Научная статья на тему 'Педагогические аспекты управления процессом физической реабилитации студентов специальной медицинской группы'

Педагогические аспекты управления процессом физической реабилитации студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
294
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафонова Жанна Борисовна

Рассматривается концептуальная модель формирования тренирующих нагрузок в физической реабилитации студентов с отклонением в состоянии здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафонова Жанна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspects of managing physical rehabilitation of students in special medical group

The article is devoted to the concept of model of organizing exercising loads in physical rehabilitation of students in special medical group.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты управления процессом физической реабилитации студентов специальной медицинской группы»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

удк 796 /7" Ж. Б. САФОНОВА

Омский государственный технический университет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Рассматривается концептуальная модель формирования тренирующих нагрузок в физической реабилитации студентов с отклонением в состоянии здоровья.

Роль физического воспитания особенно возрастает в вузах, так как к моменту окончания учебного заведения заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.

В то же время, следуя данным научных исследований, ряд вопросов, в частности оптимальная организация двигательной активности студентов специальных медицинских групп, особенности методики физической культуры в процессе учебных лет с акцентом на реабилитацию функционального состояния имеющихся отклонений в здоровье, задел на бу-

дущие годы социально-активной жизни, освещены ещё далеко не полностью.

Сегодня такое понятие, как состояние здоровья человека, рассматривается как процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических его функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Тем не менее в одном из докладов Комитета экспертов ВОЗ указывается, что увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных нарушений среди студентов является следствием всё увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

При этом от состояния здоровья зависит полнота и интенсивность восполнения заложенных генетически и развиваемых умственных и физических способностей, реализуемых в процессе учебы и дальнейшей трудовой деятельности.

Одним из показателей общей культуры общества в целом является осознание ценностей здоровья и ориентации на сохранение и укрепление его.

Основным мотивом при этом является стремление сохранить здоровье, активную трудоспособность и, если возможно, устранить проявления хронической патологии и в данном случае массовость не исключает, а наоборот, предусматривает широкую индивидуализацию средств и форм организации оздоровительных и профилактических мероприятий.

Актуальность физической реабилитации студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе в рамках учебной программы высшего и среднего учебного заведения, сейчас ни у кого не вызывает сомнений [1, 2, 3], так как к моменту окончания учебы заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.

Однако учебные программы по физическому воспитанию для студентов не предусматривают реабилитационных мероприятий. Главный принцип содержания их для студентов с отклонением в состоянии здоровья — не навредить, что, конечно, должно стать основой всего учебного процесса в уроках физкультуры. Тем не менее хотелось бы обратить внимание на следующий факт. В последние годы, по данным литературы и нашим исследованиям, наметились две тенденции отношения студентов к занятиям физкультурой. Первая — это отказ от занятий в любой форме с тех пор, как было обнаружено то или иное заболевание и дано освобождение от практических уроков физкультуры. Подобное отношение врачей к физической культуре формирует определенную психологическую ситуацию, обусловливает ограничения в жизнедеятельности, нивелирует природную активность человека. Вторая — несмотря на запреты врачей, юноши (чаще это касается их) стремятся к занятиям физической культурой и ищут группы, где они смогут самосовершенствоваться физически. Чаще всего это модные, соответственно времени течения: длительный бег, атлетическая гимнастика, таэквондо и другие виды спортивной деятельности. А это, в свою очередь, недопустимо, так как пренебрежительное отношение к рекомендациям врача и бесконтрольные занятия в каких-либо физкультурных группах могут усугубить имеющееся заболевание, привести к нежелательным осложнениям.

Это обусловливает необходимость поиска способа повышения функциональных возможностей организма без чрезмерной активации его функций, применяя средства не обладающие стрессорным воздействием.

