В.В. БАРАНОВ, профессор И.Д. БЕЛОНоВсКАЯ, профессор Ю.Н. НИКУЛИНА, начальник отдела
Оренбургский государственный университет
Конкурентный ресурс студента в условиях регионального университета
В статье исследуется феномен конкурентного ресурса выпускника вуза, представляются педагогические и социологические аспекты его формирования в условиях регионального университетского комплекса. На основе факторного анализа изучены мнения различных стейкхолдеров о значимых конкурентных преимуществах на рынке труда региона. В качестве педагогического средства формирования конкурентного ресурса студента разработана программа, ядро которой составили тренинги трудоустройства, вариативные спортивно-контекстные игры, корпоративные группы здоровья, спецкурс в системе повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов, дисциплины по выбору магистров педагогики.
Ключевые слова: университетский комплекс, ресурсы регионального университета, условия становления конкурентоспособного специалиста, конкурентный ресурс выпускника, формирование конкурентного ресурса студента, факторный анализ, стейкхолдер-анализ, факторы конкурентного саморазвития
Развитие рыночной экономики внесло в отечественное профессиональное образование кардинальные изменения, которые относятся не только к его содержанию, формам и средствам, но и к ожидаемым результатам, что нашло свое выражение в принятии компетентностной модели обучения. При этом, какбы ни развивалась ситуация на рынке образования и труда, ее атрибутом является конкуренция, поэтому модель конкурентоспособной личности оказывается самой эффективной из всех существующих. Между тем общество, пропагандируя эту модель, продолжает задаваться вопросами: всегда ли успех достигается на основе высоконравственного выбора? Способно ли будущее поколение позитивных лидеров к непрерывному развитию своей конкурентоспособности? И вновь образование вынуждено корректировать свои ориентиры, обращаясь к теме «формирования человека активного, действенного, способного к самообразованию, более глубокому самоопределению с выраженной потребностью в самоактуализации и самореализации креативных способностей - не только познавательных, но и ком-
муникативных, и организационных, человека, способного к оптимальному самоосу-ществлению» [1]. В этой связи Российская академия образования формулирует стратегию подготовки человека, обладающего необходимым потенциалом знаний, технологий и твердых нравственных установок, человека, которому нравятся перемены, который готов смело встретить совершенно непредвиденные ситуации [Там же].
Выпускник вуза в условиях экономики XXI в. должен быть готов к меняющимся условиям профессиональной деятельности, к динамике борьбы с конкурентами, к сложным перипетиям профессиональной карьеры и личностного роста. Поэтому от современного вуза требуется обеспечить студенту в образовательном процессе стартовые условия для развития его конкурентоспособности на протяжении всей жизни. Эта позиция определяется его социальной ответственностью перед выпускниками, работодателями и обществом и особенно актуальна для региональных вузов. Помимо функции оказания образовательных услуг, для региональных университетов (как в России, так и за рубежом) нарастает зна-
чимость социальной миссии, в результате они становятся аккумуляторами потенциала в условиях малоинновационной среды [2]. В случае успеха в выполнении такой роли возникают новые привлекательные и ресурсоемкие сегменты регионального рынка; при этом они также характеризуются интенсификацией конкурентных отношений, но между работниками новых и более высоких квалификаций [3].
Итак, конкурентоспособность выпускника вуза (в современном и широком толковании) представляет собой актуальный и перспективный результат образования, характеризуется не только сегодняшней востребованностью и трудоустройством выпускника, но и его мобильностью на рынке труда, успешностью профессиональной карьеры в долгосрочной перспективе и выбором позитивной стратегии достижения успеха. Ориентиром вуза в подготовке выпускника, востребованного на рынке труда, является поэтому парадигма конкуренции, которая определяет две характерные стратегии продвижения личности: уничтожение конкурента с захватом его позиций или превосходство над конкурентом с выходом на новые, более перспективные позиции.
