Научная статья на тему 'Педагогическая задача как средство подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности психологопедагогического направления'

Педагогическая задача как средство подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности психологопедагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Елена Викторовна

В статье рассматривается педагогическая задача как средство подготовки будущих педагогов­психологов к осуществлению профессиональной деятельности психолого­педагогического направления и предлагается алгоритм решения педагогической задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышникова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with pedagogical problem as means of training future teachers­psychologists to implement professional activities of psycho­pedagogical direction and propose an algorithm for solving educational problems.

Текст научной работы на тему «Педагогическая задача как средство подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности психологопедагогического направления»

References

1. Konetskaya V.P. Sociology of communication. M.: Mezhdunarodny universitet biznesa i upravleniya, 1997. P. 304. [in Russian].

2. Koryakovtseva N.F. Theory of teaching foreign languages: productive educational technologies. M.: Akademi-ya, 2010. P. 192. [in Russian].

3. Meng T.V. Main trends of educational environment development in universities in the society of knowledge. IzvestiyaRossiyskogogos. ped. universiteta im. A.I.Gertsena, 2006. Vol. 17. T. 7. P. 26-34. [in Russian].

4. Shkitina N.S. Methodological foundation of future teachers' empathy and participation preparation. Vestnik Chelyabinskogo gos. ped. universiteta, 2010. №9. P. 115-121. [in Russian].

5. Wilber K. Introduction to Integral Theory and Practice: IOS Basic and the AQAL Map. AQALJournal, 2006. Vol. 1. № 1. P. 1-40.

Сведения об авторах: Афанасьева Ольга Юрьевна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий, кафедра английской филологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Федотова Марина Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра английского языка и методики обучения английскому языку, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the authors: Afanasyeva Olga Yuryevna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, English Philology Department, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Fedotova Marina Gennadyevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of English and Methods of Teaching English, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 378 ББК 74.480.05

Е.В. Барышникова педагогическая задача как средство

подготовки будущих педагогов-психологов

к осуществлению профессиональной деятельности психолого-педагогического

направления

! В статье рассматривается педагогическая задача как средство подготовки будущих педагогов-

3 психологов к осуществлению профессиональной деятельности психолого-педагогического на-^ правления и предлагается алгоритм решения педагогической задачи.

из Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, профессиональные компетенции,

профессиональная деятельность, педагогическая задача.

E.V. Baryshnikova

pedagogical task as a tool to train future psychologists for professional psycho-pedagogical activity

The article deals with pedagogical problem as means of training future teachers-psychologists to implement professional activities of psycho-pedagogical direction and propose an algorithm for solving educational problems.

Key words: competence approach, competence, professional competence, professional activity, pedagogical problem.

Модернизация в сфере профессионального образования актуализирует подготовку высокопрофессионального и компетентного специалиста. В связи с этим в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) необходим новый подход в формировании общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-прикладных компетенций. Именно профессиональные задачи способствуют успешному формированию заданных стандартом компетенций, поскольку позволяют смоделировать ситуации, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности. С учетом сказанного целью данной статьи является рассмотрение педагогической задачи как средства подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

Отметим, что содержание и структура понятия «педагогическая задача» достаточно подробно рассматриваются в исследованиях педагогов (В.П. Беспаль-ко, З.М. Большаковой, Н.В. Бордовской, М.А. Галагузова, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера, В.И. Ле-щинского, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, Н.Н. Тулькибаевой, Л.М. Фридман и др.) и психологов (А.Н. Леонтьева, А.А. Реан, С.И. Розум, С.Л. Рубинштейн, С.К. Тихомирова, Д.Б. Эльконина и др.). Проанализировав положения, представленные в научных трудах указанных авторов, мы пришли к выводу, что в настоящее время нет единого подхода к определению рассматриваемого понятия.

В психолого-педагогической литературе отмечается несколько вариантов интерпретации данного понятия. Так, понятие «педагогическая задача» рассматривается:

• как основной элемент педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма (И.Я. Зязюн, В.И. Лящинский и др.);

• как педагогическая ситуация, которая характеризуется взаимодействием субъектов образовательного процесса (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шия-нов и др.) [5];

• в качестве задачи, выступающей «средством управления деятельностью обучающихся и реализующая основные аспекты управления» (информационный и организационный) [6, с. 207];

• как цель, заданная в определенных условиях (В.П. Беспалько, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.К. Тихомиров и др.);

• как модель педагогической ситуации (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Г.А. Петрова и др.).