Накопленный нами более чем 20-летний опыт научных исследований, практических работ по физической реабилитации лиц с сердечно-сосудистой патологией различного возраста (от 17 до 60 лет) и социального положения позволили создать концептуальную модель системы управления адаптационными и приспособительными реакциями при формировании тренирующих режимов с использованием длительного дозированного бега на улице в условиях Сибири, силовой подготовки.

Управлять — это не подавлять, не навязывать процессу развитие, противоречащее его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, рационально согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой. При управлении процессом физической реабилитации и профилактики, как и любым другим, свобода действий выступает как познанная необходимость.

Учитывая, что главная задача физической реабилитации и вторичной профилактики — формирование рационального поведения и приемов познавательной деятельности, необходимо контролировать и управлять процессом формирования адекватных приспособительных и адаптационных реакций у занимающихся.

При разработке системы управления адаптационными и приспособительными реакциями мы использовали все имеющиеся психологические знания о ней, чтобы, основываясь на них, оптимизировать учебнотренировочные нагрузки в физической реабилитацией студентов, страдающих сердечно-сосудистой патологией. Разумеется, психология отношений к здоровью и педагогика обучения еще далеки от полного проникновения в закономерности познавательной деятельности [4, 5, 6, 7, 8].

Физическая реабилитация, основанная на педагогических аспектах применения программ тренировок, осуществляется на принципах циклического управления процессом адаптационных и приспособительных реакций организма. Осуществление такого управления возможно при выполнении следующей системы требований предъявляемых кибернетикой:

— указание цели управления;

— установление исходного состояния управляемого процесса;

— определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния (точки отсчета) процесса;

— обеспечение получения информации по психосоматическим параметрам, т.е. адаптационно-приспособительным константам реакций процесса, на основе постоянной обратной связи;

— обеспечение накопления и переработки информации, полученной по каналам обратной связи, выработки корректирующих воздействий и их реализации при формировании двигательного поведения у пациентов ИБС.

В основе концептуальной модели управления процессом физической реабилитации лежат положения педагогики и поведенческой медицины. Для управления процессом физической реабилитации лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы необходима структурно-логическая программа, которая всю познавательную деятельность пациента освоения физических действий нового уровня структуризирует в пространстве функциональных систем и конкретной характеристике адаптационный и приспособительных реакций организма к различным физическим нагрузкам.

Разработанная модель управления процессом физической реабилитации студентов с сердечно-сосудистой патологией может быть осуществлена при следующих условиях.

Первое условие управления — это психофизиологическая переориентация студента по отношению к своему здоровью; медицинская оценка психосоматического его здоровья; формирование осознанного понятия «психологии отношения к здоровью»; обучение самотестированию некоторых морфофункциональных показателей, психофизиологических реакций (эмоций, аффектов и чувств).

Второе условие управления основано на положениях педагогики:

— познание структурных и функциональных основ физических действий тренирующих режимов;

— системное освоение малых физических нагрузок с последующим переходом на средние и стрессовые упражнения;

— поэтапное формирование физических действий с отработкой всех элементов и оценкой приспособительных и адаптационных реакций организма на каждом этапе;

— пооперационный контроль освоения физических программ малых, средних и стрессовых нагрузок;

Третье условие (завершающий этап управления, медико-педагогический) — конечный эффект:

— оценка психосоматического и физического статуса;

— оценка физического и социально-бытового поведения;

— наличие психосоматических и физических резервов;

— оценка адекватности ответа приспособительных и адаптационных реакций на различные психофизиологические и физические нагрузки;

— оценка сформированного стиля жизни и качества жизни.

Повышение физической активности, формирование и совершенствование двигательных умений, навыков и стойкого интереса к занятиям физической культурой, возможно лишь через многолетний тренировочный процесс в каком-либо виде двигательной деятельности.

В проблеме физической активности центральное место занимает вопрос о физической тренировке как самой важной и наиболее эффективной форме организации воздействий на организм человека, направленных на позитивное изменение его физического потенциала (физических кондиций) и достижения других социально важных целей физического воспитания и самовоспитания человека [9].

