Научная статья на тему 'Инновации в обучении будущих специалистов fashion-индустрии'

Инновации в обучении будущих специалистов fashion-индустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ОБУЧЕНИЕ / FASHIONИНДУСТРИЯ / FASHION INDUSTRY / TRANING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Е.В., Марченко И.В.

Требования к образованию будущих специалистов fashion-индустрии стали настолько сложными, что те, кто собирается в ней работать, не должны ограничиваться творческой интуицией, гениальной импровизацией, модными прогнозами. Даже имея достаточный объем знаний в области композиции костюма, конструирования формы одежды, материаловедения, технологии, будущий специалист может быть невостребованным на рынке труда. В наше время учебным заведениям необходимо осваивать компетентностный подход к образованию. Речь идет о готовности выпускников адаптироваться в профессиональной среде, продемонстрировать уверенность в решении задач и освоении новых производственных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Е.В., Марченко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в обучении будущих специалистов fashion-индустрии»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 378.147:687.1 ББК: 74.48

Педагогические науки

Инновации в обучении будущих специалистов fashion-индустрии.

© Е.В. Емельянова, И.В. Марченко

Емельянова Е.В. - кафедра художественного проектирования костюма, ФГ-БОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ) E-mail: lena.em.86@yandex.ru

Марченко И.В. - доцент кафедры художественного проектирования костюма, к.п.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ) E-mail: innamara64@mail.ru

Адрес: г. Курск, ул. Кирова, 5, 305000, Российская Федерация

51

АННОТАЦИЯ

Требования к образованию будущих специалистов fashion-индустрии стали настолько сложными, что те, кто собирается в ней работать, не должны ограничиваться творческой интуицией, гениальной импровизацией, модными прогнозами. Даже имея достаточный объем знаний в области композиции костюма, конструирования формы одежды, материаловедения, технологии, будущий специалист может быть невостребованным на рынке труда. В наше время учебным заведениям необходимо осваивать компетентностный подход к образованию. Речь идет о готовности выпускников адаптироваться в профессиональной среде, продемонстрировать уверенность в решении задач и освоении новых производственных технологий.

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

Ключевые слова: инновации, обучение, Fashion- индустрия.

ТЕМА НОМЕРА:

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ клинико-психологический подход

vii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием ед

52

№6 www,

(9) 2017 j-chr.com

Применительно к сфере высшего образования инновации можно рассматривать с точки зрения комплексной деятельности, связанной с созданием, освоением и реализацией новейших форм обучения и новых образовательных продуктов. В зависимости от аспектов инновационного обучения, можно говорить о научных, технических, технологических, конструкторских, производственных, информационных ресурсах.

Одной из задач профессиональной подготовки специалистов для fashion-ин-дустрии, в частности, дизайнеров костюма, является эффективное использование как традиционных, так и новейших методов проектирования одежды, использование инновационных форм в обучении, к которым можно смело отнести применение информационных технологий. Сегодня невозможно представить рабочее место дизайнера без персонального компьютера, что позволяет в полной мере раскрыть творческий потенциал и способствовать эффективному и профессиональному подходу в работе. Успешное решение большинства профессиональных задач в области производства одежды зависит от умения оперативно применять системы автоматизированного проектирования. [3]

Использование графических редакторов позволяет выбрать арсенал многочисленных видов профессиональных средств эскизного проектирования и технического конструирования одежды. Владение компьютерными программами помогает будущим дизайнерам как в поиске первоначальных вариантов композиции изделия, так и в процессе дальнейшего развития проектной задачи. На этапе композиционного формообразования осуществляется переход от мыслительной деятельности к активному поиску оптимального решения с помощью специального набора средств, инструментов. Таким образом, в поиске оптимальных решений проектной задачи использует-

ся метод графического моделирования, которое предполагает: соответствие графической формы содержанию проектной задачи; вариантный поиск и экспериментальный характер эскизного проекта; логическую последовательность проектного поиска и системный подход к решению поставленной задачи.[4]

Графическое моделирование предполагает решение многочисленных методических задач: определение наиболее важной конструктивной идеи проекта и её поиск графическими средствами; поиск индивидуальных характерных особенностей, акцентирование внимания на создании образа, его подчеркивание, заострение, и, возможно, преувеличение, доведение до гротеска. В ходе обучения выполняется комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие следующих профессиональных умений: применение системного метода анализа и синтеза; управление заданными средствами; оценка своей работы по заданным критериям. Методика основана на последовательном движении от простых к более сложным задачам. Творческий поиск ведется на основе графического формообразования с использованием комбинаторных и модульных методов, а также методов трансформации и стилизации. Практические упражнения базируются на различных творческих источниках: это геометрические формы и структуры, природные формы, архитектурные объемы.

