Научная статья на тему 'Потенциал прокуратуры России в сфере уголовной юстиции (на примере медиационной практики зарубежных стран)'

Потенциал прокуратуры России в сфере уголовной юстиции (на примере медиационной практики зарубежных стран) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / АЛЬТЕРНАТИВЫ УГОЛОВНОМУ ПРЕСЛЕДОВАНИЮ / МЕДИАЦИЯ / PROSECUTOR’S OFFICE / ALTERNATIVES TO CRIMINAL PROSECUTION / MEDIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деришев Юрий Владимирович, Забуга Евгений Евгеньевич

С использованием компаративного и историко-правового методов исследования, с учетом последних изменений отечественного уголовно-процессуального законодательства авторами рассматривается потенциал прокуратуры России в сфере применения альтернатив уголовному преследованию (на примере медиации). По результатам исследования делается вывод о возможности внедрения медиационной практики в деятельность российской прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Potential of the Russian Prosecutor’s Office in Criminal Justice(the example of mediation practice in foreign countries)

Using comparative and historical law methods of research and taking into account recent changes in the Russian criminal procedure legislation the authors consider the potential of the Russian prosecution in the sphere of using alternatives to criminal prosecution (example of mediation). The results of the research make it possible to think about implementing mediation into the actions of the Russian prosecutor’s office.

Текст научной работы на тему «Потенциал прокуратуры России в сфере уголовной юстиции (на примере медиационной практики зарубежных стран)»

УДК 347.97/.99 © Ю. В. Деришев, Е. Е. Забуга, 2013

Потенциал прокуратуры России в сфере уголовной юстиции (на примере медиационной практики зарубежных стран)

Ю. В. Деришев *, Е. Е. Забуга **

С использованием компаративного и историко-правового методов исследования, с учетом последних изменений отечественного уголовно-процессуального законодательства авторами рассматривается потенциал прокуратуры России в сфере применения альтернатив уголовному преследованию (на примере медиации). По результатам исследования делается вывод о возможности внедрения медиационной практики в деятельность российской прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура, альтернативы уголовному преследованию, медиация.

«Нынешний статус, перечень функций и круг значит, что система органов прокуратуры не нужда-

полномочий прокуратуры в целом соответствуют ется в совершенствовании . Бесспорно, что сильное

стоящим перед ней задачам и реалиям современного Российское государство должно иметь сильную про-

этапа развития российского общества . Однако это не куратуру. Для этого она должна развиваться, пре-

* В нашем журнале опубликовал статью «Принцип презумпции невиновности: теория, противоречия реализации и пути их нейтрализации» (2012 . № 2 (в соавт. с И . Ю . Мурашкиным)) .

** В нашем журнале публикуется впервые .

жде всего, с учетом исторических ценностей и хода построения правового государства» 1 . Настоящая статья не случайно начата со слов Генерального прокурора России Ю. Я . Чайки, справедливо указавшего на необходимость совершенствования и развития системы органов прокуратуры .

Исторически прокуратура России, с момента ее основания в 1722 г. , была форпостом в делах государственных, формировала общий тон отечественного правоприменения. Как обоснованно отметил А. Я . Сухарев, «рожденная великим реформатором России Петром I на переломном этапе истории отечественной государственности, вот уже почти три столетия российская прокуратура, пережив смену эпох и династий, испытав на себе влияние разных политических режимов, служит мощным державным оплотом порядка и законности нашего многонационального общества» 2 .

Анализируя современное российское уголовно-процессуальное законодательство, неминуемо приходится акцентировать внимание на продолжающейся в течение последних пяти лет нормотворческой деятельности законодателя, который, реформируя уголовное судопроизводство, существенно «урезал» полномочия органов прокуратуры в досудебном производстве 3, а затем постепенно стал возвращать надзорному ведомству полномочия в рассматриваемой сфере 4 . Так, в 2009 г. в УПК РФ появилась новая глава, посвященная заключению досудебного соглашения о сотрудничестве, где центральной фигурой рассматриваемого института является именно прокурор, а не иной участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения 5, что подтверждает важную роль прокуратуры в сфере уголовной юстиции России, особенно в досудебном производстве

Однако в происходящих за последние годы изменениях, которым подвергается УПК РФ, на первый план выходит, скорее, не юридическая, а их политическая составляющая, выражающаяся в противоборстве между органами прокуратуры и органами Следственного комитета

Квинтэссенцией данного противоборства является отсутствие полномочия по возбуждению уголовных дел, без наличия которого ранее сложно было представить отечественную прокуратуру

