Научная статья на тему 'Педагогические аспекты культуры коренных народов Севера'

Педагогические аспекты культуры коренных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
485
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА ВОСПИТАНИЯ / ENCULTURATION / SOCIETY / SOCIAL ACTIVITIES / TRADITION / TOLERANCE / FOLK PEDAGOGY / CULTURE OF CHILD-REARING PRACTICES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ильин Александр Геннадьевич, Чуркина Анастасия Александровна

Данная статья является авторской работой, посвящённой изучению народов Севера, специфике их социальной деятельности. Целью статьи является определение границ взаимодействия различных народов и их культур. Та среда, которую принес с собой русский народ на Север, стала активно пополнятся коренными народами Севера, которые в ХХI веке всё активнее и активнее в неё вовлекаются. Новизна работы заключается в рассмотрении культуры коренных народов Севера, как неотъемлемого элемента социальной деятельности этих народов в процессе вовлечения в социальное пространство российского общества. Исходя из вышесказанного, важным является использование педагогического наследия культуры народов Севера. Особенность этой культуры в сохранении Традиции путём передачи хозяйственного, бытового, семейного опыта последующим поколениям. Ещё один важный аспект культуры народов Севера это бережное отношение к природе, ведь они очень зависят от этого и разумное потребление природных ресурсов это то, что нужно активно внедрять в общественное сознание современного российского общества. Воспитательная традиция народов Севера является важным звеном образовательном пространстве России в условиях всё большего вовлечения северного региона в хозяйственную и социальную жизнь российского общества. Воспитание детей проходит с раннего детства в тесном общении с родителями в рамках традиционных занятий, что весьма важно для формирования целостного, не фрагментарного мировоззрения. К сожалению в современном российском обществе очень часто можно встретить недостатки системы воспитания и обучения, проявляющиеся в шаблонности и стереотипности мышления и поведения индивида в каких-то новых и не понятных ему условиях. У современного россиянина зачастую нет чётких представлений о той реальности, в которой он оказался, у народов Севера же данное представление сформировано с раннего детства. Именно этот воспитательно-педагогический опыт необходимо изучать и использовать в современных российских образовательных парадигмах, направленных на формирование навыков самостоятельности в любых жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspects of the North indigenous peoples culture

This article is an author''s work devoted to the study of the North peoples and specifics of their social activities. The aim of the article is to define limits of interaction for different peoples and their cultures. The environment, that the Russian people brought to the North, has been actively replenished by indigenous peoples of the North, who in the XXI century are more and more actively involved in it. The novelty of the work lies in considering the culture of the North indigenous peoples, as an integral element of these peoples'' social activities in the course of their involvement in the social space of the Russian society. Based on the above, use of the pedagogical heritage of the North peoples'' culture is very important. The peculiarity of this culture consists in preserving tradition by transfer of the economic, domestic and family experience to succeeding generations. Another important aspect of the North peoples'' culture is the careful attitude towards nature, because they are very dependent on this, and the sustainable consumption of natural resources it''s quite the thing to actively introduce into the public consciousness of the present-day Russian society. The educational tradition of the North peoples is an important element in the educational space of Russia under conditions of increasingly greater involvement of the northern region into the economic and social life of the Russian society. Child-rearing practices passes from the early childhood in the intercommunication with parents within the scope of traditional studies, which are very important for forming perceptual, not fragmentary worldview. Unfortunately, it is not infrequent that today''s Russian society demonstrates the lacks of the education and teaching system, that are showing up in stereotype and superstition of thinking and behavior of the man under some new conditions incomprehensible for him. In many cases the modern Russian does not have clear vision about such reality, in which he found himself. Whereas, among the North peoples this vision is formed from the early childhood. It is this educational and pedagogical experience is necessary to study and use in the modern Russian educational paradigms aimed at forming skills of independence in all real-life situations.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты культуры коренных народов Севера»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/66PVN315.pdf DOI: 10.15862/66PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/66PVN315)