Несмотря на неоднозначность подходов ученых к трактовке рассматриваемого понятия, отметим общую для всех авторов позицию, которая состоит в том, что педагогическая задача рассматривается в качестве элемента педагогического процесса.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что существует несколько типов педагогических задач и вариантов их применения в образовательном процессе:

• задачи на выбор способов поведения, задачи на оказание помощи в разре-

X

ф

^

m н

о ф

Ei >.

о

о ^

СО

о о

5 к

о £

"т Ез

ей ГО

2 го го 1

4 о

с S

X о

н

5 о

Ю ГО g ф

СО 1=

2 Ё г

о о

£0 С

О

«5

* с; ГО ф

* н

го £ т

го ч

ГО о " I К .0

го щ

<и о

её st

го m о

S X

Э

.D

ГО

ш od uJ

шении конфликта, проблемные задачи, задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения и др. (Н.В. Бордовская, А.А. Реан) [4];

• стратегические задачи (А.А. Захар-ченко, В.А. Караковский и др.);

• дидактические задачи (В.И. Загвя-зинский, Л.М. Фридман и др.);

• оперативные задачи (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.);

• задачи этапа педагогической диагностики, задачи этапа педагогического проектирования, целеполагания и др. (Л.Ф. Спирин).

В настоящее время ФГОС ВО ориентирует профессиональные образовательные организации на применение инновационных подходов в подготовке будущих специалистов. Как отмечает доктор психологических наук В.И. Долгова, «важнейшей характеристикой возможностей субъекта инновационной деятельности является профессиональная активность» [2, с. 19]. Это активизирует деятельность преподавателей по применению активных методов и средств обучения в образовательном процессе. Поэтому в нашем исследовании педагогическая задача рассматривается как средство подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности и, в частности, как средство, активизирующее познавательную деятельность обучающихся. Не будем подробно останавливаться на вариантах применения педагогической задачи как средства активизации познавательной деятельности, поскольку данный аспект частично раскрывается в публикациях самого автора [1].

По мнению Н.В. Кузьминой, структурными компонентами педагогической деятельности являются «три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный» [Цит. по: 5]. На основании этого можно предположить, что самостоятельное решение профессиональных задач зависит от сформированности коммуникативных умений, умений строить взаимодействие с субъектами образовательного процесса, организовывать индивидуальную, игровую и продуктивные виды деятельности обучающихся, совместную дея-

тельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды, выстраивать развивающие учебные ситуации. В свою очередь, педагогические задачи позволят сформировать конструктивные, организационные и коммуникативные умения, необходимые в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

Надо сказать, что на формирование таких умений ориентирует и ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень «бакалавриат»), в котором наряду с другими общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, необходимыми педагогу-психологу, особую значимость приобретают компетенции, формирование которых позволит успешно решать профессиональные задачи. К ним относят следующие компетенции: ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-10, ОПК-13, ПКПП-1, ПКПП-4, ПКПП-7, ПКПП-8, ПКПП-11, ПКД-1, ПКД-2, ПКД-3, ПКД-4, ПКД-6, ПКНО-1, ПКНО-3, ПКНО-4, ПКНО-5, ПКНО-6, ПКСПП-1, ПКСПП-6.

Отметим, что формированию указанных компетенций способствуют такие дисциплины учебного плана по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень образования «бакалавриат»), как «Инновационные технологии деятельности педагога-психолога», «Психологическое консультирование», «Методы активного социально-психологического обучения», «Психология профессиональной деятельности педагога», «Методика преподавания психологии», «Организация взаимодействия дошкольников в инклюзивном ДОУ», «Тренинг разрешения конфликтов», «Применение ролевых игр в тренинге», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Методы коррекционно-развивающей работы», «Психологическая служба в образовании» и др.

В исследованиях З.М. Большаковой и Н.Н. Тулькибаевой отмечается, что педагогическая задача не имеет однозначного решения [6]. В связи с этим считаем, что решение педагогической задачи должно быть направлено прежде всего на нахож-

дение различных вариантов достижения поставленной цели.

Учеными отмечается несколько вариантов решения педагогической задачи. В своем исследовании мы придерживаемся подхода Г.А. Петровой, которая предлагает решать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций [3]. Педагогические ситуации могут быть взяты из практики работы педагогов-психологов, учебных пособий, фрагментов телевизионных передач и кинофильмов, произведений художественной литературы.

Опираясь на структурные элементы педагогической задачи, выделенные педагогами (В.И. Загвязинским, И.Ф. Исаевым, М.Л. Фрумкиным и др.), такие как цель, исходное состояние предмета задачи (условия), модель требуемого состояния (требования задач), на разработанные способы решения педагогической задачи (В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.), с учетом собственного опыта преподавания психолого-педагогических дисциплин представим алгоритм решения педагогической задачи:

1. Ознакомиться с содержанием педагогической задачи.

