Научная статья на тему 'Региональные и муниципальные практики проектирования и реализации моделей оценки качества образования'

Региональные и муниципальные практики проектирования и реализации моделей оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION QUALITY ASSESSMENT MODEL / MONITORING OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / CONCEPT OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / STRUCTURAL COMPONENTS OF THE QUALITY ASSESSMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Королева Елена Геннадьевна

В статье предпринята попытка сравнительного анализа моделей оценки качества образования на региональном, муниципальном и локальном уровнях. Рассматриваются цели и задачи модели, ее структурные компоненты. Отдельное внимание уделено важной составляющей модели мониторингу оценки качества образования. Проанализирован и обобщен результативный компонент мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Королева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL AND MUNICIPAL PRACTICES OF DESIGNING AND IMPLEMENTING MODELSFOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION

The article provides comparative analysis of models for assessing the quality of education at the regional, municipal and local levels. The goals and objectives of the model, its structural components are considered. Special attention is paid to the important component of the model monitoring the evaluation of education quality. The efficient monitoring component is analyzed and summarized.

Текст научной работы на тему «Региональные и муниципальные практики проектирования и реализации моделей оценки качества образования»

А.Е. Марон, Е.Г. Королева

(Санкт-Петербург)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

REGIONAL AND MUNICIPAL PRACTICES OF DESIGNING AND IMPLEMENTING MODELS FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION

В статье предпринята попытка сравнительного анализа моделей оценки качества образования на региональном, муниципальном и локальном уровнях. Рассматриваются цели и задачи модели, ее структурные компоненты. Отдельное внимание уделено важной составляющей модели - мониторингу оценки качества образования. Проанализирован и обобщен результативный компонент мониторинга.

Ключевые слова: модель оценки качества образования, концепция оценки качества образования, структурные компоненты модели оценки качества; мониторинг оценки качества образования.

The article provides comparative analysis of models for assessing the quality of education at the regional, municipal and local levels. The goals and objectives of the model, its structural components are considered. Special attention is paid to the important component of the model - monitoring the evaluation of education quality. The efficient monitoring component is analyzed and summarized. Key words: education quality assessment model, concept of education quality assessment, structural components of the quality assessment model; monitoring of education quality assessment.

В настоящее время активизируется деятельность по разработке и созданию концепций и моделей оценки качества образования на региональных и муниципальных уровнях. Интерес к разработке таких моделей обусловлен повышением и обновлением требований к системе оценки качества образования, социальным запросом на обеспечение доступности в получении качественного образования на разных уровнях. Возникает необходимость научного осмысления сложившейся практики развития образовательных систем и получения объективных выводов о качестве образования с целью принятия конструктивных управленческих решений[ 6,7,9,10 ].

С позиции требований Федеральных государственных стандартов качество образования принято рассматривать как достигнутый результат подготовки обучающихся и как создание условий для его обеспечения (образовательные программы, создание здоровьесберегающих средств в ОО, эффективное управление на основе применения цифровых технологий). Выполнение требований в части повышения качества образования находится в зоне ответственности органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном (локальном) уровнях.

Региональные и муниципальные системы оценки качества образования (СОКО)

представляют собой совокупность организационных, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на основе государственно-общественного управления оценку образовательных результатов, качества образовательной деятельности [ 8 ].

Выбор модели СОКО определяется социально-экономическими и социально-культурными условиями развития образовательных систем, сложившихся в регионах, достижениями современной педагогической науки и практики, законодательством в сфере образования.

В настоящее время имеется ряд работ, отражающих различные аспекты оценки качества образования, в частности такие как:

характеристика современного состояния оценки качества общего образования в России и за рубежом, методологические подходы и принципы оценки качества современного образования, современные модели оценки качества образования (В. А Болотов, И. А Вальдман, Г. С Ковалёва, Т.В. Третьякова, С.Л. Данильченко, И.Г. Карелина, С.Т. Косенко);

правовое регулирование и государственный контроль в сфере образования (Н.М. Ладнушкина, М.Н. Кудилинский, В.В. Гриб, Т.Н. Данилова), нормативное регулирование независимой оценки качества образования в Российской Федерации (С.Г. Косарецкий, А.А. Седельникова);

состояние региональной, муниципальной системы оценки качества образования на примере ряда субъектов Российской Федерации ( В.П. Панасюк, Я А. Весова, Г.А. Головичер, Е.В. Михайлова, М.К. Шарош-кина)

Разработку модели, как правило, предваряет создание концепции оценки качества образования. Важными составляющими такой концепции выступают: методология системы оценки качества образования, основанная на теории управления, включающая в себя объекты исследования, цели, задачи, принципы, основные понятия (качество образования, оценка качества образования, назначение системы оценки качества образования и др.), а также механизмы и процедуры оценки качества образования,

ожидаемые результаты и перспективы развития системы оценки качества.

