ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
удк 796 /7" Ж. Б. САФОНОВА
Омский государственный технический университет
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Рассматривается концептуальная модель формирования тренирующих нагрузок в физической реабилитации студентов с отклонением в состоянии здоровья.
Роль физического воспитания особенно возрастает в вузах, так как к моменту окончания учебного заведения заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.
В то же время, следуя данным научных исследований, ряд вопросов, в частности оптимальная организация двигательной активности студентов специальных медицинских групп, особенности методики физической культуры в процессе учебных лет с акцентом на реабилитацию функционального состояния имеющихся отклонений в здоровье, задел на бу-
дущие годы социально-активной жизни, освещены ещё далеко не полностью.
Сегодня такое понятие, как состояние здоровья человека, рассматривается как процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических его функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Тем не менее в одном из докладов Комитета экспертов ВОЗ указывается, что увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных нарушений среди студентов является следствием всё увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008
При этом от состояния здоровья зависит полнота и интенсивность восполнения заложенных генетически и развиваемых умственных и физических способностей, реализуемых в процессе учебы и дальнейшей трудовой деятельности.
Одним из показателей общей культуры общества в целом является осознание ценностей здоровья и ориентации на сохранение и укрепление его.
Основным мотивом при этом является стремление сохранить здоровье, активную трудоспособность и, если возможно, устранить проявления хронической патологии и в данном случае массовость не исключает, а наоборот, предусматривает широкую индивидуализацию средств и форм организации оздоровительных и профилактических мероприятий.
Актуальность физической реабилитации студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе в рамках учебной программы высшего и среднего учебного заведения, сейчас ни у кого не вызывает сомнений [1, 2, 3], так как к моменту окончания учебы заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.
Однако учебные программы по физическому воспитанию для студентов не предусматривают реабилитационных мероприятий. Главный принцип содержания их для студентов с отклонением в состоянии здоровья — не навредить, что, конечно, должно стать основой всего учебного процесса в уроках физкультуры. Тем не менее хотелось бы обратить внимание на следующий факт. В последние годы, по данным литературы и нашим исследованиям, наметились две тенденции отношения студентов к занятиям физкультурой. Первая — это отказ от занятий в любой форме с тех пор, как было обнаружено то или иное заболевание и дано освобождение от практических уроков физкультуры. Подобное отношение врачей к физической культуре формирует определенную психологическую ситуацию, обусловливает ограничения в жизнедеятельности, нивелирует природную активность человека. Вторая — несмотря на запреты врачей, юноши (чаще это касается их) стремятся к занятиям физической культурой и ищут группы, где они смогут самосовершенствоваться физически. Чаще всего это модные, соответственно времени течения: длительный бег, атлетическая гимнастика, таэквондо и другие виды спортивной деятельности. А это, в свою очередь, недопустимо, так как пренебрежительное отношение к рекомендациям врача и бесконтрольные занятия в каких-либо физкультурных группах могут усугубить имеющееся заболевание, привести к нежелательным осложнениям.
Это обусловливает необходимость поиска способа повышения функциональных возможностей организма без чрезмерной активации его функций, применяя средства не обладающие стрессорным воздействием.
Накопленный нами более чем 20-летний опыт научных исследований, практических работ по физической реабилитации лиц с сердечно-сосудистой патологией различного возраста (от 17 до 60 лет) и социального положения позволили создать концептуальную модель системы управления адаптационными и приспособительными реакциями при формировании тренирующих режимов с использованием длительного дозированного бега на улице в условиях Сибири, силовой подготовки.
Управлять — это не подавлять, не навязывать процессу развитие, противоречащее его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, рационально согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой. При управлении процессом физической реабилитации и профилактики, как и любым другим, свобода действий выступает как познанная необходимость.
Учитывая, что главная задача физической реабилитации и вторичной профилактики — формирование рационального поведения и приемов познавательной деятельности, необходимо контролировать и управлять процессом формирования адекватных приспособительных и адаптационных реакций у занимающихся.
При разработке системы управления адаптационными и приспособительными реакциями мы использовали все имеющиеся психологические знания о ней, чтобы, основываясь на них, оптимизировать учебнотренировочные нагрузки в физической реабилитацией студентов, страдающих сердечно-сосудистой патологией. Разумеется, психология отношений к здоровью и педагогика обучения еще далеки от полного проникновения в закономерности познавательной деятельности [4, 5, 6, 7, 8].
Физическая реабилитация, основанная на педагогических аспектах применения программ тренировок, осуществляется на принципах циклического управления процессом адаптационных и приспособительных реакций организма. Осуществление такого управления возможно при выполнении следующей системы требований предъявляемых кибернетикой:
— указание цели управления;
— установление исходного состояния управляемого процесса;
— определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния (точки отсчета) процесса;
— обеспечение получения информации по психосоматическим параметрам, т.е. адаптационно-приспособительным константам реакций процесса, на основе постоянной обратной связи;
— обеспечение накопления и переработки информации, полученной по каналам обратной связи, выработки корректирующих воздействий и их реализации при формировании двигательного поведения у пациентов ИБС.
