Научная статья на тему 'Конкурентный ресурс студента в условиях регионального университета'

Конкурентный ресурс студента в условиях регионального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕСУРСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА / УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА / КОНКУРЕНТНЫЙ РЕСУРС ВЫПУСКНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СТЕЙКХОЛДЕР-АНАЛИЗ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОГО САМОРАЗВИТИЯ / GRADUATE’S COMPETITIVE RESOURCE / UNIVERSITY COMPLEX / RESOURCE OF A REGIONAL UNIVERSITY / FACTOR ANALYSIS / STAKEHOLDER ANALYSIS / FACTORS OF COMPETITIVE SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Владимир Владимирович, Белоновская Изабелла Давидовна, Никулина Юлия Николаевна

В статье исследуется феномен конкурентного ресурса выпускника вуза, представляются педагогические и социологические аспекты его формирования в условиях регионального университетского комплекса. На основе факторного анализа изучены мнения различных стейкхолдеров о значимых конкурентных преимуществах на рынке труда региона. В качестве педагогического средства формирования конкурентного ресурса студента разработана программа, ядро которой составили тренинги трудоустройства, вариативные спортивно-контекстные игры, корпоративные группы здоровья, спецкурс в системе повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов, дисциплины по выбору магистров педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Владимир Владимирович, Белоновская Изабелла Давидовна, Никулина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’S COMPETITIVE RESOURCE IN A REGIONAL UNIVERSITY

The article is devoted to the phenomenon of competitive resource for a university graduate. The pedagogical and sociological aspects of its formation in the regional university complex are presented. On the basis of factor analysis the opinions of various stakeholders on the significant competitive advantages of graduates on the regional labor market are explored. As a pedagogical tool to create student’s competitive resource at Orenburg State University was developed a special program, including employment training courses, sports and context games, corporate health groups, special skills raising courses for teachers, curators, and elective disciplines for masters of pedagogy.

Текст научной работы на тему «Конкурентный ресурс студента в условиях регионального университета»

В.В. БАРАНОВ, профессор И.Д. БЕЛОНоВсКАЯ, профессор Ю.Н. НИКУЛИНА, начальник отдела

Оренбургский государственный университет

Конкурентный ресурс студента в условиях регионального университета

В статье исследуется феномен конкурентного ресурса выпускника вуза, представляются педагогические и социологические аспекты его формирования в условиях регионального университетского комплекса. На основе факторного анализа изучены мнения различных стейкхолдеров о значимых конкурентных преимуществах на рынке труда региона. В качестве педагогического средства формирования конкурентного ресурса студента разработана программа, ядро которой составили тренинги трудоустройства, вариативные спортивно-контекстные игры, корпоративные группы здоровья, спецкурс в системе повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов, дисциплины по выбору магистров педагогики.

Ключевые слова: университетский комплекс, ресурсы регионального университета, условия становления конкурентоспособного специалиста, конкурентный ресурс выпускника, формирование конкурентного ресурса студента, факторный анализ, стейкхолдер-анализ, факторы конкурентного саморазвития

Развитие рыночной экономики внесло в отечественное профессиональное образование кардинальные изменения, которые относятся не только к его содержанию, формам и средствам, но и к ожидаемым результатам, что нашло свое выражение в принятии компетентностной модели обучения. При этом, какбы ни развивалась ситуация на рынке образования и труда, ее атрибутом является конкуренция, поэтому модель конкурентоспособной личности оказывается самой эффективной из всех существующих. Между тем общество, пропагандируя эту модель, продолжает задаваться вопросами: всегда ли успех достигается на основе высоконравственного выбора? Способно ли будущее поколение позитивных лидеров к непрерывному развитию своей конкурентоспособности? И вновь образование вынуждено корректировать свои ориентиры, обращаясь к теме «формирования человека активного, действенного, способного к самообразованию, более глубокому самоопределению с выраженной потребностью в самоактуализации и самореализации креативных способностей - не только познавательных, но и ком-

муникативных, и организационных, человека, способного к оптимальному самоосу-ществлению» [1]. В этой связи Российская академия образования формулирует стратегию подготовки человека, обладающего необходимым потенциалом знаний, технологий и твердых нравственных установок, человека, которому нравятся перемены, который готов смело встретить совершенно непредвиденные ситуации [Там же].

