Теория и методология образования Статья/Article
УДК 378.14+167.7
DOI: 10.26795/2307-1281 -2022-10-4-11
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ В ДИССЕРТАЦИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Л. А. Шипилина1
1 Омский государственный педагогический университет, Омск, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье представлен анализ проблемы аксиологизации подготовки педагогов в вузе в условиях реформирования педагогического образования и на фоне аксиологического кризиса. От ценностных установок и ценностного отношения к профессии, от ориентаций выпускников педвузов сегодня зависит результат воспитания подрастающего поколения завтра и, соответственно, будущее нашей страны. Актуальность исследования данной проблемы в методологическом контексте обусловлена необходимостью методологической рефлексии имеющихся научных разработок с целью выявления аксиологических ориентиров подготовки педагогов в вузе в контексте требований методологии аксиологического подхода. Материалы и методы. Осуществлен анализ выборки авторефератов диссертаций по педагогике в количестве 125 из общего массива 8400 (электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - www.dissercat.com; научная библиотека «Наука/Педагогика» - http://nauka-pedagogika.com), в темах которых заявлены аксиологические проблемы подготовки будущих педагогов в вузе за период 1990-2022 гг. Предпринятое исследование осуществлялось на базе методологии аксиологического подхода, его основных функций и инструментов. Выделено 2 аспекта изучения и анализа исследовательских материалов: проблематика и исследовательский инструментарий. Результаты исследования. Выявлены тенденции в выборе исследовательской проблематики и качества использования инструментов аксиологического подхода. Раскрыты особенности исследований аксиологических ориентиров системы подготовки будущих педагогов в вузе на различных этапах реформирования системы педагогического образования. Сформулированы перспективные направления аксиологизации педагогического образования.
Обсуждение и заключения. На основе анализа полученных данных сделан вывод о наличии значительной теоретико-методологической базы для аксиологизации образовательного процесса и воспитательной деятельности в вузах при подготовке современных педагогов. Выявлены два класса проблем, требующих разрешения: проблемы реализации аксиологического подхода в педагогике, связанные с необходимостью понимания сущности, роли и значения аксиологического подхода, его основных категорий, содержания и механизмов его действия; проблемы аксиологизации педагогического образования в прикладных исследованиях.
Ключевые слова: подготовка педагогов в вузе, методология педагогического исследования, аксиологический подход, аксиологизация подготовки педагогов в вузе, аксиологические ориентиры.
Для цитирования: Шипилина Л. А. Аксиологические ориентиры исследования проблем подготовки педагогов в вузе в диссертациях по педагогике // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 11.
AXIOLOGICAL GUIDELINES FOR STUDYING THE PROBLEMS OF TEACHER TRAINING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN DISSERTATIONS ON
PEDAGOGY
L. A. Shipilina1
1Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. The future result of the upbringing of the younger generation and, accordingly, the future of our country depend on the values and attitudes to the profession, and value orientations of graduates of pedagogical universities. The article presents the analysis of the problem of axiologization of teacher training at university in the context of reforming teacher education. The importance of the study of this problem in the methodological context is due to the need for methodological reflection of existing scientific developments in order to identify axiological guidelines for teacher training at university in the context of the requirements of the axiological approach methodology.
Materials and Methods. The study presents the analysis of 125 dissertation abstracts on pedagogy, with the total number of 8400 abstracts (electronic library of dissertations and abstracts on disserCat - www.dissercat.com; scientific library "Science / Pedagogy" - http://nauka-pedagogika.com.); the dissertation themes include axiological problems of training future teachers at university for the period of 1990-2022. The undertaken research was carried out on the basis of the axiological approach methodology, its main functions and methods. There are 2 aspects of the study and analysis of research materials: research issues and research methods. Results. Tendencies in the choice of research issues and the quality of using the axiological approach methods have been revealed. The specifics of the research devoted to axiological problems of teacher training at university at various stages of reformation of the teacher education system have been discussed. The perspectives of axiologization of pedagogical education have been formulated.
Discussion and Conclusions. Based on the analysis of the obtained data, it has been concluded that there is a significant theoretical and methodological basis for the axiologization of the educational process and educational activities in universities training modern teachers. There are two types of problems that need to be addressed: problems of implementation of the axiological approach in pedagogy, associated with the need to understand the essence, role and significance of the axiological approach, its main concepts, content and mechanisms of its implementation; problems of axiologization of pedagogical education in applied research.
Keywords: teacher training at university, pedagogical research methodology, axiological approach, axiologization of teacher training at university, axiological guidelines.
For citation: Shipilina L. A. Axiological guidelines for studying the problems of teacher training at higher education institutions in dissertations on pedagogy // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 4. Р. 11.
Введение
Как показывает история, в переломные моменты развития общества всегда обостряется проблема ценностей, объясняющая отношение личности к целям жизнедеятельности и средствам их достижения. Сегодня мир находится в состоянии системного кризиса, составляющей частью которого является аксиологический кризис. Перманентность изменений является своего рода стратегическим фактором, требующим от личности осознанного ценностного выбора. В этом процессе незаменимую роль играет образование; в процессе формирования ценностей личности, выбора ценностных приоритетов ведущая роль принадлежит педагогу. От ценностных установок сегодняшних выпускников педвузов, от их ценностных ориентаций, ценностного отношения к профессии кардинально зависит картина педагогической действительности, воспитание современного человека, формирование его ценностно-смысловой сферы. Но в сфере образования сегодня также наблюдается кризис, «проявляющийся среди прочего в истончении духовных и нравственных оснований педагогической культуры, нарастании нравственно не управляемого потока социальной и профессиональной информации, приводящего к сущностным изменениям в духовном мире педагога, его менталитете, психике, системе ценностей» [2, с. 12]. Как показывает многолетний опыт работы в системе образования и анализ многочисленных публикаций, сегодня как никогда низким является престиж педагогической профессии, ощущается бесперспективность и бессмысленность педагогического труда. Педагогом утрачивается интеллигентность и креативность, большинство практикующих педагогов не видят необходимости обращения к научному обоснованию своей профессиональной деятельности и в условиях административного управления образованием видят себя только исполнителями требований управленцев. «Лишенная возможности взращивать ценности, система образования теряет смысл и собственную ценность» [7, с. 13]. В данной статье актуализируется проблема выявления возможностей педагогической науки для переосмысления практики подготовки педагогов в вузе на ценностной основе.