Представляется, однако, что находясь на «волне» организационно-политических преобразований, в последние годы государство не учло новых веяний современного права, касающиеся роли прокуратуры в демократическом обществе Так, прежде всего вызывают интерес положения Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 6 октября 2000 г. № R (2000) 19 о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия, согласно пункту 3 которой «прокуроры определяют альтернативы уголовного пре-

следования» 6 . Можно сделать вывод, что, по мнению Совета Европы, членом которого является Российская Федерация, именно органы прокуратуры, а не кто-либо иной, определяют альтернативы уголовного преследования в правовых демократических государствах

В этой связи методологически верным будет обращение к вопросу об альтернативах уголовному преследованию в современном европейском праве, поскольку подход к уголовному судопроизводству в ряде стран Европы кардинально отличается от «статичного» (в части закрепления альтернатив уголовному преследованию) российского уголовного процесса

Как справедливо отметил Л . В. Головко, «кризис традиционной концепции наказания одновременно породил появление в науке и, как следствие, в позитивном праве новых идей, связанных с реакцией общества и государства на преступления, главным образом, небольшой тяжести Не вызывает сомнений тот факт, что одной из основных тенденций развития уголовно-правовой и процессуальной наук и соответствующего законодательства нашего времени стал поиск оптимальных способов разрешения возникающего в связи с совершением нетяжкого преступления конфликта Сверхзадачей в этом смысле является отказ от применения не только наказания, но и по возможности всей (или хотя бы почти всей) номенклатуры неизбежных в обычном случае уголовно-процессуальных механизмов» 7.

Опираясь на глубокие научные исследования состояния современной уголовной юстиции и констатируя наличие ее кризиса, С. В. Бажанов справедливо отмечает, что «основная идея, господствующая сейчас в умах ученых-юристов, заключается в том, что карательный, репрессивный характер уголовной политики необходимо менять на восстановительный. Эффективная государственно-правовая политика в области борьбы с преступностью — это восстановление нарушенных прав жертв преступления и злоупотребления властью, возрождение доверия населения к правоохранительным органам» 8 .

В связи с этим поиск альтернатив уголовному преследованию стал неким «трендом» в науке и практике уголовного процесса как на национальном (внутригосударственном), так и на наднациональном (межгосударственном) уровне

Концептуальное изменение подхода к реакции государства на преступление, заключающееся в смещении акцентов с наказания на восстановление нарушенных прав, избегая карательные меры везде, где это только становится возможным, в современном праве зарубежных стран, привело к широкому распространению разнообразных социальных институтов, призванных стимулировать и способствовать

возмещению ущерба жертвам преступлений и обеспечивать максимальное участие виновного лица в этой деятельности — альтернатив уголовному преследованию . Общественная инициатива, сыгравшая в этом процессе едва ли не определяющую роль, получила в дальнейшем теоретическую основу своей концепции, ставшую известной как «восстановительное правосудие» 9 .

В этой связи правомерно обратиться к пониманию альтернатив уголовному преследованию. Как обоснованно заметил Л . В. Головко, «любая альтернатива уголовному преследованию, чтобы считаться таковой, должна иметь место только до того процессуального момента, когда лицо признается судом виновным в совершении преступления . Подобного рода механизмы создаются как раз для того, чтобы полностью или частично заменять собой традиционное уголовное преследование. Если же уголовное преследование проведено «от и до», уголовное дело разрешено по существу, то все возможные последующие «альтернативы» ни при каких обстоятельствах не есть альтернативы уголовному преследованию» 10 .

Анализ международных правовых документов ООН и Совета Европы, посвященных альтернативам уголовному преследованию, показывает, что в настоящее время на наднациональном (европейском) уровне более детально разработанной и рекомендованной для применения в национальных юрис-дикциях является медиация . Это подтверждается, прежде всего, наличием международного правового документа, специально посвященного рассматриваемой альтернативе уголовному преследованию, а именно Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (99) 19, посвященной медиации в уголовных делах (далее по тексту — Рекомендация) Исходя из анализа положений Рекомендации, можно дать следующее определение медиации: «...это способ разрешения уголовно-правового конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора), который может быть использован в случае добровольного согласия на это пострадавшего (потерпевшего) и правонарушителя (подозреваемого, обвиняемого) для разрешения проблем, возникших в результате совершения преступления» 11