Выпускник вуза в условиях экономики XXI в. должен быть готов к меняющимся условиям профессиональной деятельности, к динамике борьбы с конкурентами, к сложным перипетиям профессиональной карьеры и личностного роста. Поэтому от современного вуза требуется обеспечить студенту в образовательном процессе стартовые условия для развития его конкурентоспособности на протяжении всей жизни. Эта позиция определяется его социальной ответственностью перед выпускниками, работодателями и обществом и особенно актуальна для региональных вузов. Помимо функции оказания образовательных услуг, для региональных университетов (как в России, так и за рубежом) нарастает зна-

чимость социальной миссии, в результате они становятся аккумуляторами потенциала в условиях малоинновационной среды [2]. В случае успеха в выполнении такой роли возникают новые привлекательные и ресурсоемкие сегменты регионального рынка; при этом они также характеризуются интенсификацией конкурентных отношений, но между работниками новых и более высоких квалификаций [3].

Итак, конкурентоспособность выпускника вуза (в современном и широком толковании) представляет собой актуальный и перспективный результат образования, характеризуется не только сегодняшней востребованностью и трудоустройством выпускника, но и его мобильностью на рынке труда, успешностью профессиональной карьеры в долгосрочной перспективе и выбором позитивной стратегии достижения успеха. Ориентиром вуза в подготовке выпускника, востребованного на рынке труда, является поэтому парадигма конкуренции, которая определяет две характерные стратегии продвижения личности: уничтожение конкурента с захватом его позиций или превосходство над конкурентом с выходом на новые, более перспективные позиции.

Социологические исследования стратегий конкуренции молодежи на рынках труда начала XXI в. [4] демонстрируют феномен накопления ресурсов конкурентоспособности, осваиваемый с разных сторон экономической и педагогической наукой. В педагогическом аспекте речь идет об определении условий, при которых в вузе происходит аккумуляции внешних и внутренних источников долговременной, устойчивой, стабильной и непрерывно развиваемой конкурентоспособности личности. В экономике такое накопление фиксируется понятием «конкурентный ресурс», которое, с нашей точки зрения, вполне применимо и к личностным процессам в среде учащейся молодежи. В этом плане конкурентный ресурс личности представляет собой интеграцию ее личностных ресурсов (интеллектуального, человеческого и социального

капитала), природных дарований, приобретенных знаний и умений, личной предприимчивости и активной жизненной позиции. Конкурентный ресурс обеспечивает достижение устойчивого конкурентного положения путем осуществления адекватной стратегии продвижения личности на рынке труда как реализации сознательно сконструированной модели социально-экономической активности.

Исследования поведенческих стратегий молодежи (Н.Л. Шапошников) показывают, что конкурентные ресурсы молодежи формируются на основе противоречия между объективными условиями, создаваемыми общим социальным и образовательным контекстами, с одной стороны, и факторами внутренней природы личности (природные задатки, способности, знания, навыки) - с другой. Таким образом, феномен конкурентного ресурса личности носит интегративный характер, посколькув процессе его формирования задействованы как ресурсы системы образования, так и собственные ресурсы личности.

До настоящего времени этот личностный феномен в педагогике специально не изучался, в то же время научная проблема конкурентоспособности как таковая изучена достаточно глубоко и в различных аспектах. Уже ставшие классическими исследования В.И. Андреева, В.С. Безруковой,

А.А. Дергача, В.М. Жураковского, Е.И. Исаева, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.В. Кузьминой, А.М. Новикова в настоящее время расширены и дополнены работами Л.А. Бодьян, А.В. Гришина, Т.А. Даниловой, С.В. Зверева, Л.В. Курзае-вой, Д.А. Мустафиной, Т.А. Сливиной, Л.А. Шепталиной, Ж.А. Шуткиной, С.А. Хазо-вой, А.И. Щербакова.

Исследования, проведенные в Оренбургском государственном университете, говорят о том, что условия университетского комплекса вносят существенные изменения и в формы, и в содержание подготовки студента к конкурентному поведению на рынке труда. Началом комплекс-

ных исследований становления конкурентоспособного специалиста можно считать проект «Студент-2000. Региональный портрет», выполненный на базе ОГУ, Орского гуманитарно-технологического института (филиала ОГУ), Академии информационных технологии (С.-Петербург) и Ассоциации студентов и преподавателей по обмену научно-технической информацией. Серьезный педагогический анализ аксиологического потенциала студенчества по материалам данного проекта был проведен А.В. Кирьяковой [5] и Г.А. Мелекесовым [6].

