Валеева О.Н.
Аспирант, кафедра социальной педагогики и социологии Оренбургский государственный педагогический университет
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ИМИДЖА
В статье анализируется влияние внеаудиторной деятельности студентов на их личностно-профессиональный имидж. Представлены цели внеаудиторной деятельности, а также педагогические условия
формирования личностно-профессионального имиджа студентов.
Ключевые слова: внеаудиторная деятельность студентов, личностнопрофессиональный имидж, личность, самореализация.
Keywords: extracurricular activities of students, personal and professional image, personality, self-realization.
В современном обществе все больше возрастают требования к человеку, что требует постоянного развития творческих, исследовательских способностей, обогащения знаний в области самопрезентации и имиджирования, создания образа успешного и компетентного специалиста, умения быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. В связи с этим, изменяется и позиция личности в образовательном пространстве: он становится субъектом собственного образования [1, 68]. Сегодня высшей ценностью в обществе становится осознание собственной индивидуальности через разнообразный личностный опыт и непрерывное образование. Все эти качества необходимо формировать через активное участие студентов во внеаудиторной деятельности. Современная образовательная среда вуза призвана и стремится формировать конкурентно способную личность,
умеющую противостоять все более нарастающим стрессовым ситуациям, гибко реагировать на любые изменения социокультурного пространства.
Внеаудиторная деятельность - это звено образовательно-развивающего процесса, отражающего активное участие студентов в профессионально ориентированных занятиях в условиях педагогической поддержки в свободное от обязательных занятий время. Наблюдается такая тенденция, что большинству студентов, по сути дела, негде раскрыть свои потенциальные возможности, он не приучен что-либо делать целиком (от целеполагания до рефлексии), не умеет трудиться с наслаждением, нести ответственность за выполненное дело.
Внеаудиторная деятельность является одним из средств воспитания готовности к профессиональной деятельности, является дополнительным источником времени в системе учебно-воспитательного процесса вуза и организуется в рамках свободного времени студентов на добровольной основе.
Можно выделить условные группы качеств, являющихся наиболее значимыми для студентов в профессиональном и личностном плане. Это -когнитивные способности; научно-теоретические знания; развитая и адекватная Я-концепция; информационно-аналитические умения;
личностные качества; социально-деловые качества; операциональнодеятельностные умения [3, 67].
На формирование и развитие личностно-профессионального имиджа студента оказывают влияние две категории факторов - внешние и внутренние. К внутренним можно отнести индивидуальные психические и психофизиологические особенности личности студента, направленность, характеристики ценностных ориентаций и мотивации достижений, потребность в саморазвитии - все, что составляет основу для личностнопрофессионального самоопределения и самосовершенствования.
К внешним факторам формирования личностно-профессионального имиджа можно отнести требования ФГОС ВПО, в котором указывается, что вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ подготовки будущих специалистов к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели и преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п. Еще одним внешним фактором формирования личностно-профессионального имиджа студента является разработанный учебный план в соответствии с требованиями регионального рынка труда и потребностями саморазвивающейся личности студента, а также качество потенциала преподавательских кадров [2, 62].
Как правило, для студентов вуза характерно незнание сильных и слабых сторон своей личности, недостаточное использование возможностей развития с учетом своей индивидуальности. Попытки
самосовершенствования чаще всего направлены на накопление знаний, без учета особенностей характера и общения с окружающими. А.А. Бодалев указывает, что в процессе саморазвития необходимо сформировать индивидуальный стиль (образ, имидж личности) деятельности и общения, адекватный собственным психологическим особенностям, опираясь на сильные стороны своей индивидуальности. Исследования показали, что развитие индивидуальности происходит тогда, когда студент из объекта деятельности переходит в роль развивающегося субъекта, проявляя определенную активность и повышая требования к собственной деятельности [4, 119].
Создание эффективного личностно-профессионального имиджа студента происходит в большей мере во внеаудиторной деятельности, что предполагает интеграцию внешней профессиональной подготовки и внутреннего личностного становления студента, то, очевидно, что внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы
профессионального становления, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл эффективного предъявления себя окружающим. Успешность имиджа определяется единством личностных свойств и профессиональных компетенций.
Формирование личностно-профессионального имиджа происходит в образовательной среде вуза, культурные факты и события которой им осмысляются, т.е. приобретают индивидуальный смысл [5, 156]. Именно внеаудиторная работа располагает большими возможностями для удовлетворения запросов и интересов каждого студента в полной мере, что нельзя полностью осуществить в рамках учебного процесса. Внеаудиторная деятельность способствует развитию и поддержанию устойчивого интереса обучающихся к непрерывному самообразованию, формированию творческих способностей, мобилизации внимания и памяти, развитию чувства ответственности, умению работать в команде, приобретению навыков самостоятельного решения учебных и творческих задач.
