Научная статья на тему 'Педагогические аспекты предварительной физической тренировки на этапе подготовки к боевым действиям'

Педагогические аспекты предварительной физической тренировки на этапе подготовки к боевым действиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты предварительной физической тренировки на этапе подготовки к боевым действиям»

Классификация компьютерных анимационных программ

По характеру информации

- декларативные;

- процедурные

По назначению обратной связи

- контролирующие; -тренажерные;

- контролирующие + тренажерные

Компьютерные анимационные программы

По динамической структуре

- элементарные;

- операционные;

- процедурные;

- технологические

По визуальному отражению изучаемого

- реальные;

- модельные;

По технической реализации

- дисплейные;

- экранные;

- плакатные

По типу содержащихся предписаний

- алгоритмические;

- эвристические;

- алгоритмические + эвристические

По способам управления динамического изображения

- с повтором;

- с остановкой и повтором;

- неуправляемые

- реализуется личностная манера общения, что создает более благоприятную обстановку;

- программы активно помогают учащимся, позволяют им сосредоточить внимание на важных аспектах изучаемого материала, не торопят с решением;

- расширяются наборы задач, используются задачи на моделирование различного рода ситуаций;

- благодаря компьютерным анимационным программам учащиеся могут пользоваться набором больших объемов информации (1).

Введение компьютеров в процесс преподавания предметов профессионального цикла приводит к более глубокому формированию профессиональных знаний, прочному закреплению умений и навыков по ведению технологического процесса, обслуживанию оборудования, техническому решению многих профессиональных задач.

Изложенное позволяет сделать вывод, что компьютерные анимационные программы можно применять в следующих направлениях: при изучении образовательных и специальных предметов; при свободной учебно-познавательной деятельности обучаемых в сфере информационных технологий; в целях обновления содержания образования и интенсификации процесса обучения; в целях усиления возможностей обучения в условиях многопредметной деятельности преподавателя; для коррекции индивидуального развития обучаемых; для профессиональной ориентации; как средство анализа в процессе рефлексивной деятельности обучающихся; как инструмент, орудие, средство информационной деятельности субъектов учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровцов П. В., Мельников Е. И. Компьютерные анимационные программы при изучении технических дисциплин курсантами военных вузов. - Пермь, 2004.

2. Военная психология и педагогика: учебное пособие / под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. - М., 1998.

3. Загвязинский В. И. Методология и методика педагогического исследования. - М., 1982.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пид-касистого. - М., 1996.

5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник: в 2 кн. - М., 2002.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ

А. В. Бакин, ст. преподаватель

Омская академия МВД России

Усложняющиеся задачи, выполняемые силовыми структурами, делают все более актуальным вопрос подготовки военнослужащих и сотрудников специальных подразделений к действиям в боевых условиях и в сложной оперативной обстановке. Частью такой подготовки является физическая подготовка, и поэтому поиск новых эффективных методик, направленных на повышение физической подготовленности обучаемых в сокращенные сроки и в отсутствие стационарной спортивной базы, представляется очень важным.

При разработке предварительной физической тренировки к действиям в условиях, максимально приближенных к боевым, нами был решен ряд вопросов по подбору оптимальных средств и методов в различных формах физической подготовки, а также по обоснованию особенностей построения тренировочного процесса и регулирования нагрузки. Такие методы и средства физической подготовки позволяют достигать наибольшей вариативности воздействия при достаточной простоте в применении. При этом учитывалось, что в процессе физического воспитания средства и методы постоянно чередуются. Те упражнения, которые с успехом использовались на одном этапе, теряют свою ценность на другом и поэтому применяются в процессе физического воспитания лишь до тех пор, пока дают тренирующий эффект. Это позволяет полагать, что изменения в составе средств и методов в немалой степени обусловлены изменением тренированности обучаемых.

Построение процесса физической тренировки обучаемых было основано на том, что главное в физической тренировке это не большой объем тренировочных нагрузок, а рационализация самого тренировочного процесса, правильный выбор средств и методов тренировки, знание «цены» воздействия того или иного упражнения.

В процессе учебно-боевой и боевой деятельности возникает необходимость поиска путей и возможностей эффектив-

ного использования средств, форм и методов физической подготовки для повышения уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма в краткие сроки. На наш взгляд, реальным путем повышения уровня профессионально важных качеств физической подготовленности и адаптационных возможностей организма обучаемых к физическим и нервно-психическим нагрузкам является физическая тренировка, в процессе которой нагрузки будут адекватными по величине и интенсивности тем, с которыми могут встретиться военнослужащие или сотрудники специальных подразделений в предстоящих боевых действиях.

Практика спорта и физической подготовки показывает эффективность метода моделирования соревновательной деятельности в условиях тренировки (1). При построении процесса физической тренировки на этапе подготовки к боевым действиям нами также был использован метод моделирования.