УДК 130.2

Ильин Александр Геннадьевич

ФГАОУ ВПО «Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета»

Россия, г. Елабуга1 Доцент

Кандидат философских наук E-mail: sashailin@mail.ru

Чуркина Анастасия Александровна

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

Россия, г. Нижневартовск2 Ассистент E-mail: anutka_777@mail.ru

Педагогические аспекты культуры коренных

народов Севера

1 42360, Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89

2 628605, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, город Нижневартовск, улица Ленина, д. 56

Аннотация. Данная статья является авторской работой, посвящённой изучению народов Севера, специфике их социальной деятельности. Целью статьи является определение границ взаимодействия различных народов и их культур. Та среда, которую принес с собой русский народ на Север, стала активно пополнятся коренными народами Севера, которые в XXI веке всё активнее и активнее в неё вовлекаются.

Новизна работы заключается в рассмотрении культуры коренных народов Севера, как неотъемлемого элемента социальной деятельности этих народов в процессе вовлечения в социальное пространство российского общества.

Исходя из вышесказанного, важным является использование педагогического наследия культуры народов Севера. Особенность этой культуры в сохранении Традиции путём передачи хозяйственного, бытового, семейного опыта последующим поколениям. Ещё один важный аспект культуры народов Севера это бережное отношение к природе, ведь они очень зависят от этого и разумное потребление природных ресурсов - это то, что нужно активно внедрять в общественное сознание современного российского общества.

Воспитательная традиция народов Севера является важным звеном образовательном пространстве России в условиях всё большего вовлечения северного региона в хозяйственную и социальную жизнь российского общества. Воспитание детей проходит с раннего детства в тесном общении с родителями в рамках традиционных занятий, что весьма важно для формирования целостного, не фрагментарного мировоззрения. К сожалению в современном российском обществе очень часто можно встретить недостатки системы воспитания и обучения, проявляющиеся в шаблонности и стереотипности мышления и поведения индивида в каких-то новых и не понятных ему условиях. У современного россиянина зачастую нет чётких представлений о той реальности, в которой он оказался, у народов Севера же данное представление сформировано с раннего детства. Именно этот воспитательно-педагогический опыт необходимо изучать и использовать в современных российских образовательных парадигмах, направленных на формирование навыков самостоятельности в любых жизненных ситуациях.

Ключевые слова: инкультурация; общество; социальная деятельность; традиция; толерантность; народная педагогика; культура воспитания.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ильин А.Г., Чуркина А.А. Педагогические аспекты культуры коренных народов Севера // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/66PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/66PVN315

Педагогический опыт народов Севера представляет собой уникальное явление. Отсутствие системы образования позволяет им передавать опыт жизнедеятельности от одного поколения к последующему. Воспитание происходит в неразрывной связи с хозяйственной, бытовой, семейной и др. сферами жизни человека. Человек, рождаясь в семье народов Севера, сразу же попадает в ту среду, в которой ему предстоит прожить всю жизнь. Народы Севера очень чтили своих предков, а через это и свои неизменные традиции. «Для ненцев характерно посмертное изготовление изображения главы семьи (нгытарма), в котором якобы обитала душа умершего. Его держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нём, как о человеке, и хранили в течение нескольких поколений» [8]. Всё это говорит о том, что у народов Севера сильна была и воспитательная традиция, так как поклонение своему, давно умершему предку, является свидетельством того, что традиция осталась неизменной и подчинение воле этого умершего предка так же осталось. Конечно же меняются просьбы, но источник уверенности в благополучии оставался неизменным - это дух предка. Всё это говорит о неразрывности поколений в Традиции народов Севера.

