Научная статья на тему 'Педагогические аспекты развития профессиональных умений и навыков в процессе занятий по проектированию у студентов дизайна костюма'

Педагогические аспекты развития профессиональных умений и навыков в процессе занятий по проектированию у студентов дизайна костюма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / SOCIO-HISTORICAL CONTEXT / ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА / COSTUME DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартенева Ю.В., Мартыненко Н.Д., Мазикина Л.С.

В статье рассматриваются педагогические технологии формирования творческого потенциала студентов на занятиях по проектированию костюма. Определена значимость анализа социально-исторического контекста в развитии творчества при проектировании костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бартенева Ю.В., Мартыненко Н.Д., Мазикина Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты развития профессиональных умений и навыков в процессе занятий по проектированию у студентов дизайна костюма»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 378.147:746.411

БВК 74 480 Педагогические науки

Педагогические аспекты развития профессиональных умений и навыков в процессе занятий по проектированию у студентов дизайна костюма.

37

© Ю.В. Бартенева1, Н.Д. Мартыненко2, Л.С. Мазикина3

хБартенева Ю.В. - старший преподаватель кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ) E-mail: bartesha-u@mail.ru

2Мартыненко Н.Д. - доцент кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ), к.соц.н.

3Мазикина Л.С. - доцент кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ), к.пед.н.

Адрес: г. Курск, ул. Кирова, 5, 305000, Российская Федерация

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются педагогические технологии формирования творческого потенциала студентов на занятиях по проектированию костюма. Определена значимость анализа социально-исторического контекста в развитии творчества при проектировании костюма.

Ключевые слова: педагогические технологии, творчество, социально-исторический контекст, проектирование костюма.

№1 (4) 2017 www.j-chr.com

Творческий потенциал как социально значимое качество является одной из важнейших характеристик человека как члена того или иного общества, творческой личности [1].

Рассматривая понятие «творчество», следует, прежде всего, обратить внимание на многоплановость употребления этого понятия. Творчество в различных ситуациях понимается как активность, деятельность, вид деятельности, тип деятельности, процесс и другое. Понятие творческого процесса включает в себя деятельность по созданию чего-то нового, необычного, оригинального. Творчество предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и способов работы, стандартов поведения и мышления, способность к самоизменению.

Современное общество предъяв-38 ляет высокие требования к формирова-

нию и воспитанию личности, готовой и способной творчески мыслить, умеющей переосмысливать накопленный опыт и принимать неординарные решения. Для формирования личности, отвечающей такой потребности, необходимо, во-первых, развитие творческого потенциала, и, во-вторых, превращение творчества в потребность. В решении этой задачи немалая роль принадлежит системе образования и, в частности, высшей школе.

В учебном процессе понятие творчества связано с самим субъектом деятельности, то есть со студентом, который должен приобрести определенные, новые для него профессиональные качества: способность творить, создавать нечто новое. Так, профессиональное мышление будущего дизайнера должно быть не только логически стройным и системно целостным, но и гибким, динамичным, образно ярким. При этом он должен уметь находить решение любой творческой задачи.

Серьезным шагом на пути к форми-№1 (4) 2017 рованию творческих способностей, становлению профессиональной подготовки студентов в системе художественно-гра-

фических факультетов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование костюма» и «Дизайн костюма», является работа над проектированием костюма.

Деятельность дизайнера в области костюма имеет много специфического, не свойственного другим сферам творчества. Так при решении творческой задачи применение традиционных методов проектирования уже не дает новых интересных решений. Поэтому важна активизация творческого поиска в проектировании, направленная на развитие творческого проектного мышления дизайнера и на интенсификацию самого процесса проектирования [2].

В творческом процессе проектирования костюма можно выделить три тесно связанные друг с другом стадии [1].

