Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / TRAINING / SOCIAL AND ENTERPRISE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Волкова Мария Сергеевна

Обоснован педагогический потенциал социального предпринимательства. Подробно рассмотрены существующие точки зрения на сущность данного вида предпринимательства: как вида коллективного предпринимательства; как структуры, базирующейся на принципах институциализма, позволяющих включить в анализ такие институты общественной жизни, как право, образование, наука, и учитывать внеэкономические факторы, влияющие на взаимодействия между ними; как саморазвивающуюся, самообучающуюся организацию, в которой значительное внимание уделяется культуре системного мышления, совместного видения меняющихся ситуаций, методам командной работы, развитию индивидуального мастерства руководства людьми и процессами, совершенствованию личности, групповому обучению. Социальное предпринимательство раскрывается как экономически устойчивая новаторская инициатива, организуемая в целях решения социальной проблемы или уменьшения ее остроты и предлагающая качественно новую модель комбинации социальных, экономических и инновационных ресурсов, обеспечивающую долгосрочное саморазвитие. Рассмотрены педагогические функции социального предпринимательства, эффективная реализация которых возможна в результате совместного взаимодействия бизнеса, благотворительности и образования: помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве, улучшение качества жизни населения, содействие пострадавшим в результате стихийных бедствий, помощь инвалидам, работа с нуждающимися категориями в сфере культурно-просветительской деятельности, профилактика социально опасных форм поведения и т. д. Обоснованы требования, необходимые для системного и масштабного становления образовательной программы по социальному предпринимательству и поддержания ее конкурентоспособности на рынке образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Волкова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

The article examines the pedagogical potential of social entrepreneurship. We considered the existing points of view on the essence of this type of entrepreneurship: as a type of collective entrepreneurship; as a structure with the principles of institutionalism, allowing the inclusion of public life institutions such as law, education, science in the analysis and taking into account non-economic factors that influence interactions between them; as a self-developing, self-learning organization, in which we paid significant attention to a culture of systemic thinking, a joint vision of changing situations, teamwork methods, the development of individual skill in managing people and processes, personal improvement, and group training. Social entrepreneurship is an economically sustainable innovative initiative; its formation solves a social problem or reduces its severity, and offers a qualitatively new model of a combination of social, economic and innovative resources that ensures long-term self-development. We also considered the pedagogical functions of social entrepreneurship, effective implementation of which is possible because of joint interaction of business, charity and education: assistance in career guidance and employment, life quality improvement, assistance to natural disasters victims, assistance to the disabled, cultural and educational work with needy categories, socially dangerous behavior prevention, etc. We justified the requirements necessary for the systematic and large-scale formation of an educational program for social entrepreneurship and maintaining its competitiveness in the market of educational programs.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 378.334.23 DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-14-24

Педагогические аспекты социального предпринимательства

Макарова Людмила Николаевна1, Волкова Мария Сергеевна2

:ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-4185, e-mail: mako20@inbox.ru 2МАОУ «Гимназия № 12 им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Сергеева-Ценского, 4 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0887-5031, e-mail: maria40ina@mail.ru

Аннотация. Обоснован педагогический потенциал социального предпринимательства. Подробно рассмотрены существующие точки зрения на сущность данного вида предпринимательства: как вида коллективного предпринимательства; как структуры, базирующейся на принципах институциализма, позволяющих включить в анализ такие институты общественной жизни, как право, образование, наука, и учитывать внеэкономические факторы, влияющие на взаимодействия между ними; как саморазвивающуюся, самообучающуюся организацию, в которой значительное внимание уделяется культуре системного мышления, совместного видения меняющихся ситуаций, методам командной работы, развитию индивидуального мастерства руководства людьми и процессами, совершенствованию личности, групповому обучению. Социальное предпринимательство раскрывается как экономически устойчивая новаторская инициатива, организуемая в целях решения социальной проблемы или уменьшения ее остроты и предлагающая качественно новую модель комбинации социальных, экономических и инновационных ресурсов, обеспечивающую долгосрочное саморазвитие. Рассмотрены педагогические функции социального предпринимательства, эффективная реализация которых возможна в результате совместного взаимодействия бизнеса, благотворительности и образования: помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве, улучшение качества жизни населения, содействие пострадавшим в результате стихийных бедствий, помощь инвалидам, работа с нуждающимися категориями в сфере культурно-просветительской деятельности, профилактика социально опасных форм поведения и т. д. Обоснованы требования, необходимые для системного и масштабного становления образовательной программы по социальному предпринимательству и поддержания ее конкурентоспособности на рынке образовательных программ.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; социальное предпринимательство; обучение; социально-предпринимательские компетенции

Для цитирования: Макарова Л.Н., Волкова М.С. Педагогические аспекты социального предпринимательства // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 2 (44). C. 14-24. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-14-24.

