Научная статья на тему 'Педагогические аспекты внеучебной коллективной деятельности студентов'

Педагогические аспекты внеучебной коллективной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATION / АРТ-ПЕДАГОГИКА / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / КОЛЛЕКТИВ / COLLECTIVE / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ART PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмерова Айслу Фаридовна

Рассматривается внеучебная творческая деятельность студентов вузов, осуществляемая в контексте артпедагогики. Внеаудиторная деятельность студента выступает как лично регулируемый и вместе с тем педагогически организуемый процесс. При наличии целевой педагогической поддержки во внеаудиторных занятиях стимулируется переход студента от социальной роли обучающегося к роли субъекта. Внеаудиторная деятельность способствует дальнейшему самообразованию, самопознанию и самореализации будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты внеучебной коллективной деятельности студентов»

УДК 378.026.9

А.Ф. Ахмерова,

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Педагогические аспекты внеучебной коллективной деятельности студентов

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Воспитание творчески активной личности обучающихся приобретает сегодня всевозрастающее социальное значение. Острая необходимость в разработке научно обоснованных рекомендаций в этой области объясняется как потребностями педагогической практики, так и необходимостью формирования личностных качеств человека, востребованного обществом [1].

Безусловно, что волевые (целеустремленность, целеполага-ние, критичность, настойчивость и др.), творческие (интуиция, фантазия, оригинальность, художественные способности и др.), социально значимые (коммуникабельность, готовность помочь,

интерес к общественной деятельности, умение работать в коллективе и др.) и другие качества личности не изжили себя. Они трансформируются, приобретают дополнительное значение, другое содержание и становятся реально востребованными обществом, что требует определения и выбора новых подходов к развитию системы воспитания в целом и системы воспитания творчески активной личности (на каждом из ее уровней) в частности [1].

Студенчество - это социальная общность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью. Основными сферами приложения сил его представителей виступают либо професси-

ональная подготовка, либо трудовая деятельность, либо и то и другое вместе. Студенческий возраст характеризуется определенным периодом, когда вырабатываются устойчивые качества личности, стабилизируются все психические процессы, а характер приобретает устойчивый характер. Молодость - это и важный этап развития умственных способностей, прежде всего теоретического мышления, умений абстрагировать и делать обобщения. Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и творчества при создании чего-то нового.

Главная цель молодого человека, как подчеркивает А.В.Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития личности [8].

Наиболее эффективным средством развития гармоничной личности, повышения духовной культуры человека считается приобщение к достижениям культуры, искусству и творчеству. Разработкой приемов и методов, форм и средств развития художественно-творческого воображения и коммуникации как основы творческой самореализации человека, восприятия художественно-эстетических и морально-этических принципов существования в обществе занимается артпедагогика.

Артпедагогика - это синтез воздействия на сознание, поведение и деятельность человека двух составляющих - искусства и педагогики в процессе обучения, воспитания и развития личности

© Ахмерова А.Ф., 2017 26

АЙСЛУ ФАРИДОВНА АХМЕРОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и права Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, развитие профессиональной компетентности, формирование творческой личности в процессе обучения в вузе. Автор более 50 публикаций

Рассматривается внеучебная творческая деятельность студентов вузов, осуществляемая в контексте артпедагогики. Внеаудиторная деятельность студента выступает как лично регулируемый и вместе с тем педагогически организуемый процесс. При наличии целевой педагогической поддержки во внеаудиторных занятиях стимулируется переход студента от социальной роли обучающегося к роли субъекта. Внеаудиторная деятельность способствует дальнейшему самообразованию, самопознанию и самореализации будущего специалиста.

Ключевые слова: творчество, артпедагогика, внеаудиторная деятельность, коллектив, саморазвитие, воспитание.

The article considers the ейгасигпси1аг activity of higher education students accomplished in the context of art pedagogy. Student's extracurricular activity appears as a personally regulated and at the same time pedagogically organized process. At the presence of pedagogical support earmarked for a specific purpose extracurricular occupations stimulate the transition of student from the social role of learner to the role of subject. Extracurricular activity furthers self-education, self-cognition and self-realization of future specialist.

Key words: creation, art pedagogy, extracurricular activity, collective, self-development, education.