Проблема аксиологизации педагогического образования как «...системы мер модернизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания» [9, с. 6] требует своего разрешения в целевом, содержательном, технологическом аспектах. Для формирования устойчивой иерархии ценностных ориентаций, определяющих активную жизненную позицию личности будущих педагогов, требуется изменение всех основополагающих образовательных инструментов, что возможно осуществить на исследовательской основе. Этим вызвано обращение к проблеме аксиологизации в исследовательском контексте, под которой в данной статье понимается способ реализации аксиологического подхода в педагогике.
Цель настоящего исследования - выявление аксиологических ориентиров исследования проблем подготовки педагогов в вузе в контексте требований методологии аксиологического подхода.
Обзор литературы
Анализируя проблемы развития педагогики, Р. М. Асадуллин и О. М. Фролов приводят следующее мнение: «Современная педагогическая наука ... нередко сегодня развивается по принципу «идея-система», то есть некая идея, основополагающий по убеждению или расчету автора педагогический постулат, объявляется либо панацеей от всех образовательных бед, либо единственно верным и полезным... Всякий раз подобная «идея-система» претендует на то, чтобы явиться поглощающей в своей современной всеобъемлемости другие теории, или на полную актуальность по сравнению с другими вообще» [2, с. 14]. В 2021 году исполнилось 10 лет с момента опубликования монографии И. И. Калины, в которой как результат масштабного исследования обоснована необходимость аксиологизации педагогического образования, представлена аксиологическая концепция его модернизации. Автор акцентировал внимание на роли аксиологического подхода к формированию ценностных оснований педагогического образования на уровнях общего теоретического представления о содержании педагогического образования, учебного предмета и учебного материала; им выявлены принципы реализации ценностных оснований содержания педагогического образования, раскрыты основные направления реализации концепции [6]. Но эта концепция фактически не была реализована и не стала для педагогической науки всепоглощающей «идеей-системой». Более того, позиция обоснованности и направленности всех педагогических преобразований, исходя из основополагающих идей аксиологического подхода о смысле и содержании образования, остается актуальной не только в России, но и за рубежом [10, 17, 20, 22, 29, 30, 31 и др.]. Об этом свидетельствует выполненный автором количественный и качественный анализ публикаций из выборки журналов, входящих в Перечень российских рецензируемых журналов, индексируемых в РИНЦ, Web of Science, Scopus за период 2012-2022 гг.
В контексте изменений XXI века, происходящих в ценностном мировосприятии, А. В. Кирьяковой представлены основные доминанты подготовки педагогов, такие как: информатизация, гражданственность, развитие ориентации на профессию педагога, ценностное взаимодействие преподавателя и студента, креативность, интеркультурная коммуникация [10]. Результаты исследования доминант в процессе ориентации личности в мире ценностей нашли отражение в публикациях Ю. О. Алексюк [1], В. В. Мороз [16], Л. В. Мосиенко [17], Е. Р. Южаниновой [27] и др. Актуализируется проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровой модернизации общества; разрабатывается теория трансформации ценностно-смыслового содержания педагогической деятельности [22]. Исследование диалогового пространства образования как фактора и среды становления и совершенствования аксиологической сферы будущего педагога осуществляется представителями научной школы Н. А. Асташовой [3]. Актуализируются проблемы взаимосвязи между профессионально-ценностными ориентациями студентов и педагогической идентичностью на разных этапах педагогического образования [13], между социальной позицией личности будущего педагога и его ценностными ориентациями [21]. Внимание современных исследователей обращено на аксиологический контекст проблем реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ педагогического
образования [8, 15] на уровнях бакалавриата и магистратуры [24, 26]. В условиях аксиологического кризиса внимание акцентируется не только на положительных, но и на отрицательных последствиях изменений в высшем педагогическом образовании. Анализируются содержание и сущностные факторы модернизации педагогического образования через призму аксиологического фундамента педагогического образования [14], особенности развития аксиологии образования периода цифровой трансформации [23], периода пандемии [18]. Поднимаются проблемы духовно-нравственных ценностей будущих педагогов [12] и разрывов между профессиональной подготовкой студентов к воспитательной деятельности и существующей сложившейся практикой современной образовательной действительности [4]. Результаты теоретического и эмпирического анализа актуальных проблем аксиологии педагогического образования и педагогической деятельности представлены в коллективных монографиях [11, 17, 19, 20, 25].
Таким образом, анализ научной литературы последнего десятилетия позволяет утверждать, что аксиологизация педагогического образования остается актуальной проблемой; сами проблемы становятся многоплановыми и требуют решений в логике научно-исследовательской деятельности, в методологическом контексте.
Материалы и методы
Для реализации поставленной цели осуществлен анализ диссертационных исследований по педагогике (специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования) за период 1990-2022 гг. С учетом временного интервала выборки диссертаций в статье используется номенклатура научных специальностей, действующая до 2022 года. Изучена выборка в количестве 125 авторефератов докторских (25) и кандидатских (100) диссертаций из общего массива 8400 (электронная библиотека диссертаций и авторефератов ^БегСа! -www.dissercat.com; научная библиотека «Наука/Педагогика» - http://nauka-pedagogika.com), в темах которых заявлены аксиологические проблемы подготовки будущих педагогов в вузе. В указанном отрезке времени условно выделено три хронологических периода, что обусловлено временем становления, формирования и развития педагогической аксиологии и особенностями реформирования педагогического образования: 1990-2000 гг. -демократизация, гуманизация, начало вхождения в Болонский процесс; 2001-2011 гг. -модернизация, переход на многоуровневую систему образования; 2012-2022 гг. - реализация компетентностного образования, цифровизация. Распределение исследовательского материала по периодам, научно-квалификационным уровням и специальностям представлено в таблице 1.