Для контактов: Макарова Людмила Николаевна, е-mail: mako20@inbox.ru

Pedagogical aspects of social entrepreneurship

Lyudmila N. Makarova1, Maria S. Volkova2

:Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-4185, e-mail: mako20@inbox.ru 2Derzhavin Gymnasium no. 12 4 Sergeev-Tsensky St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0887-5031, e-mail: maria40ina@mail.ru

Abstract. The article examines the pedagogical potential of social entrepreneurship. We considered the existing points of view on the essence of this type of entrepreneurship: as a

type of collective entrepreneurship; as a structure with the principles of institutionalism, allowing the inclusion of public life institutions such as law, education, science in the analysis and taking into account non-economic factors that influence interactions between them; as a self-developing, self-learning organization, in which we paid significant attention to a culture of systemic thinking, a joint vision of changing situations, teamwork methods, the development of individual skill in managing people and processes, personal improvement, and group training. Social entrepreneurship is an economically sustainable innovative initiative; its formation solves a social problem or reduces its severity, and offers a qualitatively new model of a combination of social, economic and innovative resources that ensures long-term self-development. We also considered the pedagogical functions of social entre-preneurship, effective implementation of which is possible because of joint interaction of business, charity and education: assistance in career guidance and employment, life quality improvement, assistance to natural disasters victims, assistance to the disabled, cultural and educational work with needy categories, socially dangerous behavior prevention, etc. We justified the requirements necessary for the systematic and large-scale formation of an educational program for social entrepreneurship and maintaining its competitiveness in the market of educational programs.

Keywords: entrepreneurial activity; social entrepreneurship; training; social and enterprise competences

For citation: Makarova L.N., Volkova M.S. Pedagogicheskiye aspekty sotsial'nogo predpri-nimatel'stva [Pedagogical aspects of social entrepreneurship]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 2 (44), pp. 14-24. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-14-24. (In Russian, Abstr. in Engl.)

Corresponding author: Lyudmila N. Makarova, e-mail: mako20@inbox.ru

ВВЕДЕНИЕ

Современные мировые социально-экономические кризисы позволяют прогнозировать неэффективность чисто рыночных или административных подходов к управлению социально-экономическим развитием государства и обостряют необходимость модернизации существующих социально-экономических систем. На данном этапе развития РФ ориентация на социально-рыночную модель экономики приводит к внедрению новых инновационных форм взаимодействия общественных институтов, требующего переосмысления роли государства, образования и бизнеса в экономической системе.

В данном контексте важным вопросом является определение векторов и направлений развития предпринимательского образования. Ключевое звено - это формирование компетенций предпринимателей, компетентностно-го поля предпринимательства и обучения предпринимательству. Любая сфера образования независимо от направления и практической значимости в основе имеет формирование системы профессиональных компетенций. Поэтому компетентностный подход - это магистральное направление развития предпринимательского образования в России.

Также начиная с 2000-х гг. в РФ активно развивается политическое содействие предпринимательству, что заявлено в ряде федеральных программ, стратегий с большими объемами финансирования, например, Стратегия инновационного развития России до 2020 г., Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.». В данных программах развития страны неоднократно подчеркивается необходимость формирования именно компетенций предпринимательской деятельности у нового поколения, которые бы стали базисом для эффективного развития предпринимательского сектора в России.