С 2000 по 2011 гг. в университете была развернута Федеральная экспериментальная площадка Минобрнауки «Разработка модели единого образовательного пространства Оренбургской области »(авторы

В.П. Ковалевский, А.И. Кирьякова, И.Д. Белоновская). Результатами реализации этого проекта стали: методология развития интегративной образовательной среды университета [7], концепция влияния ресурсов регионального университета на компетент-ностное становление специалиста [8], концепция аккумуляции в среде университетского комплекса ресурсов самообразования [9]. Изучение аксиосферы университетской среды ОГУ стало основанием для выделения типов молодежной субкультуры [10].

В данной статье мы кратко представим новые исследования, демонстрирующие реалии и перспективы университетского образования в аспекте формирования конкурентного ресурса студента.

С 2006 г. по настоящее время в университете и его филиалах проводится комплекс социологических и маркетинговых исследований потребителей образовательных услуг. Среди них отметим ряд «внутренних» исследований: «Твой выбор, абитуриент» - исследование абитуриентов и процесса поступления в вуз (уровень подготовки абитуриентов; факторы, определившие выбор вуза и направления подготовки (специальности) для поступления; эффективность организации приемной кампании и технологий продвижения вуза и образова-

тельных программ во внешней среде; причины ухода абитуриентов в другие вузы; ожидания от обучения и требования к качеству образования); «Первокурсник ОГУ », «Третьекурсник ОГУ » - изучение студентов (вопросы профессионального самоопределения; удовлетворенность обучением и факторы, оказывающие на нее влияние; ожидания от обучения; оценка качества преподавания и удовлетворенность качеством организации учебного процесса, уровнем оснащенности и состоянием материально-технической базы и т.д.); «Выпускник ОГУ », «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников » - изучение положения выпускников и молодых специалистов на рынке труда (удовлетворенность качеством полученного образования; оценка перспектив трудоустройства, уровня профессиональной подготовленности; мониторинг дальнейшего карьерного развития выпускников; выявление трудностей, возникающих при трудоустройстве, и т.д.).

К так называемым «внешним » можно отнести исследование «Кадровые предпочтения работодателей и их требования к уровню подготовки молодых специалистов»: определение кадровых потребностей предприятий и способов их удовлетворения; выявление общих и специальных требований работодателей кмолодым специалистам при приеме на работу; оценка уровня профессиональной подготовки молодых специалистов предприятиями-работодате-лями; анализ направлений сотрудничества вузов и предприятий-работодателей; анализ рынка труда Оренбургской области; анализ рынка образовательных услуг Оренбургской области.

Учитывая многочисленность субъектов, участвующих в процессах формирования конкурентного ресурса студента, мы обратились квозможностям стейкхолдер-анализа [11]. Прежде всего были определены группы характерных стейкхолдеров, чьи интересы и требования влияют на функционирование и развитие университета. Таким

образом, объектом комплексного мониторинга стала целевая аудитория потребителей образовательных услуг (абитуриенты, студенты, выпускники, молодые специалисты) и субъекты рынка труда (предприятия-работодатели), предметом - совокупность интересов, запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг и субъектов рынка труда в области профессиональной подготовки, трудоустройства и карьерного продвижения молодых специалистов.

В процессе реализации комплексного мониторинга используются современные информационные технологии. Сотрудниками университета на основе базы данных информационно-аналитической системы ОГУ разработаны программные системы «Анкетирование выпускников школ, гимназий», «Выпускник ОГУ », «Менеджер трудоустройства», «Кадровые предпочтения работодателей и требования к уровню подготовки молодых специалистов», которые позволяют автоматизировать функции мониторинга и создавать интегрированную информацию. Программные системы зарегистрированы в университетском фонде алгоритмов и программ, а также имеют свидетельства о регистрации в Центре информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТИС, г. Москва).

Методология проведения исследований основана на использовании системного анализа, комплексного подхода, программноцелевого планирования, а также на применении методов, адекватных решаемым в процессе исследования задачам (методы анкетирования, телефонного опроса, Интернет-опроса). Для обработки и анализа собранной информации используются методы группировки и сравнения, экономико-статистический, методы прогнозирования и экстраполяции, а также анализ внешней среды организации, метод циклических исследований в целях накопления информации.