Первая стадия - формирование замысла, который, в конечном счете, возникает как следствие образного отражения реальной действительности. На этой стадии творческого процесса происходит осмысление дизайнером жизненного материала и мысленное создание общей конструкции будущего произведения (костюма), а также осуществляются практические поиски образного решения темы. Творческий процесс - это во многом переосмысление и переделка действительности и как рождается новый образ, часто сам создатель не в состоянии объяснить. Весь мир, окружающий дизайнера, служит для него источником вдохновения [3, 4]. Причем источники творчества, используемые при проектировании костюма, могут быть самыми различными: человек, его внешний облик; природные явления, растительный и животный мир, всевозможные элементы предметной среды; музыка, архитектура, театр, литература; всевозможные фактуры и т.д. Богатейшим материалом (и в плане форм, и в плане конструкций) для создания современного костюма является исторический костюм, складывавшийся и утверждавшийся веками [6]. Не следует забывать, что одна из первых заповедей при творческом поиске решения костюма на основе

исторического - это понимание и знание конструкции форм той или иной эпохи.

В большинстве случаев творческий процесс создания костюма начинается с выполнения зарисовок, служащих источником накопления информации, анализа собранного материала, способствующего образному раскрытию темы, поиску оригинальных решений [2]. Затем, на основе изучения дизайнером накопленной информации, начинается работа над эскизами. Сочетание различных приемов выполнения эскизов помогает раскрыть замысел автора уже на первоначальном этапе процесса творчества, достичь убедительности и конкретности в изображении [4]. Вообще, эскизное проектирование является наиболее важным этапом творческой работы дизайнера по костюму, так как к эскизу предъявляются требования художественной выразительности, ясности определенного содержания, понятности и читаемости. На этом этапе в целом рождается образ проектируемых костюмов, продумывается цветовое решение, фактура создаваемых изделий.

Умение грамотно и выразительно изображать проектируемую новую форму костюма в эскизе становится одним из показателей профессионализма, индивидуального авторского стиля, способности донести до зрителя замысел и образ формы одежды.

Вторая стадия - непосредственная работа над созданием костюма, требующая от дизайнера оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций. Нередко на этой стадии первоначальный замысел автора незначительно уточняется, конкретизируется, развивается по пути дальнейшего совершенствования и отработки формы. Проекты, создаваемые авторами, в отличие от эскизов, должны быть более подробными, то есть нести в себе полную информацию о форме костюма, силуэтах, декоративных и конструктивных решениях моделей, фактуре тканей, характере формообразующих линий, цветовом решении костюма [6]. Такой проект должен предоставлять информацию о функциональной направ-

ленности костюма, среде, в которой он предполагается к функционированию.

Итак, создание проекта - это творческий этап работы дизайнера, требующий от него достаточного уровня изобразительной грамотности. Творческий проект должен быть индивидуален в графическом выражении, отражать авторский стиль и почерк, отличаться авторской стилизацией и манерой подачи. Данная стадия творческого процесса предполагает огромную, кропотливую и систематическую работу, объективным критерием завершенности которой является создание целостного художественного образа, воплощенного в костюме.

После выполнения эскизов и утверждения проекта наступает третья стадия творческого процесса - этап выполнения моделей в материале. Причем объектом проектирования могут являться как единичные изделия, так и ансамбль, комплект, коллекция. На этом этапе за- 39

мысел автора приобретает материальные формы. Воплощение замысла в конкретных моделях определяется творческой способностью личности молодого специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала.

Все три стадии творческого процесса требуют от автора развитого творческого воображения, нахождения нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, что предполагает использование дизайнерами эвристических приемов работы, базирующихся на методах аналогии, комбинирования, ассоциаций и т.п. Использование данных методов позволяет разбудить в будущем дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способности, развить логику мышления [5]. С каждым новым заданием будущий дизайнер приобретает уверенность в своих творческих силах, в действительности используемых им методов и средств, ощущает реальный рост своего профессионального мастерства [4]. №1 (4) 2017

Следовательно, работа над про- www.j-chr.com ектированием костюма является ос-

40

новополагающей формой работы со студентами, на которой отрабатывается основной комплекс методологических принципов и художественно-компози-ЛИТЕРАТУРА

1. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989, 253 с.