Многие специалисты, изучающие проблемы адаптации человека к различным факторам внешней среды и другим экстремальным воздействиям, часто обращаются к физической тренировке как модели специфической деятельности, связанной с интенсивными мышечными напряжениями (3, 18; 5, 358). Применительно к нашему исследованию мы старались моделировать нагрузки и условия, характерные для предстоящих боевых действий, чтобы адаптировать к ним обучаемых военнослужащих и сотрудников различных специальностей в процессе проведения различных форм физической подготовки.

Одним из путей решения этой задачи является комплек-сирование физических упражнений и военно-профессиональных приемов.

Эффективность подбираемых средств физической и специальной подготовки обеспечивалась за счет определения оптимального количества упражнений, профессиональных приемов и действий, способствующих реализации задач, построения комплекса этих упражнений на основе их взаимосвязи, подбора простых по выполнению упражнений, разработки системы упражнений и т. д.

Возможность использования в процессе физической тренировки комплексного метода обусловливается тем, что все обучаемые за период обучения в учебном подразделении должны овладевать практически всем программным материалом по физической подготовке. Поэтому на этапе подготовки к действиям на тактических учениях и в других сложных условиях необходимы не изучение и тренировка в выполнении сложных по координации физических упражнений и приемов рукопашного боя, а повышение тренированности в выполнении профессиональных приемов и действий; повышение уровня развития профессионально важных физических качеств и функциональных возможностей организма. При выборе средств физической тренировки мы исходили из положения, что специализированность нагрузки предполагает распределение тренировочных средств на специфические и неспецифические (2).

Специфические упражнения обладают наибольшим тренирующим воздействием и являются важным средством специальной подготовки. Применение этих средств обеспечивает прямой и положительный перенос на развитие физических качеств и двигательных навыков. Неспецифические средства используются для общей физической подготовки.

К специфическим относятся упражнения, включающие «элементы соревновательных действий, их варианты, а также действия, сходные с ними по форме и по характеру проявляемых способностей» (4).

При проведении физической тренировки мы использовали в качестве специфических средств физические упражнения и профессиональные приемы, характерные для предстоящих действий в сложных условиях.

Мы считаем, что только физические упражнения не могут подготовить должным образом военнослужащего или сотрудника специальных подразделений к военно-професси-

ональной деятельности так же эффективно, как профессиональные приемы и действия. Поэтому мы включали в содержание кратковременной физической тренировки физические упражнения в сочетании с некоторыми приемами и действиями, направленность которых способствовала развитию профессионально важных для обучаемых физических качеств и формированию прикладных двигательных навыков.

Такой подход дал возможность наибольшим образом приблизить характер деятельности при выполнении подготовительных упражнений к режимам работы, свойственным боевой деятельности в сложных условиях, создавая тем самым благоприятные условия для переноса тренированности, а также выполнять профессиональные приемы и действия на фоне значительных физических нагрузок. При этом мы исходили из того, что выполнение любых упражнений в несколько затрудненных или облегченных условиях сказывается на величине их воздействия на организм. А это, помимо повышения боевого и профессионального мастерства, способствовало повышению адаптационных возможностей организма и уверенности в своих силах. Кроме того, построением комплекса всех форм физической подготовки, профессиональных приемов и действий с физическими упражнениями, выполняемыми в составе подразделений, мы надеялись улучшить их боевую слаженность.

В содержание предварительной физической тренировки включались упражнения с интенсивностью по ЧСС 140180 уд. мин., что соответствует зонам большой и субмакси-мальной мощности.

Объем и интенсивность нагрузок, воздействующих на обучаемых при выполнении профессиональных приемов и действий, показывает широкую возможность применения средств различных разделов боевой подготовки для тренирующего воздействия на организм военнослужащих и сотрудников в целях повышения уровня физической подготовленности и расширения диапазона функциональных возможностей различных систем организма.

Результаты педагогического эксперимента также свидетельствуют об эффективности ускоренной тренировки в экспериментальной группе в достижении оптимального уровня развития профессионально важных физических качеств. Вместе с тем в экспериментальной группе отмечена высокая устойчивость профессиональной работоспособности обучаемых. Так, в ходе тактических учений средние ее показатели снизились к концу учений на 15,5%. В то же время в контрольных группах эти же показатели снизились соответственно на 24,9%, 34,6 и 33,8%.

Исследования показали, что предварительная кратковременная физическая тренировка на основе сочетания физических упражнений и профессиональных приемов и действий в период непосредственной подготовки к боевым действиям повысила уровень физической подготовленности и расширила диапазон функциональных возможностей организма обучаемых, тем самым повысив профессиональную работоспособность в процессе действий в сложных условиях. Именно в период непосредственной подготовки к тактическим учениям и боевым действиям наиболее эффективным будет комплек-сирование упражнений из различных разделов боевой подготовки, которые за счет их высокой «нагрузочной стоимости» позволяют увеличить тренирующий эффект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М., 1985.

2. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М., 1980.

3. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1980.

4. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М., 1977.

5. Меерсон Ф. З. Общий механизм адаптации и профилактики. - М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.