В структуре данных документов все большее значение принимает популяризация и пропаганда новых видов предпринимательской деятельности, которые находятся в тесной взаимосвязи с социальной сферой жизни общества. Таким востребованным на данный момент видом предпринимательской деятельности является социальное предпринимательство, появление которого является ответом на накопленные обществом трудноразрешимые социальные проблемы. В рамках решения этих проблем предприниматели

© Макарова Л.Н., Волкова М.С., 2020

получают возможность создавать необходимые людям товары и услуги, повышать уровень их жизни. В процессе реализации собственных инновационных идей социальные предприниматели положительно влияют на человеческий капитал путем создания новых образовательных технологий, рабочих мест, новых сетей взаимодействия общественных институтов.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В современном обществе социальное предпринимательство рассматривается не только как инновационный сегмент бизнеса, но и как социально ориентированная идеология, так как нельзя считать предпринимательскую деятельность исключительно способом получения дивидендов. Возможно, главным эффектом экономического успеха предпринимательской деятельности должны быть долгосрочные вложения в рост культурного и образовательного уровня молодого поколения страны.

На сегодняшний день социальное предпринимательство является перспективным направлением в сфере предпринимательской деятельности: в последние годы в РФ началось его масштабное распространение. Как новое явление для российской социально-экономической действительности, социальное предпринимательство требует серьезных исследований, направленных на выявление перспектив развития, а также определение уровня психолого-педагогической готовности потенциальных социальных предпринимателей к данной деятельности. Более того, в отечественной науке нет единого подхода к пониманию и отражению сущности этого процесса.

Трудность понимания сущности социального предпринимательства связана с неоднозначностью теоретической базы, основанной на практических знаниях и анализе существующих кейсов. Рост количества работ зарубежных и российских ученых: К. Альтер, Ю.Н. Арай, М.Л. Баталиной, А.А. Бурцевой, С.В. Голубева, Я.С. Гришиной, Г. Диза, И.В. Задорина, Д. Кикал, Т. Лайонса, А.А. Московской и др., на тему социального предпринимательства подтверждает повышение интереса ученых и практиков к вопросам данного вида деятельности, однако многие аспекты социального пред-

принимательства и обучения в полной мере еще не раскрыты.

Рассмотрим существующие трактовки феномена «социальное предпринимательство». Социальное предпринимательство функционирует на пересечении двух основных сфер общества: социальной и экономической. Автором общепринятой трактовки данного понятия является К. Альтер, которая определяет социальное предпринимательство как новый способ социально-экономической деятельности, соединяющий в себе социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости [1].

В трудах Р.Л. Мартина и С. Осберг подчеркивается многоаспектность понятия социального предпринимательства. Во-первых, данный вид предпринимательства предполагает осознание «несправедливого равновесия», обусловливающего социальную ис-ключенность, маргинализацию или страдание части общества, которой недостает финансовых средств либо политических рычагов для достижения социального блага. Во-вторых, социальное предпринимательство создает стабильную экосистему, благодаря творческой смекалке, прямому действию и смелости его участников. В процессе создания социально-предпринимательских проектов, предприниматель анализирует все возможные варианты производства социального блага и стремится к постепенному достижению нового равновесия [2].

По мнению Е.А. Ветровой, социальное предпринимательство - это деятельность, направленная на обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди работников компаний социального бизнеса составляет не менее 50 %, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 % [3]. В.С. Неклюдов подчеркивает, что социальное предпринимательство обладает теми же признаками, что и традиционное. Но его отличает масштабируемость или расширение масштаба деятельности, распространение опыта, постоянное возрастание социального воздействия [4].

Помимо названных черт: новаторство, масштабируемость, риск, устойчивость, важ-

ной составляющей социально-предпринимательской деятельности является достижение социальной миссии. О.А. Войнова вносит ее в состав признаков социального предпринимательства [5].

Следует подчеркнуть, что для социального предпринимательства социальный эффект является прямым целенаправленным результатом. В то же время любому проекту социального предпринимательства необходим устойчивый коммерческий эффект, обеспечивающий самоокупаемость и конкурентоспособность предприятия. Именно получение дохода преимущественно от продажи товаров и услуг, а не грантов и благотворительности (которые возможны в качестве дополнительных финансовых ресурсов), служит гарантией устойчивости предприятия [6].

В.Н. Мусалкин выделяет следующие критерии для определения сущности социального предпринимательства.

1) социальное воздействие, которое указывает на измеримость социального результата;

2) социальные инновации, то есть новые уникальные подходы к решению социальных проблем;

3) самофинансирование, которое обозначает способность предприятия обеспечивать работу за счет доходов, полученных от собственной деятельности;

4) степень распространенности социальных услуг организации, которая показывает возможность или невозможность увеличения объема деятельности социальной организации [7].