Обучение специалистов графическому моделированию форм одежды с использованием компьютера целесообразно начинать с линейной графики, поскольку линия является подвижным и пластичным средством выразительности. Линейная графика в компьютерном проектировании достаточно условна и лаконична. Тем не менее, в процессе работы линией, необходимо помнить, что линии контура и линии перехода одной формы в другую несут в себе важную информацию об изображаемом объекте, и от них во многом

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

ТЕМА НОМЕРА:

клинико-психологическии подход

vii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

зависит степень выразительности изображения.

Широкие возможности студентам открывает редактор растровой графики, например Photoshop, для изображения материальности тканей, кожи, меха. Имея в арсенале изображения силуэтных форм костюма можно просмотреть многочисленные варианты фактур, проследить, как меняется костюм при изменении его фактуры от атласного блеска до пушистого ворса, от мелкой зернистой структуры полотна до мохнатого, извилистого вязаного трикотажа, от прозрачного невесомого шифона до тяжелых матовых тканей.

Одной из профессиональных компетенций дизайнера костюма является умение работать на «одном языке» с другими специалистами производства, в первую очередь, с конструктором и технологом. Поэтому в профессиональную подготовку бакалавра-дизайнера обязательно должно входить знакомство и освоение систем автоматизированного проектирования одежды (САПР одежды). Ведь сегодня идет активная информатизация процессов проектирования, производства и управления. Это - главное условие конкурентоспособности предприятия легкой промышленности. Автоматизация производства одежды позволяет ускорить разработку новых моделей, сократить число рутинных операций, повысить качество посадки, соответствие размерным признакам и является необходимым элементом САПР современного швейного предприятия. [3]

САПР швейной промышленности представляет собой комплекс программ и технических средств, предназначенных для автоматизации работ по художественному проектированию моделей одежды, построению базовых и модельных конструкций, размножению лекал по размерам и ростам, изготовлению раскладки лекал и ее зарисовки, составлению технологических схем обработки изделий,

разработке технологических схем разделения труда, расчету технико-экономических показателей потоков и т.п.

На отечественных предприятиях легкой промышленности первые САПР появились в середине 1980-х гг. Это были дорогостоящие системы ведущих в этой области зарубежных фирм «Investronica» (Испания), «Gerber» (США), «Lectra» (Франция). На предприятиях, освоивших компьютерные технологии, быстро ощутили их преимущества, и возврат к традиционным методам работы стал уже невозможен. [1]

Существуют отечественные системы, среди которых можно выделить такие системы, как «Леко» (фирма Вилар), «Грация» (компания Инфоком), «Ассоль» (Московский физико-технический институт), Eleandr (Московский государственный университет дизайна и технологии), «СТАПРИМ» (Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна). [2]

В различных САПР одежды используются следующие подсистемы, например, дизайн, конструирование и моделирование, технология изготовления, диспетчеризация.

Подсистема дизайн предназначена для автоматизации работ дизайнера, для создания им образа изделия в виде эскиза, рисунка или фотографии, формирования цветового решения. Графический способ проектирования моделей подразумевает непосредственное создание точек и линий с помощью графических средств.

Подсистема конструирование и моделирование реализует компьютерную технологию создания новых моделей с использованием любой из существующих методик конструирования или собственной оригинальной методики, а также моделирования на основе уже разработанной модели. Суть предложенной технологии состоит в том, что конструктор записывает процесс построения с помощью операторов в виде последова-

53

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА:

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: клинико-психологический подход

vii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

54

тельности действий - алгоритма. При выполнении записанных действий система производит вычисления и графические построения.

Подсистема технология изготовления предназначена для создания и ведения баз данных: оборудования, специальностей, тарифных ставок, справочника неделимых и организационных операций, составления технологических последовательностей, схем разделения труда, расчета времени и стоимости изготовления. Эта подсистема предоставляет технологам швейных предприятий универсальный инструмент для автоматизации рабочего места, позволяющий ускорить работу, сделать ее более удобной и наглядной независимо от ассортимента изделий.