В исследовании «Выпускник ОГУ -2011» приняли участие 2065 чел. - 98,3% от общего числа выпускников очной формы обучения. Исследование «Мониторинг

трудоустройства и карьерного продвижения выпускников ОГУ » проводится методом телефонного опроса выпускников вуза спустя полгода после получения ими дипломов. В 2012 г. в нем приняли участие 327 человек (15% от выпуска очной формы обучения). Исследования определили результативность мероприятий, способствующих формированию конкурентного ресурса студента. На основании полученных результатов был разработан и реализован комплекс мер по повышению уровня конкурентоспособности выпускников и совершенствованию процесса содействия их трудоустройству, а также по развитию партнерских отношений с предприятиями-рабо-тодателями. Одной из продуктивных форм такой работы стали семинары-тренинги по обучению технологиям поиска работы на современном рынке труда для студентов старших курсов, в том числе с привлечением представителей предприятий [12].

С 2010 г. в ОГУ и его филиалах проводились педагогические исследования факторов саморазвития студентов как ключевого механизма формирования конкурентного ресурса личности [13]. В них участвовал 1341 студент 1-3-х курсов головного вуза и филиалов. Логика исследования предполагала предварительное изучение различных опросников и анкет по теме, выявление инвариантной части содержания этого инструментария, дополнение анкеты позициями, имеющими существенное влияние на процесс саморазвития. Мы опирались также на идеи ресурсного подхода в образовании (А.М. Кондаков), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский). Таким образом предполагалось получить избыточную модель анкеты «Ресурсы, дефициты и факторы конкурентного саморазвития», которая включала 89 позиций-параметров, условно объединенных во внутренние и внешние факторы саморазвития. К внутренним факторам отнесены: способности, качества характера, физические данные, образование, жизненный опыт, важные жизненные принципы, жизненные пер-

спективы. К внешним факторам - наличие помощи со стороны преподавателей и куратора группы, программы обучения, занятий физической культурой, эффективность научно-исследовательской работы, наличие соответствующей учебно-научной, информационно-технологической и спортивной базы университета, занятия физической культурой, организация внут-риуниверситетской среды. Полученный массив ответов анкет был обработан автоматизированным способом. Для определения статистических характеристик и обусловленностей параметров исследования была построена общая матрица исследования, включающая все позиции анкеты. Согласно результатам корреляционного анализа последние имеют между собой слабую линейную связь. Для выявления более глубоких взаимосвязей и определения групповых обусловленностей на матрице исследования был проведен факторный анализ и минимизировано количество пунктов в анкете. В представленном исследовании было выделено 37 базовых параметров и определены соответствующие регрессионные уравнения для оставшихся параметров, что позволило на 60% сократить трудоемкость анкетирования, соответственно повысив ее оперативность. Факторный анализ проявил специфику наших респондентов - студентов 1-3-х курсов университетского комплекса, для которых жизнеутверждающая уверенность выступает принципом саморазвития, значимы спортивная, научная и учебная базы университета как среда саморазвития, а немаловажную роль в определении жизненных перспектив играет куратор.

Отмечено совпадение полученных результатов с результатами многочисленных социологических и педагогических исследований ценностных и жизненных ориентаций современной молодежи, для которой материальное благополучие является одним из важных признаков успеха, а профессиональное образование призвано не только сформировать компетентность, но и представить мир во всем его многообра-

зии. Для студентов крайне важен опыт самостоятельности, самореализации, самооценки, успешных действий.

Результаты анкетирования показали, что ключевыми механизмами процесса саморазвития студентов в условиях университетского комплекса выступают самопри-нятие и самооценка, основанные на самоутверждении. Именно эти позиции являются базовыми среди таких известных механизмов и проявлений саморазвития, как самопрогнозирование, самоусовершенствование и самоактуализация в ситуации состязательности, соревновательности, успеха. К внутренним факторам саморазвития студенты относят разнообразие и успешность опыта самостоятельной реализации своих планов, как и опыт самостоятельного обучения и самостоятельного труда, которые имеют решающее значение в формировании жизненной позиции студента. Важнейшим внутренним фактором саморазвития студенты считают здоровье ума и тела. В этой связи их интересует состояние и развитие в вузе спортивной работы, физической культуры, а также кураторства как институциональной формы педагогического сопровождения (особенно для 13-х курсов обучения). Очевидно, что и развитие тьюторства в вузах также станет значимым позитивным фактором.

