Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / аксиологический потенциал / структура / концепция / принципы / методы обучения / система ценностей / pedagogical technology / axiological potential / structure / concept / principles / teaching methods / value system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобер Ольга Ивановна

Технологизация процесса обучения стала приметой времени, и связано это не только с использованием электронных ресурсов, но и с попытками управлять учебным процессом технологическим способом. Современные тенденции развития высшего образования призваны ответить на требования и вызовы времени и характеризуются переходом на новый качественный уровень, основанный на усилении внимания к проблемам гуманизации и самореализации личности студентов, эффективное решение которых возможно с использованием педагогической технологии. На основе теоретических научных и методологических исследований нами была разработана и теоретически обоснована авторская педагогическая технология развития аксиологического потенциала личности будущих архитекторов, которую мы рассматривали как системный и последовательный процесс целеполагания, проектирования, организации и проведения учебно-воспитательной деятельности, направленной на гарантированный результат. Структурная модель представлена в виде четырех взаимосвязанных блоков: концептуально-методологический, ценностно-содержательный, ориентационно-процессуальный, результативно-аналитический. Научную основу технологии составляет аксиологическая теория ориентации личности в мире образования, в методологический компонент включены принципы, подходы и требования (критерии) к технологии. Ценностно-содержательный блок свидетельствует о предметном уровне технологии, опирающейся на изучении дисциплины по истории искусств с позиции аксиологии образования. Ориентационно-процессуальный блок отражает организацию учебного процесса, комплекс ценностно-ориентирующих методов, механизм и этапы ориентации на ценности. В последний блок вошли такие элементы, как диагностика, уровни, критерии, показатели, позволяющие анализировать и корректировать ход учебно-воспитательного процесса, направленного на достижение поставленной цели, и оценить полученный результат. Апробация данной технологии в опытно-экспериментальной работе показала ее эффективность, поскольку был достигнут прогнозируемый результат: динамика развития компонентов аксиологического потенциала. Вывод: теоретико-методологические исследования данной технологии можно использовать в педагогической науке и в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобер Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL POTENTIAL OF THE FUTURE ARCHITECT

Technologization of the learning process has become a sign of the times, and this is connected not only with the use of electronic resources, but also with attempts to manage the educational process in a technological way. Modern trends in the development of higher education are designed to respond to the demands and challenges of the time and are characterized by a transition to a new qualitative level, based on increased attention to the problems of humanization and self-realization of the personality of students, the effective solution of which is possible with the use of pedagogical technology. Based on theoretical scientific and methodological research, we developed and theoretically substantiated the author’s pedagogical technology for developing the axiological potential of the personality of future architects, which we considered as a systematic and consistent process of goal setting, design, organization and conduct of educational activities aimed at a guaranteed result. The structural model is presented in the form of four interconnected blocks: conceptual-methodological, value-content, orientation-process, result-analytic. The scientific basis of the technology is the axiological theory of personality orientation in the world of education; the methodological component includes principles, approaches and requirements (criteria) for the technology. The value-content block indicates the subject level of technology, based on the study of the discipline of art history from the perspective of the axiology of education. The orientation-procedural block reflects the organization of the educational process, a set of value-oriented methods, the mechanism and stages of orientation to values. The last block includes such elements as diagnostics, levels, criteria, indicators that allow you to analyze and adjust the course of the educational process aimed at achieving the goal and evaluate the result obtained. The approbation of this technology in experimental work has shown its effectiveness, since the predicted result was achieved: the dynamics of the development of the components of the axiological potential. Conclusion: theoretical and methodological studies of this technology can be used in pedagogical science and in educational practice.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА»

DOI: 10.25198/1814-6457-241 -39 УДК 378

Кобер О.И.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: okober@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА

Технологизация процесса обучения стала приметой времени, и связано это не только с использованием электронных ресурсов, но и с попытками управлять учебным процессом технологическим способом. Современные тенденции развития высшего образования призваны ответить на требования и вызовы времени и характеризуются переходом на новый качественный уровень, основанный на усилении внимания к проблемам гуманизации и самореализации личности студентов, эффективное решение которых возможно с использованием педагогической технологии. На основе теоретических научных и методологических исследований нами была разработана и теоретически обоснована авторская педагогическая технология развития аксиологического потенциала личности будущих архитекторов, которую мы рассматривали как системный и последовательный процесс целеполагания, проектирования, организации и проведения учебно-воспитательной деятельности, направленной на гарантированный результат. Структурная модель представлена в виде четырех взаимосвязанных блоков: концептуально-методологический, ценностно-содержательный, ориентационно-процес-суальный, результативно-аналитический. Научную основу технологии составляет аксиологическая теория ориентации личности в мире образования, в методологический компонент включены принципы, подходы и требования (критерии) к технологии. Ценностно-содержательный блок свидетельствует о предметном уровне технологии, опирающейся на изучении дисциплины по истории искусств с позиции аксиологии образования. Ориентационно-процессуальный блок отражает организацию учебного процесса, комплекс ценностно-ориен-тирующих методов, механизм и этапы ориентации на ценности. В последний блок вошли такие элементы, как диагностика, уровни, критерии, показатели, позволяющие анализировать и корректировать ход учебно-воспитательного процесса, направленного на достижение поставленной цели, и оценить полученный результат. Апробация данной технологии в опытно-экспериментальной работе показала ее эффективность, поскольку был достигнут прогнозируемый результат: динамика развития компонентов аксиологического потенциала. Вывод: теоретико-методологические исследования данной технологии можно использовать в педагогической науке и в образовательной практике.

Ключевые слова: педагогическая технология, аксиологический потенциал, структура, концепция, принципы, методы обучения, система ценностей.

Kober O.I.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: okober@mail.ru

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL POTENTIAL OF THE FUTURE ARCHITECT

Technologization of the learning process has become a sign of the times, and this is connected not only with the use of electronic resources, but also with attempts to manage the educational process in a technological way. Modern trends in the development of higher education are designed to respond to the demands and challenges of the time and are characterized by a transition to a new qualitative level, based on increased attention to the problems of humanization and self-realization of the personality of students, the effective solution of which is possible with the use of pedagogical technology. Based on theoretical scientific and methodological research, we developed and theoretically substantiated the author's pedagogical technology for developing the axiological potential of the personality of future architects, which we considered as a systematic and consistent process of goal setting, design, organization and conduct of educational activities aimed at a guaranteed result. The structural model is presented in the form of four interconnected blocks: conceptual-methodological, value-content, orientation-process, result-analytic. The scientific basis of the technology is the axiological theory of personality orientation in the world of education; the methodological component includes principles, approaches and requirements (criteria) for the technology. The value-content block indicates the subject level of technology, based on the study of the discipline of art history from the perspective of the axiology of education. The orientation-procedural block reflects the organization of the educational process, a set of value-oriented methods, the mechanism and stages of orientation to values. The last block includes such elements as diagnostics, levels, criteria, indicators that allow you to analyze and adjust the course of the educational process aimed at achieving the goal and evaluate the result obtained. The approbation of this technology in experimental work has shown its effectiveness, since the predicted result was achieved: the dynamics of the development of the components of the axiological potential. Conclusion: theoretical and methodological studies of this technology can be used in pedagogical science and in educational practice.

Key words: pedagogical technology, axiological potential, structure, concept, principles, teaching methods, value system.

Обращение педагогической науки к тех-нологизации образовательного процесса в условиях информационного общества приобретает все большую значимость. Использование педагогической технологии, как теоретически обоснованному и практико-ориентированному новшеству, обеспечивает будущему специалисту познавательную самостоятельность, творческую деятельность по саморазвитию и проектирование своего профессионального будущего.

Термин «педагогическая технология» ввел в научный лексикон американский психолог Дж. Кэролл, обратив внимание на такой параметр, как результат обучения. Его последователи разработали на основе рационализации учебного процесса методику обучения полному усвоению знаний. Постепенно технологический подход в образовании получил распространение по всему миру, начали выпускаться специальные журналы в США, Англии, Японии, проводиться международные конференции.

Педагогическая технология начинает исследоваться не только с точки зрения технизации, как это было поначалу, но и как возможность управлять учебным процессом путем анализа, конструирования, применения педагогического инструментария и оценки результата с целью повысить образовательную эффективность. Тем самым дается установка для педагогической практики: проблемы дидактики можно решать через управление учебным процессом технологическим способом.