Важным педагогическим аспектом в культуре народов Севера является особенность взаимодействия с культурой других народов на современном этапе развития российского общества. Авторы считают важным раскрыть это явление более подробно. Итак, одной из характерных черт современного состояния культуры и общества является глобализация, способствующая появлению в обществе однообразных и похожих стандартов социального поведения и социальных норм. Это обстоятельство обуславливает и с необходимостью определяет, актуализирует роль национальной культуры в социальном процессе. Значимость национальной культуры и Традиции непременно возрастает в обществе по мере формирования в нём общенациональных, глобальных принципов. Важным является определение механизма актуализации в обществе глобальных ценностей и момента, когда появляется интерес к собственной культуре. В борьбе общечеловеческих и национальных ценностей непременно побеждают первые, однако национальная культура усиливает свою значимость на ином уровне. Она становится ближе для тех представителей её, которые в полной мере осознали значимость и глубину общенациональных ценностей. Тогда важнейшим механизмом, движущей силой общественного прогресса становится национальная культура. «Сохранение культурного разнообразия - отправная точка гуманистических концепций глобалистики. Так или иначе, вопрос о будущем культуры концентрируется вокруг возможности/невозможности проявления ее самобытности в современном мире. Это может быть «самобытность в условиях открытости», которая связана со снятием жестких границ при осуществлении коммуникаций, приводящих к смягчению логики взаимоисключений и созданию условий для сосуществования разных этносов и культур в глобализирующемся мире. Носители этнической культуры этого типа открываются навстречу контактам с другими культурами, тем самым создавая атмосферу «предуготовленности» к межкультурному диалогу» [5].

Народы Севера, постепенно втягивались в круговорот цивилизационного развития России, определяясь и всё более погружаясь в необходимость своей идентификации, ибо идентификация возможна только при наличии других народов, во взаимодействии с другими культурами. Существование разных этнических культур, необходимость взаимодействия между ними, многочисленные преграды межкультурных коммуникаций - все это способствует развитию и углублению теоретического осмысления коммуникационных процессов между культурами, повышает внимание к проблемам восприятия чужих культур, формированию толерантного и взвешенного отношения к Другому. Толерантность, как явление стала появляться в русской культурной среде, когда положение народов Севера стало белее тяжёлым и зависимым от усиливающегося влияния русского населения. Вместе с этим, народы Севера сумели сохранить свои традиции и даже когда у них стали активно развивать

систему интернатов для детей, они смогли сберечь свою культуру и уважение к предшествующему поколению. «В условиях перехода к рыночной экономике коренные народы Севера оказались во многих отношениях в более сложном положении, чем другие народы, проживающие в данном регионе. Сложное положение выявлено в следующих сферах: жилищно-бытовой, трудоустройства, медицинской, материальной и т.д.» [2; 99].

В современном российском обществе культура народов Севера продолжает оказывать влияние на культуру других народов, проживающих на Севере. Народы Севера имеют свою специфику социальной деятельности, через которую они встраиваются в тонкие материи российского общества, входят в общероссийский дом, что особенно важно в условиях сохранения целостности России. Данное влияние заключается в особом отношении к природе, людям, животному миру. Известно, что культурная традиция народов Севера обладает особым отношением к природе, что обусловлено прямой зависимостью его жизни от природных факторов - нехватка пищи для оленей может погубить его, как и нехватка рыбы в реке [10; 112]. Эта черта культуры народов Севера в педагогическом аспекте весьма важна в современных условиях экологического кризиса. Поэтому есть необходимость на фоне растущих проблем экологии и природопользования использовать многовековой опыт северных народов, их отношение к природным богатствам, что вошло в состав их культуры и передаётся от поколения к поколению. Природа играет важную роль в жизни народов Севера и это отразилось в их культуре и мировоззрении. На языке якутов, например, слово «снег» имеет множество оттенков, в зависимости от его свойств и состояния. Что подтверждает внутреннее культурное богатство народов Севера [9].

В силу больших территорий проживания и малой плотности населения, у народов Севера сложились особые социальные отношения с особыми воспитательными традициями которые проявляются в особой социальной культура, выражаемой в социальных нормах. Всё то, что для жителей европейской части России может показаться не очень цивилизованным и может быть даже далёким от высокой культуры, вместе с тем имеет весьма рациональное значение в условиях Севера. В частности, экологические аспекты воспитания и мышления имеют хотя и не ярко выраженный характер, но являются частью самой жизни, чем-то само собой разумеющимся. Непременно, даже не смотря на отдалённость народов Севера, их социальный уклад жизни будет, так или иначе, проникать в мировоззрение россиян даже не смотря на несколько приниженное отношение к народам Севера.