Участие студентов во внеаудиторной деятельности вуза и, в частности, факультета социальной педагогики, происходит по нескольким
направлениям:
- научно-исследовательская деятельность (участие студентов в деятельности проблемных групп, научных конференциях, круглых столах, социально-педагогических чтениях, ежегодной олимпиаде по социальной педагогике, конкурсах научных работ);
- работа, направленная преимущественно на профессиональное воспитание будущих педагогов (участие студентов в работе педагогического кинозала, в конкурсах педагогического мастерства, во внеурочной работе со школьниками и др.);
- творческая внеаудиторная деятельность (участие в конкурсах, фестивалях студенческого творчества);
- студенческое самоуправление (реализация собственных инициатив в работе факультета и учебного процесса);
- волонтерская деятельность (проведение социальных акций различной направленности, посещение детских домов и приютов, социальная помощь инвалидам и пенсионерам и др.)
Успешный личностно-профессиональный имидж является одним из важнейших факторов успешной реализации профессиональных навыков и удовлетворенности собственной деятельностью и жизнью в целом. Целями внеаудиторной деятельности в процессе формирования личностнопрофессионального имиджа студентов являются:
- стимулирование интереса студентов к изучению основ публичного выступления и самопрезентации;
- совершенствование коммуникативных и организационных умений, овладение инновационными способами профессионального и межличностного общения;
активизация творческого потенциала личности и нестандартного педагогического мышления студентов;
- формирование субъектной позиции в реализации творческого и личностного потенциала.
К педагогическим условиям, способствующим формированию личностно-профессионального имиджа студентов относим:
- обеспечение овладения студентами психолого-педагогическими
знаниями по вопросам создания личностно-профессионального имиджа (знания о сущности и структуре, функциях, составляющих имиджа, знания о себе, своих психологических особенностях и возможностях, «Я»-
концепции);
- организацию субъект-субъектного взаимодействия участников внеаудиторной деятельности, ориентированного на формирование у студентов умений (коммуникативных, организаторских, рефлексивных) и
развитие личностных качеств (активности, инициативности, ответственности, самостоятельности, креативности);
- педагогическую поддержку процесса формирования личностнопрофессионального имиджа студентов.
Анализ литературы позволяют сделать вывод, что в процессе внеаудиторной деятельности осуществляется самореализация и самоактуализация личности, как один факторов эффективного личностнопрофессионального имиджа, без которых невозможно всестороннее формирование человека. Самореализация является неотъемлемой частью личностно-профессионального имиджа студента и проявляется в форме интересов, стремлений, ценностных ориентации и социальных установок, всей жизни. Внеаудиторная деятельность удовлетворяет потребности студентов в самопознании, самовыражении, самоутверждении самоопределении, самоуправлении, самореализации, если ее содержание, формы и методы обеспечивают переход от воспитания к самовоспитанию.
Внеаудиторная сфера рассматривается нами как область практического удовлетворения потребностей саморазвития в общественно одобряемой, социально и личностно значимой деятельности. В свободной добровольной деятельности по интересам выражено все необходимое для полноценного формирования личности с успешным личностно-профессиональным имиджем.
Список использованной литературы:
1. Валеева, О.Н. Потенциал ВУЗа в формировании имиджа студентов / О.Н. Валеева // Мат. III научно-практической конференции с международным участием «Педагогика: современные приоритеты развития». Академический журнал Западной Сибири (Асаёешю Journal of West Siberia) -№ 1 (50) - Том 10, 2014. - С. 68-69.
2. Залюбовская Е.Г. Внеаудиторная воспитательная работа в вузе как средство формирования профессиональной и личностной компетентности
специалиста-менеджера: дис. ... кандидата пед. наук. - Санкт-Петербург, 2009. - С. 63-65.
3. Извольская, А. А. Самостоятельная работа студентов первого курса как фактор адаптации к обучению в педагогическом вузе / А. А. Извольская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.А. Орлов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - Вып. 2. - С. 66-81.
4. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. - Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2013. - С. 118-120.
5. Щуринова, И.А. Проектирование и организация внеаудиторной работы студентов по педагогике как фактор развития профессиональных компетенций будущих учителей / И.А. Щуринова // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.А. Орлов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - Вып. 2. - С. 156-171.