Научная статья на тему 'Педагогические факторы и условия социально-педагогической эффективности моделей оценки качества образования'

Педагогические факторы и условия социально-педагогической эффективности моделей оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / MODELS FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION / SOCIO-PEDAGOGICAL FORECASTING / EDUCATION EFFECTIVENESS / ASSESSMENT OF EFFECTIVENESS OF EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Королева Елена Геннадьевна, Чайко Инна Леонидовна

В статье представлены факторы и условия создания моделей оценки качества образования, при реализации которых можно говорить об их эффективности. К ним относятся методологические основы формирования современных моделей оценки качества образования, социально-педагогический прогноз в сфере образования, принципы формирования оценки эффективности качества, методы оценивания эффективности качества образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Королева Елена Геннадьевна, Чайко Инна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FACTORS AND CONDITIONS OF SOCIO-PEDAGOGICAL EFFECTIVENESS OF MODELS FOR ASSESSING EDUCATION QUALITY

The article presents the factors and conditions for creating models for assessing the quality of education, the implementation of which shows their effectiveness. These include the methodological foundations of developing modern models for assessing the quality of education, the socio-pedagogical forecast in the field of education, the principles of forming the assessment of quality effectiveness, methods for assessing the effectiveness of education quality.

Текст научной работы на тему «Педагогические факторы и условия социально-педагогической эффективности моделей оценки качества образования»

Образовательные системы и технологии

А.Е. Марон, Е.Г. Королева

(Санкт-Петербург), И.Л. Чайко

(Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

PEDAGOGICAL FACTORS AND CONDITIONS OF SOCIO-PEDAGOGICAL EFFECTIVENESS OF MODELS FOR ASSESSING EDUCATION QUALITY

В статье представлены факторы и условия создания моделей оценки качества образования, при реализации которых можно говорить об их эффективности. К ним относятся методологические основы формирования современных моделей оценки качества образования, социально-педагогический прогноз в сфере образования, принципы формирования оценки эффективности качества, методы оценивания эффективности качества образования.

Ключевые слова: качество образования, модели оценки качества образования, социально-педагогическое прогнозирование, эффективность образования, оценка эффективности качества образования.

The article presents the factors and conditions for creating models for assessing the quality of education, the implementation of which shows their effectiveness. These include the methodological foundations of developing modern models for assessing the quality of education, the socio-pedagogical forecast in the field of education, the principles of forming the assessment of quality effectiveness, methods for assessing the effectiveness of education quality.

Key words: quality of education, models for assessing the quality of education, socio-pedagogical forecasting, education effectiveness, assessment of effectiveness of education quality.

Предугадать эффективность реализации той или иной модели порой невозможно. О безусловной эффективности модели можно говорить тогда, когда цели соответствуют ожидаемому результату. Однако исторический опыт развития системы образования показывает, что иногда разработанные и принятые к реализации модели и концепции не оправдывали ожиданий, а поставленные цели, которые должны были привести к существенным позитивным изменениям, оставались недостигнутыми.

Методологической основой формирования современных моделей оценки каче-

ства образования являются теоретические разработки таких авторов как В.А. Болотов, С.С. Неустроев, Ю.М. Федорчук, В.П. Панасюк и др. В них отражены подходы и принципы оценки качества современного образования; проблемы нормативно-правового регулирования и управления; общественный контроль и независимая оценка качества; особенности построения региональных и муниципальных моделей оценки качества образования [3,4,8,9,12].

Необходимые условия для получения полноценного качественного образования на всех уровнях отражены в основных

направлениях государственной политики в области образования и представлены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; Национальном проекте «Образование» [14,13].

Одним из условий разработки эффективно работающей модели является грамотный прогноз и анализ ситуации, сложившейся в сфере образования. Они включают в себя оценку реальной социально-педагогической ситуации (направленность политики в сфере образования, состояние институциональных структур, кадрового потенциала, образовательной среды и т.д.), подробный социально-педагогический анализ оценки запросов участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей).

Педагогическое прогнозирование является важнейшим компонентом в развитии системы образования, определяющим ее будущее. Педагогические прогнозы позволяют сформировать стратегию развития системы образования в целом и отдельных ее составляющих в частности. Процесс прогнозирования в педагогике основывается на выявлении тенденций развития системы образования, а также оценке социально-экономической ситуации, оказывающей непосредственное воздействие на эти процессы.

Ученые, посвятившие свои труды сущности, принципам социально -педагогического прогнозирования (И.В. Бестужев-Лада, Л.Я. Осипова, С.Г. Вершловский и др.), отмечали, что его результатом должно быть получение «опережающей информации об объекте с помощью научно обоснованных положений, методов и приемов», «исследование конкретных перспектив развития какого-либо объекта». То есть речь идет о том, что грамотно выстроенный и научно обоснованный прогноз дает максимально точное представление о будущем состоянии объекта [2,10, 5].