Социологические исследования стратегий конкуренции молодежи на рынках труда начала XXI в. [4] демонстрируют феномен накопления ресурсов конкурентоспособности, осваиваемый с разных сторон экономической и педагогической наукой. В педагогическом аспекте речь идет об определении условий, при которых в вузе происходит аккумуляции внешних и внутренних источников долговременной, устойчивой, стабильной и непрерывно развиваемой конкурентоспособности личности. В экономике такое накопление фиксируется понятием «конкурентный ресурс», которое, с нашей точки зрения, вполне применимо и к личностным процессам в среде учащейся молодежи. В этом плане конкурентный ресурс личности представляет собой интеграцию ее личностных ресурсов (интеллектуального, человеческого и социального
капитала), природных дарований, приобретенных знаний и умений, личной предприимчивости и активной жизненной позиции. Конкурентный ресурс обеспечивает достижение устойчивого конкурентного положения путем осуществления адекватной стратегии продвижения личности на рынке труда как реализации сознательно сконструированной модели социально-экономической активности.
Исследования поведенческих стратегий молодежи (Н.Л. Шапошников) показывают, что конкурентные ресурсы молодежи формируются на основе противоречия между объективными условиями, создаваемыми общим социальным и образовательным контекстами, с одной стороны, и факторами внутренней природы личности (природные задатки, способности, знания, навыки) - с другой. Таким образом, феномен конкурентного ресурса личности носит интегративный характер, посколькув процессе его формирования задействованы как ресурсы системы образования, так и собственные ресурсы личности.
До настоящего времени этот личностный феномен в педагогике специально не изучался, в то же время научная проблема конкурентоспособности как таковая изучена достаточно глубоко и в различных аспектах. Уже ставшие классическими исследования В.И. Андреева, В.С. Безруковой,
А.А. Дергача, В.М. Жураковского, Е.И. Исаева, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.В. Кузьминой, А.М. Новикова в настоящее время расширены и дополнены работами Л.А. Бодьян, А.В. Гришина, Т.А. Даниловой, С.В. Зверева, Л.В. Курзае-вой, Д.А. Мустафиной, Т.А. Сливиной, Л.А. Шепталиной, Ж.А. Шуткиной, С.А. Хазо-вой, А.И. Щербакова.
Исследования, проведенные в Оренбургском государственном университете, говорят о том, что условия университетского комплекса вносят существенные изменения и в формы, и в содержание подготовки студента к конкурентному поведению на рынке труда. Началом комплекс-
ных исследований становления конкурентоспособного специалиста можно считать проект «Студент-2000. Региональный портрет», выполненный на базе ОГУ, Орского гуманитарно-технологического института (филиала ОГУ), Академии информационных технологии (С.-Петербург) и Ассоциации студентов и преподавателей по обмену научно-технической информацией. Серьезный педагогический анализ аксиологического потенциала студенчества по материалам данного проекта был проведен А.В. Кирьяковой [5] и Г.А. Мелекесовым [6].
С 2000 по 2011 гг. в университете была развернута Федеральная экспериментальная площадка Минобрнауки «Разработка модели единого образовательного пространства Оренбургской области »(авторы
В.П. Ковалевский, А.И. Кирьякова, И.Д. Белоновская). Результатами реализации этого проекта стали: методология развития интегративной образовательной среды университета [7], концепция влияния ресурсов регионального университета на компетент-ностное становление специалиста [8], концепция аккумуляции в среде университетского комплекса ресурсов самообразования [9]. Изучение аксиосферы университетской среды ОГУ стало основанием для выделения типов молодежной субкультуры [10].
В данной статье мы кратко представим новые исследования, демонстрирующие реалии и перспективы университетского образования в аспекте формирования конкурентного ресурса студента.
