Научная статья на тему 'Педагогические аспекты полиэтнической образовательной среды школы'

Педагогические аспекты полиэтнической образовательной среды школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1158
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / MULTIETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPONENTS / PEDAGOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Анастасия Сергеевна

Статья определяет актуальность изучения педагогического потенциала полиэтнической образовательной среды в условиях инновационных преобразований системы воспитания и образования, в условиях решения новых национальных, культурных и экономических задач. Выводы, полученные в ходе исследования, опираются на анализ работ ученых по данной проблематике, а также на результаты проведенного авторами исследования. Статья содержит определение полиэтнической образовательной среды, описание ее структуры, подробное представление всех ее компонентов (субъекты, психодидактический компонент, социальный компонент, пространственно-предметный компонент). Кроме структурных компонентов образовательной среды, представлены принципы ее построения, научные подходы и их взаимосвязь, этапы построения. Изложено проведенное на территории Беловского района исследование, в ходе которого был проанализирован педагогический потенциал полиэтнической образовательной среды. В ходе аналитического исследования разработаны две группы организационно-педагогических условий, способствующих использованию педагогического потенциала полиэтнической образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF MULTIETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN SCHOOLS

The paper proves the relevance of studying the pedagogical potential of the multiethnic educational environment, arisen in the conditions of innovative transformations of the educational system to solve the new national, cultural and economic tasks. The conclusions received during research are based on the analysis of scientific works on this perspective, and also on the results of the research conducted by the author. The paper provides the definition of multiethnic educational environment, description of its structure, detailed representation of all its components (subjects, psychodidactic component, social component, spatial and subject component). Beside the structural components of the environment, the principles of its construction, scientific approaches and their interrelation and construction stages are presented. The paper presents the research carried out in the territory of Belovo area, research during which the pedagogical potential of the multiethnic educational environment was analyzed. During analytical research two groups of the organizational and pedagogical conditions promoting use of pedagogical potential of the multiethnic educational environment were developed.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты полиэтнической образовательной среды школы»

УДК 373.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

А. С. Бирюкова

PEDAGOGICAL ASPECTS OF MULTIETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN SCHOOLS

А. S. Birukova

Статья определяет актуальность изучения педагогического потенциала полиэтнической образовательной среды в условиях инновационных преобразований системы воспитания и образования, в условиях решения новых национальных, культурных и экономических задач. Выводы, полученные в ходе исследования, опираются на анализ работ ученых по данной проблематике, а также на результаты проведенного авторами исследования. Статья содержит определение полиэтнической образовательной среды, описание ее структуры, подробное представление всех ее компонентов (субъекты, психодидактический компонент, социальный компонент, пространственно-предметный компонент). Кроме структурных компонентов образовательной среды, представлены принципы ее построения, научные подходы и их взаимосвязь, этапы построения. Изложено проведенное на территории Беловского района исследование, в ходе которого был проанализирован педагогический потенциал полиэтнической образовательной среды. В ходе аналитического исследования разработаны две группы организационно-педагогических условий, способствующих использованию педагогического потенциала полиэтнической образовательной среды.

The paper proves the relevance of studying the pedagogical potential of the multiethnic educational environment, arisen in the conditions of innovative transformations of the educational system to solve the new national, cultural and economic tasks. The conclusions received during research are based on the analysis of scientific works on this perspective, and also on the results of the research conducted by the author. The paper provides the definition of multiethnic educational environment, description of its structure, detailed representation of all its components (subjects, psychodi-dactic component, social component, spatial and subject component). Beside the structural components of the environment, the principles of its construction, scientific approaches and their interrelation and construction stages are presented. The paper presents the research carried out in the territory of Belovo area, research during which the pedagogical potential of the multiethnic educational environment was analyzed. During analytical research two groups of the organizational and pedagogical conditions promoting use of pedagogical potential of the multiethnic educational environment were developed.

Ключевые слова: полиэтническая образовательная среда, компоненты, педагогический потенциал.

Keywords: multiethnic educational environment, components, pedagogical potential.

Инновационные преобразования системы воспитания и образования в нашей стране, связанные с изменениями в экономической, социальной и культурной жизни российского общества, определили одним из направлений ее дальнейшего развития использование педагогического потенциала полиэтнической образовательной среды школы. Необходимость специального изучения данного направления обусловлена социальными и собственно педагогическими факторами. К их числу можно отнести рост национального самосознания, повышение внимания к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что, в свою очередь, часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Активизирование перечисленных факторов, развитие положительных тенденций и снижение, по возможности, роста отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов - новая социальная функция образования.