Таблица 1 -Распределение исследовательского материала по хронологическим периодам, научно-квалификационным уровням, специальностям
Периоды Научно-квалификационный уровень / специальность
Д К
13.00.01 13.00.08 13.00.01 13.00.08
1990-2000 4 0 8 3
2001-2011 9 4 28 41
2012-2022 6 2 9 11
Всего: 19 6 45 55
Table 1 - Distribution of research materials by chronological periods, scientific qualification levels and specialties
Periods Scientific qualification level/ specialty
Doctor's degree level Candidate of Science degree level
13.00.01 13.00.08 13.00.01 13.00.08
1990-2000 4 0 8 3
2001-2011 9 4 28 41
2012-2022 6 2 9 11
Total: 19 6 45 55
Гипотетически предполагалось, что в исследованиях, выполненных по аксиологической проблематике, выявлены аксиологические доминанты и дано научное обоснование аксиологического потенциала системы подготовки будущих педагогов в вузе в условиях реформирования системы образования, сформулированы перспективные направления аксиологизации педагогического образования. Предпринятое автором исследование осуществлялось на базе методологии аксиологического подхода, его основных функций и инструментов. Выделено 2 аспекта изучения и анализа исследовательских материалов: проблематика, исследовательский инструментарий. Структура выполненного анализа соответствует положениям, представленным в [28]. Под аксиологическим подходом понимаем «принципиальную ориентацию исследования, при которой явление рассматривается с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей людей» [28, с. 86].
Результаты исследования
Согласно объекту и предмету педагогики как науки, исследовательские проблемы характеризуются направленностью на познание человека через преобразование педагогической действительности (В. В. Краевский, В. И. Загвязинский); поэтому выделено два аспекта анализа проблематики аксиологического подхода: 1) формирование и развитие ценностных аспектов субъектов образовательного процесса; 2) повышение ценности образовательного процесса. Одновременно эти аспекты являются исследовательскими задачами в исследованиях на основе аксиологического подхода (см. таблицу 2).
Количественный анализ данных аспектов показывает, что в целом исследователи выдерживают данное методологическое требование; оба аспекта проблем раскрываются через содержание объекта-предмета и цели исследования. При анализе проблематики первого аспекта выявлена тенденция преобладания исследовательского интереса к таким ценностным основаниям личности будущих педагогов, как общечеловеческие ценности, ценностные приоритеты и отношения независимо от научной специальности на всех этапах. Это объясняется, во-первых, актуальностью исследования ценностно-смысловой сферы студенчества как наиболее восприимчивой к изменениям социальной группы, во-вторых, классическим представлением о результате исследования в логике аксиологического подхода.
В период 1990-2000 гг. в исследованиях докторского уровня акцент сделан на проблемах эволюции ценностей высшего педагогического образования, представлена их целостная картина (А. М. Булынин, 1998), выявлены тенденции становления и развития
педагогической аксиологии, обоснована структура, иерархия образовательных ценностей, выделена аксиологическая функция образования (Г. И. Чижакова, 1999).
В 2001-2011 гг. заметно активизировались исследования ценностных ориентаций будущих педагогов различных специализаций в рамках специальности 13.00.08: педагога-организатора (Е. И. Сухова, 2005); социального педагога (Т. Т. Щелина, 2006); учителя музыки (А. И. Щербакова, 2004) и т.п. Выявлен большой разброс в определении основных понятий на уровне уточнения, конкретизации, дополнения в кандидатских диссертациях. Объективно, это возможно при сочетании аксиологического подхода с такими методологическими подходами, как личностно-деятельностный, культурологический, компетентностный. акмеологический подходы и др., что прослеживается в исследованиях, открывает новые грани познаваемого объекта.
Таблица 2 - Проблематика педагогических исследований
Проблематика Период исследования/специальность/уровень научно-квалификационных исследований
1990-2000 2001-2011 2012-н.вр. итог
13.00.01 13.00.08 13.00.01 13.00.08 13.00.01 13.00.08
Д К Д К Д К Д К Д К Д К
Формирование и развитие ценностных аспектов личности, групп, субъектов общечеловеческие и/или предметные ценности 3 1 2 5 1 7 2 1 4 26
ценностное сознание 1 1
ценностные ориентации 1 3 3 3 9 3 12 1 2 3 40
ценностное отношение 1 4 18 5 1 2 31
ценностное самоопределение личности 1 1 2 3 7
профессиональные ценностные ориентиры 2 1 1 4
аксиологический потенциал личности 1 2 3
ценностные установки 1 1 2
Повышение ценности образовательного процесса аксиологические компоненты содержания образования 2 8 1 6 2 1 1 1 22
ценностное взаимодействие субъектов 1 1 3 3 1 9
ориентационно-ценностные технологии, методы, средства 1 9 3 5 4 2 11 2 2 2 41
условия образовательного процесса 3 1 3 1 9 2 32 1 31 1 10 66
Table 2 - Research problems in pedagogics
Research problems Research period/specialty/ research level of scientific qualification
1990-2000 2001-2011 2012-present time Total
13.00.01 13.00.08 13.00.01 13.00.08 13.00.01 13.00.08
D C D C D C D C D C D C
Formation and development of value aspects of the personality, groups, individuals universal and/or suject values 3 1 2 5 1 7 2 1 4 26
value consciousness 1 1
value orientations 1 3 3 3 9 3 12 1 2 3 40
value attitude 1 4 18 5 1 2 31
value self-determination of the individual 1 1 2 3 7
professional value guidelines 2 1 1 4
axiological potential of the personality 1 2 3
value dispostions 1 1 2
Increase in the value of the educational process axiological components of the educational content 2 8 1 6 2 1 1 1 22
value interaction of individuals 1 1 3 3 1 9
value-oriented technologies, methods, means 1 9 3 5 4 2 11 2 2 2 41
conditions of the educational process 3 1 3 1 9 2 32 1 31 1 10 66