В основе концептуальной модели управления процессом физической реабилитации лежат положения педагогики и поведенческой медицины. Для управления процессом физической реабилитации лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы необходима структурно-логическая программа, которая всю познавательную деятельность пациента освоения физических действий нового уровня структуризирует в пространстве функциональных систем и конкретной характеристике адаптационный и приспособительных реакций организма к различным физическим нагрузкам.
Разработанная модель управления процессом физической реабилитации студентов с сердечно-сосудистой патологией может быть осуществлена при следующих условиях.
Первое условие управления — это психофизиологическая переориентация студента по отношению к своему здоровью; медицинская оценка психосоматического его здоровья; формирование осознанного понятия «психологии отношения к здоровью»; обучение самотестированию некоторых морфофункциональных показателей, психофизиологических реакций (эмоций, аффектов и чувств).
Второе условие управления основано на положениях педагогики:
— познание структурных и функциональных основ физических действий тренирующих режимов;
— системное освоение малых физических нагрузок с последующим переходом на средние и стрессовые упражнения;
— поэтапное формирование физических действий с отработкой всех элементов и оценкой приспособительных и адаптационных реакций организма на каждом этапе;
— пооперационный контроль освоения физических программ малых, средних и стрессовых нагрузок;
Третье условие (завершающий этап управления, медико-педагогический) — конечный эффект:
— оценка психосоматического и физического статуса;
— оценка физического и социально-бытового поведения;
— наличие психосоматических и физических резервов;
— оценка адекватности ответа приспособительных и адаптационных реакций на различные психофизиологические и физические нагрузки;
— оценка сформированного стиля жизни и качества жизни.
Повышение физической активности, формирование и совершенствование двигательных умений, навыков и стойкого интереса к занятиям физической культурой, возможно лишь через многолетний тренировочный процесс в каком-либо виде двигательной деятельности.
В проблеме физической активности центральное место занимает вопрос о физической тренировке как самой важной и наиболее эффективной форме организации воздействий на организм человека, направленных на позитивное изменение его физического потенциала (физических кондиций) и достижения других социально важных целей физического воспитания и самовоспитания человека [9].
До недавнего времени считалось, что научная и научно-практическая разработка проблемы тренировки является прерогативой только спортивной деятельности, существенно отличающейся от общеоздоровительной, реализуемой в системе повышения физической активности человека. Подтверждением этому тезису могут служить наиболее авторитетные определения спортивной тренировки и ее целей. Так, по [10] «спортивная тренировка — это есть подготовка, системно построенная с помощью методов упражнений и представляющая собой по сути педагогический процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием)».
Не касаясь имеющихся в литературе авторитетных определений и противоречий [11, 12] спортивной тренировки и ее целей на достижение индивидуального высшего результата в одном виде спорта, хотелось бы остановиться на многомерной сущности тренировочного процесса в плане реализации физической активности человека. При этом методологические достижения спортивной науки в обучении и конструировании компонентов содержания тренировки, схемы управления тренировочным процессом, воспитывающий эффект ее воздействия на человека могут быть использованы при разработке вопросов теории и методики физической тренировки оздоровительнопрофилактической направленности в целом и, в частности, при различных формах патологии.
Несомненно, в основе физической тренировки (любой направленности) находится эффект трениро-
вочной нагрузки, зависящий от ее величины, характера, последовательности сочетаний работы с отдыхом и восстановлением работоспособности.
В целом, основу тренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всего живого — способность к адаптации, к развитию на основе приспособления к внешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности организмов, их выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся воздействиях различных факторов внешней среды, а также при изменяющихся состояниях самого организма, о чем свидетельствуют научные данные и собственные многолетние авторские исследования. Кроме того, процесс адаптации человека к физическим нагрузкам следует рассматривать как главную теоретическую предпосылку физической тренировки человека и его физической активности.
Замечательным свойством процесса адаптации, как кумулятивной, так и срочной, является то, что в обоих случаях организм оказывается способным обеспечить максимальное соответствие приспособительных изменений специфике внешних воздействий. Это соответствие обеспечивается на многочисленных уровнях функционирования организма, деятельности его органов и систем, но при этом следует учитывать, что реакция организма будет строго определенной, привычной, и тренирующее значение исчезает, а значит и дальнейшего развития физических возможностей не происходит.
В связи с этим необходимо подбирать пути повышения физических нагрузок в процессе тренировки, предъявляя к организму новые требования. Учитывая наличие факторов риска сердечно-сосудистой патологии и других неспецифических заболеваний, главным при этом, должно быть гарантированное исключение перегрузки и адекватность текущему состоянию. Необходимо также использование естественной предрасположенности занимающихся к предлагаемым формам физической активности. При этом происходит постепенное накопление физических резервов и развития необходимых для жизнедеятельности качеств.