Модели, разработанные на основе концепций, определяют стратегию и тактику развития системы оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях. Такие модели включают в себя определенную совокупность структурных компонентов, в числе которых:

• мотивационно-целевой, который представляет собой цели и задачи осуществления конкретных механизмов оценки качества образования; содержательный -описывающий объекты, содержание, механизмы оценки качества образования;

• операционно-деятельностный, раскрывающий процедуры оценочных средств, механизмы проведения мониторинга оценки качества образования;

• оценочно-результативный, отражающий результативность управленческих решений, достижение необходимого уровня качества образования на региональном и муниципальном уровнях [ 9, 10 ].

Правовой основой к разработке региональных и муниципальных моделей оценки качества образования является принятая в РФ единая система оценки качества образования (ЕСКО).

Актуальным является научное осмысление существующих на практике в РФ региональных и муниципальных моделей СОКО, реализующих федеральные требования, а также учитывающих особенности социально-экономического развития территорий.

Несмотря на схожесть структурных компонентов моделей, их цели могут отличаться в зависимости от потребностей и задач, стоящих перед системой образования региона или муниципального округа. Так, например, целью разработки и внедрения модели оценки качества общего образования Челябинской области, является развитие региональных механизмов оценки качества общего образования. Заявленная цель определена возросшей потребностью всех участников оценки качества общего образования в систематизации мероприятий и процедур его оценки, соотнесения функционирующих в этой сфере информационных

систем и мониторингов с целью получения информации, необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений [9 ]. Цель, заявленная в модели оценки качества общего образования Красноярского края, преследует получение объективной информации о функционировании краевой системы образования, необходимой для обеспечения доступного и качественного общего образования в регионе, поддержания устойчивого развития краевой образовательной системы, системной оценки результатов реализации инноваций в краевом образовании; сравнение качества образовательных услуг, реализуемых в различных образовательных учреждениях [ 7].

Модель оценки качества общего образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры направлена на определение факторов, влияющих на повышение качества образования, и подходов к его измерению; создание системы независимой оценки качества с участием общественных институтов; повышение вовлеченности общественности в процессы и процедуры управления в системе образования, а также качества работы органов государственно-общественного управления в сфере образования [ 10].

Модель Кировской области позволяет оценить эффективность региональной образовательной системы в целом и ее отдельных составляющих, установить полноту выполнения требований, запросов заказчиков и партнеров системы образования, определить динамику развития системы, реали-зовывать контроль соответствия основных параметров образовательной деятельности имеющимся стандартам и нормам, прогнозировать развитие региональной образовательной системы с учетом социально-экономических приоритетов [ 6].

Анализ представленных целевых установок региональных моделей СОКО показывает, что наиболее приоритетным направлением развития и совершенствования региональных систем оценки качества выступает выявление факторов, обеспечивающих эффективное развитие СОКО, информационных систем и мониторингов, способствующих получению информации,

необходимой для принятия эффективных управленческих решений. При этом наиболее привлекательными выглядят модели, которые наряду с общими стандартными проблемами оценки качества образования рассматривают СОКО в социально-экономическом и социокультурном контекстах, предусматривающих в этом процессе широкое участие общественных институтов.

Важнейшей составляющей системы оценки качества образования является описание показателей-индикаторов, характеризующих эффективность реализации данной системы. Такие показатели применительно к региональной системе разработаны в Институте управления образованием РАО (руководитель д.эк.н. С.С. Неустроев). К ним относятся: а). развитие организационного потенциала в). полнота условий для независимой оценки качества подготовки обучающихся в). качество критериев оценки и организационных механизмов.

Важной составляющей частью оценки и развития СОКО является мониторинг. Мониторинг СОКО представляет собой специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль, оценку и диагностику качества образования на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений [ 8]. Он ориентирован на информационное обеспечение управления качеством образования, его эффективности, позволяет диагностировать качество текущего функционирования и качество развития образовательной системы, внутреннее и внешнее системно-социальное качество образования [ 8].