До недавнего времени считалось, что научная и научно-практическая разработка проблемы тренировки является прерогативой только спортивной деятельности, существенно отличающейся от общеоздоровительной, реализуемой в системе повышения физической активности человека. Подтверждением этому тезису могут служить наиболее авторитетные определения спортивной тренировки и ее целей. Так, по [10] «спортивная тренировка — это есть подготовка, системно построенная с помощью методов упражнений и представляющая собой по сути педагогический процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием)».

Не касаясь имеющихся в литературе авторитетных определений и противоречий [11, 12] спортивной тренировки и ее целей на достижение индивидуального высшего результата в одном виде спорта, хотелось бы остановиться на многомерной сущности тренировочного процесса в плане реализации физической активности человека. При этом методологические достижения спортивной науки в обучении и конструировании компонентов содержания тренировки, схемы управления тренировочным процессом, воспитывающий эффект ее воздействия на человека могут быть использованы при разработке вопросов теории и методики физической тренировки оздоровительнопрофилактической направленности в целом и, в частности, при различных формах патологии.

Несомненно, в основе физической тренировки (любой направленности) находится эффект трениро-

вочной нагрузки, зависящий от ее величины, характера, последовательности сочетаний работы с отдыхом и восстановлением работоспособности.

В целом, основу тренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всего живого — способность к адаптации, к развитию на основе приспособления к внешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности организмов, их выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся воздействиях различных факторов внешней среды, а также при изменяющихся состояниях самого организма, о чем свидетельствуют научные данные и собственные многолетние авторские исследования. Кроме того, процесс адаптации человека к физическим нагрузкам следует рассматривать как главную теоретическую предпосылку физической тренировки человека и его физической активности.

Замечательным свойством процесса адаптации, как кумулятивной, так и срочной, является то, что в обоих случаях организм оказывается способным обеспечить максимальное соответствие приспособительных изменений специфике внешних воздействий. Это соответствие обеспечивается на многочисленных уровнях функционирования организма, деятельности его органов и систем, но при этом следует учитывать, что реакция организма будет строго определенной, привычной, и тренирующее значение исчезает, а значит и дальнейшего развития физических возможностей не происходит.

В связи с этим необходимо подбирать пути повышения физических нагрузок в процессе тренировки, предъявляя к организму новые требования. Учитывая наличие факторов риска сердечно-сосудистой патологии и других неспецифических заболеваний, главным при этом, должно быть гарантированное исключение перегрузки и адекватность текущему состоянию. Необходимо также использование естественной предрасположенности занимающихся к предлагаемым формам физической активности. При этом происходит постепенное накопление физических резервов и развития необходимых для жизнедеятельности качеств.

Опираясь на теоретические выкладки общей теории адаптационных реакций при физической реабилитации лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья, представляется возможность подбора тех или иных воздействий (последовательности физических нагрузок), регулирования их частоты, интенсивности, длительности, а также сознательного формирования отстающих или нарушенных в результате заболевания качественных признаков двигательных функций человека.

Все вышеизложенное позволяет говорить о необходимости программирования и осуществления развития в заданном направлении физической активности с намеченными промежуточными и конечными ориентирами.

Более 20 лет нами проводились исследования по разработке методологии физических тренировок в рамках учебных занятий специальных медицинских групп. В связи с этим нашей основной задачей явилась разработка такой программы физических тренировок, в которой каждый занимающийся повышал бы степень компенсации основного заболевания, резервные возможности сердечно-сосудистой системы, перешел на активный образ жизни. В отличие от комплексных уроков, предлагаемых Базисной учебной программой для студентов высших учебных заведений, проводились тренировочные занятия с однород-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

ной направленностью в виде дозированного бега осенью и весной, учитывая климатические особенности Сибири, и силовой подготовки в зимнее время.