2. Проанализировать педагогическую ситуацию, содержащую проблему.

3. Определить проблему.

4. Сформулировать несколько вариантов решения проблемы (определить способы педагогического взаимодействия/воздействия).

5. Обсудить варианты решения проблемы в группе.

6. Проанализировать все варианты решения проблемы.

7. Выбрать наиболее оптимальный вариант решения проблемы из всех предложенных.

Возможны несколько вариантов проведения занятия с применением педагогической задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариант I

1. Подготовительный этап. Обучающиеся делятся на подгруппы. В группе определяются спикер (его роль состоит в организации обсуждения и формулировке общего мнения), оппонент (его роль состоит в формулировке основных вопросов для обсуждения) и эксперт (его

роль состоит в оценке вариантов решения определенной проблемы и в сравнении их с предлагаемыми позициями других групп). Каждая подгруппа обсуждает свою позицию в течение отведенного времени.

2. Основной этап. На этом этапе заслушиваются мнения, предлагаемые каждой подгруппой. Затем оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы на эти вопросы. В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по решению указанной проблемы.

3. Подведения итогов. На этом этапе эксперты осуществляют сравнительный анализ выдвигаемых суждений, затем преподаватель анализирует все выдвигаемые суждения и подводит итог, оформляет окончательный вариант решения рассматриваемой проблемы.

Вариант II

1. Введение в изучаемую проблему. На этом этапе обучающиеся получают задание.

2. Анализ ситуации. Обучающиеся делятся на подгруппы по 4-5 человек. Каждой подгруппе отводится определенное время для обоснования или предложения своего варианта решения указанной проблемы по следующей схеме: выявление основной проблемы, определение всех факторов, влияющих на эту проблему, рассмотрение альтернативных путей решения проблемы, выбор наиболее оптимального варианта решения проблемы.

3. Подведение итогов. На этом этапе занятия каждая подгруппа аргументирует свой вариант решения проблемы. В процессе дискуссии анализируются стратегии поведения участников. Преподаватель подводит итог и информирует о том, как были решены проблемы, которые обсуждались на занятии.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что применение педагогической задачи способствует успешной подготовке будущих педагогов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности, поскольку активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, повышает мотивацию к приобретению теоретических знаний и их применению в практической деятельности.

X

ф

^

ш I-

о ф

о

о ^

ей о

о

5 к

о £

■т Ез

ей (О

2 го го 1

4 о

с £

X о

н

5 о

Ю ГО

¿г ф СО 1=

2 <2

о о со п.

" н

о

X

* ¡3

ГО £ го ч

ГО о « ¥

е " ф^

Библиографический список

1. Барышникова, Е.В. Применение интерактивных методов обучения в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического направления [Текст] / Е.В. Барышникова // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (29 декабря 2014 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. -С.24-27.

2. Долгова, В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности [Текст] / В.И. Долгова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013.- № 12.- С. 17-24.

3. Петрова, Г.А. Использование задачного подхода в процессе формирования готовности будущих учителей к решению профессиональных задач на основе анализа педагогических ситуаций [Текст] / Г.А. Петрова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2015. -№ 2. - С. 16-26.

4. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 576 с.

6. Тулькибаева, Н.Н. Педагогическая задача: смысл и функции [Текст] / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 9/1. - С. 206-213.

References

1. Baryshnikova E.V. The use of interactive teaching methods in the formation of professional competence of bachelors in psychological-pedagogical directions. Sovremennoie sostoianie i perspekyivy razvitia psikhologii ipedagogiki. Ufa: Aeterna, 2014. P. 24-27. [in Russian].

2. Dolgova V.I. Psychophysiological determinants of willingness to innovate. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2013. № 12. P. 17-24. [in Russian].

3. Petrova G.A. Using task approach in the process of formation of readiness of the future teachers for solving professional problems based on the analysis of pedagogical situations. Vestnik nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. № 2. P. 16-26. [in Russian].

4. Rean A.A. et al. Psychology and Pedagogy. SPb: Peter, 2002. P. 432. [in Russian].

5. Slastenin V.A. Pedagogy. M.: Akademia, 2007. P. 576. [in Russian].

6. Tulkibaeva, N.N., Bolshakova, Z.M. Pedagogical problem: the meaning and function. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2014. № 9/1. P. 206-213. [in Russian].

Сведения об авторах: Барышникова Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: е.у[email protected]

Information about the authors: Baryshnikova Elena Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor, Department

of Theoretical and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

ro ca о

S X

3 .0

го

od

LU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.