Научная статья на тему 'Педагогические аспекты личности специалиста по огневой и физической подготовке'

Педагогические аспекты личности специалиста по огневой и физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая ориентация / специалист / профессиональное обучение / учебный процесс / огневая и физическая подготовка / творческая личность / педагогическая деятельность / pedagogical orientation / specialist / pro- fessional education / education process / firearms and physical skills / creative personality pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Анатольевич Митин

В статье рассматриваются педагогические особенности личности специалиста по огневой и физической подготовке территориальных органов МВД России как основные составляющие его профессионального мастерства. Особое внимание уделяется всестороннему и полному раскрытию характеристик профессионального мастерства такого специалиста, таких как педагогическая ориентация, знания и умения, профессионально значимые качества и авторитет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Анатольевич Митин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Aspects of the Personality of a Fire and a Physical Performance Specialist

The article deals with the pedagogical features of the personality of a specialist in fire and physical training of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia, as the main components of his professional skills. Special attention is paid to comprehensive and full disclosure of the characteristics of the main components of professional skill of a specialist in fire and physical training: his pedagogical orientation, knowledge, skills, professional qualities and authority.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты личности специалиста по огневой и физической подготовке»

УДК 371.134 ББК 74.04(3)

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10115

Педагогические аспекты личности специалиста по огневой и физическом подготовке

Pedagogical Aspects of the Personality of a Fire and a Physical Performance Specialist

Александр Анатольевич МИТИН,

старший преподаватель кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России

E-mail: lipezk2009@rambler.ru

Рецензент: О.М. Боева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические особенности личности специалиста по огневой и физической подготовке территориальных органов МВД России как основные составляющие его профессионального мастерства. Особое внимание уделяется всестороннему и полному раскрытию характеристик профессионального мастерства такого специалиста, таких как педагогическая ориентация, знания и умения, профессионально значимые качества и авторитет.

Ключевые слова: педагогическая ориентация, специалист, профессиональное обучение, учебный процесс, огневая и физическая подготовка, творческая личность, педагогическая деятельность

Abstract. The article deals with the pedagogical features of the personality of a specialist in fire and physical training of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia, as the main components of his professional skills. Special attention is paid to comprehensive and full disclosure of the characteristics of the main components of professional skill of a specialist in fire and physical training: his pedagogical orientation, knowledge, skills, professional qualities and authority.

Key words: pedagogical orientation, specialist, professional education, education process, firearms and physical skills, creative personality pedagogical activity

Одним из важнейших условий стабильной и качественной работы подразделений территориальных органов МВД России является наличие на местах профессиональных специалистов, способных за минимальный отрезок времени выполнить любую поставленную задачу. Говоря о таких сотрудниках, прежде всего необходимо отметить, что они должны иметь профильное образование, глубокие знания и опыт работы по направлению деятельности. Профессиональное мастерство специалистов по огневой и физической подготовке (далее — специалист) основывается на четырех

составляющих: (1) педагогической ориентации, (2) знаниях и умениях, (3) профессиональных качествах и (4) авторитете.

Первой составляющей профессионального мастерства данной категории сотрудников является педагогическая ориентация. Через призму педагогических аспектов понятие «ориентация» можно определить как стремление личности к определенному роду деятельности, базирующееся на сильном и устойчивом интересе к нему.

Педагогическая ориентация — это не что иное, как увлечение личности заниматься педагогической деятельностью. У специалиста дан-

ное качество формируется из двух основополагающих мотивов: уважения к обучаемым и личной заинтересованности в конечном итоге профессионального обучения каждого сотрудника. Именно заинтересованность, а может быть, и вовлеченность в процесс профессиональной подготовки формирует педагогическую ориентацию специалистов по огневой и физической подготовке.

Исходя из этого, у специалистов, позиционирующих себя как профессионалов, вырабатывается на достаточном уровне чувство самоудовлетворения от выбранной профессии. Есть и другая сторона этой медали — когда у данных сотрудников не проявляется ярко выраженная педагогическая ориентация, часто возникает подавленное настроение в связи с неожиданно возникающими трудностями, а также чувство недовольства самим собой и выбранной профессией.

