ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015 г. Выпуск 1 (36). С. 63-65
УДК 796.015.1; 378.1; 372.879.6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
И. Ю. Аксарина, Н. В. Мосина
Успешная работа педагога по физической культуре, тренера в спорте, учителя физической культуры в основном зависит от уровня его профессионализма. Чем выше уровень профессиональной готовности будущих выпускников, тем больше вероятность становления его как профессионала.
Сочетание всех профессиональных умений в профессиональной деятельности определяет профессионализм преподавателя. Это одно из условий при подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту, так как педагогическая компетентность требует осмысления широкого спектра педагогических, психологических, социальных, оздоровительных и других проблем, сопряженных с образованием.
Одним из основополагающих факторов подготовки специалистов по физической культуре и спорту является взаимосвязь основных учебных дисциплин теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических медико-биологических и психологических дисциплин. Эти дисциплины обеспечивают глубокое теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности будущего специалиста, прививают умение практической реализации основных теоретических положений, насыщают спецификой каждой дисциплины в аспекте практической реализации основ теории.
Специалист по физической культуры и спорта должен обладать разносторонними знаниями по ряду медико-биологических наук, так как принципы и правила, которыми он будет руководствоваться, во многом основываются на закономерностях двигательной деятельности, образования двигательных навыков, развитии форм тела и функций организма. Такие науки, как физиология человека, спортивная медицина, а также анатомия, биомеханика, спортивная гигиена помогут узнать подлинные причины успехов и неудач своих рекомендаций, правильно регулировать нагрузку, развить необходимые группы мышц, оказывать влияние на совершенствование функций внутренних органов, дать разумный совет по режиму дня, организации самоконтроля и быть способным сознательно и своевременно вносить в них коррективы. Будущий специалист по физической культуре и спорту должен быть осведомлен о современном состоянии этих наук. Необходимо постоянно пополнять свои знания, овладевать методикой антропометрических исследований для определения сдвигов в физическом развитии, физиологическими методиками определения степени утомления, уровня развития двигательных качеств и др.
В отличие от педагогов других специальностей, спортивный педагог должен быть эрудирован в вопросах общей психологии и психологии спорта. Успешность действий спортсменов в условиях соревнований в конечном итоге зависит от их целеустремленности, способности подавлять негативные эмоции, мобилизовать свою волю, бороться с трудностями. Спортивный педагог должен уметь в любой момент правильно оценить психологическое состояние не только отдельного спортсмена, но и команды, коллектива в целом и воздействовать на них в нужном направлении.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности будущему специалисту по физической культуре и спорту необходимо овладевать глубокими знаниями теоретических и практических дисциплин - педагогики спорта, методики физического воспитания, современной техники избранного вида спорта, методики его преподавания, построения занятий и овладение необходимыми педагогическими и организаторскими навыками. Спортивные и гимнастические упражнения - главное средство воздействия преподавателя спорта на своих учеников. Память преподавателя должна сохранять большое количество этих упражнений, а также множество систем их сочетаний, вариантов выполнения, и тогда он может добиться
63
Теория и методика физической культуры и спорта
решения поставленных перед ним задач, развития тех сторон двигательной сферы, которые обеспечат достижение соответствующего спортивно-педагогического эффекта.
В профессиональной деятельности спортивного педагога творческое отношение к своему делу характеризует его как изобретателя, ученого, художника. Его цель - формировать идейных, сильных, здоровых духом и телом людей, с высоким уровнем развития их двигательных способностей.
Возникновение разнообразных проблемных ситуаций и стремление преподавателя решать их на основе своего воображения и нестандартным способом развивает педагогическое творчество современного педагога. Обеднение педагогического процесса - работа по определенному образцу, привычка отыскивать известные всем рецепты - все это отрицательно влияет на авторитет преподавателя. Истинное творчество должно быть основано на полноте информации, научном прогнозе, умении педагога каждый раз по новому и эффективно применять в учебно-воспитательном процессе различные комбинации средств, форм и методов педагогического воздействия.
Важное условие целесообразного решения задач, возникающих перед преподавателем спорта - это активное включение воспитанников в научно-исследовательскую работу, овладение методами научных исследований проблем педагогики спорта, развитие способности к аналитическому мышлению, решимость постоянно учиться. В настоящее время практическая деятельность спортивного педагога не может быть эффективной и осуществляться без научного мышления, основанного на исследовательской работе. Исследования в работе обогащают не только внутренний мир будущего преподавателя, но и развивают его творческий потенциал, повышают квалификацию.
Специалист по физической культуре и спорту не только сам научно мыслит, но обучает этому спортсменов, то есть нацеливает их на постоянные поиски нового, развивает в них готовность отказаться от привычного в пользу более совершенного, способность трезво оценивать эффект нововведения. Он использует в своей работе весь арсенал научных исследований - опрашивает спортсменов, изучает их дневники, проводит ряд измерений, характеризующих физическое развитие, состояние организма и динамику спортивного совершенствования, организует наблюдение и эксперименты. Он должен ознакомить спортсменов с основными методами научных поисков, привлекать к проведению наблюдений и самоэкспере-ментов с целью нахождения для каждого из них наиболее целесообразной техники спортивных упражнений, достижения совершенства ее выполнения, развития двигательных способностей, построения занятии спортом.
Для подготовки будущих специалистов физической культуре и спорту необходимо привить знания и навыки, необходимые для обеспечения разностороннего физического развития путем использования относительно элементарных двигательных действий из арсенала основной гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки и спортивных игр. Умение будущих педагогов спорта разнообразить используемые двигательные средства, изменять количественную меру и напряженность повторений, длительность и характер отдыха в процессе упражнения и между занятиями способствует развитию различных двигательных качеств в их единстве.
Овладевая основами педагогических и естественнонаучных знаний, будущие специалисты по физической культуре и спорту закладывают основу дальнейшего профессионального мастерства. В наше время растёт потребность в высококвалифицированных специалистах, которые наравне с методической подготовленностью в своем виде деятельности должны обладать фундаментальной подготовкой в области гуманитарных, естественнонаучных дисциплин и базовых видах двигательной активности. Социальная активность и способность на воздействие и формирования рынка труда одна из приоритетных задач современного специалиста в сфере физической культуре и спорта.
64
И. Ю. Аксарина, Н. В. Мосина. Педагогические аспекты обучения будущих специалистов...
Литература
1. Мосина, Н. В. Управление формированием профессиональной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в ВУЗе : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 [Текст] / Н. В. Мосина. - М., 2006. - 167 с.
2. Незнамова, Т. Л. Профессиональная подготовка студентов факультета физической культуры к работе в дошкольных образовательных учреждениях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / Т. Л. Незнамова. - Н. Новгород, 2006. - 191 с.
3. Туник, Е. Ю. Педагогическое мастерство преподавателя физического воспитания [Текст] / Е. Ю. Туник // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 6. - С. 156-158.
65