Конечный результат социального предпринимательства - это долгосрочные глубокие перемены в жизни общества. Преследуя социальную миссию, социальный предприниматель обращает внимание социума на значимость актуальной проблемы, с помощью действий пытается изменить отношение общества к поставленному вопросу. По мнению Б. Дрейтона, «социальные предприниматели не удовлетворятся тем, чтобы дать голодному человеку рыбу или научить его ловить ее. Они не успокоятся, пока не произведут настоящую революцию в рыболовной отрасли» [8].

Следует отметить, что феномен социального предпринимательства можно трактовать с точки зрения нескольких подходов. Один

рассматривает его как коллективное предпринимательство. Смысл коллективного самоуправления в сфере предпринимательской деятельности заключается в преодолении отчуждения коллектива от функции управления, перенесение этой функции из внешней среды в сами коллективы. Тем самым возникают необходимые предпосылки для эффективной организации экономики, предпринимательства, бизнеса, а также для оптимального самоуправления внутри коллектива каждой личностью, составляющей его часть. Высшей точкой такого саморазвития как раз и выступает превращение трудового коллектива в коллективную предпринимательскую силу, инициирующую инновационную деятельность и успешно осуществляющую ее.

Второй подход основывается на принципах институциализма, позволяющих отвлечься от экономических категорий и процессов в социальном предпринимательстве, а включить в анализ такие институты общественной жизни, как право, образование, наука, и учитывать внеэкономические факторы, влияющие на взаимодействия между ними. В условиях развивающейся новой, инновационной экономики во всех лидирующих странах мира для РФ особое значение приобретает институциональная составляющая общества, способная обеспечить стратегии государственной модернизации необходимыми институтами в различных сферах социально-экономической жизни страны.

По мнению К. Алтер, социальное предпринимательство часто возникает именно там, где институт государства не в силах воздействовать на определенную проблему на должном уровне в силу изъянов своего устройства и недостатков законодательной базы. Как отмечает депутат Госдумы РФ Р. Марданшин, «социальное предпринимательство - понятие новое для российского обывателя. Необходимо сделать так, чтобы все узнали, кто такие социальные предприниматели, и поняли, что они хоть и являются коммерческими субъектами, но выполняют социально значимые функции - фактически берут на себя часть функций государства» [91. Данной точки зрения придерживается и А. Московская, которая считает, что социальное предпринимательство решает «те острые проблемы, которые не решаются силами рынка, бизнеса и государства в форме социальной политики...» [10].

Следует отметить, что, интегрируя все лучшее из частного и государственного секторов, социальное предпринимательство является лучшей альтернативой исключительно коммерческому или государственному подходу в решении общественных проблем. С одной стороны, социальное предпринимательство соответствует критериям некоммерческой организации, с другой - подходит под характеристики коммерческой деятельности, с третьей - осуществляет интересы государства. Основные характеристики социального предпринимательства представлены нами в табл. 1.

Появление моделей «тройной спирали» Г. Ицковица и Л. Лейдесдорфа в области систем взаимодействий акторов основных институциональных сфер науки (образования), государства и бизнеса подтверждает, что роль сетевых структур в социально-экономическом развитии повышается. При условии эффективной кооперации и сотрудничестве между разными общественными институтами возможна экономия ресурсов, а сетевая природа взаимодействий способствует непрерывной генерации инноваций. Процесс коллаборации налаживает необходимые связи между субъектами, позволяет непрерывно создавать блага и ценности, расширяя их разнообразие, и снижает уровень неопределенности, а социальное предприниматель-

ство в свою очередь оказывается в центре данного взаимодействия (рис. 1) [11].

Социальное предпринимательство выступает тем центральным сегментом «наложения кругов спирали», когда все участники сети могут непрерывно наращивать производительность. Более того, оно может стать объединяющим кластерным проектом, построенным по принципу тройной спирали и позволяющим достичь синергию инновационного роста.

Процесс развития любой социально-экономической системы, в том числе и инновационной, представляет собой совершенствование взаимосвязей между субъектами, существующими в едином экономическом пространстве и выполняющими какую-либо хозяйственную деятельность. Смена вектора развития страны «с сырьевого на инновационный» подразумевает построение такой модели взаимодействия институциональных элементов, в которой именно «инновационные» связи станут наиболее эффективны (рис. 2).