Среди внешних факторов, позитивно влияющих на саморазвитие и относящихся к компонентам конкурентного ресурса вуза, по мнению студентов, наибольшее значение имеют учебная, научная и спортивная составляющие университетской среды. Для них важны занятия физической культурой и спортом, наличие развитой спортивной базы университета, возможность участия в научно-исследовательской работе, развитость информационнотехнологической, учебной и научной базы университета, взаимодействие с преподавателями вуза и кураторство.

На основании представленного исследования в университетском комплексе на базе Оренбургского государственного универси-

тета была апробирована авторская программа «Спорт и профессия ». Характерно, что особенно тесное взаимодействие между студентами и преподавателями отмечено в филиалах вуза, причем оно относится как к спортивным состязаниям, так и к общению в контексте будущей профессии. Соревновательная спортивная деятельность, занятия физической культурой и совместная профессионально-ориентированная деятельность по направлению профессиональной подготовки, по мнению студентов, создают атмосферукорпоративного успеха. В целях подготовки преподавателей к взаимодействию со студентами в процессе формирования их конкурентного ресурса были разработаны спецкурсы для системы повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов групп и магистров педагогики. Можно констатировать, что для головного вуза, филиалов и колледжей университетского комплекса апробация курсов прошла успешно. Содержание дисциплин предполагало ознакомление преподавателей с базовыми принципами здоровьесберегающих технологий, с основами разработки успеш-ныхличностно-профессиональных стратегий саморазвития, освоение методик командных работ и креативных групп. По результатам реализованных проектов проведены выборочные повторные анкетирования, установлен факт интенсификации развития конкурентных качеств у студентов, участвовавших в спортивно-контекстных играх и корпоративных группах.

Литература

1. Фельдштейн Д.И. Время, когда образова-

ние становится в центр общественного интереса. Доклад на Итоговом годовом собрании Российской академии образования. 18 декабря 2012 года. URL: http:// www.prosv.ru/ info.aspx?ob_no=36681

2. Бараблина С.В., Мехришвили Л.Л. Соци-

альная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций. 2012. № 1. C. 203218; Сандерсон А., Бенневорт П. Участие университетов в региональном развитии:

создание потенциала в условиях малоинновационной среды // Вестник международных организаций. 2012. № 1. С. 172188; Дрантусова Н.В., Князев Е.А. Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития // Вестник международных организаций. 2013. № 1. С. 264-273.

3. Михайлова Е.И. Университет - интеллек-

туальная платформа инновационного развития северо-востока России // Вестник международных организаций. 2013. № 1. С. 80-86.

4. Овчинникова М.Н. Стратегии самоопре-

деления личности в условиях конкурентного рынка труда // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 51. С. 18-22; Шапошников Н.Л. Социальная конкуренция в жизненных стратегиях молодежи: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов-н/Д, 2008. 21 с.

5. Кирьякова А.В. и др. Аксиология образова-

ния. Фундаментальные исследования в педагогике. М.: Дом педагогики, 2008. 578 с.

6. Мелекесов Г.А. Резервы повышения эффек-

тивности образовательного процесса в гуманитарном вузе. ИПК ОГУ, 2002. 35 с.

7. Ковалевский В.П. Теоретические и мето-

дологические основы формирования регионального университетского комплекса. М.: Экономика, 2004. 307 с.

8. Баранов В.В., Белоновская И.Д. Фракталь-

ные модели региональных университетских комплексов // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 83-88.

9. Миняева Н.М. Актуализация ресурса са-

мообразовательной деятельности студента: теория и практика. Оренбург: Никос, 2011. 315 с.

10. Мосиенко Л.В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской субкультуры. Оренбург: Университет, 2012. 347 с.

11. Саввинов В.М., Стрекаловский В.Н. Учет интересов стейкхолдеров в управлении развитием образования // Вестник международных организаций. 2013. № 1. С. 87-99.

12. Проскурин А.Д., Карпова Г.В., Никулина Ю.Н. Социальное партнерство университета и предприятий региона // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 78-83.

13. Баранов В.В., Белоновская И.Д., Чепасов В.И. Факторный анализ как инструментарий педагогического знания о саморазвитии студента университетского комплекса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 21-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.