Литература
1. Борисенков В.П. Гукаленко О.В. Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. - М.- Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. - 576 с.
2. Боровиков Л.И. Научный руководитель в инновационном учреждении дополнительного образования детей: метод. пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. - 80 с.
3. Быть с веком наравне... Организация деятельности учреждения дополнительного образования детей в режиме устойчивого развития: сб. метод. материалов. - Новосибирск: ДДТ им. В. Дубинина, 2011. - 264 с.
4. Интеграция дополнительного и других сфер образования / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладье-ва. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, 2005. - 197 с.
5. Педагогика: учеб. пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
7. Шульга И.И. Нешко О.В. Понятие «профессиональная готовность» с позиции компетентностного подхода // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. (18-21 февр. 2009 г.). Ч. 1. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. - С.205-212.
Колышкина Татьяна Игоревна, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ ДОУ «Дом детского творчества им. В. Дубинина». E-mail: [email protected]
УДК 378:68
© Э.Э. Кугно
Педагогические аспекты формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях
В статье произведен анализ сущности понятия «готовность» и на этой основе сформулировано собственное представление о понятии «готовность военнослужащего к деятельности в экстремальной ситуации». Кроме того, выделены условия, определяющие успешность процесса формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.
Ключевые слова: готовность, экстремальные ситуации, готовность военнослужащего к деятельности в экстремальных ситуациях.
EE Kugno
The Pedagogical Aspects of Soldiers’Readiness to Activity in Extreme Situation
The article gives the analysis of the notion “readiness” and on the basis of it the interior realization of the notion “readiness development of the military to extreme situation activity” is represented. In addition, the conditions that determine the successful process of development of the military to extreme situation activity are stated.
Keywords: readiness, extreme situations, readiness of the military to extreme situation activity
Особенностью современной служебнобоевой деятельности военнослужащих Российской армии является постоянная готовность к выполнению воинского долга в любое время и в любых условиях, необходимость действовать в чрезвычайных ситуациях: необычных, часто весьма сложных, опасных для жизни и здоровья. Землетрясения и наводнения, аварии и катастрофы, локальные военные конфликты и террористические акты, бандитские «разборки» и преступления против личности - вот далеко неполный перечень чрезвычайных ситуаций, которые наносят непоправимый моральный и экономический ущерб как отдельно взятому человеку, так и обществу. Разные по характеру возникновения (природные, техногенные, химические, экологические, информационно-семантические,
социальные и криминогенные), чрезвычайные ситуации требуют от военнослужащих - основных участников ликвидаций, их последствий -не только психологической устойчивости, но и наличия определенного уровня физической или специальной (тактической) подготовки.
Необходимость оперативно выполнять служебно-боевые задачи часто сопряжена с обстановкой нервно-психического и эмоционального напряжения и стресса, в непосредственной близости и контакте с преступниками, очагами бедствий (взрывы, завалы, угроза радиоактивного и химического заражения); в различных природно-климатических условиях (холод, зной, дождь, ветер, комары и гнус, горные ущелья, бескрайняя пустыня, непроходимая тайга и т.д.), которые по своему воздействию на организм при-
Э.Э. Кугно. Педагогические аспекты формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях____________________________________________________________________________________________________________
ближены к экстремальным ситуациям.
В последние годы значительно возросло количество погибших военнослужащих при выполнении задач боевой службы. Как показывает анализ, в большинстве случаев причинами гибели становились недостаточная профессиональная подготовленность, морально-волевая неустойчивость, желание добиться выполнения боевой задачи «любой ценой», без учета реальной обстановки, без борьбы за выживание, за сохранение собственной жизни и здоровья. Такая ситуация возникает в основном по причине не-сформированности у военнослужащих готовности к деятельности в сложных условиях, в результате чего возникают «сбои», ведущие к трагическим последствиям.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальной значимости решения проблемы формирования готовности военнослужащих к активным действиям в экстремальных ситуациях.
Отметим, что понятие «экстремальные ситуации» в большей степени относится к области психологических исследований, ибо охватывает широкий круг функциональных состояний человека, которые протекают по типу динамического рассогласования. Так, при действии экстремальных факторов физического или химического характера происходит нарушение адекватности физиологических реакций, при действии экстремальных факторов информационносемантического характера нарушаются психологические и поведенческие реакции. Однако наиболее часто повторяющимся явлением выступает смешанный тип реакции, когда первичное изменение физиологических функций влечет изменения поведенческих реакций или, наоборот, изменение психологических реакций приводит к появлению изменений в физиологических функциях. В этой связи реакции организма на экстремальные ситуации принято рассматривать в основном в двух формах: в адекватной форме реакции и реакции тревоги.
Реакции тревоги мало связаны со спецификой экстремального фактора и направлены в основном на сохранение функционирования организма, поэтому наблюдается ослабление сознательного контроля за поведенческими реакциями, что приводит в крайних случаях к бессознательным поведенческим актам (панике).
Реакции адекватных форм направлены на ликвидацию или преодоление экстремальных факторов, при этом поведение носит осознанный, целенаправленный характер и направлено на формирование определенного плана действий, основанного на анализе качественных, а иногда
и количественных характеристик экстремальных условий и всей существующей ситуации в целом.
Это позволяет сделать вывод о том, что решение проблемы формирования готовности военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях должно рассматриваться не только в плоскости психологической, служебнотактической и физической подготовки, но и через призму педагогического сопровождения, опыт осуществления которого в достаточном количестве накоплен в современной педагогической науке и практике. Вполне очевидно, что применение передовых и наиболее эффективных педагогических форм и методов при организации процесса формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях позволит выработать высокую эффективность выполнения личным составом служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях. Под психологической готовностью подразумевается система психологических и психофизиологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешность и результативность определенных действий и деятельности. С педагогической точки зрения, готовность к деятельности в экстремальных ситуациях рассматривается как вооруженность знаниями, умениями, навыками, способами деятельности, как желание и возможность индивида реализовать имеющуюся программу действий (М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович, В.В. Сериков), как внутреннее свойство, качество личности (А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер и др.).
Мы полагаем, что готовность военнослужащего действовать в экстремальной ситуации обладает специфической особенностью - она не может иметь завершенный вид, ибо рождается каждый раз заново, в новом варианте, новой комбинации знаний, умений, навыков, опыта, компетенций, мировоззренческих установок в зависимости от того, какая новая экстремальная ситуация возникает. Теоретический анализ отечественных и зарубежных педагогических исследований позволяет констатировать: проблема формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях изучена еще недостаточно полно, но вместе с тем она представляет особый интерес для исследователей. Так, проблемы адаптации военнослужащих к экстремальным климатогеографическим факторам и боевой деятельности в условиях горнопустынной и тропической местности изучены В.И. Голубом, Е.Б. Науменко, В.И. Шостаком.
Вопросам специальной тактики и проведения специальных операций посвящены исследова-
ния И.С. Барчукова, А.В. Буданова, А.Ф. Май-дыкова, Н.Н. Силкина, Дж. Дэвида и К. Альберта.
Психологические аспекты служебной деятельности нашли свое отражение в трудах М.А. Евдокимова, А.Т. Иваницкого, В.Я. Кикотя, В.Л. Ма-рищука, В.А. Пономаренко, Н.В. Романенко, В.Н. Устюжанина, А.И. Ушатикова, А.Г. Шестакова.
Некоторые теоретические и практические проблемы обеспечения безопасности человека рассмотрены в работах А.А. Аксенова, Ю.П. Аверичева, Н.П. Барабанова, А.М. Глаголевой, И.К. Топорова, М.П. Фролова.
Опираясь на работы А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого и др., мы пришли к выводу, что готовность военнослужащего к деятельности в экстремальной ситуации - это сложное динамическое новообразование личности, сочетающее совокупность необходимых знаний, умений и навыков, психологических особенностей, мировоззренческих и нравственных качеств, социально-ценностных мотивов, комплекс профессиональных компетенций, обладающих отличительной чертой.
Анализ педагогических исследований позволил нам выделить направления педагогического сопровождения и основания к созданию педагогических условий, способствующих развитию готовности военнослужащего к деятельности в экстремальных ситуациях (В.А. Ясвин, А.А. Ярулов, В.М. Швецова, Ю.Ю. Мелихова и др.). Мы рассматриваем педагогическое сопровождение как специально смоделированный, многомерный в содержательном, временном, пространственном и событийном представлении технологически организованный образовательный процесс, создающий благоприятные условия развития готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях.