В современных условиях образование народов России превратилось из пассивного структурного компонента региональной системы образования в активный компонент, призванный решать новые цели, полно и разносторонне выполняя социальный заказ

общества в соответствии с решаемыми национальными, культурными и экономическими задачами [2].

Непонимание или намеренный отказ от рассмотрения разнообразных этносоциальных, культурных проблем создает не только серьезные препятствия в развитии государственной образовательной системы, но и в конечном счете тормозит развитие региональных культур и становится причиной межэтнического дискомфорта или конфликтов в профессиональных сферах. Несбалансированная образовательная политика в отношении малочисленных этносов или регионов их традиционного проживания, как показывает опыт последних десятилетий, приводит к существенным социальным деформациям, имеющим далеко идущие негативные последствия - это и профессиональная диспропорция представителей малочисленных этносов среди лиц со среднеспециальным и высшим образованием, это и гендерный сдвиг уровня образования, вследствие которого более высокий образовательный уровень имеют женщины [1].

Считаем, что рассмотрение полиэтнической образовательной среды и ее потенциала необходимо для целесообразного сопровождения современного педагогического процесса.

Построению полиэтнической образовательной среды в учебных заведениях и формированию личности в этой среде посвящены работы многих авторов.

© А. С. Бирюкова, 2014

83

Так, в работах Л. Н. Бережновой, Н. М. Борытко, Г. Н. Волкова, Т. В. Поштаревой представлено определение полиэтнической образовательной среды, ее характеристики, способы развития этнокультурной толерантности и сглаживания межэтнических противоречий. Этнопедагогический подход в воспитании представлен в работах Ш. М. Арсалиева, О. Д. Мукае-вой. Основные положения исследований о диалоге культур как пути освоения и формирования духовных ценностей и развития личности представлены в работах В. С. Библера, Л. А. Волова, Г. М. Гогиберидзе и др. Идеи и положения, связанные с обучением и воспитанием в условиях поликультурного образовательного пространства и полиэтнической среды, - в работах О. В. Гукаленко, А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, И. П. Ильинской.

Проанализировав работы данных авторов, определяем, что полиэтническая образовательная среда -это целостная совокупность условий в культурно разнородном социуме, способствующих развитию личности в процессе решения образовательных задач, обеспечивающих гармонию в реализации гуманистической основы и этнокультурной направленности учебно-воспитательного процесса.

Выделяем подходы, посредством которых планируем формирование полиэтнической образовательной среды: средовый, комплексный, диалоговый, личностно-ориентированный подход. Взаимосвязь всех перечисленных подходов представлена на рисунке.

Рис. Подходы к формированию полиэтнической образовательной среды

Так, комплексный подход является основой, создает и оптимизирует функционирование положений разных систем полиэтнической образовательной среды.

Средовой подход - надстроечный, влияющий на преобразование, изменение качественных характеристик процессов, объектов, субъектов, объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды.

Личностно-ориентированный проявляется в раскрытии природы и условий реализации личностноразвивающих функций полиэтнической образовательной среды, ориентации на учащегося в процессе обучения, реализации индивидуального образовательного маршрута.

Диалоговый характеризуется тем, что формирование полиэтнической образовательной среды реализуется в процессе диалога или полилога, но не монолога, приобщения обучающихся к различным культурам.

Главными принципами построения полиэтнической образовательной среды, с нашей точки зрения,

становятся: открытость - возможность ее расширения в зависимости от личностных образовательных потребностей обучающихся; преемственность - последовательность и непрерывность личностно-ориентированного подхода на дошкольной и школьной ступенях образования; ориентация на региональные особенности, обусловливающая внесение в образовательный процесс региональных социокультурных традиций и ценностей.

Отметим, что исследование полиэтнической образовательной среды было проведено на этнической территории проживания телеутов Кемеровской области - Беловском муниципальном районе, Бековском сельском поселении, на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения (МБОУ) «Бе-ковская основная общеобразовательная школа». Спецификой данного учреждения является: смешанный состав учащихся и использование регионального компонента в содержании образования. Выбор определялся тем, что на территории Бековского сельского поселения находятся наиболее крупные места компактного проживания телеутов. Из 2643 телеутов, проживающих в Российской Федерации, в населенных пунктах сельского поселения Беловского муниципального района проживает 1238 телеутов. Основное население данных территорий - телеуты и русские, помимо этого, на территории проживают представители двадцати одной национальности. В Беков-ском сельском поселении проживает 1717 человек, 1100 из них - телеуты. В Бековской основной общеобразовательной школе обучается 149 детей, из них 118 - телеуты.