Но теоретический анализ определений аксиологических понятий, вынесенных соискателями в новые научные результаты, позволяет утверждать, что новые определения часто не соотносятся с заявленными подходами, не обладают новыми свойствами на уровне дополнения и уточнения, а лишь конкретизируют их, исходя из особенностей предмета исследования. Например, ценностное отношение к педагогической профессии (Е. В. Есипова, 2007), к педагогической деятельности (З. А. Демченко, 2006), к иноязычной культуре (М. В. Жехрова, 2007), к иностранному языку (Н. И. Кривых, 2005), учебной деятельности (Е. А. Петухова, 2009), к педагогической деятельности студентов дефектологического факультета (Е. А. Загребельная, 2002), к физической культуре (О. Ю. Масалова, 2014), к межкультурному взаимодействию (А. И. Тюнякин, 2016) и т.п. Аналогичные примеры можно приводить относительно понятия «ценностные ориентации». Выявлены исследования, в которых аксиологический подход декларируется, но его инструменты в большинстве своем фактически не используются. Только в 4-х исследованиях из 125 предметом исследования обозначены профессионально-ценностные ориентиры будущих учителей (А. Ю. Игнатова, 2012, 13.00.01; Г. П. Михеева, 1996, Е. Г. Слободнюк, 2000, Н. А. Долгушина, 2012, 13.00.08). В 2-х диссертациях из выборки исследовалась ценностная проблематика профессиональной подготовки педагога во взаимосвязи с ее компетентностными основаниями. В исследовании Н. А. Поповановой (2003, 13.00.01)
ценностные ориентации обосновываются как основа профессиональной компетентности педагогов; в исследовании Е. Н. Чернышовой (2013, 13.008) доказывается аксиологическая направленность общекультурных компетенций и вводится понятие «ценностно-ориентированные компетенции бакалавров педагогического образования музыкального профиля». Развитие педагогической аксиологии характеризуется введением новых понятий, типа «ценностное сознание» (Л. В. Вершинина, 2009), «ценностная установка» (Л. В. Ведерникова, 2001), «аксиологический потенциал личности» (Г. А. Мелекесов, 2003), «ценностное самоопределение» (Л. В. Мосиенко, 2012), что характеризует результаты исследований докторского уровня.
Выявлен факт: по мере расширения аксиологических аспектов исследования подготовки будущих педагогов, наряду с новыми базисными понятиями, в исследованиях обосновываются понятия производного характера типа «ценностно-ориентированная деятельность» как система ценностных отношений (О. А. Жметко, 2007), «ценностная направленность будущего учителя» как система его ценностей (А. В. Милеев, 2009) и т.д. В условиях реализации многоуровневого образования в большинстве работ из исследуемой выборки исследование ценностных аспектов подготовки педагогов осуществлялось без учета особенностей таковых на уровнях бакалавриата и магистратуры. По специальности 13.00.01 их не оказалось в выборке; по специальности 13.00.08 нашлось 5 из 61. На уровне подготовки бакалавров проведены исследования Н. А. Долгушиной (2012), Е. Н. Чернышевой (2013), С. В. Фроловой (2015); особенности проблемы на уровне магистратуры исследовались Э. М. Ахметовой (2018), А. И. Тюнякина (2018).
При анализе ценностной проблематики образовательного процесса выявлена тенденция усиленного внимания исследователей к такому его компоненту, как условия; они заявлены в качестве предмета исследования более чем в 52% работ исследуемой выборки. Особую выраженность это получило в исследованиях 2001 -2011 гг.: 27% по специальности 13.00.01 и 75% по специальности 13.00.08. Наблюдается факт, о котором писал В. И. Загвязинский: «... злоупотребление понятием «условия» в предельно общем смысле... Часто в качестве условий выступает то, что предлагает автор. Формулировка оказывается «безразмерной, резиновой», а анализ условий часто носит бессистемный характер» [5, с. 11]. Проблемам аксиологического наполнения содержания образования посвящено примерно 17% работ исследуемой выборки, причем из 22 исследований, в которых актуализируется данная проблема, 17 (77%) выполнены в 2001-2011 гг. Методический и технологический контексты проблемы обозначены примерно в 33% анализируемых исследований; наиболее высокая активность наблюдалась в 1990-2000 гг. в исследованиях по специальности 13.00.01 (83%). В последующие периоды это стало более характерным для исследований по специальности 13.00.08: 29% в 2001-2011 гг., 33% в 2012-2022 гг. Проблемы организации ценностного взаимодействия субъектов образовательного процесса нашли отражение в 7% исследований, в основном, по специальности 13.00.08. Необходимо отметить системность исследований образовательного процесса в докторских диссертациях; ценностные аспекты его компонентов обосновываются теоретически и разрабатываются экспериментально с акцентом на проблему и предмет исследования. Например, в исследовании Н. А. Асташовой (2001) разработана концепция аксиологического образования учителя, включающая методологию, концепцию, модель и технологию. В диссертации Е. Г. Беликовой (2009) на основе ценностно-смыслового подхода представлена концепция смыслообразования в педагогическом взаимодействии, разработаны
теоретическая модель смыслоориентированного образования, его содержание, процедуры и методики.
В период 2001-2011 гг. выполнены разноплановые исследования кандидатского уровня, не потерявшие своей актуальности сегодня. Так, Р. Ю. Кондрашовой (2007) обоснован феномен доверия в системе ценностных ориентаций будущих педагогов, разработана модель процесса его формирования, что является вкладом в разработку научных основ диалогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса. В исследовании Н. Ю. Бондаренко (2006) доказана идея о содержании интерактивного обучения как основе актуализации и осмысления экзистенциальных ценностей будущих учителей. Педагогическая технология формирования у студентов профессионально значимых ценностных ориентаций в процессе этнопедагогического образования разработана Н. А. Гущиной (2004). А. В. Быстровой (2009) в рамках личностно ориентированной программы обучения будущего учителя иностранного языка спроектирована и реализована технология овладения студентами ценностями самообразования.