Несмотря на то что сформированная дефиниция является наиболее общей, она содержит все существенные признаки медиации в рамках уголовной юстиции. Вообще, английский термин mediation в переводе на русский язык означает «посредничество» 12. Однако в научно-практический лексикон юриспруденции вошел именно термин «медиация» Представляется, это обосновывается тем, что медиация в настоящее время имеет наднациональный характер и для универсализации понятия необходимо его единообразное употребление

Кроме того, посредничество означает средство, метод, тогда как медиация, исходя из зарубежной практики 13, понимается несколько шире, а именно как процедура — последовательность, комплекс действий в рамках определенных условий

Поэтому медиация представляется нам более широким понятием, которое обозначает форму разрешения конфликта и включает в себя следующие элементы: посредничество как средство, определяющее природу медиации; уголовно-правовой конфликт как необходимая предпосылка и предмет разрешения; процедура (форма) как элемент, аккумулирующий порядок и условия медиации

Медиация активно используется рядом зарубежных стран как англосаксонского, так и континентального права В силу принадлежности России к странам континентальной системы права, представляется обоснованным рассмотреть опыт применения медиации в уголовном судопроизводстве государствами, где прокуратура выполняет особую роль в системе государственно-правового управления и развития (Франция, Бельгия)

Классическая уголовно-правовая медиация во Франции появилась и начала применяться по инициативе и при непосредственном участии прокуратуры в 80-х годах прошлого столетия .

Так, начало «медиационной практики» было положено в городе Валанс, где местный прокурор, анализируя мелкую, в основном бытовую преступность, пришел к выводу, что традиционная уголовная юстиция «не способна устранить небольшие конфликты, напротив, она их только обостряет» 14 По этой причине Председатель трибунала инстанции (низовое звено французской судебной системы) и Прокурор Республики Валанс попытались найти третий, «нестандартный» вариант: примирить потерпевшего и лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние Совершивший это деяние должен возместить причиненный вред в соответствии с заключаемым сторонами мировым соглашением, а прокурор в таком случае, используя предоставленные ему дискреционные полномочия, отказывается от возбуждения публичного иска, или, иными словами, государство в лице прокурора отказывается от принадлежащего ему права уголовного преследования 15

Подобная практика «прокурорской» медиации долгое время действовала во Франции, причем при отсутствии строго закрепленных в законодательстве правил ее проведения В настоящее время в сфере уголовного судопроизводства во Франции правовое обеспечение процедуры медиации между потерпевшим и правонарушителем основывается на ст. 41 (6) Уголовно-процессуального кодекса, предусматривающей, что прокурор может перед тем как начинать

судебное разбирательство, с согласия сторон прибегнуть к применению процедуры медиации, если, по его мнению, это может обеспечить возмещение ущерба потерпевшему, устранить трудности, сопряженные с нарушением закона, и помочь реабилитации индивида . Медиация между потерпевшим и правонарушителем применяется в отношении как совершеннолетних, так и несовершеннолетних. Желаемым результатом является достижение соглашения, в котором правонарушитель признает свой проступок и материально возмещает ущерб. В независимости от результатов, о них докладывают прокурору, который принимает решение о начале расследования или прекращения уголовного дела . Применение медиации возможно только до начала судебного разбирательства 16 . Ее использование в каждом отдельном случае отдано на усмотрение прокурора 17.

Из этого можно сделать вывод, что французская медиация из «прокурорской», где прокурор непосредственно выступает посредником в примирении, постепенно эволюционировала в «делегированную» медиацию, в которой прокурор передает свои полномочия по примирению определенному им третьему лицу или общественной организации, для проведения процедуры медиации и подготовке отчета о ее результатах. Однако и в той и в другой рассмотренных моделях медиации ясно прослеживается руководящая роль прокурора, что очевидно делает последнего центральным субъектом производства медиации во Франции.

Бельгийская модель медиации заключается, прежде всего, в активной роли прокуратуры при проведении самого процесса примирения . Национальная модель медиации в самой Бельгии часто подвергается критике за ее излишнюю «процессуа-лизацию», а также за то, что медиатором здесь выступает сотрудник прокуратуры (ассистент прокурора) . Более того, в штатной структуре бельгийской прокуратуры помимо ассистентов прокурора созданы иные специальные должности: прокурор, отвечающий за медиативные процедуры, и советники прокурора по медиации 18 . Поэтому бельгийская модель медиации получает достаточно детализированное правовое регулирование, что свидетельствует о полном и официальном признании данной процедуры государством

Обращаясь к построению самой процедуры медиации в Бельгии, можно отобразить ее с выделением четырех стадий: а) стадии отбора дел для медиации; б) подготовительной стадии; в) стадии слушания ме-диационного дела прокурором; г) стадии исполнения 19 . Исходя из анализа института медиации следует, что ее законодательное закрепление сопровождалось здесь дополнением организационно-штатной структуры национальной прокуратуры Подобный

шаг свидетельствует о признании необходимости и важности медиации как альтернативы уголовному преследованию.