С 2006 г. по настоящее время в университете и его филиалах проводится комплекс социологических и маркетинговых исследований потребителей образовательных услуг. Среди них отметим ряд «внутренних» исследований: «Твой выбор, абитуриент» - исследование абитуриентов и процесса поступления в вуз (уровень подготовки абитуриентов; факторы, определившие выбор вуза и направления подготовки (специальности) для поступления; эффективность организации приемной кампании и технологий продвижения вуза и образова-
тельных программ во внешней среде; причины ухода абитуриентов в другие вузы; ожидания от обучения и требования к качеству образования); «Первокурсник ОГУ », «Третьекурсник ОГУ » - изучение студентов (вопросы профессионального самоопределения; удовлетворенность обучением и факторы, оказывающие на нее влияние; ожидания от обучения; оценка качества преподавания и удовлетворенность качеством организации учебного процесса, уровнем оснащенности и состоянием материально-технической базы и т.д.); «Выпускник ОГУ », «Мониторинг трудоустройства и карьерного продвижения выпускников » - изучение положения выпускников и молодых специалистов на рынке труда (удовлетворенность качеством полученного образования; оценка перспектив трудоустройства, уровня профессиональной подготовленности; мониторинг дальнейшего карьерного развития выпускников; выявление трудностей, возникающих при трудоустройстве, и т.д.).
К так называемым «внешним » можно отнести исследование «Кадровые предпочтения работодателей и их требования к уровню подготовки молодых специалистов»: определение кадровых потребностей предприятий и способов их удовлетворения; выявление общих и специальных требований работодателей кмолодым специалистам при приеме на работу; оценка уровня профессиональной подготовки молодых специалистов предприятиями-работодате-лями; анализ направлений сотрудничества вузов и предприятий-работодателей; анализ рынка труда Оренбургской области; анализ рынка образовательных услуг Оренбургской области.
Учитывая многочисленность субъектов, участвующих в процессах формирования конкурентного ресурса студента, мы обратились квозможностям стейкхолдер-анализа [11]. Прежде всего были определены группы характерных стейкхолдеров, чьи интересы и требования влияют на функционирование и развитие университета. Таким
образом, объектом комплексного мониторинга стала целевая аудитория потребителей образовательных услуг (абитуриенты, студенты, выпускники, молодые специалисты) и субъекты рынка труда (предприятия-работодатели), предметом - совокупность интересов, запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг и субъектов рынка труда в области профессиональной подготовки, трудоустройства и карьерного продвижения молодых специалистов.
В процессе реализации комплексного мониторинга используются современные информационные технологии. Сотрудниками университета на основе базы данных информационно-аналитической системы ОГУ разработаны программные системы «Анкетирование выпускников школ, гимназий», «Выпускник ОГУ », «Менеджер трудоустройства», «Кадровые предпочтения работодателей и требования к уровню подготовки молодых специалистов», которые позволяют автоматизировать функции мониторинга и создавать интегрированную информацию. Программные системы зарегистрированы в университетском фонде алгоритмов и программ, а также имеют свидетельства о регистрации в Центре информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТИС, г. Москва).
Методология проведения исследований основана на использовании системного анализа, комплексного подхода, программноцелевого планирования, а также на применении методов, адекватных решаемым в процессе исследования задачам (методы анкетирования, телефонного опроса, Интернет-опроса). Для обработки и анализа собранной информации используются методы группировки и сравнения, экономико-статистический, методы прогнозирования и экстраполяции, а также анализ внешней среды организации, метод циклических исследований в целях накопления информации.
В исследовании «Выпускник ОГУ -2011» приняли участие 2065 чел. - 98,3% от общего числа выпускников очной формы обучения. Исследование «Мониторинг
трудоустройства и карьерного продвижения выпускников ОГУ » проводится методом телефонного опроса выпускников вуза спустя полгода после получения ими дипломов. В 2012 г. в нем приняли участие 327 человек (15% от выпуска очной формы обучения). Исследования определили результативность мероприятий, способствующих формированию конкурентного ресурса студента. На основании полученных результатов был разработан и реализован комплекс мер по повышению уровня конкурентоспособности выпускников и совершенствованию процесса содействия их трудоустройству, а также по развитию партнерских отношений с предприятиями-рабо-тодателями. Одной из продуктивных форм такой работы стали семинары-тренинги по обучению технологиям поиска работы на современном рынке труда для студентов старших курсов, в том числе с привлечением представителей предприятий [12].