Понятие «народы Севера» не однозначно, есть много народов, входящих в данное определение, однако в данной статье авторы считают необходимым остановиться лишь на выявлении специфических свойств, присущим всем народам севера, которые, так или иначе, найдут соприкосновение с общероссийской культурной традицией и педагогической концепцией. Говоря другим языком, необходимо выделить такие педагогические аспекты, которые бы позволяли говорить о близости той или иной степени народов Севера к общероссийской культуре и соответствовали бы тем требованиям, которые в настоящее время предъявляются к системе образования в целом. В рамках некоторых современных образовательных установок очень важной является связь процесса обучения с практическим умением реализовать полученные знания. Так, например, компетентностный подход, имеющий практикоориентированный характер, призван сформировать компетенции, необходимые для реализации в конкретных условиях. В данном случае будет важным упомянуть о том, что в условиях освоения богатств Севера необходимо использовать практические навыки народов Севера, тот их опыт многовековой жизни в суровых условиях Севера, в противном случае, человеку, вновь пришедшему на Север, будет очень трудно привыкать к новым условиям - природно-климатическим и социальным. Педагогическая значимость культуры заключается в умении передать предшествующий опыт предыдущих поколений последующим. В условиях Севера это связано ещё и с межкультурным

взаимодействием, что затрудняет передачу необходимого опыта северных народов вновь пришедшим на Север людям - представителям иной культурной среды, с иными социальными, культурными и образовательными установками.

Итак, культура народов Севера имеет огромное значение для социального развития России, а также для расширения педагогических установок российского образования. Это обусловлено рядом факторов:

• Во-первых, в геополитическом и геостратегическом плане, как запас новых земель, необходимых для проживания. Вместе с тем, Россия имеет большие планы по освоению природных благ Севера;

• Во-вторых, в культурном отношении позволяет заимствовать тот способ отношения к природе и взаимодействия с ней, который имеют коренные народы Севера. Что особенно важно в условиях экологической проблемы;

• В третьих, социальная организация народов Севера весьма организованна и устойчива, правда стоит указать на её слабую структуру и разветвлённость социальных статусов и ролей;

• Ив четвёртых, можно выделить аспект, связанный с формированием собственной системы образования в условиях Российского Севера. Главная рекомендация для формирования этой системы связана с использованием воспитательного опыта народов Севера, который на протяжении сотен лет приобрёл статус неотъемлемой части жизни этих народов. Педагогические опыт и педагогическое мастерство уже настолько встроено в культуру народов Севера, что выделить какие-то педагогические, воспитательные аспекты весьма не просто.

Что касается культуры потребления, а следовательно и педагогики потребления, то почти всё добываемое на охоте или рыбалке у народов Севера идёт в потребление, используется в хозяйственной деятельности, требуя тем самым разносторонних умений и навыков, что сосредотачивает трудовые обязанности у одного человека. Опыт передаётся от отца к сыну не в школе, а в условиях реальной жизни. Об этом аспекте речь пойдёт далее более подробно, так как именно социальная организация, связанная с разделением социальных статусов и ролей, является, по мнению авторов, важным методологическим основанием для подробного изучения. В условиях глобализации и усреднения культуры, когда от человека требуется выполнение определённой задачи, функции, он не может отличаться широким кругозором и мировоззрением. Это общепринятая, но, по мнению авторов, не совсем верная позиция. Человек не в силах сдерживать свои внутренние духовные запросы. Такие понятия как нравственность, мораль, совесть непременно с необходимостью присутствуют в человеке, поработить их до определенного предела могут внешние обстоятельства, но только до ограниченного предела. Далее происходит освобождение от внешних факторов (в данной статье не будем описывать данный процесс, он в достаточной степени известен и имеет специфические особенности проявления в зависимости от условий и степени внутреннего напряжения культуры, к которой принадлежит человек), внутренние побудители деятельности человека занимают детерминирующую позицию. Что мы наблюдаем в педагогике и культуре народов Севера в настоящее время.