Итак, рассмотрение французской и бельгийской моделей медиации с очевидностью свидетельствует об их жизнеспособности и применимости, именно при участии органов прокуратуры. Представляется, что прокуратура как центральное звено медиации указанными государствами выбрана не случайно, поскольку объем предоставленных ей полномочий, а также конституционное предназначение, направленное на укрепление законности, только способствует упрочению авторитета сравнительно нового для уголовного процесса института

Компаративный и историко-правовой анализ, совместно с действующими международными нормами (даже с учетом их рекомендательного характера), позволяет сделать вывод о том, что и у органов прокуратуры России имеется потенциал по применению альтернатив уголовному преследованию

В этой связи можно выделить два критерия, по которым состоятелен провозглашенный нами тезис о потенциале прокуратуры России в сфере медиаци-онной практики в отечественном уголовном судопроизводстве

Во-первых, организационный критерий. Так, ни один правоохранительный орган России, осуществляющий уголовное преследование, не обладает настолько мощным кадровым потенциалом лиц, имеющих высшее юридическое образование (исключение составляет лишь СК России) .

Во-вторых, сущностный критерий. УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляют должностным лицам органов прокуратуры разных звеньев обширные полномочия по осуществлению от имени государства уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства, а также по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия Подобного объема полномочий не имеет ни один правоохранительный орган страны Из этого следует, что государством признана главенствующая роль органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства

Более того, идеи внедрения медиации в отечественный уголовный процесс озвучиваются отдельными лицами — учеными и практиками — уже не один год Предпринимались даже попытки ее практического применения . Нужно отметить, что не последнюю роль в этом процессе сыграла и российская прокуратура. Так, осенью 1997 г. общественным российским Центром «Судебно-правовая реформа» (далее — Центр) сделаны первые организационные шаги по внедрению института медиации Центр, юридически основывавшийся в своей деятельности

на ст. 76 УК РФ, стал тем реальным элементом, который позволил использовать «медиационный» потенциал, заложенный в институте примирения 20 .

В октябре 1998 г. в Москве была проведена первая процедура медиации в рамках конкретного уголовного дела, причем, что крайне важно, в досудебных стадиях уголовного процесса Ее результат был успешен — обидчик принес извинения, жертва их приняла . Так первая российская медиация завершилась успешно, но районная прокуратура, не будучи поставленной в известность о механизме «медиации de facto», добилась прекращения почти на год программы медиации, в чем первые отечественные медиаторы частично усматривают и свою вину 21, поскольку вне ведома прокуратуры такая практика вряд ли юридически может иметь место 22

Стало ясно: необходимо привлечь прокуратуру в число сторонников медиации, т. е. найти поддержку среди прокурорских работников Отчасти это сделать удалось, причем на уровне как районной, так и Генеральной прокуратуры РФ в лице специалистов некоторых управлений 23 . В итоге программа медиации заработала в тех районах Москвы, где ее изначально предполагалось внедрить . Так, в одном только Таганском районе г. Москвы с июня 1999 г. по начало 2001 г. медиация была применена по 50 уголовным делам 24 . Как отмечают энтузиасты медиации, в начале 2000-х гг. практика ее применения в уголовном судопроизводстве расширила свою географию и вышла за пределы столицы 25 .

Ситуация резко изменилась в 2003 г. после вмешательства Генеральной прокуратуры РФ Так, один из заместителей Генерального прокурора РФ направил прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и иным специализированным прокурорам письмо от 02 09 2003 г № 21/2-118-03, в котором признал незаконными любые контакты между правоохранительными органами и соответствующими общественными организациями для проведения медиации Основное положение письма заключалось в следующем: «Статья 25 УПК РФ и 76 УК РФ допускают возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон Проведение каких-либо примирительных встреч обвиняемых с потерпевшими с участием «посредников», а также использование на стадии предварительного расследования «социально-правовых технологий ресоциализации несовершеннолетних обвиняемых» действующим законодательством не предусмотрено» 26 . Позицию, нашедшую отражение в письме Генеральной прокуратуры РФ, можно охарактеризовать как борьбу с прекращением уголовных дел, которое негативно воспринимается правоохранительными органами в свете пресловутой «палочной» системы