Из рис. 2 видно, что социальное предпринимательство позволяет государственному, коммерческому и некоммерческому сектору не только развиваться как отдельным подсистемам, но и взаимодействовать друг с другом в целях обеспечения совместного развития [12].

Характеристики социального предпринимательства Characteristics of social entrepreneurship

Таблица i Table 1

Социальное предпринимательство Social entrepreneurship

Некоммерческие характеристики Noncommercial characteristics Коммерческие характеристики Commercial characteristics Государственные характеристики State characteristics

Определенная степень институцио-нализации Degree of institutionalization Необходимость извлечения прибыли Need for profit Социальная цель Social purpose

Обособленность от органов государственного управления Separation from public administration Действует на рынке, должно поддерживать конкурентоспособность Operates in the market, must maintain competitiveness Превращение частных интересов в общий Turning private interests into general interests

Прибыль не должна распределяться между членами, учредителями или руководством Profits should not be distributed among members, founders or management Высокий риск деятельности High risk of activity Долгосрочный характер взаимодействия Long-term interaction

Самоуправление Self-government Необходимость в инновации Need for innovation Разделение риска Division of risk

Добровольность Voluntariness Инициативность и самостоятельность Initiative and autonomy Проектная структура Design structure

Рис. 1. Социальное предпринимательство (СП) в центре «тройной спирали» инноваций Fig. 1. Social entrepreneurship (SE) at the center of the "triple spiral" of innovation

государственный сектор некоммерческий сектор коммерческий сектор Рис. 2. Сетевая сущность социального предпринимательства Fig. 2. Network essence of social entrepreneurship

Таким образом, появление социального предпринимательства является ответом на накопленные обществом трудноразрешимые социальные проблемы. В рамках решения этих проблем предприниматели получают возможность создавать необходимые людям товары и услуги, повышать уровень их жизни. «В процессе реализации собственных инновационных идей, социальные предприниматели повышают социальное благополучие путем создания новых рынков, новых предприятий, технологий, институциональных форм, рабочих мест и производительности, новых сетей взаимодействия общественных институтов.

Институциональный аспект деятельности для социального предпринимательства особенно важен, так как оно изначально должно быть направлено на внесение положительного долгосрочного результата в инфраструктуру общественной систем. Другими словами, социальное предпринимательство обеспечивает качественно новый уровень развития общественных институтов и способствует упрочению межсекторного сотрудничества» [13].

Третий подход системы основан на социокультурной теории управления и концепции обучающейся организации и характеризует социальное предпринимательство как

саморазвивающуюся, самообучающуюся (Т. Бойделл, Н. Диксон, П. Сенге и П. Сендж) организацию. Большое внимание в ней уделяется культуре системного мышления, общего (совместного) видения меняющихся ситуаций и целей, методам командной работы, развитию индивидуального мастерства руководства людьми и процессами, совершенствованию личности, интеллектуальным моделям управления, групповому обучению. Устойчивое развитие социального предпринимательства в рамках обозначенного подхода становится возможным за счет интеллектуальной модели взаимодействия всех заинтересованных субъектов на всех уровнях властной вертикали: государство - муниципальное образование - личность [14].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

СОЦИАЛЬНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В своем понимании сущности социального предпринимательства мы придерживаемся социокультурного подхода и рассматриваем данный феномен как экономически устойчивую новаторскую инициативу, организуемую в целях решения социальной проблемы или уменьшения ее остроты и предлагающую качественно новую модель комбинации социальных, экономических и инновационных ресурсов, обеспечивающую долгосрочное саморазвитие.

В соответствии с этой трактовкой успешное развитие социального предпринимательства представляет собой результат совместного взаимодействия нескольких общественных секторов: бизнеса, благотворительности и образования. Партнерские взаимодействия, направленные на выработку и реализацию общественно значимых проектов, получают все большее распространение и позволяют разрешить следующие социальные проблемы путем сотрудничества:

- помощь в определении профессиональной ориентации и трудоустройства, включая содействие самозанятости;

- деятельность, направленная на улучшение качества жизни населения: социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и спорта, проведение занятий в детских секциях;

- содействие пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- помощь инвалидам, производство протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

- работа с нуждающимися категориями в сфере культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

- предоставление образовательных услуг категориям граждан, имеющим трудности, связанные с обучением;

- содействие вовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных групп граждан (инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом);

- профилактика социально опасных форм поведения граждан;

- выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Вышеперечисленные области деятельности социального предпринимательства отражают его специфику. Однако общество постоянно развивается и сталкивается все с новыми проблемами, которые требуют внимания и глубокой проработки. В связи с этим теоретические аспекты обучения социальному предпринимательству требуют отдельного изучения.

ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Формированию нового поколения социальных предпринимателей препятствует дефицит квалифицированных кадров в области деятельности малого и среднего бизнеса, низкая вовлеченность граждан в социально-предпринимательскую деятельность. Недостает образовательных программ и дисциплин, способствующих формированию социально-предпринимательских компетенций обучающихся в системе среднего профессионального и высшего образования.

Впервые вопросы обучения социальному предпринимательству были рассмотрены американским ученым Г. Дизом, который в 1995 г. основал образовательные курсы по данному направлению. Начиная с 90-х гг. XX в. социальное предпринимательство получает развитие как профессиональная область знаний. Именно тогда и появляются образовательные программы в области магистерской подготовки в университетах: в Швейцарии в Университете Женевы (University of Geneva) в 2003 г., в Бельгии в рамках сотрудничества между Католическим университетом г. Левена (Catholic University of Louvain) и Университетом г. Льежа (University of Liege), в Азии в университете Tata Institute of Social Sciences (Индия).

Большую роль в развитии обучения социальному предпринимательству сыграл М. Янг, который, будучи успешным социальным предпринимателем, первым создал несколько школ социального предпринимательства в Великобритании. Постепенно его идею преподавания социального предпринимательства стали развивать за рубежом, благодаря чему появлялись новые программы для студентов, разрабатываемые ведущими педагогами в сфере предпринимательства, среди которых М. Мартин и П. Хартиган.

Сегодня во многих субъектах Российской Федерации обсуждается вопрос о реализации образовательных программ подготовки социальных предпринимателей и программ бизнес-акселерации социально-предпринимательских проектов. Университеты в этом процессе должны играть ведущую роль. На них ложится ответственность не только за взаимодействие с местными сообществами, бизнесом, региональной властью для достижения значимого экономического и социального эффекта в регионе, но и за формирование социально-предпринимательских компетенций у студентов. Современный университет должен быть ориентирован на то, чтобы стать личностно и социально-ориентированным вузом, что подразумевает активную роль университета в местном сообществе, его вклад в социально-экономическое развитие территорий, формирование социально-активных и ответственных специалистов, обладающих лидерскими качествами, и даже создание новых профессий.

Обучение социальному предпринимательству обладает большим потенциалом в области формирования предпринимательских компетенций. Студенты приобретают

способность видеть социальные проблемы и решать их инновационным способом, так как социальное предпринимательство понимается как социальная инновация, модифицирующая всю общественную систему. Создаваемые программы по обучению социальному предпринимательству способствуют закреплению и развитию у студентов предпринимательской культуры, формируют личность, способную к саморазвитию и самореализации, транслируют необходимые знания в области самоменеджмента.

Для системного и масштабного становления образовательной программы по социальному предпринимательству и поддержания своей конкурентоспособности на рынке образовательных программ ей необходимо соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, использование в процессе обучения электронных образовательных ресурсов. Сегодня большинство вузов создают свои он-лайн-площадки. В сфере социального бизнеса примером такой площадки, ориентированной на проведение дистанционных учебных программ в области социального предпринимательства, может служить «Лаборатория социального предпринимательства», созданная на базе фонда «Наше Будущее»1.

Во-вторых, необходим индивидуально-проектный подход к обучению, когда каждый стартап имеет возможность получить детальную и эффективную проработку своих сложностей и особенностей. В этих целях наиболее действенным является организация акселераторов (бизнес-инкубаторов) и их сотрудничество с образовательными учреждениями.

В-третьих, необходим симбиоз практической и системной теоретической подготовки студентов. В качестве удачного примера можно привести программу «Управление проектами в области социального предпринимательства», которая была разработана и апробирована в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета в сотрудничестве с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее».