Разработка аксиологической проблематики предполагает использование соответствующего исследовательского инструментария. Аксиологический подход позволяет исследовать проблему в историко-антропологическом, социолого-культурологическом, философско-культурологическом аспектах. Анализ выборки показал, что в исследовательских работах по педагогике представлены все аспекты. Это прослеживается при анализе формулировок проблем, научного аппарата, выбора теоретико-методологической базы исследования, выполненного теоретического анализа и, собственно, авторских разработок. В большинстве работ представлено как минимум 1 -2 аспекта исследования проблем, практически во всех исследованиях представлен философско-культурологический аспект (96), затем историко-антропологический (79), реже - социолого-культурологический (22). Избранный аспект исследования определяет характер и свойства получаемых результатов разрешаемой проблемы: концепций, моделей, технологий, методик, программ, условий и проч. В докторских исследованиях проблемы исследуются многоаспектно. В период 1990-2000 гг. в темах докторских диссертаций многоаспектность проявлялась в «основах», «теории и практике». Например, «Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии» (Г. И. Чижакова, 1999), где автором сформулированы принципы, разработана логика, структура педагогической аксиологии, обоснована система ценностей образования и т.п. В диссертации «Теория и практика становления профессионально-ценностных ориентаций учителя в процессе непрерывного педагогического образования» (И. Л. Федотенко, 2000) проблема исследования обозначена как определение научно-теоретических основ, тенденций, педагогические условий, обеспечивающих эффективное формирование гуманистических профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей. На последующих этапах в рамках формирующихся научных школ прослеживается преемственность и дальнейшее развитие основополагающих концепций и теорий по обеим научным специальностям. Например, в диссертации О. А. Сидоренко (2004) на основе теории педагогической аксиологии разработан алгоритм освоения студентами первого курса ценностей профессионально-педагогической деятельности. В исследовании А. В. Калашниковой (2013) на основе логико-структурного построения педагогической аксиологии разработана структурно-функциональная модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения и представлены механизмы ее реализации в образовательном процессе. На основе теории ориентации личности в мире ценностей
разработаны научные концепции развития аксиологического потенциала личности будущего учителя (Г. А. Мелекесов, 2003), ценностного самоопределения личности в университетском образовании (В. Д. Повзун, 2005), ценностного самоопределения студентов в пространстве университетской молодежной субкультуры (Л. В. Мосиенко, 2012), ценностного самоопределения студентов университета в аксиосфере интернета (Е. Р. Южанинова, 2015).
Методологический статус аксиологического подхода предопределяет реализацию его функций и процедур при решении специфических задач по формированию или развитию ценностного аспекта объекта-предмета исследования. Результаты количественного анализа выборки на предмет практического применения инструментов аксиологического подхода представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Реализация функций и процедур аксиологического подхода в педагогических исследованиях
Функции Содержание функций Процедуры %
Информационная Ориентация в многоообразии значимых ценностей, отношений и т.п. Выявление ценностного потенциала изучаемого явления 77
Гностическая Выявление значимых ценностей, ориентаций, отношений и т.п.
Ориентировочная Обоснование выбора ценностей, ориентаций, отношений и т.п.
Оценочная Определение иерархии соотношений Структурирование совокупности ценностей, ориентаций и проч., отражающих данное явление 65
Технологическая Выявление методов, средств, разработка технологий формирования ценностей, ценностных ориентаций и т.п. Определение способов повышения значимости ценностного объекта для субъектов образовательного процесса 52
Прогностическая Определение перспектив формирования (развития) ценностного объекта-предмета исследования
Интегративная Обеспечение согласованности личностных смыслов и ориентиров с социально значимыми ценностями и ценностями образовательного процесса
Table 3 - Implementation of functions and procedures of the axiological approach in the pedagogical research
Functions Function description Procedures %
Informative Orientation in the diversity of significant values, relationships, etc. Identification of the value potential of the phenomenon under study 77
Gnostic Identification of significant values, orientations, relationships, etc.
Orienting Justification of the choice of values, orientations, relationships, etc.
Evaluating Defining the relationship hierarchy Structuring a set of values, orientations, etc., reflecting this phenomenon 65
Technological Identification of methods, means, development of technologies for the formation of values, value orientations, etc. Determination of ways to increase the importance of the value object for the participants of the educational process 52
Prognostic Determination of the prospects for the formation (development) of the value-related research object and research subject
Integrative Ensuring consistency of personal meanings and guidelines with socially significant values and values of the educational process
На результаты количественного анализа функционального аспекта исследований оказали влияние целевые ориентиры и особенности постановки исследовательских проблем. Реализация информационной, гностической, ориентировочной и оценочной функций имеет своим результатом в большинстве исследований ценностную модель объекта или предмета исследования, позволяющую разрабатывать способы, средства повышения значимости ценностного объекта для субъектов образовательного процесса. В исследуемой выборке, несмотря на двунаправленность целеполагания (на субъект и на образовательный процесс), в большей части работ процедура разработки способов и средств повышения значимости ценностного объекта ограничивается реализацией технологической функции на уровне определения педагогических условий и методов, применения каких-либо технологий обучения и воспитания, реже - разработки новых. Результат сводится к разработке внешней для субъектов образовательного процесса среды. Задача разработки механизмов «распредмечивания» личностью ценностного объекта присуща исследованиям докторского уровня по специальности 13.00.01 (А. В. Кирьякова, 1991; И. Л. Федотенко, 2000; Н. А. Асташова, 2001; Л. В. Ведерникова, 2001; Г. А. Мелекесов, 2003; Л. В. Вершинина, 2009; Е. Г. Белякова, 2009 и др.). В 32% исследований выборки осуществлен выход на реализацию прогностической функции; в 25% работ реализована интегративная функция в решении исследовательских проблем. В основном это характерно для докторских диссертаций, но присуще и определенной части исследований кандидатского уровня (Р. Р. Насретдинова, 1999; В. А. Ятманов, 2004; И. А. Макарова, 2006 и др.). Например, в результате реализации прогностической и интегративной функций аксиологического подхода при исследовании ценностных отношений студентов В. А. Нечаевым (2001) обоснован ценностный статус образования, развернутый в триаде «ценностное отношение -образовательные ценности - ценность образования», выработаны базовые ориентиры реализации ценностной педагогики в образовательной практике. Е. А. Макаровой (2014) в исследовании процесса формирования гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов выявлен и обоснован педагогический потенциал проектной деятельности. Благодаря реализации прогностической и интегративной функций Т. Б. Самойленко (2003) выделены типы исходных противоречий ценностно-смысловой сферы личности современного учителя, с учетом которых определено междисциплинарное содержание процесса формирования смыслоцентрированной концепции профессиональной деятельности.
Обсуждение и заключения
Проблема исследования аксиологических ориентиров подготовки педагогов в вузе рассмотрена на материалах авторефератов диссертаций по педагогике. Методологический анализ выборки диссертационных исследований показал:
1. Пик активности педагогических исследований по аксиологической проблематике подготовки педагогов в вузе приходится на период 2001 -2011 гг. Это объясняется тем, что в предыдущий период (1990-2000 гг.) в результате ряда крупных исследований были заложены основы педагогической аксиологии - нового направления в исследовании педагогического образования. К настоящему времени сложилось несколько научных школ. На основе концепции ориентации личности в мире (А. В. Кирьякова) разрабатывается аксиология университетского образования. Научная школа Г. И. Чижаковой исследует аксиологические основания и гуманитаризацию содержания педагогического образования. Научная школа В. П. Бездухова базируется на методологических основах гуманизации педагогического образования в контексте культуры. Концепция аксиологического образования представляет собой теоретико-методологический стержень исследований научной школы Н. А. Асташовой.
2. Несмотря на разностороннюю проблематику исследований в области аксиологизации подготовки педагогов в вузе и полученные результаты, существует ряд проблем, которые требуют дальнейшего исследования. Эти проблемы условно можно разделить на два класса: 1 - проблемы, связанные с необходимостью исследования роли, значения аксиологического подхода в педагогике, его категорий, содержания и механизмов его действия; 2 - проблемы аксиологизации педагогического образования в прикладных исследованиях.
3. Актуальными являются исследования, направленные на выстраивание категориально-понятийного ряда, функций аксиологического подхода. Более всего это относится к исследованию особенностей проявления, действия и результативности функций прогнозирования и интеграции. Отдельного внимания исследователей заслуживает обоснование и разработка механизмов процессов аксиологизации. Отсутствие таковых в исследовании ведет к слабому обоснованию и декларативности полученных результатов, снижает их научную новизну и практическую значимость. Возможно, именно по этой причине и с учетом того, что аксиологический потенциал личности педагога находится в постоянном развитии и связан с динамическими изменениями образовательных систем, несмотря на внушительное количество исследований практически во все анализируемые периоды, образовательная практика испытывает дефицит научного аксиологического знания.
4. Актуальными проблемами аксиологизации подготовки педагогов в вузе в современных условиях являются: развитие аксиологического потенциала будущего педагога, его аксиосферы, его профессионально-ценностного самоопределения в условиях инноваций. Проблемы повышения ценностных оснований образовательного процесса в вузе, особенно в части организации ценностного взаимодействия его субъектов, актуальны в силу необходимости учета их индивидуальных и возрастных особенностей, ценностных ориентаций, присущих разным поколениям.
5. В выборе теоретико-методологических ориентиров исследования аксиологических проблем подготовки педагогов, исходя из понимания уровневой организации методологии исследования, наблюдается два варианта. 1 - аксиологический подход используется в качестве основополагающего, применяется в сочетании с другими
подходами. Предпринимаемые попытки некоторых исследователей применить в исследовании аксиологических проблем компетентностный подход, на положениях которого в настоящее время выстраивается вся нормативная база образования, довольно часто бывают не совсем плодотворными, поскольку он имеет иную природу. В выборке встречаются диссертационные исследования, в которых делается попытка использовать положения синергетического подхода. Но в силу его недостаточной методологической разработанности в педагогике, дефицита специфического инструментария для исследования нелинейных, неравновесных и многовариативных педагогических систем, он оказывает слабое влияние на получение новых результатов. 2 вариант - аксиологический подход декларируется, но исследование проводится с использованием личностно-деятельностного подхода вкупе с другими. Эта тенденция в большей степени является характерной для исследований по специальности 13.00.08.
Таким образом, результаты педагогических исследований аксиологической проблематики 1990-2022 гг. в части их научной новизны и практической значимости позволяют утверждать, что высшее педагогическое образование имеет научный фундамент для разработки и реализации образовательных программ, программ воспитательной деятельности при подготовке Учителя будущего. Но неизвестными остаются механизмы перевода научных результатов в плоскость их практической реализации в вузах. И это уже зависит не только от профессионально-ценностных ориентаций преподавателей, но и от образовательной политики, от ценностных ориентиров управления образованием на всех уровнях.
Учитывая значимость методологического обеспечения исследования для повышения его качества, следует обратить внимание на существующие в педагогических исследованиях проблемы методологического характера и необходимость формирования методологической культуры исследователей на всех этапах подготовки диссертаций. Перспективным продолжением исследования материалов диссертаций аксиологического содержания представляются проблемы эволюции ценностных ориентиров педагогов в процессе их профессионализации, особенностей аксиосферы педагогов разных поколений, механизмов формирования ценностных аспектов взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Список использованных источников
1. Алексюк Ю. О., Мороз В. В. Креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель -студент» в цифровой среде вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1 (224). С. 63-71. DOI: 10.25198/1814-6457-222-63.
2. Асадуллин Р. М., Фролов О. В. Кризис педагогической культуры и некоторые задачи современной педагогической мысли // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 2. С. 9-31. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-9-31.
3. Асташова Н. А., Бондырева А. Б., Сманцер А. П. Развитие аксиосферы будущего педагога в диалоговом пространстве современного образования // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 7. С. 32-67. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-32-67.
4. Беляев Ю. Б., Беляева А. Б., Лизинский В. М. Разрывы между профессиональной подготовкой студентов к воспитательной деятельности и практикой образовательной действительности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 8798. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38497464 (дата обращения: 10.04.2022).
5. Загвязинский В. И. О связи методологии и технологии в педагогическом исследовании // Образование и наука. 2015. № 5 (124). С. 4-14. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-5-4-15.
6. Калина И. И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования: монография. Москва: Дрофа, 2011. 304 с.
7. Калина И. И. Высокоэффективная образовательная система: основания и признаки // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 9-17. DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-4-9-17.