В педагогической теории и практике применяются различные виды прогнозирования. Если говорить о прогнозе применительно к моделям оценки качества образования, то следует упомянуть такие виды

прогнозирования, которые предполагают определенные временные интервалы, поскольку процесс реализации модели требует определенных временных затрат.

К видам социально-педагогических прогнозов можно отнести долгосрочное прогнозирование, представляющее собой прогноз развития системы образования на длительный временной период, и среднесрочное, предполагающее направленность на решение конкретных управленческих задач в определенный временной период.

Отдельно следует выделить такой вид прогноза как стратегическое прогнозирование, которое зависит не столько от временных факторов, а от социального запроса в адрес системы образования, наличия кадровых, экономических, технологических и других ресурсов для реализации стратегических целей реформирования образования. Примером такого прогноза является модернизация системы образования на основе Национального проекта «Образование» 2019-2024 и входящих в него Федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего» и др. [13].

При разработке социально-педагогического прогноза необходимо учитывать такие факторы как:

- тенденции развития социально - экономической ситуации, которая оказывает самое существенное влияние на реформирование системы образования, запросы субъектов образования, развитие его институтов, структуру запросов рынка труда и в этой связи подготовку соответствующих специальностей;

- социально-культурную специфику, исторические традиции развития системы образования, позволяющие создать уникальную систему, сочетающую инновационные компоненты и исторический опыт;

- учет социально-экономической специфики развития конкретного региона, позволяющий создать систему образования, обеспечивающую формирование собственных трудовых ресурсов и интеграцию выпускников школ и молодежи в экономику региона;

- привлечение широких слоев общественности к обсуждению предлагаемой модели качества образования, проведение независимой (не декларируемой, а реальной) экспертизы, максимальная информационная прозрачность, открытость и доступность;

- грамотная и научно-обоснованная разработка механизмов и технологий, обеспечивающих работу и внедрение педагогической модели.

Важный момент, который следует рассматривать при достижении эффективности модели качества образования, состоит в осмыслении принципов формирования оценки эффективности качества образования.

М.В. Маркова, анализируя модели управления качеством образования, выделяет следующие принципы:

1. Опора на современные и эффективные модели и методы оценивания достижений обучения и качества образовательной деятельности организаций, обеспечивающие баланс между внешней и внутренней оценкой качества образования. При этом автор рассматривает внешнюю оценку как элемент оценивания, ключевым компонентом которого являются учебные достижения и рейтингование учащихся и образовательных организаций. Внутренняя оценка направлена на выявление сильных и слабых сторон школьников и тем самым призвана способствовать их образовательному индивидуальному прогрессу.

2. Децентрализация системы оценивания. Усиление самостоятельности на уровне институтов образования. При этом показателями высокого качества выступают самостоятельные и самоуправляемые школы, компетентные, творчески работающие учителя, конструктивный диалог с родителями, высокий уровень социального партнерства с другими организациями.

3. Ориентация оценки качества на принцип индивидуализации, который означает нахождение учащимся своего индивидуального пути движения к получению качественного образования.

4. Оценка качества образования в школе опирается на достижения начальной школы и находится «в зоне ближайшего развития» относительно старшей школы.

5. Оценка качества образования носит комплексный и накопительный характер. Прозрачна, открыта, объективна и оперативна за счет информатизации процесса оценивания [7].

Остановимся более подробно на рассмотрении категории эффективность образования. Эффективность образования - это важная не только педагогическая, но в большей степени экономическая, управленческая, социологическая категория, имеющая значительную культурно-историческую обусловленность. В социологии образования эффективность образования может рассматриваться с двух точек зрения- социальной и индивидуально-личностной. Они тесно связаны между собой. Социальная эффективность является одной из самых значимых, так как именно позитивные социальные составляющие способствуют общественному прогрессу и устойчивому развитию, формированию позитивных мотиваций.

Совершенно справедливо выделяют следующие принципиально важные критерии социальной эффективности системы образования на социальном и индивидуально личностном уровнях.

К социальным критериям оценки эффективности образования следует отнести:

• вертикальную социальную мобильность;

• приоритет сферы образования на государственном уровне;

• обеспеченность квалифицированными кадрами предприятий и учреждений;

• адаптивность населения к социальным изменениям;

• удовлетворение образовательных потребностей различных социальных групп.

Что касается индивидуально-личностных критериев эффективности образования, то среди них следует назвать такие как:

• формирование и удовлетворение образовательных потребностей отдельного индивида;

• успешную социализацию;

• аксиологический критерий - признание человеком ценности образования, ее места в системе ценностных его ориента-ций;

• наличие навыков самообразования, сознание его необходимости [6].

Как отмечает Т.И. Пуденко, эффективность - категория не педагогическая, а прежде всего управленческая и «должна рассматриваться в категориальном ряду, характеризующем деятельность: цели; результаты; субъекты деятельности; способы; ресурсы и др.» [11].