В разработку понятия «педагогическая технология», его структуры и содержания внесли свой вклад психологи и педагоги, как зарубежные (Д.-Р. Андерсон, Б. Блум, Д. Брунер, Дж. Кэролл, Д. Хамблинс), так и отечественные (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Л.В. Загрекова, В.С. Зайцев, О.И. Мезенцева, Т.В. Мошарова, П.Я. Гальперин, М.В. Кларин, Н.Ф. Талызина, Л. М. Никанорова, Л. С. Поды-мова, Г.К. Селевко, Н Е. Щуркова, В В. Юдин, В. А. Якунин). Анализ научных источников показал, что существует множество определений педагогической технологии, которую трактуют как науку, систему, схему, проект, модель, процесс, деятельность, систему установок, управление учебной деятельностью, организационную форму обучения, совокупность методов, средств, приемов и способов достижения цели.

В зарубежной педагогической науке понятие «педагогическая технология» неоднократно уточнялось. По мнению П.-Д. Митчелла, «педагогическая технология - область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов [13]. Другой точки зрения, опираясь на первоначальное значение понятия, придерживается М. Кларк, считая, что смысл педагогической технологии в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени [6].

ЮНЕСКО дает два определения педагогической технологии: как использование технических средств в педагогических целях, и как системный метод создания, организации функционирования целостного педагогического процесса с учетом специфики человеческих и материально-технических ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [6].

Приведем наиболее используемые определения отечественных ученых. Педагогическая технология - это ...

- последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений (В.В. Юдин) [20];

- строгое научное проектирование и точное воспроизведение таких педагогических действий, которые обеспечивают успех воспитательно-образовательного процесса, в основе которого лежит некая система принципов (В.А. Сластенин) [17];

- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (Б.Т. Лихачев) [11];

- связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы и т. д., обеспечивающие достижение цели (И.П. Подласый) [15];

- составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов) [18];

- системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструмен-

тальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин) [9];

- модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов) [14];

- последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников (В.С. Безрукова) [1];

- проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике (В.П. Бес-палько) [3].

Анализ дефиниций термина позволяет сделать вывод, что педагогическую технологию рассматривают преимущественно в трех аспектах: научном, процессуально-описательном и деятельностном; в научном - как дидактическую концепцию, часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание, методы обучения, проектирующей педагогические процессы (Б.Т. Лихачев, В. А. Сластенин, М.А. Чошанов), в процессуально-описательном - как описание алгоритма процесса, некого профессионального инструментария для достижения планируемого результата (М.В. Кларин, В.М. Монахов, В.В. Сериков) и в деятельностном - как осуществление педагогического процесса (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, М.М. Левина). Надо сказать, что нередко ученые дают несколько определений, рассматривая педагогическую технологию с разных концептуальных позиций.

В чем принципиальное отличие педагогической технологии от традиционной методики преподавания и воспитательной работы? Словарь иностранных слов трактует понятие «методика» как совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы. Применительно к педагогике это означает совокупность методов, приёмов, форм организации деятельности учащихся, направленных на решение определённых педагогических задач. То есть, методика характеризуется постановкой задачи и комплексом методов для ее решения, ни о каком выстраивании их в логическую цепочку и последовательности в педагогическом

процессе и речи не идет. Методика рассчитана на «усредненного» обучающегося, поэтому диагностика, чтобы увидеть информацию об исходном и конечном состоянии учащихся, имеющих разный уровень подготовки, как правило, не проводится. И еще одна характерная черта методики преподавания свидетельствует, что во многом она зависит от мастерства и опыта педагога, что затрудняет ее воспроизводимость.

Главное отличие технологии от методики -в прописанности шагов деятельности преподавателя и обучающихся, приводящих к нужному результату, что возможно при научном познании закономерностей учебного процесса. Не случайно В. А. Сластенин указывает на законосообразность, как сущностный признак технологии [17]. Основа технологии - четкое определение конечной цели, на достижение которой направлено проектирование образовательного процесса с использованием диагностики и совокупности методов, приемов, форм обучения. «Технология - это каркас, методика - оболочка, форма деятельности педагога» [12, с. 5].