В структуре полиэтнической образовательной среды выделяем следующие компоненты: субъекты среды, психодидактический компонент (содержание, формы и методы деятельности); социальный компонент (отношения, возникающие между субъектами); пространственно-предметный компонент (возможности для организации деятельности и развития учащихся, обеспечиваемые предметной средой) [3]. Рассмотрим эти компоненты подробнее.

Механизм обеспечения интеграции воспитательных усилий педагогов, родителей, учреждений, взаимодействие со сверстниками разных национальностей

- основа полиэтнической образовательной среды сельской школы. Поэтому выделяем контактирующие учреждения, семью и сверстников как субъектов среды.

Контактирующие учреждения на территории Беловского района Бековского сельского поселения следующие: МБОУ "Бековская основная общеобразовательная школа"; учреждения культуры: историкоэтнографический музей "Чолкой", дом культуры с. Беково, национальная библиотека с. Беково; МДОУ "Бековский детский сад".

К приоритетным направлениям в работе школы отнесены: качество образования, здоровьесбережение обучающихся, воспитание учащихся в традициях народа, сохранение и развитие материальной и духовной культуры. Предполагаем, что взаимосвязь всех перечисленных учреждений позволит сделать развитие этих направлений более успешным.

Считаем, что полиэтническая образовательная среда должна реализовываться через следующую

комплексную модель: "Дошкольное образовательное учреждение - общеобразовательная школа - учреждения культуры", т. к. во-первых, данные учреждения находятся в тесной взаимосвязи на исследуемой территории, во-вторых, переход из одного учреждения в другое позволит облегчить процесс сопровождения учащегося, обеспечивая преемственность в реализации поставленных задач поликультурного образовательного процесса.

Следующий субъект, выделенный нами, - семья. С одной стороны, семья - это модель общества, с другой

- это интимная сфера, в которой формируется и раскрывается нравственный и духовный потенциал человека. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, персональной средой жизни и развития детей (А. В. Мудрик). В семье ребенок познает первоначальные сведения о предметном мире, осваивает язык, знакомится с культурой, осознает свою сопричастность к родословной. Передача сведений о родословной, поддержание тесных взаимоотношений с родственниками до "седьмого колена" - все это семейные этнопедагогические средства приобщения детей к общественной жизни, подготовка к социальному взаимодействию. Вследствие этого считаем необходимым введение этого субъекта как значимого в полиэтнической образовательной среде, влияние его на личность школьника доказана работами К. Д. Ушин-ского, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, В. Н. Сорока-Росинского, Л. В. Загика, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, Д. О. Дзинтаре и др.

Субъект сверстники позволяет в полиэтнической образовательной среде выделить особенности взаимоотношений людей, нормы и правила поведения в разных сообществах одного поколения. Данный субъект, также как и другие субъекты, влияет на создание и использование полиэтнической образовательной среды, т. к. непосредственно влияет на ее функционирование.

Выделенный нами психодидактический компонент в пространстве полиэтнической образовательной среды раскрывает содержание этнопедагогиче-ской деятельности через взаимосвязь трех элементов:

1) познавательный элемент включает в себя формирование базисных знаний учащихся о культуре, традициях народа; обогащение их внутреннего мира; накопление опыта народного воспитания, способствующего активизации самовоспитания подростка.

2) процессуальный элемент ориентирован на формирование конкретных умений, использование предоставляемых народной педагогикой средств воспитания гуманной личности, применение методов и форм работы, умение планировать деятельность учащихся.

3) контролирующий элемент позволяет вести постоянный мониторинг соответствия поставленных задач реализуемой цели, отражает эффективность используемых средств, методов, форм и приемов в воспитании гуманной личности.

Анализ социального компонента (отношений, возникающих между субъектами, социокультурных особенностей) позволил сделать выводы.

Отношения между школьниками и сверстниками представлены следующим образом: среди всех опрошенных 71 % никогда не сталкивались с недоброже-

лательным отношением к себе со стороны этнокон-тактных групп. И никто из опрошенных не указал на то, что при межличностном взаимодействии с представителями других этнических групп постоянно сталкивается с недоброжелательным отношением к себе. В то же время среди респондентов-телеутов больше 10 % указали, что иногда сталкиваются с недоброжелательным отношением к себе при общении с представителями другой национальности. Респонденты отмечали, что в школе их дразнили, обижали русские сверстники, т. к. класс был смешанным.