К сожалению, пока академические программы по социальному предпринимательству в России носят единичный характер, но общемировая тенденция такова, что по мере усиления роли социального бизнеса растет интерес к нему со стороны ведущих научно-исследовательских центров и университетов.

1 Портал Новый бизнес. URL: http://www.nb-forum.ru (дата обращения: 29.02.2020).

Отметим, что основные задачи инновационного развития РФ, в том числе и в сфере образования, отражены в Инновационной стратегии РФ до 2025 г., в которой заявлена необходимость развития новых инструментов финансирования науки и образования, развития международного научного сотрудничества, координации работы по расширению взаимодействия компаний реального сектора с исследовательскими подразделениями вузов.

Также в Инновационной стратегии до 2025 г. подчеркивается важность сформиро-ванности таких компетенций личности, как способность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, критическому мышлению в условиях современной высококонкурентной среды. Данные компетенции охватывают многие аспекты деятельности социального предпринимательства и требуют отдельного рассмотрения в рамках проблемы обучения социальному предпринимательству.

ВЫВОДЫ

Социальное предпринимательство является новым способом социально-экономической деятельности, соединяющим в себе социальное назначение с предпринимательским новаторством, основой которого является инновация.

На современном этапе главная задача состоит в формулировании социально-предпринимательских компетенций на основе их исследования, определение путей их формирования и создание идеальных представлений о предполагаемых результатах обучения в системе предпринимательского образования. Это необходимо для конструирования актуальных технологий обучения социальному предпринимательству. Таким образом, формирование социально-предпринимательских компетенций у молодого поколения в современных российских вузах - один из актуальных вопросов развития нашего образования и экономики.

Литература

1. Alter K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC, 2007. 124 р.

2. Martin R.L., Osberg S. Social entrepreneurship: the case for definition // Stanford Social Innovation Review. URL: https://ssir.org/articles/entry/social_entrepreneurship_the_case_for_definition (accessed: 12.09.2019).

3. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 22-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Неклюдов В.С., Клюева Ю.С. Особенности развития социального предпринимательства в России // Вестник Нижегородского института управления. 2015. № 38. С. 41-45.

5. Войнова О.А., Козлова О.А. Эволюция концепции социального предпринимательства // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. № 1. С. 102-112.

6. Сулаева Е.П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума: автореф. дис. ... канд. пед. наук, 2011. 21 с.

7. Мусалкин В. Институциональная среда развития социального предпринимательства в лесном комплексе России // РИСК. 2015. № 1. С. 156-158.

8. Drayton B. Social entrepreneurs don't want to help. They want to change the world. URL: https://www.egonzehnder.com/files/drayton_int_2.pdf (accessed: 10.12.2019).

9. Марданшин Р. Государство обязано помочь социальным предпринимателям. URL: http://www.oporarb.ru/news/rafael-mardanshin-gosudarstvo-obyazano-pomoch-sots/ (дата обращения: 14.01.2020).

10. Московская А.А. Социальное предпринимательство в России и в мире. Практика и исследования. М.:ГУ ВШЭ, 2011. 150 с.

11. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.

12. Волкова М.С. Компетенции инновационной деятельности социального предпринимателя // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». 2015. С. 21-25.

13. Волкова М.С. Понятие социального предпринимательства и его критерии // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 9. С. 39-48.

14. Козина И. Особенности стратегии «Case-study» при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели. 1995. № 5. C. 65-90.

References

1. Alter K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC, 2007. 124 р.

2. Martin R.L., Osberg S. Social entrepreneurship: the case for definition. Stanford Social Innovation Review. Available at: https://ssir.org/articles/entry/social_entrepreneurship_the_case_for_definition (accessed 12.09.2019).

3. Vetrova E.A. Sotsial'noye predprinimatel'stvo kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva [Social entrepreneurship as a factor in the socio-economic development of society]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - Tambov University Review. Series: Humanities. 2015, no. 1 (141), pp. 22-26. (In Russian).

4. Neklyudov V.S., Klyueva Yu.S. Osobennosti razvitiya sotsial'nogo predprinimatel'stva v Rossii [Features of the development of social entrepreneurship in Russia]. Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravleniya. -Bulletin of the Nizhny Novgorod Institute of Management. 2015, no. 38, pp. 41-45. (In Russian).