2. Закс Л. А. Художественное сознание. -Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1990.

3. Росновская Л.В. Этнокультурный аспект профессиональной подготовки бакалавров в сфере конструирования изделий легкой промышленности // Вестник Гуманитарного университета. -2015. - № 1 (8). - С. 89-93.

4. Калабина О.В., Патрушева Л.К., Ракова Е.В. Проектирование коллекции как способ творческой самореализации и профессионального становления будущих конструкторов изделий легкой промышленности // Концепт. 2014. №S33. URL:

ционных средств формообразования в единстве с решением задач развития у студентов творческих способностей и проектно-художественного мастерства.

http://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-koПektsu-kak-sposob-tvorcheskoy-samoreaИzatsu-i-professionalnogo-stanovleniya-buduschih-konstruktorov-izdeliy (дата обращения: 12.01.2017).

5. Лаврова Л.Б. Историческое наследие костюма в контексте современных процессов творческого проектирования одежды // Вестник Гуманитарного университета. - 2016. - № 1 (12). - С. 123-131.

6. Москвин А.Ю. Ретроспективный анализ проявления исторических мотивов в модной форме костюма // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2 (45). - С. 271-274.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SKILLS IN THE COURSE OF CLASSES ON DESIGNING STUDENTS IN COSTUME DESIGN.

Yulia V. Barteneva1, Natalia D. Martynenko2, Lyubov' S. Mazikina3 Barteneva Yulia V. - Senior Lecturer of the Department of Costume Design, Kursk State UniverE-mail: bartesha-u@mail.ru

Martynenko Natalia D. - Associate Professor of the Department of Costume Design, Kursk State University

Mazikina Lyubov' S. - Associate Professor of the Department of Costume Design, Kursk State University

Address: Kursk, Kirova-st., 5, 305000, Russian Federation

Abstract

The article deals with pedagogical technologies of forming the creative potential of students in the costume design classes. The significance of the analysis of the socio-historical context in the development of creativity in the design of a costume

Keywords: pedagogical technologies, creativity, socio-historical context, costume design. REFERENCE

№1 (4) 2017 www.j-chr.com

1. Volkov I.F. Tvorcheskiye metody i khu-dozhestvennyye sistemy. M.: Iskusstvo, 1989, 253 s.

2. Zaks L. A. Khudozhestvennoye soznaniye. -Sverdlovsk : Izd-vo Ural. un-ta, 1990.

3. Rosnovskaya L. V. Etnokul'turnyy aspekt professional'noy podgotovki bakalavrov v sfere kon-struirovaniya izdeliy legkoy promyshlennosti // Vestnik Gumanitarnogo universiteta. - 2015. - № 1 (8). - S. 89-93.

4. Kalabina O.V., Patrusheva L.K., Rakova Ye.V. Proyektirovaniye kollektsii kak sposob tvorches-koy samorealizatsii i professional'nogo stanov-leniya budushchikh konstruktorov izdeliy legkoy promyshlennosti // Kontsept. 2014. №S33. URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-kollektsii-kak-sposob-tvorcheskoy-samorealizatsii-i-professionalnogo-stanovleniya-buduschih-kon-struktorov-izdeliy (data obrashcheniya: 12.01.2017).

5. Lavrova L.B. Istoricheskoye naslediye kostyuma v kontekste sovremennykh protsessov tvorcheskogo proyektirovaniya odezhdy // Vestnik Gumanitarnogo universiteta. - 2016. - № 1 (12). - S. 123-131.

6. Moskvin A. YU. Retrospektivnyy analiz proy-avleniya istoricheskikh motivov v modnoy forme kostyuma // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. -2014. - № 2 (45). - S. 271-274

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.