

культура средний критериально-диссонансная 8,1 7,9 >0,05

контекстно-диссонансная 11,5 0 >0,05

гармоничная 2,3 19,4 <0,1

высокий критериально-диссонансная 3,1 20,4 <0,1

контекстно-диссонансная 2,3 2,5 >0,05

Таблица 6

Результаты поведенческого этапа воспитания ККВ у обучающихся

Можно видеть, что к окончанию эксперимента подавляющее большинство обучающихся ЭГ (88,7%) распределились по разным формам среднего и высокого уровней ККВ. В КГ таких респондентов оказалось только треть от общего количества (33,5%), что достоверно меньше (Р<0,05). Кроме того, в ЭГ практически не осталось представителей, характеризующихся контекстно-диссонансными формами ККВ (только 2,5%), тогда как в КГ таких оказалось 25,2% испытуемых (Р<0,05).

Достоверные различия между группами в пользу ЭГ зафиксированы по количеству обучающихся, характеризующихся гармоничными формами ККВ по среднему и высокому уровням, а также по критериально-диссонансной форме высокого уровня ККВ. В целом, в ЭГ оказалось достоверно меньше, чем КГ респондентов с отрицательным и низким уровнями ККВ и достоверно больше - со средним и высокими уровнями ККВ (таблица 7).

Таблица 7

Содержательный анализ сформированности ККВ по уровням и формам культуры (итоговые данные)

Характеристики ККВ Количество (%) Достоверность

КГ ЭГ различий

Отрицательный 21,2 0 Р<0,05

И К Нулевой 13,4 0 Р>0,05

И л Низкий 31,9 11,3 Р<0,05

м ф м Средний 25,8 46,4 Р<0,05

£ Высокий 7,7 42,3 Р<0,05

Достоверность различий, Р(1-4)<0,05 Р(1-6)<0,05

Форма ККВ Гармоничная 28,8 69,2 Р<0,05

Диссонансная 71,2 30,8 Р<0,05

Достоверность различий Р(7) Р<0,05 Р(7) Р<0,05

Примечание: КГ — Р(1-4) — показатели достоверности различий между количеством испытуемых с разными уровнями ККВ:Р(1) низким и нулевым, Р(2) — низким и высоким, Р(3) — средним и нулевым, Р(4) — средним и высоким. ЭГ — Р(1-6) — показатели достоверности различий между количеством испытуемых с разными уровнями ККВ:Р(1) средним и отрицательным, Р(2) — средним и нулевым, Р(3) — средним и низким, Р(4) —высоким и отрицательным, Р(5) — высоким и нулевым, Р(6) — высоким и низким. Р(7) — показатели достоверности различий между количеством испытуемых с гармоничными и диссонансными формами ККВ.

Таким образом, результаты экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанной модели, реализующейся

посредством предложенной технологии формирования личностной культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся.

Примечания:

1. Кондракова, Э.Д. Педагогические условия формирования культуры личности в учреждениях высшего профессионального образования / Э.Д. Кондракова. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. 168 с.

2. Коротков, Э.М. Управление качеством образования / Э.М. Коротков. М.: Академический проект; Мир, 2006. 320 с.

3. Хазова, С.А. Конкурентоспособность специалистов по физической культуре и спорту: монография / С. А. Хазова. Краснодар, 2009.

4. Хазова, С.А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / С.А. Хазова. Майкоп, 2004.

5. Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента [Электронный ресурс] / В.И. Шаповалов. Режим доступа: http://www.neuch.ru/referat/65489.html

References:

1. Kondrakova E.D. Pedagogical conditions of formation of the personality culture in the institutions of higher vocational education / E.D. Kondrakova. Pyatigorsk: PSLU publishing house, 2004. 168 pp.

2. Korotkov E.M. Management of the quality of education / E.M. Korotkov. M.: Academic Project; Mir, 2006. 320 pp.

3. Khazova S.A. The competitiveness of experts in physical training and sports: a monograph / S.A. Khazova. Krasnodar, 2009.

4. Khazova S.A. Formation of experience of the professional and creative thinking of the future experts in physical training and sports: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree / S.A. Khazova. Maikop, 2004.

5. Shapovalov V.I. The competitiveness of the individual in the paradigm of innovative pedagogical management [Electronic resource] / V.I. Shapovalov. Access mode: http://www.neuch.ru/referat/65489.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.