Еще одна отличительная черта технологии - отсутствие личностного оттенка, то есть ее можно применять в других образовательных учреждениях. Но это не значит, что мастерство преподавателя при этом неважно, в педагогической технологии как раз «наиболее полно проявляется личность преподавателя» (В.А. Сластенин). Отсюда вывод: «образование целесообразно строить на технологиях, а не на методиках, которые предполагают их формальное повторение, либо часто неповторимы» (К В. Аксенов) [1].

Отечественные исследователи указывают на такие специфические признаки педагогической технологии, как:

- четкость и определенность в фиксации результата, наличие критериев его достижения, пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, переносимость и повторяемость опыта (В.В. Юдин) [20];

- целенаправленность, целостность, научная обоснованность, направленность на результат, планируемость, высокая эффективность, системность, комфортность для учителя и учащихся, законосообразность, проектируемость, надежность, гарантированность результата (Г.Е. Муравьева) [5];

- процессуальность, направленность на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов, представимость совокупностью методов изменения состояния объекта (М.В. Кларин) [9].

- проектируемость, корректируемость, управляемость, визуализация (М.А. Чошанов) [18].

Таким образом, по сравнению с обучением, построенным на основе традиционной методики, можно утверждать, что педагогическая технология имеет серьезные преимущества в постановке конкретной цели, диагностике, проектируемости и реализации учебного процесса, использовании комплекса методических средств, направленных на достижение результата.

Разработка и внедрение педагогической технологии осуществлялась нами поэтапно: сначала был проведен анализ научно-методической литературы по педагогической технологии, определена цель, сформулирована гипотеза и спрогнозирован результат; затем разрабатывалась структура технологии, проектируемые блоки наполнялись содержанием, готовилась модель с комплексом методических средств для осуществления эксперимента; на третьем этапе происходила реализация проекта в реальном учебно-воспитательном процессе, начиная с диагностики и последующим использованием совокупности методических средств и комплекса педагогических условий; в заключении проверялась эффективность технологии с помощью итоговой диагностики и анализа полученного результата.

В нашем исследовании педагогическая технология представлена в виде структурной модели, состоящей из четырех блоков: концептуально-методологический, ценностно-содержательный, ориентационно-процессуальный, результативно-аналитический. Прежде чем описать компоненты технологии, остановимся на цели, гипотезе и прогнозируемом результате.

Цель: развитие аксиологического потенциала личности студента-архитектора. Аксиологический потенциал личности студента-архитектора - это сложное динамическое новообразование, синтезирующее в себе совокупность значимых ориентаций на общечеловеческие, личностные и профессиональные

(творчество, польза, красота ответственность) ценности, определяющие отношение к миру, к себе, к жизненной перспективе.

Гипотеза: история искусств является фактором развития аксиологического потенциала личности студента-архитектора при реализации комплекса способствующих этому педагогических условий.

Прогнозируемый результат. Педагогическая технология с четко поставленной целью, организацией и проведением учебно-воспитательного процесса по ценностному освоению истории искусств с использованием широкого спектра методов, форм, средств обучения и реализаций педагогических условий, гарантирует динамику развития аксилогического потенциала личности будущего архитектора.

Концептуально-методологический блок. В этом блоке представлены концептуальный и методологический компоненты. Научную основу нашей технологии составила аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования (А.В. Кирьякова) [7], [8]. Согласно данной теории, процесс восхождения личности к ценностям происходит на основе диалектического закона возвышения потребностей. Проекция этого закона в педагогику позволила охарактеризовать развитие аксиологического потенциала личности студента-архитектора при изучении истории искусств как процесс восхождения к общечеловеческим, личностным и профессиональным ценностям, формирование целостного и ценностного «Образа художественного мира», Образа «Я» и «Образа Я - будущий архитектор».

Процесс ориентации студентов-архитекторов на ценности при изучении истории искусств, как динамичный, развивающийся в пространстве и во времени процесс, представляет собой ряд последовательных фаз (этапов): присвоение и актуализация общечеловеческих ценностей, воплощенных в произведениях искусства, и создание ценностного «Образа художественного мира»; преобразование личности, самоактуализация, на основе присвоенных и ставших личностными ценностями, формирование «Образа Я», «Я-концепции» при сопоставлении «Я реального» студента с «творческим Я» автора произведения искусства; проектирование своего будущего, формирование об-

раза «Я - будущий архитектор», ориентируясь на профессиональные ценности (творчество, польза, красота, ответственность).