Педагогическая эффективность образования призвана учитывать уровень полученных знаний, навыков и умений и иных достижений системы образования, отвечающих таким приоритетным направлениям российского образования, как «повышение конкурентоспособности образовательных достижений учащихся (в том числе на международном уровне); доступность качественного образования; уровень индивидуализации образовательных программ; конкурсная активность учащихся; удовлетворенности населения качеством образовательных услуг и др.» [11].

Различают две формы эффективности образования - внутреннюю, определяющую в какой степени оценка качества образования достигла поставленных перед ней конкретных целей, и внешнюю, под которой понимается степень удовлетворения требований современного общества или степень соответствия «продукции» сферы образования структуре спроса на нее со стороны рынка труда [1].

Обратимся к проблеме оценивания эффективности качества образования. Оценка качества образования - процесс, определяющий степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталонному уровню, зафиксированному в нормативных документах и направленному на определение состояния системы образования и динамики ее развития [12]. В современных условиях объективная оценка качества образования играет большую роль в обеспечении эффективного управления качеством образования на

уровне образовательной системы города, области, региона.

На основе анализа региональных моделей оценки качества образования можно составить обобщенный набор методов оценивания эффективности качества образования российских регионов. Прежде всего это мониторинг, который «фиксирует достигнутый уровень качества образования, основные тенденции в его изменении, проблемы и направления улучшения» [12] и система сбора статистических данных, а также:

- создание фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества общего образования на региональном уровне;

- внедрение на уровне муниципальных районов механизмов независимой оценки качества работы образовательных организаций с участием родителей, общественности;

- формирование и развитие кадрового потенциала в сфере оценки эффективности качества образования;

- развитие механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на региональном и муниципальном уровнях[15].

В регионах в последнее время происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе образования, который также необходимо учитывать при обеспечении эффективного управления качеством образования.

Данные преобразования связаны с несколькими векторами, определяющими развитие - модернизация системы мониторинга и статистики образования, структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях и разными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроля в сфере образования.

Следовательно, создание условий для эффективного функционирования системы оценки качества образования должно включать систему сбора данных о качестве

образования, систему анализа данных, систему разработки комплекса организационных мер и решений по результатам анализа, а также систему эффективной реализации разработанных мер и систему отслеживания результативности принятых управленческих решений [16].

Таким образом, для принятия конструктивных управленческих решений по реализации моделей оценки качества образования необходимо располагать объективной и систематизированной информацией по качеству образования на разных уровнях: на уровне системы образования региона, образовательного учреждения, конкретно-

го педагога. Это окажется возможным только в случае адекватной оценки эффектов системы образования, которые могут служить стимулом ее дальнейшего развития и модернизации.

Исследование проведено Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт управления образованием Российской академии образования» в рамках исполнения государственного задания №073-00089-19-01 от 16.01.2019 г. по теме «Проблемы и особенности правоприменения и регламентации деятельности органов управления образованием в сфере оценки качества общего образования».

Литература

1. Аминов Н.А. Концепция эффективности работы школы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_3/at19.html (дата обращения 30.11.2019)

2. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации. - М: Наука, 1987. - 216 с.

3. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалева Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки// Качество образования в Евразии. - 2013. - №1. - С. 85-121.

4. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества... Качество образования в российской школе: по результатам международных исследований / науч. ред. Г.С. Ковалёва. - М.: Логос, 2006.

5. Вершловский С. Г Система образования взрослых как объект прогнозирования // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. -1997. -№9. - С.11-15.

6. Зборовский Г.Е., Токман А.К. Эффективность образования и ее критерии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/9353/1/ avroto_1999_21.pdf (дата обращения 06.11.2019).

7. Маркова М.В. Анализ концепций и моделей управления качеством образовательной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 12. - С. 54-56.

8. Неустроев С.С., Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В. Управление качеством общего образования и проблемы оценки его результативности// Человек и образование. - 2017. -№2. - С.4-8.

9. Неустроев С.С., Зибров В.А., Федорчук Ю.М., Суева Ю.В., Ивина Ю.С. Создание и развитие внутришкольных систем комплексной оценки качества образования: методические рекомендации. - М.: ИУО РАО, 2017. - 72 с.

10. Осипова Л.Я. Методологические основы исследования и прогнозирования социальной эффективности образования. //Казанский педагогический журнал- 2008. - № 7. - С.3-12.

11. Пуденко Т.И. О качестве, эффективности и эффективном контракте в общем образова-нии//Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - М.: Дело, 2014. - 304 с.

12. ПанасюкВ.П. Рекомендации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования Ленинградской области. - СПб.: ЛОИРО, 2011. -132 с.

13. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// edu.gov.ru/national-project (дата обращения 02.12.2019).

14. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения 30.11.2019).

15. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область). (2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ruo.eps74.ru (дата обращения 30.11.2019).

16. Аналитическая записка по результатам мониторинга использования региональными органами управления общим образованием программных и нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность М.: ИУО РАО, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.