С 2010 г. в ОГУ и его филиалах проводились педагогические исследования факторов саморазвития студентов как ключевого механизма формирования конкурентного ресурса личности [13]. В них участвовал 1341 студент 1-3-х курсов головного вуза и филиалов. Логика исследования предполагала предварительное изучение различных опросников и анкет по теме, выявление инвариантной части содержания этого инструментария, дополнение анкеты позициями, имеющими существенное влияние на процесс саморазвития. Мы опирались также на идеи ресурсного подхода в образовании (А.М. Кондаков), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский). Таким образом предполагалось получить избыточную модель анкеты «Ресурсы, дефициты и факторы конкурентного саморазвития», которая включала 89 позиций-параметров, условно объединенных во внутренние и внешние факторы саморазвития. К внутренним факторам отнесены: способности, качества характера, физические данные, образование, жизненный опыт, важные жизненные принципы, жизненные пер-
спективы. К внешним факторам - наличие помощи со стороны преподавателей и куратора группы, программы обучения, занятий физической культурой, эффективность научно-исследовательской работы, наличие соответствующей учебно-научной, информационно-технологической и спортивной базы университета, занятия физической культурой, организация внут-риуниверситетской среды. Полученный массив ответов анкет был обработан автоматизированным способом. Для определения статистических характеристик и обусловленностей параметров исследования была построена общая матрица исследования, включающая все позиции анкеты. Согласно результатам корреляционного анализа последние имеют между собой слабую линейную связь. Для выявления более глубоких взаимосвязей и определения групповых обусловленностей на матрице исследования был проведен факторный анализ и минимизировано количество пунктов в анкете. В представленном исследовании было выделено 37 базовых параметров и определены соответствующие регрессионные уравнения для оставшихся параметров, что позволило на 60% сократить трудоемкость анкетирования, соответственно повысив ее оперативность. Факторный анализ проявил специфику наших респондентов - студентов 1-3-х курсов университетского комплекса, для которых жизнеутверждающая уверенность выступает принципом саморазвития, значимы спортивная, научная и учебная базы университета как среда саморазвития, а немаловажную роль в определении жизненных перспектив играет куратор.
Отмечено совпадение полученных результатов с результатами многочисленных социологических и педагогических исследований ценностных и жизненных ориентаций современной молодежи, для которой материальное благополучие является одним из важных признаков успеха, а профессиональное образование призвано не только сформировать компетентность, но и представить мир во всем его многообра-
зии. Для студентов крайне важен опыт самостоятельности, самореализации, самооценки, успешных действий.
Результаты анкетирования показали, что ключевыми механизмами процесса саморазвития студентов в условиях университетского комплекса выступают самопри-нятие и самооценка, основанные на самоутверждении. Именно эти позиции являются базовыми среди таких известных механизмов и проявлений саморазвития, как самопрогнозирование, самоусовершенствование и самоактуализация в ситуации состязательности, соревновательности, успеха. К внутренним факторам саморазвития студенты относят разнообразие и успешность опыта самостоятельной реализации своих планов, как и опыт самостоятельного обучения и самостоятельного труда, которые имеют решающее значение в формировании жизненной позиции студента. Важнейшим внутренним фактором саморазвития студенты считают здоровье ума и тела. В этой связи их интересует состояние и развитие в вузе спортивной работы, физической культуры, а также кураторства как институциональной формы педагогического сопровождения (особенно для 13-х курсов обучения). Очевидно, что и развитие тьюторства в вузах также станет значимым позитивным фактором.
Среди внешних факторов, позитивно влияющих на саморазвитие и относящихся к компонентам конкурентного ресурса вуза, по мнению студентов, наибольшее значение имеют учебная, научная и спортивная составляющие университетской среды. Для них важны занятия физической культурой и спортом, наличие развитой спортивной базы университета, возможность участия в научно-исследовательской работе, развитость информационнотехнологической, учебной и научной базы университета, взаимодействие с преподавателями вуза и кураторство.