Выбор модели мониторинга в муниципальной системе образования определяется современными научными представлениями в области оценки качества образования, законодательно установленными требованиями, региональной (муниципальной политикой) в области качества, устоявшимися традициями, целевыми установками в системе управления качеством образования.

В литературе можно встретить описание различных моделей мониторинга. Наиболее

полное описание моделей мониторинга качества школьного образования представлено в работе Самолюка Н.Г. [ 11].

Модель соответствия нормам и стандартам. Наиболее доступная модель мониторинга. Нацелена на сбор данных о процессе и результатах образовательной деятельности, включая их анализ путем сопоставления с установленными нормами и стандартами. Достоинство данной модели — в простоте и оперативности применения. Недостатки модели заключаются в ограниченных возможностях интерпретации результатов мониторинга, связанных с отсутствием достаточного числа характеристик.

Модель «вход—выход». Предполагается, что входные данные существенно влияют на результаты обучения. К входным данным относят совокупность показателей, характеризующую способности обучаемых, их достижения, социально-экономический статус семей, различные показатели, характеризующие ресурсы образовательной организации. Учет входных данных позволяет выделить однородные группы организаций, начинающих работу в одинаковых условиях, что гарантирует корректность внутригрупповых сравнений. Такая модель расширяет возможности мониторинга и позволяет проводить внутригрупповые и межгрупповые сравнения образовательных учреждений.

Модель «вход—процесс— выход» включает в себя комбинацию характеристик не только результатов, но и процесса обучения. Эта модель включает информацию относительно процессов обучения и воспитания. В основе расширенной модели лежит предположение о том, что совершенствование процесса обучения запланированным образом должно привести к более высоким учебным достижениям.

Динамическая модель мониторинга. Большинство сравнительных оценок основывается на межгрупповом анализе и сопоставлении средних оценок учебных достижений, существенно зависящих от контингента и социально-экономической характеристики района, в котором расположена организация. В силу социальной неод-

нородности различных районов некоторые из них могут получать значительную долю неблагополучного контингента. Поэтому достижения таких организаций при сравнении по конечным результатам обучения могут оставаться незамеченными, несмотря на эффективную образовательную деятельность и усилия педагогического коллектива. Преодолеть этот недостаток можно, используя динамическую модель мониторинга, основанную на анализе динамики изменений в образовательной деятельности, выявлении их позитивного или негативного характера и степени влияния на происходящие изменения. Наиболее эффективная динамическая модель мониторинга строится на измерениях скорости прироста учебных достижений учащихся в течение некоторого временного периода [ 11].

Многоуровневая модель мониторинга -осуществляется на муниципальном, институциональном (уровень образовательного учреждения) и локальном (осуществляется педагогическими работниками) уровнях. Преимущество данной модели заключается в том, что полученные в ходе мониторинга материалы включают аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции того или иного уровня управления [ 8]. Эта модель предоставляет возможность осуществить максимальную широту охвата поля возможных проблем и результатов; простота и надежна в применении.

Опыт реализации моделей СОКО показывает, что наиболее эффективными для принятия управленческих решений являются модели динамического характера, которые включают как существующие и показавшие свою эффективность процедуры оценки качества образования, так и разработки новых.

Примером модели динамического характера являются разработки О.В. Ковальчук и В.С. Кошкиной применительно к оценке качества муниципальной системы образования [ 3 ]. Цель применения методики состояла в системном анализе и оценке существующей в районе системы управления качеством образования и ее влияния на результативность образовательной деятельности.

Анализу и оценке подверглись такие показатели муниципальной системы управления качеством образования, как целевой, собственно педагогический, мотивацион-но-стимулирующий, нормативный, информационный, оценочно-критериальный, содержательный и организационный.

Так, организационные показатели включали следующие параметры анализа качества управления образованием:

- согласованность деятельности всех структур, органов и должностных лиц, отвечающих в муниципальной образовательной системе за обеспечение качества образования;

- участие общественных институтов в контроле и обеспечении качества образования;

- взаимодействие муниципальной системы образования с другими социальными институтами в целях обеспечение качества образования;

- качество управленческих решений в системе управления муниципальной образовательной системой.

Нормативные показатели характеризуются:

- полнотой закрепления в нормативных документах требований к качеству образования;

- активностью органов управления образованием и образовательных учреждений в разработке и внедрении нормативных основ качества;

- осведомленностью участников образовательной деятельности в вопросах нормативных основ качества образования.