с помощью культурного наследия, различных видов искусства и творчества, оптимизирующих социализацию. Основываясь на лич-ностно ориентированном подходе при выборе средств искусства и методов общения, артпедагогика выстраивает «субъект-субъектные отношения», предполагающие сотрудничество и оптимизацию творческих способностей.

В задачи артпедагогики входит привлечение в педагогическое поле средств и методов искусства, творчества и разных видов художественной деятельности, позитивно воздействующих на воспитание, обучение, развитие личности. Артпедагогика призвана способствовать воспитанию умения понимать окружающий мир посредством искусства для личностного и разностороннего развития; формированию навыков коммуникации с другими людьми в процессе взаимодействия с ними; созданию и использованию ресурса комфортного психологического состояния в творчестве; организации обмена мнениями, эмоциональной оценке предметов искусства и культуры [9].

Высшие учебные заведения должны не только готовить специ-

алистов, но и создавать условия для становления личности каждого студента как субъекта социальных отношений и преобразования окружающего мира. В этом смысле общепризнанными являются возможности внеаудиторной деятельности, которая создает условия для различных видов творчества (художественного, интеллектуального, социального)[2].

Сущность концепции внеаудиторной деятельности как социально-педагогической среды развития личности студента определяют идеи, связанные с использованием социально-педагогического потенциала внеаудиторной деятельности, обеспечивающей социализацию, саморазвитие и самореализацию личности студента. Эта концепция раскрывает пути расширения жизненного пространства, позволяющего студенту перейти от роли обучающегося к роли субъекта деятельности. Она определяет условия для свободного и осознанного выбора студентом профессионально ориентированных видов внеаудиторной деятельности, а также предлагает методологические подходы (в их числе социально-педагогический, средо-вой, личностно-деятельностный

и практико-ориентированный). Кроме того, ее предметом выступают общепедагогические закономерности, актуализирующие субъектный характер внеаудиторной деятельности, и адекватные им принципы (целенаправленности и социальной ориентированности, свободы выбора профессионально значимых занятий и равноправного сотрудничества студентов и преподавателей, целостности и гармонизации взаимодействия личности и среды, контекстности и оптимального сочетания теории с практикой, личностной самореализации и рефлексивности) [6].

Человеческая деятельность изначально возникает как деятельность совместная (коллективная), из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная, освоение которой осуществляется путем формирования навыков и умений [3]. Коллектив - это организованная группа, члены которой объединены общими ценностями, целями и задачами, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, когда межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности [4].

Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив дает им то, что они в нем ищут, - богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе

усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские способности, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармоничного развития [7].

В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Эта закономерность составляет основу такого мета-принципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой [4].

Концерт студенческой самодеятельности

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией и такого метаприн-ципа, как профессионально-этическая взаимоответственность. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение ими этических норм. Этот принцип требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, а могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя [5].

Примером коллективной вне-учебной деятельности студентов, реализуемой в разнообразных видах, может выступать творческая деятельность студенческого клуба - добровольного молодежного объединения,созданного по инициативе студентов и действующего под руководством препо-

давателей. В Уфимском филиале Финансового университета (ранее - Уфимский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института) творческая деятельность студенческого клуба выражается в следующих формах:

- студенческая юморина. Этот веселый концерт показывает, что среди студентов-экономистов есть много творческих людей с активной жизненной позицией. Они раскрываются в процессе подготовки к юморине как артисты, сценаристы, режиссеры, музыканты, художники, организаторы;

- день первокурсника или праздник «Посвящение в студенты» задает тон всей жизни студентов, поступивших в университет. Из года в год в Уфимском филиале Всероссийского заочного финансово-экономического института проходил торжественный обряд посвящения в студенты в духе средневековых университетов под латинские песнопения при свечах. Однако юмористический текст «Клятвы первокурсника» придавал старинному ритуалу веселый настрой;

- новогодние вечера - это самые массовые праздники в университете. Студенческий клуб полностью берет на себя подготовку и проведение новогоднего представления и дискотеки для студентов и представляет самые яркие номера на праздничном вечере для сотрудников университета.

С концертными номерами студенческий клуб выступает и на торжественных собраниях коллектива университета, посвященных Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы.

