Научная статья на тему 'Внеаудиторная деятельность студента как фактор формирования личностно-профессионального имиджа'

Внеаудиторная деятельность студента как фактор формирования личностно-профессионального имиджа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS / PERSONAL AND PROFESSIONAL IMAGE / PERSONALITY / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева О.Н.

В статье анализируется влияние внеаудиторной деятельности студентов на их личностно-профессиональный имидж. Представлены цели внеаудиторной деятельности, а также педагогические условия формирования личностно-профессионального имиджа студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная деятельность студента как фактор формирования личностно-профессионального имиджа»

Валеева О.Н.

Аспирант, кафедра социальной педагогики и социологии Оренбургский государственный педагогический университет

ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ИМИДЖА

В статье анализируется влияние внеаудиторной деятельности студентов на их личностно-профессиональный имидж. Представлены цели внеаудиторной деятельности, а также педагогические условия

формирования личностно-профессионального имиджа студентов.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность студентов, личностнопрофессиональный имидж, личность, самореализация.

Keywords: extracurricular activities of students, personal and professional image, personality, self-realization.

В современном обществе все больше возрастают требования к человеку, что требует постоянного развития творческих, исследовательских способностей, обогащения знаний в области самопрезентации и имиджирования, создания образа успешного и компетентного специалиста, умения быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. В связи с этим, изменяется и позиция личности в образовательном пространстве: он становится субъектом собственного образования [1, 68]. Сегодня высшей ценностью в обществе становится осознание собственной индивидуальности через разнообразный личностный опыт и непрерывное образование. Все эти качества необходимо формировать через активное участие студентов во внеаудиторной деятельности. Современная образовательная среда вуза призвана и стремится формировать конкурентно способную личность,

умеющую противостоять все более нарастающим стрессовым ситуациям, гибко реагировать на любые изменения социокультурного пространства.

Внеаудиторная деятельность - это звено образовательно-развивающего процесса, отражающего активное участие студентов в профессионально ориентированных занятиях в условиях педагогической поддержки в свободное от обязательных занятий время. Наблюдается такая тенденция, что большинству студентов, по сути дела, негде раскрыть свои потенциальные возможности, он не приучен что-либо делать целиком (от целеполагания до рефлексии), не умеет трудиться с наслаждением, нести ответственность за выполненное дело.

Внеаудиторная деятельность является одним из средств воспитания готовности к профессиональной деятельности, является дополнительным источником времени в системе учебно-воспитательного процесса вуза и организуется в рамках свободного времени студентов на добровольной основе.

Можно выделить условные группы качеств, являющихся наиболее значимыми для студентов в профессиональном и личностном плане. Это -когнитивные способности; научно-теоретические знания; развитая и адекватная Я-концепция; информационно-аналитические умения;

личностные качества; социально-деловые качества; операциональнодеятельностные умения [3, 67].

На формирование и развитие личностно-профессионального имиджа студента оказывают влияние две категории факторов - внешние и внутренние. К внутренним можно отнести индивидуальные психические и психофизиологические особенности личности студента, направленность, характеристики ценностных ориентаций и мотивации достижений, потребность в саморазвитии - все, что составляет основу для личностнопрофессионального самоопределения и самосовершенствования.

К внешним факторам формирования личностно-профессионального имиджа можно отнести требования ФГОС ВПО, в котором указывается, что вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ подготовки будущих специалистов к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели и преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п. Еще одним внешним фактором формирования личностно-профессионального имиджа студента является разработанный учебный план в соответствии с требованиями регионального рынка труда и потребностями саморазвивающейся личности студента, а также качество потенциала преподавательских кадров [2, 62].

Как правило, для студентов вуза характерно незнание сильных и слабых сторон своей личности, недостаточное использование возможностей развития с учетом своей индивидуальности. Попытки

самосовершенствования чаще всего направлены на накопление знаний, без учета особенностей характера и общения с окружающими. А.А. Бодалев указывает, что в процессе саморазвития необходимо сформировать индивидуальный стиль (образ, имидж личности) деятельности и общения, адекватный собственным психологическим особенностям, опираясь на сильные стороны своей индивидуальности. Исследования показали, что развитие индивидуальности происходит тогда, когда студент из объекта деятельности переходит в роль развивающегося субъекта, проявляя определенную активность и повышая требования к собственной деятельности [4, 119].

Создание эффективного личностно-профессионального имиджа студента происходит в большей мере во внеаудиторной деятельности, что предполагает интеграцию внешней профессиональной подготовки и внутреннего личностного становления студента, то, очевидно, что внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы

профессионального становления, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл эффективного предъявления себя окружающим. Успешность имиджа определяется единством личностных свойств и профессиональных компетенций.