Исходным звеном в целостном процессе физических тренировок оздоровительно-профилактического характера явились микроциклы, по которым создавалась «канва» нагрузок, отражающая динамику функционирования организма в связи с проводимыми физическими тренировками — отдельные еженедельные занятия по расписанию. Количество их варьировало от 6 до 10 в месяц, образуя мезоциклы. Длительность их зависела от учебной деятельности исследуемого контингента и сезонных периодов.

Для формирования устойчивого мотивационно — ценностного отношения к физической культуре, направленной на самостоятельное использование предлагаемой программы физических тренировок, нами был разработан «Паспорт динамической оценки физического развития и работоспособности».

Все данные вышеперечисленных тестирований заносились студентами в «паспорт» за все годы обучения по семестрам. Результаты их исследований позволяли выдавать каждому индивидуальные рекомендации физических нагрузок по коррекции антропометрических и функциональных показателей, что являлось позитивным фактором в повышении физической активности, снижении и устранении имеющихся факторов риска ИБС.

Взаимосвязь уровня здоровья и физической подготовленности и определяет необходимость комплексного подхода в подборе спортивно-оздоровительных программ и психофизических воздействий, соответствующем контроле и тестировании, а также создании необходимых условий для их реализации.

Конечной целью такого периода тренировочных занятий лечебно-профилактической направленности при сердечно-сосудистой патологии является уровень восстановления функций организма, обеспечивающий, достижение высокой работоспособности, улучшение физической подготовленности, снижение частоты обострений основного заболевания и факторов риска ишемической болезни сердца, а также улучшение качества жизни конкретно каждого занимающегося.

Библиографический список

1. Сафонова, Ж. Б. Элементы силовой подготовки на уроке по физвоспитанию с юношами специальной медицинской груп-

пы / Ж.Б. Сафонова // Итоги научной и научно-методической работы вузов Министерства по физическому воспитанию студентов в 6-й пятилетке и перспективы ее дальнейшего совершенствования: тез. докл. науч.-метод. конф. — Тула, 1985. — С. 98.

2. Кондратьева, Н. Л. Нормирование нагрузок в оздоровительном беге у студенток вузов / Н.Л. Кондратьева: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1990. — 20 с.

3. Ильницкая, Т. А. Дифференцированная методика физического воспитания для студентов специальных медицинских групп как средство профилактики / Т.А. Ильницкая: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1993. — 19 с.

4. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М.М. Богин. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.

5. Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А.Г. Щедрина. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. — 136 с.

6. Виленский, М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе / М.Я. Виленский — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 156 с.

7. Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. — Л.: ГДОИФК, 1980. — 165 с.

8. Конобеевская И.Н. Характеристика уровней показателей основных факторов риска ИБС и у студентов г. Томска / И.Н. Конобеевская, Э.А. Лапина, Н.В. Канская // Сибирский медицинский журнал. — 1997. — № 3 — 4. — С. 32 — 35.

9. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В. А. Запорожанов — Киев: Здоров'я, 1987. — 214 с.

10. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев, А. Д. Новиков — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 544 с.

11. Платонов, В.Н. Основы управления тренировочным процессом спортсменов / В.Н. Платонов — Киев : КГИФК. — 1982. — С. 5-26.

12. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич — М. : Физкультура и спорт, 1988. — 207 с.

САФОНОВА Жанна Борисовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физического воспитания и спорта.

Статья поступила в редакцию 15.04.08 г.

© Ж. Б. Сафонова

Книжная полка

ББК 75/Х73

Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для вузов и сред. учеб. заведений физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 478, [1] с. : рис., табл. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 472-473. — ISBN 978-5-7695-3913-8.

В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрослых, дается характеристика упражнений, рекомендуемых для развития тех или иных физических способностей или возможностей человека. Предлагаемые методики базируются на научной основе, насыщены конкретным материалом по направленному использованию физической культуры в жизни разных групп людей.

Для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.