Научная статья на тему 'Педагогические аспекты медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних'

Педагогические аспекты медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
749
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВА УГОЛОВНОМУ ПРЕСЛЕДОВАНИЮ / ПРОКУРАТУРА / ALTERNATIVE TO (CRIMINAL) PROSECUTION / PROSECUTOR’S OFFICE / MEDIATION / JUVENILES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деришев Юрий Владимирович, Забуга Евгений Евгеньевич

В статье рассматривается перспектива внедрения медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в отечественное уголовное судопроизводство, отмечается педагогическая (воспитательная) ценность медиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Aspects of Mediation in Juvenile Criminal Cases

The article explores the perspective of implementing mediation on juvenile criminal cases into the criminal justice of the Russian Federation. The researchers stress the pedagogical value of mediation.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»

УДК 347.97/.99

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАЦИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ю. В. Деришев, Е. Е. Забуга

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.

К. Гельвеций

В статье рассматривается перспектива внедрения медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в отечественное уголовное судопроизводство, отмечается педагогическая (воспитательная) ценность медиации.

Ключевые слова: медиация, несовершеннолетние, альтернатива уголовному преследованию, прокуратура.

Вопросы воспитания детей всегда имели существенное значение для формирования любого гражданского общества, вне зависимости от его принадлежности к определенной правовой семье. Указанные вопросы не являются праздными и для России, о чем свидетельствует учреждение в 2009 г. (впервые в отечественной истории) должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, которому предоставлены обширные полномочия в сфере защиты прав детей '. Главной идеей введения нового института стало создание общества, дружелюбного к детям, где нет места социальному сиротству, насилию и игнорированию проблем детей.

Подобные идеи должны найти воплощение в различных по своей правовой природе общественных отношениях, в том числе в сфере уголовного судопроизводства. В уголовно-правовом смысле повышение уровня заботы государства о детях также имеет существенное значение. Справедливо отметил В. И. Омигов: «Следует учитывать, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни: благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями, поскольку создана и действует в соответствии с государственной, семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых национальных программ...» 2.

Важной правовой предпосылкой для обеспечения интересов несовершеннолетних стало издание Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (далее — Национальная стратегия) 3. Она стала первым документом нормативного характера в отечественном праве, в котором главой государства дается критическая оценка сложившей-

ся ситуации в области реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, отмечается несоблюдение норм международного права в этой сфере, в том числе в уголовной юстиции, указывается на принципиальную необходимость создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, дружественного к ребенку правосудия. В Национальной стратегии приведена дефиниция дружественного к ребенку правосудия, под которым понимается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

В числе основных принципов и элементов дружественного к ребенку правосудия называются: общедоступность; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения) и др.

Так, одной из альтернатив уголовному преследованию несовершеннолетних в современном европейском праве является уголовно-правовая медиация, активно развивающаяся и нашедшая свое признание в международных правовых актах, принятых межправительственными организациями, а также рекомендованная Советом Европы для применения в национальных юрисдикциях.

По нашему мнению, под медиацией необходимо понимать способ разрешения уголовно-правового конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора), который может быть использован в случае добровольного согласия на это пострадавшего (потерпевшего) и правонарушителя (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого) для разрешения проблем, возникших в результате совершения преступления. Несмотря на то что сформированная дефиниция является наиболее общей, она содержит все существенные признаки медиации в рамках уголовной юстиции.

Варианты построения медиации в национальных юрисдикциях разнообразны. Так, в роли медиаторов могут выступать полицейские, работники суда и прокуратуры либо независимые общественные организации 4.

В целом идея медиации развивает антропологический подход к праву. Повышенное внимание к интересам людей, их участию в принятии решений, стремлению преодолеть конфликтные ситуации, оказывает влияние на роль права. Право обретает еще большую ценность в жизни каждого человека, а это способствует становлению правового государства 5.

Идеи создания института медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних не являются новыми для отечественного права. Еще десятилетие назад они выражались в научной литературе (А. Д. Бойков, Л. В. Головко, Л. М. Карнозова, М. Г. Флямер). Кроме того, в конце XX - начале XXI вв. идеи медиации использовались в правоохранительной деятельности в качестве механизма примирения сторон по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 6, однако ни научные идеи, ни практические инициативы не получили должного отклика у законодателя.