В сфере работы с коренными малочисленными народами образовательные учреждения и учреждения культуры администрации Беловского района находятся в постоянном взаимодействии, обоюдно осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:

- создание условий для местного традиционного народного художественного творчества - организация культурных мероприятий, выставок народного творчества, ярмарок национальной кухни;

- защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов - сохранение рекреационных ресурсов территории, возрождение национальных ремесел, технологий ведения домашнего хозяйства;

- создание условий для деятельности музеев: расширение экспозиций, финансирование;

- сохранение и пропаганда культурно-исторического наследия;

- анализ тенденций в развитии межнациональных отношений и организации практической работы по предотвращению межнациональных проблем и конфликтов;

- разработка и реализация региональных и районных целевых программ по экономическому и культурному развитию наций, народностей и этнических групп, проживающих на территории Беловского района, подготовка предложений в соответствующие федеральные и областные программы;

- содействие народностям в сфере образования, сохранения и развития родного языка, получении информации на родном языке;

- содействие местному самоуправлению коренных малочисленных народов района, национальных меньшинств с учётом национально-территориальных особенностей;

- сотрудничество с общественными организациями в сфере национальных отношений;

- создание национально-культурных центров на территории Беловского района в местах компактного проживания представителей различных народов и национальностей;

- совершенствование организационного и экономического механизмов функционирования сферы культуры и национальной политики на территории муниципального района.

Контактирующие учреждения стремятся вовлекать в обсуждение и реализацию перечисленных направлений телеутские семьи, на территории создана ассоциация телеутского народа, которая, взаимодействуя с учреждениями образования и культуры, решает проблемы своего народа.

Пространственно-предметный компонент (эт-нопедагогические возможности для организации деятельности и развития учащихся, обеспечиваемые предметной средой). В самом общем виде считаем, что возможности организации полиэтнической образовательной среды складываются из формирования индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социальнокультурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурноэтнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.

В ходе экспериментальной работы нами выделены три этапа создания полиэтнической образовательной среды.

Первый этап - направленный на поиск новых подходов к созданию, функционированию и развитию, используя потенциал образовательной среды.

Второй этап - включающий формирование на базе проведенного исследования методически обоснованных рекомендаций по созданию и использованию полиэтнической образовательной среды в образовательном процессе на разных ступенях обучения при решении конкретных образовательных задач, теоретическое формирование модели полиэтнической образовательной среды школы.

Третий этап - использование полиэтнической образовательной среды и пополнение информационнометодических материалов инновационной педагогической практики.

К числу важных организационно-педагогических условий, способствующих созданию и использованию полиэтнической образовательной среды мы отнесли 2 группы.

Для субъектов полиэтнической образовательной среды это: взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов; формирование атмосферы взаимоподдержки и взаимопомощи спе-

циалистов всех контактирующих учреждений; обеспечение вариативности, предполагающей изменение среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения; использование новых технологий образовательного процесса.

Для школьников это: создание в полиэтническом классе здорового морально-этнопсихологического климата; обеспечение единства когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностно-поведенческого компонентов обучения; привлечение учащихся всех национальностей к различным видам совместной деятельности.

Таким образом, можно сделать выводы, что потенциал полиэтнической образовательной среды огромен, если она создана с учетом всех перечисленных компонентов.

В современных условиях будет востребована активная творческая личность, которая, как показывают этнопедагогические исследования, может быть воспитана в процессе освоения национальной культуры, языка, обычаев и традиций своего народа как исходной и составляющей части российской и общечеловеческой культур.

Опыт показывает, что эффективность учебновоспитательной работы зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляются в гармоническом единстве. Формируя новую педагогическую концепцию, которая отражает многообразие этнокультур, систему ценностей, социальные нормы, язык, народное и профессиональное искусство, педагоги должны разработать модель воспитания нравственной, высокообразованной личности в условиях многонациональной, поликультурной страны.

Популяризация культурных ценностей, знаний, языков, повышение уровня образования коренных народов позволяют им более активно участвовать в жизни общества, если они этого желают, сохраняя при этом свою уникальную культурную самобытность.

Литература

1. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Новак, В. И. Щеглов. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

2. Пашкин, Г. П. Методическая работа в системе педагогического образования / Г. П. Пашкин // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы IV Межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции. Кн. 2. - СПб.: УМЦ, 2003.

3. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Информация об авторе:

Бирюкова Анастасия Сергеевна - аспирант межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, ассистент кафедры социальной работы и менеджмента социальной сферы КемГУ, 8-923-507-25-27, birukova.anastasiya@gmail.com.

Anastasia S. Birukova - post-graduate student at the Inter-University Department of General and High School Pedagogics, Assistant Lecturer at the Department of Social Work and Social Sphere Management, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 03.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.