В общей уровневой системе оценки качества образования локальный (институциональный уровень), относящийся к образовательной организации, является критериальным показателем эффективности всей системы СОКО. В качестве объекта анализа и оценки в этой модели выступают качество образовательной подготовки учащихся, доступность и условия образования, эффективность процесса воспитания, здо-ровьесбережение обучающихся, качество внутришкольного контроля [ 2].

В рамках международного проекта «Образование 2030» можно выделить такие по-

казатели качества подготовки обучаемых как: система знаний, умений, отношений и ценностей, создающих основу образовательных результатов; компетенции как способ мобилизовать знания, умения, отношения и ценности, проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в мире; стратегии поведения, демонстрирующие способность действовать в различных внеучебных ситуациях.

С целью реализации системы СОКО на локальном (школьном) уровне

наряду с использованием таких инструментов, как единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ), основной государственный экзамен (далее - ОГЭ), предусмотрены национальные (далее - НИКО) и всероссийские проверочные работы.

Результаты школьного образования предполагают реализацию требований ФГОС в части усвоения таких составляющих:

1. Предметные результаты - усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета и на межпредметном уровне.

2. Метапредметные результаты (познавательные регулятивные, коммуникативные умения) - освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

3. Личностные результаты - совокупность ценностных отношений обучающихся к себе, к своим возможностям, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу, к изучаемому и собственному социальному опыту.

Представленные нами научно-методические наработки оценки региональных и муниципальных систем качества образования опирались на реальный опыт научных исследований в области описания научно-методического инструментария оценки качества образования и принципов его применения (В.И. Сутягина, М.К.Роман-ченко, Л.В. Шалбаева, В.В. Загоровский).

Особенностей и принципов рейтингования образовании в Российской Федерации, в том числе на примере образовательных систем и организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей (В.А. Болотов, Е.Е. Чепурных, А.А. Седельников, В.Н. Авер-кин, Т.А. Каплунович).

Корректировка модели может осуществляться на основании изменений, отражен-

ных в законах и нормативных актах федерального и регионального уровней в сфере оценки качества образования, а также с учетом результатов мониторинговых исследований качества образования в конкретном регионе РФ.

Литература

1. Ефремова О.А., Барахтенова Л.А., Пименов А.Т., Киринюк А.А. Концептуальная модель квалиметрического мониторинга в сфере образования//Философия образования, 2011.- №5(38).- С. 51-58.

2. Качество образования: результаты региональных мониторинговых исследований: учеб.-метод.пособие/ под науч.ред. Н.Н.Жуковицкой.- СПб.:ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2018.317 с.

3. Кошкина В.С., Ковальчук О.В. Оценка качества и проблемы развития муниципальной образовательной системы// Человек и образование.- 2018.- №1.- С.71-77.

4. Лопаткина Е.В. Современные средства оценивания результатов обучения. Учеб.посо-бие.- Владимир.: ВлГУ, 2012.- 110 с.

5. Маминов С.В. Мониторинг качества образования: основные понятия // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka. ru/2015/11/13160 (дата обращения: 07.04.2019).

6. Модель региональной системы оценки качества образования Кировской области (Модель РСОКО). [Электронный ресурс]. URL: http://slob-school5.ucoz.ru/Uchitel/RSOKO. pdf(дата обращения: 07.04.2019).

7. Опыт регионов в оценке качества образования. Анализ социологического исследования. Региональная оценка качества образования (Красноярский Край) [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1677912/pedagogika/opyt_regionov_otsenke_kachestva_ obrazovaniya_analiz_sotsiologicheskogo_issledovaniya (дата обращения: 07.04.2019).

8. Панасюк В.П. Рекомендации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования Ленинградской области.- СПб.: ЛОИРО, 2011.-132 с.

9. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область).-Челябинск, 2017.-140 с.

10. Региональная модель оценки качества ХМАО- Югры [Электронный ресурс]. URL: http:// iro86.ru/images/documents/diveeva/webinar/4. (дата обращения: 07.04.2019).

11. Самолюк Н.Г. Современные средства оценивания результатов обучения. Мониторинг качества школьного образования. Лекция 18,19.- [Электронный ресурс URL: http://koi. tspu.ru/koi_books/samolyuk/lek18.htm. (дата обращения: 07.04.2019).

12. A.E. Maron, E.G. Koroleva, I.L. Chaiko Updating the Content of the Training of Specialists of Management Bodies to the Evaluation of the Quality of Education// Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). [Электронный ресурс URL: //www.atlantis-press.com/proceedings/icdee-19/125907501 (дата обращения: 27.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.