Опираясь на теоретические выкладки общей теории адаптационных реакций при физической реабилитации лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья, представляется возможность подбора тех или иных воздействий (последовательности физических нагрузок), регулирования их частоты, интенсивности, длительности, а также сознательного формирования отстающих или нарушенных в результате заболевания качественных признаков двигательных функций человека.
Все вышеизложенное позволяет говорить о необходимости программирования и осуществления развития в заданном направлении физической активности с намеченными промежуточными и конечными ориентирами.
Более 20 лет нами проводились исследования по разработке методологии физических тренировок в рамках учебных занятий специальных медицинских групп. В связи с этим нашей основной задачей явилась разработка такой программы физических тренировок, в которой каждый занимающийся повышал бы степень компенсации основного заболевания, резервные возможности сердечно-сосудистой системы, перешел на активный образ жизни. В отличие от комплексных уроков, предлагаемых Базисной учебной программой для студентов высших учебных заведений, проводились тренировочные занятия с однород-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008
ной направленностью в виде дозированного бега осенью и весной, учитывая климатические особенности Сибири, и силовой подготовки в зимнее время.
Исходным звеном в целостном процессе физических тренировок оздоровительно-профилактического характера явились микроциклы, по которым создавалась «канва» нагрузок, отражающая динамику функционирования организма в связи с проводимыми физическими тренировками — отдельные еженедельные занятия по расписанию. Количество их варьировало от 6 до 10 в месяц, образуя мезоциклы. Длительность их зависела от учебной деятельности исследуемого контингента и сезонных периодов.
Для формирования устойчивого мотивационно — ценностного отношения к физической культуре, направленной на самостоятельное использование предлагаемой программы физических тренировок, нами был разработан «Паспорт динамической оценки физического развития и работоспособности».
Все данные вышеперечисленных тестирований заносились студентами в «паспорт» за все годы обучения по семестрам. Результаты их исследований позволяли выдавать каждому индивидуальные рекомендации физических нагрузок по коррекции антропометрических и функциональных показателей, что являлось позитивным фактором в повышении физической активности, снижении и устранении имеющихся факторов риска ИБС.
Взаимосвязь уровня здоровья и физической подготовленности и определяет необходимость комплексного подхода в подборе спортивно-оздоровительных программ и психофизических воздействий, соответствующем контроле и тестировании, а также создании необходимых условий для их реализации.
Конечной целью такого периода тренировочных занятий лечебно-профилактической направленности при сердечно-сосудистой патологии является уровень восстановления функций организма, обеспечивающий, достижение высокой работоспособности, улучшение физической подготовленности, снижение частоты обострений основного заболевания и факторов риска ишемической болезни сердца, а также улучшение качества жизни конкретно каждого занимающегося.
Библиографический список
1. Сафонова, Ж. Б. Элементы силовой подготовки на уроке по физвоспитанию с юношами специальной медицинской груп-
пы / Ж.Б. Сафонова // Итоги научной и научно-методической работы вузов Министерства по физическому воспитанию студентов в 6-й пятилетке и перспективы ее дальнейшего совершенствования: тез. докл. науч.-метод. конф. — Тула, 1985. — С. 98.
2. Кондратьева, Н. Л. Нормирование нагрузок в оздоровительном беге у студенток вузов / Н.Л. Кондратьева: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1990. — 20 с.
3. Ильницкая, Т. А. Дифференцированная методика физического воспитания для студентов специальных медицинских групп как средство профилактики / Т.А. Ильницкая: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1993. — 19 с.
4. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М.М. Богин. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
5. Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А.Г. Щедрина. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. — 136 с.
6. Виленский, М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе / М.Я. Виленский — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 156 с.
7. Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. — Л.: ГДОИФК, 1980. — 165 с.
8. Конобеевская И.Н. Характеристика уровней показателей основных факторов риска ИБС и у студентов г. Томска / И.Н. Конобеевская, Э.А. Лапина, Н.В. Канская // Сибирский медицинский журнал. — 1997. — № 3 — 4. — С. 32 — 35.
9. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В. А. Запорожанов — Киев: Здоров'я, 1987. — 214 с.
10. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев, А. Д. Новиков — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 544 с.
11. Платонов, В.Н. Основы управления тренировочным процессом спортсменов / В.Н. Платонов — Киев : КГИФК. — 1982. — С. 5-26.
12. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич — М. : Физкультура и спорт, 1988. — 207 с.
САФОНОВА Жанна Борисовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физического воспитания и спорта.
Статья поступила в редакцию 15.04.08 г.
© Ж. Б. Сафонова
Книжная полка
ББК 75/Х73
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для вузов и сред. учеб. заведений физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 478, [1] с. : рис., табл. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 472-473. — ISBN 978-5-7695-3913-8.
В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрослых, дается характеристика упражнений, рекомендуемых для развития тех или иных физических способностей или возможностей человека. Предлагаемые методики базируются на научной основе, насыщены конкретным материалом по направленному использованию физической культуры в жизни разных групп людей.
Для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры.