Научная статья на тему 'Современные проблемы сохранения и развития фольклора коренных народов Арктики'

Современные проблемы сохранения и развития фольклора коренных народов Арктики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1008
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / СОХРАНЕНИЕ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / МУЗЫКА / ПЕСНЯ / ЭПИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ АРКТИКИ / MUSICAL AND SONG FOLKLORE / PRESERVATION / ACTUALIZATION / MUSIC / SONG / EPIC ART / INDIGENOUS PEOPLES OF THE ARCTIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернышова С. Л., Петров А. А.

Введение: сохранение и развитие фольклорных традиций, ярко отражающих самобытность традиционной культуры в условиях модернизации культуры становится особенно востребованным и перспективным. Возрождение интереса к традиционным явлениям способствует актуализации и популяризации традиционного фольклора в современной социокультурной ситуации. Но при этом важно учитывать основные насущные проблемы традиционного фольклора как с точки зрения его практического воплощения, так и в процессе теоретического осмысления. Современный подход к изучению фольклора отличается тем, что под традиционностью народного искусства понимается не консерватизм, связывающий его с прошлым, а, прежде всего, его диалектичность, обеспечивающая связь как с прошлым, так и с настоящим и будущим.Данная статья посвящена анализу исследований последних десятилетий в области проблем сохранения и развития музыкально-песенного фольклора коренных малочисленных народов Арктики, обеспечивающему сохранность аутентичности фольклорных традиций, а также развитие новых фольклорных произведений.Цель: изучение современных проблем сохранения и развития музыкально-песенного фольклора миноритарных арктических этносов России на основе анализа актуальных исследований теории и практики феноменов духовной культуры.Материалы исследования: научные монографии, диссертационные исследования, статьи отечественных и зарубежных авторов, посвящённые изучаемой теме. Опыт практической работы как в качестве артистов солистов, выступавших в ансамбле «Северное сияние» Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена в разные годы, и участвующих в нём качестве педагогов-репетиторов, осуществляющих постановочную и репетиционною работы.Результаты и научная новизна: в статье представлен обзор научных трудов отечественных и зарубежных исследований, посвященных современному музыкально-песенному фольклору коренных малочисленных арктических этносов. Новизной работы является проведение комплексного междисциплинарного анализа современного состояния музыкального фольклора северных этносов с учётом достижений организаторов и руководителей национальных творческих коллективов, осуществляющих концертно-творческую деятельность в арктических регионах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of preservation and development of folklore of the indigenous peoples of the Arctic

Introduction: the preservation and development of folklore traditions which brightly reflect the originality of traditional culture in the context of its modernization becomes especially popular and promising. The revival of interest to traditional phenomena promotes actualization and popularization of traditional folklore in modern socio-cultural situation. But at the same time, it is important to take into account the main urgent problems of traditional folklore from the point of view of its practical implementation as well as in the process of theoretical comprehension. The modern approach to the study of folklore is distinguished by the fact that the traditionalism of folk art is not conservatism, which connects it with the past, but, first of all, its dialectical nature, which provides a connection with the past, the present and the future.This article is devoted to the analysis of studies of recent decades in the field of problems of preservation and development of music and song folklore of indigenous peoples of the Arctic, which ensures the preservation of the authenticity of folk traditions, as well as the development of new folklore works.Objective: to study the modern problems of preservation and development of music and song folklore of minority Arctic ethnic groups of Russia based on the analysis of actual research on the theory and practice of the phenomena of spiritual culture.Research materials: scientific monographs, thesis researches, articles of domestic and foreign authors devoted to the researched theme. Experience of practical work as artists-soloists performed in the ensemble «The Northern Light» of the Institute of the Peoples of the North of the Herzen State Pedagogical University of Russia in different years, and participating in it as teachers-tutors performing production and rehearsal work.Results and novelty of the research: the article gives the scientific analysis of the works of domestic and foreign researchers devoted to the study of the modern existence of musical and song folklore of indigenous Arctic groups as well as the achievements of the organizers and leaders of national creative teams performing their concert and creative activities in the Arctic regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы сохранения и развития фольклора коренных народов Арктики»

УДК: 398.89

DOI: 10.30624/2220-4156-2019-9-1-144-152

Современные проблемы сохранения и развития фольклора коренных народов Арктики

С. Л. Чернышова

Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена г. Санкт-Петербург, Российская Федерация luchiyanord@mail.ru

А. А. Петров

Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена г. Санкт-Петербург, Российская Федерация petrovalexspb@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: сохранение и развитие фольклорных традиций, ярко отражающих самобытность традиционной культуры в условиях модернизации культуры становится особенно востребованным и перспективным. Возрождение интереса к традиционным явлениям способствует актуализации и популяризации традиционного фольклора в современной социокультурной ситуации. Но при этом важно учитывать основные насущные проблемы традиционного фольклора как с точки зрения его практического воплощения, так и в процессе теоретического осмысления. Современный подход к изучению фольклора отличается тем, что под традиционностью народного искусства понимается не консерватизм, связывающий его с прошлым, а, прежде всего, его диалектичность, обеспечивающая связь как с прошлым, так и с настоящим и будущим.

Данная статья посвящена анализу исследований последних десятилетий в области проблем сохранения и развития музыкально-песенного фольклора коренных малочисленных народов Арктики, обеспечивающему сохранность аутентичности фольклорных традиций, а также развитие новых фольклорных произведений.

Цель: изучение современных проблем сохранения и развития музыкально-песенного фольклора миноритарных арктических этносов России на основе анализа актуальных исследований теории и практики феноменов духовной культуры.

Материалы исследования: научные монографии, диссертационные исследования, статьи отечественных и зарубежных авторов, посвящённые изучаемой теме. Опыт практической работы как в качестве артистов - солистов, выступавших в ансамбле «Северное сияние» Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена в разные годы, и участвующих в нём качестве педагогов-репетиторов, осуществляющих постановочную и репетиционною работы.

Результаты и научная новизна: в статье представлен обзор научных трудов отечественных и зарубежных исследований, посвященных современному музыкально-песенному фольклору коренных малочисленных арктических этносов. Новизной работы является проведение комплексного междисциплинарного анализа современного состояния музыкального фольклора северных этносов с учётом достижений организаторов и руководителей национальных творческих коллективов, осуществляющих концертно-творчес-кую деятельность в арктических регионах РФ.

Ключевые слова: музыкальный и песенный фольклор, сохранение, актуализация, музыка, песня, эпическое искусство, коренные малочисленные народы Арктики.

Благодарности: выражаем благодарность анонимным рецензентам настоящего издания за полезные, ценные замечания и предложения, сделанные при рассмотрении рукописи статьи, которые способствовали улучшению её качества и научного уровня.

Для цитирования: Чернышова С. Л., Петров А. А. Современные проблемы сохранения и развития фольклора коренных народов Арктики // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 1. С. 144-152.

Bulletin of Ugric Studies. Vol. 9, № 1. 2019.

Modern problems of preservation and development of folklore of the

indigenous peoples of the Arctic

S. L. Chernyshova

Institute of the Peoples of the North, the Herzen State Pedagogical University of Russia,

Saint-Petersburg, Russian Federation, luchiyanord@mail.ru

A. A. Petrov

Institute of the Peoples of the North, the Herzen State Pedagogical University of Russia,

Saint-Petersburg, Russian Federation, petrovalexspb@mail.ru

ABSTRACT

Introduction: the preservation and development of folklore traditions which brightly reflect the originality of traditional culture in the context of its modernization becomes especially popular and promising. The revival of interest to traditional phenomena promotes actualization and popularization of traditional folklore in modern socio-cultural situation. But at the same time, it is important to take into account the main urgent problems of traditional folklore from the point of view of its practical implementation as well as in the process of theoretical comprehension. The modern approach to the study of folklore is distinguished by the fact that the traditionalism of folk art is not conservatism, which connects it with the past, but, first of all, its dialectical nature, which provides a connection with the past, the present and the future.

This article is devoted to the analysis of studies of recent decades in the field of problems of preservation and development of music and song folklore of indigenous peoples of the Arctic, which ensures the preservation of the authenticity of folk traditions, as well as the development of new folklore works.

Objective: to study the modern problems of preservation and development of music and song folklore of minority Arctic ethnic groups of Russia based on the analysis of actual research on the theory and practice of the phenomena of spiritual culture.

Research materials: scientific monographs, thesis researches, articles of domestic and foreign authors devoted to the researched theme. Experience of practical work as artists-soloists performed in the ensemble «The Northern Light» of the Institute of the Peoples of the North of the Herzen State Pedagogical University of Russia in different years, and participating in it as teachers-tutors performing production and rehearsal work.

Results and novelty of the research: the article gives the scientific analysis of the works of domestic and

foreign researchers devoted to the study of the modern existence of musical and song folklore of indigenous Arctic groups as well as the achievements of the organizers and leaders of national creative teams performing their concert and creative activities in the Arctic regions of the Russian Federation.

Key words: musical and song folklore, preservation, actualization, music, song, epic art, indigenous peoples of the Arctic.

Acknowledgements: we express our gratitude to the anonymous reviewers of this journal for useful, valuable comments and recommendations, which contributed to the improvement of quality and scientific level of the article.

For citation: Chernyshova S. L., Petrov A. A. Modern problems of preservation and development of folklore of the indigenous peoples of the Arctic // Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2019; 9(1): 144-152.

Введение

Фольклор, представленный в разных формах художественной культуры, является неотъемлемой частью этнической культуры. Это творческий процесс, в котором заложен богатый опыт предшествующих поколений.

Функционирование фольклора на современном этапе проходит по-разному. С одной стороны, посредством выстраивания межлич-

ностных коммуникаций, например, в процессе исполнения народного танца, песни, исполнения роли в фольклорном театре или игры на традиционных музыкальных инструментах и т.п., а учитывая синкретичную основу фольклора, то весь процесс зачастую осуществляется одновременно, между исполнителями происходит некий диалог, при котором через вербальные и невербальные знаки происходит обмен информацией, имеющий глубокие

межпоколенные корни (связи). Именно этот факт определяет актуальность преемственности данного пласта народного творчества на современном этапе, его устойчивость и возможность видоизменяться. Согласно этому принципу, как утверждает Н. Н. Середкина, искусство в целом и произведение искусства, в частности, представляет собой вторичный информативный социокультурный текст, который, как и любой другой текст, имеет специфическую языковую структуру и внутреннюю организацию [14, 1344].

С другой стороны, неразрывно взаимосвязанные в силу синкретизма фольклорные произведения оказываются сегодня наиболее уязвимыми сферами традиционной культуры. Утрата целых пластов этой культурной традиции, на наш взгляд, происходит из-за трудностей их записи, фиксации. В результате воздействия глобализации и соответствующего ей доминирования потребительской модели художественно-культурной коммуникации в деятельности фольклорных коллективов в регионах Севера и Арктики, нередко происходит не просто утрата, но девальвация и профанация традиционных художественных ценностей, упрощение художественно-образного языка, его «сувениризация», эклектическое смешение жанров и стилей, этнических традиций, создаётся некий обобщённый кон-гломеративный «образ северных народов», рассчитанный на упрощенно-недифференцированное восприятие.

Важно отметить, что подобная модернизация фольклорной традиции не создает базы для сохранения этнокультурной преемственности.

Материалы и методы.

Материалами данной статьи послужили исследования ведущих отечественных и зарубежных фольклористов, музыковедов и лингвистов, занимавшихся изучением современного бытования музыкально-песенного фольклора коренных малочисленных народов Арктики. Это, прежде всего, научные монографии, диссертационные исследования, статьи, опубликованные в начале XXI века. В работе использованы следующие методы исследования: сравнительно-исторический, аналитический, отбор и классификация фактического материала.

Результаты исследования

Современному анализу музыкально-песенного фольклора коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России посвящены отдельные теоретические исследования отечественных исследователей, среди которых необходимо отметить работы Г. Г. Алексеевой [1; 2], З. В. Венстен-Тагриной [4; 5], О. Э. Добжанской [6; 7], И. В. Соловьева [11], В. А. Петровой [9], П. Е. Прокопьевой [10], Ю. И. Шейкина [13] и мн. др. В данных публикациях авторами преимущественно даётся описание традиционного музыкального фольклора и песенной культуры северных этносов, анализируются современные их интерпретации, проводится сравнительно-сопоставительный анализ интонационно-жанровой музыкально-песенной системы народов, исторически проживающих в тесном контакте друг с другом, даётся детальное описание инструментария, который, как утверждает Ю.И. Шейкин, не был ранее известен в музыкально-этнографической науке.

Авторами исследований выявлены особенности музыкально-песенного фольклора народов Севера и Арктики, разные его жанры, среди которых особое внимание заслуживают ритуально-обрядовые (шаманские) формы. По мнению О. Э. Добжанской, «Изучение музыкальной составляющей шаманского обряда, как древнего пласта духовной культуры, поможет исследователю выявить закономерности музыкального мышления сибирских народов» [7, 4]. К тому же, как она отмечает, интерес к шаманизму «связан, с одной стороны, с возможностью альтернативного решения мировоззренческих и жизненных проблем современного человека, с другой стороны, с обострённым интересом к оригинальным культурным системам аборигенных этнических сообществ» [7, 4-5]. О. Э. Добжанская утверждает, что на сегодняшний день музыка самодийских этносов представлена фрагментарно, а именно « ...единичными шаманскими песнями, часто записанными не в живом контексте обряда, а в имитационной передаче родственников или очевидцев шаманства» [7, 9-10]. Но в процессе сопоставления и корректного восстановления утраченных фрагментов фольклорного материала, функционирующего в ритуально-обрядовой практике самодийских народов, возможны реконструкция и воссоздание

БШШт о/ ^пс Studies. УЫ 9, № 1. 2019.

шаманской музыки. Интересны наблюдения О. Э. Добжанской о появлении инновационных явлений в музыкальной культуре самодийских этносов, например, у энцев. Данный процесс характеризуется ею как проникновение «европейской мажоро-минорной ладовой системы, регулярных ритмов и куплетной формы: это песни энецких мелодистов Виталия Николаевича и Антона Николаевича Паль-чиных из посёлка Потапово (сыновей известного сказителя Николая Сергеевича Пальчи-на). Их песни «Бака», «Каяку» и другие стали для многих современных энцев единственным выражением этнического музыкального мышления» [6, 7].

Лингвокультурологическому анализу истории и современного состояния традиционной чукотской музыкально-песенной культуры, в том числе шаманской, посвящены исследования З. В. Венстен-Тагриной. Она предприняла попытку реконструкции аутентичной чукотской песенной культуры, прежде всего, касающейся семейной шаманской песенной церемонии чукчей в контексте праздника «Мцэгыргын» [4]. Это позволило ей, привлекая новые сведения, составить словарь, включающий музыкальные обрядовые и шаманские термины, дать описания традиционных инструментов и их использования во время празднования, характеристику календарных и других благодарственных праздников чукчей. Комплексный междисциплинарный анализ позволил исследователю рассмотреть основные песенные практики чукчей, связанные с их личной песней, которая представляется как традиционный способ этнокультурной идентификации и самоидентификации личности [5, 9], а также изучить ритуальное чукотское песнопение [16].

Изучению проблем развития музыкально-песенного фольклора долган в иноэтниче-ском окружении посвящены исследования музыковеда Г. Г. Алексеевой [2]. В них раскрывается сущность и своеобразие долганской музыкально-песенной традиции, её жанровая структура, взаимодействие с другими жанрами традиционной музыкальной культуры. В своём диссертационном исследовании на тему «Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган» Г. Г. Алексеева провела сравнительно-сопоставительный анализ песенной и музыкальной культуры долган с этносами, сыгравшими

ведущую роль в их этногенезе - эвенками и якутами, а также северными этносами, которые на протяжении длительного времени имели с ними тесные социально-экономические и культурные контакты (эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и др.). В своей работе музыковед отмечает, что долганский музыкальный фольклор невозможно изучать изолированно, в отрыве от музыкальных традиций этносов, проживающих вместе с долганами на протяжении нескольких столетий. Именно влияние музыкального фольклора этих этносов, способствовало формированию и развитию самобытной долганской музыкальной культуры. Всё это, по мнению исследователя, образует единую циркумполярную музыкальную культуру, истоки, взаимосвязи, стилистические особенности которой пока ещё почти не изучены [1, 4]. В тоже время Г. Г. Алексеева полагает, что: «...долганские музыкальные традиции демонстрируют своеобразный, исторически сложившийся тип интегрирующей культуры» [1, 21].

Устойчивость песенной культуры одулов - лесных юкагиров на современном этапе отмечает П. Е. Прокопьева. При этом, исследователь считает, что: «Современное устнопоэ-тическое творчество лесных юкагиров характеризуется также наличием «новых» жанров, таких как мифологические сказки о создании мира, песни, посвящённые родным местам, ласкательные песни для детей» [10, 25]. Исследователь считает, что несмотря на то, что сегодня всё меньше остаётся знатоков родного языка и культуры, сбор и фиксация уникальных образцов фольклорного творчества одулов позволит решить вопрос о его сохранности.

Ю. И. Шейкиным проведено сравнительно-историческое исследование истории музыкальной культуры народов Сибири, где он констатирует, что «основными формами сохранения развития традиционного фольклора являются реликтовость (неизменность изначальных форм), деривационность (последовательная изменчивость) и реституционность (способность к самовыражению)» [13]. Он выделяет две сферы современного развития музыкального творчества северных этносов - это современный музыкальный фольклор и фоль-клоризм. К современному фольклору исследователь относит собственно традиционный фольклор, но в иной интерпретации. Такой

фольклор, по словам исследователя, «перестал быть естественной формой этнического поведения и в наши дни исполняется редкими носителями этнических знаний. Исполняется фольклор в двух формах: потаённо, как выражение интимного воспоминания, и, наоборот, несколько показно - на концертной эстраде с дидактической целью - «смотрите, как надо» [13]. Это выглядит весьма убедительно, когда речь идёт о сценическом воплощении фольклорных образцов традиционной культуры. Под фольклоризмом же Ю. И. Шейкин понимает технологию изменения (ассимиляции) фольклорного творчества [13].

И. В. Соловьёв акцентирует внимание на синкретизме музыкальной культуры: «современное его состояние обусловлено скрытой формой, определяемой через тонкие грани звуковой реализации». К числу факторов, способствующих сохранению архаичных форм уникальных образцов традиционной певческой культуры саамов на современном этапе, И. В. Соловьёв относит следующие: значительный территориальный масштаб распространения саамских диалектов циркумполярной зоны [11, 1]; жанровая обусловленность и специфика исполнительской певческой манеры и сохранность традиционной хозяйственной деятельности, связанной преимущественно с ведением оленеводства на основе стадного выпаса.

Перспектива изучения современного состояния традиционного музыкально-песенного фольклора коренных малочисленных народов Севера и Арктики рассматривается учёными-фольклористами как возможность производить аналитическую интерпретацию музыкального материала, реконструкцию забытых архаических фольклорных форм художественной культуры северных этносов.

Многие исследователи уделяют сегодня особое внимание истории изучения музыкального фольклора коренных малочисленных народов Севера и Арктики, обзору и анализу генезиса музыкально-песенного фольклора. Исследовательскую базу составляют оригинальные полевые материалы, собранные авторами в ходе экспедиций в регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эти материалы составляют уникальную коллекцию произведений музыкального фольклора как в его ау-

тентичных формах, так и в современных интерпретациях. Они требуют научного осмысления и должны быть систематизированы, что позволит выявить актуальные проблемы бытования фольклора в современной культурной ситуации, а также аргументировать поиск средств и способов для его презентации. Как справедливо отмечает У. В. Канюкова, этническая эвенка, «нельзя медлить со сбором материалов по фольклору, истории, материальной и духовной культуре, традициям, обычаям и быту коренных народов Крайнего Севера, так как с каждым годом истинных носителей всего этого становится всё меньше и меньше. Для этого необходимо организовывать фольклорные и этнографические экспедиции, издание массовым тиражом образцов устного народного творчества с параллельным переводом на русский язык из расчёта на широкий круг читателей» [8].

Уникальную работу по систематизации и расшифровке полевых и архивных материалов по эпическому творчеству эвенов провела и представила в своей диссертационной работе по теме «Эпическая традиция эвенов в контексте духовной культуры и быта кочевого народа (конец XIX - начало XXI в.)» В.А. Петрова. На основе собранного на протяжении длительного времени эвенского фольклорного материала автор делает следующий вывод: «Современное состояние эпической традиции эвенов позволяет говорить о наличии закономерных трансформаций при сохранении основ традиционного исполнительства. В настоящее время можно констатировать отмирание эпической традиции при бытовании отдельных полуразрушенных традиционных сюжетов, а также переход эпоса, особенно прозаического, в детскую аудиторию» [9, 19].

В настоящее время изучением современного состояния фольклора представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока занимаются многие учёные. По итогам их исследований издаются сборники, выпускаются аудиодиски с записью родовых мелодий, сказок, горлового пения, разрабатываются электронные каталоги нематериального культурного наследия народов России. Например, аспирантка, заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра на-

Би1Шт й/ ^пс Studies. УЫ. 9, № 1. 2019.

родного творчества М. Е. Беляева по результатам своей фольклорно-этнографической экспедиции в районы Камчатки, где компактно проживают эвены, отмечает положительные сдвиги в процессе сохранения и развития эвенского фольклора, в котором особую роль играют этнокультурные центры Камчатки. К их числу относится «Мэнэдэк». Как отмечает М. Е. Беляева, сотрудники этнокультурного центра, преимущественно представители эвенского этноса, восстанавливают традиционную художественную культуру эвенов, возрождают цикл традиционных весенне-летних праздников и обрядов, активно привлекая молодое поколение северян [3].