Следствием тому стала полная остановка применения уголовно-правовой медиации на досудебных стадиях в России Однако в успешно применяющих медиацию европейских странах (Англия, Франция, Бельгия и т д ) развитие и продвижение данного института, напротив, поддерживались властями Как справедливо отметил Л В Головко, «стало ясно, что без широкой политической поддержки уголовно-правовая медиация в России серьезных перспектив не имеет — усилий и энтузиазма одних лишь немногочисленных общественных организаций здесь недостаточно» 27

Вывод очевиден Прокуратура России сегодня представляет собой мощную и отлаженную систему органов, способных решать задачи, ставящиеся перед ней государством, в том числе в сфере уголовной юстиции С учетом рекомендаций международных правовых документов, зарубежной прокурорской практики, а также существовавшей в России в начале 2000-х гг. медиационной практики, прокуратура России может занять центральное место в применении альтернатив уголовному преследованию Однако с учетом имеющегося опыта, в 2003 г. негативно воспринятого Генеральной прокуратурой РФ, применению медиации в уголовном судопроизводстве должна сопутствовать законотворческая деятельность, а именно: ее закрепление в УПК РФ для «процессуа-лизации» рассматриваемого института В противном случае, будут отсутствовать законные основания для ее применения В целом, отметим высокий потенциал прокуратуры России в этой сфере, в силу наличия к тому как организационных, так и сущностных предпосылок Главное, изменить идеологию

1 URL: http://genproc . gov. ru/ (дата обращения: 5.05. 2012).

2 Цит. по: Прокурорский надзор . Российская прокуратура в правовом демократическом государстве : учебник / под ред. А. Я . Сухарева. 2-е изд. , перераб. и доп . М. , 2008. С. 11 .

3 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» : федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 24, ст. 2830. С 6139-6162.

4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия : федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ // Там же . 2011 . № 1, ст. 16 . С 71-88 .

5 См . об этом: Курченко В. Н. Ошибки при рассмотрении уголовных дел в случае наличия досудебного соглашения о сотрудничестве // Уголовный процесс . 2012. № 3 . С . 10-19 .

6 Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 6 октября 2000 г. № R (2000)19 о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .

7 Цит. по: Головко Л. В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве СПб , 2002 С 14

8 Бажанов С. В. Стоимость уголовного процесса : дис . ... д-ра юрид наук Н Новгород, 2002 С 134

9 Пен С. Г. Медиация в уголовном судопроизводстве : дис . канд юрид наук Караганда, 2006 С 11

10 Головко Л. В. Указ . соч . С. 21-22.

11 Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R (99) 19, посвященная медиации в уголовных делах [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из отрав . -правовой «КонсультантПлюс» .

12 The Pocket Oxford Russian Dictionary М , 2002 С 459

13 Об этом см . : Пен С. Г. Указ . соч. С. 12.

14 Apap G. La conciliation penale a Valence // Revue de science criminelle et de droit penal compare . 1990. № 3 . P. 633.

15 Головко Л. В. Указ . соч. С. 95 .

16 Пен С. Г. Указ соч С 22-23

17 Маерс Д. Международный обзор программ восстановительного правосудия Киев, 2004 С 31

18 Головко Л. В. Роль прокурора при проведении медиации: опыт некоторых европейских стран // Предупреждение преступности 2005 № 1 С 31

19 Головко Л. В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве С 148

20 Об этом см .: Максудов Р. Московская группа: обзор работы и эволюция // Вестник восстановительной юстиции . М . , 2001. Вып . 2 : Россия. В начале движения... С. 35-36.

21 Там же . С. 37.

22 Головко Л. В. Институт уголовно-правовой медиации и его перспективы в Российской Федерации // Закон . 2009. № 4. С 131 .

23 Об этом см . : Флямер М. Г. История разработки темы «восстановительное правосудие» в Центре «Судебно-правовая реформа» // Вестник восстановительной юстиции. М. , 2003. Вып. 5 : Правовое обеспечение практики восстановительной юстиции С 9

24 Максудов Р. Указ . соч. С. 37.

25 См. , напр. : Хроника восстановительного правосудия в регионах России (по состоянию на 15 декабря 2000 года) // Вестник восстановительной юстиции М , 2001 Вып 2 : Россия В начале движения. С 49-53

26 Цит. по: Головко Л. В. Институт уголовно-правовой медиации и его перспективы в Российской Федерации // Закон 2009 № 4 С 132

27 Там же . С. 133 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.