Осмысление опыта, накопленного педагогической наукой, а также собственного многолетнего опыта деятельности в экстремальных ситуациях позволило нам выявить сущность педагогического сопровождения, сформулировать основы его построения, определить факторы, условия, предпосылки, закономерности, влияющие на формирование готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях. Модель процесса педагогического сопровождения формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях была реализована нами в Центре специальной и физической подготовки Командования дальней авиации Военно-Воздушных Сил Российской Федерации. Особое внимание в органи-
зации процесса педагогического сопровождения было уделено решению его воспитательной функции. Основной акцент сделан на процесс тактической и физической подготовки, при реализации которого происходило формирование чувства ответственности, коллективизма, сплоченности подразделений (учебных групп); мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями, воспитание привычки продолжать такие занятия и после ухода в запас; реализация ряда технологических приемов, повышающих положительный эмоциональный фон при выполнении различных тренировочных упражнений; ограничение жестких команд, предоставление более широких возможностей для развития и проявления инициативы. Организация занятий направлена на создание положительного фона, получение военнослужащими удовлетворенности своими результатами; акцентирование внимания на умения действовать в открытой и незащищенной местности, маршевую подготовку, что должно обеспечить их способность планировать и управлять деятельностью на местности в условиях очень высоких физических нагрузок; сочетание тактических тренировочных занятий и физических упражнений с проведением воспитательной работы, требованиями достижения высокого морального духа, безусловной дисциплинированности и групповой сплоченности.
Организация педагогического сопровождения процесса развития готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях позволила нам выделить ряд педагогических условий, способствующих его эффективности. Среди них: многомерная в содержательном, пространственном, временном и событийном представлении развивающая образовательная среда, имеющая рефлексивный фон; комплексный педагогический процесс, обеспечивающий мотивацию слушателя на саморазвитие и личностно-профессиональную реализацию; ретренинг как современная педагогическая технология, включающая «проживание», проектирование, индивидуальную образовательную траекторию; модель выпускника Центра, который представлен как личность с объективным восприятием мира, позитивной «Я-концепцией».
Все вышеизложенное дает основания для вывода о том, что эффективность процесса формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях зависит от организации его педагогического сопровождения в специально организованных педагогических условиях.
Литература
1. Василенко Е.В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям. - Ставрополь, 2008. 229 с.
2. Воробьев И.С. Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина - Екатеринбург, 2004. С. 15.
3. Узун Л.С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000. 420 с.
Кугно Эдуард Эдуардович, соискатель кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 210411.
УДК 37.016:811
© ДГ. Матвеева К вопросу профессиональной направленности процесса обучения иностранным языкам
Профессионально направленное изучение иностранного языка может внести большой вклад в формирование личности будущего специалиста. В процессе овладения иностранным языком студент становится более эрудированным в области своей специальности.
Ключевые слова: профессиональная направленность, контекстный подход, информативное чтение, профессиональная компетентность.
D G. Matveeva
To the Professional Orientation of the English Teaching Process
Content-based teaching of foreign languages develops the personality of a future specialist. Learning a foreign language a student becomes more professionally competent.
Keywords: professional orientation, content-based teaching, informative reading, professional competence
Одной из актуальных проблем педагогической теории и практики является проблема профессиональной направленности образовательного процесса. Процесс обучения в вузе рассматривается учеными как время самосовершенствования, связанного с развитием у студентов всего комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, навыки и умения, важные для успешной работы по избранной специальности. Поэтому в последние годы все более широкое признание в системе непрерывного профессионального образования получает контекстный подход (А.А. Вербицкий, 1991; Б.Н. Черкашин, 1998; Ю.В. Маслова, 2000; Э.В. Бурцева, 2002; Л.Ф. Нугуманова, 2004; Т.Н. Ямских, 2004). Это обусловлено тем, что теория и технологии контекстного обучения опираются на лучшие традиции отечественной педагогики и психологии и богатейший опыт учителей-практиков.
Контекстное обучение - это система дидактических форм, методов и средств, моделирующих предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. В рамках контекстного обучения усвоение студентами абстрактных знаний как знако-
вых систем наложено на канву профессиональной деятельности [2]. Учение не замыкается здесь само на себе - учиться, чтобы получить знания, - а выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста. Как и в традиционном обучении, учебный материал предъявляется здесь в виде учебных текстов как знаковых систем (отсюда «знаково-контекстное обучение») и по-прежнему выступает как информация, которую нужно усвоить. Но есть «чрезвычайное» дополнение - за этой информацией, сконструированными при ее посредстве задачами, проблемными ситуациями, моделями просматриваются реальные контуры профессионального будущего. Это наполняет процесс учения личностным смыслом, создает возможности для целеобразования и целеосуществления, движения деятельности от прошлого через настоящее к будущему, от учения к труду.
В контекстном обучении содержание представляется не только в логике науки, но и, прежде всего, в логике будущей профессиональной деятельности. Тем самым, акцент в деятельности студента смещается с учебной информации