Несмотря на это, по данным официального мониторинга, в 15 субъектах Российской Федерации в настоящее время созданы и успешно функционируют 748 школьных служб примирения и 77 территориальных служб примирения. Они применяют медиацию в качестве способа разрешения уголовно-правовых конфликтов, что приводит к последующему прекращению уголовных дел в отношении несовершеннолетних за примирением сторон 7.

Помимо этого, медиативные технологии используются и в деятельности судов общей юрисдикции Ростовской, Ленинградской, Самарской областей, Пермского края и др. 8

Подобная статистика очевидно демонстрирует педагогическую ценность медиации, способность с ее помощью примирять стороны конфликта, в том числе уголовноправового, а также нивелировать его последствия.

Правильно организованный процесс медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних имеет большое воспитательное значение, поскольку направлен на осознание несовершеннолетним содеянного, ориентирует последнего на позитивное посткриминальное поведение в отношении потерпевшего и недопустимость нарушения уголовного закона в будущем.

Поэтому, по нашему мнению, с учетом российского менталитета, особого социального статуса прокуратуры России, первоначально именно прокурора необходимо наделить полномочиями по проведению медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, что позволит создать не противоречащую закону практику прекращения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также укрепить авторитет самой процедуры, сделать ее понятной и доступной обществу 9.

Правосудие по уголовным делам в отношении несовершеннолетних — пока единственная область в российском уголовном судопроизводстве, где проводятся программы восстановительного правосудия и складываются модели их соорганизации с классическим уголовным процессом, однако без законодательного закрепления института медиации ювенальные технологии будут оставаться лишь частной инициативой отдельных правоприменителей.

Идея медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних по своей сути уникальна, поскольку:

— во-первых, она воплощает в себе правовое средство, которое отвечает требованиям выполнения международных обязательств государств-участников межправительственных организаций по формированию гуманного, но обязательно законного механизма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;

— во-вторых, именно медиация представляет собой проявление принципа персонализации ответственности, что служит одновременно и превентивной мерой, т. е. мерой, направленной на воспитание несовершеннолетнего;

— в-третьих, медиация направлена не только на удовлетворение интересов потерпевших, на нивелирование последствий уголовно-правового и уголовно-процессуального толка, но и на разрешение возникшего в связи с совершением преступления социального конфликта.

В заключение отметим, что внедрение медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в отечественный уголовный процесс не только позволит сделать шаг вперед в сугубо юридическом плане, но и даст возможность российскому уголовному судопроизводству приобрести новую психологическую окраску, соответствующую идеям построения подлинного демократического правового государства.

1 Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 // Рос. газета. 2009. 4 сент.

2 Омигов В. И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Рос. юстиция. 2012. № 1. С. 22-26.

3 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012 г. № 23, ст. 2994. С. 6819-6845.

4 Пояснительная записка к Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (99) 19, посвященная медиации в уголовных делах [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Гусев В. Е. О соотношении права и медиации // Молодой ученый. 2011. № 10, т. 2. С. 56-57.

6 Флямер М. Г. Опыт Центра «Судебно-правовая реформа» по включению процедур примирения в уголовное правосудие. URL: http://www.sprc.ru (дата обращения : 20.05.2013).

7 Хананашвили Н. Результаты мониторинга деятельности служб примирения в 2012 году // Вестник восстановительной юстиции. 2013. № 10. С. 136-152.

8 Ткачев В. Н. В Ростовской области региональная модель ювенальной юстиции // Рос. юстиция. 2002. № 2. С. 25-27 ; Кульшина Э. Ю. О практике работы Кингисеппского городского суда Ленинградской области по рассмотрению дел в отно-

шении несовершеннолетних с применением элементов ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 4. С. 25-29 ; Вельянинов В. Н. О деятельности Пермского краево-

го суда по развитию ювенальной юстиции в Пермском крае // ной практики зарубежных стран) // Научный вестник Омской

Там же. С. 30-31. академии МВД России. 2013. № 1. С. 10-15 ; Еремеев С. Г., Ка-

9 Деришев Ю. В., Забуга Е. Е. Потенциал прокуратуры раваев А. Ф. Юридическая психология : учеб. пособие. М., 2011.

России в сфере уголовной юстиции (на примере медиацион- 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.