Процесс освоения Севера был не вдруг осуществлён, это был долгий процесс, в котором чередовались различные этапы. В настоящее же время народы Севера вполне вписываются в социальную структуру российского общества, занимают определённые социальные статусы, реализуют соответствующие социальные роли. Вместе с этим они несут

в себе внутренний регулятор своего поведения в обществе - это национальная культура и основанный на этом опыт социальной деятельности.

Народы Севера не меняли своего места обитания и соответственно сохранили свою культуру, которая впитала выработанные веками способы выживания в данных условиях. Вместе с этим новая социальная организация, обусловленная влиянием традиционной русской культуры и, в месте с этим, соответствующей социальной организацией российского общества. Каким-то образом, пусть даже не значительным, народы Севера влияли на социальную организацию российского общества [7]. Влияние это было не значительным, но сами народы Севера заметно ощутили на себе воздействие русской культуры. Если говорить о географическом факторе, то непременно культура и социальные связи у народов Севера были сформированы и зависели от него. Российское общество, продвигаясь на Север, формировало там оседлую культуру, что противоречит традиционной культуре коренных народов, которые кочевали вместе с источником их существования - стадами оленей.

За многие годы освоения Севера коренное население сохранило традиционную деятельность, что свидетельствует о её целесообразности и значимости. «В большинстве случаев рыбный и охотничий промыслы в тундрах возможны только благодаря существованию оленя, который дает возможность местным жителям переезжать в нужные места самим и перевозить необходимые грузы. Северный олень дает буквально все: жилище, одежду, пищу и средства передвижения. Самоедские «чумы» (род шалашей) обтянуты изнутри и снаружи оленьими шкурами, из оленьих шкур и оленьей шерсти изготовлены матрацы, подушки, одеяла, сиденья и проч. Из оленьих же шкур шьются «малицы» (верхняя меховая одежда - род женской рубахи с рукавами и отверстием для головы), «совики» (шапки), «пимы» (род меховых сапог - шерстью наружу), «лепты» (род меховых чулок -шерстью внутрь) и разные мелкие предметы домашнего обихода» [4; 40]. Традиция обладает большим историческим потенциалом, с течением времени она лишь крепнет. Если рассматривать историю традиционной культуры народов Севера, то в каждый из исторических периодов можно наблюдать похожие занятия, одинаковые ценности. Это заметно усиливает значение традиционной культуры. Кроме этого, можно сделать вывод о связи и зависимости культуры и естественной среды обитания. Природные факторы когда-то повлияли на формирование ценностей народа, эти ценности остаются главными на протяжении всей истории развития культуры. Происходит непременно инкультурация традиционной культуры, но при всём этом она сохраняет свою основу неизменной. Основа эта - созерцание родной природы, сохранение занятий предков, раскрытие воспитательного потенциала своей культуры. «За период своей истории эвены подверглись влиянию таких соседних народов как юкагиры, якуты (Саха), коряки, чукчи, русские и др. В процессе расселения эвены заимствовали многие элементы из культур соседних народов, включали в свой состав многочисленных представителей ассимилируемых этносов и сами соответственно растворялись среди соседних народов, в результате чего менялся этнический состав и антропологический тип» [1, 40].