Таким образом, педагогическая технология развития аксиологического потенциала личности студента, опираясь на научную основу и обогащаясь ценностным основанием, направлена на формирование аксиологического «ядра» профессионально-личностных ориентаций будущих архитекторов.

При разработке педагогической технологии мы придерживались педагогических принципов, основных положений, определяющих содержание, формы и методы учебного процесса в соответствии с поставленной целью. К числу таких ключевых принципов относятся: гуманизм, ценностная ориентация, творчество, креативность, наглядность.

Принцип гуманизма ставит в центр внимания учебно-воспитательного процесса обучающегося, учитывая его индивидуальные способности и интересы, создавая благоприятную образовательную среду, в которой он может развить и реализовать свои личностные возможности. Формирование у студентов системы ценностей служит основой для их жизнедеятельности, поэтому так важен принцип ценностной ориентации. В основе принципа творчества - максимальная ориентация на творческое начало, в творческой деятельности происходит познание художественного мира, самореализация и профессиональное становление студента-архитектора. Творческая деятельность тесно связана с креативностью - одной из ключевых задач образования. Креативная педагогика способствует критическому мышлению, интенсификации поиска оригинального решения, нестандартному подходу к возникающим проблемам. Принцип наглядности является одним из педагогических условий, способствующих при изучении истории искусств более эффективному развитию эмотивного компонента аксиологического потенциала личности.

Проанализировав психолого-педагогическую, методологическую и методическую литературу при разработке педагогической технологии, приходим к выводу, что наиболее целесообразным будет использовать системный, деятельностный, аксиологический и лич-ностно-ориентированный подходы, которые

действуют в едином педагогическом пространстве, дополняя друг друга.

Педагогическая технология развития аксиологического потенциала студента-архитектора разрабатывалась с учетом требований (по Г.К. Селевко) [16] к технологичности: концепту-альность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. На наш взгляд, необходимо добавить еще один критерий -инновационность. Современное образование, отвечая запросам быстро меняющегося мира, просто обязано реагировать на все новшества в жизни общества и активно внедрять инновации в педагогику.

Ценностно-содержательный блок часто называют описательным, в нашей технологии в нем представлено описание предмета по истории искусств с позиции аксиологии образования (аксиосфера искусства, структура аксиологического потенциала, система ценностей студента-архитектора), что свидетельствует о моти-вационной направленности учебного процесса не только на предмет, но, в первую очередь, на личность обучаемого и формирование его ценностно-смыслового мира.

Ценности определяют содержательную основу предмета: произведения искусства, входящие в образовательную программу, демонстрируют воплощенную в них систему ценностных ориентиров в различные эпохи. Пространство истории искусств, собственная логика дисциплины, красота произведений, выход в другие сферы знания, ценностей и смыслов, служат наиболее эффективным средством познания художественного мира. Взаимодействие искусства и личности, знакомство с творчеством и процессом становления великих мастеров способствуют саморазвитию студента, осознанию своего потенциала, проектирование своего будущего.

На основе аксиологической концепции ориентации личности в мире образования [7], нам представляется целесообразным выделить компоненты аксиологического потенциала личности студента-архитектора: когнитивный, эмо-тивно-ценностный, деятельностный, которые при изучении истории искусств обретают новый ценностный оттенок. Когнитивный компонент через призму искусства отражает ценностное познание окружающей действительности, формирует ценностное отношение к миру людей,

идей, предметов, способствует созданию «Образа художественного мира» и актуализирует общечеловеческие ценности, воплощенные автором в произведении искусства. Эмотив-но-ценностный компонент - центральная фаза преобразования личности под воздействием ценностного и художественного мира произведения искусства, начиная с художественного восприятия как эмпатии, переживания, созерцания, вхождения посредством художествен-но-сотворческой деятельности в произведение, познания авторского замысла, соотношения авторской позиции, «творческого Я автора» со своей позицией, собственным «Я», определением личностного смысла и формированием «Я-концепции». Деятельностный компонент связан с жизненной перспективой, проектированием своего будущего, ориентацией на профессиональные ценности (творчество, польза, красота, ответственность) и формированием «Образа Я-архитектор».