8. Калинин А. В., Власова Н. В., Ерошенко Ю. В. Формирование ценностно-смысловых компетенций студентов средствами предметного содержания // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (273). С. 68-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27674591 (дата обращения: 06.04.2022).
9. Кирьякова А. В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 1 1(51). С. 6-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26168555 (дата обращения: 09.04.2022).
10. Кирьякова А. В. Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 3 (70). С. 11-19. DOI: 10.21510/18173292-2017-3-11-19.
11. Кирьякова А. В., Мороз В. В. Аксиология креативности: монография. 2-е изд., испр. и доп. Оренбург: Университет, 2019. 232 с.
12. Косыгина Е. А., Отт Н. Г. Система духовно-нравственных ценностей будущих педагогов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (155). С. 38-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45636185 (дата обращения 10.04.2022).
13. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Сравнительная характеристика ценностей студентов в период кризиса идентичности на разных уровнях педагогического образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 1. С. 116-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37525963 (дата обращения: 10.04.2022).
14. Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С.36-53. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54.
15. Маслов С. И., Маслова Т. А. Аксиологическая компетентность и ее функции в профессиональной подготовке педагогов // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 71 (12). С. 38-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28385496 (дата обращения: 3.04.2022).
16. Мороз В. В., Сахарова Н. С. Развитие креативности студентов в процессе креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель - студент» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 61-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36915158 (дата обращения: 05.04.2022).
17. Мосиенко Л. В. Реализация концепции ценностного самоопределения студентов в пространстве молодежной субкультуры: монография. Оренбург: ОГУ, 2015. 227 с.
18. Насретдинова Р. Р. Педагогическая аксиология и инноватика в период пандемии // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2020. № 4. С. 132-135. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44552127 (дата обращения 11.04.2022).
19. Ольховая Т. А., Кирьякова А. В., Белоновская И. Д Аксиология образования: прикладные исследования в педагогике: монография. Москва: Флинта, 2021. 294 с.
20. Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография / под ред. Н. А. Асташовой. Брянск: ГК «Десяточка», 2013. 300 с. (Научные школы).
21. Петрусевич А. А. Социально-активная позиция студентов как характеристика ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 3 (32). С. 145-149. DOI: 10.36809/2309-9380-2021-33-145-149.
22. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества / А. М. Ходырев, Л. Н. Данилова, Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 5-13. DOI: 10.34216/20731426-2020-26-4-5-13.
23. Роберт И. В. Развитие аксиологии образования периода цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2021. Т. 2, № 12 (156). С. 9-14. DOI: 10.25629/HC.2021.12.35.
24. Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза / Н. А. Попованова, Л. А. Бартновская, Г. Н. Казакова, В. М. Кравченко // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 32-38. DOI 10.24411/1813-145X-2018-10004.
25. Ценности педагогического образования: История и современное состояние: монография / под науч. ред. А. М. Ходырева. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 175 с.
26. Шепилова Н. А. Аксиологический подход в подготовке студентов магистратуры педагогического образования в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 556-560. URL: http://e-koncept.ru/2016Z96017.htm (дата обращения: 10.04.2022).
27. Южанинова Е. Р. Ценностное самоопределение студентов вуза в аксиосфере интернета как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 288-293. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18959858 (дата обращения: 05.04.2022).
28. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. С. 85-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15628981 (дата обращения 09.04.2022).
29. Carr D. Personal and professional values in teaching // Lovat T., Toomey R., Clement N. (eds.) International research handbook on values education and student wellbeing. Springer, Dordrecht, 2010. Pp. 63-74. DOI: 10.1007/978-90-481-8675-4 4.
30. Hawkes N. Values Education: a Pedagogical Imperative for Student Wellbeing // Educational Research International. 2013. Vol. 2, no. 2. Pp. 1-6. Available at: http://paper.researchbib.com/view/paper/9595 (accessed: 10.04.2022).
31. Herzmann P., König J. Lehrerberuf und Lehrerbildung. Bad Heilbrunn Julius Klinkhardt Verlag. Stuttgart: Klinkhardt, 2016. 208 S. Available at: https://www.pedocs.de/volltexte/2019/16731/pdf/EWR_2016_1_Drahmann_Rezension_Herzm ann_Koenig_Lehrerberuf_und_Lehrerbildung.pdf (accessed: 11.04.2022).
References
1. Aleksyuk YU. O., Moroz V. V. Creative-value interaction "teacher - student" in the digital environment of the university. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 1 (224), pp. 63-71, doi: 10.25198/1814-6457-222-63. (In Russ.)
2. Asadullin R. M., Frolov O. V. The crisis of pedagogical culture and some tasks of modern pedagogical thought. Obrazovanie i nauka, 2017, vol. 19, no. 2, pp. 9-31, doi: 10.17853/19945639-2017-2-9-31. (In Russ.)
3. Astashova N. A., Bondyreva A. B., Smancer A. P. Development of the axiosphere of the future teacher in the dialogue space of modern education. Obrazovanie i nauka, 2018, vol. 20, no. 7, pp. 32-67, doi: 10.17853/1994-5639-2018-7-32-67. (In Russ.)
4. Belyaev YU. B., Belyaeva A. B., Lizinskij V. M. Gaps between the professional preparation of students for educational activities and the practice of educational reality. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2019, vol. 2, no. 1 (58), pp. 87-98. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38497464 (accessed: 10.04.2022). (In Russ.)
5. Zagvyazinskij V. I. On the connection between methodology and technology in pedagogical research. Obrazovanie i nauka, 2015, no. 5 (124), pp. 4-14, doi: 10.17853/1994-5639-2015-54-15. (In Russ.)
6. Kalina I. I. Axiological foundations for the modernization of pedagogical education: monograph. Moscow, Drofa Publ., 2011. 304 p. (In Russ.)
7. Kalina I. I. Highly effective educational system: grounds and signs. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya, 2021, no. 4, pp. 9-17, doi: 10.31862/2500-297H-2021-4-9-17. (In Russ.)
8. Kalinin A. V., Vlasova N. V., Eroshenko YU. V. Formation of value-semantic competencies of students by means of subject content. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 4 (273), pp. 68-71. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27674591 (accessed: 06.04.2022). (In Russ.)