На основании представленного исследования в университетском комплексе на базе Оренбургского государственного универси-
тета была апробирована авторская программа «Спорт и профессия ». Характерно, что особенно тесное взаимодействие между студентами и преподавателями отмечено в филиалах вуза, причем оно относится как к спортивным состязаниям, так и к общению в контексте будущей профессии. Соревновательная спортивная деятельность, занятия физической культурой и совместная профессионально-ориентированная деятельность по направлению профессиональной подготовки, по мнению студентов, создают атмосферукорпоративного успеха. В целях подготовки преподавателей к взаимодействию со студентами в процессе формирования их конкурентного ресурса были разработаны спецкурсы для системы повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов групп и магистров педагогики. Можно констатировать, что для головного вуза, филиалов и колледжей университетского комплекса апробация курсов прошла успешно. Содержание дисциплин предполагало ознакомление преподавателей с базовыми принципами здоровьесберегающих технологий, с основами разработки успеш-ныхличностно-профессиональных стратегий саморазвития, освоение методик командных работ и креативных групп. По результатам реализованных проектов проведены выборочные повторные анкетирования, установлен факт интенсификации развития конкурентных качеств у студентов, участвовавших в спортивно-контекстных играх и корпоративных группах.
Литература
1. Фельдштейн Д.И. Время, когда образова-
ние становится в центр общественного интереса. Доклад на Итоговом годовом собрании Российской академии образования. 18 декабря 2012 года. URL: http:// www.prosv.ru/ info.aspx?ob_no=36681
2. Бараблина С.В., Мехришвили Л.Л. Соци-
альная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций. 2012. № 1. C. 203218; Сандерсон А., Бенневорт П. Участие университетов в региональном развитии:
создание потенциала в условиях малоинновационной среды // Вестник международных организаций. 2012. № 1. С. 172188; Дрантусова Н.В., Князев Е.А. Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития // Вестник международных организаций. 2013. № 1. С. 264-273.
3. Михайлова Е.И. Университет - интеллек-
туальная платформа инновационного развития северо-востока России // Вестник международных организаций. 2013. № 1. С. 80-86.
4. Овчинникова М.Н. Стратегии самоопре-
деления личности в условиях конкурентного рынка труда // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 51. С. 18-22; Шапошников Н.Л. Социальная конкуренция в жизненных стратегиях молодежи: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов-н/Д, 2008. 21 с.
5. Кирьякова А.В. и др. Аксиология образова-
ния. Фундаментальные исследования в педагогике. М.: Дом педагогики, 2008. 578 с.
6. Мелекесов Г.А. Резервы повышения эффек-
тивности образовательного процесса в гуманитарном вузе. ИПК ОГУ, 2002. 35 с.
7. Ковалевский В.П. Теоретические и мето-
дологические основы формирования регионального университетского комплекса. М.: Экономика, 2004. 307 с.
8. Баранов В.В., Белоновская И.Д. Фракталь-
ные модели региональных университетских комплексов // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 83-88.
9. Миняева Н.М. Актуализация ресурса са-
мообразовательной деятельности студента: теория и практика. Оренбург: Никос, 2011. 315 с.
10. Мосиенко Л.В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской субкультуры. Оренбург: Университет, 2012. 347 с.
11. Саввинов В.М., Стрекаловский В.Н. Учет интересов стейкхолдеров в управлении развитием образования // Вестник международных организаций. 2013. № 1. С. 87-99.
12. Проскурин А.Д., Карпова Г.В., Никулина Ю.Н. Социальное партнерство университета и предприятий региона // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 78-83.
13. Баранов В.В., Белоновская И.Д., Чепасов В.И. Факторный анализ как инструментарий педагогического знания о саморазвитии студента университетского комплекса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 21-27.