Анализу бытования музыкально-песенного фольклора коренных малочисленных народов Арктики посвящены работы зарубежных исследователей. Здесь важно отметить имя известного финского этномузыковеда, заведующего отделением музыкальной антропологии Университета Тампере (Финляндия) Яркко Ниеми. Он подробно исследовал стилевые особенности музыки, песен, а также манеру исполнения ненцев [15].

Выявляя этнорегиональную специфику и наиболее адекватные формы репрезентации уникальных образцов художественного творчества коренных малочисленных северных этносов в современных условиях социокультурной коммуникации на примере Всероссийского фестиваля культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Кочевье Севера» в рамках Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера» С. Л. Чернышова считает: «Фестиваль позволяет выявить уникальные образцы музыкально-песенной и танцевальной культуры исчезающих народов, к числу которых относятся коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока нашей многонациональной страны. Фестиваль является площадкой, на которой ежегодно многие самодеятельные и профессиональные коллективы северных регионов имеют возможность презентовать свое творчество, черпать вдохновение для создания новых танцевальных, музыкальных и песенных композиций. Всё это даёт возможность для дальнейшей реализации эффективной программы, направленной на развитие и сохранение уникальных образцов фольклорного творчества северных этносов» [12].

В тоже время следует отметить, что в этих работах молодых учёных рассматривается культура отдельных этносов, практически отсутствуют сравнительные исследования, которые могли бы позволить выявить общие характерные закономерности бытования и развития фольклора коренных малочисленных народов Арктики.

Обсуждение и заключение

В процессе научного анализа общей оценки состояния и уровня исследованности проблем сохранения и современного развития музыкально-песенного фольклора коренных малочисленных народов Арктики, авторами данной статьи была определена устойчивость функционирования музыкально-песенной традиции этих этносов на современном этапе, которая обеспечивается:

• закономерностью музыкального мышления арктических этносов;

• реликтовостью, деривационностью, ре-ституционностью и синкретичностью традиционного фольклора;

• адаптивностью фольклора к современной социокультурной среде;

• инновационностью явлений данных видов народно-художественного творчества;

• особенностью интеграционного своеобразия фольклорных жанров и др.

Учёт данных процессов, на наш взгляд, позволяет обеспечить возможность осуществлять мероприятия по компетентной реконструкции и воссозданию забытых и утраченных архаических фольклорных форм художественной культуры северных этносов, актуализируя их ценность в сознании молодого поколения северян.

Следует отметить, что малоизученным остаётся целый ряд проблем, связанных с современным бытованием традиции, с сохранением и актуализацией этого уникального материала. Не осуществлялся комплексный междисциплинарный анализ современного состояния музыкального фольклора. Наконец, до сих пор не был поставлен вопрос о роли и значении музыкального фольклора в сохранении этнической идентичности коренных народов Арктики, а также условий и методов её гармонизации с гражданской российской идентичностью.

Список источников и литературы

1. Алексеева Г. Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган: автореф. дис. ... док. искусствоведения: Новосибирск, 2005. 50 с.

2. Алексеева Г. Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2015. 438 с.

3. Беляева М. Е. Современное состояние фольклора камчатских эвенов (по материалам экспедиций 2009-2016 гг.) // Меридиан: научный электронный журнал. 2016. № 2(2). URL: http://meridian-journal. ru/articles/sovremennoe-sostoyanie-folklora-kamchatskih-evenov-po-materialam-ekspeditsiy-2009-2016-g-g/ (дата обращения: 18.01.2019).

4. Венстен-Тагрина З. В. О реконструкции семейной шаманской песенной церемонии чукчей в контексте обрядового праздника «Мцэгыргын» // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2014. № 2(26). С. 20-47.

5. Венстен-Тагрина З. В. Феномен личной песни в традиционной культуре чукчей: дисс. ... кандидата культурологических наук. СПб., 2009. 220 с.

6. Добжанская О.Э. Личные песни в культуре самодийских народов. // 4th International Conference on Samoyedology (Hamburg, 3-4 October 2012). Hamburg: [w/p], 2012. С. 6- 8.

7. Добжанская О. Э. Шаманская музыка самодийских народов в синкретическом единстве обряда: дисс.....док. искусствоведения. М., 2008. 405 с.