Изучение искусства в творческой учебной деятельности с использованием интерактивных и инновационных форм обучения способствует профессиональному становлению личности, овладению универсальными компетенциями (ФГОС ВО 3++): поиск, анализ, синтез информации, разработка и реализация проектов, реализация своей роли в команде, коммуникационная деятельность, восприятие межкультурного разнообразия. В процессе изучения искусства происходит: углубление мира художественного сознания, переоценка ценностей, выстраивание своей иерархии ценностных ориентиров, актуализация тех приоритетов, по которым сверяется своя жизнь, и на основе которых строится здание профессиональной подготовки будущего архитектора.

С помощью компонентов ориентацион-но-процессуального блока в учебно-воспитательном процессе реализуется проектируемая деятельность студентов по развитию аксиологического потенциала и педагогическое сопровождение их ценностного самоопределения. Планирование, организация и контроль учебного процесса осуществляются в рамках университетского образования, доминантой которого на сегодня является информатизация. Электронная информационно-образовательная среда вуза значительно расширяет возможности студентов по личностному развитию.

В педагогической технологии для развития аксиологического потенциала личности студента-архитектора используется ценностно-ориен-тирующий комплекс методов, приемов, форм и средств обучения. На наш взгляд, наиболее эффективной для развития аксиологического потенциала студентов является классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (И.Л. Лернер, М.Н. Скаткин), в которой представлены объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы. Дополненные ценностно-ориентаци-онной составляющей, они играют важную роль в преподавании истории искусств:

- объяснительно-иллюстративный метод -в виде лекций с демонстрацией презентации, наполненной репродукциями произведений искусства, лекций в галерее искусств с показом подлинников; в электронном курсе представлены видеолекции и лекции-презентации, что дает возможность студентам в любой момент к ним обращаться, а многократное повторение, как известно, способствует прочности знаний;

- репродуктивный метод - часто критикуется за отсутствие творческого подхода, но этот метод воспитывает такие личностные качества, как внимательность, добросовестность, ответственность, умение на основе образца представить свой вариант ответа;

- метод проблемного обучения - постановка преподавателем проблемы, которая способствует стимуляции познавательного интереса и творческой деятельности студентов;

- эвристический метод - организация активного поиска решения выдвинутых познавательных задач, например, студентам показывается «Фонтан» М. Дюшана, одно из самых противоречивых произведение искусства XX века, и ставятся задачи: как определить, что может называться искусством, каковы его критерии, и какой ценностный опыт автор должен передавать потомкам;

- исследовательский метод - познавательная деятельность обучающихся при выполнении творческих заданий и научно-исследовательской работы направлена на наиболее полное проявление самостоятельности и творческого поиска знаний.

Наряду с этими общепризнанными и уже ставшими традиционными методами, в по-

следнее время широкое распространение получил интерактивный метод обучения - организация учебного процесса в форме совместной познавательной деятельности, когда студенты активно взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в продуктивную атмосферу сотрудничества по разрешению проблемы. При таком методе в «мозговой атаке», деловой игре, «круглом столе» деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Для организации педагогического процесса применяются различные средства обучения, но наиболее востребованными на сегодня являются электронные ресурсы: учебные курсы на платформе МооШе и онлайн курсы в формате МООС, практикумы, на которых студенты выполняют задания, тесты с использованием возможностей информационно-образовательной среды вуза. Особенно высоко студенты ценят интерактивные элементы электронного учебного курса: задание, глоссарий, форум, чат, с помощью которых осуществляется онлайн связь с преподавателем и друг с другом.

Процесс ценностной ориентации будущих архитекторов при изучении истории искусств проходит в три этапа: присвоение общечеловеческих ценностей, заложенных в произведениях искусства, и активизация когнитивных способностей; на втором этапе на основе приобщения к художественному ценностному миру и развития эмотивно-ценностной сферы происходит преобразование личности, самопознание, стремление к самоактуализации; на последнем этапе расширяется жизненное пространство личности, ценностные устремления направлены на профессиональные ориентиры, на проекцию будущей архитектурной деятельности. Соответственно, меняются методы и способы обучения, на первом этапе используются лекции различных форматов, семинары, беседы, дискуссии, обсуждения выступлений студентов, элементы и ресурсы электронного учебного курса и онлайн курса (МООС) по истории искусств на платформе МооШе, на втором этапе к ним добавляются просмотр и обсуждение фильмов по искусству, экскурсии в галерею искусств, встре-

чи в мастерской художника, рецензии на произведения искусства, размещенные в Интернете на сайте музея изобразительных искусств, эссе «Мой путь к самоактуализации», на третьем -научно-исследовательская работа, «мозговой штурм», деловая учебная игра, «круглый стол».