Формирование личностно-профессионального имиджа происходит в образовательной среде вуза, культурные факты и события которой им осмысляются, т.е. приобретают индивидуальный смысл [5, 156]. Именно внеаудиторная работа располагает большими возможностями для удовлетворения запросов и интересов каждого студента в полной мере, что нельзя полностью осуществить в рамках учебного процесса. Внеаудиторная деятельность способствует развитию и поддержанию устойчивого интереса обучающихся к непрерывному самообразованию, формированию творческих способностей, мобилизации внимания и памяти, развитию чувства ответственности, умению работать в команде, приобретению навыков самостоятельного решения учебных и творческих задач.

Участие студентов во внеаудиторной деятельности вуза и, в частности, факультета социальной педагогики, происходит по нескольким

направлениям:

- научно-исследовательская деятельность (участие студентов в деятельности проблемных групп, научных конференциях, круглых столах, социально-педагогических чтениях, ежегодной олимпиаде по социальной педагогике, конкурсах научных работ);

- работа, направленная преимущественно на профессиональное воспитание будущих педагогов (участие студентов в работе педагогического кинозала, в конкурсах педагогического мастерства, во внеурочной работе со школьниками и др.);

- творческая внеаудиторная деятельность (участие в конкурсах, фестивалях студенческого творчества);

- студенческое самоуправление (реализация собственных инициатив в работе факультета и учебного процесса);

- волонтерская деятельность (проведение социальных акций различной направленности, посещение детских домов и приютов, социальная помощь инвалидам и пенсионерам и др.)

Успешный личностно-профессиональный имидж является одним из важнейших факторов успешной реализации профессиональных навыков и удовлетворенности собственной деятельностью и жизнью в целом. Целями внеаудиторной деятельности в процессе формирования личностнопрофессионального имиджа студентов являются:

- стимулирование интереса студентов к изучению основ публичного выступления и самопрезентации;

- совершенствование коммуникативных и организационных умений, овладение инновационными способами профессионального и межличностного общения;

активизация творческого потенциала личности и нестандартного педагогического мышления студентов;

- формирование субъектной позиции в реализации творческого и личностного потенциала.

К педагогическим условиям, способствующим формированию личностно-профессионального имиджа студентов относим:

- обеспечение овладения студентами психолого-педагогическими

знаниями по вопросам создания личностно-профессионального имиджа (знания о сущности и структуре, функциях, составляющих имиджа, знания о себе, своих психологических особенностях и возможностях, «Я»-

концепции);

- организацию субъект-субъектного взаимодействия участников внеаудиторной деятельности, ориентированного на формирование у студентов умений (коммуникативных, организаторских, рефлексивных) и

развитие личностных качеств (активности, инициативности, ответственности, самостоятельности, креативности);

- педагогическую поддержку процесса формирования личностнопрофессионального имиджа студентов.

Анализ литературы позволяют сделать вывод, что в процессе внеаудиторной деятельности осуществляется самореализация и самоактуализация личности, как один факторов эффективного личностнопрофессионального имиджа, без которых невозможно всестороннее формирование человека. Самореализация является неотъемлемой частью личностно-профессионального имиджа студента и проявляется в форме интересов, стремлений, ценностных ориентации и социальных установок, всей жизни. Внеаудиторная деятельность удовлетворяет потребности студентов в самопознании, самовыражении, самоутверждении самоопределении, самоуправлении, самореализации, если ее содержание, формы и методы обеспечивают переход от воспитания к самовоспитанию.

Внеаудиторная сфера рассматривается нами как область практического удовлетворения потребностей саморазвития в общественно одобряемой, социально и личностно значимой деятельности. В свободной добровольной деятельности по интересам выражено все необходимое для полноценного формирования личности с успешным личностно-профессиональным имиджем.

Список использованной литературы:

1. Валеева, О.Н. Потенциал ВУЗа в формировании имиджа студентов / О.Н. Валеева // Мат. III научно-практической конференции с международным участием «Педагогика: современные приоритеты развития». Академический журнал Западной Сибири (Асаёешю Journal of West Siberia) -№ 1 (50) - Том 10, 2014. - С. 68-69.

2. Залюбовская Е.Г. Внеаудиторная воспитательная работа в вузе как средство формирования профессиональной и личностной компетентности

специалиста-менеджера: дис. ... кандидата пед. наук. - Санкт-Петербург, 2009. - С. 63-65.

3. Извольская, А. А. Самостоятельная работа студентов первого курса как фактор адаптации к обучению в педагогическом вузе / А. А. Извольская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.А. Орлов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - Вып. 2. - С. 66-81.

4. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. - Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2013. - С. 118-120.

5. Щуринова, И.А. Проектирование и организация внеаудиторной работы студентов по педагогике как фактор развития профессиональных компетенций будущих учителей / И.А. Щуринова // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.А. Орлов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - Вып. 2. - С. 156-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.