Один из самых любимых молодежных праздников - День всех влюбленных (Валентинов день) в вузе отмечается с особым вдохновением и фантазией: в форме игры «Седьмое чувство», показательных выступлений школы со-

временного танца, ретро-вечеринки «Стиляги».

Красивой весенней традицией стал конкурс «Мисс финунивер-ситет», в котором каждая участница побеждает в определенной номинации. Это не конкурс красоты, о скорее возможность раскрыть свои разносторонние способности. По содержанию он перекликается с популярной когда-то в СССР телепередачей «А ну-ка, девушки!» и проходит под девизом А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно».

Не обходится без участия студенческого клуба и церемония вручения дипломов. В этот день нынешние студенты напоминают выпускникам, какими они были еще недавно, изображая сценки из студенческой жизни и показывая свои лучшие концертные номера.

Накануне Дня Победы студенческий клуб выступает перед коллективом университета и приглашенными ветеранами войны и труда с литературно-музыкальными композициями, выпускает стенные газеты с воспоминаниями участников Великой Отечественной войны.

Каждый год в университете проходят игры Клуба веселых и находчивых, увеличивается число команд, повышается мастерство их участников.

Отдельные студенты и творческие коллективы принимают участие в ежегодном республиканском фестивале самодеятельного творчества студентов вузов «Студенческая весна», становятся дипломантами фестиваля.

Такие творческие проявления способствуют развитию коллективизма, коммуникативной

культуры студентов, благоприятному психологическому климату в вузе. Внеаудиторная деятельность студентов университета - это самоценное, уникальное социально-педагогическое явление, требующее специального научного рассмотрения в целях обоснования его потенциала для развития творческой личности студента как ее субъекта, способного к самореализации. Как социально-педагогическая среда она обеспечивает совокупность условий, контекст, социально нормированный фон, расширяя жизненное и образовательное пространство обучающихся в силу явно выраженного социально и практико-ориентированного характера установок и содержания, обусловленных динамикой постоянно меняющейся социальной ситуации [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Енин А.В. Теоретические и практические основы воспитания творчески активной личности во внеклассной работе: монография. Воронеж: ВОИПКРО, 2007.

2. Козырева Т.В. Организация социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: «Педагогика», «Психология», «Социальная работа», «Ювенология», «Социокинетика». Спецвыпуск. Т. 13. 2007.

3. Мацукевич О.Ю., Климкович Е.В. Метод организацион-но-деятельностной игры в обучении основам социально-культурного проектирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 6.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

5. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: учеб. пособие. М., 1978.

6. Попова В.И. Внеаудиторная деятельность студентов педвуза: теория, опыт и перспективы. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.

7. Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: Алетейя, 2000.

9. Христидис Т.В. Артпедагогика какобласть научно-практического знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 6.

LITERATURA

1. Enin A.V. Teoreticheskie i prakticheskie osnovyvospitanija tvorcheski aktivnoj lichnosti vo vneklassnoj rabote: monografija. Voronezh: VOIPKRO, 2007.

2. Kozyreva T. V. Organizacija social'nogo tvorchestva studentov vuza vo vneauditornoj dejatel'nostj. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Ser.a: «Pedagogika», «Psihologija», «Social'naja rabota», «Yuvenologija», «Sociokinetika». Specvypusk. T. 13. 2007.

3. Macukevich O.Yu., Klimkovich E.V. Metod organizacionno-dejatel'nostnoj igry v obuchenii osnovam social'no-kul'turnogo proektirovanija // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2016. № 6.

4. PetrovskijA.V. Lichnost'. Dejatel'nost'. Kollektiv. M., 1982.

5. Petrovskii A. V., Shpalinskij V.V. Social'naja psihologija kollektiva: ucheb. posobie. M., 1978.

6. Popova V.I. Vneauditornaja dejatel'nost' studentov pedvuza: teorija, opyt i perspektivy. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2003.

7. Slastenin V.A. Isaev I.F., Shijаnov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. V.A. Slastenina. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002.

8. Tolstyh A.V. Opyt konkretno-istoricheskoj psihologii lichnosti. SPb.: Aleteija, 2000.

9. Hristidis T.V. Artpedagogika kak oblast' nauchno-prakticheskogo znanija // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2016. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.