5. Vojnova O. А., Kozlova O. А. Evolyutsiya kontseptsii sotsial'nogo predprinimatel'stva [Evolution of the concept of social entrepreneurship]. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. - Bulletin of Transbaikal State University. 2016, no. 1, pp. 102-112. (In Russian).

6. Sulaeva E.P. Formirovaniye predprinimatel'skoj kompetentnosti u studentov tekhnikuma: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Entrepreneurial Competence Among Students of the Technical School. Cand. ped. sci. dis. abstr.], 2011. 21 p. (In Russian).

7. Musalkin V. Institutsional'naya sreda razvitiya sotsial'nogo predprinimatel'stva v lesnom komplekse Rossii [Institutional Environment for the Development of Social Entrepreneurship in the Forest Complex of Russia]. RISK. 2015, no. 1, pp. 156-158. (In Russian).

8. Drayton B. Social entrepreneurs don't want to help. They want to change the world. Available at: https://www.egonzehnder.com/files/drayton_int_2.pdf (accessed 10.12.2019)

9. Mardanshin R. Gosudarstvo obyazano pomoch' sotsial'nym predprinimatelyam [The state is obliged to help social entrepreneurs]. (In Russian). Available at: http://www.oporarb.ru/news/rafael-mardanshin-gosudarstvo-obyazano-pomoch-sots/ (accessed 14.01.2020).

10. Moskovskaya А.А. Sotsial'noye predprinimatel'stvo v Rossii i v mire. Praktika i issledovaniya [Social En-trepreneurship in Russia and in the World. Practice and Research]. Moscow: GU VShE, 2011. 150 p. (In Russian).

11. Itskovits G. Trojnaya spiral'. Universitety - predpriyatiya - gosudarstvo. Innovatsii v dejstvii [Threefold spiral. Universities - Enterprises - State. Innovation in Action]. Tomsk: Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics Publ., 2010. 238 p. (In Russian).

12. Volkova M.S. Kompetentsii innovatsionnoj deyatel'nosti sotsial'nogo predprinimatelya [Competencies of innovation activity of social entrepreneur]. Professional'no-lichnostnoye razvitiye prepodavatelya i studenta: traditsii, problemy, perspektivy. - Professional and Personal Development of Teacher and Student: Traditions, Problems, Prospects. Tambov: TROO "Business-Science-Society" Publ. 2015, pp. 21-25. (In Russian).

13. Volkova M.S. Ponyatiye sotsial'nogo predprinimatel'stva i ego kriterii [The concept of social entrepreneur-ship and its criteria]. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. - Social-Economic Phenomena and Processes. 2015, vol. 10, no. 9, pp. 39-48. (In Russian).

14. Kozina I. Osobennosti strategii «Case-study» pri izuchenii proizvodstvennykh otnoshenij na promyshlennykh predpriyatiyakh Rossii [Features of the "Case-study" strategy when studying industrial relations at industrial enterprises of Russia]. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskiye modeli. -Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Models. 1995, no. 5, pp. 65-90. (In Russian).

Информация об авторах

Макарова Людмила Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

Е-mail: mako20@inbox.ru

ORCГО: https://orcid.org/0000-0003-1167-4185

Вклад в статью: общая концепция статьи, написание и оформление статьи

Волкова Мария Сергеевна - учитель русского языка и литературы. МАОУ «Гимназия № 12 им. Г.Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация.

Е-mail: maria40ina@mail.ru

ORCГО: https://orcid.org/0000-0003-0887-5031

Вклад в статью: анализ отечественной и зарубежной литературы, написание части текста.

Конфликт интересов отсутствует

Поступила в редакцию 01.03.2020 г.

Поступила после рецензирования 15.04.2020 г.

Принята к публикации 29.05.2020 г.

Information about the authors

Lyudmila N. Makarova - Doctor of Pedagogics, Professor, Head of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: mako20@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-4185 Contribution: general concept of the article, manuscript drafting and design.

Maria S. Volkova - Teacher of Russian Language and Literature. Derzhavin Gymnasium no. 12, Tambov, Russian Federation.

E-mail: maria40ina@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0887-5031 Contribution: analysis of domestic and foreign literature, writing part of the text.

There is no conflict of interests

Received 1 March 2020 Reviewed 15 April 2020 Accepted for press 29 May 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.