9. Kir'yakova A. V. Development of the axiological potential of the individual in the conditions of university education. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2006, no. 1 1(51), pp. 6-14. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26168555 (accessed: 09.04.2022). (In Russ.)
10. Kir'yakova A. V. Axiological dominants of teacher training at the university. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana, 2017, no. 3 (70), pp. 11-19, doi: 10.21510/1817-3292-2017-3-11-19. (In Russ.)
11. Kir'yakova A. V., Moroz V. V. Axiology of creativity: monograph. 2nd edition, revised and enlarged. Orenburg, Universitet Publ., 2019. 232 p. (In Russ.)
12. Kosygina E. A., Ott N. G. The system of spiritual and moral values of future teachers. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2021, no. 2 (155), pp. 3842. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45636185 (accessed: 10.04.2022). (In Russ.)
13. Ledovskaya T. V., Solynin N. E., Hodyrev A. M. Comparative characteristics of students' values during the identity crisis at different levels of pedagogical education. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika, 2019, vol. 25, no. 1, pp. 116-121. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37525963 (accessed: 10.04.2022). (In Russ.)
14. Lubkov A. V. Modern problems of pedagogical education. Obrazovanie i nauka, 2020, vol. 22, no. 3, pp. 36-53, doi: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54. (In Russ.)
15. Maslov S. I., Maslova T. A. Axiological competence and its functions in the professional training of teachers. Nacional'naya associaciya uchenyh, 2015, no. 7-1 (12), pp. 38-41. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28385496 (accessed: 03.04.2022). (In Russ.)
16. Moroz V. V., Saharova N. S. The development of students' creativity in the process of creative and valuable interaction "teacher - student". Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo
universiteta, 2018, no. 6 (218), pp. 61-69. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36915158 (accessed: 05.04.2022). (In Russ.)
17. Mosienko L. V. Implementation of the concept of value self-determination of students in the space of youth subculture: monograph. Orenburg, OGU Publ., 2015. 227 p. (In Russ.)
18. Nasretdinova R. R. Pedagogical axiology and innovation during the pandemic. Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii, 2020, no. 4, pp. 132-135. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44552127 (accessed: 11.04.2022). (In Russ.)
19. Ol'hovaya T. A., Kir'yakova A. V., Belonovskaya I. D Axiology of education: applied research in pedagogy: monograph. Moscow, Flinta Publ., 2021. 294 p. (In Russ.)
20. Pedagogical axiology: value dominants of our time: collective monograph / ed. N. A. Astashov. Bryansk, GK «Desyatochka» Publ., 2013. 300 p. (Scientific schools). (In Russ.)
21. Petrusevich A. A. Socially active position of students as a characteristic of the value-semantic sphere of personality. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2021, no. 3 (32), pp. 145-149, doi: 10.36809/2309-9380-202133-145-149. (In Russ.)
22. Hodyrev A. M., Danilova L. N., Ledovskaya T. V., Solynin N. E. The problem of systemogenesis of the values of pedagogical activity in the conditions of society digitalization. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika, 2020, vol. 26, no. 4, pp. 5-13, doi: 10.34216/2073-1426-2020-26-4-5-13. (In Russ.)
23. Robert I. V. Development of the axiology of education during the period of digital transformation. CHelovecheskij capital, 2021, vol. 2, no. 12 (156), pp. 9-14, doi: 10.25629/HC.2021.12.35. (In Russ.)
24. Popovanova N. A., Bartnovskaya L. A., Kazakova G. N., Kravchenko V. M. Conditions for the formation of value orientations of bachelors of a pedagogical university. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2018, no. 2, pp. 32-38, doi 10.24411/1813-145X-2018-10004. (In Russ.)
25. Values of teacher education: History and current state: monograph / under the scientific editorship of A. M. Khodyrev. Yaroslavl, RIO YAGPU Publ., 2020. 175 p. (In Russ.)
26. SHepilova N. A. Axiological approach in the preparation of students of the master's program of pedagogical education at the university. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept», 2016, vol. 15, pp. 556-560. Available at: http://e-koncept.ru/2016/96017.htm (accessed: 10.04.2022). (In Russ.)
27. YUzhaninova E. R. Value self-determination of university students in the axiosphere of the Internet as a pedagogical problem. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 2 (151), pp. 288-293. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18959858 (accessed: 05.04.2022). (In Russ.)
28. YAkovlev E. V., YAkovleva N. O. Axiological approach in pedagogical research: essence, meaning, implementation problems. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspect, 2010, no. 3, pp. 85-92. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15628981 (accessed: 09.04.2022). (In Russ.)
29. Carr D. Personal and professional values in teaching. Lovat T., Toomey R., Clement N. (eds.) International research handbook on values education and student wellbeing. Springer, Dordrecht, 2010. Pp. 63-74. DOI: 10.1007/978-90-481-8675-4_4.
30. Hawkes N. Values Education: a Pedagogical Imperative for Student Wellbeing. Educational Research International, 2013, vol. 2, no. 2, pp. 1-6. Available at: http://paper.researchbib.com/view/paper/9595 (accessed: 10.04.2022).
31. Herzmann P., König J. Lehrerberuf und Lehrerbildung. Bad Heilbrunn Julius Klinkhardt Verlag. Stuttgart, Klinkhardt, 2016. 208 S. Available at: https://www.pedocs.de/volltexte/2019/16731/pdf/EWR_2016_1_Drahmann_Rezension_Herzm ann_Koenig_Lehrerberuf_und_Lehrerbildung.pdf (accessed: 11.04.2022).
© Шипилина Л. А., 2022
Информация об авторах Шипилина Людмила Андреевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления, Омский государственный педагогический университет, Омск, Российская Федерация, ORCID ID-0000-0002-2627-5032, [email protected]
Information about the authors Shipilina Lyudmila A. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Professional Pedagogy, Psychology and Management, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation, ORCID ID-0000-0002-2627-5032, [email protected]
Поступила в редакцию: 21.04.2022 Принята к публикации: 05.12.2022 Опубликована: 22.12.2022