Как показывает практика, не все сотрудники органов внутренних дел, замещающие должности специалистов по огневой и физической подготовке, обладают явно выраженной педагогической ориентацией. У многих она проявляется в ходе профессиональной деятельности при прохождении определенных должностей, в том числе и руководящих, при получении дополнительного профессионального образования.

Рассмотрим следующие составляющие профессионального мастерства специалиста — кругозор и компетенции. Эти качества являются базисными факторами, участвующими в формировании компетентностей в процессе педагогической деятельности. Компетентность специалиста определяется как профессиональная состоятельность, складывающаяся из общих и специальных знаний. Среди общих знаний можно выделить осведомленность в области истории, искусства и литературы, в общественно-политической обстановке в мире, что обусловливает мировоззрение и общую культуру специалиста. Но кроме общих знаний сотруднику необходимы еще и специальные знания непосредственно для осуществления своей педагогической деятельности. Эти знания для специалиста по огневой и физической подготовке можно разделить на психолого-педагогические, физкультурные медико-биологические. Доминантную группу в этой совокупности выделить невозможно. Все категории одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Низкая же эрудированность в общекультурных аспектах может приве-

сти к утрате авторитета педагога в глазах обучающихся. В основном знания специалистом приобретаются в системе дополнительного образования, на курсах повышения квалификации, стажировках, учебно-методических сборах, на занятиях и т.д.

Следующей составляющей профессионального мастерства специалиста являются его умения. Умение — это практическое владение приемами и способами выполнения различных действий или процессов в целом, в соответствии с утвержденными программами. Умения специалиста классифицируются как:

■ конструктивные;

■ организаторские;

■ коммуникативные (включая дидактические и ораторские);

■ гностические (включая перцептивные);

■ двигательные (включая прикладные)1.

Профессиональные умения и навыки помогают специалисту грамотно спланировать свою деятельность. Например, конструктивные умения помогают выбрать и системно обобщить учебный материал; организаторские умения способствуют успешной реализации специалистом намеченных планов. Специалист может подготовить объемный план-конспект занятия, а само занятие провести на низком методическом уровне, так как не сумел спланировать свою работу. Коммуникативные умения связаны с общением специалиста с обучающимися, коллегами по службе; ораторские навыки служат реализации образовательной функции, а гностические связаны с изучением обучающихся и коллектива учебной группы в целом. При этом необходимо своевременно проводить анализ отдельных педагогических ситуаций, а также оценивать результаты своей работы. Двигательные умения способствуют правильному показу техники выполнения упражнений по физической и огневой подготовке. Методически грамотное обучение при выполнении различных упражнений во многом обусловливает эффективность подготовки обучающихся.

Наиболее важной составляющей профессионального мастерства специалиста являются профессиональные качества и авторитет. Профессионализм специалиста в большей степени зависит от наличия у него таких качеств, как индивидуальность и нестандартность общения с обучающимися; способность быстро найти интересуемый материал и выделить в нем главное.

2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

207

Все профессионально важные качества специалиста возможно разделить на несколько групп:

■ морально-этические;

■ коммуникативные (включая педагогический такт);

■ волевые;

■ интеллектуальные и психомоторные, включая перцептивные;

■ аттенционные (качества внимания);

■ мнемические (качества памяти);

■ двигательные2.

Морально-этические качества отражаются в поведении и нравах. Специалист должен обладать совокупностью таких качеств, как гуманизм, корректность, тактичность, внимательность, вежливость, честность, требователь-

ность, оптимизм и т.д., так как моральное воспитание обучающихся должно носить не только словесный характер, но и основываться на личном примере.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что профессиональное мастерство специалиста по огневой и физической подготовке формируется и совершенствуется на протяжении всей профессиональной деятельности.

1 См.: Ильин И.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1987.

2 См.: Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

и

СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», по специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 527 с.

ISBN 978-5-238-03243-6

Применительно к реалиям современного общества систе-матизированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.