8. Канюкова У. В. Современное состояние и перспективы развития фольклора малочисленных народов Севера // Меридиан: научный электронный журнал. 2016. № 2(2). URL: http://meridian-journal.ru/articles/ sovremennoe-sostoyanie-folklora-kamchatskih-evenov-po-materialam-ekspeditsiy-2009-2016-g-g/ (дата обращения: 18.01.2019).

9. Петрова В. А. Эпическая традиция эвенов в контексте духовной культуры и быта кочевого народа (конец XIX - начало XXI в.): дисс. ... кандидата исторических наук. М., 2014. 215 с.

10. Прокопьева П. Е. Фольклор лесных юкагиров в конце XX - начале XXI века // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 25-31.

11. Соловьев И. В. Синкретизм в музыкальной традиции саами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. с. 2686-2690. URL: http://e-koncept.ru/2014/54801.htm. (дата обращения 25.01.2019)

12. Чернышова С. Л. Особенности современного бытования фольклора коренных малочисленных северных этносов (на материалах Всероссийского фестиваля культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Кочевье Севера» // Меридиан: научный электронный журнал. 2016. № 2(2). URL: http:// meridian-journal.ru/articles/osobennosti-sovremennogo-byitovaniya-folklora-korennyih-malochislennyih-severnyih-etnosov-na-materialah-vserossiyskogo-festivalya-kultur-narodov-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf-kocheve-severa/ (дата обращения: 20.02.2019).

13. Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. Лит., 2002. 718 с. URL: https://refdb.ru/look/2072710-pall.html (дата обращения: 20.02.2019).

14. Seredkina N. N. Revisiting Methodological Principles of Cultural-Semiotic Approach in Studying Art of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2014. Т. 7. № 8. С. 1342-1357.

15. Niemi J., Lapsui А. Network of songs. Individual songs of the Ob' Gulf Nenets: Music and local history as sung by Maria Maksimovna Lapsui // Mémoires de la Société Finno-Ougrienne 248. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 2004. 202 p.

16. Weinstein-Tagrina Z.V. À propos du chant rituel tchouktche // Études/Inuit/Studies. 2007. № 31 (1-2). P. 257-272.

References

1. Alekseeva G. G. Narodno-pesennoe tvorchestvo v sisteme tradicionnoj muzykal'noj kul'tury dolgan [Folk and song creativity in the system of traditional musical culture of the Dolgans]. Novosibirsk, 2005. 50 p. (In Russian)

2. Alekseeva G. G. Narodno-pesennoe tvorchestvo v sisteme tradicionnoj muzykal'noj kul'tury dolgan [Folk and song creativity in the system of traditional musical culture of the Dolgans]. Yakutsk: YAF Izd-va SO RAN Publ., 2015. 438 p. (In Russian)

Bulletin of Ugric Studies. Vol. 9, № 1. 2019.

3. Belyaeva M. E. Sovremennoe sostoyanie fol'klora kamchatskih ehvenov (po materialam ehkspedicij 2009-2016gg.) [Modern state of folklore of the Kamchatka Evens (on materials of expeditions 2009-2016)]. Meridian: nauchnyj ehlektronnyj zhurnal [Meridian: the scientific electronic journal], 2016, no. 2 (2). Available at: http:// meridian-journal.ru/articles/sovremennoe-sostoyanie-folklora-kamchatskih-evenov-po-materialam-ekspeditsiy-2009-2016-g-g/ (accessed August 01, 2019). (In Russian)

4. Vensten-Tagrina Z. V. O rekonstrukcii semejnoj shamanskoj pesennoj ceremonii chukchej v kontekste obryadovogo prazdnika «Mnegyrgyn» [About the reconstruction of the family shamanistic song ceremony of the Chukchi in the context of the ritual holiday "Mnegyrgyn"]. Voprosy istorii i kul'tury severnyh stran i territorij [Historical and cultural problems of northern countries and regions], 2014, no. 2 (26), pp. 20-47. (In Russian)

5. Vensten-Tagrina Z. V. Fenomen lichnojpesni v tradicionnoj kul'ture chukchej [Phenomenon of a personal song in the traditional culture of the Chukchi]. Saint-Petersburg, 2009. 220 p. (In Russian)

6. Dobzhanskaya O. E. Lichnye pesni v kul'ture samodijskih narodov [Personal songs in the culture of the Samoyed peoples]. 4th International Conference on Samoyedology (Hamburg, October 03-04, 2012). Hamburg: [w/p], 2012, pp. 6-8. (In Russian)