В основе развития аксиологического потенциала личности студента - растущие потребности в ценностных ориентирах для жизнедеятельности, самопознания и построения своего профессионального будущего. Аксиологический механизм, в котором функционирует ряд последовательных действий по схеме: поиск - оценка - выбор - проекция, обоснованный в концепции А. В. Кирьяковой [8], как раз позволяет студенту при встрече с произведением искусства обогатить свой ценностный арсенал. После восприятия и переживания, будущий архитектор переходит к формированию суждения, поиску ценностей, воплощенных в художественных образах, оценивает то, как автор мастерски их представил, делает выбор, как бы примеряет, и проектирует на себя, определяет их в свою иерархию ценностей. Так происходит передача ценностного опыта от одного мастера к другому.

Для нашего исследования важна педагогическая поддержка обучающихся, которая выражается в создании комплекса педагогических условий для успешного развития каждого компонента аксиологического потенциала. Так, среди условий, способствующих формированию когнитивного компонента, аксиологизация знаний по истории искусств, развитие познавательного интереса к искусству, расширение межпредметной интеграции, использование инновационных методов обучения и воспитания; для эмотивного компонента: формирование эмотивно-ценностного отношения к искусству, обеспечение эмоционального резонанса на занятиях по истории искусств, развитие художественного восприятия, педагогическая поддержка самоактуализации студентов; для деятельностного компонента: креативный подход к организации самостоятельной работы, развитие коммуникативного взаимодействия, обретение навыков командной работы, проектирование профессионального будущего.

Диагностика и аналитика занимают в педагогической технологии важное место и со-

провождают учебно-воспитательный процесс от начала до конца, в который по ходу его реализации вносятся коррективы с помощью варьирования методами и средствами, исходя из данных мониторинга успеваемости, анализа творческой деятельности студентов и создаваемых педагогом условий, - все направлено на достижение главной цели.

Диагностический инструментарий представлен уровнями (высокий, средний, низкий), критериями (образовательный, эмотивно-цен-ностный, деятельностный), показателями (глубина знаний, самоактуализация, ориентация на ценности профессии). На первом этапе педагогической технологии с его помощью ставится «аксиологический диагноз» - определяется личностная иерархия общечеловеческих и профессиональных ценностей и уровень развития

компонентов аксиологического потенциала личности, затем проектируются педагогические условия и реализуется учебно-воспитательный процесс, направленный на освоение и ориентацию ценностей, воплощенных в произведениях искусства. Итоговая диагностика и сравнительный анализ позволили нам сделать вывод: полученный прогнозируемый результат - динамика развития компонентов аксиологического потенциала личности будущих архитекторов - свидетельствует об эффективности педагогической технологии и используемых педагогических условиях.

Таким образом, разработанная нами педагогическая технология позволяет добиться поставленной цели, и может использоваться в различных образовательных учреждениях, готовящих будущих архитекторов.

11.12.2023

Список литературы:

1. Аксенов, К.В. Педагогическая технология, ее существенные признаки и составляющие / К.В. Аксенов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. - 2017. - №1 (1) - С. 3-7.

2. Белоновская, И.Д. Психолого-педагогические проблемы профессионального саморазвития студента / И.Д. Белоновская, В.В. Неволина, М.О. Журавлева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2021. - №1 (229). - С. 117-123.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М., Педагогика, 1989. - 192 с.

4. Дроботенко, Ю.Б. Современные проблемы педагогической аксиологии / Ю.Б. Дроботенко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2023. - №4 (240). - С. 17-25.

5. Жукова, Г.С. Технологии профессионально-ориентированного обучения: уч. пособие / Г.С. Жукова, Е.В. Комарова, Н.И. Никитина. - М.: Изд-во РГСУ 2012. - 165 с.

6. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии: в 2 кн. / В.С. Зайцев. - Челябинск: ЧГПУ 2012. - Кн. 1. - 411 с.

7. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 318 с.