В настоящее время всё меньше традиционности проявляется в деятельности народов Севера, однако социальная волна российского общества, связанная с пробуждением интереса к образу жизни предков, экологии и безопасности потребления, непременно коснётся и народов Севера. Это касается и государственной политики России: «Дискурс, в котором Россия стоит на защите традиционных ценностей и противостоит Западу, эти ценности оспаривающему, с этого времени становится одним из ключевых в коммуникационном пространстве. Целью этого противостояния является безопасность и территориальная целостность России, защита ее от экстремизма и терроризма. В дискурсе безопасности социальный порядок страны легитимируется исключительным положением общества и государства в глобальном контексте, необходимостью защищаться от внешней и внутренней

угроз» [3; 12]. Под воздействием инкультурации народы Севера стали забывать свои занятия, свой хозяйственный быт. Всё это ударило по воспитанию и педагогическим аспектам традиционной культуры народов севера. Однако наиболее крепкая часть их всё таки сохранила традиционную культуру не как музейный экспонат, а как образ жизни и хозяйствования, передавая последующим поколениям в первозданном виде традиционные занятия. Потому как развиваться можно лишь в рамках Традиции, отпадение же от Традиции и движение по иному пути непременно будет губительно для человека и народа.

Затронув и рассмотрев основные онтологические аспекты культуры и воспитательной деятельности народов Севера необходимо обозначить перспективы развития педагогики этих народов в современных условиях. Безусловно, важным фактором развития является традиционность, ибо изменчивость и повторяемость непременно присутствуют в общественном развитии. Отпадение от Традиции это лишение повторяемости присутствовать в культуре и социальной деятельности в том числе, что в свою очередь непременно противно самому факту прогрессивного развития [6]. Культура это тот иммунитет, который служит оберегом социальной деятельности и не позволяет ей блудить по бесконечным возможностям своего проявления, педагогический же опыт - это возможность сохранить самобытность посредством передачи культурного наследия последующим поколениям.

Таким образом, педагогические аспекты культуры народов Севера связаны с решением важных практических задач, среди которых не позволить подмену ценностей традиционной культуры, теми ценностями, которые формируются и прививаются в результате социальной деятельности в новой социальной организации общества. Вместе с этим, значение педагогики культуры народов Севера заключается в формировании нового особого культурного слоя, который формируется из числа приезжих в северных регионах России.

Воспитательный потенциал культуры народов Севера с её огромным запасом мудрых советов и рекомендаций, отношением к природе, к людям имеет очень большое значение для российской педагогической парадигмы. Учитывать педагогический опыт культуры народов Севера, использовать его и изучать - важная задача для современных исследователей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Е.К. Взаимодействие культур народов Севера (на примере материальной культуры эвенов) / Е.К. Алексеева // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 39-42.

2. Астафьева О.Н. Взаимодействие культур: динамика моделей и смыслов // Вопросы социальной теории. 2012. Том VI. С. 97-107.

3. Горобцова А.В. Дискурс как инструмент социокультурного регулирования в современной России // Государственное управление. Электронный вестник Выпуск №45. Август 2014 г.

4. Иванищева О.Н. Традиционная Саамская культура в зеркале Саамского языка (рассуждение по поводу выхода «словаря лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий Кольских Саамов» на материале Кильдинского диалекта Саамского языка)». // ОБЩЕСТВО: ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА (2014, №4).

5. Кулибина Н. Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей // http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/integraciya-zhanrov-russkogo-folklora-i-folklora-narodov-severa-kak.

6. Коренные народы Севера // http://www.severcom.ru/nations/

7. Неделя Якутского (Саха) языка (15-21 июля) // http://turan.info/forum/showthread.php?t=7250.

8. Попова Г.Н. Общая характеристика коренных народов севера // Электронная библиотека о Ямале. Эл. доступ: http://gcbs.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm.

9. Хакназаров С.Х. Здоровье народов Севера в контексте социологических исследований // Социальные аспекты здоровья населения. электронный научный журнал. №3. 2013 (31).

10. Хакназаров С.Х. Устойчивое развитие сообщества в аспекте социологических исследований // Вестник угроведения №3(14). 2013. с. 108-114.

Рецензент: Шатунова Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общенаучных дисциплин Елабужского института казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева.