7. Dobzhanskaya O. E. Shamanskaya muzyka samodijskih narodov v sinkreticheskom edinstve obryada [Shamanic music of the Samoyed peoples in the syncretic unity of the rite]. Moscow, 2008. 405 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kanyukova V. V. Sovremennoe sostoyanie iperspektivy razvitiyafol'klora malochislennyh narodov Severa [Modern state and prospects of development of the folklore of indigenous peoples of the North]. Meridian: nauchnyj ehlektronnyj zhurnal [Meridian: the scientific electronic journal], 2016, no. 2 (2). Available at: http:// meridian-journal.ru/articles/sovremennoe-sostoyanie-folklora-kamchatskih-evenov-po-materialam-ekspeditsiy-2009-2016-g-g/ (accessed August 01, 2019). (In Russian)

9. Petrova V. A. Epicheskaya tradiciya ehvenov v kontekste duhovnoj kul 'tury i byta kochevogo naroda (konec XIX - nachalo XXI v.) [Epic tradition of the Evens in the context of the spiritual culture and life of a nomadic ethnos (end of the the XIX - beginning of the the XXI centuries)]. Moscow, 2014. 215 p. (In Russian)

10. Prokopyeva P. Ye. Fol'klor lesnyhyukagirov v konceXX-nachaleXXIveka [Folklore of the Forest Yukagirs at the end of the XX - beginning of the XXI centuries]. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East], 2011, no. 3, pp. 25-31. (In Russian)

11. Solovyov I. V. Sinkretizm v muzykal'noj tradicii saami [Syncretism in Sami musical tradition]. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific-methodical electronic journal «Concept»], 2014, vol. 20, pp. 2686-2690. Available at: http://e-koncept.ru/2014/54801.htm. (accessed January 25 , 2019). (In Russian)

12. Chernyshova S. L. Osobennosti sovremennogo bytovaniya fol'klora korennyh malochislennyh severnyh ehtnosov (na materialah Vserossijskogo festivalya kul'tur narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka RF «Kochev'e Severa» [Peculiarities of modern existence of folklore of indigenous northern ethnic groups (on the materials of the All-Russian festival of cultures of the peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation «The Nomadism of the North»)]. Meridian: nauchnyj ehlektronnyj zhurnal [Meridian: the scientific electronic journal], 2016, no. 2 (2). Available at: http://meridian-journal.ru/articles/osobennosti-sovremennogo-byitovaniya-folklora-korennyih-malochislennyih-severnyih-etnosov-na-materialah-vserossiyskogo-festivalya-kultur-narodov-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf-kocheve-severa/ (accessed February 20, 2019). (In Russian)

13. Sheykin Yu. I. Istoriya muzykal'noj kul'tury narodov Sibiri: sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie [History of musical culture of the peoples of Siberia: comparative historical research]. Moscow: Vost. Lit. Publ., 2002. 718 p. Available at: https://refdb.ru/look/2072710-pall.html (accessed February 20, 2019). (In Russian)

14. Seredkina N. N. Revisiting Methodological Principles of Cultural-Semiotic Approach in Siberia and the Far East. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2014, no. 8 (7), pp. 1342-1357. (In English)

15. Niemi J., Lapsui A. Network of songs. Mens Nicholas Mensimovna Lapsui. Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 2004. Vol. 248. 202 p. (In Finnish)

16. Weinstein-Tagrina Z. V. À propos du chant rituel tchouktche. Études /Inuit /Studies, 2007, no. 31 (1-2), pp. 257-272. (In French)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Чернышова Светлана Леонидовна, доцент кафедры этнокультурологии, Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48), кандидат культурологии.

ORCID ID: 0000-0002-2913-3064

Luchiyanord@mail.ru

Петров Александр Александрович, профессор кафедры алтайских языков, фольклора и литературы Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48), доктор филологических наук. ORCID ID: 0000-0003-0075-3742 petrovalexspb@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR:

Chernyshova Svetlana Leonidovna, Associate Professor, Department of Ethnoculturology, Institute of the Peoples of the North of the A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia (191186, Russian Federation, Saint-Petersburg, Moika Embankment, 48), Candidate of Culturological Sciences. ORCID ID: 0000-0002-2913-3064 Luchiyanord@mail.ru

Petrov Alexander Alexandrovich, Professor, Department of Altai Languages, Folklore and Literature, Institute of the Peoples of the North of the A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia (191186, Russian Federation, Saint-Petersburg, Moika Embankment, 48), Doctor of Philological Sciences. ORCID ID: 0000-0003-0075-3742 petrovalexspb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.