8. Кирьякова, А.В. Аксиология образования: прикладные исследования в педагогике / А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая, И.Д. Белоновская. - Москва: Флинта, 2021. - 294 с.

9. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубеж. опыта) / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 75 с.

10. Куксов, А.Ю. Педагогическая технология формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов военного учебного центра / А.Ю. Куксов // Мир науки, культуры и образования. - 2019 - №5 (78). - С. 329-341.

11. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. - 646 с.

12. Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие / О.И. Мезенцева. - Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. - 140 с.

13. Митчел, П.Д. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий / П.Д. Митчел. - Лондон, 1978.

14. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 2006. - 318 с.

15. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Изд-во Юрайт, 2024. - 575 с.

16. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: RUGRAM, 2022. - Том 1. - 818 с.

17. Психология и педагогика / В.А. Сластенин и [др.]. - М.: Юрайт, 2023. - 541 с.

18. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие / М.А. Чошанов. - Москва: Народное образование, 1996. - 157 с.

19. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 232 с.

20. Юдин, В.В. Общепедагогические технологии: монография / В.В. Юдин. - М. ; Ярославль: МУБиНТ, 2007. - 178 с.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Aksenov, K. V. (2017) Pedagogical technology, its essential features and components. Bulletin of the Yaroslavl Higher Military School of air defense, No. 1(1), pp. 3-7.

2. Belonovskaya I.D., Nevolina V.V. and Zhuravleva M.O. (2021) Psychological and pedagogical problems of a student's professional self-development. Vestnik of the Orenburg State University, No. 1 (229), pp. 117-123.

3. Bespalko, V.P. (1989) The components ofpedagogical technology. Moscow: Pedagogy, 192 p.

4. Drobotenko, Yu.B. (2023) Modern problems of pedagogical axiology. Vestnik of the Orenburg State University, No. 4 (240), pp. 17-25.

5. Zhukova, G.S. Komarova, E.V. and Nikitina N.I. (2012) Technologies of professionally oriented education: a textbook. Moscow: RGSU, 165 p.

6. Zaitsev V.S. (2012)Modern pedagogical technologies: in 2 books. Chelyabinsk: ChSPU, book 1, 411 p.

7. Kiryakova A.V. (2009) Axiology of education. Orientation of personality in the world ofvalues: monograph. Moscow: House of Pedagogy, 318 p.

8. Kiryakova A.V., Belonovskaya I.D. and Olkhovaya T.A. (2021) The axiology of education: applied research in pedagogy. Moscow: Flinta, 204 p.

9. Klarin, M. V. (1989) Pedagogical technology in the educational process: (Analysis abroad. experience). Moscow: Znanie, 75 p.

10. Kuksov A.Yu. (2019) Pedagogical technology of formation of military-professional responsibility at cadets of military educational center. The world of science, culture and education, No. 5 (78), pp. 329-341.

11. Likhachev B.T. (2010) Pedagogy: a course of lectures. Moscow: Vlados, 646 p.

12. Mezentseva O.I. (2018) Modern pedagogical technologies: a textbook. Novosibirsk: Nemo Press, 140 p.

13. Mitchell P.D. (1978) Encyclopedia of pedagogical tools, communications and technologies. London.

14. Monakhov V.M. (2006) Introduction to the theory ofpedagogical technologies: monograph. Volgograd: Peremena, 318 p.

15. Podlasyi I.P. (2024) Pedagogy. Moscow: Yurait, 540 p.

16. Selevko G.K. (2022) Encyclopedia of educational technologies: in 2 volumes. Moscow: RUGRAM, vol. 1, 818 p.

17. Slastenin V.A. Isaev I.F. and Shiyanov E.N. (2008) Pedagogy. Moscow: Academy, 566 p.

18. Choshanov M.A. (1996) Flexible technology of problem-based modular learning: a method. the manual. Moscow: Public Education, 157 p.

19. Shchurkova N.E. (2020) Pedagogical technology. Moscow: Yurait, 232 p.

20. Yudin V.V. (2007) General pedagogical technologies: monograph. Moscow: Yaroslavl: MUBiNT, 178 p.

Сведения об авторе:

Кобер Ольга Ивановна, доцент кафедры архитектуры архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета E-mail: okober@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-9152-8171

460018, Оренбург, пр. Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.