Если изделие изготавливается поточным методом, составляется схема разделения труда. Из неделимых операций и

блоков поузловой обработки формируются технологические операции. Также предоставлена возможность группировки неделимых операций по виду оборудования, по времени выполнения, величине такта.

Предложенная и реализованная в САПР одежды высокая компьютерная технология проектирования позволяет быстро и качественно решить многие задачи профессиональной подготовки специалистов в области дизайна одежды. использование вычислительной техники и САПР одежды в легкой промышленности позволит значительно повысить качество и сократить сроки разработки и изготовления новых изделий.

Использование компьютерных технологий в подготовке специалистов всех профилей модной индустрии открывает неограниченные возможности для создания модной и удобной продукции в дальнейшей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

1. Акико Ф. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото / Ф. Акико - Арт-Родинк, 2003.738с.

2. Андреева А.Н. Дизайнерские бренды в фэшн-бизнесе / А.Н. Андреева -Изд-во:»-Высшая школа менеджмента». Монография, 2-е издание, - 2008. 256с.

3. Бартенева Ю.В., Мартыненко Н.Д., Мазикина Л.С. Педагогические аспекты развития профессиональных умений и навыков в процессе занятий по проектированию у студентов дизайна костюма / / Ю.В. Бартенева, Н.Д. Мартыненко, Л.С. Мазикина // Коллекция гуманитарных

исследований. - 2017. - № 1 (4). - С. 37-40.

4. Диев О.Г. Применение трехмерного моделирования и проектирования текстильных изделий с целью повышения их конкурентоспособности / О.Г. Диев, И.В. Марченко, Е.Н. Петрикеева // В сборнике: Проблемы идентификации, качества и конкурентоспособности потребительских товаров сборник статей IV Международной конференции в области товароведения и экспертизы товаров. Юго-Западный государственный университет, - 2015. - С. 166-169.

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:

ТЕМА НОМЕРА: клинико-психологический подход

vii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

INNOVATIONS IN TRAINING FUTURE FASHION INDUSTRY PROFESSIONALS.

© ElenaV. Yemelyanova, Inna V. Marchenko

Yemelyanova Elena V. - Kursk State University (KSU) E-mail: lena.em.86@yandex.ru

Marchenko Inna V. - Associate Professor of the Art Costume Design Department, Ph.D., Kursk State University (KSU) E-mail: inna.m64@mail.ru

Address: Kursk, ul. Kirova, 5, 305000, Russian Federation

Abstract

The requirements to future fashion industry specialists education have become complicated, so those who are going to work in this area mustn't be limited to creative instincts and fashion fore casts. Even possessing sufficient knowledge volume a specialist might be unclaimed to the lab our market. Educational institutions must master competence approach to education.

Keywords: innovations, traning, fashion industry.

55

REFERENCE

1. Akiko F. Istoriya mody s XVIII po XX vek. Kolle-ktsiya Instituta kostyuma Kioto / F. Akiko - Art-Rodink, 2003.738s.

2. Andreyeva A.N. Dizaynerskiye brendy v fes-hn-biznese / A.N. Andreyeva -Izd-vo:»Vysshaya shkola menedzhmenta». Monografiya, 2-ye iz-daniye, - 2008. 256s.

3. Barteneva YU.V., Martynenko N.D., Maziki-na L.S. Pedagogicheskiye aspekty razvitiya professional'nykh umeniy i navykov v protsesse zanyatiy po proyektirovaniyu u studentov dizay-na kostyuma / / YU.V. Barteneva, N.D. Martynenko, L.S. Mazikina // Kollektsiya gumanitarnykh

issledovaniy. - 2017. - № 1 (4). - S. 37-40. 4. Diyev O.G. Primeneniye trekhmernogo mode-lirovaniya i proyektirovaniya tekstil'nykh izdeliy s tsel'yu povysheniya ikh konkurentosposobnos-ti / O.G. Diyev, I.V. Marchenko, Ye.N. Petrikeyeva // V sbornike: Problemy identifikatsii, kachestva i konkurentosposobnosti potrebitel'skikh tova-rov sbornik statey IV Mezhdunarodnoy kon-ferentsii v oblasti tovarovedeniya i ekspertizy tovarov. Yugo-Zapadnyy gosudarstvennyy uni-versitet, - 2015. - S. 166-169.

№6 (9) 2017 www.j-chr.com

ТЕМА НОМЕРА:

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: клинико-психологический подход

vii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.