Ilin Alexander Gennadievich

Yelabuga Institute of Kazan Federal University

Russia, Yelabuga E-mail: sashailin@mail.ru

Churkin Anastasia Aleksandrovna

Nizhnevartovsk State University Russia, Nizhnevartovsk city E-mail: anutka_777@mail.ru

Pedagogical aspects of the North indigenous peoples culture

Abstract. This article is an author's work devoted to the study of the North peoples and specifics of their social activities. The aim of the article is to define limits of interaction for different peoples and their cultures. The environment, that the Russian people brought to the North, has been actively replenished by indigenous peoples of the North, who in the XXI century are more and more actively involved in it.

The novelty of the work lies in considering the culture of the North indigenous peoples, as an integral element of these peoples' social activities in the course of their involvement in the social space of the Russian society.

Based on the above, use of the pedagogical heritage of the North peoples' culture is very important. The peculiarity of this culture consists in preserving tradition by transfer of the economic, domestic and family experience to succeeding generations. Another important aspect of the North peoples' culture is the careful attitude towards nature, because they are very dependent on this, and the sustainable consumption of natural resources - it's quite the thing to actively introduce into the public consciousness of the present-day Russian society.

The educational tradition of the North peoples is an important element in the educational space of Russia under conditions of increasingly greater involvement of the northern region into the economic and social life of the Russian society. Child-rearing practices passes from the early childhood in the intercommunication with parents within the scope of traditional studies, which are very important for forming perceptual, not fragmentary worldview. Unfortunately, it is not infrequent that today's Russian society demonstrates the lacks of the education and teaching system, that are showing up in stereotype and superstition of thinking and behavior of the man under some new conditions incomprehensible for him. In many cases the modern Russian does not have clear vision about such reality, in which he found himself. Whereas, among the North peoples this vision is formed from the early childhood. It is this educational and pedagogical experience is necessary to study and use in the modern Russian educational paradigms aimed at forming skills of independence in all real-life situations.

Keywords: enculturation; society; social activities; tradition; tolerance; folk pedagogy; culture of child-rearing practices.

REFERENCES

1. Alekseeva E.K. Vzaimodeystvie kul'tur narodov Severa (na primere material'noy kul'tury evenov) / E.K. Alekseeva // Molodoy uchenyy. — 2011. — №11. T.2. — S. 39-42.

2. Astafeva O.N. Vzaimodeystvie kul'tur: dinamika modeley i smyslov // Voprosy sotsial'noy teorii. 2012. Tom VI. S. 97-107.

3. Gorobtsova A.V. Diskurs kak instrument sotsiokul'turnogo regulirovaniya v sovremennoy Rossii // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik Vypusk №45. Avgust 2014 g.

4. Ivanishcheva O.N. Traditsionnaya Saamskaya kul'tura v zerkale Saamskogo yazyka (rassuzhdenie po povodu vykhoda «slovarya leksiki traditsionnykh promyslov i khozyaystvennykh zanyatiy Kol'skikh Saamov» na materiale Kil'dinskogo dialekta Saamskogo yazyka)». // OBShchESTVO: FILOSOFIYa, ISTORIYa, KUL''TURA (2014, №4).

5. Kulibina N. Integratsiya zhanrov russkogo fol'klora i fol'klora narodov Severa kak uslovie formirovaniya berezhnogo otnosheniya k prirode u detey // http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/integraciya-zhanrov-russkogo-folklora-i-folklora-narodov-severa-kak.

6. Korennye narody Severa // http://www.severcom.ru/nations/

7. Nedelya Yakutskogo (Sakha) yazyka (15-21 iyulya) // http://turan.info/forum/showthread.php?t=7250.

8. Popova G.N. Obshchaya kharakteristika korennykh narodov severa // Elektronnaya biblioteka o Yamale. El. dostup: http://gcbs.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm.

9. Khaknazarov S.Kh. Zdorov'e narodov Severa v kontekste sotsiologicheskikh issledovaniy // Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. elektronnyy nauchnyy zhurnal. №3. 2013 (31).

10. Khaknazarov S.Kh. Ustoychivoe razvitie soobshchestva v aspekte sotsiologicheskikh issledovaniy // Vestnik ugrovedeniya №3(14). 2013. s. 108-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.